Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Грейз Г. М.
доцент кафедры экономики торговли
Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск),
кандидат технических наук


К вопросу о терминологии сферы логистического менеджмента промышленного предприятия
Выполнен анализ соотношения понятий поток и потоковый процесс, в плане их различия или отождествления, что является дискуссионным вопросом в логистической науке. Автор приходит к выводу, что данные понятия нельзя рассматривать как синонимы. С авторских позиций, следует использовать термин «управление логистическими процессами», а не «управление логистическими потоками». В статье также выполнен анализ существующих определений базового понятия исследуемой области экономической науки – понятия «логистического менеджмента». Дано авторское определение логистического менеджмента промышленного предприятия как координирующего и интегрирующего комплекса управленческих функций
Ключевые слова: терминология, логистика, поток, потоковый процесс, логистический менеджмент, промышленные предприятия
УДК 658.7; ББК 65.40   Стр: 186 - 190

Несмотря на то, что логистика как наука сферы экономики существует уже более пятидесяти лет, а с учетом периода «фрагментаризации» [1] почти столетие, до сих пор не существует общепризнанного определения этого понятия. Единства мнений не наблюдается как по поводу названия, так и, главным образом, содержания данного понятия. Наиболее вероятные причины такой ситуации, для уже относительно «немолодой» науки, заключаются, как справедливо отмечает В.И. Сергеев [1], в генезисе логистической концепции в процессе совершенствования рыночных отношений и в интенсивном развитии самой логистики, как науки и эффективного инструмента сферы бизнеса.

1.Понятие логистики и проблемы ее определения
Рассмотрим наиболее известные варианты определений логистики: «Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей» [1].
В работе А.П. Гарнова и Н.С.Киреевой [2] указывается, что объектом логистики может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а значит, имеется возможность использования различных вариантов организации и управления такой деятельностью по заданным критериям. Это может относиться к различным потоковым процессам, в том числе материальным, финансовым, информационным, транспортным и другим.
Логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из нее своей спецификой – управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. В этом смысле неправомерно ограничение сферы использования логистики только управлением товародвижением или другими физическими потоками.
Важной особенностью логистики является ее способность не только регулировать потоковые процессы, но и обеспечивать организацию рационального (оптимального) управления упомянутыми процессами с целью выявления и реализации скрытых, то есть не использовавшихся прежде резервов, обеспечивающих дополнительные доходы и возможности субъектов хозяйствования. Важнейшей особенностью логистически ориентированного подхода является построение системы управления, при которой материальный поток не разделяется на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, сбыт), а рассматривается и управляется как единое целое [2].
Сегодня многие исследователи-логисты придерживаются концепции взаимодействия материальных, финансовых и информационных потоков и их взаимопереходов из одной формы в другую в процессе этого взаимодействия. При этом восприятие материального потока, как главенствующего в триаде экономических потоков, уже не столь однозначно. На наш взгляд, с учетом этого смещения взглядов в сторону «равноправия» потоков, возможно использование следующего авторского определения: «Логистика – это наука об оптимизации управления процессами взаимодействия материальных, финансовых и информационных потоков в микро-, мезо- или макроэкономической системе, для достижения поставленных перед этой системой стратегических, тактических и оперативных целей, осуществляемая по критериям эффективности деятельности этой системы и максимального удовлетворения требований конечных потребителей».

2. Потоки и потоковые процессы
Кроме роли потоков различной природы, дискуссионным вопросом в логистической науке является соотношение понятий поток и потоковый процесс, в плане их различия или отождествления.
Как показывает анализ научной литературы, в большинстве работ объектом изучения логистики считаются потоки (материальные или экономические), а не процессы [3, 4, 5, 1, 6, 7 и др.].
Как отмечается в работе А.Г.Бутрина [8], «несмотря на бурное развитие теории и практики логистики, категория «поток» по-прежнему остается слабо изученной». Наиболее распространенным определением является следующее: «поток – совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое и существующая как процесс, на некотором временном интервале и измеряемый в абсолютных единицах за определенный период» [9, 10, 4].
Б.К. Плоткин [11], а затем ученые ростовской логистической школы ввели в научный оборот категорию «экономический поток», который они понимают как взаи­мосвязанные и взаимообусловленные процессы движения ресурсов общества для достижения социально-экономических и общественно-политических целей [12]. Применительно к промышленному предприятию такая трактовка сущности экономического потока довольно расплывчата.
Представители той же научной школы, на наш взгляд, наоборот чрезмерно конкретизируют экономические потоки, определяя их как «как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы движения собственных, заемных и привлеченных ресурсов фирмы для достижения общефирменных целей» [13].
Существует также достаточно большое количество определений не потока вообще, а конкретных потоков, с составляющими их объектами определенной природы, в первую очередь материальных потоков. Материальные и финансовые потоки взаимообусловлены потоками определяющей и сопровождающей их движение информации. Так, если в результате взаимодействия материи и энергии возникает материальный поток, часто имеющий хаотический характер, то подключение информации, которая задает направление и цель, делает это движение материального потока упорядоченным и целенаправленным.
Наиболее общее понятие потока определено В. Поповым и И. Крайнюченко [14, c. 6] в виде обобщенного термина «ВЭИ-поток», как композиции вещества (В), энергии (Э) и информации (И). Любой производственный процесс при таком подходе является преобразованием ВЭИ-потоков. На входе этот процесс имеет одни параметры ВЭИ, на выходе – другие. Производственный процесс заключается в трансформации предмета труда в продукт труда – поток готовой продукции, путем подведения потоков энергии и информации к предметам труда.
Таким образом, несмотря на отсутствие в логистике и в экономической науке в целом единого подхода к определению понятия поток, большинство ученых-логистов солидарны во мнении, что именно поток является объектом логистики. В противовес этой точке зрения, в работе В.М. Каточкова [9] в качестве объекта логистики указываются экономические потоковые процессы. В соответствии с подходом автора этой работы В.М. Каточкова, поток представляет собой направленное движение совокупности однородных объектов, а под процессом понимается последовательная смена состояний, изменение явления, стадий развития при достижении какого либо результата. Таким образом, по мнению указанного автора, основным признаком потока является движение, в то время как для потокового процесса основным признаком является смена качественного состояния потока. Как следствие, потоковые процессы отражают, в первую очередь, качественные изменения потоков – их переход (трансформацию) из одной формы существования в другую.
Тем не менее, авторы многих других работ избегают противопоставления этих понятий. В ряде публикаций эти понятия употребляются как синонимы, хотя и в неявной форме. Например, Е.А.Голиков [15, с. 220], оптимизацию управления потоковыми процессами сводит к «...достижению высочайшего уровня взаимодействия всех реальных потоковых процессов при движении этих потоков «от источника к цели». Другим примером, подтверждающим синономичность анализируемых понятий, является цитата из работы Е.К.Иванкина [16, с. 54–55]: «...экономическим потоком следует считать последовательность взаимосвязанных событий, протекающих как единый экономический процесс». Отождествление этих понятий, на взгляд автора, присутствует также ряде других работ [8, 1] и др.
Соотношение понятий «процесс» и «поток» в фундаментальной работе по теории логистики [18] дано через призму понятий объект логистики и предмет логистики. По мнению А.И. Семененко и В.И. Сергеева, объектом изучения теории логистики являются не потоки, а материальные и связанные с ними финансовые, информацион­ные и иные потоковые процессы хозяйственно-экономической и иной деятельности в сферах производства и обращения, организуемые в потоки. При этом поток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного, не только ресурсов в форме материалов, финансов и информации, но и каких-либо процессов.
Авторы [18] приводят шесть содержательных признаков и/или условий существования (или возможного наличия) потоков, главным из которых является наличие структуризуемой среды (сплошная, непрерывная, или условно принимаемая за таковую). Очевидно, что в экономике, в явной форме нет этого главного условия. При этом экономика как среда может считаться, в лучшем случае, слабо структуризованной. Из этого утверждения вытекает, что потоков в экономике в явном виде нет, а экономическая реальность – это множество процессов. К потоковым или непотоковым они могут быть отнесены при их рассмотрении и анализе. А.И. Семененко и В.И. Сергеев рассматривают потоки в экономике не как реальные объекты, а как абстрактные модели, а к функциям логистики относят не управление, а оптимизацию потоков всех этих потоковых процессов. Более того, авторы считают, что потоками в рыночной экономике нельзя и не нужно управлять, как нельзя управлять, скажем, реками, атмосферными потоками, и т. п. Итогом такого подхода является отнесение к объекту логистики потоковых процессов различной природы, а к предмету изучения – оптимизацию материальных и сопряженных с ними финансовых и информационных потоков.
Авторский подход при сравнении понятий поток и потоковый процесс заключается в занятии некоторой средней позиции между качественным разделением этих терминов и их полным отождествлением. Рассмотрим некоторые из многочисленных определений термина «процесс».
Большой толковый словарь русского языка [19] дает следующее определение термина «процесс» (от латинского processus – продвижение): 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. 2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс). В работе Л.И. Лопатникова [20] практически повторяется это определение. В другой работе [21] дается более конкретное определение: специфичная последовательность работ, пересекающих время и пространство, которые имеют начало, конец и отчетливо установленные входы и выходы: структуру деятельности. В работе Репина В.В. и Елиферова В.Г. [22] приведено следующее определение: бизнес-процесс это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создаётся продукт, представляющий ценность для потребителя.
Таким образом, общим для различных определений понятия процесс является наличие целенаправленных преобразующих видов деятельности (работ), в результате которых исходные ресурсы (на входе процесса) превращаются в запланированный продукт (на выходе процесса), имеющий ценность для потребителя.
Наряду с общим определением процесса, в ряде специальных источников встречаются упоминания о потоковом процессе в логистике и предлагаются различные подходы к определению его сущности. Следует обратить внимание на определение, приведенное в работе В.М. Каточкова [9]. В этом исследовании экономический потоковый процесс представлен в виде совокупности потоковых процессов различных форм оборотного капитала. В соответствии с таким подходом логистический потоковый процесс представлен как последовательная смена состояний экономического потокового процесса в пределах потока одной формы или при переходе потока из одной формы в другую. Следует отметить, что особенности различных определений потокового процесса в основном связаны с отличием проблем, для решения которых они вводятся. С учетом проведенного анализа определений понятия процесс и для выбранной области исследований можно сформулировать следующее определение: потоковый процесс промышленного предприятия – это совокупность различных взаимосвязанных видов деятельности (операций), преобразующая исходные ресурсы в форме материальных, финансовых и информационных потоков в запланированный продукт также в потоковой форме, и выполняемая в рамках микро- или мезологистической системы данного предприятия.
Под микрологистической системой следует понимать логистическую систему промышленного предприятия, в состав которой входят технологически связанные производства, имеющие единую инфраструктуру [3].
Мезологистические системы включают уже не одно предприятие, а группу предприятий, в данном случае, это собственно промышленное предприятие и его контрагенты – поставщики и покупатели. Микрологистические системы являются элементами-подсистемами мезологистических систем. Связи между отдельными микрологистическими системами (предприятиями-контрагентами), в рамках мезологистических систем, существуют на базе товарно-денежных отношений, а подсистемы внутри микрологистической системы взаимодействуют на бестоварной основе.
На наш взгляд, приведенное выше авторское определение не входит в противоречие с определением, данным в работе [9]. Под частью авторского определения: «...совокупность различных взаимосвязанных видов деятельности (операций), преобразующая исходные ресурсы в форме материальных, финансовых и информационных потоков,...» может предполагаться, в том числе, и преобразование взаимодействующих потоков с взаимопереходом потоков из одной формы в другую.
Мы полагаем вполне очевидным и осознаем, что данное определение не носит универсального характера, а предназначено для описания наиболее существенных признаков, выделяющих потоковый процесс промышленного предприятия из множества других процессов и явлений.
Таким образом, возвращаясь к исходному вопросу о тождественности и или кардинальном различии понятий поток и потоковый процесс, можно констатировать следующее: данные понятия нельзя рассматривать как синонимы, но по своему содержанию в сфере логистики они достаточно близки. Поток является исходным «материалом» для процесса, тем предметом труда, который процесс, как некая деятельность, трансформирует. По нашему мнению, словосочетание управление логистическими потоками не вполне точно и следует использовать термин управление логистическими процессами, т.к. фактически управляют деятельностью по изменению логистических потоков, а не самими потоками.

3.Логистический менеджмент и маркетинг
Базовым понятием исследуемой области экономической науки является понятие логистического менеджмента. За рубежом в научных публикациях по логистике чаще используется термин логистический менеджмент, а не логистика, тем самым, с одной стороны отождествляются эти понятия, а с другой, обозначается место логистики в бизнесе. Рассмотрим сущность понятия логистического менеджмента промышленного предприятия и его роль в общей системе управления промышленным предприятием.
Ведущая организация в сфере логистики – Совет логистического менеджмента, дает следующее определение: Логистический менеджмент (logistics management) – это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей.
Приведенное определение охватывает потоки товаров, услуг и информации в секторах производства и обслуживания. Логистический менеджмент преобразует исходные ресурсы на входе в логистическую систему в конкурентное преимущество на выходе. Конкурентное преимущество достигается в том числе, за счет повышения полезности времени и места.
Американские ученые Дж.Р. Сток и Д.М. Ламберт обращают внимание, что понятие логистический менеджмент имеет множество других значений (интерпретаций), и том числе: бизнес-логистика; управление каналами (поставок); дистрибьюция; промышленная логистика; логистический менеджмент; логистика; материальный менеджмент (менеджмент материалов); физическое распределение; системы быстрого реагирования; управление цепочками поставок [23].
Еще одной сферой действия логистического менеджмента (логистики) является предоставление набора услуг (service mix), связанных с логистической деятельностью, в том числе, управление запасами незавершенного производства, грузопереработка, обработка заказов, выбор мест размещения производственных и складских помещений, снабжение (поставка), управление перевозками и транспортировка грузов, складирование и хранение и др.
В трактовке В. И. Сергеева, «... логистический менеджмент в фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и ком­плексными логистическими активностями ...» [24, с. 97]. При этом в качестве основных логистических активностей называются: закупки, производство, сбыт.
Взаимодействие логистического менеджмента с другими видами менеджмента в общей структуре управления предприятием имеют большое значение для предприятия.
По стратегическим, тактическим целям и задачам логистический менеджмент связан с другими функциональными областями менеджмента в сфере управления закупками ресурсов, производством и сбытом продукции. По этой причине трудно разделить сферы действия логистического менеджмента и, в частности, производственного, финансового, информационного и инвестиционного менеджмента, поэтому обычно координирующую и интегрирующую функции выделяют в качестве основных функций логистического менеджмента [1].
Для определения логистического менеджмента весьма важно отметить, что его прочная связь с маркетингом настолько сильна, что зачастую трудно разделить сферы интересов этих двух ключевых активностей любого бизнеса. В условиях современной экономики для логистического менеджмента, также как и для маркетинга, характерны нацеленность на стратегические цели и создание конкурентных преимуществ.
Сферой практического взаимодействия маркетинга и логистического менеджмента является система дистрибьюции предприятия, в которой логистический менеджмент отвечает физическое распределение готовой продукции, которое в некоторых случаях может быть ключевым фактором реализации маркетинговой стратегии [1].
Для достижения успеха маркетинговые усилия должны быть сосредоточены на нескольких основных направлениях (известные четыре Р маркетингового микса): продавать требуемый потребителям продукт (product) по обоснованной цене (price) при его эффективном продвижении (promotion), обеспечивая его доступность в необходимом месте (place). Каждый из основных элементов маркетингового микса взаимодействует с логистическими активностями и, в свою очередь, зависит от них.
В рамках логистического менеджмента возможно существенное влияние на атрибут «цена» за счет управления запасами, выбора места складирования и управления временем доставки [1].
Логистический интерфейс с маркетингом по атрибуту «продукт» базируется на учете особенностей ассортимента продукции. Параметры ассортимента влияют на операции грузопереработки, на виды транспортного и технологического оборудования. Это, естественным образом, в свою очередь, может приводить к изменению логистических издержек и далее по цепочке формирования стоимости к изменению себестоимости товара. Как итоговый результат, получается изменение ожидаемой маркетингом прибыли в зависимости от смены ассортимента.
Третья составляющая маркетингового микса – «promotion» является одной из ключевых функций маркетинга. Обычно маркетологи используют две основные стратегии продвижения: «тянущую» и «толкающую». С позиций логистики эти стратегии различны, так как акцент логистической деятельности делается на различных комплексных логистических активностях. При выборе стратегии «вытягивания», направленной на немедленное удовлетворение спроса, упор делается на транспортировке, при использовании стратегии «выталкивания» главным для логистов становится складирование и управление запасами.
Взаимосвязь логистики с маркетингом по атрибуту «место» реализуется в рамках выбора каналов распределения. С позиций маркетинга это трансформируется в задачу выбора: использовать оптовых посредников, или передавать продукцию для реализации непосредственно в розничную сеть. С позиций логистического менеджмента такие решения существенно влияют на эффективность деятельности предприятия. При выборе варианта реализации через оптовиков, как правило, проблем в сфере логистики возникает меньше, так как оптовики закупают товарные партии большего объема, и управляют своими товарными запасами более эффективно, чем розничная сеть. В этом случае, также заметно снижаются транспортные затраты предприятия-производителя [1].
Таким образом, логистический менеджмент, по своему месту и роли в системе общего менеджмента предприятия, выполняет интегрирующую функцию, связывая воедино и улучшая взаимодействие между такими функциональными сферами, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция и организация продаж. Оптимизируя межфункциональные внутрипроизводственные связи между маркетингом, производством и финансами, логистический менеджмент, тем самым, поддерживает системную устойчивость предприятия на рынке [1].
Содержание понятия «логистический менеджмент» во многом зависит от эволюции взглядов на место логистики в системе менеджмента предприятия. Эта роль, в зависимости от взглядов исследователя, может быть в диапазоне от набора функций, связанных с управлением материальным и сопутствующими ему потоками, до научно-философской концепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в глобальном масштабе [25]. В самом общем виде, логистический менеджмент может быть представлен как менеджмент на принципах логистики, на принципах логистического микса. В современных условиях можно с уверенностью утверждать, что логистический менеджмент может быть применен не только к процессам управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции, но и ко всем прочим бизнес-процессам предприятия.
Подводя итог проведенному анализу, можно с некоторой степенью упрощения определить логистический менеджмент промышленного предприятия как координирующий и интегрирующий комплекс управленческих функций (организации, планирования, регулирования, контроля, учета и анализа), направленный на достижение стратегических и тактических целей предприятия и выполняемый в соответствии с принципами логистики внутри микро-(предприятие) и мезо-(группа предприятий-контрагентов) логистических систем.


Литература
1. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: Учебник / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 608 с. (Серия «Высшее образование»).
2. Гарнов А.П., Киреева Н.С. Инструментарий логистики: монография. – Креативная экономика, 2009. – 304 с.
3. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник. – 20-е изд. – М.: Изд-во ИТК «Дашков и К°», 2012. – 484 с.
4. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. – 2-е изд. – СПб.: «Изд. дом «Бизнес пресса». 2000. – 208 с.
5. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 225 с.
6. Стаханов В.Н., Тамбовцев С.Н. Промышленная логистика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. – 96 с.
7. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики.– Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 160 с.
8. Бутрин, А.Г. Исследование и оптимизация потоковых процессов на промышленном предприятии: Монография. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 192 с.
9. Каточков В.М. Методологические вопросы взаимодействия потоковых процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий: Монография. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2005. – 176 с.
10. Новиков О.А., Плоткин Б.К. Коммерческая логистика в системах материально-технического обеспечения // Известия СПбУЭФ, 1995. – № 1. – С. 78–87.
11. Основы теории и практики логистики: Методические указания / Б.К. Плоткин. – СПб.: СПбУЭФ, 1996. – 54 с.
12. Стаханов В.Н., Шеховцев С.Н. Торговая логистика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. – 112 с.
13. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. – 128 с.
14. Попов В., Крайнюченко И. О мировоззренческих аспектах логистики // Логистика. – 2002. – № 3. – С.6.
15. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. – 2-е изд.– М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. – 412 с.
16. Ивакин Е.К. Логистика капитального строительства в регионе. – Ростов н/Д: РГСУ, 1997. – 210 с.
17. Бутрин, А.Г. Исследование и оптимизация потоковых процессов на промышленном предприятии: Монография. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 192 с.
18. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 544 с.
19. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.– 1456 с.
20. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. – 3-е изд. – М.: Знание, 1990. – 256 с.
21. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия. – М.: Прогресс, 1971. – 340 с.
22. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Стандарты и качество, 2004. – 408 с.
23. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Учебник / Под ред. В.И. Сергеева: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М. 2005. – 797 с.
24. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. – М.: Филин, 1997. – 608 с.
25. Мерзляк А.В. Место логистического менеджмента в эволюции подходов к управлению Логистика: современные тенденции развития: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. 19.04.2013 / Отв. ред. В.С. Лукинский. – СПб.:СПбГЭУ, 2013. – С.296–299.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия