Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Борисов В. Е.
аспирант финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Борисов Е. Е.
Генеральный директор ГУП «Сахамедпром Республики Саха (Якутия)» (г. Якутск),
доктор медицинских наук

Ноговицын Р. Р.
директор Арктического инновационного центра
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук, профессор

Сафонова С. Л.
заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией физиологии и патологии органов пищеварения (ПНИЛ)
Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат биологических наук


Основные направления развития высокотехнологичных инновационных биотехнологических производств
В статье рассматриваются перспективы развития высокотехнологических инновационных биотехнологических производств в Республике Саха (Якутия). Обосновывается необходимость организации кластерного подхода и роль университета в данном процессе
Ключевые слова: биотехнология, биофармацевтические препараты, малые инновационные предприятия, кластер, Республика Саха (Якутия)
УДК 332.1(571.56); ББК 65.04 (2 Рос. Яку)   Стр: 228 - 231

Оценка развития высокотехнологических инновационных биотехнологических производств в Республике Саха (Якутия) связана с перспективой создания новой ниши в экономике региона с учетом имеющихся достижений.
Для инновационного развития современной экономики ключевыми являются три направления развития технологий: информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии. Внедрение современных информационных технологий в России осуществляется в течение последних 20 лет. За относительно короткий срок удалось создать современные системы связи, внедрить в промышленность передовые информационные технологии, сделать массово доступным Интернет и мобильную связь. Наноиндустрия находится в стадии активного формирования в течение последних 10 лет. Сфера биотехнологий, при всей ее перспективности и огромных потенциальных размерах новых рынков, пока не получила достаточного импульса для развития в России (за исключением биофармацевтики) [1].
Наиболее развитые страны являются основными потребителями биотехнологической продукции: США, Канада, Европейский союз и Япония.
Важность биотехнологий для развития российской экономики трудно переоценить. Модернизация технологической базы современного промышленного производства невозможна без массового внедрения биотехнологий и биотехнологических продуктов. Более того, для целого ряда отраслей (агропищевой сектор, лесной сектор, ряд подотраслей химической и нефтехимической промышленности, фармацевтической отрасли и биомедицинского сектора здравоохранения) модернизация и будет означать переход на биотехнологические методы и продукты [1].
На сегодняшний день руководством страны принят курс на поддержку и развитие национальной, фармацевтической и биотехнологической промышленности. Указанный курс нашел свое отражение в следующих документах:
– в концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 01 октября 2010 г. № 1660-р;
– «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года», разработанная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
– Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
– «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Правительством Российской Федерации 24 апреля 2012 г. № 1853п-П8.
Необходимость принятия стратегических решений в области организации отечественной фармацевтической, биотехнологической и медицинской промышленности обусловлена следующими проблемами:
– нарастание отставания указанных отраслей промышленности в части технологического уровня производственных мощностей для организации выпуска конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
– недостаток государственного стимулирования российских предприятий фармацевтической и медицинской промышленности по разработке и производству на территории Российской Федерации инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения [3].
Отечественный фармацевтический рынок показывает постоянный рост в денежном выражении (c НДС): в 2010 г. — 735 млрд руб., 2011 г. — 824 млрд руб., 2012 г. — 919 млрд руб., 2013 г. — 1045 млрд руб., прогноз 2014 г. — 1180 млрд руб. [2]. По прогнозам Правительства РФ размер биофармацевтического рынка в 2020 г. достигнет 1,5 трлн руб. [3]. Из приведенных данных следует, что в последние четыре года рынок растет более чем на 12% ежегодно. По итогам 2013 года Россия заняла 7 место среди фармацевтических рынков мира. По темпам роста Россия показывает третье значение [4].
Российский фармацевтический рынок остается импортоориентированным. 75% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: NOVARTIS, SANOFI-AVENTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ — единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущих игроков на фармрынке России [4].
Рис.1. Объем фармацевтического рынка РФ в 2010–2014 (прогноз) гг., прогноз 2020 г. (млрд руб.)
Каждый год на рынке лекарственных средств появляются новые препараты, 2013 год не стал исключением. В 2013 году в аптеках появилось более 375 новых брендов лекарственных препаратов. Общий объем продаж препаратов в 2013 году превысил 459 млн руб. и 3,3 млн упаковок, что составило 0,10% стоимостного и 0,07% натурального объема аптечных продаж всех лекарственных средств розничного коммерческого рынка.
Большинство новых препаратов произведено зарубежными производителями, российские компании в 2013 году вывели на рынок 69 новых брендов.[4].
В отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей, на рынке биологически активных добавок (БАД) ситуация прямо противоположная — отечественные производители занимают 62% стоимостного и 82% натурального объемов продаж. Среди импортных производителей лидируют БАД производства Германии (23%), США (13%) и Малайзии (8%) [4].
Правительство РФ продолжает придерживаться четкой политики в сфере государственного обеспечения лекарствами населения и индексировать расходы, связанные с закупкой лекарственных препаратов. Расходы на закупку лекарств лечебными учреждениями в 2013 году выросли на 17% по сравнению с 2012 годом, тогда как в дополнительном лекарственном обеспечении государство потратило на 8% больше. Существенный рост закупок лекарств для нужд лечебных учреждений объясняется новыми правилами контрактной системы закупок, регламентирующийся законом №44-ФЗ, который вступил в действие с 1 января 2014 года. Неопределенность, которая могла возникнуть при проведении торгов, заставила участников увеличить количество и объемы тендеров, проведенных в 4 квартале 2013 года [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что государство значительно влияет на фармацевтический рынок России через систему закупок.
Для развития отрасли биотехнологий в России необходимо использовать имеющиеся преимущества и уменьшить негативное влияние нерешенных вопросов.
Драйверы роста:
● Растущие расходы государства на закупку дорогостоящих препаратов по программам дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
● Государственное финансирование программ импортозамещения биотехнологических лекарств.
● Кластерная политика, способствующая привлечению зарубежных инвестиций.
● Инвестиции институтов развития, позволяющие обеспечить финансирование молодых инновационных компаний, а также организовать трансфер зарубежных технологий.
● Расширение национального календаря прививок, стимулирующее рост рынка вакцин.
● Фокус на превентивную медицину способствует расширению сегмента лабораторной диагностики, включая создание новых диагностических систем, поиск новых биомаркеров.
● Растущее число хирургических вмешательств — фактор роста спроса на медицинские изделия из биосовместимых и биоразлагаемых материалов.
● Развитая отечественная индустрия информационных технологий может стать заделом конкурентоспособности российского рынка биоинформатики.
● Интенсивное развитие сельского хозяйства в РФ предполагает заметный рост потребления иммунобиологической продукции для животноводства, кормовых добавок, а также обуславливает необходимость утилизации и нейтрализации растущего объема отходов.
● Сохраняющийся высокий потенциал импортозамещения в биофармацевтике (антибиотики, гормоны), промышленных биотехнологиях (ферменты), агробиотехнологиях (премиксы и белково-витаминные добавки, вакцины, антибиотики).
Ограничители роста:
● Неблагоприятная макроэкономическая и политическая ситуация создают риски при реализации инвестиционных проектов в России.
● Устаревшая промышленная база отечественных биотехнологических компаний, не сертифицированных по GMP, существенно ограничивает выпуск инновационных препаратов и вывод их на зарубежные рынки.
● Высокая зависимость от импорта, например, в области производства биотехнологических субстанций.
● Недостаток квалифицированных кадров, отсутствие современных образовательных программ препятствует внедрению биотехнологий на действующих производствах.
● Существенный дефицит финансирования НИОКР, в частности подразделений РАН.
● «Половинчатость» государственных программ поддержки НИОКР не позволяет довести разработки до стадии коммерциализации и организации промышленного производства новой продукции.
● Неясные правила локализации для иностранных биофармацевтических компаний, а также отсутствие аналогичных программ в других сегментах биотехнологий, не стимулируют приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.
● Отсутствие современного законодательства, стандартов и технических регламентов, экологических стандартов, сдерживает развитие отдельных сегментов биотехнологии (например, биодеградируемые полимеры, биологические средства защиты растений, клеточные технологии и др.).
● Отсутствие государственных стимулов по использованию биотехнологий (например, в энергетике, сельском хозяйстве).
● Непрозрачный механизм государственных закупок вместе с отсутствием гарантированного сбыта — факторы, сдерживающие частные компании инвестировать в разработки. Между тем, в области биофармацевтики, наличие спроса со стороны государства и механизма лекарственного страхования — основной драйвер роста для инновационных компаний.
● «Перекос» в сторону информационных технологий на рынках венчурного капитала и недостаток инвестиций в биотехнологии.
● Высокие логистические издержки и неразвитость таможенного регулирования не позволяют в короткий срок обеспечить поставки необходимого оборудования, материалов, реагентов[5].
Биотехнологическая индустрия — один из важнейших элементов системы здравоохранения и национальной безопасности и в ней необходимо провести изменения. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда.
Провозглашенная политика импортозамещения постепенно начинает приносить свои плоды. Так, многие крупнейшие биофармацевтические компании локализовали свое производство в кластерах Калужской, Ярославской области, в Санкт-Петербурге. Отечественные компании при поддержке Министерства промышленности и торговли создают аналоги зарубежных биопрепаратов. С ожидаемым истечением сроков патентной защиты на многие лекарства, в перспективе в России может появиться конкурентоспособный сектор биоаналогов (биосимиляров)[5].
Благоприятная ситуация на отечественном фармацевтическом и биотехнологическом рынках является одним из стимулирующих факторов для развития региональной биофармацевтической и биотехнологической промышленности в регионах.
Одним из преимуществ для развития в Республике Саха (Якутия) биофармацевтического производства является наличие уникальных экологически чистых лечебных ресурсов: лекарственных растений, минеральных вод, лечебных грязей, животного сырья, в том числе пантов северных оленей. Высокая биологическая активность лечебного сырья обусловлена особенностью якутского климата — продолжительной холодной зимой и коротким северным летом. За очень короткий вегетационный период северные растения успевают развиться и накопить полезные питательные вещества. Животные получают полноценное питание, что позволяет им пережить суровую зиму. Успешность обусловлена рядом специфических приспособлений, связанных с изменением поведенческого стереотипа, полноценности кормовой базы, морфологическими особенностями, обеспечивающими поддержание энергетического баланса [7].
На текущий момент на территории республики практически отсутствуют биофармацевтические и биотехнологические производства, поэтому лекарственные препараты, биологически активные добавки, минеральные воды завозятся из других регионов России, якутская биофармацевтическая промышленность играет небольшую роль в экономике республики.
Потенциал развития биофармацевтического производства на сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) в первую очередь связан с уже созданными и действующими предприятиями: ГУП «Сахамедпром Республики Саха (Якутия)», которое занимается производством инфузионных растворов, ЗАО НАОК «Таба», специализирующееся на производстве БАД и косметики на основе животного сырья. Имеются малые инновационные предприятия готовые к выходу на рынок, такие как ООО «Дары Якутии», ООО «Механохимические биотехнологии», ООО «Биоспектр» и другие созданные при поддержке Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета,
В Якутии имеются научно-исследовательские институты с инновационными проектами по производству лекарственных препаратов и БАД.
Характерной чертой российской научно-образовательной сферы является «отрыв» от реального сектора экономики. Несмотря на то, что в ряде вузов и научно-исследовательских институтов имеются перспективные разработки, в том числе и в области биотехнологий, зачастую они не находят практической (и коммерческой) реализации в виде готовых продуктов и услуг. Среди основных проблем стоит отметить несопоставимо низкое по сравнению с развитыми странами финансирование науки и образования, отсутствие необходимой инновационной инфраструктуры, дефицит преподавательских кадров, слабую заинтересованность отечественного бизнеса в инновациях. Так, согласно опросу, проведенному Frost&Sullivan в рамках подготовки открытого экспертно-аналитического отчета о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» по заказу ОАО «РВК», именно отсутствие спросов на инновационные разработки со стороны реального сектора экономики является ключевым фактором, препятствующим коммерциализации НИОКР в России [5].
Решение задачи по созданию в Республике Саха (Якутия) высокотехнологичного инновационного биотехнологического производства связанно с объединением научного, производственного и образовательного потенциала организаций республики.
Для создания биотехнологического комплекса в Республике Саха (Якутия) необходимо взаимодействие действующих предприятий — Северо-Восточного федерального университета, ГАУ «Технопарк «Якутия»« и органов государственной власти.
Объединение возможно в форме модели холдинга как совокупность организаций, связанных юридически объединенной единой структурой управления и эффективного распределения финансовых потоков для достижения поставленных целей. Таким образом, холдинг станет центром кластерной структуры.
В состав создаваемого холдинга могут войти следующие организации:
1. ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»;
2. ГАУ «Технопарк «Якутия»«;
3. ГУП «Сахамедпром»;
4. ЗАО НАОК «Таба»;
5. Малые инновационные предприятия.
В соответствии с видами деятельности входящих в холдинг организаций можно выделить следующие общие направления:
1. планирование и финансовый учет, налогообложение;
2. юридическое сопровождение деятельности;
3. маркетинг и продвижение товаров на рынке;
4. поиск инвесторов;
5. рекламная деятельность.
Холдинг должен обеспечить бесперебойный выпуск широкой номенклатуры качественной биофармацевтической и биотехнологической продукции для удовлетворения потребностей населения республики. Объединение биофармацевтических предприятий позволит ускорить процесс от разработки, тестирования, реализации до применения препаратов.
Задача Северо-Восточного федерального университета состоит в содействии формированию инновационной модели развития Республики Саха (Якутия). Развитие Северо-Восточного федерального университета и его инновационных программ имеет ключевое значение [6].
Для внедрения в производство новых видов продукции большую роль играет наличие квалифицированных и подготовленных кадров в области фармацевтического производства по специальностям провизор, инженер-технолог, специалисты отделов контроля качества, инженеры по эксплуатации оборудования.
Рис.2. Организационная структура холдинга
Участие Северо-Восточного федерального университета в создании малых инновационных предприятий по направлению «Биотехнологии» и подготовки квалифицированных кадров является решающим фактором поддержки для разработки новых видов препаратов, а также контролю их эффективности, что позволит в будущем коммерциализировать проекты и создать новую отрасль в Республике Саха (Якутия). Студенты Университета получат возможность прохождения производственной практики, а также последующего трудоустройства.
Малые инновационные предприятия, создающие новое поколение инновационных биотехнологических продуктов, отличающихся эффективностью, малым количеством побочных эффектов, высокой рентабельностью производства, могут стать локомотивом роста новой индустрии для Республики Саха (Якутия), привлечь дополнительные инвестиции в отрасль.
Технология производства продукции малых инновационных предприятий должна быть обязательно запатентована, либо охраняться в режиме ноу-хау. Работа по патентованию и регистрации ноу-хау должна производиться при поддержке Северо-Восточного федерального университета. Кроме, того имеющиеся проекты малых инновационных предприятий позволят повысить рентабельность переработки отходов агропромышленного комплекса, повысить рентабельность существующих отраслей.
В России отрасль биотехнологической переработки отходов находится на начальном этапе своего развития. Одним из крупнейших производителей отходов является агропромышленный комплекс [5].
По данным Росстата, в сельском и лесном хозяйстве переработке и обезвреживанию подвергается 85% отходов. Однако, по другим данным, реальный показатель составляет порядка 30%, а, существующие нормативы по хранению отходов, в частности отходов животноводства, по большей части не соблюдаются.
Тем не менее, в последнее время наметился положительный тренд на увеличение использования биотехнологий для переработки отходов агропрома. Это обусловлено как появлением более доступных технологий, так и постепенной интенсификацией сельского хозяйства в условиях растущей конкуренции. Так, такие отходы растительного происхождения, как шроты и жмыхи, получаемые при отжиме семян масличных культур (подсолнечник, соя, тыква, лени и другие) практически полностью утилизируются на кормовые цели и используются в качестве биодобавок [5].
В пищевой промышленности наблюдается противоположная тенденция. По данным Росстата, только 24% отходов перерабатывается или нейтрализуется. [5]
Важным моментом для выхода на рынок с продукцией для малых инновационных предприятий является наличие производственных помещений. Данную проблему можно решить при участии ГАУ «Технопарк «Якутия»«. Технопарк может предоставить площади по льготному тарифу для резидентов, участников холдинга. Кроме того, Технопарк, совместно с Северо-Восточным федеральным университетом, будут содействовать продвижению разработанных инновационных проектов, и оказывать содействие в поиске инвесторов.
Органы государственной власти должны в целом рассмотреть перспективы развития биотехнологического производства, разработать и утвердить соответствующую программу поддержки через механизмы предоставления грантов и субсидий, привлечь для обмена опытом ведущих специалистов и консультантов страны.
Тесная совместная работа биофармацевтических предприятий, Северо-Восточного федерального университета, ГАУ «Технопарк «Якутия»« и республиканских органов власти позволить выстроить четкую структуру кластера, которая будет учитывать ситуацию в отрасли, преимущества, а также проблемы отрасли, способы и пути решения указанных проблем. Кроме того, будет решена задача получения полного цикла от разработки продукта до продажи готового образца на рынке и защите интеллектуальной собственности.
Развитие биофармацевтических и биотехнологических производств в регионе призвано решить проблему лекарственного обеспечения населения в существующих условиях и на долгосрочную перспективу, создать новую высокотехнологичную отрасль, а также новые рабочие места.
Основной целью всех этих инициатив является создание устойчивой инновационной региональной индустрии, способной обеспечить население региона доступными, эффективными и безопасными препаратами, произведенными с применением уникального экологически чистого местного сырья.


Литература
1. Комплексная программа развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года: утв. Правительством РФ 24 апреля 2012 № 1853п-П8 // www.dsm.ru — сайт ЗАО «Группа ДСМ».
2. Концепция федеральной целевой программы: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 01 октября 2010 г. №1660-р
3. Фармацевтический рынок России. Итоги 2013 г.: аналитический отчет. ЗАО «Группа ДСМ» // www.dsm.ru — сайт ЗАО «Группа ДСМ».
4. Обзор рынка биотехнологий в России и оценка перспектив его развития /Frost&Sullivan, 2014.
5. Ноговицын Р.Р. Развитие инновационной инфраструктуры Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова // Проблемы современной экономики. — 2012. — №4. — С.400–403.
7. Соломонов Н.Г. Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. — Якутск: ЯФ изд-ва СО РАН, 2002. — С. 181–192.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия