Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Грачев Г. В.
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета


Адаптация банковской системы РФ к новым ориентирам политики Банка России
В статье рассматриваются история и современное состояние банковской системы России. Особо отмечается высокая степень концентрации активов в отечественной банковской системе, снижение уровня конкуренции вследствие использования доминирующего положения крупнейшими частными банковскими группами и банками, подконтрольными государству. Анализируются действия Банка России по осуществлению банковского надзора, выдвигаются предложения по реформированию политики Центрального Банка в этой области
Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитная политика, банковский надзор, банковская система
ББК У26(2)210я73   Стр: 158 - 162

Банковская система современной России имеет длинную и глубокую историю. Первые неформальные институты, оказывающие финансовые услуги, квазикредитование, появились еще в Древней Руси. В то же время, о первых признаках сформировавшейся денежно-кредитной системы, первых аналогах банковских организаций можно говорить, начиная с середины XVIII века. Именно тогда появляются первые ссудные банки, предоставляющие услуги кредитования под залог драгоценных металлов. С развитием государства и активизацией общественно-политических, социальных, экономических аспектов жизни общества Российской Империи возникает потребность в более широком спектре услуг, предоставляемых будущими банками. Возникает отечественный бизнес, нуждающийся в агентах, обеспечивающих проведение транзакций, взаиморасчетов, предоставлении кредитных ссуд. К закату своего существования Российская Империя обладала классической и эффективной для того периода банковской системой, состоящей из Центрального Банка и сети банковских организаций.
С возвращением рыночной экономики в начале 1990-х го­дов стране потребовалась и банковская система. Еще в советский период начали возникать первые банки: 24 августа 1988 был зарегистрирован банк «Союз» в городе Чимкент (Казахская ССР), ставший первым негосударственным банком Советского Союза. На территории современной России первый коммерческий банк – банк «Патент» (современное название – банк «Викинг») появился 26 августа 1988 г. К моменту распада в Советском Союзе действовало 869 банков, и в 1990–1994 гг. банковская система России продолжала расти [1]. Пик количества банков в России пришелся на 1994 г., когда в стране существовало 2439 банков, после чего количество банков начало сокращаться. В первую очередь этот тренд обусловлен изменением политики Центрального Банка, установлением полноценного банковского надзора за участниками рынка. Помимо этого, безусловно, свое очистительное влияние на систему оказали финансовые кризисы конца 1990-х годов, и, в первую очередь, дефолт и кризис ликвидности 1998 года.
После возникновения системы страхования вкладов и ужесточения регулирования со стороны Центрального Банка, к середине 2000-х темп сокращения числа банков стал снижаться. Однако общий тренд на их сокращение остается неизменным, и, более того, в последние годы усиливается. По оценкам ряда экспертов (президент ВТБ Андрей Костин [2]), ситуация сохранится, и на горизонте пяти лет в России будет около 300 банков.
Рис. 1. Текущее и прогнозное количество банков в РФ, шт.

Следует отметить «качественное» изменение в политике Центрального Банка последних лет. Основным драйвером сокращения числа банков до 2013 года был самостоятельный уход с рынка или отзыв лицензии у мелких банков в связи со слабым капиталом. С приходом нового руководства Центрального Банка в 2013 году начинается новый период в истории банковской системы, который можно обозначить как процесс «расчистки» системы.
Отзыв лицензии – крайняя мера, используемая Центральным Банком в процессе осуществления функции надзора. Банк России прибегает к ней в том случае, когда видит неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативов и требований Банка России [3]. Ключевыми причинами отзыва лицензии становятся снижение нормативов достаточности капитала ниже необходимого уровня, снижение размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, неисполнение обязательств перед вкладчиками и контрагентами.
Однако, важнейшим трендом последних двух лет, является отзыв лицензии у кредитных организаций, в основе которого лежит подозрение банков в незаконной деятельности, участия в процессе «отмывания» доходов, полученных преступным путем, нелегальной деятельности. Ярким примером является отзыв лицензии у «Мастер-Банка» 20 ноября 2013 года (в соответствии с сообщением Банка России «Кредитная организация была вовлечена в проведение крупномасштабных сомнительных операций, не соблюдала требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4]). Банк России, в данном случае, все более строго исполняет свои надзорные функции. Большинство последних отзывов банковских лицензий основывается, в том числе, и на нарушении требований в части противодействия нелегальным операциям.
Более того, следует отметить, что отныне принцип «too big to fail» больше не действует, что подтверждают отзывы лицензий у банков «Российский кредит» (24 июля 2015 года [5]) и «Пробизнесбанка» (12 августа 2015 года [6]), вовлеченных в сомнительные операции. Эти банки входили в топ-50 в стране по активам, однако их размер и степень вовлеченности в банковскую систему не стали причинами, позволившими остановить действия Банка России.
Помимо устранения банков, связанных с нелегальной деятельностью, или способствующих «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, Банк России стремится очистить банковскую систему от кредитных организаций, способных вызывать системный кризис в экономике страны. Это банки неспособные обеспечить необходимую достаточность капитала, не обладающие необходимой подушкой ликвидности и проводящие рискованную кредитную политику. В зависимости от степени их системной значимости, вовлеченности в контрагентские отношения с другими банками и степенью влияния на экономику Банк России также принимает решение об отзыве лицензии или о санации этих кредитных организаций.
Таким образом, политика Банка России осознанно направлена на сокращение числа банков путем «вычищения» с рынка слабых игроков, устранения организаций, замешанных в незаконных операциях, предотвращения потенциальных банкротств путем использования механизма санации или отзыва лицензии. С другой стороны, банковский сектор сам активно трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования.
Снижение экономической активности, турбулентность на валютном рынке, общее замедление экономики России в 2014–2015 гг. неминуемо приводит к возникновению осложнений в банковской системе. Ответом на вызовы, ставящиеся экономикой, может быть структурное изменение самой банковской системы, «новый банковский передел». Сделки M&A (слияния и поглощения) всегда происходили на отечественном банковском рынке, однако в 2013–2015 годах их количество и степень влияния на банковскую систему существенно возрастает.
Особо выделяется Сбербанк России, исторически занимающий доминирующее положение на банковском рынке. Значительную долю рынка имеет группа ВТБ, а остальные участники рынка традиционно воспринимаются как независимые игроки. Однако специфика банковской системы показывает, что степень концентрации в российском банковском бизнесе крайне велика благодаря сделкам M&A, санациям и объединениям банков, находящихся под влиянием одного акционера.
На 01.08.2015 российская банковская система характеризуется следующим распределением активов среди 30 крупнейших банков (совокупные активы БС – 69 658 859 044 тыс. руб.).

Таблица 1.
Активы банковской системы РФ [7].
Название банкаАктивы на 01.08.2015, тыс. руб.Доля, %
1СБЕРБАНК РОССИИ20 590 027 27529,56
2ВТБ8 245 478 94511,84
3ГАЗПРОМБАНК4 513 045 5956,48
4БАНК ФК ОТКРЫТИЕ2 681 566 3643,85
5ВТБ 242 546 178 4433,66
6РОССЕЛЬХОЗБАНК2 213 166 4173,18
7АЛЬФА-БАНК1 853 160 5032,66
8БАНК МОСКВЫ1 580 175 2772,27
9ЮНИКРЕДИТ БАНК1 222 798 6021,76
10ПРОМСВЯЗЬБАНК1 023 486 4801,47
11РАЙФФАЙЗЕНБАНК827 893 4981,19
12РОСБАНК814 777 0461,17
13МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК791 171 0031,14
14ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК ОТКРЫТИЕ604 627 0940,87
15БИНБАНК588 080 2270,84
16БАНК САНКТ-ПЕТЕРБУРГ515 673 3030,74
17РОССИЯ509 239 8990,73
18АК БАРС477 539 9980,69
19РУССКИЙ СТАНДАРТ420 071 2470,60
20СИТИБАНК402 950 3830,58
21СВЯЗЬ-БАНК373 973 8430,54
22УРАЛСИБ331 231 6270,48
23НОРДЕА БАНК329 261 0270,47
24УБРР321 234 3920,46
25СОВКОМБАНК312 935 8270,45
26МДМ-БАНК311 670 0550,45
27ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)293 486 0710,42
28СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП-БАНК)280 886 4510,40
29МОСОБЛБАНК276 728 8960,40
30БАНК ЗЕНИТ272 321 0840,39

На 10 крупнейших банков России приходится 67% всех активов банковской системы. Рынок банковских услуг в России можно отнести к умеренно концентрированным рынкам. (Индекс концентрации CR=0,67, Индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI=1112).
Рис. 2. Рыночные доли 10 крупнейших банков РФ, %

Основным драйвером возникновения банковских групп являются классические сделки M&A, проводимые в интересах укрупняемого банка. Примерами экстенсивного роста на основе сделок слияния и поглощения является покупка акционерами Бинбанка долей в МДМ-банке в июле 2015 года, и последующее объявление об объединении двух банков или покупка банком «Открытие» «Ханты-Мансийского Банка». Примером обратного M&A является покупка банком «Открытие» банка «Номос», при котором меньший банк поглотил более крупный.
Менее очевидным фактором передела на банковском рынке является процесс санации, активно использующийся при помощи Банка России. Санация представляет собой комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия, применяемый для предотвращения его банкротства [8]. В случае санации кредитного учреждения этот банк передается новым собственникам и им же выделяются финансовые средства, с помощью которых организация может восстановить платежеспособность, осуществить выплаты по своим обязательствам. По восстановлении самостоятельной деятельности банка стабилизационные кредиты и иные заемные средства, предоставляемые для санации, возвращаются.
За последние два года целый ряд крупнейших банков России сменили собственника именно в результате процесса санирования. В качестве примеров можно привести крупнейшую санацию – поглощение группой ВТБ «Банка Москвы», а также целый ряд случаев, когда у крупнейших по активам банков лицензия не отзывалась, а бизнес банка переходил новому собственнику со стабилизационным кредитом со стороны Центрального Банка. Такими примерами могут стать санации: банка «Траст» банком «Открытие» (2014), «Балтийского банка» «Альфа банком» (2014), «Мособлбанка» «СМП банком» (2014), банков группы «Рост» «Бинбанком» (2014).
Таким образом, наиболее корректно оценивать степень концентрации банковского бизнеса, используя не формальные критерии размеров того или иного банка, а объединяя кредитные организации в банковские группы. Используя этот подход, можно выделить несколько крупнейших частных и квази-государственных банковских групп, объединяющих несколько банков [9]:
• Группа Сбербанка (Сбербанк, Денизбанк Москва, Сетелем банк)
• Группа ВТБ (Банк ВТБ, Банк ВТБ-24, Лето-Банк, Банк Москвы)
• Группа Газпромбанка (Газпромбанк и ГПБ-Ипотека)
• Группа Открытие (Банк ФК Открытие, Ханты-Мансийский банк Открытие, банк Траст, находящийся в процессе присоединения банк Петрокоммерц)
• Группа Альфа (Альфа-банк и Балтийский банк)
• Группа Промсвязьбанка (Промсвязьбанк и Банк Возрождение)
• ГруппаБин (Бинбанк, МДМ-банк, Бинбанк кредитные карты, Бинбанк Мурманск, Рост-банк, банк Кедр, СКА-банк, АККО-банк и Тверьуниверсалбанк)
• Группа Сосьете Женераль (Росбанк, Дельтакредит банк и Русфинансбанк)
• Группа СМП (СМП-банк, Мособлбанк, Инвесткапиталбанк, Финанс Бизнес Банк, Инресбанк)
Причины разделения банковского бизнеса на разные банки внутри группы отличаются. Ключевые – это получение активов в результате санации (впоследствии санируемые банки будут присоединены к санаторам) и покупка активов (купленные банки также впоследствии должны быть присоединены). Зачастую, отечественные банки получают дочерние банки, покупая иностранные активы: после покупки одного из крупнейших турецких банков «Денизбанк» (Denizbank), Сбербанк получил контроль над дочерним банком этого турецкого банка в России. Другой важной причиной становится нежелание навредить имиджу бренда головного банка (например, Лето-банк у группы ВТБ).
Рис.3. Рыночные доли 10 крупнейших банковских групп РФ, %

В соответствии с принятым разделением 72% бизнеса в банковском секторе контролируется ключевыми игроками рынка. Более того, процесс укрупнения существующих банковских групп из ТОП-10 продолжается. Ключевые показатели (Индекс концентрации CR=0,72; Индекс Херфиндаля-ХиршманаHHI=1299) свидетельствуют о том, что рынок остается рынком с умеренной концентрацией.
Помимо этого, следует уделить особое внимание группе банков, прямо или косвенно контролируемых одним собственником – государством. Государственное влияние на банковский сектор, разумеется, существует во всех странах. Основным агентом, оказывающим влияние на сектор, осуществляющим банковский надзор и регулятивные функции в большинстве стран является Центральный Банк. Помимо этого, в большинстве стран существуют банки или квазибанковские организации, выступающие «агентами развития» и выполняющие иные функции, в реализации которых заинтересовано государство. Такие организации также являются подконтрольными государству.
Важная особенность российского банковского рынка заключается в том, что на нем крайне незначительное место занимают иностранные игроки. Большинство стран с посткоммунистическим переходом к рыночной экономике приветствовали иностранные инвестиции в банковский сектор, тем самым, заимствуя не только капитал, но и лучшие практики мирового банковского бизнеса. В результате, например, в Чехии и Венгрии почти 90%, а в странах Прибалтики 95–99% банковского бизнеса контролируется зарубежными финансовыми институтами (в основном, немецкими и скандинавскими) [10], в России этот показатель никогда не превышал 25%, а на данный момент составляет менее чем 8%. В России исторически место крупных иностранных игроков стали занимать локальные частные и государственные банки.
Профиль российской банковской системы, в целом, сходен с аналогичными системами развитых стран, однако, отличается от них существенно более высокой степенью концентрации и влиянием государства как контролирующего акционера. Для большинства развитых экономик мира нехарактерно существование большого числа банковских кредитных организаций, принадлежащих государству и работающих на конкурентном рынке. Это отличие объясняется, прежде всего, стратегической важностью банковского сектора, стремлением органов государственной власти создать и обеспечить экономическую безопасность и создать режим наибольшего благоприятствования госбанкам, сохранить возможность оказывать влияние на этот рынок. С другой стороны, исторически в российской экономике всегда существовал «фактор Сбербанка», крупнейшего банка перешедшего из системы СССР. Сбербанк, являясь коммерческим банком, исполнял социальную функцию, имел базу лояльных клиентов, вследствие чего всегда оставался под контролирующим влиянием государства. Однако, за последние 10 лет количество «госбанков», а также объем активов банковской системы, принадлежащих им, стабильно увеличивается. Политика государства и регулирующих органов приводит к уверенному тренду на «огосударствление» банковской системы.
К «госбанкам» следует отнести банки, прямо или косвенно контролируемые государством или государственными органами. Одна часть таких банков полностью контролируется государством (Россельхозбанк на 100% принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества), или государственным органом (52,32% Сбербанка принадлежит Центральному Банку), другая часть – государственной компанией (Газпромбанк контролируется Газпромом и принадлежащими ему компаниями).
Крупнейшие госбанки получали активы как естественным путем (приобретая и создавая дочерние банки), так и в результате санации (крупнейшая санация с участием государственного банка – санация Банка Москвы). С кризиса 2008 года подконтрольный государству «Внешэкономбанк» является контролирующим акционером двух крупных банков: «Связь-банка» (21 место по активам, 369 млрд рублей) и банка «Глобэкс» (28 место по активам, 273 млрд рублей). Эти активы были получены «ВЭБ» в результате санации. Помимо этого, Агентство по страхованию вкладов, являющееся государственной корпорацией контролирует банк «Российский Капитал» (40 место по активам, 270 млрд рублей), используя его как инструмент санации и в дальнейшем рассматривающее возможность использования этого банка в качестве универсального банка для «токсичных активов». Полные данные по «госбанкам» находящимся под контролем государства рассчитаны в таблице.

Таблица 2.
Совокупные активы «госбанков» [11].
 Активы, тыс. руб.Акционер
СбербанкСбербанк20 590 027 27552,32% - Банк России
Сетелем96 082 56579,2% – Сбербанк
ДенизБанк Москва19 240 651100% – Denizbank (Турция), который на 99,85% контролируется Сбербанком
ВТБВТБ8 245 478 94560,93% – Росимущество
ВТБ-242 546 178 44399,92% – Банк ВТБ
Лето Банк49 415 659100% – Банк ВТБ-24
Банк Москвы1 580 175 27796,88% – Банк ВТБ
ГазпромГазпромбанк4 513 045 59589,77% – Газпром и подконтрольные структуры
ГПБ-Ипотека12 901 211100% – Газпромбанк и подконтрольные структуры
РСХБРоссельхозбанк2 213 166 417100% – Росимущество
ВЭБГлобэкс272 269 26599,99% – ГК ВЭБ
Связь-Банк373 973 84399,65% – ГК ВЭБ
МСП Банк134 333 098100% – ГК ВЭБ
Росэксимбанк25 989 131100% – ГК ВЭБ
АСВРоссийский Капитал205 911 54199,99% – ГК «Агентство по страхованию вкладов»
РостехНовикомбанк267 673 51557,66% – ГК «Ростех» и ОАО «Рособоронэкспорт»
РЖДАбсолют банк236 627 77399,91% – НПФ «Благосостояние» и другие структуры подконтрольные РЖД
РоснефтьВБРР81 025 63884,67% – «Роснефть»
Дальневосточный26 228 776100% – ВБРР
ДругиеКрайинвестбанк45 320 27798,04% – Краснодарский край
Банк Казани7 723 35450,88% – мэрия г. Казань
Сумма:41 542 78824959,64% от всех активов БС

Таким образом, суммарные активы госбанков составляют почти 60% всех активов банковской системы. Помимо контролируемых госбанков, государство в федеральной и региональной собственности имеет миноритарные доли в целом ряде других кредитных организаций. Степень влияния государства на эти активы не является доминирующей, однако в некоторых из этих кредитных организаций корпоративные события могут оказать существенное влияние на увеличение степени воздействия государства.
Фактически, государство обладает определенной степенью монопольной власти в банковской сфере, учитывая еще и тот факт, что само же государство является не только ключевым игроком, но и регулятором банковской системы. Суммарные активы госбанков растут, более того, следует подчеркнуть, что если рассматривать долю госбанков на банковском рынке в динамике, то необходимо отметить стабильный тренд на увеличение их рыночной доли. В целом же, при рассмотрении госбанков как единой стратегической единицы (поскольку все они имеют одного контролирующего акционера) необходимо подчеркнуть, что в таком случае российский рынок банковских услуг становится рынком с высокой степенью концентрации (Индекс концентрации CR=0,78; Индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI=3607).
Рис. 4. Рыночные доли 10 крупнейших банковских групп, подконтрольных одному бенефициару, %

Проводимая Банком России политика, направленная на «расчистку» банковского сектора приводит к перераспределению клиентов, а вместе с ними и активов, банковского бизнеса в пользу более крупных и мощных кредитных организаций. Ключевыми бенефициарами этого процесса выступают крупные частные банки (в меньшей мере) и все банки, в капитале которых основной пакет принадлежит государству.
В большей степени такая позиция касается корпоративных клиентов, юридических лиц, что вызвано отсутствием системы компенсации корпоративных средств, аналогичной системе страхования вкладов. При отзыве лицензии банка физические лица получают полную компенсацию своих вкладов в размере 1,4 млн рублей и менее, в соответствии с порядком, обусловленным законодательством. Юридические лица получают возможность участвовать в процессе банкротства банка на общих основаниях и получают компенсацию после реализации конкурсной массы банка-банкрота. Как правило, такая компенсация существенно ниже объема средств, находящихся на счетах корпоративного клиента банка.
Система страхования средств юридических лиц могла бы позволить ограничить бегство корпоративных клиентов из мелких и средних банков, что зачастую, само по себе является причиной возникновения кризисной ситуации в банке: начинается «бегство» корпоративных клиентов из банка, в результате чего возникает эффект пирамиды и банк теряет возможность исполнить свои обязательства. Доверие является ключевым активом банковского бизнеса, и такая система страхования, уже существующая в ряде развитых стран (ЕС, США, Япония)[12], могла бы создать это доверие.
С другой стороны, система страхования вкладов юридических лиц наиболее эффективна для развитых экономик, где существует устоявшийся контур банковской системы, сравнительно невысок объем нелегальных транзакций и «темного» банковского бизнеса, мошеннических операций. В современной российской специфике компенсация средств юридических лиц государством может привести к стремлению использовать эту систему в противоправных и мошеннических целях. Более того, на страховом рынке существует услуга, позволяющая частично снизить степень серьезности этой проблемы: классические страховые компании предлагают услуги по страхованию средств юридических лиц, позволяющие получить компенсацию при банкротстве банка в полном объеме.
Отзывая лицензии и сокращая число малых банков, Банк России наращивает активы госбанков, создает квазигосударственную банковскую систему. Сценарий начала 1990-х – середины 2000-х годов предполагал практически полную изоляцию государства от банковского надзора и крайне слабое влияние на этот рынок. Сценарий середины 2000–2015 гг. привел к усилению степени государственного влияния, появлению квазиомнопольной власти в руках государства. Задача государства на период после 2015 года – найти верный баланс между этими двумя сценариями.


Литература:
1. История Банка России // http://cbr.ru/today/?PrtId=cbrf_itm (дата обращения: 09.10.2015)
2. Интервью Андрея Костина газете DieWelt // http://www.welt.de/wirtschaft/article143796700/Wo-war-Russland-denn-aggressiv.html (дата обращения: 09.10.2015)
3. Статья 20 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 // http://www.cbr.ru/credit/Likvidbase/Lav/FZ_395-1.pdf (дата обращения: 09.10.2015)
4. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 20 ноября 2013 – http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=131120_092423bank5-general.htm (дата обращения: 09.10.2015)
5. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 24 июля 2015 года // http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=24072015_113727ik2015-07-24T11_33_46.htm (дата обращения: 09.10.2015)
6. Сообщение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций от 12 августа 2015 года // http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=12082015_085127ik2015-08-12T08_46_23.htm (дата обращения: 09.10.2015)
7. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России – http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)
8. Санация банков, сайт Агентства по страхованию вкладов – http://www.asv.org.ru/sanation/ (дата обращения: 09.10.2015)
9. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России. http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)
10. Хандруев А.А., Чумаченко А.А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора // Банковское Дело. – 2010. – № 11. – С. 7.
11. Раскрытие информации кредитными организациями // Сайт Банка России http://cbr.ru/credit/transparent.asp (дата обращения: 09.10.2015)
12. Тютюнник А. О распространении государственной гарантии на средства юридических лиц в банках // http://bankir.ru/publikacii/s/o-rasprostranenii-gosydarstvennih-garantii-na-sredstva-uridicheskih-lic-v-bankah-1575503 (дата обращения: 09.10.2015)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия