Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Быкова Н. В.
аспирант кафедры экономики и управления народным хозяйством
Санкт-Петербургского государственного университета


Направления совершенствования системы регулирования малого предпринимательства
В статье рассмотрена система регулирования малого предпринимательства в России. Приведён сравнительный анализ зарубежных стран по ключевым показателям развития малого бизнеса, показывающий существенное отставание России. Разработаны направления совершенствования регулирования малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, программно- целевой подход, эффективность
УДК 338.242; ББК 65.9 (2) 09   Стр: 130 - 132

Управление малым предпринимательством в России осуществляется по многоступенчатой системе организации, включающей федеральный, региональный и местный уровень власти. Эта иерархичность затрудняет создание комплексной системы регулирования малого предпринимательства.
На государственном уровне – это создание государственными структурами правовых и экономических условий, а также стимулов для развития конкурентной среды малого предпринимательства, с учётом вложений в него материальных и финансовых ресурсов. Характеризуется системой организационно-правового, финансово-экономического и социального обеспечения, целью которой является эффективное функционирование и развитие малого предпринимательства. «Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий, а также смягчения экономических и социальных проблем»[6]. Создание эффективной системы регулирования малого предпринимательства с чётко определенными функциями и полномочиями является необходимым условием для становления, развития и функционирования этого сектора экономической деятельности в современных рыночных условиях.
В настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малым бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран с развитой системой регулирования малого предпринимательства. По различным оценкам экономистов в России должны действовать не менее 9–12 миллионов малых предприятий и фирм. О степени отставания развития малого предпринимательства Российской Федерации можно судить по следующим данным, которые приведены в табл.1. [5].

Таблица 1
Показатели, характеризующие состояние малого предпринимательства в разных странах в 2013 году
СтранаКоличество
МСП,
тыс. ед.
Количество
МСП на 1000
жителей, ед.
Численность занятых в МСП,
млнчел.
Доля работающих на МСП в общей численности работающих, %Доля
МСП в ВВП,
%
Германия23003818,54550–52
Франция200035155455–60
Великобритания260046134950–52
Италия390068177357–60
Страны ЕС1570045687065–67
США193507570,25450–52
Япония645049397852–55
Россия160067,5139–10

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике зарубежных стран, обеспечивая занятостью от 40 до 80% трудоспособного населения. Если в США одно малое предприятие приходится на каждые 12 человек населения страны, в Японии на каждые 18 человек, то в России только на 60 человек. Официальные данные государственной статистики Росстата отмечают, что доля занятого населения в малом бизнесе в 2012 г. составляла 5562,9 тыс. чел., что соответствует 7,37% численности экономически активного населения России. Уровень развития малого предпринимательства в зарубежных странах по доле занятого населения составляет: в Германии, Франции, Италии – 65–80%; в США – 60%; в Японии – 80–88%. В России основная часть рабочих мест обеспечивается за счёт крупного бизнеса и составляет 54,8%. В Европе этот показатель равен 34,2%. На средних предприятиях России занято 23,4%, а малым бизнесом обеспечивается меньше 10% занятости. Очевидно, что Россия находится только вначале пути становления малого бизнеса и предстоит огромная работа по созданию действенного механизма его стимулирования. В этом вопросе важно изучить и адаптировать к российским условиям достижения ведущих мировых держав.
Опыт зарубежных стран с развитой экономикой подтверждает, что государственные органы выступают главными инициаторами в регулировании и развитии малого предпринимательства. Именно их активность является серьезным стимулом для проявления инициативы создания малых фирм в реализации намеченных проектов. Важнейшим фактором функционирования малого бизнеса является инфраструктура поддержки, включающая финансовую, информационную, консультативную, материально-техническую. Российская модель регулирования малого бизнеса схожа с Европейской. Однако, развитие малого предпринимательства в Российской Федерации имеет свои особенности и определённую специфику. В России в настоящее время малое предпринимательство приобретает особое значение, выступая одним из важных факторов стабилизации народного хозяйства и экономического роста. Однако, «...экономические реформы практически не получают своего должного развития по причине отсутствия глубоко проработанного организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства» [1].
В соответствии с Конституцией РФ, как федеративного государства, выделяются три уровня государственного регулирования малого предпринимательства. Федеральный уровень управления занимается разработкой федеральных законодательных актов, региональный уровень апробирует эти предложенные меры. Финансовое направление является одним из значимых для малых предприятий. На федеральном уровне реализуется достаточно программ развития, однако, они в основном направлены на крупные стратегические проекты, что выходит за рамки малого предпринимательства. Именно поэтому на региональном и местном уровне особое внимание уделяется эффективному управлению финансовой системой поддержки малого бизнеса. Здесь интересны построение системы разработки условий конкурсных отборов, привлечение дополнительных финансовых ресурсов зарубежных инвесторов, инвестиционных проектов. По мнению автора, развитие системы финансирования на уровне региона поможет малому предпринимательству сформировать необходимый уровень конкурентоспособности товаров и услуг.
Систему государственного регулирования малого предпринимательства России составляют (рис.1):
– государственные нормативно-правовые акты, реализация которых направлена на поддержку и развитие малого предпринимательства;
– государственный аппарат, включающий совокупность государственных структур, которые разрабатывают и обеспечивают реализацию государственной политики, направленной на развитие малого бизнеса.
– государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, состоящая из коммерческих и некоммерческих организаций, деятельность которых предназначена для реализации системы поддержки малых предприятий.
Рис.1. Система поддержки малого предпринимательства
Все элементы поддержки находятся в прочной взаимозависимости и развитие только одного направления не будет способствовать эффективной поддержке малого предпринимательства. Построение эффективной системы государственного регулирования малого бизнеса – это задача государственных органов всех уровней, с целью качественного и количественного роста предпринимательского сектора экономики.
Обобщая анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежный опыт, можно сформулировать направления развития и совершенствования малого бизнеса в нашей стране:
– снижение налоговой нагрузки является первоочерёдной задачей совершенствования поддержки малого бизнеса. Причём эта поддержка должна распространяться как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся. По официальной статистике Росстата, «...одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов» [7]. Выделение различной финансовой поддержки в регионах, такой как гранты, субсидии, кредиты, нецелесообразно в силу того, что организации, воспользовавшись поддержкой, не развиваются из-за высоких ставок налогов и отсутствия гибкой системы для начинающих предприятий. А ведь потенциальные субъекты малого бизнеса могли бы развиваться и платить налоги в местный бюджет. «Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени» [5]. Это говорит о том, что рост доходов государства обеспечен при возможном увеличении легально зарегистрированных предприятий. Зарубежные страны с развитой экономикой прошли через этап высоких налогов и так как это привело к увеличению «теневого бизнеса», впоследствии они отказались от этого пути. Автор считает, что России следует учитывать этот опыт, поскольку налоговое законодательство основной фактор, сдерживающий развитие и поддержку малых предприятий;
– совершенствование законов о дебюрократизациии и антикоррупционного законодательства с целью снизить риски возникновения административных барьеров, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их исполнение, защитить от недобросовестной конкуренции. Говоря про административные барьеры, примером может служить опыт Испании, где за 24 часа можно зарегистрировать предприятие и заниматься деятельностью, не нуждающейся в лицензии;
– разработка мер законодательного порядка, которые стимулируют инвестирование и кредитование малого предпринимательства. Основная проблема, после налогового прессинга, с которой сталкиваются предприниматели, является затрудненный доступ и высокая стоимость к заемным финансовым ресурсам. Субсидии, которые направлены на компенсацию затрат не способны дать возможность начинающим предпринимателям организовать своё дело в силу отсутствия стартового капитала, следовательно они могли бы быть заменены на такие субсидии, которые выдавались бы перед осуществлением затрат. Такой опыт широко применяется в развитых странах;
– предоставление малым предприятиям государственных заказов. Проанализировав опыт зарубежных стран, в этом вопросе можно позаимствовать методы США и Германии, разработав жесткие требования к числу заказов в общей доле заказов, которые приходились на малые организации;
– информационная помощь должна обеспечиваться на федеральном уровне, а не на региональном с целью более сильного политического влияния на развитие малого предпринимательства и отстаивание его интересов на высшем уровне власти;
– развитие поддержки малого предпринимательства для регионов. По мнению автора, эта проблема актуальна для малых городов, поскольку крупный бизнес там не развивается, а малое предпринимательство могло бы быть источником доходов местных бюджетов и созданию рабочих мест. В качестве примера можно взять опыт Голландии, где особого внимания заслуживает развитие малого предпринимательства в наиболее экономически сложных регионах. Правительство решает проблему целевого размещения малых предприятий, выдавая безвозвратные субсидии, с целью создания развитой инфраструктуры. Министерство социального развития предоставляет специальный заем и гарантирует годовой оклад для малых предприятий.
Таким образом, целенаправленная государственная поддержка малых предприятий имеет важное значение для экономики России и возможна при условии, если она опирается на стройную концептуальную основу и вытекающую из нее систему последовательных мер регулирования. Как показал зарубежный опыт, «...лишь последовательная политика государства способна быть эффективной и привести к планируемому результату – созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» [3]. Кроме протекционистского подхода, включающего разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства (применяемого в России), страны с эффективно развивающейся рыночной экономикой идут по пути целенаправленного и последовательного развития макросреды бизнеса вообще, то есть создаются благоприятные условия для функционирования предприятий, начиная с федерального уровня, а именно законодательной базы. Федеральные программы и большинство региональных программ развития малого предпринимательства в России имеют лишь декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий этих программ практически не изменила неблагоприятных в целом условий их функционирования.
Использование программно-целевого подхода имеет ряд недостатков, что не позволяет решать проблемы развития малого предпринимательства. Слабым звеном в программах поддержки субъектов малого предпринимательства является расчет их эффективности. Ключевой особенностью программ поддержки малого предпринимательства, является сложность их оценки, которая обусловлена переплетением социальной и экономической составляющих. В связи с этим возникает сложность для проведения анализа с использованием классических инструментов. Основными проблемами оценки программ поддержки являются:
● определение места программ среди других программ социально- экономического развития территории, страны, региона, которая обусловлена многокомпонентным и многоотраслевым характером программ развития поддержки малого бизнеса. Опыт показывает, что решение проблем малых предприятий в отрыве от других экономических и социальных задач приводит лишь к распылению ресурсов и не дает ощутимого эффекта;
● проблема определения оптимальной не только по количеству, но и по качеству информации, которая необходима для планирования, организации и контроля программы. Эта проблема стоит наиболее остро, так как многокомпонентность программ имеет следствие проблем с выявлением её составляющих для проведения оценки, с целью принятия решения о распределении ограниченных ресурсов на финансирование;
● проблема определения и выбора показателей и критериев эффективности программ поддержки малого предпринимательства, поскольку оценка не самоцель, а средство эффективного планирования последующих программ.
● проблема выбора методики оценки программ поддержки малого бизнеса, поскольку в силу отмеченной выше ключевой особенности этих программ для оценки различных её элементов могут использоваться различные подходы.
Для решения этих проблем необходима «...последовательная политика государства, которая способна привести к планируемому результату – созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» [3].
Таким образом, для повышения эффективности государственного регулирования могут быть предложены следующие рекомендации:
– комплексный анализ потребностей предпринимателей для того, чтобы своевременно на них реагировать. Это необходимо, чтобы получать системные и актуальные сведения. Необходим региональный комплексный анализ, проведение мониторинга развития малого бизнеса, чтобы выбирать обоснованные направления для развития малого предпринимательства. В том числе набор показателей для определения эффективности программ;
– чёткая регламентация процесса оценки, так как финансирование ограничено, что повысит действенность и адресность финансовой поддержки с целью рационального использования денежных средств. Это предполагает: – конкурсный отбор предпринимательских проектов, а именно проведение экспертизы поданных заявок, отбираться проекты должны по приоритетным направлениям для экономики; – формирование экспертной комиссии с целью отбора финансово устойчивых проектов;
– повышение роли информационной поддержки, в т.ч. создание электронных порталов, как элемент продвижения государственной поддержки малого бизнеса;
– мониторинг предприятий, получивших поддержку, при этом важное значение имеет определение оценки вклада в социально-экономическое развитие региона, в т.ч. оценка эффективности реализуемых программ.
Для решения проблем в области государственного регулирования малого предпринимательства необходим инновационный подход, которому характерна интегральность, учитывающая интерактивное взаимодействие всех ее элементов. Акцент при реализации данного подхода должен быть сделан на качественно-результативные и процессные индикаторы эффективности.


Литература
1. Алимова Т.А., Буев В. Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. – 2010. – № 11. – С.53.
2. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. – 2009. – № 7. – С.46.
3. Кузнецов Ю.В., Капустина Н.В. Методологические аспекты исследования системы управления рисками // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3. – С.326.
4. Кузнецов Ю.В., Таймазов А.В. Приоритетные проблемы общественного развития: от взаимных отношений властных, предпринимательских и общественных структур к институциональным формам взаимодействия // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 3. – С.62–64.
5. Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участника рынка с монополистической конкуренцией // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2012. – №10. – С.2.
6. Реальная помощь малому бизнесу // Информационный бюллетень Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты «Бизнес-информ». – 2013. – № 13. – С. 20.
7. Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т.II. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 132.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия