Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лескова Т. М.
заведующий кафедрой экономики
Забайкальского института железнодорожного транспорта (г. Чита),
кандидат экономических наук


ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ

Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.
Понятие "отсталость (слаборазвитость)" региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К проблемным принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть таких регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.
Депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране1 . Термин "депрессивные регионы" появился в начале прошлого века в Великобритании в связи с кризисом 1929 г. К депрессивным были отнесены старые промышленные центры, основной отраслью которых была угольная промышленность. Кроме того, в обрабатывающей промышленности, черной металлургии и судостроении существовала узкая специализация, которая складывалась на протяжении многих лет. Это привело к углублению неблагоприятной рыночной конъюнктуры и несбалансированности региональной экономической структуры. Под воздействием определенных комбинаций естественно-географических и исторических факторов эти регионы как бы выпадают из динамики общенационального экономического процесса2, 3 . В нашей стране в условиях планового ведения хозяйства, распределения ресурсов по экономическим районам на уровне государства понятие депрессивных регионов не использовалось.
Общим для всех депрессивных регионов является то, что, несмотря на низкие социально-экономические показатели в настоящее время, в прошлом эти регионы были развитыми. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т. п.) эти регионы потеряли свое экономическое значение, их социальные показатели значительно ухудшились.
Основной причиной депрессии, как правило, является состав и структура кризисных отраслей производства, находящихся на данной территории. Причинами депрессии в значительной части регионов Российской Федерации явились переходные процессы, такие, как разгосударствление, приватизация, спад производства, неконкурентоспособность производимой продукции, отставание от НТП, изменение сырьевой базы, появление новых рынков сбыта и потребителей и другие.
Для диагностики депрессивных регионов используются количественные критерии, предложенные разными авторами. Например, С.С. Артоболевским и Г. Вилкенсом предложены социально-экономические показатели для классификации российских регионов или индексы депрессии и их пороговые значения: падение индекса промышленного производства за 8-летний период, 1990-1998 гг. (реальный объем продукции в 1998 г. меньше 50,0% от среднего по РФ); объем промышленного производства на душу населения в 1995 г. (более чем 2500 руб.); уровень безработицы (14,0% или больше). По избранным показателям депрессии авторами выбрано восемь регионов: Амурская, Читинская, Калининградская, Пензенская, Псковская, Сахалинская и Еврейская автономная области4 . Используются и другие критерии отнесения регионов к депрессивным. В работе [1] использованы такие показатели, как индекс промышленного производства, уровень безработицы, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. На основании этих критериев к депрессивным отнесены: Псковская, Владимирская, Ивановская, Кировская, Тамбовская, Волгоградская, Курганская, Читинская, Еврейская автономная области, республики Чувашия и Удмуртия, Алтайский и Хабаровский края. Как депрессивный регион Читинская область названа и в работе А. Адамеску и В. Кистанова5 .
Среди выбранных регионов Читинская область имеет самые низкие показатели: индекс промышленного производства 29,5%, ниже показатель только в Еврейской автономной области. Уровень безработицы самый высокий - 5,2%, отношение денежного дохода населения к прожиточному минимуму опережает только Ивановскую область, Республику Чувашия и Курганскую область, но доля населения с доходами ниже прожиточного минимума самая высокая среди представленных регионов - 51,0%.
Одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития регионов, является величина валового регионального продукта. Период с 1999 по 2002 г. характеризуется ежегодным приростом валового регионального продукта (ВРП) Читинской области. За четыре года его реальный объем увеличился на 17,5%. Вместе с тем наблюдается замедление темпов роста: 1991 г. - 109,8%, 2000 г. - 109,3%, 2001 г. - 107,5%, 2002 г. - 101,6%. Объем валового регионального продукта на душу населения (с учетом уровня покупательной способности) остается крайне низким - 38,25 тыс. руб. при среднероссийском значении 66,0 тыс. руб. По этому показателю область находится на 63-м месте среди 89 субъектов РФ. Увеличение номинального объема валового регионального продукта, особенно в 1999-2000 гг., связано в основном со значительным ростом цен. Индекс-дефлятор, характеризующий среднее изменение цен на элементы ВРП, по сравнению с предшествующим годом составил: 1999 г. - 149,5%, 2000 г. - 136, 2001 г. - 106, 2002 г. - 114,9%. За прошедшие годы в структуре производства валового регионального продукта наблюдались тенденции преобладания удельного веса отраслей, оказывающих услуги над отраслями, производящими товары. Промышленный комплекс Читинской области представлен черной и цветной металлургией, машиностроением, лесной и деревообрабатывающей промышленностью, легкой, пищевой промышленностью. Объемы промышленного производства за период с 1991 по 1998 г. постоянно снижались, что характерно для депрессивных регионов. Так, индексы промышленного производства (в % к предыдущему году) составили: 1991 г. - 87,0%; 1996 - 87,0%; 1997 - 90,0; 1998 - 85,0 и только в 1999 г. индекс составил - 115,0%. Однако в последующие годы темпы роста значительно замедлились. В 2000 г. вышеназванный индекс был равен 107,0%, в 2001 г. - 104,0; 2002 г. - 97,0%. К причинам неблагоприятных тенденций в промышленности можно отнести:
- зависимость от собственников предприятия, проводящих политику сокращения производства, связанную с высокой себестоимостью вырабатываемой продукции, что обусловлено высокими ценами на продукцию и услуги предприятий-монополистов (постоянно увеличиваются тарифы на электроэнергию РАО "ЕЭС России");
- неконкурентоспособность многих видов продукции;
- физический износ основных фондов, устаревшие технологии производства (машиностроительный, станкостроительный заводы имеют основные фонды с 60-70% износа);
- недостаток оборотных средств, вследствие чего предприятия не в состоянии расширять производство. Кредиты предоставляются на условиях их возврата по истечении года, но длительные циклы изготовления продукции замедляют оборот оборотных средств и не позволяют предприятиям вовремя рассчитаться. Это значительно ограничивает желание директоров предприятий воспользоваться такими кредитами;
- высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды;
- падение спроса на продукцию;
- отсутствие внешних инвесторов;
- отсутствие кредитных ресурсов.
Транспортную инфраструктуру Читинской области составляют железнодорожный, автомобильный, авиационный, троллейбусный и автобусный транспорт. Транспортная система региона является важнейшим условием функционирования всех отраслей народного хозяйства, социальной составляющей уровня развития региона в целом. В объеме грузовых перевозок на территории области около 95,5% приходится на железнодорожный транспорт. Среди регионов Сибирского федерального округа по перевозке грузов железнодорожным транспортом Читинская область занимает четвертое место, уступая Кемеровской и Иркутской областям и Красноярскому краю.
Общими проблемами, характерными для всех видов транспорта, являются:
- падение платежеспособного спроса на грузовые и пассажирские перевозки;
- значительный износ основных фондов;
- рост цен на материалы, топливо и энергию, что существенно замедляет обновление основных фондов всех видов транспорта и ухудшает их состояние;
- неблагоприятное соотношение авиа-, железнодорожных тарифов и среднедушевого дохода;
- сложное финансовое состояние предприятий.
Важнейшим условием выхода региона из депрессивного состояния является инвестиционная привлекательность территории. К сожалению, динамика инвестиций в основной капитал на душу населения не внушает оптимизма. За период с 1996 по 1998 г. шло снижение инвестиционной активности, затем в 1999 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 140,2% к 1998 г., в 2000 г. - 155,7%, что, казалось, повлечет за собой и дальнейший приток инвестиций. Однако в 2001 г. индекс составляет уже 121,5% к 2000 г., а в 2002 г. происходит резкое снижение - до 56,8% по сравнению с 2001 г.
Основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий. Ситуация с нехваткой средств предприятий на инвестиционные цели усугубляется значительными темпами роста цен производителей промышленной продукции, в том числе на энергоресурсы и строительные материалы. Наращивание государственных инвестиций помогло бы в решении многих проблем депрессивного региона, но крайняя ограниченность бюджетных средств не дает этого сделать. Достаточно сказать, что в 2000-2002 гг. область участвовала в реализации 42 федеральных программ с объемом инвестиций 5094,1 млн рублей, но из федерального бюджета было профинансировано 1329,87 млн рублей или 21% в 2000 г., и 62% в 2001 г. к предусмотренным годовым лимитам.
Среди проблем, существующих в сфере инвестиционной деятельности, наиболее значимы:
- низкая инвестиционная привлекательность региона;
- ограниченность средств бюджетной поддержки;
- недостаточность финансирования из федерального бюджета;
- низкий инвестиционный спрос в связи с износом основных фондов в подавляющем большинстве предприятий;
- низкая адаптация предприятий области к требованиям внутреннего и внешнего рынков.
Для Читинской области как приграничного региона огромное значение имеет внешнеэкономическое сотрудничество. В настоящее время его основным видом является внешняя торговля, хотя возможности использования других форм весьма велики. У огромного по территории Забайкалья карликовая по размерам экономика, с невысокими темпами роста и примитивной структурой экспорта. Область имеет нищенский бюджет, в рамках которого очень трудно решать стратегические и текущие проблемы, стоящие перед регионом. Внешнеэкономические связи установлены в первую очередь с Китайской Народной Республикой и Монгольской Народной Республикой, как приграничными государствами. КНР является и, очевидно, будет оставаться важнейшим рынком сбыта продукции отраслей традиционной специализации Читинской области, которая из-за высоких транспортных тарифов и по другим причинам оказалась неконкурентоспособной на внутреннем российском рынке. В этом смысле торговля с Китаем выступает мощным фактором социально-экономической стабилизации. Транспортная инфраструктура, включая автотранспорт и особенно железнодорожную магистраль, способствует экономическому развитию региона.
Доля внешнеторговых операций, осуществляемых участниками ВЭД области, на территории Сибирского федерального округа в 2003 г. составила: в экспорте округа - 0,8%, импорта - 2,4%. Для абсолютного большинства предприятий Читинской области Китай стал абсолютным по значению торговым партнером. Его доля в полном обороте внешней торговли составляет более 90%, а экспорт почти полностью на 97,7% состоит из поставок в Китай. Увеличение доли Китая в объемах внешней торговли вызвано не только ростом поставок в эту страну, но сокращением вывоза в другие государства.
В то же время, несмотря на небольшой масштаб внешнеторговых связей с Китаем, неуклонное повышение роли этих связей в экономическом развитии области, особенно характерное для последнего десятилетия, в частности, привело к тому, что торговля с сопредельными китайскими регионами, традиционно рассматривавшаяся как относительно самостоятельный сектор народного хозяйства, превратилась в органичный компонент всей системы национального воспроизводства.
Ведущую роль в развитии интеграционных процессов в экономиках сопредельных регионов России и Китая играет частный сектор. Более того, в Читинской области соотношение интеграции "сверху" (путем осуществления государственной политики, направленной на ускорение хозяйственного сближения приграничных территорий) и "снизу" (путем активизации транснациональных коммерческих операций частнопредпринимательского сектора) меняется в пользу последней.
Его развитие ограничивает не только слабая конкурентоспособность выпускаемой в регионе продукции (причины были указаны выше), но и неразвитость инфраструктуры. Результатом длительного обсуждения проблемы развития приграничного поселка Забайкальск явился план мероприятий, выполнение которого началось в 2004 г. Благоустройство, создание новых коммуникаций, строительство гостиниц и кемпингов, открытие ресторанов и сети магазинов значительно повысит привлекательность поселка для туристов и деловых людей. Это повлечет за собой повышение активности бизнеса в приграничном сотрудничестве, что даст дополнительные доходы в региональный и муниципальный бюджеты.
Сравнительно небольшой экономический потенциал, моноспециализация внешней торговли наряду с некоторыми индивидуальными причинами обусловили невысокий, по сравнению с возможным, уровень приграничного сотрудничества.
Вместе с тем и формирование структуры экспорта происходит под воздействием множества негативных факторов, среди которых - отсутствие разработанной экспортной политики, непоследовательность правительства в области тарифного регулирования экспорта и пр. В то же время стабильное положение региона во внешнеторговом сотрудничестве во многом обусловлено удобным географическим положением и развитой транспортной инфраструктурой.
Крупнейшими участниками ВЭД являются частные предприниматели и хозяйственные общества. Продолжается тенденция изменения структуры участников ВЭД: снижение доли муниципальных и государственных предприятий и увеличение доли физических лиц.
Среди экспортеров преобладают физические лица, перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, без образования юридического лица (2003 г. - более 55% от общего числа). Второй по количеству категорией экспортеров выступали хозяйственные общества, которых насчитывалось 69, или более 26%. Эти две категории абсолютно преобладают в количественной структуре читинских экспортеров. Среди импортеров также количественно преобладают "физические лица, перемещающие товары, предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, без образования юридического лица" и "общества с ограниченной ответственностью", образуя долю более 70%6 . Несмотря на то что регион является приграничным и имеет потенциальные возможности в развитии внешнеэкономической деятельности, продвижение в этом направлении идет медленно. Связано это с нерешенностью ряда проблем:
- падение эффективности экспорта;
- отсутствие структуры, объединяющей региональных экспортеров;
- уход импорта в челночный канал;
- узость экспортной базы;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- проблема финансирования федеральных целевых программ.
Характеристика уровня жизни населения Читинской области дает представление о месте депрессивного региона среди субъектов Российской Федерации. Реальные денежные доходы населения в Читинской области на протяжении последних трех лет имели тенденцию к увеличению. Если в 1995 г. индекс доходов составлял 76,0% по отношению к 1994 г., то в 2002 г. он уже был равен 126,0% к 2001 г. Это отнюдь не говорит о величине реальных доходов в натуральном выражении. Среднедушевые денежные доходы, несмотря на ежегодный рост, в 2002 г. составили 23 427 руб., что позволило области занять только 61-е место среди субъектов РФ. Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике в 2002 г. составила в регионе 4246,2 руб. при среднероссийском уровне 4360,3 руб. Численность занятых в экономике в Читинской области в 2002 г. составила 469,4 тыс. человек - 83,6% от экономически активного населения. Из числа занятых в экономике 221,6 тыс. человек (52,3%) заняты на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности, в частном секторе - 152,3 тыс. человек (36%), их доля продолжает расти. В отраслях материального производства занято 64,3% работающих, в отраслях непроизводственной сферы - 35,7%. Снижение занятости в отраслях экономики области определяется прежде всего миграционным оттоком (выезжает на 6-7 тыс. человек больше, чем приезжает в область) и естественной убылью населения, которая составляет 3-4 тыс. человек. Таким образом, область ежегодно теряет около 10 тыс. населения, и в основном экономически активную его часть. Уровень безработицы в 2002 г. был равен 11,1% (по России - 8,0), уровень зарегистрированной безработицы 4,0% (по России - 1,8)7 .
Скудность регионального бюджета не позволяет выделять значительные суммы на помощь предприятиям, а инвестиционная привлекательность региона крайне мала. Возрождение обрабатывающей промышленности возможно только на инновационной основе, для этого требуется привлечение научных кадров, создания венчурных, инновационных фирм. К сожалению, научный потенциал региона очень слаб. На территории Читинской области действуют 14 организаций, выполняющих научные исследования и разработки (2,5 исследователя на 10 тыс. населения, по России - 28,9 исследователя). В их составе насчитывается 79 докторов наук, 544 кандидата наук, 70 профессоров, 400 доцентов. При этом круг научных интересов весьма широк, и крайне трудно сконцентрировать работу для решения актуальных технических или экономических проблем без программы.
Значительным тормозом в восстановлении промышленного потенциала региона, на наш взгляд, является отсутствие принятой программы развития промышленности страны и, конечно, региона. Программный подход для решения многих проблем экономики вполне оправдал себя, и, возможно, не надо дожидаться принятия Федеральной программы развития промышленности, а следует разработать региональную программу, в которой бы четко были определены приоритеты развития, просчитаны финансовые потребности, разработан механизм реализации.
Нехватка средств региональных бюджетов, отсутствие финансовой помощи и поддержки со стороны Федерального центра заставляют искать выходы из создавшегося положения сами регионы. Нам представляется, что большую роль в выходе региона из депрессивного состояния может сыграть малое предпринимательство. Опыт развитых индустриальных стран, справившихся со структурным кризисом середины 70-х гг. ХХ в., показывает, что вызванный кризисом глубокий экономический спад может быть преодолен не только с помощью государства. Эндогенное региональное развитие сыграло значительную роль в выходе регионов из кризисных ситуаций. "Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала проблемных регионов, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации и др., накопленный экономический капитал) и состояние "человеческого капитала" (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения")8.
К эндогенному "подходу" следует отнести и развитие сотрудничества между властными структурами и частными предпринимателями по формированию эффективной экономической среды, созданию разветвленной сети предпринимательских и производственных услуг, стимулированию развития кооперационных связей между предпринимательскими структурами.
Развитие малого предпринимательства в депрессивных регионах рассмотрим на примере Читинской области. Анализ динамики основных показателей развития малого предпринимательства за период с 2000 по 2002 г. включительно показывает, что за этот период произошли некоторые изменения в экономической активности малого предпринимательства на территории Читинской области.
За указанный период общее количество малых предприятий снижалось. При этом если на начало 2001 г. произошло увеличение на 2,1%, то уже на начало 2002 г. наблюдалось уменьшение на 5,6%, а на начало 2003 г. снижение составило 6,0%. Если же сравнить общее количество малых предприятий на начало 2003 г. с началом 2001 г., то за два года произошло достаточно значительное снижение - 20,7%.
Данная ситуация объясняется высоким ростом (до 2002 г.) малых предприятий в торгово-посредническом бизнесе. Это обусловлено либерализацией внешней торговли, падением потребительского платежеспособного спроса, что способствовало развитию малого предпринимательства в сфере торговли. Предприятия торговли компенсировали производство ввозом товаров невысокого качества и относительно дешевых, которые в основном завозились из Китая и Турции.
Сокращение числа малых предприятий частично можно объяснить ростом числа индивидуальных предпринимателей.
Усиление налогового бремени со стороны государства вызвало переход части малых предприятий в разряд предпринимателей без образования юридического лица, так как последнее обеспечивает возможность использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Численность занятых на малых предприятиях за три года изменялась неравномерно. Снижение на 24,1% наблюдается в 2001 г., но уже в 2002 г. положение улучшается, и по сравнению с 2001 г. рост занятых составляет 106,7%. Хотя количественно этот показатель не достигает уровня 2000 г., разница составляет 6,7 тыс. чел.
Неравномерность развития малого предпринимательства по отраслям является очевидной и зависит от многих региональных и отраслевых факторов, влияющих на формирование отраслевой структуры. В условиях неразвитости рыночных отношений и депрессивного состояния региона существует необходимость государственного регулирования малого предпринимательства. Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и институциональное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Регулирование предполагает использование государством или иными органами управления совокупности форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между государством, регионами и другими объектами управления с целью соблюдения интересов государства, общества в целом, предпринимательских структур, отдельных слоев населения и граждан.
Одним из способов регулирования, на наш взгляд, является использование отраслевых планов реструктуризации предприятий, развития производства, освоения новых видов продукции. Регулирование малого предпринимательства на основе отраслевых планов вполне возможно и необходимо в условиях развития рыночных отношений. К этому не следует относиться как к возврату к командно-административной системе, когда планы имели силу закона и регламентировали каждый шаг в хозяйственной деятельности, но ориентироваться на эти планы необходимо, тем более что они в настоящее время носят индикативный характер. Рассмотрим несколько примеров.
Дорожное строительство на территории региона содержит потенциальные возможности для развития малого предпринимательства в отрасли автомобильного транспорта. По данным на начало 2004 г., в городах и районах Читинской области работают 22 предприятия транспорта общего пользования, в том числе 9 акционерных обществ, 11 муниципальных предприятий, 2 некоммерческих партнерства. Но примечательно то, что в области работают еще и 800 предпринимателей, имеющих лицензии на перевозки грузов и пассажиров. С открытием новых транспортных маршрутов возрастет число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Так, в первом полугодии 2004 г. специализированными организациями автомобильного транспорта и индивидуальными предпринимателями Читинской области, занимающимися коммерческими перевозками грузов, перевезено 189,6 тыс. тонн грузов, в том числе малыми организациями - 88,9 тыс. тонн или 46,9%. Малыми организациями подотрасли "Автомобильный транспорт" перевезено - 2994,3 тыс. чел., что составляет 12,0%, малыми организациями других отраслей - 2579,1 тыс. чел., или 10,3% от всех пассажирских перевозок. Объем этих услуг возрос на 13,7% к соответствующему периоду 2003 г.9
Строительство как одна из отраслей промышленности имеет возможность развиваться более успешно благодаря повышению жизненного уровня населения и его вкладам в жилищное строительство, ремонт и перепланировку квартир. Планы застройки городов, поселков, других населенных пунктов являются отправной точкой для прогнозирования потребности в материальных, трудовых ресурсах малых предприятий. В настоящее время для производства отделочных работ во вновь построенном жилье в основном привлекаются малые предприятия или граждане, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность.
Особое внимание следует обратить на крупные фирмы, имеющие возможность планово и целенаправленно организовать производственную кооперацию с малыми предприятиями. Так, компания "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" заявила о намерении вложить 500 млн долларов в финансирование проекта по созданию в регионах сети малых предприятий по производству продукции из полиэтилена, основным потребителем которой станет жилищно-коммунальное хозяйство. Примечательно, что речь не идет о создании дочерних компаний или аффилированных структур. Наоборот, обязательным условием для создаваемых в рамках проекта малых предприятий будет выкуп ими, после достижения прибыльности и окупаемости затрат, той доли, которая первоначально будет принадлежать в этих предприятиях компании "ЛУКОЙЛ-Нефтехим"10 .

Из приведенных примеров видно, что существенное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают те отрасли, которые связаны с удовлетворением потребностей населения, что же касается промышленной сферы, то существует ряд проблем, ограничивающих развитие малых промышленных предприятий. Как было отмечено выше, это, прежде всего, разрушение базовых отраслей промышленности, низкий уровень развития производства на пока еще работающих предприятиях, не позволяющий привлекать малые предприятия на условиях контрактации, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, замкнутый цикл производства большинства перерабатывающих предприятий, где весьма ограничено присутствие малого бизнеса.
Несмотря на то что многие малые предприятия различных отраслей промышленности сформировались на базе и при содействии крупных предприятий, дальнейшее их развитие далеко не всегда связано с "материнскими". Одни из них перепрофилировали свою деятельность, другие - обанкротились, третьи продолжают существовать, выполняя посреднические функции. Удельный вес малых промышленных предприятий в структуре малого предпринимательства России снизился с 17,0% в 1994 г. до 12,0% в 2000 г.
В этих условиях важнейшей задачей является воздействие на развитие промышленных отраслей малого предпринимательства, способных взять на себя значительную часть проблем, связанных с развитием промышленного сектора в регионах и экономике страны в целом. При этом следует учитывать как региональную структуру крупного бизнеса, исторически сложившуюся в прошлом веке, так и изменения, произошедшие за последние десять лет. Например, формирование экономики Читинской области как ресурсодобывающего региона в советский период и снижение объемов производства на предприятиях перерабатывающей промышленности в перестроечный период сказались и на ограниченном развитии перерабатывающих отраслей промышленности малого бизнеса. Малые предприятия промышленности Читинской области составляют 15,0% от числа всех малых предприятий региона.
Следует отметить, что сформировавшаяся в России модель экономического роста в целом неблагоприятна для обрабатывающего сектора. Уровень рентабельности и, соответственно, инвестиционной привлекательности отраслей, производящих продукцию высокой степени переработки, существенно уступает сырьевым секторам экономики. Повлиять на существующее положение вещей могут только весьма значительные вложения в техническое перевооружение. Однако низкая инвестиционная привлекательность в промышленном секторе экономики не позволяет использовать заемные ресурсы, а собственных средств катастрофически не хватает. Помочь здесь может только федеральная промышленная политика, сбалансированная по отраслям экономики и направленная на повышение привлекательности обрабатывающего сектора экономики. В настоящее время его влияние на малый бизнес крайне слабо. До тех пор, пока не будут приняты меры к возрождению обрабатывающих отраслей, выводу их из кризиса, не будет значительного влияния этого сектора экономики на развитие малого предпринимательства.
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработаны "Основные направления государственной промышленной политики России", которые содержат принципиальные подходы, основные направления и механизмы формирования и реализации государственной промышленной политики для решения ключевых проблем экономического развития11 . В данном документе наряду с предложениями по развитию естественных монополий, интегрированных корпоративных структур, отраслевых комплексов, вторичного сектора экономики уделено внимание и развитию малого предпринимательства. Четкая и последовательная промышленная политика, несомненно, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, призван активно вторгаться в "ниши", придающие этой политике целостность, сбалансированность и требуемый социальный эффект. Промышленная политика позволит сделать естественной и продуктивной производственную кооперацию малого предпринимательства со средним и крупным бизнесом.
Особым покровительством должно пользоваться малое, наукоемкое, венчурное предпринимательство12 . Трудно не согласиться с таким суждением. Известно, что возможности малого предпринимательства используются в нашей стране крайне неудовлетворительно, особенно в инновационной сфере.
Вновь создаваемые малые энергичные и активные высокотехнологичные предприятия призваны постоянно подталкивать крупные предпринимательские структуры с целью повышения эффективности их работы.
В связи с этим большое значение приобретают устойчивое взаимодействие всех субъектов научно-технической и производственной сферы, развитие единой инновационной инфраструктуры, обеспечение эффективного использования национального научного и технологического потенциалов.


1 Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2000.
2 Зарубежный опыт антидепрессионной региональной политики / В.В. Алексеев, К.И. Зубков, А.П. Килин, В.В. Широгоров. - Екатеринбург: Наука, 1992. - С. 4.
3 Польская Н.М. Великобритания. Экономические районы и города. - М.: Мысль, 1974. - С. 39.
4 Артоболевский С.С. Вилкенс Г. Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки. - http//ieie/ncs/ru/and-and-recon.
5 А. Адамеску, В. Кистанов. Упорядочить государственную поддержку регионов // http //.
6 Тарасов А.П. Забайкалье и Китай: опыт анализа международных связей. - Чита, 2003. - С. 15.
7 Читинская область и регионы России: Стат. сборник. - Чита, 2004. - С. 46-47.
8 Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах с рыночной экономикой: Учеб. пособие. - М: Экономика, 1998. - С. 21.
9 Социально-экономическое положение в Читинской области в январе-июне 2004 года. - Чита, 2004. - С. 24-25.
10 О государственной промышленной политике России. Проблемы формирования и реализации. - М., 2003. - С. 17.
11 О государственной промышленной политике России. Проблемы формирования и реализации. ТПП РФ. - М., 2003.
12 Там же. - С. 16.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия