Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Таджибаева Д.
доцент кафедры профессионального образования (подготовки преподавателей по экономическим дисциплинам для колледжей)
Ташкентского финансового института,
кандидат экономических наук


Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в Узбекистане
В статье на основе анализа основных экономических показателей аграрного сектора Узбекистана, выявлены актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства. Показаны определенные успехи, достигнутые в повышении уровня жизни населения
Ключевые слова: Узбекистан, сельское хозяйство, экономический рост, урожайность, дехканское и фермерское хозяйство, занятость, эластичность спроса, инвестиции, диверсификация производства, налоговые льготы
УДК 33(68:75)   Стр: 303 - 308

Введение
За годы независимости в сельском хозяйстве Узбеки­стана осуществлены кардинальные меры по экономическому реформированию, направленные на внедрение рыночных отношений и развитие частной формы собственности на селе.
В республике, начиная с 1991 по 2003 гг. велись активные поиски эффективных форм хозяйствования, которые, отвечали бы требованиям современного развития экономики и менталитету населения.
Исходя из особенностей республики и мирового опыта институциональное реформирование сельского хозяйства сосредоточилось на дехканских, фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях (ширкатах). Главная цель всех преобразований на селе заключалась в воспитании собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами.
Были приняты Земельный кодекс, законы «О кооперативном (ширкатном) хозяйстве», «О дехканском хозяйстве» и «О фермерском хозяйстве», ряд законодательных и нормативно-правовых актов, создающих прочные правовые основы и гарантии для развития различных форм ведения сельского хозяйства. В настоящее время дехканские хозяйства, занимая 12,8% посевной площади, производят больше 62% валовой продукции сельского хозяйства, сельхозпредприятия, занимая 2,5% посевов, производят 2,1% валовой продукции. Посевная площадь фермерских хозяйств составляет 87,4% от общей площади, а валовой продукт — 34,4% [11, 12, 13].
С точки зрения критерия1 эффективности форм хозяйст­вования более предпочтительными оказываются фермерские хозяйства. Хотя у них пока произведенного валового продукта на га посевной площади меньше чем у сельхозпредприятий, но по критерию права собственности и трансакционных затрат в перспективе у них большие преимущества.
Во многом благодаря институциональным преобразованиям в республике достигнут устойчивый рост производства сельского хозяйства, что подтверждается данными на рис.1 и табл.3.
В Узбекистане в сельской местности живет больше половины населения. В условиях, когда земля для многих семей является основным источником дохода, именно дехканское или фермерское хозяйство стали оптимальными вариантами сельскохозяйственной производственной единицы.
В настоящее время в республике действуют около 74,2 тыс. (после оптимизации) фермерских, около 4744 дехканских хозяйств и 115 сельскохозяйственных предприятий (ширкаты). Больше половины 39,4 тыс. фермерских хозяйств специализируются на производстве хлопка и зерновых культур и занимают около 68% посевных площадей (в среднем 101,3 га земли) и выполняют государственный заказ.
Всего 9,9% фермерских хозяйств специализируются на животноводстве, у них в среднем 171 га земли, остальные (около 40% фермерских хозяйств) выращивают овощи, бахчи, плоды, виноград и другие продукты. У них в среднем от 15 до 44 га. земли. Дехканские хозяйства занимают в среднем 0,2 га земельной площади. Сельскохозяйственные предприятия занимают в среднем 1242 га земли [11, 16].
Рис. 1. Динамика изменения урожайности основных сельскохозяйственных культур (все категории хозяйств (ц/га)
Источник: Узбекистан в цифрах в 1990 г. Краткий статистический сборник. — Т.: «Узбекистан» 1991. С.152–153. Статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан» 2011. — 46 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан — Ташкент, 2013. — 228 с.

Реформирование аграрных отношений и создание условий по эффективному ведению сельскохозяйственного производства
За эти годы осуществлен комплекс мер по укреплению материально-технической базы фермерских хозяйств, оптимизации их земельных участков, обеспечивающих поступательный рост объемов производства, эффективность и рентабельность за счет более рационального использования земельных, водных и материально-технических ресурсов.
1. Создана законодательная база, которая, исходя из реалий жизни, постепенно совершенствуется. С 2004 г. земельные участки предоставляются на конкурсной основе в долгосрочную аренду от 30 до 50 лет. Определена минимальная площадь фермерских хозяйств: для производящих хлопок-сырец и колосовые — не менее 30 га, для овощеводства и садоводства — не менее 5 га., создана система права наследуемого использования земли.
Дехканские хозяйства ведут свою деятельность на земельном участке, предоставленном главе семьи в пожизненное наследуемое владение (по желанию его членов) как с образованием, так и без образования юридического лица. По закону дехканским хозяйствам выделяются до 0,35 га орошаемых, 0,5 га богарных земель, не больше 1 га. неорошаемых земель в степной зоне.
2. Создана система налоговых платежей в сельском хозяйстве. С 1999 года введен единый налог на основе бонитет-балла земли. Новые созданные фермерские хозяйства освобождаются на 2 года от уплаты единого земельного налога. Также площади новых созданных садов и виноградников освобождаются от уплаты единого земельного налога на 3 года. Есть льготы для фермеров, которые провели освоение земельных участков за свои средства.
3. Для обеспечения и улучшения водопользования и повышения эффективности осуществлен переход с районного управления ирригационными системами на бассейновое. Для улучшения услуг по обеспечению водой фермерских хозяйств создана Ассоциация водопотребителей. Для улучшения мелиоративного состояния земель и покрытия затрат из государственного бюджета создан специальный фонд при Министерстве финансов.
4. Создана система установления государственных закупочных цен на хлопок, исходя из мировых рыночных цен, на пшеницу — от региональных рыночных цен. Остальные же продукты закупаются по рыночным ценам, сформированным на основе спроса и предложения.
5. Выстроена адекватная современным условиям система кредитных институтов. Расширена возможность доступа сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам. Для обеспечения государственных закупок создана система льготных 3%-ных кредитов для сельского хозяйства, продажи сельхозтехники на основе лизинга и льготной формы кредитования и др.
6. На селе сформированы и совершенствуются современная производственная и рыночная инфраструктура, предоставляющая хозяйствам весь спектр необходимых услуг. Всего за период с 2003 по 2012 гг. для оказания сервисных услуг фермерским хозяйствам, была создана соответствующая структура оказания услуг. Объекты инфраструктуры после 2012 г. были оптимизированы в соответствии с предложениями ученых, среди которых была и автор данной статьи. В настоящее время обслуживают производства сельского хозяйства 1543 альтернативных МТП (машинотракторные парки, которые оказывают услуги механизации по договорам), 1496 ассоциаций водопотребителей, 1359 пунктов реализации горюче-смазочных материалов, 884 пункта реализации минеральных удобрений, 1041 мини-банков, 274 пунктов по реализации продукции сельского хозяйства, 2535 пунктов по реализации племенного скота и услуг зооветеринарии, 347 пунктов по обеспечению информационных и консалтинговых услуг, 78 сетей по оказанию транспортных услуг, 78 сетей по производству тары и упаковочных материалов, а также созданных в плодоовощеводстве и виноградарстве 267 агрофирм.
7. Использование сложившейся веками системы неформальных институтов и менталитета нации. Здесь важное значение имеет глубокая мотивация и желание создать для себя достойную жизнь не хуже других, которая выражается: в стремлении обеспечить себя жильём, провести свадьбу и другие мероприятия, особенно посвященные памяти ушедших старших поколений. Учитывая это, начиная с 2009 года уделялось особое внимание строительству жилых массивов, коттеджей на основе типовых проектов, с удобствами современного дома не уступающих городским, даже лучшие с точки зрения экологии. Создается соответствующая социальная и экономическая инфраструктура. Финансирование строительства осуществляется за счет льготных кредитов Министерства финансов, Азиатского банка развития и средств населения. От общего объема средств, направленных на строительство — 56,1% составляют средства населения. Особенно важную роль играют ипотечный кредит, выделяемый банками сроком на 15 лет, который молодым семьям предоставляется на льготной основе.
8. В связи с ухудшением мелиоративного состояния почвы, Президентом Республики был подписал Указ от 29 октября 2007 года № УП-3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель» и в целях обеспечения системного и комплексного подхода в реализации мер по строительству и реконструкции мелиоративных систем, 19 марта 2008 г. было принято постановление № ПП-817 «О Государственной программе мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008–2012 гг.». Также было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 19 апреля 2013 года № ПП-1958 «О дополнительных мерах по повышению эффективности мелиоративного улучшения орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов», которым утверждена Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013–2017 гг., осуществление которого приведет к повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.
В результате предпринятых мер достигнут устойчивый рост производства сельского хозяйства (табл.3) и увеличение урожайности: зерноколосовых — в 2,6 раза, картофеля — в 2,3 раза, овощей — в 1,4 раза, бахчи (продовольственные) — в 1,9 раза, плодов и ягод — в 2,8 раза, винограда — в 2,1 раза (рис.1). Но пока остаётся проблемой увеличение урожайности хлопчатника. В 2014 г. урожайность колосовых в фермерских хозяйствах в среднем составила 49,2 ц/га, хлопчатника 26,5 ц/га [16].

Основные проблемы сельского хозяйства Узбекистана
По урожайности хлопчатника пока не достигнут уровень 1990 года. Если учитывать, что хлопчатник выращивается на довольно большой территории, например в 2014 г. занимал 1280,2 га посевной площади, то можно сказать, что по сравнению с 1990 г. не собрано 448,1 тыс. тонн хлопка. Конечно, есть хозяйст­во, в которых урожайность больше 40–50 ц/га, но есть такие, где урожайность всего 6–7 ц/га. Здесь следует обратить внимание на то, что у большого количества хозяйств урожайность хлопка составляет до 10 ц/га, хотя хлопчатник выращивается на землях, где бонитет выше 40 баллов, то есть минимальная урожайность должна быть около 14–16 ц/га.
Другой проблемой является то, что хотя создан благоприятный инвестиционный климат и увеличивается общий объем направленных инвестиций в производственный основной капитал, а также привлечение иностранных средств в государственные инвестиционные программы, однако доля инвестиций в сельское хозяйство составляет лишь 3–5% от общего уровня.
«Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации эконо-мики является инвестиционная политика» [1], в результате которой в последнее десяти-летие в республике объем инвестиций в производственный основной капитал с каждым годом увеличивается. Доля инвестиций в объеме ВВП в 2002 г. составила 19,4%, в 2007 г. — 21,1%, а в 2014 г. — около 25%. Если 2002 году привлеченные иностранные средства в государственные инвестиционные программы составили 448 млн долл. США, то в 2007 г. — 1018 млн долл., а в 2010 г. иностранные инвестиции и кредиты составили 2824,5 млн долларов. В 2014 г. объем инвестиций в экономику вырос на 10% и составил 14,6 млрд долл. США. При этом выше 21,2% всех капитальных вложений или более 3 млрд долл. составили иностранные инвестиции и кредит по которым 3/4 — это прямые инвестиции [1, 2].

Таблица 1
Доля инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Узбекистана в 1990–2012 гг., в %
 Г о д ы
1990199520002005201020112012
Всего100100100100100100100
Производственного назначения58,368,157,557,573,568,369,0
Промышленность16,845,129,732,626,133,834,5
Сельское хозяйство26,78,45,78,23,55,24,1
Строительство 0,50,50,32,51,82,3
Транспорт и связь5,47,516,713,029,920,218,3
Торговля и общественное питание 5,74,33,14,84,54,1
Другие9,40,90,60,311,52,85,7
Непроизводственного назначения41,731,942,542,526,531,731,0
Источник: Статистический сборник. Основные тенденции показатели экономического и социального развития республики Узбекистан за годы независимости(1990–2010) и прогноз на 2011–2015 гг. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — 54 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан, Ташкент, 2013. — 256, 257 с.

Данные таблицы показывают, что наивысший показатель отношения доли инвестиций в основной капитал сельского хозяйства республики к основному капиталу производственного назначения составлял 26,7% в 1990 году. Далее в данном соотношении наблюдалась тенденция к снижению и в последнее время оно составляет всего лишь 3,5–5,2%. Естественно это влияет на обеспечение сельского хозяйства современной техникой и технологией.
Какие проблемы инвестирования в сельском хозяйстве?
Во-первых, большие риски, т.к. отрасль тесно связана с природно-климатическими условиями. Также нельзя забывать, что в сельском хозяйстве действует «парадокс Самуэльсона», в соответствии с которым высокая урожайность по стране приводит к снижению цен, т.к. спрос на сельскохозяйственные продукты по цене и доходу неэластичен. В результате производители получают вместо рассчитанного высокого дохода намного меньше доходов или убытки.
Особенность сельского хозяйства еще и в том, что не только спрос, но и предложение также неэластично. Здесь коэффициент эластичности предложения по ценам и доходам меньше единицы, потому что, во-первых, предложение земли совершенно неэластично, во-вторых, здесь большую роль играет количество времени для производства сельскохозяйственных продуктов и рыночный период, которые связаны с естественно-биологическими факторами.
Следовательно, необходимо уметь: а) правильно определить структуру посевных площадей; б) продавать выращенный урожай. Необходимо переходить на производство на основе изучения спроса, т.е. маркетинговых исследований. Не рентабельно выращивать продукцию, не зная, кто и почем ее купит. Также надо умело использовать рекламу.
Учитывая отмеченные факторы, начиная с 1990 г., в республике начали проводить структурные изменения посевных площадей. Если в начале 90-х гг. технические культуры, особенно хлопчатник, занимали больше половины общей посевной площади, то с 1995 г. они были резко сокращены — до 36,1%. Одновременно были резко увеличены посевные площади зерновых культур. Если они занимали 24% общей посевной площади, то соответственно были увеличены до 44–45%. Таким образом, была достигнута зерновая независимость и безопасность Узбекистана.

Таблица 2
Динамика структуры посевной площади Узбекистана в 1990–2012 гг., в %
 Г о д ы
1990199520002005201020112012
Вся посевная площадь4200,13628,13778,33647,53708,43601,83628,1
100100100100100100100
В том числе
Зерновые культуры24,044,842,044,445,244,644,8
Технические культуры55,337,941,341,738,238,537,9
Из них хлопчатник53,336,138,240,436,236,936,1
Картофель0,92,11,31,41,92,02,1
Овощи3,25,03,33,74,64,95,0
Бахчи продовольственные1,81,50,90,91,41,41,5
Кормовые культуры14,88,711,27,98,78,78,7
Источник: Статистический сборник. — Ташкент: «Узбеки­стан» 2011. — 45 с. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — 226, 246–248 с.

Площади других культур определялись в зависимости от изменения спроса и от необходимого объема производства сельскохозяйственных продуктов на душу населения, исходя из потребления рекомендованных медицинских норм. Поэтому можно сказать, что модернизацию сельского хозяйства в республике начали с оптимизации структуры посевной площади.
Во-вторых, отрицательно влияет на привлекательность отрасли нестабильность ценовой конъюнктуры в аграрной сфере. Главным условием привлекательности является, как известно, гарантия хорошей отдачи. А в сельском хозяйстве гарантировать ожидаемую отдачу очень сложно.
В-третьих, уровень рентабельности во многом достигается благодаря низкой оплате труда в отрасли. Общеизвестно, что существует теснейшая взаимосвязь между инвестициями и уровнем производительности и оплаты труда. Если в отрасли или на каком-то пространстве имеется много рабочей силы и она плохо оплачивается, то с макроэкономических позиций сюда невыгодно инвестировать средства. Выгоднее получать тот же результат за счет использования дешевой рабочей силы, а средства использовать в тех отраслях, где выше отдача. В результате возникает конкурентная борьба за инвестиции между отраслями. В данном аспекте сельское хозяйство оказалась в невыгодной ситуации, т.к. уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составляет 40–50% от уровня оплаты в промышленности. Здесь еще большую роль играет сезонность.
На уровень оплаты труда большое влияние оказывает и тот факт, что число занятых в сельском хозяйстве в настоящее время превышает 3 млн человек. Последнее десятилетие доля занятых в сельском хозяйстве в общей занятости неизменно составляет больше четверти от общей численности (табл.3). В то же время доля аграрного сектора в ВВП постепенно снижается.

Таблица 3
Доля аграрного сектора в ВВП Узбекистана, динамика сельскохозяй­ственного производства и доля занятых в сельском хозяйстве (в %)
ПоказателиГоды
19901995200020052010201220132014
Средний рост ВВП к предыдущему году99,5*99,1103,8107,0108,5108,2108,0108,1
Доля аграрного сектора в ВВП48,241,130,426,318,017,516,816,8
Рост валового продукта сельского хозяйства к предыдущему году98,9102,2103,2105,4106,8107,0106,8106,9
Доля занятых в сельском и лесном хозяйстве к общему числу занятых41,736,934,129,425,227,227,127,1
*1991 г.
Источник: Статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан» 2011. — 14, 37, 42 с.; Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — С.28, 29, 35, 36, 38, 61, 62 с.; Государственный комитет статистики Узбекистана. Труд и занятость. — Т., 2014. — С.34, 35 с.; Народное слово. — 2014. — №13. — 18 янв.; 2015. — №7. — 17 янв.

Это приводит, с одной стороны, к снижению производительности труда в сельском хозяйстве, к неэффективному использованию трудовых ресурсов, обостряет ситуацию с обеспечением занятости. Об этом говорит Президент Узбекистана: «Нашей первостепенной задачей, с учетом специфических демографических условий, и получившей еще большую актуальность и значимость в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, является обеспечение занятости трудоспособного населения, прежде всего, молодежи — выпускников профессиональных колледжей и отслуживших в армии» [2]. А с другой стороны, снижению объема инвестиций, которые можно было бы направить на покупку новых техники и технологии.
В настоящее время в республике имеются недостатки в обеспечении соответствующей структуры и требуемой марки техники. В своем выступлении 15 июня 2012 г. на внеочередной сессии Кенгаша народных депутатов Сурхандарьинской области Президент Узбекистана отметил, что мы привыкли, когда говорим о модернизации, подразумевать модернизацию отрасли промышленности. А на самом деле здесь мы должны подразумевать все отрасли экономики, особенно надо обратить внимание на сельское хозяйство. Расчеты специалистов показывают, что есть большие недостатки по обеспечению требуемой агротехникой, особенно новейшей.
В настоящее время сельское хозяйство республики обеспечено тракторами общего назначения мощностью от 100 л.с. и более на 78,8 %, особенно не хватает техники свыше 200 л.с. Не хватает планировщиков и почвообрабатывающей техники, особенно плани-ровщиков лазерных, борон дисковых. Обеспеченность ими составляет соответственно 11,9% и 10,0%. Самым высокообеспеченным видом считаются культиваторы хлопководческие, универсальные (87,6%). Самой низко обеспеченной является техника для посева. По всем культурам наиболее обеспеченными считаются сеялки пневматические для хлопчатника и кукурузы (29,9%). Есть также проблемы с уборочной техникой. Обеспеченность в потребности хлопкоуборочными машинами составляет 12,8%, а комбайнами зерноуборочными — 62,3%. При этом 29% культиваторов хлопководческих, 26% — пахотных тракторов, 21% — сеялок для хлопчатника, 33% — зерновых сеялок и ряд другой техники используется больше 20 лет [3,16].
Это, конечно, влияет на своевременное выполнение агротехнические мероприятий, а также на качество обработки и подготовки земли для посадки семян и посева, что приводит к внушительным потерям урожайности. Поэтому в современных условиях уделяется большое внимание обеспечению сельхозпроизводителей новой, современной техникой, широко используя лизинг и банковские кредиты. В настоящее время удельный вес покупки сельхозтехники на основе лизинга составляет больше 54%, а 3,2% за счет своих средств, остальное — банковские кредиты. В результате с 2010 г. средства на покупку сельхозтехники увеличились в 1,7 раза (по текущим рыночным ценам) [2,16].
Повышение эффективности функционирования аграрного сектора требует устранения существующих проблем путем оптимального распределения и использования ресурсов.

Перспективы развития сельского хозяйства Узбекистана
В республике производство картофеля, овощей, бахчевых, фруктов, винограда является наиболее эффективным, с высокой рентабельностью. Более низкая рентабельность в производстве продуктов животноводства. Самая низкая рентабельность (9%) — в производстве хлопка-сырца, у колосовых — больше 20%. С учетом данных особенностей был взят курс на диверсификацию сельского хозяйства.
Как известно, примерно 1/4 часть сельхозпродуктов потребляется в свежем виде, а 3/4 — в переработанном. От поля до потребителя стоимость сельхозпродуктов увеличивается порой в 2–3 раза. Основную маржу при этом получают оптовики и розница, а непосредственным производителям достается наименьшая часть стоимости. В связи с этим развитие перерабатывающего производства дает большие перспективы, т.к. обеспечивает создание продукта конечного потребления. Инвестиции в перерабатывающую отрасль в данном случае способствуют достижению общественного эффекта, а именно: поскольку дехканские и фермерские хозяйства, т.е. основные производители сельхозпродукции в республике являются оптимальными производственными единицами, то интеграция и кооперация с перерабатывающими предприятиями значительно усилит их конкурентоспособность на рынке. Поэтому они совместно должны работать на основе единой стратегии, направленной на снижение себестоимости сельхозпродукции.
Для развития перерабатывающей отрасли требуется соответствующая инфраструктура: обеспечение энергией, водой и т.п. Одновременно создание необходимой инфраструктуры обеспечит часть сельского населения работой. Поэтому экономистами республики предложено создание агропромышленно-финансовых групп, создание дехканами и фермерами различных кооперативов по продаже и переработке. Решение этих вопросов предполагает развитие партнерских связей, создание интегрированных структур, рост качества и ассортимента выпускаемых товаров.
Для решения этих проблем Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 22 октября 2012 года № УП-4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане». В целях обеспечения реализации поставленных задач была разработана Программа мер по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы развития фермерства, направленная на укрепление финансовой и экономической самостоятельности фермерских хозяйств.
Внесены дополнения в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины советов фермеров при предъявлении ими исков в интересах фермерских хозяйств, обжаловании решений органов государственного и хозяйственного управления, действий (бездействия) их должностных лиц в суде.
Внесены изменения в законодательство, предусматривающие освобождение от уплаты единого земельного налога сроком на пять лет юридических лиц, внедривших систему капельного орошения.
Внесены изменения в законодательство, предусматривающие кредитование фермерских хозяйств, осуществляющих проекты по внедрению системы капельного орошения, за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель (до 5% средств Фонда), через коммерческие банки на льготной основе.
На местах созданы сети консалтинговых центров по правовым, экономическим, финансовым, агротехническим и другим вопросам, организованы учебные курсы по обучению и переподготовке фермеров с выдачей соответствующих сертификатов на базе профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений сельскохозяйственного направления, а также организовано прохождение зарубежных стажировок для фермеров.
Одной из ключевых мер стала разработка (с учетом международной практики), Положения о добровольном создании фермерскими хозяйствами совместных структур по переработке и сбыту продукции, а также сервисному обслуживанию, обеспечено содействие в создании и развитии многопрофильных фермерских хозяйств, внедрении в их деятельность эффективных водосберегающих технологий, в первую очередь капельного орошения, современных информационно-коммуникационных систем. Для правового сопровождения отмеченных мероприятий внесены изменения и дополнения в Земельный кодекс, Закон «О фермерском хозяйстве» и другие акты законодательства, предусматривающие создание необходимых условий для развития многопрофильных фермерских хозяйств, повышения на этой основе финансовой устойчивости и эффективности деятельности фермеров. Разработаны предложения по предоставлению льгот по уплате налогов и других обязательных платежей фермерским хозяйствам для развития многопрофильной деятельности на селе.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2013 года №ПП-2022 »О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан создан Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Основной целью Фонда является дальнейшее расширение экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, оказание им необходимого правового, финансового и организационного содействия в увеличении производства современной, конкурентоспособной на зарубежных рынках продукции и продвижение ее на экспорт, обеспечение надежной защиты отечественных предпринимателей-экспортеров от рисков изменений конъюнктуры внешнего рынка.
Характерной чертой становится создание многопрофильных фермерских хозяйств, которые наряду с производством сельскохозяйственной продукции занимаются ее углубленной переработкой, проведением строительных работ и оказанием услуг сельскому населению. Сегодня в республике число таких фермерских хозяйств превысило 18 тысяч [1].
Создание многопрофильных фермерских хозяйств является по существу осуществлением политики диверсификации. Наличие возможностей переработки и продажи своего сырья создаёт дополнительный мощный стимул для развития сельского хозяйства. Например, 2014 г. на развитие многопрофильных фермерских хозяйств вложено 549,8 млрд сумов, из них 26,4 млрд сумов или 4,8% за счет банковских кредитов, остальные — средства фермерских хозяйств. В результате создано 91 тыс. новых рабочих мест [16].
В настоящее время больше 19,6 тыс. фермерские хозяйства являются многопро-фильными и дополнительно занимаются сервисным обслуживанием, организацией и сохранением продуктов в холодильных камерах, переработкой фруктов и овощей, молока и мясопродуктов, пчеловодством, птицеводством, тепличным и рыбным производством, заготовкой посадочных материалов и саженцев. 
После проведения международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане» принято Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 01.07.2014 г. № Р-4308 «О мерах по реализации практических результатов Международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане». Планируются реализации инвестиционных проектов в сфере производства и переработки плодоовощной продукции с участием МФИ [4]. Иностранные инвестиции Международных финансовых институтов, привлекаемые в сектор плодоовощеводства (общая сумма — 1030 млн долл. США, ее реализация рассчитана на период — 2015–2023 гг.). Общая сумма проекта 1 631,30 млн долл. США, в том числе, кредиты МФИ 1 030,00 млн долл. Из них кредиты Всемирного банка 300 млн долл., Японского агентство международного сотрудничест­ва 280 млн долл., Азиатского банка развития 250,00 млн долл., Исламского банка развития 200 млн долл. Цель данного проекта — внедрение интенсивных, высокоурожайных сортов в условиях Узбекистана; создание и районирование высокоурожайных и устойчивых к болезням сортов; проведение агротехнических мероприятий, в частности подготовка земель, посадка саженцев, орошение, выращивание, борьба с вредителями сельскохозяй­ственных культур и.т.д.; обучение и оказание консультационных услуг фермерским и дехканским хозяйствам и др.
Основными направлениями освоения кредитных средств МФИ в 2015–2020 гг. являются создание интенсивных садов и овощеводства (семена и саженцы, внедрение капельного орошения и обеспечение соответствующим оборудованием). На эти цели будут направлены 140 млн долл., на создание теплиц — 150 млн долл. Особое внимание обращено на хранение продукции (холодильники), на что намечено потратить 260 млн долл. На создание структуры переработки и упаковки плодоовощной продукции — 70 млн долл., приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования — 210 млн долл. и на другие сопутствующие цели — 45,5 млн долл.
Осуществление этой программы внесет огромный вклад в развитие не только сельского хозяйства, но и всей экономики, создаст новые рабочие места, обеспечит достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Также большое внимание уделяется фермерам хлопкосеющих хозяйств. На основе совместного Постановления Министерства финансов республики Узбекистан, Министерства экономики, Министерства сельского и водного хозяйства от 18 октября 2013 г. №2518 «О порядке стимулирования хлопкосеющих фермерских хозяйств достигших высоких результатов» разработан порядок стимулирования хлопкосеющих фермерских хозяйств:
– хлопкосеющие фермерские хозяйства, которые достигли высокой урожайности, один год могут сеять любую другую культуру, которая не запрещена законом на 5-ти процентах от общей посевной площади;
– для проведения агротехнических мероприятий на этих землях на основе предложенных нормативов технологической карты могут быть составлены прямые договора с соответствующими организациями по обеспечению дизельным топливом, минеральными удобрениями после 100% предоплаты по цене, декларированной Министерством финансов с наценкой обеспечивающих организаций.
– получение льготных кредитов для покупки сельскохозяйст­венной техники и др.
Внесены дополнения в Налоговый кодекс, предусматривающие освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц работников, привлекаемых на сезонные сельскохозяйст­венные работы по уборке хлопка-сырца.
Эти меры могут влиять на повышение урожайности, но, как показывает опыт, некоторые льготы способствуют получению квазиренты, а не желаемого результата. Поэтому, учитывая мировые тенденции в хлопководстве, все специалисты должны совместно выработать Комплексную программу по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на период 2013–2017 гг., программу кардинальных мер для улучшения реализации резервов хлопкосеющих фермерских хозяйств.

Заключение
Благодаря осуществляемым реформам достигнут устойчивый рост экономики республики, в том числе сельского хозяйства. Для роста объемов производства создана законодательная база, которая совершенствуется исходя из жизненных реалий. Осуществлены комплекс мер по укреплению материально-технической базы фермерских хозяйств, оптимизации посевной площади, системы финансовой поддержки и др.
Благодаря созданным многопрофильным фермерским хозяйствам расширена возможность аграрного сектора по переработке сельскохозяйственной продукции, торговле, сервисного обслуживания и т.д. В результате создаются рабочие места для молодежи в сельской местности. Разработана и начата реализация инвестиционных проектов в сфере производства и переработки плодоовощной продукции с участием МФИ.
Вместе с тем, есть проблемы: в обеспечении необходимого состояния плодородия почвы; мелиорации земель; в обеспечении необходимой сельскохозяйственной техникой. Для решения этих проблем требуется проведение углубленного комплексного научного исследования. Используя историче­ский и зарубежный опыт, при поддержке государства необходимо выработать программу кардинальных мер стимулирования инвестиций в сельское хозяйство республики.


Литература
1. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача: Доклад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год // Народное слово. — 2015. — №7 (17 янв.).
2. Каримов И.А. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // Народное слово. — 2014. — №13 (18 янв.).
3. Каримов И.А. Доклад во внеочередном сессии Сурхандарьинского областного Кенгаша 15 июня 2012 г. // Халќ сузи (Народное слово). — 2012. — №118 (16 июня).
4.Выступление Президента И. Каримова на открытии международной конференции «О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане» // Народное слово. — 2014. — №110 (7 июня).
5. Самуэльсон П. Экономика. 2 т. — М.: «Алгон», 1992. — С.414.
6. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. 13-изд. — М.: «ИНФРА-М», 1999. — С.905.
7. Пронькина Т. На основе спроса // Экономическое обозрение. — 2008. — №2. — С. 17.
8. Тожибоева Д. Куп укладлилик шароитида аграр соха самарадорлигини оширишнинг илмий-назарий асослари (Научно-теоретические основы повышение эффективности аграрного сектора в условии многоукладности) — Т.: «Fan va texnologiya», 2012. — С.349.
9. Tadjibaeva D. Forms of management in agriculture in Uzbekistan: scientific and theoretical basis of its effectiveness. Cbu international conference on integration and innovation in science and education April 7–14, 2013, Prague, Czech Republic. www.cbuni.cz. ols.jurnals.cz p.50–60.
10. Узбекистан в цифрах в 1990 г. Краткий статистический сборник. — Ташкент: «Узбекистан», 1990. — С.199.
11. Сельское хозяйство Узбекистана. Статистический сборник. — Т., 2011. — С.190.
12. Статистический сборник. Основные тенденции показатели экономического и социального развития республики Узбекистан за годы независимости (1990–2010) и прогноз на 2011–2015 гг. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — С.138.
13. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. — Ташкент, 2013. — 244 с.
14. Социальное развитие и уровень жизни в Узбекистане: Стат. cб. — Т., 2014.
15. Государственный комитет статистики Узбекистана. Труд и занятость. — Т., 2014. — 139 с.
16. Неопубликованные данные Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана.

Сноски 
1 По нашему мнению, чтобы обосновать эффективность производства по формам хозяйствования, с теоретической точки зрения следует опираться на неоинституциональную теорию, в которой критериями являются права собственности и трансакционные издержки. С этих позиций самыми эффективными и одновременно отражающими особенности республики и менталитет населения формами хозяйствования являются дехканские хозяйства. Но у этой формы главным недостатком является то, что они из-за ограниченности возможностей не могут удовлетворить весь объем спроса на такие продукты как зерновые, сахарная свекла, технические культуры и др., особенно хлопок. Они требуют совсем иного подхода, масштаба, объема производства, вложений и т.д. И здесь наиболее эффективной формой являются фермерские хозяйства. Хотя у них пока произведенного валового продукта на га посевной площади меньше, чем у сельхозпредприятий, но по выделенным выше критериям эффективности у них больший потенциал развития.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия