| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Бунько В. А. доцент кафедры финансов и кредита филиала
Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Пскове,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрена специфика объекта теории налогообложения, предложена ее структура и принципы. Предмет и метод теории налогообложения изучаются во взаимосвязи с функциями современной науки. Обоснована система базисных принципов налогообложения | Ключевые слова: налогообложение, прагматизм, справедливость, теория налогообложения | УДК 336.22; ББК 65.261.4 Стр: 144 - 148 | Теория часто ассоциируется с гипотезой, второе значение термина — быть системой знаний для регулирования сферы общественных отношений. В этом значении она используется и в налогообложении. Важнейшим элементом теории являются понятия, термины, идеализированные объекты, законы и принципы. Исходными понятиями в теории налогообложения является понятия налог, объект налогообложения, налоговое бремя и др. Ведутся дискуссии вокруг содержания этих и других понятий, однако новые дефиниции слабо обоснованы. Приведение примеров из практики налогообложения ничего не доказывает. Практика не является критерием истины, а теория является критерием практики. Так трактует вопрос современная методология.
Произвольный выбор в теории приведет к разрушению системы налогообложения. В данной статье сделана попытка обосновать предмет и метод теории налогообложения в контексте требований современного постнеклассического этапа развития науки. Начать надо — по всем канонам — с объекта теории налогообложения, с определения ее целей. От правильного определения объекта науки многое зависит, хотя ему иногда уделяется мало внимания, отмечается в философии науки. Затем рассмотрим структуру теории налогообложения, определим постулаты и принципы теории, используя при этом современное понимание функций научной теории. Связь теории и практики налогообложения реализуется через базисные принципы налогообложения. Слово базис используется в двух значениях — как основа современной теории налогообложения (теоретический аспект), так и основа формирования налоговой системы (практический аспект).
1. Объект и цели теории налогообложения
С позиции налогообложения экономика предстает как поле выбора объектов налогообложения. Это поле образуют разнообразные виды экономической деятельности и операции, составляющих платежную базу. Формирование объектно-платежной базы — первый шаг на пути создания налоговой системы. Далее возникает задача установления элементов налогообложения, выбора метода налогообложения. В силу разнообразия объектов налогообложения возникают частные концепции и модели налогообложения. Например, система налогообложения финансовых результатов, система налогов в природопользовании, системы косвенных налогов на бизнес, системы налогов с физических лиц, система налогообложения малых предприятий и т. д.
С экономической стороны дела суть налогообложения состоит в обосновании того, какую налоговую систему выбрать. Прогрессивную или регрессивную? С преимущественным давлением на доходы, имущество или на природопользование? Какие методы налогообложения установить? Налоговая политика Российской Федерации долгое время была направлена на снижение налогового бремени. Но уже кризис 2008–2009 гг. внес свои коррективы в проводимую политику. Изменения, происходящие в объектно-платежной базе, вынуждают корректировать формы и методы налогообложения. Иными словами, проблема — исходный пункт теории налогообложения, но специфика объекта такова, что проблемы не исчезают, а возникают вновь и вновь. Получает подтверждение тезис К.Поппера о динамике теоретического знания.
Карл Поппер (1902–1994) показал, что развитие науки идет от решения одной проблемы к другой. Научный метод К.Поппера может быть выражен так [2]:
Постановка проблемы → выработка предположения → причинное объяснение → верификация и подкрепление → применение теории → опровержение теории → новая проблема.
Это движение от одной проблемы к другой проблеме должно быть наполнено смыслом. Модели и системы налогообложения должны получить свое признание. Здесь используются традиционные критерии и направления анализа. Среди них мониторинг налогово-платежной базы, снижение уровня налогообложения, экономичность сбора налогов и др. Новые подходы к налогообложению нацелены на более эффективное использование мобилизованных средств, расходы бюджета получают свою «привязку» к источникам. То есть, теория налогообложения также должна совершенствоваться. В результате налоговая система переводится на более высокий (прогрессивный) уровень.
На выходе теории налогообложения возникают модели и системы налогообложения. В этом смысле теория налогообложения является преимущественно прикладной наукой. Но там, где она исследует собственные проблемы, имеет место фундаментальная наука.
2. Общая теория налогообложения
Наличие разнородных налогов, моделей и систем, описываемых разными теориями, требует своего обобщения. В целях построения общей теории налогообложения будем использовать подходы, которые применяли К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю [7], И. Лакатос [6], Л.П.Рассказов [10]. Общая теория налогообложения включает элементы, имеющие разный уровень подкрепления, обоснованности. Какие-то положения предстают как неоспоримые истины, какие-то нашли некоторое подтверждение, а третьи суть гипотезы или просто высказывания, предположения. С этой точки зрения можно, используя методологию научно-исследовательских программ, выделить:
1. Постулаты и принципы теории налогообложения, базисные термины, образующие твердое ядро раздела науки (ЯРН);
2. Пояс защитных теорий, образующих совместно с постулатами и принципами теоретический базис налогообложения;
3. Гипотезы и теории, результаты исследований в теории налогообложения, проходящий этап тестирования, критики и подтверждения (подкрепления).
С практической точки зрения важно провести такое различие. Твердое ядро составляют положения, признаваемые научным сообществом, прошедшие горнило критики. В пояс защитных теорий войдут теоретические положения по налогам классиков политической экономии, теория налогообложения К.Г.Рау [11, 12], теории налогообложения и методологические приемы П. Самуэльсона [14], А.Вагнера [5, 17], Р. Масгрейва [8], Дж. Ю.Стиглица [15]. Кроме того, имеет смысл выделить пояс вспомогательных теорий, имеющих локальное значение. Сюда войдут теория и методология права Б.А.Кистяковского [4], теория солидарности Э.Дюркгейма [цит. по 9], теория справедливости Дж. Роулза [13] и некоторые другие. Состав теорий защитного пояса требует своего обсуждения.
Состав базисных терминов таков: 1) налог, 2) имя налога, 3) субъект налога, 4) объект налога, 5) налоговая база, 6) налоговая ставка, 7) налоговый период, 8) отчетный период, 9) налоговая льгота, 10) налоговое обязательство, 11) налоговая декларация, 12) налоговые санкции.
Постулаты и принципы налогообложения — основные, выработанные теорией и практикой налогообложения положения. Отметим, что постулат в математике, логике это исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств [9, C. 400]. Практика налогообложения всей своей многолетней историей доказала справедливость отдельных положений, ставших неоспоримой истиной. «Очевидность как истина» — это не критерий отбора, но хороший образ. Постулаты не требуют доказательств, но это не означает их произвольность. Поэтому они должны быть логически непротиворечивы, взаимоувязанными, что и делает их самодостаточными. Они должны быть сформированы по принципу «категорического императива». Считаем, что можно предложить следующий набор постулатов налогообложения.
1. Всеобщность налогообложения. Каждый должен участвовать в уплате налогов со всех видов доходов.
2. Запрет на дискриминацию. Налоги не должны применяться по-разному в зависимости от национальных, религиозных, партийных и т.п. оснований.
3. Исключение двойного налогообложения.
4. Запрет на выплаты из бюджета сверх сумм, уплаченных в бюджет.
5. Запрет на регресс в общественных отношениях. Не должны применяться налоги и методы налогообложения, устаревшие с исторической точки зрения.
Постулаты налогообложения принимаются без каких-либо условий. Если ранее принцип всеобщности налогообложения выводили из принципов этических, утилитаристских и т.д., то теперь и Конституция является источником норм налогового права. Обязанность каждого уплачивать налоги и сборы, установлена статье 57 Конституции РФ. Следует также обратить внимание на тот факт, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Второй постулат, таким образом, также имеет конституционную основу. Исключение двойного налогообложения — это традиция, логически понятная. Как и запрет на выплаты из бюджета сверх сумм, уплаченных в бюджет, поскольку такие выплаты противоречат самому понятию налога как безвозмездного платежа в бюджет. Запрет на регресс в общественных отношениях самоочевиден человеку, придерживающегося общепринятых норм поведения.
3. Функции и принципы теории налогообложения
Главной функцией науки является производство научно-технического знания. Функции науки находятся в процессе исторического становления. Научное знание является основой мировоззренческой функции науки. Исторически первыми возникли функции наблюдения, описания, объяснения. Как социокультурный феномен наука включается в «бытие культуры», нормы и ценности. Наука приобретает функцию «фактора социальной регуляции», становится необходимым условием рационального управления. Будучи фактором социальной регуляции, наука оказывает воздействие на формирование личности, выполняет мировоззренческую функцию [16, C. 268].
Остановимся на следующих функциях, присущих теории налогообложения: 1) синтетическая и методологическая функции; 2) исследовательская (познавательная) функция; 3) аксиологическая функция; 4) регулятивная функция (проектно-конструктивная), 5) мировоззренческая (экзистенциональная) функция.
Синтетическая (интегрирующая) и методологическая функции теории налогообложения. Налогообложение — наиболее общее понятие, это процесс установления и взимания налогов, понимаемый в наиболее широком смысле, включая многие виды деятельности. Так, принципы налоговых расчетов согласуются с принципами налогового контроля и т.д. Теория должна интегрировать эти виды деятельности в единое целое.
Исследовательская функция. Основная исследовательская задача теории налогообложения состоит в изучении закономерностей, складывающихся в отраслях экономики и видах экономической деятельности, составляющих, в своей основе, налогово-платежную базу налогообложения. Например, спонтанно (стихийно) возникают процессы ухода (уклонения) от налогообложения, и противоположные им процессы трансформации налога.
Регулятивная функция теории налогообложения. Данная функция проявляется как в экономическом, так и в социальном отношении. Налогообложение может получить оправдание, если экономика развивается, если социальные отношения также получают свое развитие, если имеет место так называемый «прогрессивный сдвиг проблем». Практика организуется на основе теории, а это означает, что теория является критерием правильности практики [1, C. 260]. Исследования нужны и для распределения налогового бремени, и для прогнозирования налоговых платежей, для оценки вносимых изменений в действующее законодательство и т.д. Исследовательская и регулятивная функции тесно связаны. Изучение объектно-платежной базы налогообложения имеет целью, как эффективное использование ресурсов, так и возможности их роста. Отсюда вытекают такие принципы налогообложения: рациональное использование (ограниченных) ресурсов, развитие объектно-платежной базы.
Аксиологическая функция теории налогообложения. Как и экономическая теория, теория налогообложения является ценностно-нагруженной наукой. Само понятие истины в русском языке неразрывно связано с правдой, справедливостью, честностью [3, C. 397]. Ценности существуют диспозиционно, а их роль исполняют социальные отношения, социальные и личностные состояния и свойства. Теоретические и моральные ценности всегда угадываются в экономических решениях. Процесс ориентации на ценности включает акты сравнения (собственно оценка) и рекомендации к отбору (выбору). Единственный способ, которым мы можем стремиться к объективности в теоретическом анализе, — это вынести наши ценности из тени на свет, осознать их, специфицировать, открыто заявить о них и позволить определять теоретические исследования, считают видные зарубежные и отечественные экономисты. Испокон века декларируется принцип справедливости налогообложения. Но не так часто называется еще один — солидарность. Таким образом, можно назвать такие принципы теории налогообложения: объективность метода налогообложения, солидарность в распределении налогового бремени, справедливость метода налогообложения.
Мировоззренческая функция теории налогообложения. Данная функция тесно связана с предыдущей функцией. Налоги — элемент жизненного мира. Какое отношение к налогообложению складывается в обществе? Подобные вопросы, характеризующие отношение к налогам в обществе, могут быть продолжены. Чтобы знать их природу, необходимо иметь представление об участниках налоговых отношений с позиции разных наук. Данная функция, таким образом, также связана с исследовательской функцией теории налогообложения.
4. Метод теории налогообложения в развернутом виде
Таким образом, объектом теории налогообложения являются виды экономической деятельности и операции, как потенциальные объекты налогообложения, так и облагаемые в настоящее время. Предметом теории налогообложения является изучение видов экономической деятельности в целях выявления объектов и операций, подлежащих включению в состав объектов налогообложения, а также способов и методов их налогообложения.
В налогообложении принцип плюрализма обязывает рассматривать экономику с двух сторон, и как стихийный механизм, и как процесс принятия решений. Регулирующая функция налогообложения активно используется не так давно, но это не означает, что принцип нейтральности налогообложения устарел. Хотя даже при строгом следовании принципу нейтральности налогообложения, налоги изменяют условия хозяйствования, вносят так называемые искажения [15, C. 370]. Сбалансированная налоговая система предполагает широкий состав налогов и разнообразие методов налогообложения, что и позволяет учесть интересы общества, граждан и предприятий.
На современном этапе налоговые отношения отличает правовой характер, открытость процедур, справедливость и эффективность. Цели управления налогами — перевод налоговой системы на более высокий уровень. Конечно, налог остается формой индивидуально безвозмездного платежа в бюджет. Метод теории налогообложения основан, как и метод других гуманитарных наук, на понимании, в данном случае, проблем налогообложения и способах их решения. Проблемы теории, ее предмет и метод образуют единое целое. Предыдущий анализ позволяет дать следующее определение:
Под налогами понимается устанавливаемые органами государственной власти и санкционируемые обществом, индивидуально безвозмездные и безвозвратные платежи граждан и организаций, аккумулируемые в бюджетной системе для общественных нужд (коллективных потребностей), осуществляемые на началах солидарности и справедливости
В данном определении отражена качественная характеристика налоговых отношений. В учебных пособиях налоги определяются как обязательные, индивидуально безвозмездные платежи в бюджет, эти платежи и являются «плотной завесой», скрывающей суть налоговых отношений. Далеко не все авторы указывают на распределительную функцию налогов. Между тем, реализация фискального предназначения налогообложения и предполагает не что иное, как распределение налогового бремени по объектам налогообложения и категориям налогоплательщиков. В результате часть созданной стоимости изымается в общий фонд, служащий для коллективных потребностей.
Налоги сыграли важную роль в судьбе государств и становлении цивилизации. В отдельных странах развитие экономики, парламента, налоговых систем удачно сочеталось; в других значение налогов недооценивалось, в-третьих собранные средства разворовывались. Постулаты и принципы, предмет и метод, дополненные другими элементами составляют основу общей теории налогообложения. Методология науки включает и идею, в концентрированном виде раскрывающую суть концепции. Об этом говорится у М.Хайдеггера, П. Фейерабенда, М.Блауга. Наиболее точно суть установления налогов выражается словами «прагматический компромисс» [14, C. 205]. Сегодня базисная теория налогообложения соответствует концепции активного, сбалансированного налогообложения, которую в развернутом виде можно представить следующим образом (табл.1).
Структура теории налогообложения включает общую теорию и методологию, частные и функциональные теории. Частные теории раскрывают концепции и модели налогообложения тех или иных объектов налогообложения, образуя системы налогообложения. К функциональным относятся теории и методология налогового учета, налоговых расчетов, налогового контроля. К общей теории и методологии налогообложения относятся законы и принципы теории, постулаты и базисные принципы налогообложения.
Таблица 1
Основные элементы методология общей теории налогообложенияЭлементы | Характеристика |
---|
1. Исходный тезис | Налогообложение — условие, фактор и показатель развития общества. | 2. Объект теории | Виды, факторы и результаты экономической деятельности. | 3. Основные функции | Исследовательская, синтетическая и методологическая, аксиологическая, регулятивная, мировоззренческая функции. | 4.Консолидирующая идея | Прагматический компромисс. | 5. Предмет теории | Поиск объектов налогообложения, выбор способов и методов их обложения. | 6. Метод теории | Выявление проблем налогообложения и придание смысла тому, как они решаются на основе объектно-деятельностного подхода. | 7. Особенности метода | 1. Общественная выгода.
2. Солидарность.
3. Справедливость. | 8. Экономическое значение теории | Уменьшение отрицательного влияния налогов на экономику. | 9. Социальное значение теории | Расширение границ жизненного мира. Развитие творчества и активности. Развитие гражданского общества. | Источник: составлено автором
5. Базисные принципы налогообложения
Налогообложение включает теоретический и практический уровни. Термин «метод» имеет два значения: как способ что-то сделать, и как способ исследования. Принципы налогообложения находятся в центре цепочки: «общая теория налогообложения — базисные принципы — способы реализации». Базисные принципы налогообложения (принципы введения и взимания налогов) позволяют поставить вопрос о том, какими они должны быть.
Очевидно, что они должны быть не произвольными, а органично вплетенными в методологию общей теории налогообложения. Речь идет, прежде всего, о принципах теории налогообложения, к которым относятся: объективность метода налогообложения, рациональное использование (ограниченных) ресурсов, развитие объектно-платежной базы, солидарность в распределении налогового бремени, справедливость метода налогообложения. Базисные принципы налогообложения исходят, с одной стороны, из сути метода теории налогообложения, который основывается на использовании объектно-деятельностного подхода, позволяющего выявить экономическое основание, другие характеристики объекта налогообложения. С другой стороны, они не могут быть не связанными с задачей формирования доходов бюджета наилучшим образом, то есть, с наименьшими потерями, с наименьшими искажениями, вносимыми в экономику. Отсюда и выбранная последовательность: сначала надлежащий выбор объектов налогообложения, затем правила установления других элементов налога. Заканчивают перечень принципы оценки налогообложения (см. табл. 2).
Таблица 2
Базисные принципы налогообложенияНаименование принципа | Основное содержание |
---|
1. Всеобщность налогообложения | 1 Охват налогообложением всех возможных видов доходов и форм экономической выгоды. | 2. Экономическое основание налога | 2. Надлежащий выбор объектов налогообложения. | 3. Определенность налогообложения | 3. Четкие указания на объект налогообложения и порядок определения налоговой базы. | 4. Соразмерность налогообложения | 4. Адекватность метода налогообложения характеристикам объекта налогообложения. | 5. Равномерность налогообложения | 5. Равномерное распределение налогового бремени. | 6. Нейтральность налогообложения | 6. Налоги не должны создавать преимуществ в хозяйственной деятельности, за исключением случаев установления налоговых льгот. | 7. Простота и удобство | 7. Удобство применения, точность и ясность актов законодательства о налогах и сборах. | 8. Наличие прав и свобод | 8. Предоставление налогоплательщику права выбора налогового режима, учетной политики в целях налогообложения и т.п. | 9. Экономичность налогообложения | 9. Сокращение расходов налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых органов и других участников налоговых отношений. | Источник: составлено автором.
Рассмотрим принципы налогообложения несколько подробнее.
1) Всеобщность налогообложения. Исторически исходный принцип означает, что все виды доходов и экономической выгоды подлежат налогообложению. Принцип дедуктивно развертывается от общего к частному. Весь круг налогоплательщиков включает три сектора: организации, индивидуальные предприниматели, граждане. Затем этот круг ссужается в зависимости от вида налога.
2) Экономическое основание налога. Экономическое основание налога отражает связь субъекта и объекта налога, значимость объекта для данного налогоплательщика. Данный принцип препятствует тенденции релятивизма — произвольности в выборе видов налогов.
3) Определенность налогообложения. Если экономическое основание налога установлено, то остается установить порядок определения величины налоговой базы, применения налоговой ставки и других элементов налога. Причем этот порядок должен быть изложен так, чтобы он понимался однозначно.
4) Соразмерность налогообложения. В налоговом кодексе присутствует близкий принцип — учет платежеспособности. Но также следует учесть специфику платежной базы, удобное выражение счетной единицы.
5) Равномерность налогообложение. Предполагается, что налоговое бремя распределяется равномерно по объектам налогообложения и категориям налогоплательщиков. Обычно под равномерностью понимается пропорциональный налог, но в отдельных случаях равномерность достигается применением как прогрессивного, так и регрессивного налога. Принципы соразмерности и равномерности дополняют друг друга.
6) Нейтральность налогообложения. Налоги должны вносить меньше искажений в экономику. Налоги не должны создавать преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в предпринимательской деятельности, если только не путем введения налоговых льгот. Но и льготы не должны носить бессистемный характер, а соответствовать определенной концепции налогообложения.
7) Простота и удобство. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть удобны в пользовании и практической реализации. Данный принцип дополняет принцип определенности налогообложения.
8) Наличие прав и свобод. Это новый принцип, отражающий особенности современной социально-экономической ситуации. Финансовые органы проводят разъяснительную работу, но их разъяснения имеют статус рекомендаций. Определение налогов как императивных денежных выплат теряет свою актуальность. Сегодня нужен налогоплательщик активный, ассоциируемый с эффективным собственником.
9) Экономичность налогообложения. Снижение расходов на ведение налогового учета и осуществление налогового контроля.
Возникает вопрос о составе предложенного перечня принципов. Автор стремился обойтись минимумом принципов, включив те, которые уже приняты в сообществе специалистов. Нужны ли дополнительные принципы? Например, нужно ли вводить принцип разнообразия видов налогов, налоговых режимов и методов налогообложения. Казалось бы, полезный принцип, но не будет ли он излишним, искусственно подталкивать к введению тех или иных налогов, тогда как налогов должно быть столько, сколько нужно; не больше, не меньше. Принципы всеобщности налогообложения, надлежащего выбора объектов налогообложения как раз и нацелены на реализацию этого требования. То же самое можно сказать о принципе дополнения, который можно трактовать так, что налоги, сборы, другие обязательные платежи в бюджет должны дополнять друг друга, образуя систему. Наконец, возникает вопрос об уровне налогообложения, должен ли он быть отражен в составе принципов налогообложения, например, в виде принципа умеренного налогообложения, или это вопрос, относящийся к конкретной модели налогообложения, или к текущей налоговой политике.
Такие примеры можно продолжить, но лучше все-таки ограничиться минимумом числа принципов. Базисные процессы, а это процессы установления и взимания налогов, связаны с процессами налогового контроля, налогового планирования и т.д. Поэтому нет необходимости набирать как можно больше базисных принципов, поскольку они дополнятся принципами из других разделов теории налогообложения. Предложенные здесь базисные принципы налогообложения отражают базис современной теории налогообложения. Это концепция активного, сбалансированного налогообложения, которая оставляет свободу творчества, она может быть представлена в различных вариантах моделей налогообложения.
Таким образом, объектом теории налогообложения являются виды экономической деятельности и операции, на основе которых могут быть установлены налоги. Предмет теории налогообложения в этом и заключается — в выборе объектов и методов налогообложения, этот выбор, при этом, составляет проблему, которая требует научного решения. Объекты налогообложения, составляющие его платежную базу, находятся в состоянии постоянного изменения под воздействием разного рода причин. Поэтому проблемы налогообложения возникают вновь и вновь. Это похоже на поиск истины. Истина есть «содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели» [1, C. 203]. Это определение удачно соединяет исследовательскую и праксеологическую функции теории налогообложения, нацеленных на получение полного знания об объекте, возможностей его использования. Поэтому метод теории налогообложения состоит в выявлении проблем практического налогообложения, постановки научной проблемы и придании смысла тому, как она решается. Метод теории налогообложения реализуется через базисные принципы налогообложения. Кроме того, общая методология теории налогообложения должна быть дополнена методами налогового контроля, других отраслей теории налогообложения. |
| |
|
|