Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Соколова С. В.
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Лин А. А.
заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор

Орлов А. С.
доцент кафедры экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
кандидат фармацевтических наук


Фармацевтический рынок: сегмент косметики
В статье проанализированы состояние, тенденции и проблемы развития аптечного рынка косметики как специфического сегмента фармацевтического рынка России. Охарактеризованы общие черты и особенности аптечного рынка косметики. Проанализирована система государственного регулирования аптечного рынка косметики и сделан вывод о необходимости ее дальнейшего совершенствования
Ключевые слова: фармацевтический рынок, аптечный рынок косметики, лечебная косметика, структура аптечного рынка косметики, динамика цен в отдельных группах аптечного рынка косметики, государственное регулирование аптечного рынка косметики
УДК 615.1/.4; ББК 52.8   Стр: 345 - 350

Данная статья является продолжением ряда публикаций по социально-экономическим вопросам развития фармацевтического рынка и посвящена аптечному рынку косметики [1–10].
Еще в недавнем прошлом значительная часть человечества руководствовалась принципом Апостольских постановлений (Книга первая, 4): «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай». Однако современной общемировой тенденцией является быстрый рост розничных продаж парфюмерно-косметической продукции. Так, с 2003 г. по 2013 г. общий объем мирового рынка парфюмерных и косметических товаров вырос почти в 3 раза. Но даже на этом фоне соответствующий российский рынок за аналогичный период времени увеличился почти в 6 раз, то есть он рос в 2 раза быстрее мирового [рассчитано по: 11–12]. В 2013 г. объем российского рынка парфюмерно-косметических товаров достиг 402,67 млрд руб. и составил 1,7% от общего оборота розничной торговли в России, что сопоставимо с долей в розничных продажах фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров, которая, по данным Росстата, была равна 3,4% [13]. Такая высокая динамика розничных продаж парфюмерно-косметических товаров в России на фоне растущих реальных доходов свидетельствует о росте эстетических запросов населения, усилении внимания к уходу за своим телом и в какой-то мере к своему здоровью, что с экономической точки зрения может рассматриваться в качестве инвестиций в человеческий капитал [21; 22]. Обоснованность и эффективность таких вложений образно доказала польская писательница Янина Ипохорская: «Говорят, во Франции женщины тратят на косметику больше, чем государство на армию. Но у них и побед больше».
Доля аптечных продаж в реализации парфюмерно-косметической продукции была весьма скромна и в 2013 г. составляла 6%, но в ее ассортименте преобладает лечебная косметика, как специфический вид фармацевтического товара. Рассмотрим количественные характеристики аптечного рынка косметики. В 2013 г. в аптеках было реализовано 200 млн упаковок косметических средств на общую сумму 24,344 млрд руб. (рис.1).
В период с 2010 г. по 2013 г. среднегодовой темп роста аптечного рынка косметики в стоимостном выражении составлял 6,8% при том, что в натуральных показателях (количество проданных упаковок) заметных изменений практически не было. Отметим тот факт, что в целом российский рынок соответствующей продукции за тот же период времени увеличивался в среднем на 15,8% в год. Отставание темпов роста аптечного рынка косметики от общероссийского рынка парфюмерно-косметической продукции, по нашему мнению, в первую очередь связано с активными маркетинговыми усилиями по продвижению мировых брендов в основных товаропроводящих каналах.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 1. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42). — С. 372–375.
2. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 2. // Проблемы современной экономики. 2012. — № 3 (43). — С. 322–325.
3. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С. 336–341.
4. Лин, А.А., Соколов Б.И., Слепнев Д.М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств в России // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1 (45). — С.191–194.
5. Соколов Б.И., Лин А.А., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — С. 267–270.
6. Лин А.А., Соколова С.В., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (47). — С. 378–382.
7. Соколова С.В., Орлов А.С., Румянцева М.С. Фармацевтический рынок: государственные закупки лекарственных препаратов // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 345–349.
8. Лин А.А., Соколова С.В., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: госпитальный сегмент // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 1 (49). — С. 224–230.
9. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: льготное лекарственное обеспечение // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2 (50). — С. 337–341.
10. Лин А.А., Соколова С.В., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: сегмент биологически активных добавок // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 3 (51). — С. 297–302.
11. Косметика-2013: цифры, факты, тенденции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cosmetology-info.ru/1145/Kosmetika-2013-tsifry--fakty--tendentsii (дата обращения: 22.07.2014).
12. Состояние российского рынка парфюмерии и косметики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2004/11/17/ko2 (дата обращения: 22.07.2014).
13. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail (дата обращения: 22.07.2014).
14. Фармацевтический рынок России. Итоги 2010 года: аналитический отчет. — М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2011. — 76 с.
15. Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года: аналитический отчет. — М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2012. — 72 с.
16. Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 года: аналитический отчет. — М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2013. — 76 с.
17. Фармацевтический рынок России. Итоги 2013 года: аналитический отчет. — М.: ЗАО Группа «ДСМ», 2014. — 71 с.
18. Лин А.А., Слепнев Д.М., Румянцева М.С. Тотальная импортозависимость фармацевтического рынка — угроза национальной безопасности России // Экономическое возрождение России. — 2014. — № 1. — С. 141–149.
19. Лечебная косметика. Маркетинг или лечебный эффект? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.inpharm.ru/lechebnaya-kosmetika-marketing-effekt (дата обращения: 25.07.2014).
20. Парфюмерия: треть российского рынка парфюмерии — фальшифки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marynet.ru/krasota-i-zdorove/parfyumerija-tret-rossiiskogo-rynka-parfyumerii-falshivki.html (дата обращения: 25.07.2014).
21. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика: учебник. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.
22. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 53–56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия