Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Делюкин Л. А.
доцент кафедры логистики и торговой политики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Современное состояние и информационное обеспечение выполнения анализа производственно-коммерческой деятельности в логистических системах
В статье приведена классификация и функции анализа логистических систем управления, которые способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений и обеспечивают оптимизацию всех составляющих производственно-коммерческой деятельности в логистическом менеджменте, как необходимого условия достижения конкурентоспособности производственных или торговых предприятий
Ключевые слова: информационно-логистическая система, анализ хозяйственной деятельности
УДК 338.012; ББК 65.05.3   Стр: 205 - 207

Логистическая система управления, как и любое управление, предусматривает выполнение определенных функций, каковыми являются: планирование, регулирование, учет, контроль и анализ. В этом ряду особо следует отметить функцию «Анализ».
Управляемой системой в логистике является производственно-коммерческая деятельность, в потоковой интерпретации — логистическая система. С точки зрения логистики, указанными системами являются субъекты интегрированного рынка, через которые проходят экономические потоки: материальные (товарные), финансовые, информационные, а также предприятия и организации, обеспечивающие прохождение такого потока. Следовательно, логистическими системами являются предприятия производственные, торговые и сферы обслуживания, а также предприятия логистической инфраструктуры (железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, базы, склады и др.). Деятельность каждого предприятия, как того требует логистика и общий менеджмент, в той или иной форме и объеме, подвергается анализу.
Любой анализ производственно-коммерческой деятельности выполняется на основе той информации, которую предоставляет функция «Учет». Непосредственно объектом анализа являются показатели, отражающие выполняемые процессы и операции в составе производственно-коммерческой деятельности предприятия. Основными показателями являются именно те, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия и его финансовую устойчивость в рыночной среде, это: выручка (валовый доход) от реализации товаров и услуг; общие издержки (Total Costs); прибыль от всех видов деятельности и рентабельность.
Кроме того, анализу подвергаются и специфические логистические показатели: материальные затраты, состояние запасов, материалоемкость, запасоемкость и др. Результатом анализа также является информация, но в новом упорядоченном и оценочном виде для следующего цикла планирования или, что то же самое, выполнения функции «Планирования».
Говоря об информационном обеспечении анализа, следует отметить, что результатом функции «Планирование», является проект определенных действий и мероприятий в системе логистического менеджмента. По форме любой проект также представляет собой информацию на определенном её носителе, преимущественно, в виде совокупности документов. Поэтому в производственно-коммерческой деятельности в информационном обороте находится плановая и аналитическая документация в основном в электронном виде.
В общепринятом понимании анализ есть расчленение объекта или процесса на составляющие его элементы (от греч. Ananlisis — разложение). Благодаря такому расчленению выявляется влияние тех или иных факторов на анализируемый показатель. Иными словами, благодаря анализу выявляются причинно-следственные связи между показателями и факторами производственно-коммерческой деятельности, математически это положение может быть представлено следующим образом:

Из приведенного выражения следует: анализ есть оператор преобразования множества исходных данных в функцию, отражающую влияние факторов (Xi) на анализируемые величины (Yj). Наиболее явственно сформулированное положение выражается в корреляционно-регрессионном анализе.
Практика аналитической работы выработала основные виды анализа: экономический; статистический; бухгалтер­ский — анализ баланса. В последнее время в производственно-коммерческой деятельности стал широко применяться SWOT-анализ. В логистической системе управления анализ как таковой характеризуется большим разнообразием, что предопределяет необходимость его классификации.
Для информационного обеспечения принципиальное значение имеет типология того или иного анализа, что и достигается с помощью классификации (табл. 1).

Таблица 1
Классификация анализа в логистической системе управления
Признаки классификацииКлассификационные группы анализа
1По общей методологии— качественный и количественный.
2По объектам— выручки (валового дохода) и издержек (затрат);
— прибыли и рентабельности;
— использования материальных ресурсов;
— материальных затрат и материалоемкости;
— запасов и запасоемкости;
— качества и надежности поставок;
— хозяйственных связей.
3По методам— экономический;
— статистический;
— бухгалтерский;
— SWOT-анализ;
— математический (корреляционно-регрессионный);
— комплексный.
4По базисным
логистическим процессам
— закупок (снабжения);
— сбыта (продаж);
— транспортировки;
— запасов.
5По масштабу— внутрипроизводственный;
— цепи поставок;
— региональный;
— межрегиональный;
— внешнеэкономический (глобальный).
6По времени (периоду)— оперативный (экспресс-анализ);
— текущий;
— перспективный.
7По полноте информации— с полной информацией;
— с неполной информацией;
— с целенаправленной информацией.
8По назначению— для оперативного планирования;
— для текущего планирования;
— для перспективного планирования;
— для оценки эффективности инновационных мероприятий;
— для прогнозов.

Представленные виды анализа носят типовой характер и могут пересекаться между собой в зависимости от конкретной производственно-коммерческой деятельности, специализации и размеров предприятия.
Поскольку анализ выполняется в рамках логистической системы управления, то его качество определяется следующими требованиями:
1) Результативность;
2) Полезность;
3) Достоверность;
4) Своевременность;
5) Полнота охвата;
6) Адресность;
7) Доступность.
Перечисленные требования к качеству анализа в значительной мере корреспондируют с качеством информации, которая должна быть достоверной, оперативной и полной. Краткое содержание требований к анализу представлено в табл. 2.

Таблица 2
Качество анализа в логистической системе управления
Характеристики качества анализаКраткое содержание
1РезультативностьПолучение четко структурированной результатной информации согласно алгоритму (методике) выполнения анализа и обладающей высоким научным авторитетом.
2ПолезностьНаличие материальной ценности для рационального использования ресурсов в производственно-коммерческой деятельности.
3ДостоверностьПолная адекватность по отношению к фактическому состоянию логистических процессов и операций.
4СвоевременностьСтрогое соблюдение сроков представления результатной информации.
5Полнота охватаНаличие совокупности объектов и показателей, обусловленных требованиями планирования.
6АдресностьСтрогое соблюдение требований к результатам анализа со стороны структур и подразделений, занятых выполнением работ по функции «Планирование».
7ДоступностьВозможность в любой момент времени использовать аналитическую информацию для нужд широкого круга подразделений и иных структур.
8КонфиденциальностьНеобходимость конфиденциальности обусловлена конкуренцией — защитой от конкурентов некоторых данных, содержащихся в аналитической информации.

Важно отметить, что выполнение анализа требует высокого профессионализма и квалификации соответствующего персонала. В таком анализе определяющую роль играет человеческий фактор, ибо человек как специалист адекватным образом должен воспринимать, оценивать и обрабатывать исходную информацию.
Информационное обеспечение неразрывно связано с трудовым обеспечением систем управления, ибо информация проявляется только тогда, когда есть субъект её восприятия — человек. Место и значение человеческого фактора в логистике специально рассмотрено в статье автора [1].
В экономическом анализе сформировались стандартные минимальные требования, к которым относится оценка динамики изменения показателей. Это означает, что для анализируемого показателя устанавливается базисный период и соответствующая ему величина принимается за 100% или 1 (единицу) и обязательно те или иные изменения величин показателей должны быть объяснены всей совокупностью факторов производственно-коммерческой деятельности. Сформулированное требование предопределяет необходимость качественного анализа, основанного на научных положениях экономической теории, теории управления и теории и практики логистики.
Важное значение в информационном обеспечении анализа имеет первичная информация, достоверность которой определяет качество всего анализа. Поэтому первичные документы требуют к себе особого внимания и контроля.
В производственно-коммерческой деятельности первичная информация фиксируется в следующих документах [3 , с. 47]: товарно-транспортная накладная; приходный ордер; акт о приемке товарно-материальных ценностей; накладные; карточка складского учета; платежное поручение; платежное требование; счет-фактура; спецификации; товарный чек и др.
В настоящее время оформление первичных документов производится с помощью компьютерных технологий и в необходимых случаях выполняются распечатки на бумажных носителях. Современные информационные технологии одновременно с оформлением первичных документов ведут упорядочение, накопление и обобщение первичной информации — происходит формирование вторичной информации.
Более того, компьютерные программы также выполняют и аналитические операции, например: определяют динамику изменения величины показателей; рассчитывают уделенные веса (доли) в общем объеме тех или иных величин; рассчитывают прогнозные точки; составляют всякого рода ведомости (ведомости норм расхода, инвентаризационные ведомости, приходно-расходные ведомости и др.). В любом случае получаемая результатная аналитическая информация относится к классу вторичной информации.
В целом вся аналитическая информация является интеллектуальной собственностью данного предприятии как юридического лица.
С помощью компьютерных технологий происходит обмен аналитической информацией с другими предприятиями и, прежде всего, с предприятиями-звеньями данной цепи поставок. Кроме того, в рекламных целях аналитическая информация публикуется в интернете.
Согласно Гражданскому Кодексу (часть первая, ст. 97) публичные акционерные общества обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения отчеты, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков. Такая открытость («прозрачность») повышает доверие к предприятию и вместе с этим расширяется круг инвесторов, что является действенным фактором эффективности производственно-коммерческой деятельности. Подобная информация служит исходной для выполнения анализа реальными и потенциальными деловыми партнерами на предмет планирования и установления хозяйственных связей.
Таким образом, к настоящему времени высокого уровня достигли методы и средства выполнения работ по функции «Анализ» в логистической системе управления. В целом логистический анализ является весьма сложным, а поэтому требует, как уже отмечалось, затрат высокопрофессионального интеллектуального труда управленческого персонала. В связи с этим квалифицированный логистический анализ под силу специализированным структурам — аудиторским, консалтинговым, венчурным фирмам, а также научным организациям, включая профильные кафедры высших учебных заведений.
Современная ситуация характеризуется весьма существенным ослаблением внимания к аналитической работе в логистических службах предприятий, в частности, в отделах закупок (снабжения) производственных предприятий. Данное утверждение обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики снимается проблема дефицита материальных ресурсов.
В старой, административно-командной экономике в условиях тотального дефицита, органы снабжения строго контролировали расход материальных ресурсов и уровень производственных запасов, а поэтому предприятия должны были обосновывать и «защищать» свои заявки на материальные ресурсы в территориальных органах снабжения. По-существу, единственным способом такого обоснования был анализ. В связи с этим на предприятиях в отделах снабжения и вневедомственных снабженческо-сбытовых организациях работали весьма квалифицированные специалисты в области анализа, при этом привлекались научные организации, совершенствовались методы анализа. Тенденции недооценки анализа проявляется также и в том, что в диссертациях по специализации «Логистика» зачастую не в полном объеме представлена исследовательская, т.е. аналитическая часть.
Недооценка анализа в логистике не компенсируется тем, что в ряде крупных корпораций функционируют специальные аналитические службы со штатом специалистов-аналитиков. Указанные службы анализируют, как правило, рыночную ситуацию в своем сегменте рынка с целью прогноза котировок ценных бумаг и курсов валют, что имеет весьма отдаленное отношение к логистике. Результаты подобного анализа являются интеллектуальной собственностью компаний и носят конфиденциальный характер. Общий вид логистического анализа может быть представлен в форме блок-схемы (рис. 1).
Рис. 1. Блок-схема логистического анализа

Необходимость логистического анализа в современных условиях обусловлена тем, что при ликвидации товарного дефицита возникает и объективно существует дефицит финансовый. Ослабление роли анализа неизбежно влечет увеличение расходования денежных средств на закупку материальных ресурсов и товаров. Так, оптимизация выбора поставщика должна осуществляться по 15–20 показателям-критериям, но численные значения критериев оптимальности могут быть определены только в результате логистического анализа. Более того, в современных условиях такой анализ целесообразно проводить специализированными фирмами в порядке аутсорсинга.
Таким образом, современная экономическая ситуация прямо требует усиления функции анализа в логистической системе управления на качественно более высоком уровне с использованием всего арсенала программного обеспечения информационных технологий. Результаты такого анализа должны быть использованы для оптимизации всех составляющих производственно-коммерческой деятельности в логистическом менеджменте как необходимого условия достижения конкурентоспособности данного предприятия — производственного или торгового.


Литература
1. Делюкин Л.А. Трудовое обеспечение и основы трудовой теории логистической деятельности // Журнал правовых и экономических исследований — 2014. — №2. — С.45–49.
2. Делюкин Л.А. Актуальные проблемы информации и информационного обеспечения логистической системы управления // Интегрированный потенциал логистики в глобальной экономике: Матер. междунар. науч.-практ. конф. 25 сентября 2014 г. / Отв. ред. В.В. Щербаков. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — С. 117–120.
3. Плоткин Б.К. Информационное обслуживание коммерческой деятельности. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 136 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия