| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции. Рассмотрены вопросы дальнейшего реформирования органов государственного управления агропромышленным комплексом в период апреля — июля 1996 года, а также вопросы последующего развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в период августа и сентября 1996 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Российская академия сельскохозяйственных наук, органы местного самоуправления, органы управления сельским хозяйством | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 374 - 379 | Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» [26] с последующими изменениями [31; 34 (см. также [42]. — М.Б.); 51; 40; 29; 17] в числе прочего во изменение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» [43] было установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и является высшей самоуправляемой научной организацией, действующей на основании федеральных законов и собственного устава, а ее Президент для координации учебного процесса и научных исследований является по должности первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ (данное положение Указа утратило силу [34] (см. также [42]. — М.Б.). — М.Б.).
Постановлением Правительства от 17 мая 1996 г. № 607 «Об утверждении Положения о Продовольственной комиссии Правительства Российской Федерации и ее состава» [54] с последующими изменениями и дополнениями [24; 13; 59] были утверждены Положение о Продовольственной Комиссии Правительства РФ (с последующими дополнениями [24; 13]. — М.Б.) и ее состав (с последующими изменениями [13; 59]. — М.Б.) под председательством Заместителя Председателя Правительства по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны. При этом были признаны утратившими силу постановление Совета Министров — Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1281 «Об утверждении Положения о Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [55] и распоряжение Правительства РФ от 17 мая 1995 г. № 657-р [56].
Утвержденным Положением было определено, что Продовольственная комиссия Правительства РФ (Комиссия) образована постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [41] для подготовки предложений по вопросам обеспечения населения продовольствием, формирования и использования продовольственных фондов.
Основными задачами Комиссии явились:
● анализ положения дел с обеспечением населения Российской Федерации продовольствием и ходом формирования федеральных продовольственных фондов;
● координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению своевременного и высококачественного проведения сева, ухода за посевами, уборки урожая, заготовки кормов и сохранности урожая, а также по организации контроля за использованием сельскохозяйственных угодий землепользователями и внедрением промышленных и ресурсосберегающих технологий;
● обеспечение поставки селу материально-технических ресурсов (горюче-смазочных материалов, запасных частей, шин, аккумуляторов, транспортных средств, машин и оборудования, семян, минеральных удобрений и средств защиты растений);
● решение вопросов государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, закупки в федеральные продовольственные фонды сельскохозяйственной продукции и продовольствия и выделения их потребителям, закладки продовольствия в государственные резервы и его использования;
● обеспечение контроля за работой федеральных органов исполнительной власти по защите потребительского рынка от проникновения на него некачественных товаров.
Положением были также обозначены функции и основные направления деятельности Комиссии, порядок взаимодействия Комиссии с рядом координационных и консультативных органов Правительства РФ, порядок оформления и реализации принимаемых Комиссией решений. порядок планирования, организации и проведения заседаний Комиссии, а также порядок подготовки материалов и отчетности Комиссии о проделанной работе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1996 г. № 636 «Вопросы Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [6] с последующим частичным изменением [11] была установлена предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию в количестве 80 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию было разрешено иметь 3 заместителей руководителя, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 9 человек.
Министерству финансов совместно с Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию было поручено в месячный срок внести в установленном порядке в Правительство РФ предложения о размере годового фонда оплаты труда работников центрального аппарата Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Постановлением Правительства от 27 мая 1996 г. № 643 «О первом заместителе Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [32] в целях выполнения Указа Президента от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» [26] с последующими изменениями [31; 34 (см. также [42]. — М.Б.); 51; 40; 29; 17] в частичное изменение постановления Правительства от 12 апреля 1994 г. № 317 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [2; 3] была введена дополнительно для координации учебного процесса и научных исследований должность первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, замещаемая президентом Российской академии сельскохозяйственных наук.
Кроме того, данным постановлением президент Российской академии сельскохозяйственных наук был назначен первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 27 июня 1996 г. № 755 «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» [30] в целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления и повышения качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления, федеральным органам исполнительной власти, включенным данным постановлением в перечень федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих организацию постоянного взаимодействия с органами местного самоуправления (в том числе Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству), было поручено:
● образовать до 1 июля 1996 г. в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления, либо возложить эти функции на действующие подразделения;
● подготовить в месячный срок необходимые предложения о внесении соответствующих дополнений и изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти;
● представить до 1 августа 1996 г. в Правительство Российской Федерации сведения о выполнении данного постановления.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации постоянного взаимодействия с органами местного самоуправления в соответствии с данным постановлением была возложена на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям.
В рамках совершенствования структуры центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ постановлением Правительства от 11 июня 1996 г. № 690 «Об образовании департаментов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [52] (утратило силу [21; 4; 5; 38; 22; 12]. — М.Б.) Министерству сельского хозяйства и продовольствия было разрешено в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников образовать в составе центрального аппарата дополнительно следующие департаменты:
● Департамент экономики;
● Департамент финансовой, кредитной и налоговой политики;
● Департамент науки и технического прогресса;
● Департамент кадровой политики и образования;
● Департамент аграрной политики;
● Департамент по ликвидации последствий радиационных аварий, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране природы;
● Департамент территорий и развития районов Севера;
● Департамент механизации и электрификации;
● Департамент растениеводства;
● Департамент химизации и защиты растений;
● Департамент мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения;
● Департамент строительства;
● Департамент внешних связей;
● Департамент административно-контрольной работы;
● Департамент социального развития и охраны труда.
Данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации поручалось утвердить положения о созданных департаментах.
В результате этого была сформирована следующая структура центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации [60]:
● Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности;
● Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
● Департамент ветеринарии;
● Департамент аграрной политики;
● Департамент территорий и развития районов Севера;
● Департамент административно-контрольной работы;
● Департамент растениеводства;
● Департамент животноводства и племенного дела;
● Департамент химизации и защиты растений;
● Департамент по ликвидации последствий радиационных аварий, чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне и охране природы;
● Департамент механизации и электрификации;
● Департамент мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения;
● Департамент экономики;
● Департамент финансовой, кредитной и налоговой политики;
● Департамент строительства;
● Департамент социального развития и охраны труда;
● Департамент науки и технического прогресса;
● Департамент кадровой политики и образования;
● Департамент внешних связей;
● Управление детского и специального питания;
● Управление бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы;
● Управление аграрных рынков и маркетинга;
● Управление кооперации, фермерства и предпринимательства;
● Управление мотивации труда и социальных гарантий;
● Управление по разработке и финансированию международных инвестиционных проектов;
● Управление правового регулирования;
● Управление экспертизы проектов и смет;
● Управление лесного хозяйства, заготовки и переработки древесины;
● Управление стандартизации, сертификации с Государственной инспекцией по качеству продукции;
● Отдел по восстановлению экономики и объектов жизнеобеспечения АПК Чеченской Республики;
● Главная Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов транспорта (техники. — М.Б.) (Главгостехнадзор России).
Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 1042 «Об Агропромышленном банке Российской Федерации (Агропромбанке России)» [50] в целях улучшения кредитно-финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса было принято решение сформировать на базе Агропромышленного банка РФ (Агропромбанка России) национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Правительству совместно с Центральным банком Российской Федерации было поручено в месячный срок:
● внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об Агропромышленном банке Российской Федерации (Агропромбанке России)», предусматривающий процедуру приобретения государством контрольного пакета акций Агропромышленного банка;
● рассмотреть предложения Агропромышленного банка по организации системы кредитования агропромышленного комплекса на конкурсной основе, гарантированной возвратности средств с использованием залога движимого и недвижимого имущества и земли.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» [44] с последующими изменениями и дополнениями [53; 39; 9; 36] Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [46] с последующими изменениями и дополнениями [53; 39; 9; 39; 36; 18; 39; 10; 36; 16; 23; 39; 37; 39; 36; 45; 27; 8; 19; 14; 49; 33; 25; 27; 8; 19; 14; 49; 33; 28; 36; 15; 36; 20; 36; 27; 8; 19; 14; 49; 33; 37] была утверждена обновленная структура федеральных органов исполнительной власти (позднее данное положение Указа было признано утратившим силу [36]. — М.Б.). При этом был образован, преобразован, упразднен и переименован ряд федеральных органов исполнительной власти. В этих рамках была упразднена Государственная хлебная инспекция при Правительстве с передачей ее функций Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ, а Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Комитет по рыболовству были переименованы соответственно в Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Государственный комитет РФ по рыболовству. Данным Указом Правительству Российской Федерации, в частности, поручалось «уточнить положения о действующих федеральных органах исполнительной власти в целях обеспечения ими реализации государственной политики в установленных сферах ведения в условиях углубления экономических реформ, перехода к рыночным методам управления».
Постановлением Правительства от 23 сентября 1996 г. № 1132 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [47] с последующими изменениями и дополнениями [7] во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 165 «О Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию» [48; 39] (Указ утратил силу [39; 35]. — М.Б.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (с последующими изменениями и дополнениями [7]. — М.Б.).
Постановлением было установлено, что Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию имеет свои территориальные органы (инспекции), которые являются юридическими лицами и осуществляют деятельность, связанную с лицензированием и обеспечением государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и Министерству финансов было поручено в двухмесячный срок в установленном порядке внести в Правительство РФ предложения по уточнению численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и ее территориальных органов (инспекций) на 1997 год.
Постановлением было установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и ее территориальных органов (инспекций) осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Министерству труда и социального развития РФ совместно с Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию по согласованию с Министерством финансов было поручено определить в установленном порядке условия оплаты труда работников ее территориальных органов (инспекций).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано:
● выделять территориальным органам (инспекциям) Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию необходимые помещения и закреплять их на праве оперативного управления;
● оказывать работникам территориальных органов (инспекций) Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию содействие в обеспечении транспортом, телефонной связью и жильем.
Кроме того, данным постановлением было признано утратившим силу постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1259 «Вопросы Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [1].
Утвержденным Положением о Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (с последующими изменениями и дополнениями [7]. — М.Б.) было определено, что Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Служба и ее территориальные органы (инспекции) образуют единую систему по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также финансовый контроль в пределах своей компетенции.
Служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (инспекции), самостоятельно или во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями.
Основными задачами Службы явились:
● государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;
● участие в разработке основ государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, направленных на защиту экономических интересов государства, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей;
● участие совместно с Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке ежегодных балансов объемов производства и потребления этилового спирта и алкогольной продукции.
Положением были также определены основные функции и направления деятельности Службы, ее права, степень обязательности исполнения принимаемых Службой решений, статус должностных лиц Службы, общие вопросы осуществления руководства деятельностью Службы, компетенция ее руководителя, состав и принципы работы коллегии Службы, а также юридический статус Службы.
В конце сентября — начале ноября 1996 года во исполнение распоряжения Правительства РФ от 30 марта 1996 г. № 505-р [57] было осуществлено преобразование структурных подразделений Аппарата Правительства РФ. При этом Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Аппарата Правительства был реорганизован в Департамент агропромышленного комплекса Аппарата Правительства РФ (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. № 1699-р [58]. — М.Б.). |
| |
|
|