Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 1 (53), 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Багиев Г. Л.
профессор кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ,
почетный доктор Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета

Буров В. Ю.
заведующий кафедрой антикризисного управления, финансов и кредита
Забайкальского государственного университета (г. Чита)
докторант кафедры коммерции
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
кандидат экономических наук


К вопросу формирования концепции государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства
Статья посвящена проблеме формирования концепции государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства (МП). Рассматриваются факторы, характеризующие сложное социально-экономическое положение сектора МП, которые препятствуют более активному и диверсифицированному его развитию. Проведен анализ моделей государственного противодействия теневой экономической деятельности. Показаны стадии готовности к внедрению государственных мероприятий по противодействию теневой экономике. Развиты концептуальные положения организации поддержки сектора МП с использованием механизма государственного противодействия теневым экономическим отношениям
Ключевые слова: малое предпринимательство, концепция государственного противодействия, теневая экономическая деятельность
УДК 338.242; ББК 65.9 (2) 09   Стр: 126 - 129

Теневая экономика, теневая экономическая деятельность малых предприятий и сопутствующая ей коррупция являются актуальными проблемами для российского общества. При этом их воздействие на российскую экономику может приводить к разнообразным негативным социально-экономическим последствиям, в т. ч. бюджетным потерям [1,4,5,7,10].
Малое предпринимательство (МП) является важным составным элементом рыночной экономической системы. На современном этапе развития российского общества сложное социально-экономическое положение малого предпринимательства характеризуется падением конкурентоспособности, что обусловлено не только системным экономическим кризисом, но и низкой эффективностью государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Существуют и другие объективные причины такого положения сектора МП: значительный спад промышленного и сельскохозяйственного производства, высокая динамика отрицательной миграции трудоспособного населения, стагнация доли населения, находящегося за чертой бедности, растущая безработица и все еще недостаточный уровень социального развития отдельных регионов страны.
В условиях системного экономического кризиса можно говорить о повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, в обеспечении экономического роста. «Недооценка функциональной роли малого предпринимательства, игнорирование его значительного социально-экономического потенциала в современных условиях приобретает характер крупномасштабного стратегического просчета» [8].
Недостаточная роль малого предпринимательства в экономике России подтверждается невысоким уровнем его развития. Так, вклад сектора МП в ВВП страны составляет около 20% против 50–70% в развитых странах. Число малых предприятий на 1000 жителей – в России 6–7, за рубежом – 25–30 (США, Япония, Великобритания и т.д.). В развитых экономиках малый бизнес создает около 80% рабочих мест, в России около 20%. По критерию развития малого и среднего предпринимательства, который является одним из составляющих индекса IMD (International Institute for Management Development) в рейтинге Всемирного экономического форума, Россия занимает 55 место среди 61 исследуемой страны [4].
Неадекватные экономические, правовые и институциональные условия деятельности субъектов МП заставляют малый бизнес свою деятельность направлять в теневой сектор экономики, достигающей сегодня по разным оценкам 40–50% от объема деятельности и до 90% скрытой заработной платы [4].
Теневые экономические отношения, являющиеся доминирующими в деятельности малых предприятий, напрямую связаны с неэффективными институциональными условиями по поддержки сектора малого предпринимательства.
На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к противодействию теневой экономике, ведется борьба только с отдельными ее проявлениями, мероприятия проводятся без учета региональной специфики. Очевидно, что сокращение объема теневого оборота хотя и является важной задачей, но не может быть осуществлено любыми средствами. Усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить экономический рост. Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий на хозяйствующие субъекты. Важно обратить внимание на индикативную функцию теневой экономики, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования.
Можно согласиться с мнением С. Сулакшина: «Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и теневой экономике, инициаторами которых выступали федеральные и региональные структуры, отдельные политики и научные коллективы. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные подходы в разной степени были ошибочными или несвоевременными» [7].
Исследования показывают, что в настоящее время малое предпринимательство рассматривается как особый самостоятельный социально-экономический сектор экономики, характеризующийся обострением экономических противоречий между интересами государства с одной стороны и интересами малых предприятий с другой [4].
В этой связи концептуальные модели государственного регулирования противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства должны учитывать противоречия экономических интересов между малыми предприятиями и государством и оценку опасности теневой экономической деятельности. Модели должны быть ориентированы на комплекс мер по смягчению противоречий с целью повышения экономической жизнеспособности малых предприятий при соблюдении правовых норм и правил осуществления экономических отношений.
Обозначенную проблему противоречия экономических интересов подтверждают работы отечественных ученых. Так, по мнению Ю. Чернышевой: «Исследование малого предпринимательства в концепции экономических противоречий, предполагающее основное и множество частных экономических противоречий, позволило раскрыть стороны противоречий: между интересами государства и интересами малого предпринимательства, между независимостью частной собственности и государственным регулированием малого предпринимательства; между интересами хозяина-предпринимателя и интересами наемных работников, между экономической инициативой предпринимателя и преступными посягательствами на предпринимательское дело... «. [9]
Основополагающий вклад в практику применения системы противоречий при анализе состояния малого предпринимательства внес А.А. Шулус, сформулировавший основное экономическое противоречие – постоянное возрастание социально-экономического значения малого предпринимательства в стране и относительно низкая экономическая жизнеспособность малых предприятий [10].
С нашей точки зрения основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства являются следующие:
1) создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса;
2) устойчивое развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды;
3) расширение самозанятости населения;
4) увеличение доли участия малого предпринимательства в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Обозначенные цели государственной политики по поддержке малого предпринимательства должны быть учтены при разработке концептуальных положений государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов МП.
Однозначного концептуального подхода к рассмотрению вопроса поддержки малого предпринимательства пока не сложилось. Например, О Плотникова считает: «Необходимо отметить четкость и ясность концепции поддержки малого бизнеса, как на уровне отдельных стран, так и входящих в них регионов. Эта концепция включает в себя понимание национальных особенностей и общемировых тенденций, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на государственном и региональном уровнях» [6].
Интересна позиция СК. Демченко:«... суть государственного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса объясняется причинами необходимости и присутствия регулирования для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе и адаптации существующей социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям ее функционирования» [5].
Г. Агарков считает, что с точки зрения минимизации негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие необходимо решить следующие задачи [1]:
1. Устранить условия для экономической целесообразности ведения теневой экономической деятельности.
2. Не допустить административного давления на законопослушных хозяйствующих субъектов по поводу противодействия теневой экономике.
3. Снизить ущерб, наносимый социальной сфере теневой экономикой.
4. Сократить объемы уклонения от налогообложения и обязательных платежей.
В интересах формирования оптимальной системы противодействия коррупции и теневой экономике следует принимать во внимание, что данные явления складываются не только из совокупности правонарушений коррупционного и экономического характера, но и из актов неформального поведения, противоречащих нормам морали, нравственным ценностям.
В табл.1 приведены особенности моделей государственного противодействия теневой экономической деятельности. Как видно из табл., противодействие росту теневой экономики должно охватывать все уровни управления народным хозяйством, пронизывать взаимоотношения общества, государства и экономики. Проведенные исследования дают основание полагать, что процесс внедрения концепции противодействия теневой экономики на мезоуровне протекает сложно и неравномерно. Изучение состояния противодействия теневым отношениям в регионах показывает, что можно выделить четыре стадии гоовности регионов к внедрению концепции противодействия теневой экономической деятельности МП (рис. 1).

Таблица 1
Модели противодействия теневой экономике и их особенности*
Модель
противодействия
Особенности модели противодействия теневой экономической деятельностиПримеры стран, использующие модель
Модель
«саморегулирования»
1. Отсутствие центрального органа по противодействию теневой экономике. Регулирование противодействия теневой экономики осуществляется путем общественной «самоорганизации»
2. Экономика страны высокоразвита
3. Теневая экономика не является угрозой национальной безопасности
Высокоразвитые страны с рыночной экономикой
Модель «приоритетности»
противодействия
1. Наличие авторитетного центрального государственного органа по противодействию теневой экономике
2. Приоритетное финансирование противодействию теневой экономике
3. Неотвратимость наказания
4. Идеология непринятия коррупции и теневой экономики в обществе
5. Регулирование противодействия теневой экономики осуществляется путем государственного прямого управления
Страны с централизованной, плановой экономикой
Модель
комплексного подхода
1. Противодействие теневой экономики находится в ведении нескольких межотраслевых органов экономического или правового профиля.
2. Экономика страны имеет высокий потенциал.
3. Страна характеризуется высоким уровнем коррупции
4. Отсутствие адекватной правовой базы направленной на борьбу с коррупцией
5. Регулирование противодействия теневой экономики осуществляется путем государственного регулирования
Развивающиеся страны с рыночной экономикой
* Разработано В. Буровым
Рис. 1. Стадии готовности к внедрению государственной концепции противодействия теневой экономической деятельности МП
В этой связи проведение работ по анализу и оценке уровня развития внутрирегиональной теневой экономической деятельности (первая стадия) целесообразно осуществлять поэтапно (табл.2).

Таблица 2
Этапы проведения анализа и оценки развития внутрирегиональной теневой экономической деятельности
ЭтапыСодержание этапов анализа
I.Изучение природных, экономических, социальных, психологических, криминальных, национальных и иных условий, факторов и процессов, способствующих формированию и развитию теневой экономики региона
II.Выявление и изучение основных сложившихся типов специализации и территориальной организации теневой экономической деятельности в регионе
III.Проведение работ по внутрирегиональному районированию теневой экономической деятельности, выявлению внутрирегиональных микрозон и масштабов ее географического размещения
IV.Выявление социально-экономических механизмов формирования и развития теневой экономической деятельности в регионе и определение эффективных путей минимизации и детеневизации региональной теневой экономической деятельности

Реализация современных подходов к регулированию развития сектора МП в регионе нуждается в разработке действенного инструментария, учитывающего особенности состояния и специфику современного этапа развития малого предпринимательства депрессивно-приграничных территорий, через определение целей и уровня управления, постановки задач. Такой инструментарий должен обеспечить применение системы наиболее информативных локальных показателей деловой активности, прибыльности, ликвидности, финансовой устойчивости, возможность их агрегирования с последующим ранжированием субъектов малого предпринимательства как по уровню их развития, так и по степени привлекательности для внешних инвесторов.
При решении задачи по минимизации масштабов теневой экономики в секторе МП в основу должна быть положена концепция регулирующего воздействия государства, направленного на минимизацию теневой экономической деятельности (ТЭД), основанная на создании условий при которых осуществление деятельности в теневом секторе экономики стало бы невыгодным и государственным органам и предпринимателям.
В том случае, когда система регулирующего воздействия государства принимает неадекватные для эффективного развития сектора МП решения, повышает административные барьеры, то она становится тормозом для его прогресса. В результате между государством и субъектами МП обостряется экономическое противоречие между характером регулирующего воздействия государства по формированию эффективных условий для осуществления субъектами МП своей экономической деятельности и все возрастающими и изменяющимися интересами предпринимателей в развитии своего бизнеса. При этом основными целями являются получение прибыли (предпринимательского дохода) и удовлетворение общественных социально-экономических потребностей.
Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства предполагает обоснование теоретико-методических подходов к его регулированию, включающих формирование концептуальных основ и механизма их практической реализации в целях придания предпринимательству нового импульса в его развитии. И тем самым трансформации его из рентоориентированного (полезного немногим) в прибыльно-ориентированное (полезное всем членам общества), подкрепленного мерами государственного регулирования с использованием методических средств системного подхода к объекту управления. Концептуальные положения поддержки системы МП целесообразно формировать по трем блокам:
– экономический – включающий: создание научно-методической базы исследования теневой экономики; снижение маргинальных ставок налогов на основе модели Лаффера и оплаченной цены доступа, упорядочение размеров единых страховых взносов для МП; создание единого банка данных о теневой деятельности МП.
– нормативно-правовой – содержащий: сведения об изменениях законодательства, касающегося снижения государственного вмешательства в деятельность МП и упорядочения трансакционных издержек; о законодательном обеспечении контроля за уровнем теневой экономики; о законах по защите государством собственности МП.
– организационный – предполагающий: создание специального органа по противодействию коррупции и теневой экономике; усиление регулирующей роли государства по развитию и обеспечению безопасности МП; совершенствование аналитической работы, создание центров мониторинга и превентивного анализа деятельности МП.
В этом случае система мер государственного регулирования развития малого предпринимательства агрегирует средства ресурсно-имущественной поддержки, страховой защиты, кредитования, совершенствования налоговой, информационной и правовой базы. Совершенствование правовой базы ориентировано на совершенствование ранее принятых законов федерального уровня «О малом предпринимательстве», «Об инвестициях в малый бизнес», «О финансово-кредитных институтах в малом предпринимательстве» и др.
Разработка концептуальных положений и направлений формирования модели государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства проводится с целью минимизации ее ущерба от теневой экономики. Основу внедрения такой модели составляют система регионального мониторинга теневых экономических отношений в секторе МП и информационно-управленческий аппарат обеспечения избирательности воздействий на хозяйствующие субъекты.
При реализации предлагаемой концепции государственного регулирования развития малого предпринимательства в регионах возможна ориентация на достижение следующих экономических нормативных индикаторов его развития:
● доведение числа функционирующих малых организационно-экономических структур до объективно необходимой критической массы – с 10–15 до 25 малых предприятий на 1000 человек;
● увеличения вклада сектора МП в ВРП регионов с 13 до 40%.
● увеличение численности инновационно-ориентированных малых предприятий – с 7–20 единиц малых предприятий от общего числа до 20% от действующих на территории региона;
● уменьшение масштабов теневой экономики в секторе МП до уровня экономик развитых стран – с 45–55 до 15–20%;
● увеличение численности рабочих мест создаваемых субъектами МП до уровня экономик развитых стран – с 20–25 до 60–70% от общего числа рабочих мест.
При этом необходимо учитывать степень вовлеченности субъектов МП в теневой сектор экономики и его масштабы и использовать механизм стимулирования переориентации деятельности малых предприятий в официальный сектор экономики.


Литература
1. Агарков Г.А. Минимизация негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие региона: автореф. ... д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 2008. – 39 с.
2. Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.
3. Багиев Г.Л, Буров В.Ю. Механизм противодействия теневой экономической деятельности малых предприятий в системе государственного регулирования //Вестник – Экономист Заб ГУ. – 2011. – № 2 (электронная версия) http://vseup./ru/articles/247/
4. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования: монография / Забайкал. гос. ун-т – Чита: ЗабГУ, 2014. – 200 с.
5. Демченко С.К., Саломатова Т.Г. Рыночные и государственные регуляторы в формировании экономической стратегии развития малого и среднего бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 9. Вып.1 (191). – С.17–22. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13160/
6. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. – 216 с.
7. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2-х т. Т.2. – М.: Научный эксперт, 2009. – 304 с.
8. Хамидуллин Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития системы малого предпринимательства: автореф. дисс. на соискание уч. степ. д-ра. экон. наук – Казань – 2007.
9. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: автореф. ... д-ра экон. наук. – Ростов-на Дону, 2009. – 45 с.
10. Шулус А.А. Объективные основы и направления развития системы поддержки малого предпринимательства в России: дисс. д-ра экон. наук. – СПб., 1997. – 264 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия