Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Попов А. А.
заведующий кафедрой экономической теории Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия),
Российской академии социальных наук, Международной академии науковедения,
член-корреспондент СО АН Высшей школы

Мыреев А. Н.
ведущий эксперт сектора макроэкономического прогнозирования и стратегического планирования
Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия),
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Сергеева В. В.
аспирант Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)


Модель опережающего развития экономики и социальной сферы районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны
В статье рассматриваются состояние и перспективы развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия). Предложена модель опережающего развития экономики и социальной сферы районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны, основанная на переходе от сырьевой к диверсифицированной экономике, развитии механизмов сочетания отраслевых и территориальных методов управления, формировании «особой свободной экономической зоны» Республики Саха(Якутия)
Ключевые слова: экономика Республики Саха (Якутия), социальная сфера, арктическая зона, Крайний Север
УДК 332 (571.56)   Стр: 238 - 241

Экономическая система страны представляет собой совокупность всех отраслей народного хозяйства на основе действующей модели экономического развития, сложившихся форм и отношений собственности, их совершенствования. Научное определение исторического времени, места, критериев, основных принципов, целей и задач экономической системы закрепляется с помощью действующей модели, которая дает возможность оценить реальные возможности конкурентоспособности и перспективы развития страны на будущее.
Экономическая модель страны выступает как естественноисторическая форма развития производительных сил, социально-трудовой сферы и общественных производственных отношений, и определяет управление всей совокупностью макро- и микроэкономики. Она (модель) отражает, ускоряет или замедляет развитие всей совокупности отраслей народного хозяйства, экономических процессов и выступает как способ и форма реализации специфических функций и отношений собственности, удовлетворения интересов и потребностей личности, семьи, социальных групп, общества и государства. Тем самым экономическая модель становится системообразующей формой государственного управления экономикой и ускорения темпов экономического роста и социального развития страны.
Модель экономического развития нашей страны, построенная на неолиберальных принципах, долгие годы существовала как «сырьевая экономика» за счет выгодной продажи нефти, природного газа, алмазов, золота, угля и других полезных ископаемых на мировом рынке. Данная модель себя исчерпала. И это не только потому, что действует влияние мирового экономического кризиса, экономических санкций против России. По итогам 2014 г., по некоторым прогнозам специалистов, вывоз капитала может составить 117 млрд долларов США и ожидается «нулевой рост» ВВП страны. В 2015 г. цена за баррель нефти может составить 20–30 долл. США, а потом будет расти долго и медленно до 70–80 долл. В бюджете Российской Федерации на 2015 г. заложена цена за баррель нефти 100 долл. США. Это, конечно, не только нереально, но также показывает, что бюджет Государственной Думой РФ принимается по инерции как потребительский и распределительный. Однако, нам нужен бюджет развития на всех уровнях, учитывающий реальные тенденции. К ним следует отнести снижение курса национальной валюты (рубля), что не только не помогает развитию страны, а поддерживает спекулянтов, но самое главное — приводит к росту инфляции и цен на все товары и услуги. В стране пока нет механизмов удержания этих отрицательных тенденций в развитии страны и реальной защиты населения с низкими денежными доходами.
В этой, весьма сложной экономической обстановке, необходимо закрыть все каналы ухода российских денег за пределы страны. Олигархи и крупные собственники накопили для себя и своих семей огромные богатства. Правда, денег много никогда не бывает, но сейчас российские деньги должны работать в Российской Федерации. Следовательно, нужна государственная политика в определении уровня эффективности использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов, капитала, труда и предпринимательских способностей людей, что даст возможность в кратчайшие сроки установить «точки» экономического роста, конкурентоспособности экономики, определить степень самостоятельности субъектов хозяйствования в решении экономических и социальных проблем.
В настоящее время нужна реальная программа модернизации и практических действий по реализации задач развития приоритетных отраслей реальной экономики. В качестве примера обратимся к стратегии опережающего развития регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны. Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. подчеркнул: «Ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартными. Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации не сырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств — льготная ставка страховых взносов. И что также важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)» [1].
В своем Послании от 4 декабря 2014 г. В.В. Путин более твердо продолжил эти предложения: «...прошу депутатов не затягивать с рассмотрением закона о территориях опережающего развития. Кроме того, предлагаю распространить режим ТОР на новые проекты в ряде моногородов, в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная, и не ждать три года, как это сейчас предусмотрено законопроектом (он уже прошёл, по-моему, первое чтение), а внести в этот законопроект изменения и начать работу уже сейчас по моногородам. И, конечно, ключевую роль ТОРы должны сыграть в подъёме Дальнего Востока. Мы объявили о масштабных планах развития этого региона, и эти планы, конечно, будут реализованы. Прошу Правительство проработать вопрос о докапитализации Фонда развития Дальнего Востока. На эти цели можно направить часть прироста федеральных налогов, который будет получен за счёт открытия новых предприятий в регионе. Сложный диалог по этому вопросу был и с Минфином, как обычно в таких вопросах. Согласимся, что это можно на первом этапе сделать, за исключением НДС. Ну а дальше посмотреть, как работает эта система. Предлагаю предоставить Владивостоку также статус свободного порта с привлекательным, облегчённым таможенным режимом. Напомню, что такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма. Также нам необходим комплексный проект современного конкурентного развития Северного морского пути. Он должен не только работать как эффективный транзитный маршрут, но и стимулировать деловую активность на российском Тихоокеанском побережье и освоение Арктических территорий» [2].
В соответствии с распоряжениями Президента подготовлены документы «Об особых условиях опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона» и приняты Законы Государственной Думой Российской Федерации. Документы отражают задачи и меры опережающего развития Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа. Всего 13 субъектов Российской Федерации условно сокращенно названы «макрорегионом». Регионы Забайкалья, районы (улусы) Крайнего Севера и Арктической зоны и Дальнего Востока имеют богатейшие запасы природных ресурсов, эффективно работающие районообразующие предприятия горнодобывающей промышленности, строительной индустрии, наличие инфраструктуры магистральных линий железной дороги, нефтепроводы «ВСТО», предприятия аграрного сектора субъектов федерации. В данное время строится нефтепровод «Сила Сибири» и расширяются деловые контакты с КНР и другими странами АТР.
В настоящее время огромное значение имеет управление технологическим потенциалом развития реальной экономики и человеческими ресурсами. Субъекты Российской Федерации, входящие в «макрорегион» Забайкалья, Дальнего Востока и районы (улусы) Крайнего Севера и Арктической зоны имеют, с одной стороны, богатейшие богатства недр и исторические особенности размещения и развития производительных сил. С другой стороны, эти регионы характеризуются сложным демографическим процессом, массовым оттоком трудоспособного населения и особенно из районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны из-за низких денежных доходов населения в сложных экономических, социальных и экстремально-дискомфортных условиях. В 1991 г. на Дальнем Востоке проживало 8057 тыс. человек или 5,0% населения России, в 1998 г. — 7263,1 тыс. человек, в 2008 г. — 6487 тыс. человек. В настоящее время в связи с возрастанием роли Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, Арктики и районов Крайнего Севера в интеграционных и инновационных процессах развития новой экономики страны в ХХI век со странами Азиатско-Тихоокеанского региона планируется создание особых условий для опережающего социально-экономического развития «макрорегиона» Дальнего Востока и районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны.
Республика Саха (Якутия) имеет богатейшие уникальные полезные ископаемые и крупные районообразующие предприятия горнодобывающей промышленности мирового значения по добыче алмазов, нефти, угля и золота. Однако, Якутия до сих пор представлена моноструктурной сырьевой экономикой, где добывают уникальные полезные ископаемые и в «сыром виде» продают зарубежным странам. Поэтому эффективность действующих акционерных компаний, обществ, холдингов зависит не от переработки добываемых полезных ископаемых, а от объемов добычи полезного ископаемого на месторождениях с наиболее высоким его содержанием и качеством сырья и выгодной продажей их на мировом рынке. Для республики характерна транспортная недоступность, отсталость традиционных отраслей народного хозяйства, инженерной, социальной инфраструктуры, низкие денежные доходы населения, миграция и безработица трудоспособного населения, 95% территории представляет собой зону вечной мерзлоты и по природно-климатическим условиям относится к Арктической зоне.
В годы Советской власти Якутия была продвинутым регионом в развитии аграрного сектора экономики, особенно в разработке и внедрении системы ведения животноводства, табунного коневодства, северного оленеводства и земледелия в зоне вечной мерзлоты. В регионе выделены 13 районов (улусов), как территории Арктической зоны, занимающие 52,2% территории Республики Саха (Якутия). В недрах этих районов (улусов) геологами найдены уникальные полезные ископаемые. Однако рыночная экономика в этих богатых природными ресурсами районах (улусах) мало что изменила. Например, в эвенкийском Оленекском национальном по статусу районе средняя номинальная заработная плата работников составляет 27095,4 рубля или 85,4% от уровня заработной платы районов (улусов) Арктической зоны и 69% от средней номинальной заработной платы работников Республики Саха (Якутия). В 2013 году по обороту розничной торговли в расчете на душу населения (76,6 тыс. руб.) и по объему платных услуг населению на душу населения (9,7 тыс. руб.) Оленекский район занимал 11 место среди 13 районов Арктической зоны. Конечно, в этих богатых полезными ископаемыми районах (улусах) необходимо разработать качественные меры по преобразованию экономики, дифференцированные в зависимости от роли и перспектив развития национальных эвенкийских районов (улусов) Арктической зоны [3].
Субъекты Российской Федерации на Дальнем Востоке, Забайкалье и в районах (улусах) Крайнего Севера и Арктической зоны имеют богатейшие природные ресурсы. Расчеты наших ученых показывают, что формирование региональных территориальных кластеров, особенно в целях развития экономики Якутии, куда будут включены огромные по своим запасам и уникальности минерально-сырьевые ресурсы, поможет разрешить комплекс накопившихся проблем. Региональные кластеры выступают как форма и механизмы комплексного развития территорий муниципальных и поселенческих образований в районах (улусах) Крайнего Севера и Арктической зоны. Они будут способствовать привлечению национальных и иностранных инвестиций в экономику и приведут к выпуску конкурентоспособных товаров и услуг, стабильной занятости трудоспособного населения, а также к интенсивному развитию внешнеэкономических связей с учетом долговременных изменений конъюнктуры на мировом рынке. Важнейшими задачами современного этапа развития экономики республики являются прорыв в ускорении развития приоритетных отраслей промышленности, диверсификация производства, поддержка развития приоритетных национальных инвестиционных проектов, новых и традиционных отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Активное внедрение инвестиционных проектов, регулирование их динамики создает реальные условия для развития реальной экономики и социальной сферы. Необходимость опережающего развития районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны предполагает преодоление моноструктурной и сырьевой направленности экономики и специализацию производства только на добычу полезных ископаемых. Создание опережающего развития территории регионов Дальнего Востока, Забайкалья, районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны вызвано объективной необходимостью развития производительных сил страны. В условиях рыночной экономики отраслевые территориальные комплексы по производственной специализации привели к моноструктурной экономике промышленных районов, моногородов и выступают пока как формы отраслевой организации производительных сил региона. Поэтому на базе эффективно работающих отраслевых промышленных комплексов необходимо формировать региональные территориальные кластеры как социально ориентированную модель развития экономики для более эффективного сочетания отраслевого и территориального принципов управления экономикой и социальной сферой региона. Региональные территориальные кластеры должны способствовать обеспечению комплексного развития экономики и социальной сферы районов с абсолютно дискомфортными условиями для проживания населения (районы Арктической зоны) и экстремально дискомфортными — других районов (улусов) Крайнего Севера. Только таким путем мы сможем уйти от политики сырьевой экономики и одностороннего выкачивания и продажи уникальных сырьевых ресурсов — алмазов, угля, нефти, природного газа, золота, сурьмы и других полезных ископаемых.
Трудно переоценить роль структурных изменений в самой отрасли горнодобывающей промышленности, радикальной перестройки производственных связей с целью повышения уровня конкурентоспособности региональных территориальных кластеров. Формирование и развитие последних дает возможность взаимодействия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других традиционных отраслей хозяйства, и охраны окружающей среды, способствует развитию социальной сферы, формированию производственной, инженерной, энергетической, транспортной инфраструктуры.
Региональные территориальные кластеры — это совершенно иные формы развития производительных сил Якутии, нежели отраслевые промышленные комплексы. В настоящее время районообразующие предприятия могли бы выполнять не только производственную деятельность по добыче уникальных полезных ископаемых, но и заниматься переработкой ресурсов (например, огранкой алмазов с целью устойчивого развития алмазобриллиантового комплекса). Такой поворот в развитии будет означать создание особой экономической зоны для получения новой добавленной стоимости и прибыли прямо в субъектах хозяйствования, т.е. на местах добычи полезных ископаемых, что будет обеспечивать одновременно и социальную направленность экономики, и историческую ответственность за повышение качества жизни коренных и малочисленных народов Крайнего Севера и Арктической зоны. Создание особых, новых условий ускоренного развития республики должно в первую очередь осуществляться на базе таких крупнейших объединений, как ОАО «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», холдинга «Якутуголь» и других предприятий по добыче нефти и природного газа. Горнодобывающая промышленность и ее инфраструктурные отрасли, где занята основная доля экономически активного населения реального сектора Якутии, во многом зависят от системы организации и контроля государственных органов власти за ходом реализации определенных Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) перспективных направлений осуществления промышленной политики.
В современных условиях по мере развития аграрного сектора экономики традиционные отрасли народного хозяйства видоизменяются и становятся относительно самостоятельной и устойчивой формой микроэкономики. В структуре продукции сельского хозяйства республики около половины всей продукции приходится на личные крестьянские хозяйства, т.е. на экономику семьи. Правда, по сравнению с 2008 г. их доля уменьшилась с 53,9% до 48,5% в 2012 г. Условия жизни людей постепенно меняются и вносят свои особенности ведения хозяйственной деятельности, быта, жизни людей. В историческом плане очень велика роль содержания оленей, крупного рогатого скота, лошадей как факторов выживания, обеспечения безопасности якутов, малочисленных народов Севера, в т.ч. доступности молока, пищи, одежды, жилья.
В начале экономической реформы в 1993 г. численность крупного рогатого скота составляла 423,9 тыс. голов, лошадей — 203,1 тыс. голов, оленей — 343,8 тыс. голов. В 2012 г. численность крупного рогатого скота составила 215,1 тыс. голов, в том числе коров — 86,5 тыс. голов, лошадей — 169,7 тыс. голов, оленей — 191,1 тыс. голов [4]. В результате ликвидации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий потери оказались огромными, прежде всего, по обеспечению продовольственной безопасности жителей районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны. Во все времена сочетание гармонии формирования навыков, умений и трудовой деятельности населения с учетом пространства окружающей среды и органической связи с самой природой давало возможность выживания людей в суровых условиях Крайнего Севера и Арктической зоны.
Отсюда следует, что комплексное развитие территории крайне важно в условиях реализации потенциальных возможностей региональных территориальных кластеров с охватом всей территории Якутии. Оно включает совместное решение всеми хозяйствующими субъектами экономических, социальных, экологических, научно-образовательных и инновационных, градостроительных, нормативно-правовых проблем развития муниципальных образований в суровых природно-климатиче­ских условиях Республики Саха (Якутия). Хозяйствующие субъекты обязаны более бережно воздействовать на природную среду, структуру традиционных отраслей экономики районов Крайнего Севера, занятость трудоспособного населения.
Региональные территориальные кластеры являются относительно самостоятельной, фундаментальной макроэкономической проблемой. Они должны составить основу (базу) для формирования Особой свободной экономической зоны Республики Саха (Якутия) на срок 10 и более лет [5].
В совокупности реализация задач ускоренного развития Республики Саха (Якутия) должна обеспечить изменение структуры сырьевой экономики и обеспечение постепенного перехода на постиндустриальный и инновационный пути развития, создание надежной транспортной, энергетической, инженерной, производственной и социальной инфраструктуры для комплексного развития территорий муниципальных и поселенческих образований республики. Главная задача современного индустриального этапа развития экономики Республики Саха (Якутия) — это ускорение темпов роста экономики районообразующих промышленных предприятий, транспорта, строительства и аграрного сектора экономики в интересах комплексного развития территории республики с целью значительного повышения качества жизни населения.
Можно утверждать, что модель опережающего развития экономики и социальной сферы связана с формированием механизмов сочетания отраслевого и территориального методов управления. Следовательно, в процессе создания «Особых условий формирования экономической зоны» необходимо определить основные требования:
— во-первых, необходимо качественное повышение экономических функций Правительства Республики Саха (Якутия) в создании «Особых условий функционирования субъекта федерации в рамках «макрорегиона» под непосредственным руководством Дальневосточного федерального округа, Министерства Дальнего Востока. В связи с формированием «Особых условий формирования экономических зон», видимо, будет нужен наиболее эффективный координационный орган управления для реализации задач экономической политики государства, обеспечивающий слаженность работы всех отраслей народного хозяйства «макрорегиона». В этом плане возникает необходимость в совершенствовании системы управления народным хозяйством Республики Саха (Якутия). В последнее время положительными моментами являются формирование самостоятельного Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) и создание «Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия)»;
— во-вторых, требуется определение наиболее эффективной формы развития производительных сил Республики Саха (Якутия). Таковой может стать формирование «Особой свободной экономической зоны» на базе региональных территориальных кластеров;
— в-третьих, востребовано временем сочетание положительной динамики роста объемов добычи алмазов, нефти, природного газа, золота, угля, олова, сурьмы и в перспективе — добычи ниобия, урановой и железной руды и многих других уникальных полезных ископаемых и их дальнейшей переработке на местах для получения новой добавленной стоимости и прибыли. С учетом различных льгот и налоговых «каникул», предоставляемых в процессе формирования «Особой свободной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» возможно определение ежегодных поступлений денежных средств в федеральный, республиканский и муниципальные бюджеты;
— в-четвертых, необходимо определение статуса районообразующих предприятий (резидентов) как акционерных компаний, корпораций открытого типа, холдингов, транснациональных корпораций, региональных территориальных кластеров и особой экономической зоны на территории «макрорегиона», имея виду конкретные объемы добычи и переработки уникальных полезных ископаемых с учетом их прогнозных запасов не менее чем на 50–100 лет.
В экономической стратегии и тем более экономической политике очень важно определить пропорции между базовой материальной и нематериальной сферами общественного производства. Дальнейшее развитие промышленного производства — это не просто замена старого оборудования на современное, а освоение высококачественной конкуренто­способной продукции профессионально компетентными кадрами и связано с переходом на инновационный путь развития экономики.


Литература
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825. Дата обращения 01.04.2015.
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 Дата обращения 01.04.2015.
3. Текущий архив Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия), декабрь 2014 г.
4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия): Сб. тр. — Якутск, 2013. — С.27.
5. Попов А.А., А.Н. Мыреев Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013. — 367 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия