Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Утегулова Б. С.
докторант Университета «Туран» (Казахстан, Алматы)

Модернизация металлургической отрасли республики Казахстан в условиях глобализации
В статье обосновывается необходимость государственной политики модернизации сектора металлургии с целью выравнивания конкурентных условий отечественных и зарубежных производителей, предлагается стратегия восстановления металлургии Казахстана, основанная на мировом опыте поддержки отечественной продукции и ее продвижения на зарубежные рынки
Ключевые слова: Республика Казахстан, металлургическая отрасль, модернизация металлургической отрасли, инновационная инфраструктура, металлопродукция, НИОКР, мировая конъюнктура
УДК 338.33.669   Стр: 289 - 291

Модернизация металлургической отрасли — это стабильность и перспективы для всей страны. Металлургическая отрасль сегодня — одна из лучших отраслей мирового уровня с лучшим оборудованием и мировыми технологиями. Президент подчеркивает приоритет модернизации металлургического комплекса как основы модернизации материально-технической базы всей экономики. Задачей модернизации отрасли является повышение конкурентоспособности, которую без государства решить невозможно.
Послание Президента Республики Казахстан [1] — это стратегический документ, направленный на дальнейшее развитие экономики страны и улучшение благосостояния народа. Его историческое значение заключается в том, что оно является своего рода «дорожной картой» реализации «Стратегии Казахстан–2050». В Послании представлен план вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира, при этом намечены конкретные пути достижения этой цели, четко обозначены долгосрочные приоритеты, поставлены задачи перед Правительством, Парламентом, акимами всех уровней, перед всеми органами государственной власти и народом [1; 2–23]. В свете реализации Стратегии «Казахстан–2050» механизм реализации инновационной политики в каждой отрасли представляет собой комплекс локальных механизмов всего инновационного цикла — от отдельного проекта до предприятия (фирмы), осуществляющего выпуск продукции, сертифицированной по международным стандартам. Рассмотрим данный вопрос применительно к металлургии, которую традиционно определяют как базовую отрасль промышленности, обеспечивающую конструктивными материалами потребности экономики. Структурообразующая роль отечественной металлургии заключается в том, что предприятия являются градообразующими и выполняют функции единственного наполнителя местных бюджетов.
В настоящее время металлургическая отрасль во многом определяет потенциал отечественной экономики и является реальной основой для развития обрабатывающего сектора промышленности. При этом существуют объективные условия, стимулирующие инновационное развитие металлургического комплекса:
— наличие собственной минерально-сырьевой базы;
— организация отечественных производств по глубокой и комплексной переработке сырья, позволяющая получать продукцию по цепочке добавленных стоимостей;
— развитие металлопотребляющих отраслей в Казахстане (машиностроение, строительство, железнодорожный транспорт и др.);
— мировые тенденции роста потребления качественной металлопродукции;
— наличие в Казахстане ведущих компаний по добыче, переработке и реализации металла на мировом рынке;
— внедрение современных высокотехнологичных схем переработки и получения качественного металла, дающее возможность развивать в стране новые отрасли (редкометалльную, радиотехническую, нанотехнологию и др.);
— решение экологических проблем;
— решение проблем занятости населения и недопущение роста депрессивных территорий. Важно отметить и то, что особенностями металлургии как инновационного объекта являются высокие капитало-материало-энергоемкость производств и продолжительность инвестиционного цикла.
Инновационные процессы, проходящие на высокотехнологичном производстве, весьма разнообразны и охватывают сферы маркетинга, проектно-конструкторскую и технологическую подготовку освоения новой продукции, организации малосерийного производства, управления производством. Стержень инновационной деятельности наукоемких предприятий состоит из разработки, освоения и использования технологических инноваций, включающих в себя продуктивные, процессные, организационные, управленческие, ресурсные и маркетинговые инновации [2–5].
Как показывает опыт, развитие мировой металлургии в условиях конкуренции в большой степени зависит от развития производственной и инновационной инфраструктуры, от занимаемой ниши на рынке инноваций. В развитых странах в последние годы экономический прирост в основном достигается именно за счет инновационных решений.
На сегодняшний день решены несколько вопросов по обеспечению металлургических предприятий ломом и отходам черных и цветных металлов.
1) В декабре 2012 года в Казахстане вступил в силу Договор о зоне свободной торговли между странами СНГ (от 18 октября 2011 года, далее — Договор). Согласно Договору Казахстан имеет право взимать экспортную таможенную пошлину при вывозе рассматриваемых товаров в страны СНГ (за исключением стран Таможенного Союза) и соответственно применяются экспортные пошлины на отходы и лом черных металлов (код ТН ВЭД 7204) — максимальная ставка пошлины — 15% но не менее 20 евро за тонну, отходы и лом медные (код ТН ВЭД 7404 00) — максимальная ставка пошлины — 30%, но не менее 330 евро за тонну, отходы и лом алюминиевые (код ТН ВЭД 7602 00) максимальная ставка пошлины — 15%, но не менее 100 евро за тонну в такие страны как Армения, Молдавия и Украина. Вместе с тем, согласно нормам Договора, его действие распространяется на торговые отношения между странами участницами Договора. Сейчас продолжаются переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Узбекистаном по присоединению к вышеозвученому Договору. По его ратификации у Казахстана появится дополнительная возможность введения экспортных таможенных пошлин при вывозе отходов лома и черных металлов в страны СНГ (кроме стран ТС).
2) За отчетный период также были внесены поправки в Налоговый кодекс РК в части освобождения от НДС оборотов по реализации лома и отходов цветных и черных металлов. С 1 января 2013 года отменен НДС оборотов по реализации лома и отходов цветных и черных металлов.
Кроме того, хотелось бы отметить, что была реализована Отраслевая программа по развитию горно-металлургической отрасли в Республике Казахстан на 2010–2014 годы. В плане мероприятий по реализации данной Программы было предусмотрено: 55 мероприятий по девяти направлениям, которые носят секторальные и проектные меры государственной поддержки; вопросы, направленные на улучшение законодательства и снятие административных барьеров; меры по развитию инноваций и содействию технологической модернизации; создание условий для инвестирования; ресурсное обеспечение.
В целом, План мероприятий оказал положительное воздействие на ход реализации, как самой Программы, так и Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию.
За отчетный период предпринимаются значительные системные меры по развитию крупных системообразующих предприятий отрасли и малого и среднего бизнеса. Так, в рамках Программы «Дорожная Карта Бизнеса–2020» к субсидированию в сфере металлургии и металлообработки одобрено 63 проекта на сумму 43,4 млрд тенге.
В Государственной программе активизации развития экономики на 2013–2014 гг. металлургическая отрасль рассматривалась как одна из составляющих ГМК, а ее проблемы и задачи экономической политики — в контексте реализации приоритетного направления «поддержки национального товаропроизводителя и реализации политики импортозамещения».
Естественно, что в данной ситуации объективные оценки проблем, анализ факторов и прогноз перспектив отрасли являются весьма актуальными функциями экспертного сообщества. Столь же полезным представляется и критический анализ государственной политики применительно к отрасли. Именно на его основе может быть выработана обновленная, либо скорректирована реализуемая модель экономической поддержки металлургии как ответ на новые условия и тенденции.
Информационная поддержка инноваций должна осуществляться на всех этапах производства продукции: маркетинга, составления бизнес-плана, НИОКР, технологии, производства, сертификации и сбыта, а также обеспечивающих структур: кадровых, финан­совых и других участников инновационного процесса. Развитие информационной инфраструктуры должно быть направлено на повышение качества и оперативности информации о текущей деятельности и перспективах развития отечественной и мировой металлургии. Неполнота и бессистемность достоверной информации по отрасли в течение длительного периода могут привести к потере наработанных знаний и интеллектуального потенциала.
Один из современных элементов информационного сектора — Интернет, без которого практически невозможно участие на рынке высоких технологий.
Большим резервом для инновационного развития в регионах является поддержка венчурного бизнеса. Казахстан только приступает к внедрению механизма венчурного финансирования. Поэтому здесь весьма поучителен зарубежный опыт.
Так, в США на сегодняшний день функционирует около 1000 венчурных фондов (компаний рискового финансирования), в том числе инвестиционные компании малого бизнеса (ИКМБ), действующие под эгидой Администрации малого бизнеса (АМБ) (примерно 40% всех венчурных компаний), фонды, созданные крупными корпорациями, и независимые (частные) фонды (см. табл. 1).

Таблица 1
Характеристика деятельности компаний рискового финансирования в США
ПоказательКомпании
ИКМБкорпоративныенезависимые
Объем фондов, %43739
Число ежегодных предложений212485547
Удельный вес предложений, принимаемых к финансированию, %1153
Удельный вес мелких инновационных фирм среди финансируемых, %448990
Примечание. Использованы данные работы [7; 233].

К источникам частного рискового капитала относятся пенсионные фонды (47% от общей суммы вложенного капитала), страховые компании (13%), корпорации (12%), частные сбережения (12%), заграничные вклады (12%), благотворительные фонды (4%).
Корпорации вкладывают средства в малые инновационные фирмы через специальные филиалы — инвестиционные венчурные фирмы либо создают десятки инвестиционных фирм, которые формируют разветвленную сеть для улавливания и использования технических идей. Так, компания «Экс-сон корпорейшн» располагает сетью из 30 инвестиционных фирм. Объем вложений в инновационные фирмы таких корпораций, как «Ксерокс» превышает 100 млн долл. Инновационные компании малого бизнеса в США функционируют под контролем и опекой АМБ, предоставляющей малым компаниям долгосрочные займы [7; 232, 233].
Вместе с тем без повышения внутреннего потребления казахстанская металлургия обречена на полную зависимость от мировой конъюнктуры. По подсчетам экспертов, к 2030 году внутренний спрос на металлопродукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей вырастет. В частности, на увеличение поставок отечественным покупателям существенно повлияет строительство и реконструкция нефтепроводов, освоение новых месторождений в Казахстане.
Качество продукции металлургии достаточно высоко оценивается на мировом рынке. Перспектива формирования Евразийского союза и вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию откроет новые возможности для металлургической отрасли и будет способствовать расширению рынков сбыта. Но для укрепления позиций металлургической отрасли Казахстана на мировых рынках в условиях ужесточения конкуренции и нестабильной мировой экономики необходимо принять ряд мер по модернизации отрасли и реформированию системы госрегулирования сектора. В частности, обеспечить макроэкономическую стабильность и совершенствование нормативно-правовой базы. На наш взгляд, вполне обоснованно применять меры налогового стимулирования, включая освобождение от НДС оборотов по реализации геолого-разведочных и геолого-поисковых работ. В развитие эффективного взаимодействия государства и бизнеса имеет смысл заключать индивидуальные соглашения с крупными инвесторами, которые бы в дальнейшем имели гарантии по ресурсному и инфраструктурному обеспечению проектов. Жизненно необходимо снижать административные барьеры, стимулировать переход бизнеса к саморегулированию. Решение всех этих задач возможно лишь в рамках эффективной общенациональной промышленной политики, опирающейся на помощь государства. На наш взгляд, сегодня нужно реформировать систему госуправления отраслью и повысить статус горно-металлургического сектора. При этом создание консультативно-совещательных органов по развитию отрасли при Правительстве и Президенте РК могло бы стать действенным инструментом для оперативного принятия мер, урегулирования принципиальных вопросов. АГМП возлагает большие надежды на планируемую разработку
Стратегия развития горно-металлургической отрасли до 2030 года должна проходить в тесном взаимодействии с субъектами предпринимательства и учитывать долгосрочные планы развития горно-металлургических предприятий. На наш взгляд, сегодня нужно реформировать систему государственного управления отраслью и повысить статус горно-металлургического сектора. При этом создание консультативно-совещательных органов по развитию отрасли при Правительстве и Президенте РК могло бы стать действенным инструментом для оперативного принятия мер, урегулирования принципиальных вопросов.
Таким образом, применительно к металлургической отрасли — модернизация — это продукт промышленной политики государства в лице соответствующих министерств. Важнейшим звеном в механизме ее реализации является инфраструктурное стимулирование инвестиций в НИОКР с последующим преодолением дисбаланса между избытком стали, железорудного сырья и дефицитом коксующегося угля.


Литература
1. Послание Президента РК — Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Мысль. — 2013. — № 1. — С. 2–23.
2. Муканов Д. Казахстан: прорыв в инновационную экономику. — Алматы: Центрально-Казахстанское представитель­ство Ассоциации Деловой совет ЕврАзЭС, 2007. — 272 с.
3. Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 274 с.
4. Каренов Р.С. Приоритеты стратегии индустриально-инновационного развития горнодобывающей промышленности Казахстана. — Астана: Изд-во КазУЭФМТ, 2010. — 539 с.
5. Каренов Р.С., Баймухамедов М.Ф. Проблемы становления и развития современного менеджмента (Книга первая). — Караганда: Издат.-полиграф. центр Казахстанско-Российского ун-та, 2013. — 432 с.
6. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 414 с.
7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. — М.: Экзамен, 2001. — 576 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия