Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Терещенко Н. Н.
доцент Красноярского государственного торгово-экономического института

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Опыт развития большинства зарубежных стран показал, что рыночная экономика не может эффективно функционировать без дополнения рыночного саморегулирования государственным регулированием экономики.
Такое регулирование имеет особое значение на потребительском рынке России и осуществляется в виде, прежде всего, налогового регулирования.
Принятие нового Налогового кодекса РФ в целом оказало благоприятное воздействие на развитие потребительского рынка. Значительно снизилось количество уплачиваемых налогов. Отменены такие налоги, как налог с продаж, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и ряд других. Система налогообложения предприятий существенно упрощается, становится более контролируемой.
Местные органы власти также принимают меры по снижению налогового бремени предприятий сферы обращения, выполняющих функции социальной защиты населения. Так, например, законом Законодательного собрания Красноярского края "О ставке налога на имущество предприятий (в ред. от 04.03.2003 г. N 5 - 918) предусмотрено снижение ставки налога на имущество с 2% до 0,5% для аптечных учреждений края, предприятий торговли всех форм собственности, расположенных в северных районах и сельской местности, специализированных хлебных и молочных магазинов, в которых не менее 70% объема товарооборота приходится на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий.
Благоприятно сказалось на развитии предприятий сферы обращения и введение единого налога на вмененный доход. Введение фиксированного платежа этого налога в зависимости от размера площади обслуживания покупателей или количества работников, а также вида деятельности создало у предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания стимул к раскрытию данных об объеме продаж и размерах прибыли, позволило открыто использовать средства, оставшиеся после уплаты налога, на дальнейшее развитие предприятий и материальное стимулирование работников.
Проблемной при расчете единого налога на вмененный доход является установление достоверного уровня доходности торгового предприятия. У ряда предприятий торговли и общественного питания общая сумма доходов слагается из дохода от основной деятельности (в виде суммы реализованных торговых надбавок) и прочих доходов (в основном от сдачи имущества в аренду). По доходам от основной деятельности уплачивается единый налог на вмененный доход, по прочим доходам - налог на прибыль. Это усложняет систему налогообложения.
Проблемой является и определение размера вмененного дохода, при расчете которого, согласно действующему законодательству, используются показатель базовой доходности и коэффициенты К1, К2, К3. Коэффициент К1 характеризует зависимость дохода от кадастровой стоимости земли (которая в настоящее время в большинстве регионов страны окончательно не установлена). Коэффициент К3 представляет собой дефлятор, который должен соответствовать индексу цен. Однако с начала 2003 г., несмотря на инфляцию, данный коэффициент был принят в размере 1,0. Коэффициент К2 является корректирующим коэффициентом, отражающим зависимость дохода от вида деятельности; ассортимента реализуемых товаров, выполняемых социальных функций и т. д. Вместе с тем он не учитывает месторасположения предприятия, интенсивность покупательских потоков и ряда других важных факторов, оказывающих значительное влияние на деятельность предприятий.
Использование в качестве критерия при уплате вмененного налога размера торговой площади затруднено, так как в нормативных документах нет четкого определения понятия "торговая площадь". Ряд мелких предприятий розничной торговли (например, киоски) вообще не имеют торгового зала. Поэтому целесообразно использовать при уплате налога не размер торговой площади, а численность работников. Данный критерий более приемлем и потому, что существует проверенная методика расчета такой численности.
С 1.01.2005 г. в связи с введением в 2003 г. упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения становится только доход, уменьшаемый на величину расходов. Это, на наш взгляд, выгодно для самих налогоплательщиков, несмотря на определенное увеличение количества расчетов и соответствующей отчетности.
Другим элементом финансово-экономического регулирования потребительского рынка является кредитное регулирование.
В настоящее время для большинства мелких и средних предприятий, действующих в РФ на потребительском рынке, кредитные ресурсы недоступны из-за высокой ставки за пользование кредитом и отсутствия достаточного имущества, которое принимается под обеспечение кредита. Вместе с тем наблюдается положительная тенденция снижения банковской ставки за пользование кредитом - с 200% в 1995-1999 гг. до (в среднем) 18% в 2003 г. (снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Однако ставки за пользование кредитом остаются достаточно высокими. Например, в 2003 г. ставка за пользование кредитом в Европейском Центральном банке составляла 2% годовых; в Банке Англии - 3,75%, на Лондонской бирже по ставке LIBOR (USD) - 1,51%, по ставке LIBOR (EVR) - 2,23% годовых.
В связи с этим предприятия торговли и общественного питания в России используют в качестве основного источника финансирования кредиторскую задолженность, искусственно увеличивая ее размер с 30 дней (нормальный размер задолженности) до 180 и более дней.
Использование кредитного регулирования для стимулирования развития деятельности предприятий на потребительском рынке требует: продолжения курса на снижение ставки процента за пользование кредитными ресурсами; обязательного инкассирования выручки предприятий, пользующихся льготными и (или) инвестиционными кредитами, в банки, предоставляющие такие кредиты, повышения роли государственных органов власти как гарантов кредитов, выдаваемых малым предприятиям и предприятиям и организациям, выполняющих социальные функции, развитие лизинга и софинансирования.
Для осуществления кредитного регулирования необходимо создание соответствующих фондов с участием государства. Например, в ФРГ создан государственный орган в форме публичной корпорации - "Кредитное учреждение для восстановления" с долей государства в размере 80%. В Финляндии в начале 70-х гг. был создан фонд регионального развития, на 75% за счет средств государственных организаций, предоставляющий кредиты для создания нового бизнеса, развития и т. д.
В Японии в составе Министерства промышленности и внешней торговли (в управлении мелкими предприятиями) созданы национальная финансовая корпорация, занимающаяся кредитованием физических лиц; финансовая корпорация малого бизнеса, долгосрочные займы на льготных условиях; банк "Соко-Чукин", осуществляющий финансирование кооперативов и их организаций. В Великобритании поддержка малых предприятий осуществляется на основе гарантированных займов - где 70% займов гарантируется правительством, 30% - различными финансовыми институтами.
Для повышения эффективности кредитного регулирования в Российской Федерации необходимо с учетом зарубежного опыта создать соответствующие фонды.
Большую роль в финансово-экономическом регулировании играет прямое и косвенное ценовое регулирование.
Опыт свидетельствует о преимуществах косвенного регулирования цен и тарифов по сравнению с прямым регулированием. Например, в США применялся прямой контроль над ценами и тарифами в целях борьбы с инфляцией. По Закону Робинса-Пэтмена была объявлена незаконной любая дискриминация в ценах, установлен предел для скидок, промышленным фирмам было разрешено дифференцировать цены с учетом различий в издержках только при наличии доказательств, что такие соглашения не повредят конкуренции. С 1975 г. с момента принятия Закона о ценах на потребительские товары было отменено прямое государственное регулирование цен и предприятия получили свободу в вопросах установления цен. Большинство стран мира отказались от прямого воздействия на цены в качестве средства антиинфляционного регулирования и социальной политики.
В РФ в соответствии с действующим законодательством в настоящее время используются следующие методы прямого ценового регулирования: установление фиксированных цен и тарифов (например, тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги связи, газ сжиженный и керосин, реализуемый населению для бытовых нужд, тарифов за перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным транспортом);
установление минимальных цен на продукцию, товары, услуги (например, на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 ); декларирование повышения цен на продукцию производственно-технического назначения и на потребительские товары и услуги (например, цен на хлеб, тарифов за электроэнергию и услуги связи, услуги системы водоснабжения и канализации); общее "замораживание" цен или замораживание цен на отдельные товары; установление рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных цен; установление предельных уровней рентабельности при определении цен и тарифов на продукцию, услуги (например, в Красноярском крае установлен предельный уровень рентабельности на перевозки пассажиров и багажа городским электрическим транспортом в размере 20% к себестоимости, на тепловую энергию - 25%); установление предельного уровня торговых надбавок.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе регулировать:
- торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
- наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) и др.
В Красноярском крае в соответствии с Постановлением Администрации края от 24.09.2001 г. N 670-п "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" установлены предельные надбавки на следующие виды товаров: 1) на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, в размере 60% к ценам закупки (без учета НДС), за исключением хлеба из муки первого и второго сорта и соли; 2) на хлеб из муки первого и второго сорта и соль, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, в размере 20% к ценам закупки (без учета НДС); 3) на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), независимо от количества посредников, - на плодоовощные и мясные консервированные продукты - 45% к цене организации-изготовителя, в том числе надбавка розничного звена - 15%; на прочие продукты детского питания - 35% к цене организации изготовителя, в том числе надбавка розничного звена - 15%.
Перечень товаров народного потребления, реализуемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, которым осуществляется государственное регулирование торговых надбавок, включает: молоко (цельное и сухое), масло сливочное и растительное, макаронные изделия, муку, колбасы вареные, консервы молочные, консервы мясные, рыбу свежемороженую, крупы, сахар, свежие овощи и фрукты, соль, куриные яйца, школьно-письменные принадлежности, учебники.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие долгосрочное (свыше трех месяцев) хранение товаров народного потребления, входящих в Перечень товаров для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, за каждый дополнительный месяц хранения имеют право увеличивать предельную торговую надбавку на 2%, но не более чем на 10% (с учетом НДС) за весь период хранения.
Прямое регулирование цен государственными органами охватывает преимущественно цены на товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). При этом особое внимание уделяется предотвращению развития монополизма.
Косвенное воздействие на процесс ценообразования осуществляется через систему экономических рычагов - путем регулирования не самих цен, а факторов, влияющих на них.
К косвенным методам регулирования цен относятся:
- система налогообложения, определяющая количество налогов и их ставки,порядок расчета и включения в цену;
- уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка и условия кредитования;
- торговая политика государства, устанавливающая размер ставок экспортно-импортных пошлин и соотношение между ними;
- обменный курс валют, установленный Центральным банком;
- регулирование государственных расходов, заработной платы в государственном секторе, пенсионного обеспечения, размеров пособий, стипендий и т. д.;
- политика государства в области инвестирования, субсидий, льгот, государственных заказов и закупок, реализации экономических и социальных программ;
- административные ограничения и запреты, антимонопольное законодательство.
В связи с принятием нового Налогового кодекса в России были отменены практически все льготы по налогу на прибыль, в том числе льгота по освобождению от налогообложения части прибыли, направляемой на модернизацию и техническое перевооружение предприятий; на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Все шире используются косвенные методы государственного регулирования экономики и потребительского рынка.


Литература
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. Ч. 1-2. - М.: Элит-2000, 2002.
2. Красноярский край. Администрация. О государственном регулировании цен (тарифов) в крае: Постановление Администрации Красноярского края от 30 сентября 2003 г. - N 281-П.
3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения: Учебник /КГУ. - Красноярск, 2000.
4. Батраева Э. А. Ценообразование: Учеб. пособие. - Красноярск, 2000.
5. Патрикеев А. Дорогое сырье // Финансы. - 2003. - N 35. - С. 51.
6. Медведев А. Снова вниз // Финансы. - 2003. - N 35. - С. 43.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия