Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Броило Е. В.
профессор кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета
Ухтинского государственного технического университета,
доктор экономических наук

Назарова И. Г.
доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета
Ухтинского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Проблемы развития и пути оздоровления лесопромышленного комплекса Республики Коми
В статье рассматривается текущее состояние и развитие лесопромышленного комплекса Республики Коми, влияние отраслевой особенности на показатели налоговых отчислений, объемов производства и реализации продукции в лесозаготовках, переработке древесины, целлюлозно-бумажном производстве. Определены причины кризиса в комплексе, системные проблемы в управлении и предлагаются пути оздоровления на основе интеграции правовой, экономической, инвестиционной составляющих
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс (ЛПК), лесной фонд, инвестиции в лесной отрасли, бюджетный потенциал ЛПК, конкуренция лесных компаний, отраслевая структура лесного сектора
УДК 332.143; ББК 65.34   Стр: 223 - 227

Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Лесопромышленный комплекс республики представлен организациями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Он занимает второе место в экономике Республики Коми после топливно-энергетического комплекса по выпуску продукции, а его доля составляет около 25%, что свидетельствует о значимости лесопромышленного комплекса, как для Республики Коми, так и для России в целом.
Однако негативные тенденции, наблюдавшиеся в российской экономике с 2008 г., оказали существенное влияние на все сферы отечественного бизнеса, в том числе и на лесопромышленный комплекс региона. В связи с этим возникает необходимость в анализе состояния лесопромышленного комплекса Республики Коми и показателей, его характеризующих, в динамике, также необходим поиск способов восстановления его управляемости.
Республика Коми располагает 40% лесных запасов Европейской части России, а лесная промышленность определяет экономическое развитие региона. Лесопромышленный комплекс республики представлен компаниями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Общий объем продукции лесного сектора экономики в 2013 г. составил 32,7 млрд руб. или 25% от всего объема промышленного производства Республики Коми.
В Республике Коми на 1 января 2013 г. число юридических лиц в лесопромышленном комплексе составляло 867, в том числе занимающихся лесозаготовками — 567, обработкой древесины — 291, производством целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них — 9. Кроме того, в лесопромышленном комплексе было зарегистрировано 485 индивидуальных предпринимателей [1].
В 2013 г. в лесном секторе экономики республики было занято почти 25 тыс. человек, в том числе в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этих областях — 11,3 тыс. человек, в деревообрабатывающем производстве — 8,8 тыс. человек, в целлюлозно-бумажном производстве — 4,4 тыс. человек. Доля лесного сектора в общей численности занятых в экономике республики составила 6,3% [1]
Большую часть покрытых лесом площадей в Республике Коми занимают хвойные породы. Особые климатические условия приводят к замедленному росту хвойных пород, который обеспечивает им добавочную стоимость в связи с прочностью структуры древесины. Запасы лесных ресурсов на территории Республики Коми превышают 2,8 млрд руб., из них запасы хвойных насаждений составляют 2,365 млрд руб., лиственных — 0,491 млрд руб. [2]
В результате более чем 50-летней интенсивной эксплуатации лесного фонда Республики Коми неосвоенные рубками лесные массивы сохранились только на большом удалении от мест переработки (300 км и более). Перспективными для проведения лесозаготовительных работ являются леса южной и северо-западной частей Республики Коми. Около 40% площади лесного фонда южной зоны республики занимают массивы молодняков и средневозрастных насаждений, перемежающиеся компактными (10–20 тыс. гектаров) участками лесов, частично пройденных рубками прошлых лет; низкополотными (менее 100 куб. м. на гектаре) насаждениями, и мелкими участками спелых и перестойных насаждений (по 1–3 тыс. гектаров). Более 70% лесного фонда не доступно для разработки в летнее время по почвенно-грунтовым условиям, при этом распределение «зимних» и «летних» лесов по территории республики неравномерно. Значительные массивы лесов, доступных для разработки в летнее время, находятся на территории МО МР «Усть-Куломский» и в южной части МО МР «Койгородский», наибольшие площади «зимних» лесов находятся в МО МР «Удорский». Допустимый объем изъятия древесины (суммарная утвержденная расчетная лесосека) в республике составляет 27,8 млн в год, фактически вырубается около 7 млн Использование расчетной лесосеки составляет 27,5%, а в удаленных от перерабатывающих предприятий территориях — до 10%.
В крупных и средних лесозаготовительных компаниях 70% древесины, а это 2,85 млн, получено путем сортиментной заготовки с использованием высокопроизводительных многооперационных лесозаготовительных машин (комплексов). Заготовка древесины по годам сильно колеблется. Лесозаготовка практически замкнута на обеспечении древесным сырьем республиканских обрабатывающих производств. Доля рынка Республики Коми в структуре поставок деловой древесины составила в 2013 г. 93,8%, емкость республиканского рынка — 5,5 млн деловой древесины. Нестабильность заготовки древесины является причиной дефицита древесного сырья в одни периоды времени и его перепроизводства в другие.
Деревообрабатывающая промышленность составляет 7,5% в объеме производства лесного комплекса республики, и представлена производством фанеры, плит древесноволокнистых, древесностружечных и средней плотности МДФ (7%), производством деревянных строительных конструкций, включая столярные изделия (0,3%) и деревянной тары (0,2%) [2].
Единственная в Республике Коми компания — «Монди Сыктывкарский ЛПК» — крупнейший производитель целлюлозно-бумажной продукции в России является частью группы Mondi, подразделением «Mondi Business Paper». Компания располагает одной картоноделательной и тремя бумагоделательными машинами. Общая производительность компании составляет более 844 тыс. тонн бумажно-картонной продукции в год. В структуре компании собственное древесно-подготовительное производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 556 тыс. тонн целлюлозы в год, ТЭЦ и комплекс очистных сооружений.
В 2011 г. в лесопромышленном комплексе достигнут максимальный уровень объемов производства и практически предельный уровень загрузки мощностей по всем основным видам продукции, за исключением пиломатериалов. Динамика объемов производства продукции лесного комплекса за период с 2009 по 2013 гг. представлена в таблице 1 [1].

Таблица 1
Производство основных видов продукции компаниями лесного комплекса Республики Коми
Виды продукцииПериодИзменения
за период, %
20092010201120122013
Вывезенная древесина, млн руб.6,05,76,25,85,795,0
Пиломатериалы, тыс. руб.743,0800931,0783,0726,2100
Фанера, тыс. руб.322,0324,3326,2282,1230,171,5
Древесно-стружечные плиты, тыс. руб.273,2379,3410,6390,4279,3102,2
Древесно-волокнистые плиты, млн руб.27,628,628,130,216,359,1
Бумага, тыс. т600,7610,7638,5635,9665,5110,8
Картон, тыс. т200,3206,2213,6207,5207,7103,5

Период с 2012 по 2013 гг. характеризуется падением объемов производства практически во всех секторах лесопромышленного комплекса. Снижение спроса и цен на мировых рынках лесной продукции, рост затрат на производство и недоступность финансовых ресурсов обусловили уменьшение объемов производства в лесном секторе экономики республики. По сравнению с 2011 годом в 2013 году объемы производства пиломатериалов снизились на 22%, древесно-стружечных плит — на 32%, древесно-волокнистых плит — на 46%, фанеры — на 29,5%. Сохранение и рост объемов производства в этот период наблюдались только в целлюлозно-бумажном производстве.
В период острой фазы кризиса в 2011 году лесной сектор серьезно отклонился от траектории развития, предусмотренной отраслевой стратегией (отраслевыми прогнозами) не только по производству продукции, но и по инвестиционной деятельности. В 2013 г. объем инвестиций в основной капитал составил в лесозаготовках 47,4 млн руб. (снизился на 92% по сравнению с 2012 г.) и в обработке древесины — 718 млн руб. (снизился на 62%); прекращено финансирование двух приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а остальные проекты сдвинуты на более поздние сроки.
Негативное влияние кризиса проявилось в ухудшении финансового состояния компаний лесопромышленного комплекса (убытки, дефицит оборотных средств, неудовлетворительное состояние взаиморасчетов, уменьшение возможности реинвестирования собственных средств на поддержание мощностей и развитие). И как следствие этого, ухудшение социально-экономической ситуации в моногородах республики, ориентированных на лесопромышленный комплекс, таких как, Емва и Жешарт. Объемы отгруженной продукции компаниями лесного сектора Республики Коми представлены в таблице 2 [3].
В структуре отгруженной компаниями лесного сектора экономики продукции преобладает целлюлозно-бумажное производство — 64,9%. Доля лесозаготовок — 10,2%, а деревообработки — 24,4%. Лесозаготовки остаются убыточным видом деятельности. Удельный вес убыточных лесозаготовительных компаний в их общем числе — один из самых высоких в экономике и по итогам 2013 г. составил 78%. Причинами убыточности являются: низкий процент использования расчетной лесосеки, отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, недостаточная инвестиционная поддержка, преобладание отсталых технологий и др.

Таблица 2
Объем отгруженной продукции компаниями лесного сектора Республики Коми в 2013 г.
Организации с основным видом деятельностиМлн руб.%
«Лесное хозяйство»
Объем отгруженных товаров собственного производства148,90,5
«Лесозаготовка»
Объем отгруженных товаров собственного производства3235,710,2
Сальдо прибылей (+) и убытков (–)-168,8 
«Обработка древесины и производство изделий из дерева, кроме мебели»
Объем отгруженных товаров собственного производства7741,224,4
Сальдо прибылей (+) и убытков (–)-431,0 
«Целлюлозно-бумажная промышленность»
Объем отгруженных товаров собственного производства20579,564,9
Сальдо прибылей (+) и убытков (–)7523,8 
Итого объем отгруженных товаров31705,3 

В 2013 г. крупными и средними компаниями лесопромышленного комплекса республики было перечислено налогов 3,07 млрд руб., в том числе 1,26 млрд руб. — в консолидированный республиканский бюджет. Поступления от лесопользования в 2013 году составили 736,8 млн руб., из них 697,4 перечислены в федеральный бюджет и 39,4 млн руб. — в республиканский бюджет. В общей сумме поступлений налогов и сборов и других обязательных отчислений в бюджетную систему Российской Федерации доля лесного сектора составляет примерно 3%. Объем налоговых поступлений по видам деятельности и бюджетам представлен в таблице 3 [1].

Таблица 3
Объем налоговых поступлений от крупных и средних компаний лесопромышленного комплекса Республики Коми в 2013 г., млн руб.
Виды экономической деятельностиПеречислено налоговых платежей всегов том числе в
федеральный бюджетреспубликанский бюджетместные бюджеты
Лесопромышленный комплекс всего, в том числе:3071,41805,71040,8221,8
целлюлозно-бумажное производство1744,4818,6764,2161,6
производство плит629,3459,4149,520,3
лесопиление376,3301,658,016,6
лесозаготовка321,4226,069,126,2

Объем и состав налогов иллюстрируют следующие особенности бюджетного потенциала лесопромышленного комплекса:
● дорогая продукция и относительно высокая заработная плата всего четырех компаний глубокой переработки (производство плит и целлюлозно-бумажное производство) формируют высокую налоговую базу и сбор налогов, существенно превышающий отчисления от массового лесозаготовительного и первичного лесопильного производства;
● налоговая база и объем федеральных налогов с оборота по сегменту глубокой переработки занижены возвратом компаниям налога на добавленную стоимость и уменьшением налога на прибыль за счет внутрикорпоративного перераспределения прибыли;
● налоговая база и объем республиканских налогов высокие, что обусловлено благоприятными пропорциями распределения налогов на прибыль и доходы физических лиц, но сильно различаются по сегментам лесного бизнеса, что прямо связано с разным уровнем прибыльности и оплаты труда в компаниях занимающихся глубокой переработкой древесины и компаниях, занимающихся заготовкой и лесопилением;
● уровень местных налогов также связан с уровнем оплаты труда в рассматриваемых сегментах.
В целом, несмотря на кризисные явления, которые затронули компании регионального лесопромышленного комплекса в 2011–2012 гг., можно отметить и некоторые позитивные изменения, в определенной мере смягчившие последствия кризиса, а в дальнейшем способные оказать положительное влияние на развитие лесной отрасли:
● консолидация предприятий в рамках лесопромышленных холдингов, повышение степени технологической интеграции лесопромышленных групп, холдингов (от заготовки до производства и сбыта готовой продукции); повышение их сырьевой безопасности путем увеличения поставок сырья от дочерних предприятий;
● реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 г. «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Семь инвестиционных проектов включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Это создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», создание лесопромышленного комбината ООО «ЦентроВудКом» в Усть-Куломском районе, организация лесозаготовок и лесопереработки ООО «Завод ДВП», организация производства ориентированно-стружечных плит промышленной группой «Сафвуд», организация лесоперерабатывающего комбината ООО «УниверсалСтрой» в Троицко-Печорском районе», ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат», ООО «Лесозавод № 1» [4];
● рост инвестиционной активности (переход от декларативных заявлений о намерении инвестировать к фактической реализации целого ряда проектов, таких как «Степ», «Сыктывкарский промкомбинат», ООО «Лесозавод № 1»);
● повышение внимания компаний к проведению сертификации лесов и выпуску продукции в соответствии с международными стандартами, в частности, FSC;
● продолжение модернизации производств действующих компаний, что позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
При этом усиливается конкуренция между новыми и уже существующими лесными компаниями в основном за участки лесного фонда, доступное древесное сырье, за рынки сбыта готовой продукции, трудовые ресурсы.
Можно обозначить ряд системных проблем в управляемости лесного комплекса, сдерживающих экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов:
● отсутствие объективной оценки потенциальных лесных ресурсов;
● слабый контроль использования лесов;
● несоответствующий потребностям объем лесохозяйственных мероприятий, обусловленный низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;
● недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.
Появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса обусловлено: во-первых, структурными диспропорциями лесопромышленного производства. Отраслевая структура лесного сектора отражает сравнительно высокую по российским масштабам долю перерабатывающих видов деятельности (табл. 4) [2].
Во-вторых, недостаточной емкостью внутреннего рынка лесобумажной продукции, обусловленной низким уровнем покупательной способности населения.
В-третьих, отсутствием мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.
В-четвертых, низкой инновационной активностью и инвестиционной привлекательностью. Резко снизилось финансирование научных разработок в лесном комплексе за счет бюджетных средств. Бизнес практически не принимает участие в научно-исследовательской деятельности. Это, в конечном итоге, привело, с одной стороны, к распылению бюджетных средств на мелкие и частные вопросы и не позволило решить проблемы стратегического характера, а с другой, к стагнации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Полностью разрушена действовавшая раньше система опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Низкая инвестиционная привлекательность связана с высокими сроками окупаемости производств по глубокой переработке древесного сырья, отсутствием развитой транспортной инфраструктуры; непрозрачным рынком лесного сырья.
В-пятых, использованием устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. В лесном хозяйстве и лесозаготовительном производстве эксплуатируется физически и морально устаревшая техника и технологии. В лесопильном производстве используются лесопильные рамы, являющиеся энергоемким оборудованием и имеющие низкую производительность. Отсутствуют современные прогрессивные технологии на базе круглопильного, фрезерно-брусующего, ленточно-пильного оборудования и др. В производстве древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит большая часть оборудования с истекшим сроком полезного использования.
В-шестых, отставанием в технологиях производства от мирового уровня. Это отставание характеризуется отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых по потребительским свойствам видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынке. К числу востребованных видов продукции относятся конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения элементарного хлора, высококачественные виды бумаги и картона для печати и упаковки, современный ассортимент санитарно-гигиенических изделий, малотоннажных видов бумаги для промышленности. Темпы технологического обновления лесного комплекса России в несколько раз ниже по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности продукции лесных компаний и причиной утраты ею конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Таблица 4
Структура лесопромышленного сектора Республики Коми в 2013 г.
Основные виды деятельностиПроизводство продукции
млрд руб.%
Лесозаготовка2,88,9
Деревообработка7,925,2
в т.ч. производство плит и фанеры5,016,0
Лесопиление2,99,3
Целлюлозно-бумажная промышленность20,665,8
Итого31,3100,0

Механизм стабилизации социально-экономического положения в Республике Коми в условиях концептуального развития отраслей лесного комплекса должен базироваться на целенаправленной региональной политике государства и ориентированной правовой основе для северных территорий, включающих:
● повышение управляемости промышленным комплексом со стороны правительства региона;
● определение приоритетных отраслей экономики и создание в них благоприятного инвестиционного и налогового климата как мер поддержки экономического роста (селективная поддержка);
● направленность на обеспечение емкости внутреннего рынка Республики Коми, в первую очередь отечественными товарами, что создает основу для стабилизации производства отраслей;
● разработку и целевое финансирование долговременных государственных программ на принципах перспективной самоокупаемости;
● применение адаптированного налогового законодательства, учитывающего увеличенную налогооблагаемую базу северных территорий, в частности, по налогу на добавленную стоимость и акцизам [5].
Оздоровление лесопромышленного производства и восстановление управляемости лесопромышленным комплексом с целью повышения уровня его доходности возможно с повышением регулирующей роли государства.
В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми определена стратегия развития лесопромышленного комплекса. В документе говорится о необходимых изменениях в сфере лесопользования и лесоводства, однако, главной задачей документа является определение целевых финансовых и натуральных показателей, связанных с производством, экспортом, внутренним потреблением, выручкой, отчислениями в бюджеты всех уровней, которые могут и должны быть достигнуты лесными компаниями республики в течение 5–10 лет [6]. А для этого необходима высокая инвестиционная и инновационная активность со стороны потенциальных инвесторов, как внутренних, так и внешних, улучшение кадрового состава занятых в отрасли.
На основании анализируемой информации о деятельности лесопромышленного комплекса Республики Коми можно предложить основные направления его развития:
● оптимизация товарно-отраслевой и территориальной структуры лесного сектора экономики с учетом современных мировых технологических и рыночных требований; использование региональных товарных преимуществ и корректировка местной продуктовой линейки; диверсификация товарной структуры плитной продукции; осуществление углубленной переработки пиломатериалов (производство клееных деревянных изделий, строительных и мебельных элементов и других конструкционных материалов); расширение сектора деревянного домостроения; развитие переработки низкокачественной древесины и древесных отходов; увеличение использования древесных отходов в коммунальной энергетике и генерации электроэнергии.
● Последовательный переход от экстенсивного управления лесами к интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесопользования. Это искусственное лесовосстановление и создание целевых промышленно ценных древостоев на наиболее продуктивных и транспортно доступных лесных территориях; совершенствование методов, технологий и технических средств проведения лесовосстановительных мероприятий; интенсификация рубок промежуточного пользования на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества; организация системы элитного семеноводства и т.д.
● Формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей освоение лесосырьевых ресурсов в объемах, необходимых для развития переработки древесины.
● Сохранение малого лесного бизнеса посредством мер государственной поддержки.
● Своевременное и адекватное удовлетворение потребностей лесопромышленного комплекса в квалифицированных кадрах.
Для реализации направлений развития лесопромышленного комплекса Министерством промышленности и энергетики Республики Коми предполагается задействовать следующие механизмы:
● использование возможностей по льготному предоставлению лесных ресурсов предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»;
● получение субсидий из федерального бюджета для создания новых высокотехнологичных производств в рамках развития кооперации российских ВУЗов и производственных предприятий [7];
● включение перспективных проектов лесопромышленного комплекса в перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми в порядке, установленном Правительством Республики Коми для получения всех видов государственной поддержки, предусмотренных инвестиционным законодательством республики;
● реализация проекта «Интенсификация лесного хозяйства и лесопользования в Республике Коми» в рамках Финляндско-Российской программы по развитию устойчивого лесопользования и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе Российской Федерации;
● зонирование территории лесов Республики Коми для выделения участков пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства исходя из их продуктивности и транспортной доступности с доведением объёмов создания лесных культур на данных участках до 25–30% от площади лесовосстановления;
● внедрение опыта ведения лесного хозяйства и лесопользования, полученного в рамках реализации проекта «Модельный лес «Прилузье»« и других модельных лесов, действующих на территории Российской Федерации с его правовым и финансовым обеспечением;
● повышение квалификации специалистов лесного хозяй­ства и лесопромышленников и обучение методам интенсивного ведения лесного хозяйства и лесопользования;
● стимулирование и государственная поддержка проведения сертификации лесоуправления и лесопользования на основе международно-признанных стандартов;
● укрепление кадрового состава и материально-технической базы органов государственного лесного контроля и надзора за лесопользованием;
● формирование и актуализация перечня малых проектов по развитию лесопромышленного производства с реализацией со стороны различных органов исполнительной власти Республики Коми;
● проведение тематических семинаров для представителей малого бизнеса по организации новых видов лесопромышленного производства;
● привлечение капитала ОАО «Гарантийный фонд Республики Коми» для создания новых производств по глубокой переработке древесины;
● разработка и реализация региональной программы по лесосырьевой поддержке малого лесного бизнеса в целях развития занятости в сельских лесных районах;
● постоянный независимый мониторинг текущего дефицита и прогнозных потребностей в кадрах соответствующих специалистов по приоритетным инвестиционным проектам, а также количества и качества трудовых ресурсов в местах их размещения;
● введение в районах лесной специализации по опыту угольной промышленности раннего профилирования: обучение лесным профессиям вести по школьной программе трудового воспитания;
● разработка и реализация совместно с предприятиями лесопромышленного комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа работы в лесном комплексе;
● создание бизнесом, образованием и органами управления, интегрированных научно-образовательных структур на договорной основе — «Лесного технопарка» (по примеру Вологодской области) [8];
● формирование ресурсного центра лесного профиля, включающего сеть учебных центров по подготовке операторов машин типа «харвестер», «форвардер»;
● поддержание высоко доходных рабочих мест, создание новых рабочих мест, особенно в населенных пунктах с традиционной лесопромышленной специализацией.
Основные направления развития лесного комплекса Республики Коми представляют собой комплексный подход к решению существующих в отрасли проблем. Определены общие тенденции и конкретные мероприятия для вывода данной отрасли экономики из кризисной ситуации. Тем не менее, некоторые положения направлений являются противоречивыми, а перечень мер может быть дополнен.
Немаловажное значение играет рациональное сочетание крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности, поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования.
Должны приниматься во внимание и специфические особенности лесопромышленного комплекса — сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск и т.д. Немаловажное значение имеет определение новых направлений развития, для которых необходимы серьезные инвестиции, а также поддержка и использование достижений научно-технического прогресса, создание системы организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, научно-технической базы и стимулов, направленных на инновационный рост и развитие компаний лесопромышленного комплекса Республики Коми.
Обязательным условием для экономического роста и интенсификации производства является, в первую очередь, восстановление управляемости лесопромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, а также усиление роли государства в регулировании деятельности лесопромышленного комплекса и в формировании промышленной, инвестиционной, экономической и экологической политики.


Литература
1. Республика Коми в цифрах: Краткий стат. сб. [Электронный ресурс] / Комистат: официальный сайт. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi (дата обращения: 01.12.2014).
2. Гибеж А.А., Дмитриева Т.Е., Носков В.А. Территориально-отраслевая организация лесопромышленного комплекса Республики Коми // Изв. Коми науч. центра УРО РАН. — 2011. — №7. — С. 74–83.
3. Самоделкин А.Н. Лесопромышленный комплекс Республики Коми сегодня // Лесной регион. — 2014. — №5. — С.12–18.
4. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов: Постановление Правительства РК от 30.06.2007 г. №419: в ред. от 09.06.2014 г. // Собр. законодательства РФ. — 2014. — 17 июня.
5. Макаренко А.П. Актуальные вопросы реформирования лесного хозяйства в Республике Коми // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2012. — №9. — С.32–39.
6. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: Постановление Правительства РК от 27.03.2006 г. № 45: в ред. от 22.10.2010 г. // Республика. — 13.04.2006.
7. Об утверждении Положения о координационном совете по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Приказ Минобрнауки России от 11.05.2010 г. №475: в ред. от 17.07.2013 г. // Российская газета. — 2010. — №138. (25 июня)
8. Бортник И.М. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М. Бортник, Г.И. Сенченя, Н.Н. Михеева // Инновации. — № 9. — 2012. — С.25–38.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия