| | Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015 | | ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ «ЕСТЬ ЛИ В РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС?» | | Киселёв А. С. эксперт ЮНЕСКО (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат социологических наук
| |
| | В статье рассматривается основная проблема российского кризиса, которую автор связывает с низкой квалификацией и профессиональной непригодностью управленческих кадров | Ключевые слова: государственное управление, кадровый кризис, кадровая политика | УДК 338.124; ББК 65.011 Стр: 46 - 46 | В статье Кротова М.И. и Мунтияна В.И. очень своевременно ставятся важные вопросы, касающиеся развития мировой и отечественной экономики, делаются достаточно смелые выводы, которые, впрочем, не до конца учитывают степень влияния уровня развития отечественной науки на материальные, финансовые, трудовые ресурсы и организационно-управленческие инновации во всех сферах деятельности. К примеру, Московская область — основной российский регион по количеству наукоградов — муниципалитетов с относительно высоким научно-техническим потенциалом (из 13 подобных населенных пунктов в нашей стране, 8 принадлежат Подмосковью: Дубна, Жуковский, Королёв, Протвино, Пущино, Черноголовка, Фрязино, Реутов) демонстрируют сегодня слабую занятость. В лучшем случае в них сегодня занята только треть местного работоспособного населения. А ведь это муниципальные образования, которые просто обязаны показывать пример в выполнении указания Президента России о создании высокотехнологичных рабочих мест.
В чём же причина такого положения дел и какова роль этих научных анклавов в экономике нашей страны в нынешней непростой ситуации? Частично ответ на этот вопрос дают результаты недавнего визита губернатора Андрея Воробьёва и президента РАН Владимира Фортова в Черноголовку. Что при этом обсуждалось наиболее активно? Проблемы с землей (процедуры передачи земли в муниципальную собственность), социальная ипотека, повышение заработной платы квалифицированного персонала, создание комфортных условий для людей науки, формирование технико-внедренческих зон и возможность их обеспечения газом, электроэнергией, дорогами. Однако до плана, который позволит, по словам А. Воробьева, наукоградам расцвести дело так и не дошло. Спрашивается, для чего собирать руководителей этих городов, приглашать представителей крупного бизнеса, президента РАН, если у Главы области и его команды нет выверенной программы развития данных образований, которые давно должны были стать территориями опережающего развития? Ответ находится на поверхности. Управленческие кадры областной администрации не в состоянии подготовить такой план и безосновательно ждут только указаний сверху. Причем, следует отметить, что если коснуться предприятий и организаций военно-промышленного комплекса в этом регионе, то здесь традиционно всё обстоит достаточно благополучно. Программа перевооружения и экспортные поставки выполняются неукоснительно. Таким образом, и это подчёркнуто авторами вышеупомянутой статьи, основная проблема, сдерживающая развитие Подмосковья и многих других регионов России, заключается в низкой квалификации, а порой и в профессиональной непригодности управленческих кадров, их неспособности определить задачи для развития высокотехнологичных производств и обеспечить их полноценное решение с учётом занятости населения и планов Президента России и Правительства страны по импортозамещению в ближайшей, краткосрочной и отдаленной перспективе.
Каким же образом представляется целесообразным решать эту проблему? Прежде всего, необходимо провести сокращение штатов всех административно-управленческих звеньев (при сохранении фонда оплаты труда). Сделать региональные органы управления компактными, стандартизированными по составу и в корне изменить систему набора управленческих кадров, применяя годовой испытательный срок для всех категорий государственных служащих. Наряду с образованием и научной квалификацией обязательно учитывать профильный опыт работы, как в государственных учреждениях, так и в бизнес структурах. Для исключения коррупционной «кредитной истории» привлекать в кадровые органы специалистов — психологов, работающих по технологиям спецслужб. Кроме того, в короткие сроки осуществить переход всей государственной гражданской службы на электронный документооборот, узаконив цифровую подпись с федерального до регионального уровня. В целях проведения оперативного согласования финансово-экономических документов различного масштаба и назначения создать на всех уровнях управления постоянные рабочие группы, предусмотрев в них ротацию кадров. Вывести из подчинения Администрации Президента России, Правительства, Министерств, ведомств и региональных органов управления всех лиц, ответственных за ответы на обращения граждан и создать отдельное ведомство с его переподчинением Общественной Палате установленным порядком, поскольку во многих вышеназванных структурах эти обязанности становятся порой основными для государственных служащих, начиная с уровня заместителя директора департамента (управления), отвлекая их от выполнения необходимых функций. В ходе продолжающейся оптимизации системы высшего образования страны предусмотреть создание Высших краткосрочных курсов для периодического инновационного дистанционно-очного обучения всех без исключения государственных служащих федерального и регионального уровня. В заключение предлагается создать при Администрации Президента Российской Федерации Государственный Учёный совет для решения вопросов по научно обоснованной расстановке кадров федерального и регионального уровня и подготовке научно-практических и дипломатических кадров в целях развития сотрудничества в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС и СНГ.
Отвечая на вопрос дискуссии «Есть ли в России экономический кризис?» требуется отметить, что на первое место сегодня выходит не вопрос о кризисе в экономике, а вопрос устранения полномасштабного кризиса в кадровой политике и, в первую очередь, в регионах России, ответственных за формирование территорий опережающего развития в центре и на Востоке нашей страны. | |
|