Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И ПРАКТИКИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В СНГ
Зацепина Т. Н.
начальник международно-правового отдела Экономического Суда СНГ,
кандидат юридических наук


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Переход на качественно новый этап в правовом обеспечении интеграционного процесса в ЕврАзЭС предполагает создание действенного механизма ответственности и контроля за исполнением принятых членами Сообщества обязательств, в частности, судебного контроля за реализацией международных договоров и правовых актов, принимаемых в рамках ЕврАзЭС.
27 апреля 2003 г. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 122 "О Статусе Суда ЕврАзЭС" был окончательно конституирован Суд Сообщества как один из органов управления интеграцией, на который возлагается обеспечение единообразного применения действующих в Сообществе договоров и решений органов ЕврАзЭС. Вместе с тем, в соответствии с решением Межгоссовета N 123 "Об организации функционирования Суда ЕврАзЭС" было предложено временно, до формирования Суда ЕврАзЭС, возложить его функции на Экономический Суд СНГ.
В то же время принят Статут Суда ЕврАзЭС, что завершило юридическое оформление структуры органов ЕврАзЭС как международной организации, их функций, полномочий и порядка функционирования.
Однако формирование международного судебного органа - процесс длительный, требующий и существенных финансовых и материальных затрат. Потребность же в своевременном урегулировании межгосударственных разногласий, которые могут возникнуть и возникают в процессе интеграции, с помощью судебной процедуры, существует уже сейчас. В связи с этим доводы Экономического Суда, имеющего более чем 10-летний опыт правоприменительной деятельности в региональном сообществе, о целесообразности передачи ему права рассмотрения споров, возникающих в ЕврАзЭС, были положительно восприняты государствами - членами ЕврАзЭС.
Это оправдано и с правовых позиций, поскольку все государства-члены Евразийского экономического сообщества являются учредителями Экономического Суда СНГ и представлены в составе его судей. Общность конечных целей СНГ и ЕврАзЭС предопределяет и схожесть компетенции Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС.
Имеются все основания использовать также опыт функционирования единого для нескольких международных объединений Суда Европейских Сообществ (хотя прямая аналогия в данной ситуации вряд ли применима).
Экономический Суд СНГ юридически не включается в систему органов Евразийского экономического сообщества в качестве Суда этой организации. Выполнение им функций судебного органа ЕврАзЭС предполагает не только выражение на это воли ЕврАзЭС, но и получение согласия участников СНГ. Таким образом, речь идет о сложной правовой ситуации, требующей корреспондирующих решений высших органов ЕврАзЭС и СНГ. (Согласие Совета глав государств СНГ с предложением Межгоссовета ЕврАзЭС было дано 19 сентября 2003 г. в Решении о возложении на Экономический Суд СНГ функций Суда ЕврАзЭС.).
Неординарность ситуации обусловлена и различиями в уровнях развития экономической интеграции в СНГ и ЕврАзЭС, объеме и характере полномочий, делегированных государствами органам этих организаций, спецификой правового механизма, в частности, судебной процедуры, в каждой из них. Особенности организационной структуры и состава судей, субъектной юрисдикции, процедуры принятия и исполнения судебных решений Суда ЕврАзЭС, определенные его Статутом, не позволяют Экономическому Суду СНГ автоматически принять на себя полномочия первого. С учетом данной ситуации, решениями Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. и Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 г. Генеральному секретарю ЕврАзЭС, с одной стороны, и Председателю Экономического Суда СНГ, с другой, было поручено заключить специальное соглашение между ЕврАзЭС и СНГ для определения порядка осуществления Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, предусмотренных его Статутом.
Соглашение, разработанное в результате переговоров представителей Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и Экономического Суда СНГ, исходит из двух принципиальных положений:
- рассмотрение дел, связанных с применением действующих в рамках ЕврАзЭС договоров и решений его органов, осуществляется судьями Экономического Суда в порядке, предусмотренном Регламентом Экономического Суда, с изъятиями, установленными Соглашением;
- компетенция, круг субъектов ЕврАзЭС, правомочных обращаться в Экономический Суд, порядок принятия и исполнения судебных решений в отношении государств-членов и органов ЕврАзЭС определяются в Соглашении в соответствии со статьей 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС и положениями Статута Суда ЕврАзЭС.
Подписанное в марте 2004 г. в г.Минске Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, однако, не разрешило всех проблем уникальной по своей международно-правовой природе ситуации.
Перспективы Экономического Суда СНГ в качестве Суда ЕврАзЭС во многом будут зависеть от того, насколько эффективными окажутся его решения, необходимые для выполнения государствами - членами ЕврАзЭС заключенных ими международных договоров и постановлений органов Сообщества.
Вместе с тем действенность судебных актов будет определяться их юридической силой (степенью обязательности) и возможностями контроля за их исполнением. В этом смысле урегулированию отношений по поводу выполнения Экономическим Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС предстоит, на наш взгляд, пройти новый этап.
Новый этап связан, с одной стороны, с предстоящим расширением предметной и субъектной юрисдикции Экономического Суда (в том числе с предоставлением права на обращение в Суд физическим и юридическим лицам) и приданием его решениям обязательной силы. Соответствующий проект Протокола к Соглашению о Статуте Экономического Суда СНГ внесен на рассмотрение Совета глав государств Содружества.
С другой стороны, в связи с выдвижением в качестве одного из приоритетов развития ЕврАзЭС задачи по наделению его органов функциями контроля за исполнением актов Сообщества, потребуется дополнительная работа над документами, определяющими Статут органов ЕврАзЭС, в том числе Суда Сообщества.
Но даже в условиях разноуровневой интеграции, развития разных межгосударственных образований, участниками которых являются государства СНГ и ЕврАзЭС, эффективное использование функций Экономического Суда СНГ и в рамках ЕврАзЭС может явиться тем краеугольным камнем, который положит начало применению единообразного правового подхода к реализации договоров и решений, действующих в этих межгосударственных образованиях. Это позволит устранить возможные коллизии между правовыми актами, регулирующими соответствующие правоотношения, предотвратить дублирование правового регулирования одних и тех же процессов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия