Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Якунина Ю. С.
старший преподаватель кафедры экономики торговли и логистики
Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск)


Интеграция логистических операторов:
анализ теоретических подходов
В статье проанализированы теоретические аспекты процесса интеграции хозяйствующих субъектов. Определены свойства интеграционных структур, виды и формы интеграции хозяйствующих субъектов. Выявлены предпосылки реализации интеграционных процессов на рынке логистических услуг. В статье обосновано, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. в связи с чем доказано, что разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности
Ключевые слова: интеграция, формы и виды интеграции, логистические операторы, логистические услуги
УДК 658.7+339.18; ББК У9(2)30-59   Стр: 197 - 199

Развитие рыночных отношений, процессы их формирования в условиях глобализации рынков требует изучения теоретиче­ских аспектов в области интеграции хозяйствующих субъектов. Изменение условий хозяйствования на рынке, усиление конкуренции предполагают преобразование деятельности предприятий и поиска новых подходов к интеграции, которые будут способствовать налаживанию стабильных устойчивых взаимоотношений между участниками рынка.
Исследуя экономическое содержание интеграции хозяй­ствующих субъектов, необходимо дать представление о носителях интеграции. В экономической литературе отсутствует единое четкое определение хозяйствующего субъекта. В рамках исследования вопросов интеграции хозяйствующих субъектов будем придерживаться взглядов российских и зарубежных экономистов [2, 7, 9], использующих агрегированные параметры и различающих следующие хозяйствующие субъекты: предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью (отечественные и зарубежные), домашние хозяйства и государство. Наибольший интерес для целей исследования, представляет сфера логистических услуг и интеграции логистических операторов малого и среднего бизнеса.
В современных условиях развития рыночных отношений существуют разнообразные формы сотрудничества и интеграции хозяйствующих субъектов в сфере логистических услуг: контракты на интегрированное управление снабжением и сбытом, организация складов общего пользования и распределительных центров, интеграция в управленческой деятельности, образование ассоциаций, консорциумов, альянсов и союзов в области логистического управления, а также в области создания благоприятных условий для осуществления экономической деятельности и снятии взаимных барьеров.
Под интеграцией (от лат. integer – целый) экономисты понимают объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Анализируя процесс интеграции хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере логистических услуг, необходимо отметить сложность данного экономического процесса. Поэтому при его анализе применяют комплексный подход, рассматривая интеграцию с позиции образования сложных систем и свойств, которыми обладают эти системы, и с позиции экономической категории в реальных социально-экономиче­ских условиях.
На наш взгляд, интеграцию на рынке логистических услуг необходимо рассматривать с точки зрения укрепления связей между хозяйствующими субъектами, т.е. потребителями и поставщиками логистических услуг, а также государством, объединяя их в единое целое, а также с позиции возникновения интегральных форм организации логистики.
Основными системными качествами интеграции участников логистического рынка являются устойчивость связей, целостность системы, синергетический эффект. Устойчивость связей в рамках интеграции участников логистического рынка обусловлена возникновением экономического эффекта от совместного функционирования и его превышение над экономическим эффектом от автономной работы каждого из участников логистического рынка. Целостность рассматривается нами как свойство системы в возникновении в процессе интеграции новых качеств, не свойственных ее участникам, которые должны привести интегрированную систему к изменению темпов развития, повышению эффективности функционирования на рынке. Вместе с тем, необходимо отметить, что не всегда интеграция приводит к целостности. При переходе от автономной деятельности к деятельности в рамках интегративной структуры не все участники интеграции способны выдержать качественно новый процесс хозяйствования. При условии сильных взаимодействий (контактов) с внешней средой возможен также распад интеграционной структуры. Данные явления подтверждают, что процесс интеграции хозяйствующих субъектов необходимо рассматривать и с позиций динамики, развития.
Интеграцию хозяйствующих субъектов как экономическую категорию необходимо рассматривать с позиции разнообразия организационно-экономических отношений между участниками данного процесса с целью гармонизации экономических интересов, достижения синергетического эффекта при совместной деятельности, в том числе и при взаимоотношениях с государством. Данная совокупность организационно-экономических отношений определяется уровнем развития рынка и его участников. Организационно-экономические отношения в процессе интеграции реализуются через выбор вида, формы и метода (стратегии) интеграции, зависящих от реальных экономических условий.
Многими специалистами [1, 2, 7] выделяется ряд критериев, позволяющий классифицировать виды интеграции. Анализируя подобные классификационные признаки, считаем, что основными критериями определения вида интеграции субъектов является степень централизации хозяйственных и управленческих функций и наличие или отсутствие хозяйственной самостоятельности. По этим критериям выделяют следующие виды интеграции:
– децентрализованная интеграция, основанная на доверительном взаимодействии субъектов хозяйствования, их деловой репутации. Реализуется, как правило, через системы хозяйственных договоров;
– частично централизованная интеграция – взаимодействие, основанное на рыночной координации или иерархической субординации, соединяет средства и усилия ряда хозяйствующих субъектов и обязывает их к выполнению решений органов управления не по всему спектру деятельности, а только по заранее оговоренной, зафиксированной в специальном договорном соглашении и строго ограниченной им части деятельности каждого участника. Частично централизованная интеграция адекватна ситуации, когда хозяйствующие субъекты взаимодействуют не по всему объему своей деятельности, а лишь по некоторой его части. Объединения такого типа позволяют разрешить противоречие между необходимостью тесной интеграции хозяйствующих субъектов с целью повышения совокупной эффективности их деятельности и невозможностью интеграции по всему спектру деятельности;
– централизованная интеграция – объединение, основанное на жесткой иерархии и субординации, централизации всех или большинства управленческих функций и сфер деятельности.
В современных экономических условиях особую роль играют интегрированные структуры частично централизованного типа, когда хозяйствующие субъекты взаимодействуют не по всему объему своей деятельности, а лишь по некоторой его части. Чаще всего предметом такой интеграции в современных условиях становится торговля, коммерческая деятельность и логистика.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает исследование организационных форм интеграции хозяйствующих субъектов, различающихся в зависимости от целей сотрудничества, от глубины и направления интеграции, делегирования полномочий, степени самостоятельности субъектов в объединении, а также в зависимости от характера хозяйственных взаимоотношений. Сравнительная характеристика основных форм инте­грации хозяйствующих субъектов приведена в таблице 1.

Таблица 1
Основные формы интеграции хозяйствующих субъектовПо степени юридической самостоятельностиПо наличию производственно-хозяйственной общностиПо степени централизации сфер деятельности
КартельСохранениеНаличиеИнтеграция отдельных сфер
СиндикатСохранениеНаличиеИнтеграция отдельных сфер
ТрестПотеряНаличиеИнтеграция большинства сфер
КонгломератВозможность как сохранения и потериОтсутствиеИнтеграция отдельных сфер
КонцернВозможность как сохранения и потериНаличиеИнтеграция большинства сфер
ПулСохранениеНе является обязательнойИнтеграция отдельных сфер
КонсорциумСохранениеНе является обязательнойИнтеграция отдельных сфер
Стратегический альянсСохранениеНе является обязательнойИнтеграция отдельных сфер

Анализируя многообразие возможных форм интеграции, считаем, что классификация организационно-экономических форм интеграции субъектов хозяйствования может быть построена исходя из четырех основных признаков:
1) по продолжительности в зависимости от целей интеграции:
– краткосрочная (временная) – пул, консорциум – интеграция с целью реализации краткосрочных проектов;
– долгосрочная (постоянная) – картель, синдикат, концерн, устойчивый конгломерат – интеграция, приобретающая стратегический характер, взаимодействие с целью повышения стабильности интегрированной структуры, адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования, сохранения и увеличения доли на рынке;
2) по способу организации и реализации в зависимости от типа экономической системы:
– командно-административная интеграция, осуществляемая органами государственной власти;
– рыночная интеграция, осуществляемая под влиянием рыночных факторов;
3) по наличию положительного синергетического эффекта:
– формальная – обуславливает выгоды для всех участников интеграции, но при этом не ставится задача стратегического сотрудничества или не удается достичь синергического эффекта;
– реальная – интеграция, которая приводит к возникновению синергического эффекта при совместном функционировании хозяйствующих субъектов;
4) по характеру оформления интеграции субъектов хозяйствования:
– институциональная – завершается созданием юридического лица, сопровождается увеличением масштабов деятельности;
– «квазиинтеграция» – предприятия, не имеющее достаточной самостоятельности на рынке, работают на заказ и/или по заданию крупных фирм, превращаясь тем самым в своеобразные придатки крупных организаций.
Каждая рассмотренная экономическая форма интеграции может быть реализована различными методами. В зарубежной и российской специальной литературе [2, 3, 8, 10, 11] исследуются, в основном, методы объединения (слияние и поглощение) и методы соглашения (союзы).
Интеграционные процессы охватывают все отрасли экономики, в том числе сферу логистического обслуживания. Анализ состояния рынка логистических услуг и уровня качества логистического сервиса свидетельствуют о том, что логистическим операторам необходим поиск новых форм взаимодействия в рамках оказания комплексной логистической услуги. В научной литературе в рамках стратегического управления отмечается важность перехода к иному типу взаимодействия предприятий, без вертикально-иерархического контроля, который способствует достижению общей цели. Это взаимодействие основано на интеграции управленческих действий, базируется на соглашении между независимыми предприятиями, которое компенсирует слабые стороны и создает устойчивые конкурентные преимущества и способствует достижению эффекта синергии [4, 5, 6]. Выделим предпосылки для активизации процесса интеграции участников логистического рынка:
– оценка логистических услуг предприятиями-потребителями как стратегического элемента в развитии и реализации конкурентных преимуществ, соответственно, более качественный (осознанный) выбор логистических операторов;
– реальные перспективы реализации конкурентных преимуществ участников по интеграции на рынке логистических услуг, развитие новых организационных форм взаимодействия на рынке;
– развитие информационных технологий, позволяющих реализовывать новые возможности в рамках интеграции, приводящие, в том числе, и к снижениям логистических затрат.
Изучив формы интеграции, а также предпосылки интеграционного процесса считаем, что рассмотренные методы интеграции хозяйствующих субъектов, в числе которых функционируют и логистические операторы, необходимо рассмотреть с точки зрения стратегического подхода.
Различные виды, формы и методы интеграции субъектов хозяйствования порождают различные стратегии интеграционного развития. Как правило, специалистами [8] под стратегией интеграционного развития понимается расширение деятельности хозяйствующего субъекта путем добавления новых структур, изменяя продукт, рынок или положение в отрасли.
Изучая рынок логистических услуг, автор считает, что необходимо конкретизировать понятие стратегии интеграционного развития с учетом специфики данного рынка. По мнению автора, стратегию интеграционного развития логистических операторов необходимо рассматривать как объединение усилий в логистическом бизнес-процессе с целью получения интегрального и системного эффекта за счет изменения таких составляющих как качество логистической услуги, обслуживаемый рынок и изменения положения логистического оператора в отрасли. Для рынка логистических услуг характерны следующие стратегии интеграции:
1) вертикальная интеграция, при которой расширение деятельности происходит по направлению к заказчику логистических услуг и/или по направлению к конечному пользователю. По сути стратегия вертикальной интеграции реализуется в процессе построения интегрированной цепи поставок и реализации принципа системной интеграции субъектов логистической системы.
2) горизонтальная интеграция, которая реализуется посредством сотрудничества равноправных партнеров на рынке логистических услуг.
3) комбинированная интеграция, которая включает элементы горизонтальной и вертикальной интеграции и сочетает их преимущества.
Оптимальность и востребованность рынком логистики стратегии интеграционного роста определяется теми преимуществами, которые получают участники интеграции, а именно:
– оптимизация логистических процессов, что приводит к снижению трансакционных и логистических издержек всех участников рынка логистики;
– расширение клиентской базы для всех партнеров по интеграции;
– возможность высокими темпами осваивать и внедрять в практику новые технологии логистических процессов, тем самым, расширяя спектр логистических услуг;
– повышение качества логистической услуги, не увеличивая ее стоимости для потребителя;
– снижение коммерческих рисков;
– укрепление конкурентных позиций логистических операторов на рынке логистических услуг.
Таким образом, интеграция хозяйствующих субъектов, в част­ности интеграции логистических операторов малого и среднего бизнеса, имеет многоаспектную структуру. Анализируя природу интеграции и ее специфику на рынке логистических услуг, можно сделать вывод, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. Разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности.


Литература
1. Авдашева С.Б. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. – 2004. – № 5. – С.121–134.
2. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х т. – т. 1 / Пер с фр. – М.: Международные отношения, 1995.
3. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом: Все о теории и практике управления бизнесом, финансами, кадрами. – 1999. – № 1. – С. 27 – 48.
4. Кравченко В. Причины и особенности возникновения интеграционных процессов // www.modeling.at.ua/publ/8-l-0-24.
5. Кузменко Ю.Г. Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы // Вестник ЮУрГУ. Сер: экономика и менеджмента. – 2013. – Т7. – № 2. – С. 148–151.
6. Окольнишникова И.Ю. Некоторые аспекты в транспортнологистических системах обслуживания грузопотоков в условиях межрегиональной интеграции / И.Ю. Окольнишникова, С.В. Калентеев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: экономика и менеджмента. – 2013. – Т.8. – № 2. – С. 174–179.
7. Попов А.А. Интеграция хозяйствующих субъектов: сущность, функции, основные противоречия // Вестник ВГУ Сер. Экономика и управление. – 2004. – № 2. – С. 22–30.
8. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
9. Самуэльсон П.А. Экономика: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000.
10. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «Юрист». – 2001.
11. Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. – 1998. – № 4. – С. 28–34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия