Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (56), 2015
СОПРЯЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА» В АСТАНЕ, 6 октября 2015 г.)

Выступление акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Д.К. Ахметова



Уважаемые дамы и господа! Уважаемые участники форума! Сегодня мы обсуждаем вопросы взаимодействия в рамках Евразийской экономической перспективы, которые обусловлены общей заинтересованностью в развитии взаимовыгодных интеграционных процессов, выработке оптимальных путей устойчивого развития.
Формирование экономической интеграции вступило в новую фазу. Сбываются пророческие слова Президента Республики Казахстан, глубокоуважаемого Нурсултана Абишевича Назарбаева, произнесенные им более двадцати лет назад в здании Московского государственного университета, о необходимости перехода на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения — Евразийского союза, функционирующего на принципах добровольности и равноправия.
Восточно-Казахстанская область является активным участником интеграционных процессов, которые открывают новые горизонты в межрегиональном сотрудничестве, создают условия для повышения конкурентоспособности региона.
Только за последние четыре года внешнеторговый оборот области с государствами-членами экономического союза увеличился в 1,3 раза. Значительная его доля приходится на Российскую Федерацию и Республику Беларусь. За первое полугодие этого года товарооборот с Россией увеличился на 33 процента. В структуре продаж на сегодняшний день преобладает импорт сырья, средств производств и промежуточных товаров, они составляют более 80 процентов, но это обусловлено структурой экономики области, поскольку мы создаем новые предприятия, используем все то, что я сказал.
Используя преимущества, которые нам дает участие в Таможенном союзе, наши предприятия осваивают новые рынки сбыта, мы получили доступ к новым технологиям.
В регионе работает более тысячи совместных предприятий, в том числе более 600 со странами Евразийского экономиче­ского союза. Реализуется ряд крупных совместных проектов такие, как: АО «Азия Авто Казахстан» с российским АвтоВАЗом, ТОО «СемАЗ» с Минским тракторным заводом, «КазПромАрматура», с предприятиями Челябинской области. Все, что сегодня производит область, и все наши новые проекты имеют в будущем цель работать на рынках Российской Федерации, Евразийского экономического союза и Китая.
Уважаемые участники форума, углубление интеграционных процессов требует обеспечения недискриминационных условий для субъектов предпринимательства. Для нашего региона проблемными остаются вопросы продвижения ряда товаров на российский и белорусский рынки, на которые ограничен экспорт продукции «Казцинка», «Азия Авто», цементных компаний, предприятий кондитерской и ликероводочной продукции.
Сдерживающими факторами продвижения товаров на внешние рынки являются:
­– специальное лицензирование и государственный контроль драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
­– взимание в Российской Федерации утилизационного сбора на ввозимые казахстанские автомобили при отсутствии такого сбора в Республике Казахстан, что создает неравные условия конкуренции;
­– взимание налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов при ввозе лома и отходов черных металлов из Казахстана в Россию.
Безусловно, решение этих проблем требует совместной, скоординированной работы и взаимного совершенствования нормативно-правовых актов.
Непростая ситуация в мировой экономике и текущие вызовы требуют от наших стран выхода на новый уровень реализации крупных инфраструктурных, транспортных проектов, организации новых рынков в соответствии с договорами Евразийского экономического союза, о чем здесь говорил Виктор Борисович Христенко. Подобные проекты будут создавать основу для эффективного сотрудничества и со странами ШОС.
Приведу один довольно интересный пример. Так, строительство высокоскоростной магистрали «Санкт-Петербург — Москва — Казань — Екатеринбург — Астана — Пекин» позволит не только преодолеть многотысячное расстояние, но и изменит наше сознание, качество и образ жизни. Главными аспектами будут скорость, мобильность, комфортность. Передвижение людских ресурсов позволит по-новому оценить потенциал рабочей силы, которые не будут так конкретно привязаны к определенному месту.
Реализация проекта будет способствовать развитию инвестиционной привлекательности, созданию новых отраслей, специальных транспортно-промышленных зон, наращиванию производств, основанных на новых инновационных технологиях.
Государства Евразийского союза обладают достаточным научным потенциалом, чтобы решить эту проблему.
Воплощение в жизнь подобного рода проекта требует значительных капитальных вложений. Их привлечение возможно с использованием полного инструментария финансово-кредитного механизма на основе ГЧП с опорой на солидные финансовые институты, таковыми являются Евразийский банк развития и Банк развития Шанхайской организации сотрудничества.
Уважаемые коллеги, глубинные резервы интеграционных процессов заключаются не в простом товарообмене, который в настоящее время достаточно неплохо налажен, а в создании единых проектов для выхода государств на уровень торговли стратегическими продуктами мирового качества.
В этой связи важным направлением интеграции стран Евразийского экономического союза является нефтегазовая сфера, которая определяет не только динамику, но и роль нашего объединения на мировом энергетическом рынке.
«Сланцевая революция» привела к кардинальному изменению структуры мирового рынка нефти и газа, усилив конкуренцию России и Казахстана. Поэтому в ближайшей перспективе стратегия интеграционного взаимодействия наших стран в нефтегазовой сфере, может быть, направлена на решение следующих задач:
­– проведение скоординированной политики в сфере нефти и газа в отношении третьих стран;
­– развитие совместного научного потенциала;
­– развитие совместного трубопроводного транспорта для расширения географии поставок, прежде всего в направлении Китая и Юго-Восточной Азии.
Безусловными факторами углубления интеграции являются совместное увеличение доли высокой продукции в переделе углеводородов, а также традиционно и вместе с тем по-прежнему эффективно и актуально — это повышение эффективности добычи на эксплуатируемых и перспективных месторождениях и увеличение коэффициента извлечения нефти.
В едином экономическом пространстве необходимо проведение эффективной энергетической политики, о чем здесь говорилось, направленной на создание общих рынков энергоресурсов.
В настоящее время в сфере электроэнергетики коэффициент использования установленной мощности является не в полной мере эффективной и в среднем составляет 52%, а пропускная способность межгосударственных линий электропередач используется на 20%. Но ключевым мотивом создания общего энергорынка является тот факт, что сегодня неизбежен переход на мировые цены в области углеводородов.
Учитывая, что для 92% электроэнергетики Беларуси, более чем для 40% электроэнергетики Российской Федерации основным сырьем является газ, то при переходе на мировые цены (что, безусловно, является неизбежным процессом), возникает вопрос конкурентоспособности не только энергетических мощностей, но и конкурентоспособности экономики государств в целом. Поэтому создание общего рынка электроэнергии, использование высокого потенциала углей Российской Федерации и Казахстана, имеющихся в наличии также межгосудар­ственных линий, позволят использовать углеводородное сырье в том секторе, который дает наиболее высокую отдачу, — это газохимия, нефтехимия для создания конкурентоспособного в мировом экономическом пространстве продукта. При этом мы понимаем, что наша электроэнергия сегодня и электроэнергетика в целом и в частности является продуктом мирового качества и обладает прекрасным экспортным потенциалом. Безусловным также является то, что эта сфера дает огромный кумулятивный эффект для экономики всех наших государств. Это является вполне очевидным фактом, поэтому нет необходимости несколько подробно останавливаться на этом примере.
И тогда, формируя мощные рынки электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов, создавая уникальную транспортную инфраструктуру, которая позволит значительно улучшить транзитный потенциал наших государств, мы создадим конкурентоспособные продукты. Вот альтернатива простому товарообмену, который сейчас у нас есть.
Таким образом, чтобы расширить горизонты сотрудничества в использовании сырьевых ресурсов, потребительских рынков, транзитного потенциала территории и человеческого капитала для экономического рывка у нас есть все необходимое.
Евразийская интеграция на стыке взаимодействия Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, а также Экономического пояса Шелкового пути может стать отправной точкой воплощения Плана глобальной стратегической инициативы-2045, которую озвучил Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев на 70-й сессии Генассамблеи ООН.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия