Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ефимова Е. Г.
профессор кафедры мировой экономики экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Кузнецова Н. П.
профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Особенности экономического развития ультрамалых островных периферийных регионов Западной Европы
(на примере Аландских и Фарерских островов)
Целью данной статьи является выявление особенностей экономического развития и современного делового статуса ультра-малых территорий в экономико-историческом контексте классификации малых экономик. Объектом исследования выступают малые страны Западной Европы и входящие в состав Северных стран Аландские и Фарерские острова, ныне преобразующиеся в, так называемые, «конкурентные суб-периферии»
Ключевые слова: малая страна, ультра-малая территория, автономный регион, конкурентная периферия, региональная политика Европейского союза
ББК 65.428   Стр: 277 - 284

Большое – роскошно и соблазнительно
Малое – прекрасно и трепетно

Введение. Ультра малый регион как территориальная, политическая и экономическая часть западно-европейских стран, одновременно обладает автономностью и конституционной самостоятельностью. Факторами формирования особого статуса таких территорий выступили историко-культурная традиция и геополитическое положение по отношению к более крупным соседям. По мере освоения этих регионов проявляются их особые «сильные стороны» по отношению к метрополии: ресурсные, налоговые, информационно-инновационные, транспортно-коммуникационные.
Малые страны в сравнительном историко-экономическом контексте. До недавнего времени теория малых, или маломасштабных, экономик не слишком интенсивно развивалась, хотя в отечественной экономической литературе в 80-х гг. был издан ряд работ: коллективная монография МЭиМО РАН СССР под редакцией Ю.И. Юданова по малым странам Западной Европы1 и интересующие нас по объекту исследования монографии, посвященные отдельным высокоразвитым малым странам Северной Европы: Норвегии2 Швеции3, Дании4, Финляндии5. Отдельного внимания заслуживают работы экономической школы СПбГУ, посвященные классификации стран мировой экономики с выделением маломасштабных высокоразвитых стран в особую группу государств, разделяющихся на государства, обладающие и не обладающие природными (прежде всего углеводородными) ресурсами, а также малые экономики, расположенные на периферии мирового хозяйства и в его центральных интеграционных ядрах6. В последнее время это направление исследования приобрело особое значение в связи с образованием ряда независимых малых государств бывшего СССР и стран Центральной и Восточной Европы7, находящихся на разных стадиях экономического развития и тяготеющих к разным интеграционным группировкам. Именно в этих трудах отмечалось, что существует особая модель экономического роста и интенсификации для стран, относимых к малым по ряду показателей8. В данном исследовании мы несколько выходим за рамки проведенной в более ранних работах классификации9 и имеем в виду особенности процесса экономической динамики в экономике разных масштабов в зависимости от степени «зрелости территориальной структуры хозяйства», «интенсивности использования экономического пространства» и плотности населения10. В продолжение этой экономико-географической концепции С.Б. Саул в одной из своих исторических работ отмечал, что существует некоторый предел роста населения для малых стран, определяющийся его плотностью, природными, климатическими и историческими условиями. Свою мысль автор подтверждал анализом конкретных историко-экономических данных для западноевропейских малых стран за период 1870–1914 гг.11 Анализ долговременных рядов динамики12 показывает, что индустриализация в малых западноевропейских странах проходила быстрее, рациональнее и равномернее, чем в крупных. Одной из немаловажных причин этого являлась относительная легкость аграрных реформ (XVIII–ХIХ вв.) в этих государствах, обусловленных не в последнюю очередь сравнительно относительно низкой социальной напряженностью, постоянным притоком квалифицированной и дешевой рабочей силы из охваченных религиозными и гражданскими войнами крупных держав. Малые страны Западной Европы, начавшие индустриализацию только в конце ХIХ в., использовали так называемую экспортную ориентацию международной специализации, которую можно определить как монокультурную, направленную на производство ремесленниками-иммигрантами особого вида сырьевых товаров и высококачественных изделий, удовлетворявших диверсифицированный европейский спрос. Именно поэтому в малых странах наблюдался более высокий, чем в крупных, темп роста производительности труда при более низком исходном ее уровне. При этом малые ресурсо-бедные страны, осознавая противоречивость и нестабильность быстрой экономической динамики13 на долгосрочном горизонте практически никогда не были пионерами экономического роста14.
Известно, что высокий уровень экономического развития прямо пропорционален уровню и качеству жизни, степени благосостояния общества и имеет результатом все более равномерное распределение доходов. Малой стране в отличие от крупной, присуща бóльшая степень социальной справедливости, низкая дифференциация доходов трудоспособного населения. Направленность государственной социальной политики высокоразвитых малых стран определяет более высокий уровень общественного благосостояния и более равномерное распределение доходов между различными слоями населения, чем в крупных высокоразвитых государствах15. В европейской периферии в ХХ в. сложились разные модели социального развития малых стран: от централизованно-планируемой экономики стран социалистического содружества до социал-демократического варианта быстро развившихся после Второй мировой войны стран Северной Европы и медленного, даже «ленивого», рыночного варианта экономического роста Средиземноморских государств.
Существует несколько вариантов экономического развития малых стран вследствие различного сочетания территории, населения и его естественного прироста в маломасштабных экономиках, что предопределяет их место в классификации этих стран. Первая подгруппа малых стран Западной Европы, способных расширить свой экономический потенциал за счет разработки собственных производственных ресурсов, имеет задел для экстенсивного экономического роста. Во вторую подгруппу малых стран исследуемого региона относятся те из них, которые испытывают абсолютный недостаток и сырьевых, и трудовых ресурсов, т.е. экстенсивных факторов роста. Третью подгруппу формируют так называемые периферийные страны Западной Европы, куда относятся малые страны Северной Европы16, которые можно рассматривать как модель «конкурентной периферии».

Статья в pdf-формате.


Сноски
1 Малые страны Западной Европы / под редакцией Ю.И. Юданова МЭиМО РАН СССР – М., 1984
2 Андреев Ю.В. Экономика Норвегии. – М., 1977.
3 Волков А. М. Экономика современной Швеции (проблема накопления капитала). – М.: Наука, 1987; Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. 2010; Шведская модель современного индустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития / В.А. Мартынов, И.В. Гришин, А.М. Волков и др. – М.: ИМЭМО РАН. 2006.
4 Эбре Л.А. Экономика Дании. 1980; Градобритова Л.Д., Ушакова С.М. Дания: некоторые аспекты социально-экономического развития. – М.: Знание, 1990.
5 Пискулов Ю.В., Градобитова Л.Д. Север и интеграция. – М. Международные отношения, 1972; Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. – М.: МГИМО, 1982; Градобитова Л.Д., Пискулов Ю.В. Экономика и политика стран Скандинавии. – М.: Международные отношения, 1986.
6 Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства. Ленинград 1989. Кузнецова Н.П. Экономический рост в историческом контексте. – СПб 1996; Кузнецова Н.П. Экономический рост: история и современность. – СПб., 2000; Kuznetsova Natalia Economic Growth in the large- and small-scaled economies and the role of resources in conversion of energy-oriented to innovational-driven economy Ekonomika. 2009. Vol. 88, Vilnius University Publishing House; Кузнецова Н.П. Экономический рост в малых и крупных экономиках. “Санкт-Петербургский университетский консорциум” Университетский научный журнал / Humanities&Science university journal – СПб., 2011. Кузнецова Н.П. Экономическое развитие в малых и крупных переходных экономиках в контексте перехода от энергоориентированного к инновационно-ориентированному типу роста. Записки Горного института, т. 191 “Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России”, 2011.
7 Rosenberg M.The World’s Smallest Countries.geography.about.com›…countries…smallcountries.htm. Дата обращения 28.12.2014
8 Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). СПб. 2008.
9 Кузнецова Н.П. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства. Л., 1989.
10 См., например: Машбиц Я.Г. Развивающиеся страны: основные проблемы экономической и социальной географии. М., 1983; Одессер С.В. Учет территориальной структуры хозяйства в типологиях капиталистических стран // Известия АН СССР. 1986. N 2
11 Saul S.B. The Economic Development of Small Nations: the Experience of North-West Europe in the XIX Century // Economics in the Long View / Ed.by Ch.P. Kinleberger, Guido di Tella. – NewYork; London,1982. Vol.2. P.111.
12 Кузнецова Н.П. Экономический рост. История и современность. – СПб., 2001. Приложения. С.103–104;A. Maddison: Contours of the World Economy The World Economy. Historical Statistics1-2030 AD, Oxford 2007, p. 253.
13 Mancur Olsen. Rapid Economic growth as a Destabilizing Force / Journal of Economic History 23.1963.P.529–552.
14 Gerald M. Meier. Pioneers in Development.Second Series. New York: Oxford University Press. 1987
15 В капиталистических странах, небольших по территории, раньше, чем в крупных, произошло «осознание бесполезности битв труда и капитала, составлявших историю двухсотлетнего экономического роста» (Holoviak St., Sipkoff S.S. Managing Human Productivity. Peopleare Your Best Investment. New-York, London, 1987. P.29). Д. Фридман писал, что причиной динамизма экономического развития, наряду с социальной ориентированностью, является «дробление массовых рынков на малые, специализированные сегменты, что позволяет непрерывно изменять старые и изобретать новые товары» (Friedman D.The Misunderstood Miracle. Industrial Development and Political Change in Japan. Ithaca, 1988. P.2).
16 Об этом см.: Ефимова Е.Г., Кузнецова Н.П. Ультра-малые островные периферийные регионы в историко-экономическом контексте // Экономика и управление. – 2012. – №4(78). – С. 23–29.
17 Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII в. – М., 1992.
18 Kirby D.G. The Baltic World 1772–1993: Europe’s northern periphery in an age of change. London. New-York: Longman, 1995; Кузнецова Н.П. Концепция “Периферической” экономики и особенности экономического роста в “центре” и на “периферии” // Вестник СПбГУ. – 1995. – № 2.
19 Бусыгина И. Расширение Евросоюза с точки зрения подхода «центр-периферия» // Космополис. - 2004. – №1.
20 Creating Nordic Capitalism.The business history of a competitive periphery. Palgrave Macmillan, 2008.
21 Scott A.J., Storper M. Industrialization and Regional Development // Pathways to Industrialization and Regional Development. M.Storper, A.J.Scott (eds). London. New-York: Routledge, 1992.p. 3–20
22 Среди ведущих отраслей шведской промышленности, уже в середине ХХ в. специализировавшихся на производстве экспортной продукции, были металлургическая промышленность (нержавеющая, быстрорежущая, кислотно- и жароупорная сталь, а также высокосортный чугун, выплавляемый с использованием технологии электроплавки), металлообработка (шариковые и роликовые подшипники, транспортерная и пружинная ленты, ленты для изготовления пил, лезвий для бритв и т.п.) и машиностроение (трудоемкая продукция, в которой затраты на рабочую силу составляют бульший удельный вес, чем затраты на сырье, что объясняется необходимостью покрытия потребностей в меди, цинке, олове, свинце и алюминии за счет импорта) Источник: Герчикова И.Н. Внешняя торговля Швеции после второй мировой войны // Бюллетень иностранной коммерческой информации. Приложение №16. 28 декабря 1957 г. с. 1–3.
23 А.Нобель сыграл важную роль в становлении крупнейшей шведской военно-промышленной компании «Бофорс». Патенты на шарикоподшипники легли в основу создания в Швеции крупнейшего их производителя – фирмы «SKF». Усовершенствовавший телефон Л.М. Эриксон учредил известную компанию, носящую его имя. Изобретения Г.Лаваля прочно усилили позиции Швеции в сфере переработки молочной продукции Источник: Шведская модель современного индустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития / Мартынов В.А., Гришин И.В., Волков А.М. и др. ИМЭМО РАН. 2006. 23, с. 58
24 Ефимова Е.Г., Уланов В.А. Транснациональные корпорации стран Северной Европы: становление и этапы развития // Вестник СПбГУ. – Сер.5. Экономика. – 2011. – №1.
25 URL:http://www.nasdaqomxnordic.com/aktier/shareinformation?Instrument=SSESE0000337842 (дата обращения 08.10.2010
26 Официально AS «Burmeister&Wain» возникла в 1872 г. Однако бизнес уходит корнями в 1843 г. В 1980 г. перешел под контроль западногерманского концерна «МАН». В настоящее время компания имеет три производственных подразделения: в Копенгагене, Холебю, Фридериксхафене, выпускающие дизельные двигатели и оборудование для электростанций. В 2006 г. MAN Diesel AG получило статус европейского акционерного общества «MAN Diesel» SE (SocietasEuropaea) Источники: Градобитова Л.Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. М. МГИМО. 1982. с. 59, URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Burmeister_&_Wain (дата обращения 25.09.2010)
27 «F.L.Smidth&Co.» основана в 1882 г. в Копенгагене. В результате открытия в 1890 г. первого зарубежного представительства в Лондоне, затем в Париже (1893), Нью-Йорке (1895), Берлине (1901), компания стала международной. В 1957 г. Фирма контролирует 40% мирового рынка оборудования для цементной промышленности. В конце 80-х годов ХХ в. «F.L.Smidth&Co.» в результате проводимой политики поглощений была переименована в «FLS Industries» A/S, контролирующую 125 входящих в нее компаний. Активы были разделены на 7 секторов: инжиниринг, строительные материалы, сталь, услуги, упаковка, аэрокосмическая промышленность, международные инвестиции. В 1990 г. «The FLS Group» поглотила «FullerCompany», что привело к созданию «F.L.Smidth-FullerEngineeringGroup». Однако юридическое слияние этих фирм прошло только в 2001 г. с образованием «F.L.Smidth» A/S. 1 января 2010 г. для формирования единого имиджа в глобальной маркетинговой среде все дочерние компании и продуктовые подразделения изменили название на «FLSmidth». Сейчас в фирме заняты 10 500 работников в более 40 странах мира. Источник: URL:http://www.flsmidth.com/en-US/About+FLSmidth (дата обращения 25.09. 2010)
28 В начале 1960-х годов показатели эффективности производства в датским сельском хозяйстве были в 2,5 раза выше по сравнению со средними по Западной Европе. Источник: Эбре Л.А. Экономика Дании. М. Наука. 1980. с. 36.
29 Кузнецова Н.П. Экономическое развитие в малых и крупных переходных экономиках в контексте перехода от энергоориентированного к инновационно-ориентированному типу роста.Записки Горного института, т. 191 “Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России”, 2011.
30 В Швеции – это семейства Валленберг, Юнсон, Брустрем, в Норвегии – Аструп, Ульсен, Вильгельмсен, в Дании – А.П. Меллер, группы «Ф.Л. Смидт», «Кампсакс», в Финляндии – Юлин-Эрнрут, Вальфорс – Вреде, А. Альстрем и др Источник: Пискулов Ю.В., Градобитова Л.Д. Север и интеграция. – М.: Международные отношения, 1972. – С. 31.
31 В Дании, например, в 1973 г. государственные средства были распределены следующим образом: 53% пошли на исследования в области естественных наук и медицины, 29% – на сельскохозяйственные и инженерные науки, 18% – на социальные и гуманитарные исследования. Источник:Эбре Л.А. Экономика Дании. – М. Наука, 1980. – С. 13.
32 например, на частные инвестиции приходится 70% всех расходов на НИОКР в Финляндии URL:http://www.finland.polpred.ru/news.html?section=3&id=77753&type=paid&country=168 (дата обращения 20.09.2010)
33 Mintzberg H., Lampel J., Quinn J.B., Ghoshal S.The Strategy Process.Concepts, Contexts, Cases. 4thed. PearsonEducationInc. 2003. – p.361–369.
34 Мировой рынок может дать малой экономике возможность использовать ее сравнительные преимущества и специализироваться в тех сферах экспортно–ориентированного производства, в которых малая страна имеет высокую конкурентоспособность // HodneF.AnEconomicHistoryofNorway 1815–1970. Bergen, 1975. P.6.
35 Так, датская ТНК «ФЛСмит» является вторым в Европе производителем фибро цементных строительных материалов. 99% ее дохода формируется за счет зарубежных операций URL: http://www.flsmidth.com/en–US/About+FLSmidthhttp://hugin.info/2106/R/1438877/383359.pdf (дата обращения 25.09.2010)
36 В терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми (microstates) считаются суверенные государства, население которых не превышает 1 млн человек. В число европейских карликовых стран обычно включаются Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан. Также к их числу часто относят Люксембург, реже Кипр и Исландию. Источник: EccardtTh.Secrets of the Seven Smallest States of Europe. NY. 2005.
37 Под ультра малыми автономными территориями мы понимаем регионы, отвечающие количественным показателям микростран, политически входящие в состав каких–либо государств, но обладающие частичным конституционным суверенитетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти, имеющие особые налоговые и коммерческие системы. В настоящее время подобный статус в Западной Европе имеют Канарские острова (Испания) заморские департаменты Франции (Гваделупа, Мартиник, Гайана, Реюньон), Британские острова Ла-Манша и Мэн, Аландские (Финляндия) и Фарерские (Дания) острова, а также единственная сохранившаяся в субконтинентальной Европе колония Гибралтар.
38 Территория исключена из общей системы НДС ЕС согласно Статье 6 Директивы Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 (OJL 347, 11.12.2006, p. 1).
39 European Parliament Legislative Resolution of 4 May 1994 on the application by the Republic of Finland to become a member of the European Union (94/C 241/04) http://eur–lex.europa.eu/en/treaties/dat/11994N/htm/11994N.html#0006010004
40 Еland – е land neither Finnish nor Swedish/ Cafebabel.com. The European Magazine.Доступно на сайте http://www.cafebabel.co.uk/article/3164/aland–a–land–neither–finnish–nor–swedish.html
41 Выбор островитян определила зависимость их экономики от рыболовства
42 Вопрос о вхождении Фарер в ЕС до сих пор открыт. Правая Партия Союза (Sambandsflokkurin) настаивает на членстве Фарерских островов в ЕС. В качестве аргументов «за» вступление приводятся тесная экономическая кооперация с Великобританией, Данией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией, усиление молодежной миграции.Представители Левой Республиканской партии (Tjурveldi) обеспокоены возможностью присоединения островов к Евросоюзу, призывая к совместному решению первоочередных проблем с Данией. Доводами «против» по–прежнему являются структура экспорта (90% рыба и морепродукты), и невозможность влиять на принятие решений в ЕС из–за малочисленности населения островов.
43 Rural Development plan for the Region of Еland (Finland) MEMO/07/601 http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/07/601&
44 Council Regulation (EC) No 1083/2006 (11 July 2006), Regulation (EC) No 1260/1999.
[20] http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm.
45 Конвергенция в этом контексте означает сближение, сглаживание различий.
46 http://europa.eu/pol/reg/index_en.htm.
47 Согласно данным официальной европейской статистики, ВРП NUTSII существенно различаются даже внутри отдельных стран. Так, в Испании, величина ВРП на душу населения более 15 000евро зафиксирована только в столичном регионе, а также на периферийных территориях – Каталонии, Наварре, стране Басков. Это, прежде всего, говорит о поддержке регионов, находящихся под угрозой сепаратизма. Источник:Eurostat regional yearbook 2010.European Union. 2010. P.75.
48 Commission Decision 2006/769/EC of 31 October 2006 .Official Journal L 312 of 11.11.2006.
49 The Northern Periphery Programme 2007–2013. Участники: ряд регионов Финляндии, Швеции, Великобритании, Ирландиии, Норвегии, а также Исландия, Фарерские острова и Гренландия. Источник: http://www.northernperiphery.eu/en/content/show/&tid=178
50 Датские «основные» территории получают целевую финансовую поддержку от ЕС. Датское правительство получает возможность за счет экономии национального бюджета оказывать финансовую помощь Фарерским островам, размер которой определяется в абсолютных показателях (см. табл.1).
51 Commission Decisionof 4 August 2006 fixing an indicative allocation by Member State of the commitment appropriations for the Regional competitiveness and employment objective for the period 2007–2013(notified under document number C(2006) 3472) (2006/593/EC), в ценах 2004 г.
52 ст.2.2 Стратегического Руководства Сообщества по Сближению // Решение Совета от 6 октября 2006 г. о  стратегических ориентирах Сообщества  на сплоченность (2006/702/EC)
53 Commission Decisions: 2007/766/EC of 14 November 2007, Official Journal L 310 of 28.11.2007.  2006/769/EC of 31 October 2006.  Official Journal L 312 of 11.11.2006, 2006/597/EC of 4 August 2006.  Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/596/EC of 4 August 2006.  Official Journal L 243 of 6.9.2006,2006/595/EC of 4 August 2006.  Official Journal L 243 of 6.9.2006, 2006/609/EC of 4 August 2006 .Official Journal L 247 of 9.9.2006. 2006/594/ECof 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006. 2006/593/EC of 4 August 2006. Official Journal L 243 of 6.9.2006. 2006/702/EC of 6 October 2006. Official Journal L 291 of 21.10.2006. Commission Communication of 5 July 2005. COM (2005) 299 – Not published in the Official Journal.
54 Making Europe’s regions and cities more competitive, fostering growth and creating jobs. European Commission Directorate–General for CommunicationCitizens information. Brussels. 2014. http://europa.eu/pol/pdf/flipbook/en/regional_policy_en.pdf
55 Statistical Yearbook 2011.Published by Statistics Denmark.June 2011.115thedition. Доступно на сайте: http://www.dst.dk/pukora/epub/upload/16218/sy2011.pdf
56 2009 г. характеризуется следующими данными по экпортно–импортным потокам Дании: Экспорт услуг составил 1,122 млн датских крон экспорт товаров – 4,098 млн датских крон Импорт услуг – 2,102 млн датских крон. Импорт товаров 4,023 млн датских крон. Таким образом, роль экспортируемых Данией услуг не может превышать долю рыбного экспорта.
http://www.hagstova.fo/portal/page/portal/HAGSTOVAN/Statistics_%20Faroe_Islands/Statistics/Foreign_trade
57 Ai–Ting Goh, Michalski T.Shouldsmallcountriesfeardeindustrialization? FinanceandEconomicDepartment.NECParis.May 19, 2009
58 Так называемая 3S экономия означает экономию, образующуюся от синергетического эффекта: экономии от масштабов деятельности (economiesofscale), соединения различных потребительских свойств производимых товаров и услуг (economiesofscope), соединения квалификации привлекаемого персонала (economiesofskills).
59 FaroeIslandsinfigures.2014. HagstovaFaroya. P. 28–29
60 В официальных документах и научной литературе не выработано единого критерия для определения проблемного региона. Б. Корсунский и С. Леонов под проблемными, или кризисными, ареалами понимают территории, развитие которых требует государственного вмешательства (Корсунский Б.Л., Леонов С.Н. Управление развитием проблемного региона /Отв. ред. П.А. Минакир; РАН. ДО. Ин–т экономических исследований. – Хабаровск: РИОТИП, 2006. – С.21). По классификации А. Гранберга Аландские и Фарерские острова можно отнести к категории северных территорий, где негативные факторы (неблагоприятный климат, высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость) не компенсируются сильными конкурентными ресурсными преимуществами (нефть, газ, алмазы). (Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2004. – С.42. Более подробно см.: Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2008. – С. 70.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия