Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Николаев М. В.
доцент кафедры экономики
Казанского государственного университета,
кандидат экономических наук


СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО АЛМАЗНОГО БИЗНЕСА

Современное изменение мирового алмазного бизнеса обусловлено процессами глобализации системы мировой экономики и характеризуется интенсификацией товарных и финансовых потоков, идущих через границы национальных государств, усилением влияния различных международных институтов. Благодаря развитию алмазных транснациональных корпораций (например, De Beers, АЛРОСА, Группа Ливаева, Рио Тинто), международная торговля мирового алмазно-бриллиантового рынка имеет тенденцию к быстрому росту за счет внутрифирменного взаимодействия между подразделениями компаний, находящихся в вертикальном отраслевом взаимодействии внутри алмазопровода.
В последнее время транснациональная политика приобретает одно из наиважнейших мест в мировом алмазном бизнесе. Кимберлийский процесс является ярким примером возможности влияния как межправительственных, так и неправительственных международных организаций на изменение структуры всей системы деловых взаимоотношений и развития мировой торговли.
Постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, значительно изменили систему формирования цен на алмазное сырье компаний продуцентов. Если до недавнего времени цены на алмазное сырье и бриллианты существовали без особого прямого воздействия друг на друга, то происходящие в последнее время изменения говорят об обратном. Изменение структуры алмазопровода имеет тенденцию к созданию существенной зависимости цен на алмазное сырье от ситуации на рынке ювелирных изделий бриллиантовой группы. Ценообразование на алмазное сырье, объемы добычи, реализация производителям бриллиантов будут определяться исходя из успешности проведения маркетинговых кампаний, во многом определяющих конъюнктуру рынка ювелирных изделий.
Ведущими производителями алмазного сырья в мировой экономике являются Ботсвана - 2,5% добычи (в стоимостном выражении), Россия (18,1%), Канада (16,5%), ЮАР (10,1%), Демократическая Республика Конго (10,1%). Вместе с тем, доля каждой из них при увеличении объемов добычи за определенный период времени может изменяться. Так, Канада в 2003 г. увеличила объем добычи в 3 раза (по сравнению с 2002 г.)[1].
Растет и экспорт бриллиантов. Основными экспортерами бриллиантов на общую сумму 25,6 млрд. долл. выступают Индия - 8 млрд долл. (в основном как производитель), Бельгия - 7,1 млрд. долл. (в основном как реэкспортер и производитель), Израиль - 5,5 млрд долл. (в основном как производитель и реэкспортер), США - 5 млрд долл. (в основном как производитель и реэкспортер). К основным же импортерами бриллиантов (на общую сумму 23,4 млрд долл.) относятся: США - 12 млрд долл. (в основном как потребитель), Бельгия - 6,4 млрд долл. (в основном как реэкспортер), Япония - 1 млрд долл. (в основном как потребитель), Индия - 0,6 млрд долл. (в основном как потребитель).
Алмазы добываются и в других странах, например в Намибии, имеющей, как и Россия, и собственное производство бриллиантов.
В последнее время у стран-продуцентов наблюдается тенденция к увеличению их роли в обработке и обороте алмазного сырья. Проявлением такой тенденции может служить создание в 1994 г. компании "Намдеб" (с 50% участия правительства Намибии и 50% - "Де Бирс", а также попытки правительства Намибии ориентировать "Намдеб" на поставки необработанных алмазов намибийским производителям бриллиантов. Крупнейшим намибийским производителем бриллиантов является компания LLD Diamond Namibia, в планах которой увеличение объемов производства для переработки до 15% всех добываемых в Намибии алмазов[2] . Об этом же свидетельствует создание компании "Бриллианты АК "АЛРОСА" с годовым оборотом в 2003 г. 126 млн долл. и превращение алмазодобывающей компании АК "АЛРОСА" с годовым оборотом в 2003 г. 126 млн долл. и превращение алмазодобывающей компании АК "АЛРОСА" и российской алмазогранильной "Смоленский Кристалл" в одни из ведущих стратегических фирм России.
Объем мирового производства бриллиантов в 2003 г. достиг 14,82 млрд долл. (по сравнению с 2002 г. увеличился на 1,1 млрд долл.).
Это производство распределено между странами следующим образом: Индия - 47% (7 млрд. долл.), Израиль - 20% (2,9 млрд. долл.), Страны Юго-Восточной Азии - 17% (2,5 млрд. долл.), Бельгия - 5% (0,78 млрд. долл), Россия и другие страны СНГ - 5% (0,7 млрд. долл.), США - 3% (0,5 млрд. долл.), ЮАР - 3% (0,5 млрд. долл.).
Таким образом, основными производителями бриллиантов являются Индия, Израиль и страны ЮВА, но Израиль теряет свои позиции в пользу Индии и стран ЮВА. По существующим оценкам, в ближайшее время большинство алмазов будут обрабатываться в Индии и странах ЮВА, а технологически сложные и дорогие камни производиться в Израиле, Бельгии и США. Вместе с тем, капитал, вложенный в производство бриллиантов в странах ЮВА, принадлежит в основном Бельгии и Израилю.
Основными потребителями неоправленных бриллиантов являются США, страны АТР, Ближнего Востока и Европы. В перспективе в их число могут войти также страны Южной Америки и Россия, имеющие растущий и емкий внутренний рынок.
Растет зависимость цен на алмазное сырье от ситуации на рынке бриллиантов и ювелирных изделий. Соответственно возрастает значение маркетинговых компаний, маркетинга в целом и на этих рынках, а также стратегических инициатив национальных и международных ТНК. Так, "Де Бирс" пересмотрел свою стратегию в пользу развития вертикальной интеграции - от добычи алмазного сырья до продажи ювелирных изделий под единой торговой маркой.
"Кимберлийский Процесс" продемонстрировал, вместе с тем, серьезность подхода всех участников алмазного производства и рынка к отстаиванию своих интересов, их стремление использовать алмазный бизнес в качестве эффективного экономического и политического средства решения ряда проблем в мировой торговле, в борьбе за удержание завоеванных позиций и расширение сферы влияния и на рынке алмазов и бриллиантов.
В частности, для России в настоящее время важен выбор стратегии продвижения продукции алмазных компаний в определенных сегментах рынка - выбор одной из трех стратегий - недифференцированной, дифференцированной и концентрированной.
Первая фактически игнорирует существование различных рыночных сегментов и предусматривает выход на рынок с одним продуктом - алмазом. Используются лишь массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании. Такая стратегия предпочтительна для алмазодобывающих структур.
Дифференцированная же и "концентрированная" стратегии необходимы алмазогранильным компаниям и производителям ювелирных изделий, для которых важна реализация продукции в конкретном сегменте мирового рынка.
Наибольший эффект в конкуренции России может обеспечить использование всех трех стратегий: недифференцированной - на стадии добычи и реализации необработанных алмазов, дифференцированной - на стадии производства и реализации бриллиантов, концентрированной - на стадии производства и реализации ювелирных изделий.
Глобализация алмазного бизнеса ведет к тесной взаимосвязи процессов интернационализации АБК России с экономикой разных государств, и необходимо взвешенно подойти к вопросу его интеграции в мировой алмазный рынок таким образом, чтобы обеспечить достаточный темп развития отрасли и сохранения государственных интересов в общей геополитике России.
Сырьевая база является основой алмазной отрасли и определяющим фактором дальнейшего развития алмазного и бриллиантового производства в России. При этом приходится учитывать, что объемы добываемого сырья напрямую зависят от мест их извлечения, принадлежности месторождений, способов финансирования их разработки, добычи и обогащения алмазов. Немаловажную роль играет также геологоразведка новых перспективных месторождений алмазного сырья.
Решение этих проблем - одна из стратегических задач России, с выполнением которой в значительной мере связано усиление ее позиций в международной конкуренции.
Эта задача может быть выполнена при условии существенных изменений в подготовке кадров для алмазно-бриллиантового комплекса. (См.: Инновационный проект на стр. 310.)


1 РДМК. - 2004. - N 8 (128).
2 Алмазы и золото России. - 2004. - N 11/12.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия