Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Савельева И. П.
заведующий кафедрой маркетинга и менеджмента института экономики торговли и технологий
Южно-Уральского государственного университета (НИУ),
доктор экономических наук, профессор

Трофименко Е. Ю.
доцент кафедры маркетинга и менеджмента института экономики торговли и технологий
Южно-Уральского государственного университета (НИУ),
кандидат экономических наук


Маркетинговый анализ региональной политики в области охраны окружающей среды
Отсутствие методики оценки системы обращения с отходами в регионах Российской Федерации не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином регионе, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и, как следствие, предложить рациональные пути решения.
С целью систематизации разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), выявления их сильных и слабых сторон, авторами разработана методика оценки системы обращения с ТБО. Данная оценка базируется на сопоставлении показателей, характеризирующих уровень развития инфраструктуры обращения с ТБО и финансовых показателей.
Ключевые слова: региональная политика, охрана окружающей среды, твердые бытовые отходы (ТБО), система обращения с ТБО
УДК 332.1:339.138 + 658.567.1/.5; ББК У9(2)30-45   Стр: 310 - 313

Реализацию на территории Челябинской области государст­венной политики в области охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, а также обеспечения радиационной и экологической безопасности осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности.
Проблема обращения с отходами считается одной из самых серьезных не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире. В Российской Федерации в условиях формирования «зеленой» экономики оптимальным решением в области обращения с отходами является применение накопленного положительного международного опыта.
Вместе с тем, при развитии российского законодательства этот опыт учитывается недостаточно полно. Так, в ЕС развитие обращения с отходами основывается на применении Дорожной карты эффективности использования ресурсов, основными целями которой являются: отказ от захоронения отходов на полигонах, повторное использование отходов, использование отходов в качестве вторичных ресурсов. В России в настоящее время отсутствует комплексный подход к решению проблем обращения с отходами производства и потребления.
В существующей системе обращения с отходами в нашей стране существует ряд проблем, требующих решения. Эти задачи невозможно решить без централизованного участия государственных органов, уполномоченных в области обращения с отходами. Ежегодно в России образуется порядка 35–40 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках. Но только 4–5% от объема образованных отходов вовлекается в дальнейшем в переработку. Столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан, в первую очередь, с отсутствием необходимой инфраструктуры [1].
По имеющимся данным [2], в 45% субъектов Российской Федерации проектная мощность полигонов ниже установленных ежегодных норм накопления отходов. Фактически ситуация гораздо критичнее, поскольку в представленных данных по объемам образования ТБО учтены только отходы от населения и установленные нормы накопления часто занижены. При этом бытовые отходы образуются не только в результате жизнедеятельности населения, но и в результате деятельности крупных производств, предприятий среднего и малого бизнеса и нежилого фонда. Основной проблемой является низкое вовлечение ТБО в переработку. Целесообразно использование положительного опыта утилизации отходов в иностранных государствах. Так, в США еще в 2009 году 66% отходов перерабатывалось и сжигалось, и только 34% размещалось на полигонах.
В странах ЕС система управления отходами предполагает наличие интегрированной системы различных аспектов [3]: социальных, экономических, нормативно-правовых, управленческих, технических. Кроме того, принципы устойчивого развития определяют основное направление управления отходами и создают основу иерархии методов обращения с отходами. Данные принципы составляют основу всех нормативных документов, связанных с обращением с отходами. Политика управления отходами в странах ЕС была сформирована более 30 лет назад с целью гармонизации сферы обращения с отходами и предотвращения неправильного развития технологий в рыночных условиях.
Следует отметить, что в Российской Федерации в сложившихся условиях отсутствия региональной (муниципальной) системы учета твердых бытовых отходов и их движения, генеральных схем очистки муниципалитетов, отсутствия контроля за сбором, транспортировкой и сдачей отходов на переработку, а также достоверности отчетности управляющих компаний и перевозчиков твердых бытовых отходов у источника образования, недостаточности и технологической отсталости инфраструктуры обращения с отходами, практически невозможно оценить уровень развития системы обращения с твердыми бытовыми отходами в регионах. При этом прослеживаются значительные региональные различия в уровнях развития инфраструктуры, объемах финансирования и элементах законодательной базы в сфере обращения с отходами. Не вызывает споров и факт значительного отставания всех регионов РФ от общемировых стандартов в индустрии обращения с ТБО [6].
Многие регионы России сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой — основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.
Причины сложившейся ситуации — в неэффективной координации деятельности по обращению с различными отходами и неумении или нежелании выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов [4].
На данный момент Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области реализуется 3 областные целевые программы:
1) Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013–2015 гг.
2) Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2011–2015 гг.
3) Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности на 2011–2015 гг.
Состояние окружающей среды Челябинской области определено её географическим положением, климатическими условиями, высоким уровнем развития экономики и значительной плотностью населения.
Как и многие регионы России, Челябинская область сталкиваются с целым рядом задач, возникающих при решении проблемы обращения с отходами различного происхождения. С одной стороны, объемы образующихся отходов постоянно возрастают, с другой — основная масса мусора и по сей день вывозится на плохо спроектированные и необустроенные полигоны и несанкционированные свалки, расположенные на экологически непригодных для этого территориях.
Мы согласны с мнением специалистов[4], что причинами сложившейся ситуации являются неэффективная координация деятельности по обращению с различными отходами и неумение (или нежелание) выбрать приоритеты при распределении весьма ограниченных финансовых ресурсов.
Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинской области остается недостаточное количество объектов размещения ТБО, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.
Обеспеченность ТБО объектами размещения, соответствующими санитарно-эпидемиологическим требованиям, по состоянию на 1 января 2013 года составила 22,61%, из них на полигонах размещаются ТБО от деятельности 8,13% населения Челябинской области и еще от деятельности 14,48% населения — на свалках, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям. Объем образования ТБО составил в2013 году 1,46 млн тонн.
Суммарное количество действующих мест размещения ТБО (санкционированных и несанкционированных) уменьшилось примерно на 14% относительно 2007 г. и по состоянию на 2012 г. составило 574, в том числе санкционированных — 421, из них: 3 — свалки, имеющие санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам (в Троицком и Магнитогорском городских округах и в Пластовском городском поселении), 7 — полигоны (Снежинский, Озерский, Локомотивный, Трехгорный, Южноуральский, Карабашский городские округа, первая очередь полигона города Сатки).
Отсутствуют полигоны ТБО в наиболее крупных городах: Магнитогорске, Челябинске, Миассе, Златоусте. Городская свалка Челябинского городского округа, расположенная непосредственно на территории города, вопреки положениям природоохранного законодательства еще в прошлом веке признана подлежащей безусловному закрытию.
Несанкционированные и санкционированные свалки, располагающиеся на территории Челябинской области, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. На свалках отсутствуют защитные экраны, препятствующие проникновению фильтрата в грунтовые воды и почву. Фильтрат является токсичным загрязняющим веществом, содержащим тяжелые металлы, образуемые в результате воздействия процессов разложения и природных осадков, а также болезнетворную микрофлору. Токсичный фильтрат при попадании в грунтовые воды и почву приводит к уничтожению растительности, окружающей свалку и загрязнению подземных и поверхностных вод. Отсутствие на свалках системы утилизации и сбора свалочного газа, образующегося на территории свалки (метан и углекислый газ), приводит к его попаданию в окружающую среду. Систематические возгорания твердых бытовых отходов на свалках, причиной которых является именно свалочный газ, приводят к загрязнению атмосферы продуктами горения, содержащими канцерогенные вещества.
В результате свалки представляют серьезную угрозу экологической безопасности населения и окружающей среде.
К причинам возникновения свалок на территории Челябинской области, кроме отсутствия необходимого количества полигонов ТБО, также относится: нехватка организованных мест для централизованного сбора ТБО и коммунальной техники (бункеровозов, мусоровозов), недостаточный охват существующего ТБО механизированным вывозом, бесконтрольный и бессистемный вывоз ТБО организациями и населением в не предназначенные для данных целей места, низкая доля перерабатываемых ТБО (ввиду недостаточного количества мусороперерабатывающих предприятий), низкая экологическая и санитарная культура населения.
Проблема захламления земель свалками твердых бытовых отходов обостряется непрерывным ростом объемов образования ТБО, недостаточными объемами переработки ТБО и, как следствие, быстрым переполнением свалок и бесконтрольным расползанием их на прилегающие территории.
Основной причиной, препятствующей появлению новых мусороперерабатывающих предприятий на территории Челябинской области, является отсутствие необходимого количества полигонов ТБО. Наличие законных мест захоронения не утилизируемых остатков ТБО («хвостов» переработки) является обязательным требованием при проектировании мусороперерабатывающих предприятий. В качестве таких мест могут выступать только полигоны ТБО. Отсутствие полигонов ТБО не позволяет производить проектирование и бизнес-планирование мусороперерабатывающих производств.
Вместе с тем, без гарантий бюджетного финансирования деятельность по утилизации и переработке всех образуемых ТБО не привлекательна для инвесторов. Затраты на переработку отходов значительно выше затрат на производство продукции из первичного сырья в исходной технологии. Задача организации раздельного сбора отходов в больших объемах пока не имеет решения. Объемы переработки отдельных компонентов ТБО невелики и обеспечиваются за счет сбора и извлечения из мусора отдельных видов использованной продукции. Эффективные меры поддержки мусоропереработки законодатель­ством Российской Федерации не установлены[5].
Проведенный маркетинговый анализ в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Челябинской области позволил выявить следующие проблемы в этой сфере:
— постоянный рост количества образуемых ТБО (5% в год);
— низкая доля санкционированных мест размещения ТБО в общем количестве мест размещения ТБО (73%);
— отсутствие развернутой системы селективного сбора мусора;
— низкая доля перерабатываемых ТБО (2%);
— низкая доля ТБО подвергшихся сортировке (24%);
— отсутствие регионального кадастра отходов;
— низкая доля частных инвестиций в общем объеме финансирования (10,6%);
— низкие темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами (7,45%);
— отсутствие самостоятельной целевой программы по развитию системы обращения с отходами (существующая программа природоохранных мероприятий предусматривает только предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство полигонов ТБО).
Данная проблема требует комплексного решения с привлечением весомых финансовых вложений и четко проработанной государственной целевой программы, содействующей формированию отходоперерабатывающей отрасли. По инициативе Правительства Челябинской области рекультивация городской свалки включена в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы». За последние 3 года из областного бюджета на проектирование и строительство полигонов выделено около 70 млн рублей (Челябинску, Миассу, Магнитогорску, Нязепетровскому, Саткинскому и др.), однако финансирования не хватает для достижения всех поставленных целей.
Таким образом, сложившаяся в силу воздействия различных факторов, неблагоприятная экологическая обстановка Челябинской области требует пристального внимания как со стороны государственных органов, так и со стороны представителей бизнеса и общественности. Только комплексный, инновационный подход со стороны органов государственной власти позволит решить наиболее острые экологические проблемы региона.
Отсутствие методики оценки системы обращения с отходами в регионах Российской Федерации не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в том или ином регионе, выявить существующие проблемы в региональном разрезе и, как следствие, предложить рациональные пути решения.
С целью систематизации разрозненных статистических данных о региональных системах обращения с ТБО, выявления их сильных и слабых сторон, авторами разработана методика оценки системы обращения с ТБО. Данная оценка базируется на сопоставлении показателей, характеризирующих уровень развития инфраструктуры обращения с ТБО (техническая составляющая) и финансовых показателей (финансовая составляющая).
Оценка технической (табл. 1) и финансовой составляющих (табл. 2) системы обращения с ТБО включают в себя следующие этапы:
1) отбор показателей;
2) определение значимости показателей на основе метода парных сравнений и балльно-рейтингового метода;
3) сбор и обработка статистических данных;
4) выбор критериев оценки (с использованием пяти бальной шкалы);
5) расчет индивидуальных показателей и интегрального показателя.

Таблица 1
Результаты оценки технической составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области
ПоказательЗначение
показателя
ОценкаЗначение интегрального показателя
Доля населения образованные ТБО от которого размещаются на полигонах, %9,222,16 — «ниже
среднего»
Доля мест размещения ТБО отвечающих санитарным нормам в общем количестве мест их размещения, %73,32
Доля ликвидированных несанкционированных свалок, %704
Доля использованных ТБО, %22
Доля обезвреженных ТБО, %01
Доля образованных ТБО, подвергшихся сортировке, %243
Наличие регионального кадастра отходовОтсутствие2
Наличие системы селективного сбора ТБОЭкспериментальное внедрение3

Таблица 2
Результаты оценки финансовой составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области
ПоказательЗначение показателяОценкаЗначение интегрального показателя
Доля бюджетного финансирования системы обращения с отходами в общем объеме бюджетного финансирования природоохранных мероприятий, %47 (37,36 млн руб. из 77,45 млн руб.)43,51 — «выше
среднего»
Доля освоенных бюджетных средств, выделенных на развитие системы обращения с отходами, %985
Темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами, %7,45 (3,564 млн руб. в 2012 г. и 3,964 млн руб. в 2013 г.)2

Результаты оценки технической составляющей системы обращения с ТБО в Челябинской области показали, что большинство индивидуальных показателей имеют достаточно низкие значения. При этом интегральный показатель составил 2,16, что соответствует качественной оценке — «ниже среднего».
Значительно лучше обстоит дело с финансовой составляющей системы обращения с ТБО: интегральный показатель составил 3,51, что соответствует качественной оценке — «выше среднего».

Таблица 3
Рейтинг субъектов по интегральному показателю технической составляющей системы обращения с отходами
Место
в рейтинге
Субъект РФЗначение
интегрального
показателя
Качественная
оценка
1Нижегородская область4,05Выше среднего
2Ставропольский край3,79Выше среднего
3Тюменская область3,62Выше среднего
4Красноярский край3,57Выше среднего
5Республика Башкортостан3,53Выше среднего
6Волгоградская область3,26Среднее значение
7Самарская область3,12Среднее значение
8Республика Татарстан2,84Среднее значение
9Кемеровская область2,82Среднее значение
10Ростовская область2,51Ниже среднего
11Свердловская область2,50Ниже среднего
12Пермский край2,44Ниже среднего
13Челябинская область2,16Ниже среднего
14Новосибирская область1,99Ниже среднего
15Республика Дагестан1,80Плохо
16Саратовская область1,66Плохо


Таблица 4
Рейтинг субъектов по интегральному показателю финансовой составляющей системы обращения с отходами
Место
в рейтинге
Субъект РФЗначение
интегрального
показателя
Качественная
оценка
1Нижегородская область5хорошо
2Тюменская область4,59хорошо
3Республика Башкортостан4,33хорошо
4Самарская область4Выше среднего
5Ставропольский край4Выше среднего
6Республика Татарстан3,92Выше среднего
7Волгоградская область3,74Выше среднего
8Ростовская область3,66Выше среднего
9Челябинская область3,51Выше среднего
10Свердловская область3,4Среднее значение
11Красноярский край3,18Среднее значение
12Саратовская область2,99Среднее значение
13Пермский край2,92Среднее значение
14Новосибирская область2,85Среднее значение
15Кемеровская область2,82Среднее значение
16Республика Дагестан1,99Ниже среднего


Использование данной методики оценки системы обращения с ТБО в разрезе отдельных регионов РФ позволит выявить проблемы в данном секторе и составить рейтинг регионов по отдельным показателям. Апробация методики была проведена на 16 субъектах РФ, сопоставимых по численности с Челябин­ской областью. Данный критерий отбора был выбран исходя из положения о том, что основным источником образования ТБО является население регионов. Рейтинг субъектов по интегральному показателю технической составляющей системы обращения с отходами представлен в таблице 3, по интегральному показателю финансовой составляющей — в таблице 4.
Использование положительного опыта Нижегородской, Тюменской областей, Ставропольского и Красноярского краев, а также Республики Башкортостан позволит внести коррективы в разработку и реализацию целевых программ Челябинской области, направленных на развитие и повышение эффективности системы обращения с отходами.
Согласно результатам исследования, Челябинская область занимает 9 место в рейтинге по финансовой составляющей. При этом значение интегрального показателя соответствует интервалу «выше среднего». Однако, показатель, имеющий наибольший весовой коэффициент (темпы прироста частных инвестиций в развитие системы обращения с отходами) составляет только 7,45% (в сравнении с максимальным — 21%), что соответствует оценке «2». Данный факт подтверждает вывод, что отходоперерабатывающая отрасль, не является привлекательной для инвесторов.
Графическая иллюстрация оценки системы обращения с отходами регионов в разрезе технической и финансовой составляющих представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка системы обращения с ТБО в региональном разрезе

Положение регионов в матрице указывает на то, что уровень развития системы обращения с отходами в большинстве случаев напрямую зависит от достаточности финансирования.
Таким образом, Челябинская область располагает достаточно слабой и неэффективной системой обращения с отходами.
Причинами сложившейся ситуации являются:
– низкий уровень экологической культуры населения;
– недостаток материально-технического обеспечения процесса сбора и утилизации ТБО;
– недостаток полигонов ТБО, отвечающих требованиям природоохранного и санитарного законодательства;
– отсутствие цивилизованного рынка по сбору и утилизации ТБО;
– несоблюдение природоохранного и санитарного законодательства при обращении с ТБО;
– нет точных сведений о морфологическом составе ТБО;
– неэффективная система учета образования, использования, утилизации ТБО;
– несовершенное законодательство в сфере обращения с ТБО;
– несовершенность системы распределения полномочий;
– сравнительно короткий срок реализации мероприятий, направленных на совершенствование системы обращения с ТБО (действие временных лагов).
В соответствии с выявленными проблемами в рассматриваемом разделе были обозначены мероприятия по их решению, предлагаемые в рамках программно-целевого метода, такие как:
– объединение муниципальных образований Челябинской области в 22 агломерации для минимизации бюджетных расходов и тарифной нагрузки на население;
– организация 40 мусороперегрузочных станций;
– организация 14 мусоросортировочных комплексов;
– проектирование и строительство 22 межмуниципальных полигонов;
– строительство 3 мусоросжигательных заводов;
– подготовка и размещение социальной рекламы по вопросам экологически безопасного обращения с отходами с целью повышения экологического воспитания населения;
– привлечение частных инвесторов путем развития государственно-частного партнерства;
– проведение экспериментальных проектов по развитию селективного сбора мусора;
– создание и обеспечение ведения регионального кадастра отходов.
Анализ полученных результатов показал, что Челябинская область располагает неразвитой системой обращения с ТБО при достаточно результативной финансовой составляющей. По нашему мнению, изменить ситуацию в лучшую сторону можно путем разработки более эффективных мер по привлечению частных инвесторов, при рациональном использовании средств и эффективном менеджменте органов государственной власти.
Использование предложенной методики оценки системы обращения с ТБО будет полезно органам государственной власти, уполномоченным в сфере обращения с отходами, потенциальным инвесторам, организациям, осуществляющим свою деятельность в индустрии обращения с отходами, а также, неравнодушной к экологическим проблемам общественности.


Литература
1. Калугина С.М., Селиванова С.В, Колыванова Е.В. Анализ и оценка зарубежного опыта обращения с твердыми бытовыми отходами // Вестник СПбГПУ. — 2010. — № 8. — С.26–29.
2. Зарубежный опыт обращения с ТБО [Электронный ресурс]: официальный сайт Минэкологии Нижегородской области. — Режим доступа: http://waste-nn.ru/primery-evropeyskogo-opyta/, свободный. — Загл. с экрана.
3. Дымов В. Третья беда России // Экология и право. — 2005. — №3 (20). — С.9–12.
4. Ашихмина Т.В., Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Загрязнение окружающей среды при депонировании твердых бытовых отходов // Фундамент. исслед. — 2009. — №7. — С.78–80.
5. Экологические проблемы твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.greenteam.su/index.php/ekologicheskie-problemy-tbo.html, свободный.– Загл. с экрана.
6. Андурский Е.Я. Экология: проблематика утилизации твердых бытовых отходов // Феномены природы и экология человека. — 2012. — № 9. — С.94–96.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия