Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Смицких К. В.
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса


Методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства с позиции стейкхолдеров
В статье предложен методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства на основе теории стейкхолдеров. По результатам обобщения научных трудов были выявлены основные стейкхолдеры, и предложена система показателей, характеризующих интересы, ценности, стратегические цели и задачи стейкхолдеров, по отношению к развитию малого предпринимательства в регионе
Ключевые слова: социально-экономическая эффективность, малое предпринимательство, оценка эффективности, теория стейкхолдеров
УДК 330.131.52; ББК 65.05   Стр: 151 - 154

В настоящее время одним из факторов устойчивого функционирования региона является эффективное развитие малого предпринимательства, которое проявляется через удовлетворение потребностей потребителей, что способствует сглаживанию противоречий между экономической и социальной составляющими, так как максимизация прибыли через удовлетворение потребительского спроса ведет к повышению благосостояния общества [1].
В свою очередь это свидетельствует о том, что любой хозяйствующий субъект, в том числе и субъект малого предпринимательства в процессе своей деятельности зависит от интересов широкого множества заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Основоположником возникновения теории заинтересованных сторон принято считать Р.Э. Фримена [2]. В своей книге «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход» автор вводит новое понятие стейкхолдер, дает его определение и предлагает к рассмотрению оригинальную модель, в которой компания и ее окружение (внешнее и внутреннее) представляют собой набор заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых должны приниматься во внимание и удовлетворяться менеджерами как официальными (эксплицитными) представителями компании.
По мнению Р.Э. Фримена, стейкхолдер — это любая группа или индивид, способный повлиять на достижение целей организации.
Развитие стейкхолдерской теории получило свое отражение в книге под редакцией Дж. Поста, Л. Престона и С. Сакс [3]. По их мнению, каждая заинтересованная сторона вносит вклад (добровольно или вынужденно) в результаты деятельности фирмы и ожидает для себя той или иной выгоды (или, по меньшей мере, отсутствия некомпенсируемого ущерба).
Среди российских ученых рассматривавших стейкхолдерскую концепцию необходимо выделить таких авторов как Л. В. Тамбовцев, И.Б. Гурков, М.А. Петров, И.А. Тажитдинов, К.С. Солодухин, О.Ю. Хазов.
Так, Тамбовцев Л.В. [4] рассматривает стейкхолдерскую теорию фирмы на основе режимов собственности. Различие режимов собственности связано в современной экономической теории, в первую очередь, с вопросами эффективности использования ресурсов.
Стейкхолдера автор рассматривает в качестве индивида, группы индивидов и организаций, являющихся потребителями (получателями) позитивных и негативных контактных и внешних эффектов от деятельности фирмы и способных влиять на эту деятельность.
Идентичное определение стейкхолдеров приводит Гурков И.Б. [5], по мнению которого стейкхолдеры — не просто «группы и лица», затрагиваемые деятельностью фирмы, а «вкладчики» определенного типа ресурса.
В данном определении автор связывает интерес стейкхолдера с получаемыми ресурсами и считает, что сбалансированность отношений организации с заинтересованными сторонами, проявляется, прежде всего, в сбалансированности ресурсных отношений, что также является и критерием эффективности деятельности.
В свою очередь М.А. Петров [6] под сбалансированностью ресурсных отношений стейкхолдера с компанией понимает выгодность или, по крайней мере, неубыточность этих отношений для каждой стороны.
Тажитдинов И.А. [7], как и предыдущие авторы, помимо интересов стейкхолдеров, выделяет ресурсы стейкхолдеров, которые в свою очередь могут прямо или косвенно влиять на социально-экономическое развитие субрегиона.
Солодухин К.С. [8] также считает, что между организацией и стейкхолдерами существует ресурсный обмен, на который влияют обе стороны. В диссертационном исследовании автор рассматривает целевую эффективность организации с точки зрения теории заинтересованных сторон. При этом под целевой эффективностью организации автор понимает способность реализации заинтересованными сторонами своих целей в ходе достижения целей организации с учетом вклада каждой заинтересованной стороны.
Хазов О.Ю. [9] в своей работе также применяет теорию заинтересованных сторон и рассматривает интересы стейкхолдеров с точки зрения полученных эффектов от деятельности организации. При этом под заинтересованной стороной, он понимает определенную общность субъектов внешнего или внутреннего окружения предприятия, имеющих однородные признаки, преследующих сходные интересы при взаимодействии с предприятием и имеющих возможность прямо или косвенно влиять на него.
Таким образом, анализ источников показал, что эффективность развития малого предпринимательства должна рассматриваться в контексте удовлетворения интересов основных стейкхолдеров.
Выявление основных стейкхолдеров предполагает определение участников отношений, интересы которых затрагиваются результатами развития малого предпринимательства.
В их числе автором выделены:
– предпринимательские структуры;
– местное население;
– органы власти.
К предпринимательским структурам относятся субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами в конкретном регионе, которые могут выступать: в качестве поставщиков сырья и материалов; потребителей товаров, работ и услуг, как на территории, так и за ее пределами; инвесторов, реализующих различные инвестиционные проекты.
Местное население характеризуется широким кругом признаков, в том числе: половозрастной структурой; национальным составом; этническим составом; покупательной способностью; миграционными процессами. Его можно рассматривать в качестве: источника потенциальных трудовых ресурсов, основы предпринимательского потенциала территории; потребителей продукции, работ и услуг, производимых предпринимателями конкретной территории.
К органам власти относятся органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, реализующие государственную политику в сфере предпринимательства, включая регулирование и поддержку предпринимательской деятельности.
Характер отношений и мотивация стейкхолдеров к результатам развития малого предпринимательства обусловливается:
– экономическими интересами предпринимательских структур, традиционно отражающимися в учредительных документах хозяйственных обществ, их планах и стратегиях развития;
– существующей системой ценностей местного населения, представленных в уставах регионов; программных документах общественных организаций и т.п.
– целями и задачами, стоящими перед органами власти субъекта Федерации, включаемыми в программы и стратегии социально-экономического развития регионов, а также других программных и правовых актов*.
Интересы и ценности могут определяться с помощью широкого круга социологических методов, представленных в таблице 1.

Таблица 1
Методы идентификации интересов, ценностей и целей групп стейкхолдеров
Группа стейкхолдеровМетоды идентификации отношения к развитию предпринимательства
Предпринимательские структурыИнтервьюирование
Контент-анализ программных документов обществ
Местное населениеПроведение социологического опроса
Интервьюирование
Органы властиПроведение экспертной оценки
Контент-анализ программных и стратегических документов

Для определения интересов предпринимательских структур могут использоваться интервьюирование предпринимателей и руководителей компаний, а также контент-анализ их программных документов.
При установлении системы ценностей местного населения применяются массовые социологические опросы населения и интервьюирование представителей его отдельных социальных групп.
Стратегические цели и задачи органов власти субъектов Федерации традиционно определяются с помощью метода контент-анализа стратегий социально-экономического развития регионов и экспертных оценок. В качестве примера интересов, ценностей, стратегических целей по группам стейкхолдеров можно привести следующие наиболее часто встречающиеся данные:
Содержание интересов предпринимательских структур составляют стремление наращивания доходов, расширение масштабов деятельности, применение современных технологий и эффективное управление персоналом.
Целями и задачами органов власти регионов являются: повышение уровня жизни местного населения; обеспечение занятости местного населения; рост поступлений в бюджет; рост объемов производства и реализации товаров, работ и услуг.
К основным ценностям местного населения можно отнести: рост доходов, занятость, условия жизни и сохранение окружающей среды.
Таким образом, социально-экономическая эффективность развития предпринимательства в регионе с позиции стейкхолдеров, включает в себя следующие составляющие:
– коммерческую эффективность в рамках интересов предпринимательских структур;
– финансово-бюджетную эффективность с позиции целей и задач регионального развития, стоящих перед органами государственной власти;
– социальную эффективность, отражающую систему ценностей местного населения.
Показатели, характеризующие интересы, ценности, цели и задачи стейкхолдеров, определяются, с одной стороны, их содержанием, с другой — результатами, которые являются след­ствием развития малого предпринимательства в регионе.
Эффективность развития малого предпринимательства с позиции интересов предпринимательских структур предлагается оценивать с помощью коммерческой эффективности, и использовать систему показателей, представленную в табл. 2.

Таблица 2
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития предпринимательства с позиции предпринимательских структур
Составляющая эффективностиПорядок расчета показателейКачественные характеристики
СтатическиеДинамиче­ские
Эффективность реализацииРентабельность реализацииДинамика рентабельности реализации за анализируемый период● рынок сбыта (на территории региона, за его пределами, в другие страны)
● статус организации (резидент/ нерезидент региона, резидент другой страны)
Эффективность производстваРентабельность производстваДинамика рентабельности производства за анализируемый период● отрасль
● наличие экологически вредных производств
● технологический уровень производства
Эффективность рабочей силыПроизводительность трудаДинамика производительности труда за анализируемый период● квалификация рабочей силы
● использование труда мигрантов
● половозрастной состав
Эффективность инвестицийРентабельность инвестицийДинамика рентабельности инвестиций за анализируемый период● источники инвестиций (собственные, заемные, иностранные)
● направления инвестиций (земля, недвижимость, оборудование, технологии, подготовка кадров)

Коммерческая эффективность предпринимательства включает в себя:
– эффективность реализации товаров, работ и услуг;
– эффективность производства товаров, работ и услуг;
– эффективность инвестиций.
– эффективность использования рабочей силы;
Поскольку каждый показателей характеризует эффективность отдельной области предпринимательской деятельности, сводить их к одному условному интегрированному индексу представляется не корректным.
В операционном плане эти показатели характеризуют текущую эффективность предпринимательской деятельности. Однако, оценка их динамики за длительный период позволяет нам оценивать эти показатели в контексте развития предпринимательства, так как они будут характеризовать: во-первых, цикличность изменения рыночной конъюнктуры; во-вторых, окупаемость инвестиций в модернизацию производства; в-третьих, уровень подготовки и квалификации рабочей силы.
Для оценки эффективности развития предпринимательства с позиции органов государственной власти предлагается использовать систему показателей, характеризующих финансово-бюджетную эффективность, представленную в таблице 3.

Таблица 3
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития предпринимательства с позиции органов государственной власти
Составляющая эффективностиПорядок расчета показателейКачественные характеристики
СтатическиеДинамические
Создание новых рабочих местОтношение количества вновь созданных за анализируемый период новых рабочих мест в предпринимательстве к затратам бюджета на их созданиеДинамика показателя за анализируемый период● отрасли трудоустройства
● направление подготовки и переподготовки кадров
Производство объемов добавленной стоимостиОтношение изменения произведенной добавленной стоимости в предпринимательстве за анализируемый период к затратам на его поддержкуДинамика показателя за анализируемый период● структура добавленной стоимости по видам деятельности (добыча природных ресурсов, переработка, обработка, услуги и т.п.)
● удельный вес высокотехнологичного производства
Поступления в бюджетОтношение изменений поступлений в бюджет от деятельности предпринимательства за анализируемый период к объему средств господдержкиДинамика показателя за анализируемый период● структура поступлений по видам платежей (налоговые, неналоговые)
● структура поступлений в зависимости от режима налогообложения
● субъекты, зарегистрированные в офшорных зонах
Привлечение частных инвестицийОтношение изменений объема привлеченных за анализируемый период частных инвестиций к объему средств господдержкиДинамика показателя за анализируемый период● источники инвестиций (собственные, заемные, иностранные)
● направления инвестиций (земля, недвижимость, оборудование, технологии, подготовка кадров)

Финансово-бюджетная эффективность развития малого предпринимательства включает в себя оценку в части:
– создания новых рабочих мест;
– производства объемов добавленной стоимости;
– поступлений в бюджет;
– привлечения частных инвестиций.
Данные показатели характеризуют участие малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона, так как в динамике они отражают: во-первых, рост предпринимательского потенциала; во-вторых, создание инвестиционного климата в регионе; в-третьих, формирование источников бюджетных средств для дальнейшего развития территорий.
Для оценки социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства с позиции местного населения предлагается использовать систему показателей, представленную в табл.4.
Социальная эффективность предпринимательства включает оценку следующих составляющих:
– обеспечение занятости населения;
– покупательная способность населения, занятого на предприятиях малого бизнеса;
– повышение предпринимательского потенциала населения;
– социальная ответственность малого предпринимательства.
Данные показатели характеризуют социальный климат в регионе и отношение местного населения к предпринимательству. Система ценностей населения формируется в течение продолжительного периода под влиянием социальной практики, роли деятельности малого предпринимательства на территории, включая: во-первых, производство и доступность товаров, работ и услуг, потребляемых населением; во-вторых, участие предпринимателей в работе органов власти; в-третьих, реализацию ими социальных программ.
Таким образом, методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства в регионе с позиции стейкхолдеров, включает в себя группы показателей, которые, в свою очередь, отвечают следующим критериям:
– соответствие сформулированным стратегическим целям, ценностям, интересам различных групп стейкхолдеров;
– сопоставимости;
– интерпретации качественных характеристик;
– полноты отражения результатов;
– возможностям их получения.
При этом предложенные группы показателей позволяют наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ эффективности развития малого предпринимательства в регионах с точки зрения социально-экономической стабильности.

Таблица 4
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития малого предпринимательства с позиции местного населения
Составляющая эффективностиПорядок расчета показателейКачественные характеристики
СтатическиеДинамические
Обеспечение занятости населенияОтношение численности занятых в малом предпринимательстве к общей численности экономически активного населенияДинамика показателя за анализируемый период● постоянная или временная занятость
● условия труда
● требуемая квалификация персонала
● привлечение мигрантов
Покупательная способность населения, занятого на предприятиях малого бизнесаОтношение среднемесячных доходов населения, занятого в малом предпринимательстве к стоимости потребительской корзинкиДинамика показателя за анализируемый период● форма оплата
● социальные гарантии
● условия жизни
Повышение предпринимательского потенциала населенияФинансирование обучения населения основам предпринимательской деятельностиДинамика показателя за анализируемый период● пропаганда предпринимательских ценностей
● обучение востребованным и перспективным направлениям предпринимательства
Социальная ответ­ственность малого предпринимательстваОбъемы средств, выделенных субъектами малого предпринимательства на реализацию социальных проектов и программеДинамика показателя за анализируемый период● доверие населения к предпринимателям
● участие предпринимателей в социальных проектах и программах


Исследование подготовлено в рамках задания №2014/292 на проведение НИР «Социально-экономические факторы и инновационные механизмы реализации политики динамичного развития Дальнего Востока».

Литература
1. Репкина О.Б. Предпринимательство как фактор экономического развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2010. — №4. — С.119–121.
2. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.
3. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Managing the extended enterprise: The new stakeholder view. California Management Review 45 (1): 5–28. 2002a.
4. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. — 2010. — №8 (1). — С. 5–40.
5. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
6. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения. // Вестник С. Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2004. — 2. — С. 51–68.
7. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. — 2013. — №2 (34). — С. 17–26.
8. Солодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон: дис. ... доктора экономических наук; 08.00.05 / Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. — М., 2011. — 293 с.
9. Хазов О.Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных групп. дис. ... канд. экон. наук; 08.00.05 / Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград. — 2006. — 189 с.

Сноски 
* В качестве примеров можно привести: Указ президента от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; Указ президента от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; Указ президента об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия