Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (57), 2016
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Новиков А. В.
доцент кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Глобализационные тенденции и специфика российской экономики
Статья посвящена анализу перспектив глобализационных процессов в контексте их воздействия на российскую экономику и их преломления через призму институциональных факторов. Рассматриваются цели глобализации, выгоды и издержки глобализационных процессов, а также задачи России на современном этапе
Ключевые слова: глобализация, модернизация, институциональные особенности, неформальные институты общества
УДК 338.22.01; ББК 65.9 (2Рос)-1   Стр: 57 - 59

Экономическое развитие любого народа, коренным образом связано с его традициями, религией, национальным менталитетом и поэтому предполагает культурную и экономическую автономию, а, следовательно, и отстаивание национального государства, стремление к самоопределению и независимости. Принцип национальной принадлежности хозяйств основан на их цели: пользе того или иного национального государства.
Конец ХХ века ознаменовался кардинальными изменениями в мировом балансе сил, сменой привычного облика мироустройства, формированием новой модели мирового порядка.
Важный объективный процесс современного мирового развития принято называть глобализацией. Это «качественно определённый этап развёртывания тенденции усиления взаимосвязанности и взаимозависимости стран друг от друга» [11, с.725].
О феномене глобализации начали активно говорить в 90-е годы ХХ века. При этом наиболее острая научная дискуссия развернулась относительно определения момента возникновения процессов глобализации, о её связи и единой природе с модернизацией.
Ясное и однозначное определение понятия «глобализация» также пока не сформулировано. Существуют различные определения глобализации, что отражает сложность и неоднозначность этого явления. Глобализацию можно рассматривать с институционально-цивилизационных позиций как процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных цивилизаций, сложившихся в более или менее устойчивых территориальных границах на базе определённых этносов. Глобализацию также предлагается рассматривать как постоянно возрастающую взаимную социально-политическую зависимость государств [10, с. 44]. Под глобализацией понимают и новый этап мирового развития, характеризуемый возникновением обширных зон общих интересов.
Экономическая глобализация как «накопление структурных сдвигов и поэтапное формирование органически целостного мирового хозяйства» не является «изобретением» конца ХХ века [11, с.729].
Можно говорить о разных периодах модернизации/глобализации, имея в виду процесс проникновения и освоения европейцами удалённых континентов. Появление первых признаков глобализации было обусловлено как самим ходом исторического развития, так и рациональным типом мышления той эпохи.
Открытие Америки, а затем и первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана положили начало той глобализации, которая, начавшись с открытия и освоения новых территорий, то есть в области географии, очень скоро втянула в свою орбиту также сферу экономики, политики, культуры.
Глобализацию правильнее всего рассматривать, прежде всего, как объективно-исторический процесс, как реальность, в которой отражаются общие закономерности развития человеческого общества.
Однако в современной реальности глобализация проявляется в двух ипостасях.
Во-первых, как глобальное лидерство одного государства, как процесс становления системы глобального господства над мировой периферией и управление ею высокоразвитой частью мирового сообщества под эгидой глобального управляющего — США.
Во-вторых, глобализация это объективный процесс развития человеческой цивилизации, несущий, с субъективной точки зрения, и добро, и зло. Насколько же этот процесс объективен, какие последствия — негативные или позитивные — может ожидать от него каждое государство и каждый житель Земли — остаётся вопросом дискуссионным.
В начале, когда перспективы единства мира казались привлекательными, подчёркивались позитивные стороны глобализации как естественного продолжения модернизации и эволюционизма вообще. Глобализация означала усиление взаимосвязей и взаимозависимостей, повсеместное проникновение западного во все сферы жизни во всех уголках света. Большую роль играли и экономические аргументы: «глобализация — это хорошо, потому что это хорошо для экономики, а где хорошо экономике, там хорошо и всему и всем остальным. Государства, с их стремлением контролировать все области человеческой деятельности, вредны экономике, а глобализация позволяет преодолевать преграды, поставленные государственными границами» [2. с. 283–284].
С одной стороны, глобализация — сближение и усиление взаимосвязей и взаимовлияния народов и государств вследствие развития систем связи, передачи информации, усовершенствования транспорта.
К положительным сторонам процесса глобализации относятся выгоды международного разделения труда, возрастающий обмен технологическими новациями, высокая мобильность капиталов и рабочей силы, расширение товарных рынков, углубление политических, экономических, культурных связей между народами и государствами, развитие систем связи, передачи информации, усовершенствование транспорта [4].
В процессе глобализации стали видеть больше негативных проявлений, когда пришло понимание того, что современная глобализация проявляется в основном, в своей первой ипостаси. Это процесс навязывания единого стандарта во всех областях жизни мирового сообщества, установление единого мирового порядка, единой мировой религии, создания единой социально-экономической системы, создание надгосударственных структур (вроде Всемирной торговой организации), призванных обеспечить свободный обмен товарами.
Но свободный обмен товарами может быть справедливым только тогда, когда он совершается между более или менее равными партнёрами. Если же между партнёрами существует значительное неравенство, то такой обмен порождает несправедливость и препятствует утверждению справедливости в мире. Можно ли говорить о справедливости и свободе при существующем дисбалансе сил в мире, где военный бюджет всего одной страны, Соединённых Штатов, превосходит объединённые военные бюджеты стран Европы?
Современная глобализация — это навязывание единого американского стандарта во всех областях жизни мирового сообщества: «...то, что обычно называют глобализацией, на самом деле просто другое название господствующей роли Соединённых Штатов». (Из лекции, прочитанной Генри Киссинджером 12 октября 1999 года в Тринити колледже (Дублин, Ирландия)) [8, с.80–82].
Суть такого вида глобализации — американская импер­ская политика «открытых дверей», направленная на завоевание рынков других стран, осуществляемая или «мягким» способом — проникновение и подчинение экономик других стран, или с помощью силы.
Глобализация, в которой лидируют США, является неравномерной. Она отбрасывает одни страны назад, одновременно обеспечивая преимущества другим.
«Для того чтобы Запад мог отодвигать пределы роста, расширяя ресурсную базу своей технической, потребительской цивилизации, нужно, чтобы другие страны и цивилизации открыли для него свои ресурсы. Отсюда — концепция глобального «открытого общества» и «открытой экономики», где национальные государственные границы объявлены устаревшими, а попытки защищать местные экономики от международного хищничества оцениваются как проявления агрессивного национализма и традиционализма, которые должны пресекаться и наказываться» [9, с. 24].
Глобализация находит своё выражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, выражаясь в расширении взаимозависимостей между государствами, в формировании мирового информационного пространства, мировых рынках капиталов, товаров и рабочей силы, в обострении мировых экологических проблем, в усложнении политических взаимосвязей и культурных воздействий. Причём выражаются интересы транснациональных корпораций, локализующихся территориально в Северной Америке, что обуславливает крен экономических притязаний этих компаний в сторону развития, в основном, национальной экономики США и, в определённой степени, национальной экономики Европейского союза. [13]
«Глобализация — это победа капитала над национальными интересами незападных стран, поскольку выигравшие от глобализации страны Запада посредством неё успешно удовлетворяют собственные интересы». [12, с. 32.]
А.А. Зиновьев ввёл термин «западнизация» — «стремление Запада сделать другие страны подобными себе по социальному строю, экономике, идеологии, психологии и культуре». Цель — довести другие страны «до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному развитию, включить их в сферу влияния Запада, причем не в роли равноправных и равномощных партнеров, а в роли сателлитов или, лучше сказать, колоний нового типа». [6, с. 416.]
Глобализацию можно рассматривать как очередной этап, составляющую модернизации — навязанного Западом, не всегда и не для всех желательного и полезного, но необходимого компонента развития общества, как процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоение западного образа жизни.
Кроме того, глобализация означает, и этот факт надо принять как неизбежность, то обстоятельство, что теперь всё, что происходит на планете, не сводится к локально ограниченному событию, а касается практически всего мира.
Глобализация — это прежде всего объективно-исторический процесс, очередной этап процесса модернизации, ведущей силой которой является европейско-североамериканская цивилизация, причём, как и в XVII–ХIХ веках, когда для выживания страны были вынуждены переходить в своём развитии на путь модернизации, в начале ХХI века отдельные страны и народы практически не имеют возможности выбора — участвовать им или не участвовать в глобализации. Они обречены на такое участие естественным ходом событий. Глобализация как естественное продолжение модернизации — реальность, в которой с разных сторон отражаются единая природа человеческого общества и общие закономерности его эволюции. Будучи естественным процессом глобализация сама по себе не является ни плохой, ни хорошей, но на разные народы оказывает разное влияние [15].
Американский экономист и политик Патрик Бьюкенен выделяет четыре издержки процесса глобализации [3, с. 62–74].
Первая издержка — углубление разделения на богатых и бедных, как стран, так и отдельных людей. Проблемой становится всё более заметный разрыв между активным меньшинством (элитой) и остальным населением планеты, которое не может или не хочет участвовать в ускоряющейся гонке технологического и экономического соревнования.
Вторая издержка — утрата независимости и национального суверенитета. Страны перестают быть самодостаточными.
Третья издержка (для экономически развитых стран) — деиндустриализация и денационализация промышленности, что выразилось в перемещении капитала в государства с дешёвой рабочей силой, и неспособностью рабочих экономически развитых стран конкурировать с рабочими, приезжающими из развивающихся стран. Производители ищут выгод низкой оплаты труда, а рабочие стремятся найти более высокий заработок.
Четвёртая издержка — уязвимость страны к финансовым кризисам, причины которых вне контроля. В глобальной экономике весь мир всегда в одном шаге от катастрофы. В результате развивающегося процесса глобализации страдают все государства, вне зависимости от их экономического положения.
Смягчить вышеуказанные отрицательные последствия глобализации можно, выбрав альтернативный проект развития — экономический национализм [3]. То есть всемерное развитие национальных экономик, которые должны встать в жёсткую оппозицию свободному рынку, чтобы не лишиться суверенитета и не оказаться в зависимости от транснациональных корпораций.
Центральное звено глобализации — экономика, развитие которой неразрывно связано с существованием национальных неформальных институтов.
Воздействие на культуру служит изменению национального менталитета, без чего невозможно прийти к цели глобализации — установлению единого мирового порядка.
«По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки» [7, с. 109].
Современная глобализация в первую очередь проявляется в экономической сфере. С этим её проявлением непосредственно связано формирование общепланетарного информационного пространства, что обеспечивает единообразие элементов материальной цивилизации, ведёт к унификации картин мира и образов их отражения в культуре, традиционно свойственных тем или иным народам [14, с.205–218].
Культура в совокупности с генотипом формирует национальный менталитет, в том числе и экономический менталитет, определяющий модель хозяйственного развития нации. Это положение даёт право заключить, что глобализация ведёт в замкнутый круг развития, в котором формируется потребитель, потребляющий то, что выгодно транснациональным корпорациям, вне зависимости от того, что они производят — оружие, попкорн или наркотики.
Австрийский биолог и философ, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989), вычленяет «восемь смертных грехов цивилизованного человечества», угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Один из них (шестой) — разрыв с традицией. Этот разрыв наступает, когда младшему поколению уже больше не удаётся достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Седьмой грех — возрастающая индоктринируемость человечества, то есть унификация взглядов. Зондирование общественного мнения с помощью рекламной техники и искусно направляемая мода помогают тем, кто хочет, уничтожая индивидуальность, манипулировать большими массами людей, держа их в своей власти [9, с. 16].
Любая модель развития национальной экономики не только представляет собой своеобразное сочетание внутренних и внешних факторов, определяемых национальными или геополитическими особенностями, но и имеет специфику, относящуюся к различным историческим этапам и связанную с базовыми условиями на каждом из них. Поэтому в процессе любых реформ ключевой вопрос — это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным традиционным институциональным формам, выработанным на протяжении столетий, среди которых одной из основных представляется национальный менталитет. Т.е. это вопрос о соотношении традиций общества с процессами обновления [1, с. 22].
Цель глобализации — создание единой социально-экономической системы, управляемой из единого центра, которая обуславливает установление единого мирового порядка, отвержение национального своеобразия в экономике, культуре, политике и, следовательно, уничтожение необходимости существования национальных государств. И, в то же время, это навязывание единого американского стандарта — образа мышления, типа поведения на основе экономической выгоды и пользы — во всех областях жизни мирового сообщества.
Для реализации этой цели необходимо изменить традиционную систему ценностей: «осуществить космополизацию и деиндивидуализацию человечества, разрушить национальную и культурную самобытность, ослабить роль национальных языков, уничтожить базовые ценности» [5, с. 26].
Таким образом, одной из внешних угроз национальным традициям является процесс глобализации — «западнизация». В то же время, глобализация как сближение и усиление взаимосвязей и взаимовлияния народов и государств — процесс неизбежный и, в некоторой степени, полезный.
Но реалии таковы, что за позитивные результаты приходится платить определённую цену — экономическую, социальную, культурную.
В реальном мире должны быть национальные экономики, взаимодействующие друг с другом. В отдельных национальных экономиках критически важные решения должны приниматься на основе того, что лучше для нации, но что не наносит вред другим государствам.
Существует два понятия «глобализм»: первое — естественный процесс, со всеми, если не положительными, то неизбежными качествами, которые надо стремиться направить на пользу всего человечества, но которые будут реализовываться каждым государством на пользу своей экономике, культуре, геополитике. Второе — продолжение модернизации — вестернизация в самом худшем варианте. Нас пытаются уверить западные сторонники глобализации, что идёт глобализация первого типа, но стремятся в реальности насадить именно «западнизацию», выгоду от которой получит даже не государство США как таковое, а некие транснациональные объединения, центры которых, судя по ряду фактов, располагаются, скорее всего, в Северной Америке.
Таким образом, глобализация, как этап модернизации, — процесс естественный и неизбежный, но, опять же, как и модернизация, протекающий по-разному, в зависимости от возможности выбора каждой отдельной страной.
Важно найти правильную тактику адаптации национальной экономики к процессу глобализации.
Для развития России, поднятия экономики, оздоровления общества, появления у народа веры в возможности возрождения страны необходима идеология, отвечающая как социально-экономической и политической реальности, так и учитывающая особенности менталитета русского народа.
Первостепенной задачей России на современном этапе является сохранение и укрепление достойного места в системе мирового хозяйства. Решение данной задачи стало насущной проблемой после введения режима санкций и обострения международной обстановки в 2014 году. Достижение успеха в такой ситуации возможно только в случае сохранения национальной самобытности и развития по собственному пути, осознания собственных цивилизационных особенностей, использование заложенного всем ходом исторического развития в русской экономической культуре потенциала, преемственности традиций собственной хозяйственной культуры, заимствование и усвоение иностранной культуры в условиях отбора и ассимиляции, обновление экономики и введение новаций в соответствии с поступательным ходом общественного развития.


Литература
1. Алпатов Г.Е. Специфика предпринимательства в аграрном секторе России и экономическая безопасность в обеспечении населения продовольствием // Научный журнал НИУ ИТМО Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2014. — №  3. — С. 13–26.
2. Бек У. Что такое глобализация? — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
3. Бьюкенен П. Экономический национализм или глобальная экономика? // Предпринимательство. — 2001. — № 1. — С. 62–74.
4. Гагулина Н.Л. Экономическая трансформация: качество жизни и окружающая среда // Учёные записки РГГМУ. — 2013. — №  27. — С. 202–212.
5. Дуденков В.Н. Всеединство и глобализм. — СПб. СПбГТИ(ТУ), 2007. — 257 с.
6. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. — М. Центрполиграф, 1995. — 263 с.
7. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. — М. Эксмо, 2005. — 960 с.
8. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. — 2003. — № 1. — С. 80–88.
9. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Эксмо, 2003. — 544 с.
10. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 44–50.
11. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 1. Трансформация постсоциалистического общества / Под ред. К. Микульского. — М.: Изд-во «Экономика», 2003. — 757 с.
12. Федотова В. Мир культур против культуры мира // Свободная мысль. — 2003. — № 9. — С. 30–36.
13. Феофилова Т.Ю. Условия развития социально-экономической системы региона // Учёные записки РГГМУ. — 2014. — №  36. — С. 162–176.
14. Флиер А.Я. Культура как репрессия. — М. Диаграмма, 2006. — 320 с.
15. Чумаков А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. — 2009. — № 1. — С. 32–36.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия