Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Говоров Д. С.
директор Межвузовского студенческого инновационного бизнес-инкубатора при Арктическом инновационном центре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Создание особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск»
В статье рассматриваются особенности создания Особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск», факторы, влияющие на экономическое развитие региона, в котором расположена ОЭЗ
Ключевые слова: особая экономическая зона, ОЭЗ, свободная экономическая зона, СЭЗ, инновации, территория, инфраструктура, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
УДК 06.61.43; ББК 65.5   Стр: 255 - 256

«Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия»

Президент РФ В.В. Путин [4]

Первый, по мнению историков, прообраз свободной зоны был создан в 166 г. н.э. на греческом острове Делос (в Эгейском море, в настоящее время является необитаемыми или малонаселенным). В дальнейшем зоны возникали на пересечении мировых торговых путей, участках территории, в рамках которых устанавливался беспошлинный режим экспорта и импорта товара. В XIX веке в Одессе и Батуми существовали «порты франко» — свободные экономические зоны.
В США ОЭЗ впервые начали создаваться в 30-х годах XIX века и были ориентированы на замещение импорта, и создавались в виде зон внешней торговли. Успешным проектом стало создание зоны максимального благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорту «Шеннон». Территория зоны составляла всего 15 Га. Цель ставилась достаточно скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Однако результаты значительно превзошли ожидания [2].
Позже начали создаваться свободные и особые экономические зоны по всему миру. Наиболее яркие примеры: Промышленный округ свободной зоны Манаус (Бразилия, 1967 г.), 14 прибрежных городов Китая (1978 г.), остров Батам (Индонезия, 1978 г.), аэропорт «Дог-Айленд» (Англия, 1982г.), порт Хьюстон (США, 1983 г.), СЭЗ Мжебель Али (ОАЭ, Дубаи, 1985 г.), район Сондо, Енджон, Чхонна, Пусан, Инчхон (Республика Корея, 1990-е гг.), Свободный порт Сьюбик Бей, (Республика Филипины, 1992 г.), СЭЗ Мариэль, Гавана, Вахай (Республика Куба, 1997 г.), ОЭЗ Голыпан (Исламская Республика Иран, 2001 г.), морской порт Гвадар (Исламская Республика Пакистан, 2004 г.).
Сегодня в мире технопарковые зоны (технополисы) развиваются невероятными темпами. Наиболее крупная в США научно-техническая зона — Силиконовая долина. Сейчас в США более 100 технопарковых зон, к 2015 году их количество возрастет в 2 раза.
Одним из самых эффективных макроэкономических методов привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику служит создание в той или иной форме особых (свободных) экономических зон, которые на сегодняшний день играют значимую роль в мировой экономике.
Рассмотрим, как обстоит дело с ОЭЗ в России. В соответствии со статьей 2, Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» от 22 июля 2005 года, Особая экономическая зона (далее по тексту — ОЭЗ) — определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промышленно-производственные особые экономические зоны; 2) технико-внедренческие (инновационные) особые экономические зоны; 3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (пункт введен Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ); 4) портовые особые экономические зоны (пункт введен Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ).
В данной статье мы рассмотрим технико-внедренческие ОЭЗ. Данные технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
Основными особенностями ОЭЗ является следующее: территория ОЭЗ является частью территории РФ — государственной, муниципальной или таможенной; границы ОЭЗ определяются Правительством РФ в виде соответствующего постановления; на территории ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности.
Экономические цели создания ОЭЗ: активизация и расширенная внешнеэкономическая деятельность в целом; привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций; повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности.
Социальные цели создания ОЭЗ: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом мирового опыта; насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского значения; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели создания ОЭЗ: активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР; концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях развития технологий; использование опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний; повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных [2].
На сегодняшний день по оценкам иностранных экспертов существуют определенные барьеры, препятствующие вливанию новых инвестиций в российскую экономику: административный; налоговый; таможенный; правовой;
Поэтому в Федеральном законе № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» отражена определенная система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в развитие ОЭЗ, а именно:
— особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, один регулирующий орган — Агентство по управлению ОЭЗ, принцип «единого окна»);
— особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
— особый таможенный режим (режим ОЭЗ);
— право аренды земельного участка на территории ОЭЗ для резидентов (без проведения торгов);
— правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства, судебный порядок разрешения споров и т.д.).
На территории РФ созданы 4 технико-внедренческие (инновационные) особые экономические зоны:
1. г. Томск (Постановление Правительства РФ № 783 от 21.12.2005 г.);
2. г. Санкт-Петербург (Постановление Правительства РФ № 781 от 21.12.2005 г.);
3. г. Зеленоград (Московская область) (Постановление Правительства РФ № 780 от 21.12.2005 г.);
4. г. Дубна (Московская область) (Постановление Правительства РФ № 779 от 21.12.2005 г.).
Из данного списка стоит особо отметить инновационную ОЭЗ в Томске. Томская особая экономическая зона была создана в декабре 2005 г. согласно Постановлению Правительства РФ. Приоритетными являются следующие направления деятельности ОЭЗ: новые материалы и нанотехнологии; промышленная электроника и приборостроение; исследования в области биотехнологий. Территориально южная площадка относится к Академгородку (на востоке Томска), северная — к заводу «Томскнефтехим» (на севере городского округа). Их суммарная площадь составляет 207 га (192,4 и 14,6 соответственно). В конец 2010 года резидентами Томской ОЭЗ числились 56 компаний (что на 12 больше по сравнению с аналогичным показателем на конец 2009 года). Как стало известно ранее, в марте 2011 года, руководство Томской области намеревались построить ещё и Региональную экономическую зону. 1 декабря 2011 года в Томской ОЭЗ открылся первый на территории России завод по производству базовых станций 4G.
Также среди целей резидентов Томской ОЭЗ создание препаратов для лечения эпилепсии и алкогольной зависимости, нового программного обеспечения, аутовакцин для лечения онкологических заболеваний, высокотехнологичной промышленной продукции для автоматизации управленческих процессов в компаниях среднего и крупного бизнеса, а также органах власти и управления, производство энергосберегающих технологий [1].
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются: нано- и биотехнологии; медицинские технологии; электроника и средства связи; информационные технологии; точное и аналитическое приборостроение; ядерная физика.
На сегодняшний день государство планирует довести количество ОЭЗ к. 2015 г. до 20 и профинансировать в этих ОЭЗ строительство объектов инженерной и иной инфраструктуры в размере 160 млрд рублей. Помимо этих сумм, планируется привлечь 64 млрд рублей из бюджетов субъектов РФ и местных органов власти. До 2025 г., кроме 224 млрд рублей, предполагается привлечь частные инвестиции в 20 ОЭЗ в размере 750 млрд рублей, а вот объект налоговых поступлений в их консолидированный бюджет должен составить 1 трлн рублей.
Также Минэкономразвития РФ предполагает дополнить законодательство об ОЭЗ положениями, согласно которым резиденты технико-внедренческих ОЭЗ вправе осуществлять не только создание, но производство и реализацию инновационной высокотехнологической продукции, разработанной в технико-внедренческой ОЭЗ.
Создание ОЭЗ на территории ГО «Город Якутск»: данный проект предполагает создание на территории Городского округа «Город Якутск» ОЭЗ вблизи заброшенной «военной базы» в 20 км. к северу от с. Владимировка. Выбор места обусловлен следующими факторами: это в часовой доступности от столицы Республике Саха (Якутия) г. Якутска; данная территория подпадает под проект строительства железной дороги до г. Якутска; наличие инфраструктуры на данной территории — света, газа, воды; высота местности позволяет не допускать затопления; это большая ровная территория (бывшая военная база).
Резидентами технико-внедренческой ОЭЗ могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированных на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о введении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
В г. Якутске данный проект будет формировать уникальную среду для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок, в том числе:
— современной материально-технической базы для развития НИОКР;
— развития сети услуг для инновационного бизнеса (консалтинговых, маркетинговых, юридических и др.);
— эффективного доступа к финансовым ресурсам (фондам прямых инвестиций, венчурным фондам и т.п.);
— благоприятного режима ведения предпринимательской деятельности;
— широких возможностей для реализации экспортного потенциала;
— доступа к профессиональным кадровым ресурсам;
— систематического обмена передовыми знаниями и лучшей практикой.
Таким образом, ОЭЗ представляет собой относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для ведения бизнеса, включая налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.



Литература
1. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»« // Россия. Особые экономические зоны. http://www.russez.ru/oez/innovation/tomsk/tomsk/
2. Особые экономические зоны в России: Правовое регулирование / А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
3. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации /Н.А. Гайнутдинов, Ю.Б. Иванов, И.И. Меламед. — М.: Современная экономика и право, 2008.
4. Путин поручил создать особые экономические зоны на Дальнем // Сахалин и Курилы (13.12.2013 г.) http://www.skr.su/news/233707
5. Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012.
6. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 8 июля 2005 года

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия