Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Исаева П. Г.
доцент кафедры налогов и денежного обращения
Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Алискеров М. С.
соискатель кафедры налогов и денежного обращения
Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)


Классификация исламских банковских продуктов и услуг по их актуальности и эффективности для клиентов
коммерческих банков
В статье описаны основные инструменты исламских банков в зависимости от их привлекательности для клиентов. Смоделировано несколько возможных ситуаций взаимодействия финансовых институтов со своими партнерами и рассчитана эффективность вложения средств для каждой из сторон
Ключевые слова: исламский банкинг, мушарака, мурабаха, мудараба, иджара, мудариб, раббаль-мал, салям, такафуль, музараат
УДК 336.71:297   Стр: 224 - 228

Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов. За арабскими названиями, однако, скрываются вещи, знакомые всякому мало-мальски сталкивавшемуся с банками человеку. На первый взгляд может показаться, что происходит некая непреднамеренная подмена понятий, но на самом деле в основе банковских продуктов соответствующих нормам Ислама лежит совсем иная, более настоящая, более социально-ориентированная идея, понятная только разбирающимся в экономике людям. Ведь фальшивая купюра похожа внешне на настоящую практически всем, только истинные знатоки могут определить, где просто ничем не обеспеченная бумажка, а где купюра, за которой стоит государство.
Сегодня исламские банки выполняют практически все традиционные банковские операции — депозитные, кредитные (или так называемое финансирование), аккредитивные, учет и переучет векселей, другие расчетные и платежные операции, инвестируют средства в промышленность, сельскохозяйственный сектор, кредитуют торговлю, сферу услуг, финансируют социальные проекты (ранее о подобных операциях уже упоминалось). В своей деятельности они используют разные методы финансирования, реализуют кредитное обслуживание прямых инвестиций, осуществляют кредитные операции на базе лизинга, аренды и др. в различных странах мира. Данные банки принимают долевое участие в современных предприятиях, кредитуют торговые сделки, в том числе с рассрочкой платежа, проводят комплексное расчетное обслуживание своих клиентов. Некоторые из исламских банков достаточно широко занимаются инвестированием средств в производственную сферу, в том числе в национальную промышленность, предварительно проводя всесторонний анализ инвестиционного проекта, контролируя ход его осуществления, а затем и деятельность вновь созданного на базе кредита предприятия [4]. Таким образом, исламские банки непосредственно сами становятся крупными инвесторами в национальных экономиках мусульманских стран. Более того, после оценки эффективности деятельности данных банков, правительства многих стран стали вводить поправки в существующее законодательство для создания более комфортных условий для их деятельности.
Для более полного представления об исламских банках возникает необходимость рассмотрения их операций, которые во всех отношениях носят беспроцентный (но не значит бесприбыльный или убыточный) и не спекулятивный — исламский характер. К основным продуктам и услугам исламских банков, как наиболее распространенным и общим относятся следующие:
1. «мушарака» — совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника.
Одним из инвесторов может выступать исламский банк. Данный вид операции рассматривается как наиболее отвечающий законам шариата и соответствующий природе и характеру деятельности исламских банков. При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, но участвует в полученной прибыли. При данной форме финансирования банк максимально заинтересован в выборе менее рискованных проектов, так как цели инвестора и инвестируемой организации совпадают.
Распределение прибыли осуществляется следующим образом:
– определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Данные расходы могут относиться как на общие расходы, так и исключительно к одной из сторон.
– оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника в совокупные расходы по проекту. Прибыль, предназначенная распределению, рассчитывается за минусом всех расходов, которые имел производитель за оговоренный срок. Очень важным моментом остается факт доверия, возникающий между инвестором и инвестируемой организацией.
При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании. Для многих банков и финансовых институтов данный аспект является неприемлемым, хотя если рассматривать данную позицию с точки зрения Исламских банков, это основополагающее правило.
Банк или финансовый институт рассматривается как реальный участник всех этапов операции и ее результатов. Однако на практике финансовое учреждение обычно уполномочивает финансируемую сторону на самостоятельное выполнение работ, исходя из того, что последняя — инициатор операции. Банк вмешивается в деятельность по проекту лишь в той степени, которая обеспечивает ему возможность контроля за ходом работ, соблюдением партнером согласованных условий, преодоления возникших проблем исключительно в целях защиты капиталов своих и учредителей.
Сделки по типу «мушарака» предполагают определенные условия финансирования. Эти условия зависят от того, что являют собой договаривающиеся стороны, от состояния капитала, характера распределения, порядка исполнения проекта. В первую очередь обусловливается, что каждый партнер обладает одновременно двумя функциями — доверяющего и доверенного лица. Не требуется, чтобы партнеры были мусульманами. Но если одна из сторон представлена мусульманином, то на него возлагается контроль за тем, кто таковым не является.
В системе «мушарака» капитал должен предоставляться обеими сторонами, при этом равенство вложенных средств не обусловливается. Инвестируемые средства должны относиться к свободно обращаемым, их размер, принадлежность и происхождение должны быть известны, чтобы избежать конфликтов при ликвидации дела или распределении доходов. Не возбраняется консолидация денег партнеров в единый капитал.
Сведение денежных ресурсов воедино сопровождается изменением вида собственности на них, поскольку они переходят в совместное ведение обоих партнеров, будучи как бы перекрестие передоверенными ими друг другу. Деньги вносятся на совместный счет компании в один из банков и тогда они становятся объектом не индивидуальной гарантии, но совместной. Вместе с тем, по правилам, не допускается смешивание личных средств партнеров с долями, образующими совместный капитал предприятия, если это не оговорено специально [5] .
Доход или убыток по результатам деятельности и порядок распределения их и ответственности должны быть четко оговорены в договоре, который, в противном случае может быть признан ущербным. В соответствии с традицией, доля каждого партнера в количественных категориях не определяется, но устанавливается в процентном соотношении или в дробных числах: половина, треть, четверть и т.д.
Под прибылью подразумевается часть, подлежащая распределению, т.е. остаток за вычетом расходов по реализации проекта.
Чистая прибыль распределяется между партнерами согласно договоренностям. Одинаково вложенному капиталу может соответствовать разная прибыль, что определяется разными подходами к ее исчислению. Прибыль может быть равной для всех участников предприятия, но может быть и дифференцированной. Это связано с тем, что один из партнеров может владеть большим мастерством, отличаться трудолюбием, обладать большими способностями для совершения сделки и т. п.
Участие в убытках рассчитывается, исходя из доли партнеров в капитале, если они имели место не по вине партнера. Если же убытки образовались в результате нерадения или других нарушений положений договора, то убыток второго партнера компенсируется виновным.
Практика исламского финансирования, по признанию самих ее разработчиков, не дает исчерпывающего представления о форме и методах финансирования по типу «мушарака». Эти методы определяются банками по усмотрению правлений и в зависимости от устоявшейся практики, их представлений о соответствии сделки шариату и других факторов. Некоторые же общие моменты сводятся к следующему:
– в зависимости от характера используемого капитала «мушарака» может иметь текущий характер, т. е. иметь целью краткосрочный инвестиционный проект.
– в зависимости от сроков финансирования «мушарака» может быть либо перманентной, либо временной.
– в зависимости от размера привлекаемых банком средств и их распределения во времени «мушарака» может быть пролонгированной или регрессирующей (убывающей).
– в зависимости от целей и сферы финансирования «мушарака» может распространяться на импортные и экспортные сделки, включать подрядные работы, операции на потребительском рынке, реализовываться в других разнообразных формах.

Для более четкой наглядности, хотелось бы привести 3 примера возможных вариантов инвестирования с различным исходом распределения прибыли:
Пример 1 (при учете, что произошел равный объем вложений): В инвестиционный проект Банк и предприниматель (инвестор) вкладывают по 1 миллиону долларов. Договор подписывается сроком на 3 года, с ежемесячным погашением основной суммы долга, и пропорциональным распределением прибыли в конце срока договора.
Если предположить, что при существующих расходах, по истечении указанного срока будет получена общая прибыль в размере 500 000$,
то прибыль Банка = 500 000$ x 1/2 (объем вложений в общем объеме в коэффициентах)= 250 000$
прибыль предпринимателя (инвестора) = 500 000 x 1/2 (объем вложений в общем объеме в коэффициентах) = 250 000$
Пример 2 (при учете, что произошел не пропорциональный объем вложений): В инвестиционный проект Банк вкладывает 700 000$, а предприниматель (инвестор) 300 000$. Сроки договора и общая прибыль аналогичны сроку и прибыли из прошлого примера:
Прибыль банка = 500 000$ х 7/10 (доля вложений в общем объеме в коэффициентах)= 350 000$
Прибыль предпринимателя (инвестора) = 500 000$ х 3/10 (доля вложений в общем объеме в коэффициентах)= 150 000$
Пример 3 (не имеет значения объем вложенных средств): Инвестиционный проект по истечении 3 лет не дал никакой прибыли, оказался убыточным. Инвестор и Банк получили лишь вложенные средства, получая их ежемесячно (так было оговорено в договоре).
Прибыль банка = 0
Прибыль предпринимателя (инвестора) = 0
Необходимо отметить, что данная форма взаимовыгодного сотрудничества может рассматриваться любой страной как некий путь, по которому могут войти в особые экономические зоны РФ инвесторы из стран Персидского залива. Финансовые средства, держателями которых являются арабские миллиардеры, могут в огромных количествах влиться в экономику страны, в форме инвестиций в различные перспективные бизнес проекты. В Российской Федерации огромное количество всех инвестиционных инициатив, проявленных какими-либо компаниями или венчурными фондами гасятся огромным уровнем недоверия. В данной же ситуации инвестор будет защищен пропорциональным разделением всей прибыли и убытков. Осознание того, что в случае негативного развития событий потеряют средства все участники, рождает некую толику доверия, столь необходимую в наше время.
Следующим продуктом, который хотелось бы рассмотреть, ввиду канонической близости к предыдущему, является договор «мудараба». Он представляет собой партнёрское соглашение, в котором одна сторона (раббал мал) предоставляет капитал, а другая (мудариб) использует его в деловых целях. По условиям соглашения, прибыль будет распределяться между сторонами, а убытки, в случае их возникновения, будут покрываться за счёт средств раббал мала, если только они не были вызваны нарушениями контракта со стороны мудариба [3]. Это основное отличительное свойство «мудараба», с которым согласны представители всех школ исламской мысли. Юристы в раннем исламе проявляли беспокойство по поводу того, что система «мудараба» могла оставить возможности для её злоупотреблений одной из сторон. По этой причине, юристы разработали ряд условий действительности контракта «мудараба» в целях защиты интересов как раббал мала, так и мудариба. На некоторые из условий взгляды юристов разнятся. Среди учёных распространено мнение, что при применении концепции «мудараба» к современным реалиям необходимо оговорить следующие моменты:
1) Банк — раббал мал не будет вмешиваться в текущие дела мудариба. Мудариб будет предоставлять банку регулярную отчётность о состоянии бизнеса. Надо отметить, что очень распространена практика, в рамках которой инвестор приглашает на работу в инвестируемую организацию бухгалтера, либо лицо, отвечающее за учет всех доходов и расходов, с целью исключения каких-либо разногласий по каким-либо финансовым статьям. Данная практика позволяет исключить необходимость в дополнительном контроле за деятельностью предпринимателя.
2) Мудариб может привлекать собственные средства под данный проект только с разрешения на это раббал мала. Таким же образом мудариб может привлекать средства из других источников на условиях «мудараба». Первый инвестор (раббал мал) имеет привилегированное право определения круга инвесторов, которые пожелают участвовать в проекте. Мудариба можно сравнить с наемным работником, отвечающим за то, чтобы работа была сдана качественно и в срок.
3) Мудариб не может выдавать кредиты из средств, полученных по системе «мудараба» без разрешения на это со стороны раббал мала. Для привлечения средств из других источников применяются похожие ограничения для мудариба. В рамках заключенного соглашения, какие-либо изменения не приветствуются, если же они все-таки имеют место (у раббал мала не хватает собственных средств, либо увеличились расходы на реализацию проекта), то они могут вступать в силу либо по обоюдному согласию (если речь идет как о технологическом процессе, так и о финансовых вложениях, либо только с согласия Раббал мала (если речь исключительно о финансах)
4) Финансовая ответственность раббал мала ограничивается его вкладом за исключением случаев, когда он увеличил свои обязательства, разрешив мударибу занимать средства от своего имени из других источников (надо отметить, что во многих случаях под вкладом понимается не только финансовые вложения, но и затраты времени связанные с оценкой целесообразности вложений в данный проект).
5) Прибыль, полученная от системы «мудараба», будет распределяться в заранее оговоренных пропорциях между мударибом и раббал малом. При этом необходимо учитывать, что пропорции зависят от величины труда затраченного на производство того или иного товара или предоставления той или иной услуги. Например, если фирма занимается извозом или доставкой, пропорции будут одни — в которых, скорее всего, основную прибыль получит инвестор, так как грузовой транспорт, являющийся основным источником прибыли, принадлежит инвестору. Если же речь идет о ювелирных украшениях, либо о какой-либо индивидуальной работе, искусстве или работе связанной с уникальными личностными или профессиональными качествами работников, то при большую часть прибыли обычно получает последний.
6) В случае несения убытков, за исключением случаев, когда убытки произошли по вине или халатности мудариба, все убытки несёт раббал мал. Если же все-таки наступает конфликт интересов, то вина или халатность мудариба должны быть доказаны. В большем количестве случаев данную вину определяет Шариатский совет, отвечающий за проведение сделок согласно нормам Ислама.
Исламским банкам разрешено брать соответствующий залог, тех, кто претендует на финансирование из их фондов, что является гарантией от недостаточно прилежного отношения к своим обязанностям с их стороны. Залог должен соответствовать по стоимости и по виду финансируемому предприятию. Очень часто само предприятие закладывает собственные здания, участки, транспорт, чтобы заверить инвестора (банк) в своей честности и порядочности.
Контроль над реализацией проекта начинается сразу после вынесения решения о его финансировании, вслед за началом практических шагов по его выполнению. Контроль осуществляется в процессе посещений соответствующими служащими строительной площадки или места работы, личных контактов с партнером банка по конкретным производственным надобностям, ознакомления с технической и бухгалтерской документацией, с ситуацией на складах. Как уже было сказано выше, очень распространена практика, при которой в организацию, за чьей деятельностью необходимо следить нанимается бухгалтер, представляющий сторону инвестора. Он ведет все финансовые дела, курирует все расходы, принимает все доходы. Данный шаг позволяет значительно увеличить лимит доверия Банка.
Если ущерб нанесен не в результате действий партнера банка, то вся его сумма относится на счет финансирующей стороны (банка или инвестора). Предполагается, что производитель работ несет потери за счет того, что его затраты на работы и связанные с этим расходы, не компенсируются. Тем более, если он не получал твердой оплаты за участие в предприятии, а рассчитывал на ожидаемую прибыль по его завершении (если проект долгосрочный, иначе выплачивается фиксированная зарплата).
Для более яркой наглядности, приведем пример:
Инвестор вложил 500 000$ в мастерскую по изготовлению обуви, в которой работают 2 мастера и 1 рабочий (подмастерье своего рода). Прибыль распределялась в следующей пропорции: 30% прибыли распределяется между работниками мастерской, а 70% принадлежит банку. По итогам отчетного периода мастер 1 изготовил 30% от общего количества выпущенной продукции, мастер 2 изготовил 50% от общего количества продукции и рабочий 20% соответственно.
По итогам отчетного периода была получена прибыль в размере 150 000 $. Распределение прибыли произойдет следующим образом:
Инвестор (банк) получает = 500 000$ (вложенные средства) + 150 000$ x 7/10 (70%) = 605 000$
Мастер 1 получает = 150 000$ х 3/10 (30% от общей прибыли для мастерской) х 30% (его личный вклад в общий объем выпущенной мастерской продукции) = 13 500 $
Мастер 2 получает = 150 000$ x 3/10 (30% от общей прибыли для мастерской) x 50% (его личный вклад в общий объем выпущенной мастерской продукции)= 22 500$
Рабочий получает = 150 000$ х 3/10 (30% от общей прибыли для мастерской) х 20% (его личный вклад в общий объем выпущенной мастерской продукции)= 9 000$
Данная схема наглядно демонстрирует перспективу и прозрачность, которыми оперируют Исламские банки. Взаимное распределение ответственности влияет на конечный результат с лучшей стороны.
Следующим продуктом, предоставляемым Исламскими банками своим клиентам является «Мурабаха» (с арабск. — перепродажа, биржевая игра). Это своего рода еще один инструмент, предлагаемый людям, неукоснительно соблюдающим нормы Ислама со стороны финансовых институтов. Применяется для финансирования какой-либо покупки клиентом. Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же в рассрочку, но по повышенной цене. Разница оговаривается заранее [2]. В качестве товара могут выступать как основные средства, так и оборотные активы.
Надо отметить, что данный продукт является аналогом таких продуктов как автокредитование, ипотечное кредитование и потребительское кредитование. Если традиционный банк выдает деньги под проценты на вышеупомянутые цели, то в данном случае банк приобретает выбранный клиентом товар, а затем, устанавливая свою торговую накидку, перепродает его клиенту. Торговая накидка, устанавливаемая банком, срок заключения договора, а также все существенные детали сделки должны быть определены до подписания соответствующего документа. Очень важным остается факт отсутствия каких-либо санкций за выход клиента на просрочку. Однако за банком остается право привлечения к оплате поручителей (если таковые имелись на момент заключения сделки), а также принять на баланс залоговые обязательства (если таковые в свою очередь имели место при заключении договора Мурабаха). О данном продукте более подробно будет сказано ниже, так как этот продукт предлагается одним из светских банков осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
Как было сказано выше практически все продукты и услуги, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и которые предлагаются компаниями, осуществляющими финансирование, имеют свои аналоги в Исламских банках. Даже такая услуга как лизинг оборудования, имеет огромное распространение в Исламских странах.
«Иджара» — одна из наиболее распространенных операций исламских банков. «Фактически это соглашение о лизинге. Банк покупает имущество, например самолет или оборудование, и сдает их в лизинг потенциальному покупателю (обычно в качестве клиентов выступают крупные фирмы, компании, корпорации). В ряде случаев эта операция может быть квалифицирована как лизинговый контракт купли-продажи, согласно которому клиент имеет право выкупить имущество во время действия контракта на лизинг» [2]. Движимое и недвижимое имущество исламский банк не может сдавать в аренду, если его использование арендатором предполагается для запрещенных шариатом целей, таких как: организация питейного заведения, торговля спиртным, размещение банка западного типа (в случае аренды недвижимости) и т.п.
С контрактом «иджара» в случае аренды с последующим выкупом, т.е. финансового лизинга, связано положение исламского закона, несоблюдение которого влечет за собой «гарар». С точки зрения шариата аренда и выкуп имущества — это две, связанные между собой, но в то же время сугубо различные сделки. Включение их в один договор приведет к двусмысленности и создаст ситуацию «гарар». Поэтому два договора заключаются отдельно друг от друга и при выплате арендной платы в размере стоимости имущества, включающей долю банка, право собственности переходит к клиенту — выполняется договор купли-продажи [1]. Таким образом, если клиент по окончании сделки лизинга отказывается от покупки арендуемого товара, то лизинговая компания имеет право оставить его в своей собственности, что случается крайне редко.
В контракте иджары имущество, как правило, приобретается по заявке клиента и передается в аренду на определенный срок. Что касается арендного платежа, он фиксирован как для арендатора, так и для арендодателя (им чаще всего выступает исламский банк). Эта плата обусловлена в контракте и не зависит от дохода или прибыли арендатора (в отличие от мушараки или мударабы). Арендатор по своему усмотрению может использовать арендованное имущество как для своих коммерческих, производственных целей, так и для личных, непроизводственных — скажем, аренды дома, квартиры, машины и иного имущества.
Следует отметить некоторые ограничения, связанные с операциями аренды или лизинга. Во-первых, в исламской экономике только оперативный лизинг признается законным, а финансовый лизинг (один из альтернативных видов кредитования) запрещен (так как это одна из форм кредитования). Как объясняют это различие мусульманские экономисты, аренда имущества не равносильна аренде денег. Арендуемое имущество имеет конкретную потребительскую полезность или выгоду, которую получает арендатор в процессе его эксплуатации. Эта полезность (например, производственная мощность машин) ощутима и может быть измерена в виде получения конечного продукта или услуги. В процессе эксплуатации полезность уменьшается, соответственно, уменьшается и стоимость имущества, что называется процессом амортизации. Значит, арендный платеж должен включать амортизационные начисления. В случае, когда деньги отдаются в долг, кредитор предполагает, что их пользователь также будет иметь некую выгоду или доход от использования этих денег, но ни один из них не знает на все 100%, какой именно доход принесут эти средства. Поэтому нельзя говорить о заранее определенной плате за использование данных средств, то есть устанавливать банковский процент за кредит. В ином варианте, когда будет установлена плата за пользование кредитом, заемщик столкнется с элементом гарара (неопределенности), так как он не может заранее с полной уверенностью сказать, какая будет сумма прибыли. А как было сказано ранее, данный элемент противоречит нормам Ислама, согласно большинству Исламских ученых мира.
Кроме того, даже при том, что арендная ставка фиксирована для арендатора, это не означает, что собственник имущества или арендодатель будет иметь фиксированную, определенную прибыль от арендных платежей как в случае с платежами по кредиту, которые стабильны для кредитора. Дело в том, что владелец арендуемого имущества несет расходы по поддержанию имущества в рабочем состоянии (техническому обслуживанию), обеспечивает ремонт в случае необходимости с той целью, чтобы полезность имущества не уменьшалась для арендатора. Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит также на собственнике имущества. А любые попытки переложить на арендатора эти расходы, либо получить арендную плату сразу за весь период считаются в контракте иджары незаконными. В то же время арендатор имущества не может отказаться от выплаты аренды или требовать уменьшить ее в течение действия договора, мотивируя это тем, что он какое-то время не использовал рабочее оборудование. Независимо от периода эксплуатации или простоя остаточная стоимость оборудования уменьшается с течением времени, следовательно, при отказе выплаты аренды арендодатель будет нести убыток, что является несправедливостью и запрещается в данном контракте [6].
Популярность аренды обусловлена тем, что подрядчики все больше убеждаются в том, что гораздо выгоднее использовать арендуемые машины вместо того, чтобы покупать их, пусть даже в кредит. При этом открываются возможности использования машин, на покупку которых не имеется средств, становятся доступны передовые технологии, отпадает необходимость иметь собственную ремонтную мастерскую, запасные части, содержать ремонтный персонал, существенно меньше оказываются потери средств от простоев машин в ремонте и пр. В этом заключается частная выгода аренды. К общим выгодам можно отнести сокращение количества используемых машин, увеличение темпов работ, повышение надежности производственных процессов, повышение качества работ, рост прибыли, финансовую стабильность, возможность перенести высвободившиеся средства в другие отрасли.
Очень часто случается, что в коммерческие банки обращаются организации испытывающие нехватку оборотного капитала. Для этого Исламские банки предоставляют услугу «Салям» — инструмент, позволяющий клиенту, обычно это крупное промышленное предприятие, быстро получить оборотный капитал для закупки средств производства. В этом случае банк несет существенные риски, так как, по сути, выдает деньги клиенту в долг, а долг не может являться предметом договора. Клиент фактически продает, а банк покупает несуществующий товар. Поэтому структура «саляма» на первый взгляд подпадает под понятие «гарара», однако шариат демонстрирует «способность гибко применяться к реальным потребностям экономики, учитывая особенности производственного цикла, в частности в отраслях с выраженной сезонностью спроса на оборотные средства. Поскольку речь идет о физическом продукте на выходе контракта, степень «гарара» признается несущественной в силу высокой вероятности того, что означенному сроку товар будет наличествовать» [1].
В части государственных инвестиций используется «Истисна» — вид контракта, предлагаемый исламскими банками, для современной крупной промышленности. Банк в этой сделке действует как генеральный подрядчик в строительном проекте, который будет передан потенциальному клиенту, а строительная компания выступает субподрядчиком, который обязывается завершить проект в определенные сроки и за определенную цену для конечного клиента [2]. Данная форма контракта заключается очень редко. Часто используется под «пилотные» проекты или проекты, связанные с межгосударственными компаниями и заключенными между ними рамочными контрактами.
Такафул (араб. — взаимное предоставление гарантии) — исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них (включая, прежде всего, денежное возмещение). По мнению мусульманских правоведов, в отличие от традиционного договора страхования договор исламского страхования (такафула) не содержит элементы гарара и рибы. Классический договор такафула должен включать в себя: — специальный механизм обоюдного разделения рисков и предоставления взаимной гарантии; — условия участия в договоре, где держатели полисов являются совладельцами фондов такафула; — условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами; — условия инвестирования, касающиеся использования уплаченных участниками взносов в не запрещенной исламом деятельности; — условия распределения результатов финансовой деятельности между участниками.
Мусавамах — торговля сырьевыми товарами. Похожа на финансирование по договору мурабаха. Запросы клиентов банка приобрести некоторые активы или товар от третьего лица. В отличие от мурабаха (там, где покупатель знает стоимость базового актива), в Мусавамах цена на товар указывается заказчиком, который может оставаться неизвестным. К стоимости товара банк добавляет определенную сумму прибыли и предлагает продать его клиенту, который имеет право принять его, отклонить или договориться о цене. Если он решается приобрести, то выплачивает согласованную сумму в рассрочку. Мусавамах обычно заключается, когда трудно определить стоимость конкретного товара или услуги или когда заказчик желает оставаться неизвестным.
В целях соблюдения шариата, есть ряд ограничений на Мусавамах:
● базовый актив должен сохранить свое качество, находясь в распоряжении продавца на момент продажи.
● продажи должны быть немедленными. Будущие даты продажи, считаются недействительными.
● активы должны иметь значение и быть полезными.
Можно отметить и Музараат (с арабск. можно перевести как «издольщина»). Исторически сложилось, что под музараатом понималось соглашение одного лица обрабатывать землю другого за определенный процент от стоимости урожая обрабатываемой земли. В настоящее время, это понятие получило более широкий, современный смысл — предоставление оборотного капитала на основе раздела прибыли двумя сторонами [7]. Имеет не такое распространение как предыдущие продукты.
«Мусакат» — инструмент, использующийся для заключения контракта для краткосрочного финансирования сельскохозяйственного сектора [2].
«Таварак» — контракт продажи, согласно которому покупатель приобретает товар в кредит и продает его другому лицу за наличные деньги, но по меньшей стоимости. Целью такой сделки является получение наличных денег, а не коммерческая выгода [2].
«Карз-аль-Хасан» — беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Предприниматели, нуждающиеся в средствах, могут получить необходимую сумму из банковских фондов. Если лицо не в состоянии вернуть ссуду, то деньги безвозмездно предоставляются из фонда Закята. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов). Это своего рода социальная программа, осуществляемая посредством банков.
Как в любом коммерческом банке понятие кредит имеет различные формы и виды, так и Исламские банковские продукты и услуги имеют свои модификации или можно сказать производные от вышеперечисленных сделок. Например, договор «Бай салам» — сделка купли-продажи, в которой покупатель платит согласованную цену за тот или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем (аналог сделки «Мурабаха», подразумевающая куплю продажу товара в рассрочку).
Также Исламские банки выступают посредниками в сборе Заката — банки создают Дом Заката для его сбора, обязательного налога (2,5% или как принято говорить одна сороковая часть от общего количества средств), взимаемого, в соответ­ствии с Кораном, с имущества состоятельных мусульман. Закят направляется на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ. Однако в Дом Закята помимо обязательного налога поступают и добровольные пожертвования мусульман.
Очевидно, что данный набор инструментов, основанный на предписаниях ислама, обеспечивает стабильность исламского общества в целом, и каждого члена этого общества в частности. Пользователь исламских банковских услуг получает более широкие возможности в осуществлении финансовых сделок и операций, нежели в традиционной банковской системе.
В заключение данного вопроса можно сказать, что Исламская финансовая система имеет огромный потенциал для устойчивости во время экономических потрясений и кризисов. Вместе с тем исламские банки предлагают обширный круг инструментов для осуществления широкого спектра услуг, что делает их конкурентоспособными в мировой банковской системе. Весь набор инструментов исламской финансовой системы предупреждает возникновение кризисных явлений, как в финансовой системе, так и в обществе. Ресурс не должен оставаться не вложенным, даже малая ее доля должна рационально использоваться на благо всего общества, для создания реальной добавленной стоимости, для создания новых рабочих мест, для создания стабильной экономической системы.
И надо признать, что, несмотря на столь малый период существования, Исламские банки смогли предоставить альтернативные традиционным банковские услуги, позволяющие удовлетворить финансовые потребности каждого мусульманина, вне зависимости от направления финансирования, формы, вида и масштабов.


Литература
1. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты // Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков. — М.:УММА, 2004. — С.68.
2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М.: Международные отношения, 2003. — С. 319.
3. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала Исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Беккина. — М., 2004 — С.49.
4. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре / Р.И. Беккин, Н.Г. Вовченко, Ю.С. Евлахова и др.; под ред. К.В. Кочмола. — Ростов– н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. — 388 с.
5. Шихихмедов Р. Особенности функционирования исламских банков // Корпоративные финансы. — 2002. — № 5. — 8 мая.
6. www.Islam.ru
7. www.islamic-economy.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия