| | Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Буранбаева Л. З. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета,
кандидат экономических наук Яндавлетова Д. Х. ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета
| |
| | В статье рассматриваются проблемы и современные тенденции развития системы здравоохранения. По мнению автора, эффективность ее функционирования достигается за счет внедрения различных финансовых инструментов, в том числе и лизинга. Результаты исследований отечественных и зарубежных экономистов показали возможность применения лизинга в системе здравоохранения. Даны практические рекомендации, предложены пути решения проблем в системе здравоохранения | Ключевые слова: основные фонды, лизинг, медицинское оборудование, государственные (муниципальные) учреждения | УДК 339.187.62:614.2; ББК 65.262.1+51.1 (2Рос.Баш) Стр: 296 - 299 | В настоящее время для осуществления деятельности экономическим субъектам необходимы современное оборудование, новые технологии и обновление основных производственных фондов. Существуют различные способы обновления основных фондов. Одним из них является лизинг, который представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, отвечающего требованиям научно-технического прогресса и интересам участников лизинговых отношений. Лизинг позволяет обновлять материально-техническую базу и основные фонды (транспортные средства, спецтехнику, оборудование и т.д.) экономических субъектов.
В России лизинг представлен как определенно новый финансовый инструмент, так как до 1990-х годов условия для развития лизинга в нашей стране отсутствовали. Одной из первых лизинговых сделок стало приобретение Аэрофлотом в 1990 г. западноевропейских аэробусов А-310. Первые лизинговые сделки активно использовал банковский капитал (лизинговые компании — филиалы или дочерние компании банков, к примеру, Мосбизнесбанк — Лизингбизнес) [5, с. 67].
Согласно данным компании АМИКО, ежегодный прирост объемов финансового лизинга в 1998–2006 гг. составил 40,8% (РФ — в мире с 34-го места на 10-е, в Европе — с 20-го на 6- е). Однако доля лизинга в ВВП определена на уровне 1,7% (в развитых странах — от 2 до 6%) [4], что свидетельствует о недостаточном развитии лизинга [5, с. 71].
При этом следует отметить, что применение лизинга имеет ряд преимуществ и для государства:
1. Лизинговые компании предоставляют экономическим субъектам оборудование в аренду, которое окупится в течение нескольких лет, то есть оборудование приобретается за счет средств бюджетов для реализации функций государства.
2. Посредством лизинга становится возможным техническое обновление фондов экономических субъектов, например, износ основных фондов в здравоохранении составляет около 54%, в некоторых отраслях промышленности до 80%.
3. Увеличение объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, пополняет бюджет за счет дополнительных налоговых поступлений. Реализация продукции способствует получению прибыли экономическими субъектами, которые в свою очередь осуществляют налоговые платежи в федеральный, региональный и местный бюджеты.
4. Международный лизинг позволяет обеспечить дополнительные поступления валюты. Расширение экономических границ путем проведения международного лизинга приведет к увеличению валюты в стране.
5. Рост объемов продукции, произведенной оборудованием, приобретенным в лизинг, позволяет решать социально-экономические проблемы общества. Оборудование, приобретенное в лизинг, например, в сфере здравоохранения позволит населению не тратить денежные средства на поездки в районный или региональный центр, медицинская помощь или обследование будут оказываться оперативно на местах, на высококачественном современном оборудовании, бесплатно (в муниципальных учреждениях здравоохранения), что приведет в дальнейшем к улучшению здоровья населения.
6. Лизинг как альтернативный кредиту источник финансирования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, снижает ссудный процент и привлекает приток капитала в реальный сектор экономики. В свою очередь будет развиваться разветвленная сеть: филиалов банков с дочерними лизинговыми компаниями и филиалами лизинговых компаний.
7. Инвестиции на основе лизинга помогают развивать частный бизнес и увеличивать занятость населения. Применение лизинга является подспорьем частному бизнесу, так как не всегда имеется возможность оплатить одновременно крупную сумму за оборудование, транспорт и другие объекты. Также следует учесть, что возможно использование предмета лизинга без последующего выкупа, данный факт актуален приобретением нового, более современного предмета лизинга с учетом научных открытий, исследований. Как следствие, открытие новых частных производств способствует увеличению занятости населения, улучшению социально-экономического положения в населенном пункте, федеральном субъекте и стране.
8. Осуществление услуг, работ и производство продукции с помощью взятого в лизинг оборудования, транспорта и других предметов лизинга способствует реализации задач, присущих государству (например, в сфере здравоохранения, образования, транспорта). Учитывая экономические взаимосвязи «спрос — предложение» и их постоянный рост, государству необходимо своевременно, качественно, в полном объеме предоставлять услуги, осуществлять работы и производить продукцию населению.
9. Позволяет достигать и соответствовать международным стандартам, что также привлекает дополнительные инвестиции в страну. Вхождение России в ВТО предполагает соответствие международным стандартам в различных сферах, данное требование выполнимо при наличии соответствующих техники, технологии, оборудовании, и конечно, человеческого потенциала. Поэтому следует применять финансовый инструмент — лизинг.
10. Обеспечивает возможность применения лизинга как формы государственно-частного партнерства в государственных и муниципальных учреждениях. В целом, лизинг является одним из перспективных источников финансирования экономики страны в различных сферах (транспорт, агропромышленный комплекс, авиапромышленность и другие). Поэтому при создании проектов государственно-частного партнерства необходимо использование лизинга [3, с. 76].
Представленные преимущества лизинга для государства отражают необходимость его применения, как новой формы финансирования экономических субъектов. В целом, лизинг является одним из альтернативных источников финансирования экономических субъектов. Применение лизинга экономическими субъектами будет пополнять бюджет, привлекать дополнительные инвестиции, развивать инфраструктурные сферы экономики, способствует улучшению социально-экономического развития страны, является формой государственно-частного партнерства и обеспечивает соответствие международным стандартам в различных сферах экономики. [6, с. 96].
Рассмотрим состояние основных фондов в России. На начало 2013 г. стоимость основных фондов в России оценивалась в 121 268 908 млн рублей со степенью износа 47,7% [2].
В начале 1990-х годов наблюдался износ основных фондов по капитальным зданиям лечебно-профилактических учреждений, который составил — 22% (сейчас — 28%). Следует отметить, что в последние годы в систему отечественного здравоохранения не поступает достаточно средств для поддержания материально-технической базы. [7]
В частности, с 2000 по 2010 гг. износ основных фондов в сфере здравоохранения вырос с 30 до 53,3%, (в детской медицине — более 70%, а в отдельных регионах доходил до 100%), а динамика обновления этих фондов не превышала 5%. При этом доля имеющейся в наличии современной медицинской техники составляет не более 30%, примерно 50% медицинской техники находится в неисправном состоянии.
Степень износа основных фондов по статье «здравоохранение и предоставление социальных услуг» продолжает оставаться высоким: в 2005 г. — 47,8%, в 2010 г. — 53,3%, в 2011 г. — 53,9%, 2012 г. — 52,7% [2, с. 311].
После 1988 г. были произведены массовые изъятия из основных фондов здравоохранения. В 1985 г. коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составлял 7,2%, в 1990 г. — 5,7%. К 1995 г. указанный коэффициент снизился до 1,5%, к 1998 г. до минимального значения — 0,7% и затем держится на уровне 0,9%, а в 2010 г. составляет 1,6%.
Так, в Российской Федерации в 2006 г. в частных больничных учреждениях имелось 0,3% всего фонда больничных коек, а в сельской местности — всего 0,1% числа коек. Мощность частных амбулаторно-поликлинических учреждений (выраженная в числе посещений в смену) составляла в 2010 г. 4% к общей по России.
В 2007 г. была произведена переоценка основных фондов медицинских учреждений, учтен их износ. Впоследствии был проведен перерасчет коэффициента обновления основных фондов в стоимостном выражении, который по отрасли «здравоохранение и предоставление социальных услуг» составил в 2004 г. 3%, в 2005 г. 3,7% и в 2010 г. 4,5% [2, с. 311].
Рассмотрим современное состояние сферы применения лизинга в России.
По регионам Российской Федерации общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга, распределяется следующим образом: Центральный федеральный округ — 84,9%, Северо-Западный федеральный округ — 1,8%, Южный федеральный округ — 0,7%, Северо-Кавказский федеральный округ — 0,3%, Приволжский федеральный округ — 6,2%, Уральский федеральный округ — 0,6%, Сибирский федеральный округ — 3,8%, Дальневосточный федеральный округ — 1,7% [1].
В таблице 1 представлена общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга.
Таблица 1
Общая стоимость договоров финансового лизинга, млрд руб. | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|
Общая стоимость договоров финансового лизинга
в том числе лизинга: | 129,7 | 458,1 | 749,5 | 778,0 | зданий (кроме жилых) и сооружений | 2,9 | 11,0 | 20,6 | 12,7 | машин и оборудования | 43,6 | 192,3 | 189,9 | 262,4 | из них компьютеров и компьютерных сетей | 1,7 | 5,4 | 1,1 | 0,9 | транспортных средств | 82,8 | 254,7 | 536,3 | 499,8 | из них: | автомобилей (включая автобусы и троллейбусы) | 20,6 | 99,9 | 131,2 | 178,6 | судов | 0,7 | 0,5 | 12,9 | 10,7 | железнодорожных транспортных средств | 6,9 | 129,3 | 327,8 | 293,4 | аппаратов летательных воздушных | 42,3 | 21,5 | 54,2 | 16,7 | рабочего, продуктивного и племенного скота | 0,4 | 0,1 | 2,7 | 3,1 |
Наблюдается тенденция увеличения общей стоимости договоров финансового лизинга: в 2012 г. по сравнению с 2005 г. возрастание произошло на 648,3 млрд рублей (почти в 6 раз).
На изменение в 2010 г. по сравнению с 2005 г. в структуре повлияли: увеличение стоимости договоров лизинга машин и оборудования — 41,9%, транспортных средств — 55,6 %, уменьшение стоимости договоров лизинга рабочего, продуктивного и племенного скота на 0,3 млрд руб., или 25 % по сравнению с 2005 г.
В 2011 г. увеличение стоимости договоров по сравнению с 2010 г. составило на 291,4 млрд руб. или на 63,6%, наибольшее влияние оказали: стоимость договоров лизинга зданий (кроме жилых) и сооружений — на 9,6 млрд руб. или на 87,2%, транспортных средств — на 281,6 млрд руб. или на 110%, рабочего, продуктивного и племенного скота — на 2,6 млрд руб. При этом в 2011 г. уменьшилась стоимость договоров лизинга машин и оборудования — 98,7%, или на 2,4 млрд рублей.
В 2012 г. стоимость договоров финансового лизинга по сравнению с 2011 г. увеличилась на 28,5 млрд рублей, или на 3,8%. Увеличение в 2012 г. наблюдается по лизингу машин и оборудования — на 72,5 млрд руб. или на 38,2%, рабочего, продуктивного и племенного скота — на 0,4 млрд руб. или на 14,8%, уменьшение произошло по лизингу зданий (кроме жилых) и сооружений — на 7,9 млрд руб., или на 38,3%, транспортных средств — на 37,3 млрд рублей, или на 6,8%.
В 2012 г. заключено договоров финансового лизинга на 778,0 млрд руб., в том числе: организациями, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства — 710,9 млрд руб. (91,3%), средними организациями — 16,0 млрд руб. (2,0%), малыми предприятиями (без микропредприятий) — 30,9 млрд руб. (3,9%), микропредприятиями — 20,2 млрд руб. (2,7%).
Средний срок действия договоров финансового лизинга в 2012 г. составил 3,8 лет, что свидетельствует об уменьшении срока действия по сравнению с предыдущими годами: 2011 г. — 4,4 лет, 2010 г. — 4,4 лет, 2009 г. — 5,0 лет, 2008 г. — 4,0 лет.
Лизингополучатели представлены в различных видах экономической деятельности. В 2012 г. лизингополучатели по видам экономической деятельности по структуре общей стоимости заключенных договоров распределились следующим образом: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 14,5%, добыча полезных ископаемых — 13,2%, обрабатывающие производства — 24,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 14,9%, строительство — 18,6%, оптовая и розничная торговля — 4.2%, транспорт и связь — 3.2%, здравоохранение — 1.3%, другие виды деятельности — 5,4%. Наименьший процент лизингополучателей в здравоохранении.
Применение лизинга в здравоохранении в 2005 г. составляло 0,6% от общей стоимости заключенных договоров, в 2010 г. — 0,1%, 2011 г. — 0,1%. В целом, реализация лизинга в здравоохранении происходит с переменным развитием, хотя есть предпосылки для дальнейшего использования лизинга в данной сфере.
В 2012 г. в сфере лизинговой деятельности существовало 840 организаций, из них: организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства — 274 (32,6%), средние организации — 25 (3,0%), малые предприятия (без микропредприятий) — 146 (17,4%), микропредприятия — 395 (47,0%).
Средний срок работы организации на рынке лизинговых услуг в 2012 г. составил 7,3 года [1].
Необходимость обновления основных средств, реализация различных программ требует активного использования лизинга в сфере здравоохранения. Отметим, что возможность получения банковских кредитов бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения, предусмотренная Федеральным законом РФ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», отражает только теоретический аспект.
На данное состояние влияют следующие моменты:
1. Счета казенных учреждений находятся в казначействе, а банки оказывают предпочтение для выдачи кредитов организациям, расчетные счета которых находятся непосредственно у них.
2. Залогом для получения кредита может стать особо ценное движимое имущество, но при этом бюджетные учреждения не имеют права распоряжаться им без согласия учредителя.
3. Орган, исполняющий функции и полномочия учредителя учреждения, не может выступить в качестве поручителя, так как не имеет права погашать кредиты за учреждения.
Однако, несмотря на вышеуказанные моменты, имеется возможность применять такой способ приобретения медицинского оборудования, как лизинг, правовые и организационные особенности которого раскрыты в Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ).
Как видно, в законодательных актах прописываются условия реализации лизинга в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, при этом данные пункты имеют обоснования.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время не доработана действующая нормативная база по медицинскому оборудованию и медицинской технике.
Во-первых, не разработаны правила (стандарты) оснащения медицинским оборудованием лечебно-профилактических организаций, его применения и обновления, отсутствуют нормативы фондооснащенности медицинской техникой различных типов медицинских технологий.
Во-вторых, анализ особенностей развития отечественного рынка медицинской техники показал его многоукладность. Производство медицинского оборудования и изделий медицинского назначения (не считая сервиса и ремонта медицинского оборудования) сосредоточено на более чем 3000 предприятий и организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности. В то же время на отечественном рынке, практически, в каждом регионе страны, активно работают сотни предприятий и организаций, представляющих интересы зарубежных фирм — производителей изделий медицинского назначения. В сфере медицинской промышленности появилось достаточное число активных рыночных субъектов.
В-третьих, современная ситуация в экономике России отличается динамичным изменением структуры собственности экономических субъектов при определении эффективных организационно-экономических форм сотрудничества, объединения, ассоциации.
Данные проблемы требуют решения на законодательном уровне.
Приобретение медицинского оборудования можно рассматривать с двух сторон. В первом случае, медицинское оборудование отсутствует в лечебно-профилактических учреждениях в связи с незначительным финансированием. Производство медицинского оборудования должно учитывать научные исследования в области медицины и технические инновации, что сказывается на его стоимости. Однако реализация лизинга в здравоохранении имеет определенные преимущества.
Во втором случае, медицинское оборудование не используется при осуществлении медицинских услуг. Данная ситуация заключается в следующем: приобретается дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, а специалисты, способные работать на данном оборудовании отсутствуют; либо необходим ремонт в помещениях, нужно адаптировать их для аппаратуры.
Более детальное изучение указанных проблем позволит определить методы, формы и модели финансовых взаимоотношений финансово-кредитных организаций в сфере здравоохранения, перспективы развития лизинга медицинского оборудования.
В разработанной «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, в частности, о необходимости повышения оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, о применении новых форм финансирования деятельности медицинских организаций.
В настоящее время реализуется Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. В данной Концепции отдельно рассматривается государственная поддержка лизинга медицинского оборудования. В частной системе здравоохранения не выполняются требования технического оснащения. При поддержке государством лизинга медицинского оборудования указанная проблема разрешима.
Указанные Концепции позволят целенаправленно, сначала — внедрить лизинг в систему здравоохранения, затем — систематически осуществлять лизинговые операции в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения; обеспечат путем реализации лизинговых отношений качественную и доступную медицинскую помощь и медицинские услуги населению.
Учитывая вышеуказанные факты, необходимо:
— реализовывать положения по возможности применения лизинга бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения;
— разработать правила (стандарты) оснащения медицинским оборудованием лечебно–профилактических организаций, его применения и обновления, определить нормативы фондооснащенности медицинской техникой различных типов медицинских технологий;
— способствовать развитию предприятий (организаций, учреждений) сферы малого бизнеса — производителей изделий медицинского назначения;
— содействовать созданию ассоциаций, союзов, объединений, производящих медицинскую технику и медицинское оборудование. Например, Союз предприятий и ассоциаций медицинской промышленности — профессиональное объединение, которое бы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в сфере промышленности и здравоохранения позволит сформировать пространство взаимодействия государства и бизнеса в сфере национальной безопасности и охраны здоровья каждого человека;
— обучать специалистов в вузах и проводить повышение квалификации для действующих специалистов для работы на высокотехнологичных медицинских оборудованиях, ликвидировать дефицит кадров в сфере здравоохранения для сокращения возможных простоев медицинского оборудования в связи с отсутствием высококвалифицированных кадров;
— проектировать и приспосабливать помещения для приобретенного медицинского оборудования во избежание его простоя (даже при наличии высококвалифицированных специалистов);
— содействовать развитию льготного лизинга для приобретения дорогостоящего медицинского оборудования;
— способствовать реализации государственной программы поддержки лизинга медицинского оборудования;
— развивать и поддерживать производство отечественного медицинского оборудования и медицинской техники;
— реализовывать опыт применения лизинга в отечественной и зарубежной практике, в частности, в здравоохранении;
— осуществлять внесение дополнений, изменений в законодательство, касающееся использования лизинга в сфере здравоохранения, в том числе возмещение государством лизинговых платежей государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения при условии, что оборудование, полученное на условиях лизинга должно использоваться эффективно;
— проводить мероприятия по развитию лизинга со специалистами сферы здравоохранения, лизинговых компаний, банков; государственных (муниципальных) служащих;
— организовать консультации по организационным, юридическим, финансовым, бухгалтерским вопросам для участников лизинговой сделки;
— рассчитывать, что возможная отмена ускоренной амортизации приведёт к изменениям других законодательных актах;
— дополнить методику расчета величины лизинговых платежей для учреждений здравоохранения;
— развивать государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения.
Изучение зарубежного опыта лизинга медицинского оборудования, специфики лизинга медицинского оборудования, особенности национальной экономики, финансовых отношений между банковскими учреждениями и медицинскими учреждениями, реализация механизма эффективного использования медицинского оборудования позволит применять полученные данные в сфере здравоохранения. |
| |
|
|