Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Винокуров А. А.
директор Центра интеллектуальной собственности
Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова (г. Якутск),
кандидат технических наук, доцент

Ноговицын Р. Р.
директор Арктического инновационного центра
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор


Интеллектуальная собственность университета как инструмент конкурентного преимущества
Статья посвящена вопросам создания и развития системы управления интеллектуальной собственностью университета, формирования нематериальных активов на основе результатов интеллектуальной деятельности для их практического применения и внедрения
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, управление интеллектуальной собственностью, корпоративные знания, коммерциализация
УДК 347.77, 347.78   Стр: 235 - 237

В мировой экономике интеллектуальная собственность давно рассматривается как инструмент, гарантирующий технологическое превосходство не только в промышленной среде, но и в сфере международных отношений между государствами. В результате этого воспроизводятся самые эффективные высокие технологии в науке и бизнесе, сфере управления экономикой.
Действующая инновационная политика государства обеспечила стратегические преимущества научным и образовательным учреждениям, вкладывая в развитие этого направления требуемые ресурсы для формирования важнейшего элемента инновационного бизнеса — охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Несомненно, подобная поддержка по цепочке призвана способствовать активизации и других неотъемлемых частей инновационной стратегии развития научно-образовательного сектора, таких как развитие изобретательства, возрождение институтов патентоведения и их взаимодействие, совершенствование государственной системы правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
Достаточно вспомнить некоторые попытки законодателя по закреплению на правовой основе создания бюджетными учреждениями научного и образовательного сектора малых инновационных предприятий в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности (Федеральный закон № 217-ФЗ от 15 августа 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности») или поддержке развития кооперации российских вузов и производственных предприятий для реализации совместных комплексных проектов по организации высокотехнологичного производства, основанного на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (Постановление Правительства Российской Федерации № 218 от 09 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий»).
Не важно, насколько успешно они реализованы на практике, но любые государственные инициативы в данном направлении представляют собой позитивные сдвиги в деле перехода экономики на инновационную модель развития. Известно, что одной из главных задач перехода на эту систему является построение адекватной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний. Значительная роль при этом определена университетам, которые являются основными точками роста.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года была поставлена задача «стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в свое время атомный или космический проекты».
На основании данного поручения Советом по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 декабря 2014 года было отмечено, что «в современных условиях основой для технологической модернизации и инновационного развития российской экономики, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является решение задач увеличения доли нематериальных активов, создания условий для эффективной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности, вовлечения в экономическую деятельность РИД» (см. http://www.council.gov.ru/).
Вместе с тем известно, что постановка объектов интеллектуальной собственности на учет в качестве нематериальных активов предприятия позволяет в целом сформировать резервный капитал для целевого финансирования исследований и разработок за счет начисления амортизации по нематериальным активам, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность продукции и услуг. При этом, «для кардинального изменения ситуации необходимо создание благоприятных условий для капитализации интеллектуальной собственности, а также — эффективная система учета и оценки накопленных и создаваемых результатов интеллектуальной деятельности».
Наиболее успешная реализация функций объектов интеллектуальной собственности может быть решена сформированной организационной структурой в рамках единой политики интеллектуальной собственности университета посредством локальных документов, таких как концепции, положения, инструкции, регламенты и др. [1]
Эффективность же системы управления интеллектуальной собственностью зависит от уровня организации патентной политики и инфраструктуры для создания, правовой охраны, оценки и учета, защиты прав и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) [2].
С целью формирования новой системы управления интеллектуальной собственностью в СВФУ в 2014 году проведены аналитические исследования организационной работы по обеспечению правовой охраны РИД университета. Для выполнения работ были привлечены специалисты из Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС).
По итогам исследования выявлено, что в СВФУ достаточно развита инновационная деятельность и имеется большой задел в области управления РИД, что позволяет вузу на протяжении последних нескольких лет исполнять индикаторные обязательства.
Анализ имеющихся РИД свидетельствует о постепенно нарастающей изобретательской активности профессорско-преподавательского состава и обучающихся. Вместе с тем, были выработаны основные пути решения проблемных вопросов, являющиеся сдерживающими факторами, а именно:
– разработка локальной документации политики интеллектуальной собственности в комплексном аспекте, с учетом работы по всем направлениям вновь создаваемой системы;
– подготовка и сохранение кадрового ресурса по интеллектуальной собственности, в т.ч. в филиалах СВФУ в гг. Нерюнгри и Мирный Республики Саха (Якутия);
– развитие культуры в сфере интеллектуальной собственности, искореняющего факты недопонимания вопросов обеспечения правовой охраны РИД и, как следствие, неправильного распределения рабочего времени;
– внедрение системы стимулирования и мотивации авторов;
– решение вопросов по обеспечению интеграционных связей между подразделениями, что способствует полноценному взаимодействию организационных структур университета в области выявления, правовой охраны, защиты и коммерциализации РИД.
Таким образом, вновь создаваемая система управления интеллектуальной собственностью основывается на следующих основных направлениях работы:
– кадровое обеспечение, подготовка специалистов по всем направлениям управления знаниями;
– научно-практическое, нормативное и информационное обеспечение процессов в сфере научной и инновационной деятельности;
– организация и проведение научных работ по формированию системы управления интеллектуальной собственностью;
– практика проектной деятельности по внесению предложений в нормативно-правовую базу по интеллектуальной собственности, в том числе на региональном уровне;
– налаживание и дальнейшее развитие сотрудничества с российскими и международными организациями;
– организация и проведение мероприятий по распространению и популяризации знаний по вопросам правовой охраны и использования РИД.
Какие же существуют заделы по этим направлениям?
В области кадрового обеспечения с 2011 года в СВФУ по соглашению о сотрудничестве с РГАИС повышение квалификации получили более 120 чел. Обучение проводилось по всем направлениям правовой охраны, использования и экономики интеллектуальной собственности, в т.ч. и для специалистов организаций и предприятий Республики Саха (Якутия). Подготовка новых кадров является одним из основных вкладов СВФУ в развитие региональной политики интеллектуальной собственности.
Выпускниками курсов создаются новые, активизируются ранее действующие патентные службы научных институтов и производственных предприятий, оказывается существенная помощь предпринимателям и хозяйствующим субъектам. Решение кадрового вопроса поспособствовало росту изобретательской активности в регионе за последние годы на 74%: (в 2009 г. — 0,87, по итогам 2013 г. — 1,51) [3]. При этом тенденция к увеличению количества заявок на новые решения, причем по всем объектам промышленной собственности, сохраняется.
Заявителями от Республики Саха (Якутия) ежегодно регистрируется около 100 охранных документов, из них порядка 20–30 объектов внедряются в хозяйственный оборот, притом доля СВФУ в общем числе составляет не менее 18–20% (см. рис. 1). По прогнозным оценкам существующего потенциала научной и инновационной деятельности в регионе, развитие которого наблюдается также ввиду правильной политики руководства республики в области инновационной политики, можно утверждать, что количество ежегодно подаваемых заявок, в ближайшие годы, должно составлять не менее 300–500.
Рис. 1. Сравнительная характеристика динамики подачи заявок на выдачу патентов на объекты промышленной собственности

В сфере информационного обеспечения в СВФУ создан уникальный в Северо-Восточном регионе ресурс «Библиотека патентно-информационных фондов РФ и ведущих стран мира», основанный на официальных изданиях Федерального института промышленной собственности (ФИПС) и специализированном литературном фонде, порою недоступном для изобретателя, проживающего в удаленных регионах.
Созданная инфраструктура и полученные результаты в сфере управления интеллектуальной собственностью в 2012 г. позволили создать на базе СВФУ структуру по совместному проекту Роспатента и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) — Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) 1-го уровня, благодаря которому Роспатентом обеспечивается не только предметная помощь местным разработчикам путем предоставления доступа к источникам патентной информации и осуществления консультационной помощи при подготовке новых решений, но и сетевое взаимодействие между патентными службами организаций научно-образовательного и промышленного секторов и инновационного предпринимательства [4]. Так, налажено сотрудничество с другими вузами и учреждениями инновационной инфраструктуры в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Белгороде, Калининграде, Саранске, Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и др. В рамках международного сотрудничества имеются контакты с ВОИС, юридическими компаниями США, Италии и Германии, центрами внедрения технологий Республики Кыргызстан. Специалисты ЦПТИ имеют возможность развивать компетенции в области передовых технологий информационного поиска, обеспечены доступом к электронному взаимодействию с патентным ведомством.
Согласно Концепции развития сети ЦПТИ в РФ [5] в конце 2014 года СВФУ созданы ЦПТИ 2-го уровня на базе филиалов в гг. Мирный и Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
Таким образом, вновь создаваемая система управления интеллектуальной собственностью основана на нормативном, кадровом, информационном и организационно-методическом обеспечении научно-инновационной деятельности вуза.
Ресурсное обеспечение системы управления интеллектуальной собственностью позволило достичь и сохранить положительную динамику развития изобретательской активности университета. За прошедшие периоды подача заявок на охрану результатов увеличилась в несколько раз: по итогам 2014 года было подано 40 заявок, при этом в течение года получено — 34 охранных документа. Всего защищены более 160 разработок университета, в т.ч. и в режиме коммерческой тайны (ноу-хау), из которых более половины получили коммерческую оценку и используются как в собственном производстве, так и субъектами малого инновационного предпринимательства (см. рис. 2).
Рис. 2. Общее количество РИД СВФУ и их использование

Высокий потенциал СВФУ в сфере управления интеллектуальной собственностью получил должное внимание, как со стороны Роспатента, так и международных организаций: на базе СВФУ проводятся тематические конференции и семинары с международным участием, организовываются прямые трансляции по сети Интернет с ведущими организациями и учреждениями.
В конечном итоге, созданная система управления интеллектуальной собственностью призвана обеспечить наиболее эффективное использование создаваемых в вузе РИД в интересах самого же вуза, а также его работников, студентов, аспирантов и общества в целом.
Для создания эффективной инновационной экономики необходимо, в первую очередь, высшей школе и науке научиться выделять лучшую российскую и мировую практику в области управления интеллектуальной собственностью, выработать на их основе перспективные разработки и грамотно внедрить их в хозяйственный оборот. Научный потенциал университетов огромен и для их эффективной реализации необходимо системное и прозрачное управление.


Литература
1. Видякина О.В. Формирование патентной политики университета. — М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2012. — 125 с.
2. Винокуров А.А., Ноговицын Р.Р., Хазанкович Ю.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Проблемы и перспективы (из опыта СВФУ им. М.К. Аммосова) // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Т.10. — 2013. — № 3. — С. 98–103.
3. Отчет о деятельности Роспатента за 2013 год. — М.: Роспатент, 2014.
4. Центры поддержки технологий и инноваций — информационная инфраструктура процессов создания конкурентоспособной научно-технической продукции в России: монография / Е.В. Королева, А.А. Молчанова, Н.В. Попов, В.В. Шведова и др. / Под ред. Е.В. Королевой. — М.: НИУ ИТМО, 2014. — 451 с.
5. Концепция развития сети Центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации. Проект. — М.: ФГБУ ФИПС, 2013. — 51 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия