Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Батугина Н. С.
доцент, старший научный сотрудник Института горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН (г. Якутск),
доктор экономических наук

Романова Е. Р.
доцент кафедры менеджмента в горно-геологической отрасли Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук


Особенности государственного управления угледобывающими предприятими в арктических районах Республики Саха (Якутия)
В статье рассмотрены проблемы доставки угля в арктические районы Республики Саха (Якутия). Поставки топливно-энергетических ресурсов отличаются сложностью, многозвенностью, разновременностью начала и окончания навигации. Показано, что освоение местных угольных месторождений в арктических районах Якутии позволит снизить сроки от добычи до потребления, уменьшить количественные и качественные потери топлива, резко упростить логистику, повысить энергоэффективность районов Якутии. Определены основные моменты государственного участия в проектах по добыче местных топливно-энергетических ресурсов взамен их привоза, что позволит облегчить функционирование предприятий по добыче угля в арктической зоне РС (Я) и повысить энергобезопасность населения
Ключевые слова: арктические районы, местные источники энергии, оптимизация северного завоза, государственное участие
УДК 33+342.5:622.33 (571.56); ББК У + Х81:У 9 (2) 305.651 (2Р54-6Я)   Стр: 259 - 262

К арктическим районам Республики Саха (Якутия) относятся 13 муниципальных районов, находящихся за полярным кругом. Они занимают территорию более 1,6 млн км2. Численность населения, проживающая на такой огромной территории, составляет менее 73927 человек, в том числе около 38 тыс. человек (56%) в районных центрах и городских поселениях. Остальное население (около 33 тыс. человек) рассредоточено по территории районов.
Арктические районы РС (Я) отличаются от других районов Крайнего Севера более высокой стоимостью строительства жилых, производственных и инфраструктурных объектов, затратами на содержание техники и на обустройство одного работника промышленно-производственного персонала. Проблема развития арктических районов, в том числе и РС (Я), состоит в сложности реализации природно-ресурсного потенциала на неосвоенных и необжитых территориях [1].
В Стратегии развития Арктической зоны РФ** оптимизацию экономических механизмов «северного завоза» предлагается осуществлять, в том числе, «за счет использования местных источников энергии, энергосберегающих технологий, модернизации энергетических установок». Разработка местных месторождений угля является одним из потенциально эффективных направлений рационального использования минеральных ресурсов региона. Но это требует учета широкого спектра социально-экономических, природно-климатических, георесур­сных, технологических, энергетических и других факторов.
В настоящее время в заполярные районы республики наряду с углеводородным топливом для нужд ЖКХ, основного потребителя в Заполярье, поставляется порядка 205 тыс. т. угля в год с созданных еще в советское время шахты «Джебарики-Хая» (филиал ОАО «Якутуголь») и «Зырянского угольного разреза» (ЗАО в составе УК «Колмарпроект»). Углем первого из них обеспечиваются потребители в низовьях реки Лены и бассейна Яны, второго — потребители, находящиеся в бассейнах рек Колыма и Индигирка. Авторы в работах [2–3] отмечают, что для схем поставки топливно-энергетических ресурсов потребителям арктических районов РС (Я) характерны многозвенность, разновременность начала и окончания речной и морской навигаций, работы автозимников, тысячекилометровые маршруты. Всё это приводит к увеличению стоимости топлива с одновременным ухудшением его качества.
Общая протяженность транспортного пути угля с шахты «Джебарики-Хая» для нужд Депутатской ТЭЦ составляет 2,8 тыс. км, продолжительность 1–1,5 года. С Зырянского разреза уголь поставляется автотранспортом до причала на р. Колыма (до 50 км), максимальные расстояния от места добычи до Момского района составляет более 2800 км, срок доставки — до 1 года.
Давно существующая проблема северного завоза в последние годы особенно обострилась не только из-за мелководья рек, но и кратного роста цен на доставку топливно-энергетических ресурсов. Стоимость котельно­печного топлива для труднодоступных северных районов по данным ГКЦ РЭК РС (Я) колеблется от 2,5 тыс. руб./т до 10–13 тыс. руб./ т (Верхоян­ский, Усть-Янский, Абыйский, Момский районы), нефти — 40–45 тыс. руб./т и превосходит цену на мировом рынке в 3-5 и более раз (рис. 1).
Рис. 1. Стоимость угля с учетом транспортировки и хранения по арктическим районам РС (Я), руб./т (данные ГКЦ РЭК РС (Я)) [3]

На осуществление досрочного завоза угля ежегодно из средств федерального и региональных бюджетов выделяются порядка 1,77 млрд руб. (таблица 1).

Таблица 1
Расходы на приобретение и доставку угля в арктиче­ские районы РС (Я), тыс. руб. (по данным ГКЦ РЭК РС (Я))
Район2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.
Верхоянский260510303561369081415313530280833592
Жиганский59666896794395176127883602
Усть-Янский219392274010298986326419441433451963
Нижнеколымский117631482815663174942159225440
Абыский35228391654665251670147425164487
Верхнеколымский573456391066443667367375185007
Момский168482617630209293672571233204
Среднеколымский414746454867456738447908288488
всего затрат64852679309390243499036013805521765781

Доля транспортной составляющей в структуре стоимости топлива может достигать 70–75%.
Объемы отгрузки угля в арктические районы РС (Я) для нужд ЖКХ приведены в таблице 2.

Таблица 2
Отгрузка угля в арктические районы РС (Я) для нужд ЖКХ, т (по данным ГКЦ РЭК РС (Я))
Отгрузка угля (только ЖКХ), тонн200920102011201220132014
Уголь с шахты Джебарики-Хая
Верхоянский район4847947958,450279481385263265322
Жиганский район26432524253926861935622636
Усть-Янский район4221645241,440398381074107540736
Уголь с Зырянского угольного разреза
Абыйский район64075752575054851416614355
Верхнеколымский35069336673355118043284633667
Момский район441739364228292133633901
зырянский уголь289822432376176516742126
аркагалинский уголь151916931852115616891775
Нижнеколымский уголь451445204463450346445093
Среднеколымский уголь12330156061523717651494415390
Итого160491163140160672108330186387205000
джебарики-хайский уголь93337957249321688931113062128694
зырянский уголь61 21961 78761 37615 32268 27370 630
аркагалинский уголь151916931852115616891775

На долю самого угля в структуре его себестоимости на месте потребления в наиболее труднодоступных районах, приходится, по данным РЭК РС (Я), всего 15–20% (для Абыйского, Момского, Усть-Янского и Верхоянского районов) (рисунок 2), для остальных арктических районов — 37–50% (Жиганский район, Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы).
Для нескольких районов стоимость доставки превышает стоимость добычи настолько существенно, что разработка месторождений местного топлива в непосредственной близости от основных точек потребления, наряду с повышением энергетической безопасности, может сократить затраты бюджетов на северный завоз.
Помимо постоянного удорожания доставки угля, также ежегодно увеличиваются и затраты на добычу на добывающих предприятиях. Так, за период с 2008 г. по 2014 г. цены на уголь, отгружаемый с шахты Джебарики-Хая, выросли в 2,7 раза, с 889 руб./т до 2423 руб./т. Для дальнейшей добычи угля требуется модернизация предприятия с вложением существенных инвестиций в размере не менее 3 млрд руб. Однако, даже это не позволит предприятию выйти не безубыточный уровень. Цена реализации угля останется выше 3 тыс. руб./т и будет постоянно возрастать (данные ОАО ХК «Якутуголь»). В настоящее время между Правительством РС (Я) и ХК «Якутуголь» прорабатываются варианты по переходу на открытый способ добычи угля на прилегающих к шахте участках.
Аналогично росту цен на добычу угля на шахте, произошло увеличение цены у ЗАО «Зырянский угольный разрез» более чем в 2 раза по сравнению с 2008 г. В 2014 г. отпускная цена на уголь достигла 2283 руб./т (данные ГКЦ-РЭК РС (Я)).
Одним из путей решения данной проблемы может быть вовлечение в отработку участков или месторождений местных углей. Например, на участке «Согинский» месторождения Краснореченское в Абыйском районе можно осуществлять добычу угля на снабжение трех районов (Момский улус — 23,2 тыс. т, Абыйский улус — 20,4 тыс. т, Аллаиховский — 16,4 тыс. т). Капитальные затраты на освоение участка Соголох месторождения Краснореченское составляют в пределах 180–250 млн руб., при окупаемости не более 8 лет (средний срок службы оборудования). Ежегодные эксплуатационные затраты на добычу угля составят в пределах 1600–2200 руб./т при нулевой рентабельности и без учета капитальных затрат, необходимая цена должна составлять 3200–3400 руб./т. При таких условиях окупаемость составит 7,5 лет и будет иметь минимальные требования, предъявляемые к оценке эффективности инвестиционных проектов: ЧДД больше нуля (ЧДД составляет 160760 тыс. руб.), внутренняя норма доходности 12%. В расчетах не учитывалась замена одного вида топлива (нефти, газового конденсата, дров) другим видом топлива (угля) и не бралась в расчет необходимость модернизации или замены котельных в Аллаиховском районе при переводе их с жидкого на твердое топливо.
Суммируя, можно говорить о том, что в случае замещения привозного зырянского угля добываемым на участке Соголох в Абыйском районе местным твердым топливом расходы бюджета сократятся на 20–50% и более при планируемом объеме добычи и потребления. В суммарном выражении для района это составит порядка 150–200 млн руб.
Освоение местных угольных месторождений в арктических районах РС (Я) имеет достоинства и недостатки.
К положительным моментам следует отнести:
— затраты бюджета в случае освоения участка могут снизиться на 20–40% (в настоящее время стоимость доставки составляет 11,5 тыс. руб./т);
— повышается энергобезопасность района и надежность обеспечения его ТЭР;
— значительно упрощается транспортно-логистическая схема доставки угля до потребителей;
— снижаются количественные и качественные (по энергетической ценности) потери угля;
— повышается эффективность работы котельного оборудования.
К отрицательным сторонам относится:
— отсутствие современных данных по теплотехническим свойствам угля и его соответствия применяемым и перспективным технологиям сжигания;
— стоимость реализации угля остается высокой в сравнении с другими добывающими предприятиями: средняя цена 1 т реализованной продукции может составить в первые годы 5–6 тыс. руб./т;
— выгодность проекта по требованиям методики оценки эффективности инвестиционных проектов не очевидна, определяется ценой на уголь;
— недропользователь без государственной помощи не заинтересован в реализации проекта;
— невозможность наращивания объемов добычи угля при существующей ёмкости рынка сбыта.
Рис.2. Структура стоимости угля с учетом транспортировки и хранения, %
а) Абыйский, Момский, Усть-Янский и Верхоянский районы
б) Жиганский район, Нижнеколымский, Среднеколымский, Верхнеколымский районы
(по данным ГКЦ РЭК РС (Я))

Разработка местных ресурсов угля способствует оптимизации затрат бюджетных ресурсов, транспортных грузопотоков, повышается социальный и транспортно-логистический эффект. Несмотря на возможность снижения затрат, цен на уголь у конечного потребителя, просрочки привоза или непоставки угля, упрощения доставки, повышения энергобезопасности населения, существуют высокие риски, связанные с убыточностью функционирования подобных предприятий в удаленных арктических районах.
Для предприятий, которые осуществляли бы добычу в арктической зоне на малых и сверхмалых угольных разрезах получение прибыли может быть не основной целью. Работа горнодобывающих предприятий на грани нулевой рентабельности или даже убыточно в условиях ограниченного количества ресурсов вполне возможна в рыночных условиях [4]. Необходимость и целесообразность существования таких предприятий обусловлена повышением энергетической безопасности и эффективности региона, созданием новых рабочих мест, снижением социальной напряженности и др. Подобные месторождения имеют в большей степени социальное, чем коммерческое значение [5].
А.А. Калинина, В.П. Луканичева отмечают [6], опыт северных стран (Норвегия, Гренландия, северо-западные канадские территории, Аляска — США) показывает, что проблемы развития таких территорий не могут быть решены в рамках «чистого бизнес-подхода», ориентированных только на коммерческую эффективность. Новые проекты на неосвоенных северных территориях могут быть успешными только при самом активном участии государства в лице федеральной и местных властей, особенно в части развития необходимой инфраструктуры.
Государство должно стимулировать низкорентабельные проекты в стратегических отраслях экономики, тем самым стимулировать добычу, развивать новые технологии, улучшать инфраструктуру и повышать занятость населения в Северных и Арктических территориях. При этом, привлечение частных инвесторов, даже с предоставлением налоговых льгот и преференций, экономически не целесообразно.
В связи с этим, актуальным, на наш взгляд, остаются вопросы государственного участия в проекте по добыче угля в рассматриваемых районах. Варианты участия государства могут быть следующими:
1. Учреждение казенного предприятия на праве хозяйственного ведения. ГК РФ определяет ведение планов финансово-хозяйственной деятельности подобно госбюджетному учреждению. При этом до него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В качестве вклада в уставный капитал может быть передано государственное или муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (ср. ст. 295 — 297 ГК РФ). Преимущество такой правовой формы заключается в том, что казенное предприятие не может быть объявлено банкротом, так как при недостатке имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по долгам. На территории Республики Саха (Якутия) имеется положительный опыт применения подобной правовой формы при реорганизации государственных унитарных предприятий, занятых аэропортовым обслуживанием на Севере. При этом, для защиты государственной собственности и получения льгот и преференций следует вновь созданное предприятие включить в перечень стратегически значимых предприятий РС (Я) [7].
2. Создание удаленного подразделения в действующем предприятии государственной формы собственности с выполнением работ по освоению месторождений угля и его добычи. Таким действующим предприятием может выступить ГУП «ЖКХ РС (Я)», целью которого является обеспечение бесперебойного и устойчивого теплоснабжения населения, обеспечение комфортного проживания людей республики. Следует заметить, что ГУП «ЖКХ РС (Я)» включен в перечень системообразующих предприятий [8] и перечень стратегически значимых для республики [9]. При всем этом, риск утраты платежеспособности для ГУП «ЖКХ РС (Я)» при организации процесса добычи угля в арктических улусах достаточно велик.
3. Рассмотреть возможность создания вертикально интегрированной компании на базе ГУП «ЖКХ РС (Я)» путем создания отдельного юридического лица. Такой холдинговый тип организации бизнеса позволит дочернему предприятию защитить активы, снизить налоговую нагрузку для материнской компании, оптимизировать затраты, в том числе за счет аутсорсинга. Важным обстоятельством является то, что материнское предприятие не отвечает по обязательствам дочернего предприятия.
Таким образом, государственное участие актуально для проектов по добыче угле, отличающихся высокой капиталоемкостью, долгосрочностью реализации проектов, длительным сроком окупаемости вложений, требующих значительных инвестиций для создания соответствующей производственно-логистической и социальной инфраструктуры и вложений в экологические программы, особенно на Крайнем Севере и в Арктике. Создание вертикально интегрированной структуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит оперативно реагировать на изменения ситуации в угледобывающей отрасли и обеспечит безопасность жизнедеятельности в удаленных местностях для жителей Республики Саха (Якутия).


Работа выполнена в рамках проекта «Научно-техническое обоснование целесообразности освоения угольных месторождений Арктической зоны Северо-Востока России», выполняемого в рамках Программы Президиума РАН.

** Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утв. Президентом РФ 08.02.2013 г. — № Пр-232.

Литература
1. Формирование стратегических приоритетов изучения и комплексного освоения арктических территорий Российской Федерации / Под общ. ред. А.И. Татаркина. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2013. — 374 с.
2. Захаров В.Е., Прохоров Д.В., Гаврилов В.Л. Потери энергетической ценности рядового угля при доставке до арктических потребителей Республики Саха (Якутия) // Известия ВУЗов. Проблемы энергетики. — 2013. — № 5–6. — С. 13–22.
3. Батугина Н.С., Гаврилов В.Л., Баракаева И.Д., Тарский Н.Д. Угольные месторождения арктических районов Республики Саха (Якутия): проблемы и возможности освоения // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2014. — № 6. — С. 47–55.
4. Харитонова М.Ю., Мацко Н.А. Использование вероятностного подхода для определения конкурентных стратегий поведения горнодобывающих компаний Красноярского края // Геология и минерально-сырьевые ресурсы Сибири. — 2013. — №3. — С.83–87.
5. Хакимов Б.В. Ценообразование продукции геологического изучения недр в рыночных условиях. — М.: ООО «Геоинформмарк», 2009. — 149 с.
6. Калинина А.А., Луканичева В.П. Комплексное освоение энергетических ресурсов малоизученных и слабововлеченных территорий европейского северо-востока: предпосылки и перспективы // Известия Коми научного центра УрО РАН. Вып.1(9). — Сыктывкар, 2012. — С. 97–106.
7. Романова Е.Р. Развитие процессов реструктуризации стратегических акционерных обществ алмазодобывающего комплекса в условиях Севера: Автореф. на соиск. уч. степени канд. экон. наук, 2013.
8. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.01.2009 г. №37-р «О Перечне системообразующих предприятий Республики Саха (Якутия)».
9. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20.11.2007 г. №689 «О перечне стратегических государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) и стратегических акционерных обществ с долей Республики Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия