Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Полянская Н. М.
доцент кафедры экономики
Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ),
кандидат экономических наук


Политика поддержки субъектов малого бизнеса в регионе: роль банков и государства
В статье обоснована значимость малого бизнеса для национальной и региональной экономики, приведены основные показатели деятельности малых предприятий в России, отмечена необходимость установления особых условий кредитования субъектов малого бизнеса, рассмотрены программы кредитования малых предприятий в регионе, а также перспективы развития программ кредитования. Показана роль государственной поддержки в организации процесса кредитования малых предприятий в Республике Бурятия
Ключевые слова: социально-экономическая политика региона, государственная поддержка, региональная экономика, банковский кредитный продукт, кредитование малого бизнеса
УДК 332.025; ББК 65.9(2Рос)-1   Стр: 283 - 287

Практически во всех государствах мира в условиях рынка малый и средний бизнес представляют одну из основных составляющих реального сектора экономики. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1]. Создание мощного сектора мелкого и среднего предпринимательства является одним из надежных факторов экономической и социальной стабилизации и процветания страны. Его развитие, как правило, способствует росту доходов населения, повышению занятости, рождаемости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти — среднего класса, составляющего сейчас в нашей стране не более 5–10% населения, в то время как по плану Стратегии до 2020 года предполагается достижение уровня в 60–70%. Закономерно, что капитал в настоящее время стремится в те объекты, где выше его отдача и доходность, а риски и издержки — сравнительно ниже. Согласно статистике, в развитых странах вклад малых предприятий в объем ВВП составляет порядка 50–70%, в России — пока всего около 15% [11].
Главная проблема заключается в том, что Россия практически не имеет длительного позитивного опыта развития предпринимательства. За 80 лет командно-административной экономики частное предпринимательство, успешно нарождавшееся в России после отмены крепостного права, было практически полностью уничтожено. В настоящее время, по данным Левада-центра, до 69% россиян не занимаются бизнесом, около 5% хотели бы начать, до 8% — начали заниматься, но из них около 60% считают свою деятельность неудачной [6].
В экономике развитых мировых держав (таких как Япония, США, европейские страны) малый бизнес играет весьма важную роль. Во-первых, наличие малых предприятий обеспечивает специализацию и кооперацию на рынке, без которых невозможна высокая эффективность малого бизнеса. Во-вторых, он способен не только быстро и гибко заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться и приносить прибыль. В-третьих, он создает необходимую атмосферу конкуренции, без которой рыночная экономика невозможна [3].
Для обеспечения перехода российской экономики на путь устойчивого развития, в т.ч., на инновационный путь, поддержка малого бизнеса становится важнейшей стратегической задачей, фактором обеспечения успешного социально-экономического развития России.
В сложившихся условиях хозяйствования в отечественной экономике особая стратегическая роль должна быть отведена агропромышленному комплексу, в частности, сельскому хозяйству. Поскольку большая доля российских сельскохозяйственных товаропроизводителей функционирует именно в формате малых предприятий, необходимо всестороннее содействие их развитию. Значимость малых предприятий состоит еще и в том, что, проводя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, а значит, быть эффективнее и привлекательнее других. К тому же, они дают жизнь средним и крупным предприятиям, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для социально-экономической системы в целом. Поскольку одной из стратегических задач России и ее регионов является стабильный экономический рост, то весьма важно использовать все возможные пути его достижения.
В целом, говоря о динамике основных показателей деятельности малых предприятий в России, следует отметить тенденцию прироста всех показателей. Так, на начало 2014 г. число малых предприятий в отечественной экономике составило 2063,1 тыс. единиц, что на 60,1 тыс. единиц или на 3,0% больше уровня предыдущего года. Число малых предприятий в расчете на 10000 чел. населения увеличилось за год на 4 единицы или на 2,86%. Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе возросла на 19,5 тыс. чел. или на 0,18% в сравнении с предыдущим годом. Заметно увеличился и финансовый показатель: оборот малых предприятий на начало 2014 г. составил 24781,6 млрд руб., что на 5,62% выше уровня 2013 г. (табл. 1) [4].

Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий в России (на начало года)
Наименование2013 г.2014 г.Прирост
Абсол.Относ., %
Число малых предприятий, тыс. единиц2003,02063,1+60,1+3,0
Число малых предприятий на 10000 чел. населения, единиц140144+4+2,86
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел.10755,710775,2+19,5+0,18
Оборот малых предприятий, млрд руб.23463,724781,6+1317,9+5,62
Источник: Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 01.06.2015)

Данные статистики свидетельствуют о том, что, несмотря на кризисные явления и процессы в мировой и отечественной экономике, малый бизнес старается не уступать свои позиции на экономической арене, всеми силами сохраняя и даже приумножая число субъектов хозяйствования и численность занятых в этой сфере.
Если рассматривать показатели малого бизнеса (МБ) в разрезе Сибирского федерального округа, то в 2014 г. из числа субъектов СФО лидирующее место по показателям МБ занимает Новосибирская область (табл. 2) [4].

Таблица 2
Число организаций малого бизнеса в России и субъектах СФО (на начало года)
НаименованиеЗанимаемое место в СФО в 2014 г.2013 г.2014 г.
тыс.
единиц
% к показателю
по РФ
тыс.
единиц
% к показателю
по РФ
Россия в целом2003,01002063,1100
Республика Алтай112,50,122,30,11
Республика Бурятия810,30,5111,00,53
Республика Тыва121,50,071,60,08
Республика Хакасия95,70,286,40,31
Алтайский край335,81,7935,61,73
Забайкальский край105,40,275,60,27
Красноярский край251,22,5652,42,54
Иркутская область624,81,2428,91,40
Кемеровская область433,51,6733,61,63
Новосибирская область160,23,0162,83,04
Омская область526,31,3129,21,42
Томская область720,41,0220,81,01
Источник: Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 01.06.2015)

Республика Бурятия относится к тем российским регионам, на территории которых число субъектов малого бизнеса является сравнительно низким. Наряду с этим, доля бурятских субъектов малого бизнеса в общероссийском показателе также невысока. Так, число малых предприятий в 2013 г. составляло 10,3 тыс. ед., их доля в общероссийском показателе — 0,51%, в 2014 г. число малых предприятий составило 11,0 тыс. ед., при этом показатель удельного веса возрос и составил 0,53%.
Несмотря на то, что в Бурятии прирост числа малых предприятий незначителен, ни в коем случае нельзя недооценивать социально-экономическую значимость малых предприятий в национальной и региональной хозяйственной системе, и нужно по возможности поддерживать эту сферу экономики. По числу субъектов малого бизнеса Бурятия находится на восьмом месте, опережая Тыву, Хакасию, Республику Алтай и Забайкальский край [4].
Отраслевая структура малого предпринимательства в течение ряда лет практически не меняется. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной и занимает 33,8%. Это — общероссийская тенденция, которая проявляется практически во всех регионах РФ.
Весьма тревожно, что в условиях обострившегося кризиса многие субъекты малого бизнеса прекращают или приостанавливают свою деятельность вследствие финансовых трудностей, т.е., из-за недостатка собственных внеоборотных и оборотных активов, а также в связи с трудностью и порой даже невозможностью получить кредит банка. В этой связи недостаточная финансовая обеспеченность является одной из основных проблем субъектов малого бизнеса.
Решить указанную проблему может банковское кредитование. Для большого числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей кредитование является единственной возможностью развития предприятия, расширения бизнеса. Полученный кредит можно направить на диверсификацию производства, расширение ассортимента и перечня выпускаемой продукции, оказываемых услуг.
В то же время банки не могут пойти на кредитование бизнес-структур и лиц, не имеющих достаточную степень успешного опыта, а также не имеющих достаточного уровня платежеспособности и обеспечения. По разным оценкам, до половины фирм разоряются в течение первого года. Но чтобы заверить банк в успешном опыте и обеспеченности, необходимо подать документы о прибыльности предприятия-соискателя кредита. Именно в этом и заключается сложность процесса, поскольку на начальных этапах функционирования предприятия прибыли, как правило, нет. Отсутствие достаточной прибыльности сталкивается с высокими процентами по кредиту, выплачивать которые тоже становится проблематично. Также возникает проблема с залогом для получения кредита.
В последние годы динамика развития малого предпринимательства в Республике Бурятия свидетельствует о повышении вклада данного сектора в экономику республики. Вместе с тем, многие малые предприятия испытывают недостаток в финансовых ресурсах, а также переживают затруднения с финансированием при помощи банковского кредитования.
Система финансово-кредитных механизмов обеспечения свободного доступа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования, еще в полной мере не выстроена. Из привлеченных средств субъектами малого предпринимательства Бурятии используются ресурсы банковской системы, но их роль в финансировании субъектов малого предпринимательства пока незначительна, хотя банки с каждым годом оценивают малый и средний бизнес как все более привлекательных заемщиков [2].
Следует отметить, что коммерческие банки в республике представлены лишь одним единственным региональным банком (БайкалБанк) и в большей части — филиалами инорегиональных банков (табл. 3) [4; 5]. В таблице 3 данные представлены по кредитам, выданным хозяйствующим субъектам всех категорий.
Следует отметить, что в наибольшей степени ориентированными на кредитование малого предпринимательства являются отделения Сбербанка России, ОАО АК «БайкалБанк», Бурятский филиал АКБ «Промсвязьбанк», филиал ОАО «БИНБАНК» в Улан-Удэ, Бурятский РФ ОАО «Россельхозбанк». В структуре кредитования экономики доля кредитов предпринимателям в перечисленных банках составила в 2011 — 2013 гг. от 12,2% до 29,1% [7].

Таблица 3
Число кредитных организаций и объемы выданных кредитов (на начало года)
Наименование показателя2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.Прирост
2014 г. к 2011 г.
абсол.отн., %
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Республики Бурятия, ед.111100
Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Республики Бурятия, ед.121079-3-25
Кредиты, предоставленные банками предприятиям, организациям, физ. лицам и кредитным организациям, млн руб.42297,536217,943265,549881,9+7584,4+17,9
Кредиты, предоставленные банками индивидуальным предпринимателям, млн руб.4711,22353,53331,42981,8-1729,4-36,7
Источники: Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 01.06.2015); Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.burstat.gks.ru (Дата обращения: 01.06.2015).

Кредитование малого предприятия связано с рядом требований, которые необходимо выполнить, иначе получить кредит будет просто невозможно. К этим требованиям в большинстве кредитных программ относятся обязательная положительная кредитная история заемщика или ее отсутствие, но в этом случае заемщик обязан полностью выполнить требования банка по предоставлению всей необходимой документации. Также необходимо подтверждение стабильного дохода предприятия и его надежность, наличие залогового обеспечения, которое является обязательным для оформления кредита малому бизнесу. Многие банки также могут потребовать наличия поручителей, которые должны также иметь свой бизнес. Банк вправе потребовать все бухгалтерские документы, налоговую отчетность и финансовые документы предприятия.
Важным фактом является то, что получить кредит для малого бизнеса возможно, если предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность уже более шести месяцев с момента регистрации. Есть такие проекты как startup (от англ. «запуск»), которые подразумевают кредитование малого бизнеса на первоначальном этапе. Однако в основном банки не готовы идти на такие риски, поэтому отдают предпочтение тем предприятиям, которые могут представить доказательства своей стабильности. Наличие положительной кредитной истории у предприятия также имеет большое значение для получения кредита на развитие бизнеса. На этом этапе банк отправляет запросы в бюро кредитных историй, где предоставляется вся информация по ранее оформленным кредитам данного предприятия, его кредитная история, банки, в которых оформлялись кредиты и порядок платежей. Если же кредитная история не удовлетворяет условиям банка, тогда банк может потребовать предоставить дополнительное залоговое обеспечение, дополнительный пакет документов, может также проводиться полная проверка предприятия, которая включает в себя аудиторскую проверку. В то же время, если речь идет об очень крупных суммах, тогда многие банки при наличии отрицательной кредитной истории могут вообще сразу же отказать в получении кредита и даже не рассматривать документы. Если же выявлена положительная кредитная история, тогда предприятие может даже рассчитывать на то, что банк предоставит льготные условия кредитования, а также может разработать индивидуальный график платежей для конкретного предприятия.
Для банка очень важно, чтобы доход предприятия был стабильным, без каких-либо спадов. Для этого необходимо провести полный анализ всей хозяйственной деятельности, оценить надежность и платежеспособность предприятия. В этом случае банк будет требовать предоставления различных бухгалтерских и налоговых документов и отчетности. От того, насколько высока сумма дохода, получаемая предприятием ежемесячно, будет зависеть и общая сумма кредита. Если у банка возникнут сомнения в доходе предприятия, он может запросить провести полную проверку, для того чтобы оценить всевозможные риски, связанные с предоставлением кредита данному предприятию [7].
В коммерческих банках используются разные подходы к кредитованию малого и среднего бизнеса. Существует более трехсот программ кредитования у разных банков. Рассмотрим некоторые из них.
В Сбербанке России разработаны следующие группы кредитных продуктов для малых предприятий — беззалоговые кредиты на любые цели; кредиты на пополнение оборотных средств; кредиты на приобретение автотранспорта, оборудования и недвижимости (табл. 4).

Таблица 4
Кредитные продукты Сбербанка России для субъектов малого бизнеса
Наименование кредитного продуктаСрок кредита, месяцевСтавка ссудного процента, годовыхСумма кредита, тыс. руб.
Беззалоговые кредиты на любые цели
«Доверие» — Стандартный тарифдо 36от 19,50до 3000
«Бизнес-Доверие»до 48от 18,50до 3000
Кредиты на пополнение оборотных средств
«Бизнес-Оборот»до 48от 16,28от 150
«Бизнес-Овердрафт»до 12от 14,08до 17000
«Госзаказ»до 24от 16,78до 200000
Кредиты на приобретение автотранспорта, оборудования и недвижимости
«Бизнес-Авто»до 96от 16,15от 150
«Бизнес-Недвижимость»до 96от 16,15от 150
«Бизнес-Инвест»до 120от 16,20от 150
«Экспресс-Ипотека»до 120от 17,00до 7000
Источник: Официальный сайт Сбербанка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sbrf.ru/buryatia (Дата обращения: 01.06.2015)

Для большинства малых субъектов хозяйствования особенно важна первая группа кредитных продуктов. Так, кредит «Доверие»-Стандартный тариф позволяет предпринимателям изыскать средства для решения текущих задач и реализации планов по развитию бизнеса. Данный кредитный продукт Сбербанка России предоставляется собственникам бизнеса, индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с годовой выручкой до 60 млн рублей.
К явным преимуществам названного кредитного продукта можно отнести возможность выдачи кредита наличными, удобные схемы погашения, минимальный пакет документов (при оформлении — помощь эксперта). Так, для рассмотрения заявки субъекта малого бизнеса на кредит «Доверие»–Стандартный тариф в Сбербанк нужно представить следующие документы (табл. 5) [9]:

Таблица 5
Перечень документов для рассмотрения заявки субъекта малого бизнеса на получение кредита «Доверие» в Сбербанке России
Для заявителя — юридического лицаДля заявителя — физ. лица, ИП
1. Регистрационные и учредительные документы:
— Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
— Устав в действующей редакции со всеми изменениями и дополнениями, зарегистрированными в установленном законодательством порядке;
— Паспорта участников юридического лица и руководителя;
— Протокол общего собрания участников/Решение единственного участника об избрании единоличного исполнительного органа или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю;
— Протокол общего собрания участников / Решение единственного участника об избрании членов Совета директоров (при наличии);
— Приказ о назначении главного бухгалтера;
— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
1. Регистрационные и учредительные документы:
Для заявителя — физического лица:
— Паспорт гражданина РФ;
— Военный билет или приписное свидетель­ство (для мужчин в возрасте до 27 лет);
— Временная регистрация (при наличии)
Для заявителя — индивидуального предпринимателя:
— Свидетельство о регистрации в ЕГРИП;
— Свидетельство, выданное ФНС РФ, о постановке на учет в налоговом органе.
2. Документы по хозяйственной деятельности:
— Разрешение на занятие отдельными видами деятельности (лицензия), свидетельство о допуске к строительным работам (при наличии);
— Документы, на право пользования помещениями, задействованными в бизнесе (договор аренды/субаренды, свидетельство о собственности и т.д.)
3. Финансовые документы:
— Финансовая отчетность на последнюю отчетную дату с подтверждением о принятии налоговым органом;
— Документы, подтверждающие уплату налога
4. Документы для поручителя при выдаче кредита индивидуальному предпринимателю:
— Паспорт гражданина РФ;
— Военный билет или приписное свидетельство (для мужчин в возрасте до 27 лет);
— Временная регистрация (при наличии);
— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
— Если поручитель не является членом семьи Заемщика — Справка 2-НДФЛ с расчетом не менее 3-х последних месяцев.

При подаче документов сотрудник банка в присутствии заявителя заполняет анкету заемщика. Срок рассмотрения заявки — до 8 дней со дня предоставления пакета документов. Как было отмечено, кредиты выдаются на срок до 3 лет. Возможна отсрочка платежа. В ходе рассмотрения заявки банк может потребовать дополнительные финансовые документы [9].
Кредит «Бизнес-Доверие» ориентирован на малые предприятия-резиденты РФ, годовая выручка которых не превышает 400 млн руб., а срок ведения хозяйственной деятельности — не менее трех месяцев. Данный кредитный продукт, как и кредит «Доверие»-Стандартный тариф, предоставляет предпринимателям свободу в выборе целей расходования денежных средств, поскольку банк не предъявляет требования по подтверждению целей кредитования.
Немалое значение в хозяйственной деятельности малых предприятий имеет группа кредитов на пополнение оборотных средств. Так, кредитный продукт «Бизнес-Оборот» Сбербанка России предоставляется индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с годовой выручкой не более 400 млн рублей. Кредит ориентирован на следующие цели:
— приобретение сырья и полуфабрикатов для производ­ства;
— пополнение товарных запасов;
— осуществление текущих расходов;
— формирования гарантийных взносов на участие в тендерах;
— погашения текущей задолженности перед другими коммерческими банками.
Кредит «Бизнес-Овердрафт» открывается к счетам клиентов, открытым в ОАО «Сбербанк России». При расчете суммы кредита учитываются обороты по счетам, открытым в ОАО «Сбербанк России» и в других банках. Кредит «Бизнес-Овердрафт» Сбербанка России предоставляется индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с годовой выручкой не более 400 млн рублей.
Кредитный продукт «Госзаказ» ориентирован на малые предприятия-резиденты РФ, годовая выручка которых не превышает 400 млн руб., а срок ведения хозяйственной деятельности — не менее трех месяцев. В рамках кредита «Госзаказ» предоставляется финансирование государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011, а также рефинансирование государственных контрактов, заключенных в соответствии с указанными Федеральными законами.
Различные условия предусмотрены программами кредитов на приобретение автотранспорта, оборудования и недвижимости для малых предприятий. Также следует отметить, что Сбербанк предлагает ряд лизинговых услуг субъектам — по автотранспорту, спецтехнике и другим средствам производ­ства [9].
В Промсвязьбанке также разработаны и предлагаются программы кредитования малых и средних предприятий. Скорость решения вопроса о кредитовании — от 1 до 7 дней, при оформлении документов можно воспользоваться консультационными услугами работника банка. Кредит можно погасить досрочно, в форме, удобной клиенту. Подробнее остановимся на основных программах кредитования в данном коммерческом банке.
Кредит-Бизнес — от 3 до 9 млн рублей, а сроки — до 36 месяцев. Залогом можно не обеспечить до четверти привлекаемой суммы. Решение по запросу принимается за 5 дней. Предусмотрена и отсрочка выплат по основной сумме долга на срок до полугода, и досрочные выплаты кредита. Процентная ставка — от 17% годовых.
Кредит-Инвест — это крупный целевой кредит для бизнеса (суммой до 120 млн руб.), выдается на инвестирование во внеоборотные активы, на пополнение оборотного капитала, на рекламную кампанию бизнеса. Потребуется обеспечить залогом не менее 90% задолженности. Кредит на бизнес выдается на срок от 3 до 36 месяцев, при займе на год — возможна выплата всего долга только в последние 3 месяца. Процентная ставка — от 14% годовых.
Кредит-Недвижимость — реальная возможность получения кредита без первоначального взноса, под залог приобретаемой недвижимости. По договорам до 30 млн рублей не требуется заключение договора ипотеки (ипотека в силу закона). Отсрочка погашения основного долга — до 12 месяцев. Есть возможность получения кредита на физическое лицо (для собственников бизнеса сумма кредита не должна превышать 50 млн рублей).
Основные требования к заемщикам: российское гражданство собственника; регистрация и ведение бизнеса в регионе филиала банка, который выдает кредит; «возраст» бизнеса — от 9 или 12 месяцев; хорошая кредитная история и отсутствие судимости у предпринимателя [10].
Очевидно, что для банков, находящихся на территории Бурятии, малый бизнес также играет немаловажную роль, как и для общества в целом. Небольшие фирмы и предприятия — основа любой успешной экономики, поэтому поддерживать их не просто выгодно, а необходимо. В Республике Бурятия, несмотря на мировые кризисные тенденции, а также нестабильность национальной банковской системы и национальной валюты, малый бизнес продолжает развиваться, а для полноценного развития предпринимателям нужны средства. Поскольку есть спрос — будет и предложение. Поэтому перспективы развития программ кредитования субъектов МБ связаны, прежде всего, с ростом числа малых предприятий в Республике Бурятия.
Этому в определенной степени способствует и, наверняка, в дальнейшем будет помогать деятельность созданного Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия. Данный фонд был создан 05 октября 2011 года на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.02.2011 г. № 36. Цель создания Гарантийного фонда — обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам СМСП и инфраструктуры поддержки СМСП.
Основным видом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам предпринимателей, вытекающих из заключаемых ими кредитных договоров, договоров займа, лизинга. То есть, фонд предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к финансовым инструментам (кредит/лизинг/займ/банковская гарантия) при отсутствии у них достаточного собственного залогового обеспечения. Поручительство Фонда предоставляется в размере до 70% от суммы кредита/лизинга/займа/банковской гарантии. Все поручительства обеспечены средствами Фонда, размер которых в настоящее время составляет 342 млн рублей. Фонд учрежден в рамках региональной финансовой системы в целях развития института государственного поручительства за СМСП и упрощения процедур получения ими банковских кредитов. Всего лишь за один год с момента формирования Гарантийного фонда в Бурятии было заключено более 200 договоров поручительства за счет средств Гарантийного фонда на сумму более 450 млн руб. Сумма кредитов, полученных за этот период малыми и средними предприятиями в коммерческих банках, составила порядка 990 млн руб. Субъектами МСБ, получившими поручительство Гарантийного фонда, сохранено 3290 и создано 398 новых рабочих мест [12].
В апреле 2013 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг надежности гарантийного покрытия, предоставляемого Гарантийным фондом Бурятии, на уровне А+: «Очень высокий уровень надежности гарантийного покрытия». Прогноз по рейтингу «стабильный».
Партнерами Гарантийного фонда являются Сбербанк России, Промсвязьбанк, БайкалБанк, Россельхозбанк, РосгосстрахБанк, Банк АТБ, ВостСибТрансКомБанк, ВТБ24 и др.
Предоставляя услуги для предприятий малого бизнеса, банки стремятся сделать свои ресурсы как можно более доступными для заемщиков. Кредитные технологии банков постоянно совершенствуются, формальные процедуры упрощаются, расширяется и список возможного залогового имущества. Все это ведет к тому, что количество обращений малых предпринимателей с каждым месяцем увеличивается. Как отмечают специалисты, свойственное ранее недоверие малого бизнеса к банковским услугам уходит в прошлое.
В целом, если говорить о кредитовании малого бизнеса в республике, то, несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них — совершенствование системы оценки предприятий малого бизнеса, создание новых, более гибких, кредитных программ, снижение процентных ставок, оптимизация условий кредитования и другие направления.
Итак, развитие системы кредитования предприятий малого бизнеса и решение их проблем — архиважное направление экономической политики каждого заинтересованного хозяйст­вующего субъекта, каждого российского региона и общенациональной экономической политики государства в целом.


Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157188 (Дата обращения: 12.06.2015)
2. Савинова Д.В. Банковское кредитование малого бизнеса и его роль в развитии региона (на примере Республики Бурятия): автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Государственный ун-т управления. — М.: ГУУ, 2010.
3. Яковлева А.В. О государственном регулировании малого бизнеса и преодолении безработицы в России // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3(31). [Электронный ресурс]. — URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2720 (Дата обращения: 30.05.2015)
4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 01.06.2015)
5. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.burstat.gks.ru (Дата обращения: 01.06.2015)
6. Официальный сайт аналитического центра Юрия Левады Левада-Центр [Электронный ресурс]. — URL: http://www.levada.ru (Дата обращения: 01.06.2015)
7. Кредитный портал [Электронный ресурс]. — URL: http://kreditbusiness.ru (Дата обращения: 31.05.2015)
8. Официальный сайт банка «ВТБ24» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vtb24.ru/ulan-ude/ (Дата обращения: 01.06.2015)
9. Официальный сайт Сбербанка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sbrf.ru/buryatia (Дата обращения: 01.06.2015)
10. Официальный сайт Промсвязьбанка [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psbank.ru/ (Дата обращения: 29.05.2015)
11. Политическая экспертная сеть [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kreml.org (Дата обращения: 29.04.2015)
12. Официальный сайт Гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия [Электронный ресурс]. — URL: http://gfb-baikal.ru/ (Дата обращения: 01.06.2015)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия