Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гайдуков А. В.
доцент кафедры религиоведения
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург),
президент Центра религиоведческих исследований «ЭТНА»,
кандидат философских наук

Скобельцына А. С.
доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Балтийской академии туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург),
кандидат культурологии


Актуальные проблемы адаптации трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге
В статье рассматриваются вопросы адаптации трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге, соответствующие меры, предпринимаемые органами государственной власти, национально-культурными объединениями и религиозными организациями
Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, Санкт-Петербург
ББК С73(2)7-25,0   Стр: 248 - 253

Санкт-Петербург с момента своего основания — многонациональный и поликонфессиональный город. Его население формировалось за счет переселенцев со всех концов России, преобладающую часть которых составляли русские, но с ними вместе в город приезжали белорусы, украинцы, евреи, народ ы Поволжья, Прибалтики, а также большое количество иностранных специалистов. По данным последней переписи населения, сейчас в пятимиллионном городе проживает около 3,9 млн русских, 64,5 тыс. украинцев, 38,1 тыс. белорусов, 31 тыс. татар, 24,1 тыс. евреев, 20,3 узбеков, 20 тыс. армян, 17,7 тыс. азербайджанцев, 12 тыс. таджиков, 8,2 тыс. грузин, а в целом более 50 национальностей, различных вероисповеданий. По данным Федеральной службы государственной статистики прирост населения в Санкт-Петербурге в январе-октябре 2014 г. составил 1,4 (около 6 тыс. человек, из которых 87% за счет миграционного прироста) [5].
Ситуация с занятостью в Санкт-Петербурге достаточно стабильна. По данным Росстата за сентябрь-ноябрь 2014 г., уровень безработицы в целом по России составил 5,2%, самый низкий он в Санкт-Петербурге (1,3%).[9, 29] Однако для динамично развивающихся мегаполисов необходим приток рабочей силы в различные сектора экономики. [18] При этом трудовая миграция представителей низкоквалифицированных профессий становится серьезной социальной проблемой. Губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко отметил, что городу не хватает рабочей силы, и привлекать трудовые ресурсы необходимо, «но нужно одновременно решать и социальные проблемы мигрантов, обеспечивать им не только достойную зарплату, но и условия проживания, медицинское обслуживание».[35]
Миграции могут быть вызваны разными причинами и классифицироваться по разным основаниям. По географическому (территориальному) признаку выделяют внешних мигрантов, приехавших из-за границы, и внутренних — приехавших из другого региона РФ. По причинам перемещения выделяют вынужденную (беженцы) и добровольную миграцию. Причинами миграции могут быть: осуществление трудовой деятельности (трудящиеся-мигранты, родственники трудящихся-мигрантов, иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, приграничные рабочие, циркулярные мигранты: «бизнес-мигранты», «челночные» мигранты и т.д.), получение образования, воссоединение или создание семьи, переезд к родственникам, переселение на постоянное место жительства, транзит, паломничество и др. По срокам выделяют временную (менее года), долгосрочную (более года) и безвозвратную (смена гражданства) миграции. В аспекте правового статуса мигранта можно выделить законную и незаконную миграцию. Для иностранцев в России предусмотрены правовые режимы: временно пребывающие иностранные граждане, временно проживающие иностранные граждане и постоянно проживающие иностранные граждане. [27]
Конфликтогенность. Часто образ трудового мигранта предстает в криминальных тонах. Как отмечает руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу А. Лавренко, число преступлений, совершаемых мигрантами в Санкт-Петербурге, возросло на 25% [6]. По словам главы ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленобласти С. Умнова, мигранты совершают около 9% преступлений в городе. В 2013 г. было зафиксировано 764 тяжких преступлений, совершенных мигрантами, [4] каждое шестое убийство и каждое третье изнасилование [6].
Преступления часто связаны с нелегальным пребыванием мигрантов на территории России и нарушением трудового законодательства со стороны работодателей, выражающемся в отсутствии трудовых договоров и «рабских» условиях труда. Мигрант, оставшийся без зарплаты, вынужден искать средства к существованию любым, в том числе криминальным способом.
Вторым фактором трудовой миграции является ее инокультурность и преимущественно мусульманская религиозно-культурная идентичность, различающаяся с традициями петербуржских мусульман. Неумение трудовых мигрантов вести себя в мегаполисе и стремление сохранить свою религиозно-культурную идентичность часто приводит к конфликтам, позиционируемым в общественном сознании как исламский и даже «исламистский» фактор. В урегулировании таких конфликтов следует различать внутренних мигрантов, например из Дагестана, и внешних — из Таджикистана и Узбекистана, обладающих общей исламской идентичностью в глазах горожан, однако имеющих разный статус (граждан РФ в первом случае и иностранцев — во втором).
Истоки внешних миграций — распад СССР. «Трудовая миграция в Россию — это мощная реально действующая и имеющая перспективы развития скрепа СНГ, стимулирующая интеграционные тенденции. На этом пространстве миграция в полной мере реализует свою функцию как фактора, способствующего преодолению бедности и более равномерному распределению богатства между странами» [8]. В последнее десятилетие постсоветские страны активно занимаются проблемами миграции. С 2006 г. работает Программа сотрудничества стран СНГ в области противодействия незаконной миграции. В 2007 г. в Душанбе образован Совет руководителей миграционных органов СНГ, а главы государств СНГ подписали Декларацию о согласованной миграционной политике. В 2011 г. в рамках Единого экономического пространства уже принято и ратифицировано Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, гарантирующее гражданам государств-участников свободу передвижения и трудоустройства в каждом из них.
Как отмечается в тексте государственной программы «Миграция», Санкт-Петербург является одним из самых притягательных для иностранных мигрантов регионом Российской Федерации. [18] По данным ФМС России в 2013 году в Россию въехало 17 342 369, за 10 месяцев 2014 г. — 15 474 580 иностранных граждан.[20] 45% всех иностранных граждан находятся в мегаполисах — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, при этом в этих регионах 70% трудовых мигрантов работают законно, а 30% нарушают режим пребывания [19].
Статистика внешних мигрантов в Санкт-Петербурге весьма относительна: «Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации» [12]. В Санкт-Петербурге находится порядка 500 тысяч иностранных мигрантов. Основной приток иностранных граждан происходит из Узбекистана и Таджикистана [18]. Специалисты Межрегионального центра образования мигрантов стран-участников СНГ Института образования взрослых Российской Академии Образования считают, что в городе находятся 500–600 тысяч трудовых мигрантов-узбеков, около 300 тыс. таджиков, более 380 тыс. азербайджанцев и др. По данным УФМС, в 2011 г. на миграционный учет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области поставлено 1 060 108 иностранных граждан.[17] В 2011 г. на Санкт-Петербург выделено 197 253 квоты на иностранную рабочую силу. В 2012 г. в городе было зарегистрировано более 1 млн иностранных граждан, из которых официально работало примерно 200 тыс. мигрантов и более 150 тыс. мигрантов-нелегалов. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга в городских школах учится примерно 8 тыс. детей, чей родной язык не русский, это почти 9% школьников [2].
В Санкт-Петербурге в 2013 г. было зарегистрировано 250 000 иностранных мигрантов, более 30% которых заняты в строительстве, а остальные на низкооплачиваемых работах [15]. Со стран с безвизовым режимом наибольшее число разрешений на работу получили граждане Узбекистана (62%), Таджикистана (16%), Украины (8%), Молдовы (5%). Из стран с визовым режимом въезда лидирующее место по числу полученных разрешений на работу занимают граждане Китая (43%), Турции (10%), КНДР (10%) и Финляндии (5%) [28]. В 2014 г. Петербург был готов принять 136 тыс. иностранных рабочих (в 2013-м — 168 тыс.) [37]. Однако есть прогнозы, что согласно принятой программе содействия занятости населения на 2015–2020 гг., количество иностранных рабочих в Петербурге будет сокращаться. Сейчас их доля составляет 18% от всего экономически активного населения города, а к 2020 г. она снизится до 6%.
Следует отметить, что мигранты, пребывающие сегодня из стран бывшего Советского Союза, обладают худшей квалификацией, знанием законодательства, русского языка, обычаев и культуры региона, нежели мигранты, прибывавшие в 1990-е годы. Данные обстоятельства имеют негативное влияние на криминогенную, межэтническую и религиозную ситуацию в Ленинградской области. Большинство трудовых мигрантов прибывает из стран, где большая часть населения исповедует ислам. Складывающаяся ситуация требует вдумчивой политики по урегулированию возможных конфликтных ситуаций и по формированию толерантного и созидательного взаимодействия между представителями коренного населения и приезжими, а также между представителями различных этно-религиозных культур. [28]
Круг проблем, касающихся трудовых мигрантов, на наш взгляд, обусловлен следующими факторами:
1. Правовой статус мигрантов: условия работы, проживание, оплата труда, а также ответственность работодателей;
2. Культурная адаптация мигрантов: изучение русского языка, истории, обычаев и традиций страны временного пребывания («Мигранты обязаны знать русский язык и культуру, только после этого они поймут, как следует себя вести в гостях. Если человек, въехавший на территорию России, не имеет представления ни о культуре, ни о языке, он может затеряться здесь. Если его не научат этому, он может натворить что угодно» — считает главный редактор газеты для выходцев из Средней Азии «Таран» М. Маматмуминов [2]).
3. Религиозная принадлежность трудовых мигрантов, исповедующих ислам: необходимость совершать предписанные исламом обряды — на пятничные намазы (молитвы) и во время основных праздников (Ураза-Байрам и Курбан-байрам) у двух петербургских мечетей наблюдается большое скопление верующих и это далеко не все находящиеся в городе мусульмане;
4. Рост числа правонарушений со стороны мигрантов.
В настоящее время проблемами социальной адаптации мигрантов занимаются государственные органы, образовательные учреждения, национально-культурные объединения и организации, а также религиозные организации. В нашем регионе это УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Отдел по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики г. Санкт-Петербурга, большое количество национально-культурных организаций (автономии, землячества, центры), Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-западного региона.

Государственные структуры и вопросы миграций. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из целей государственной национальной политики РФ определяется успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов (ст. 17) и одним из приоритетных направлений государственной национальной политики РФ — создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (ст.20). Также Президентом РФ утверждена «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года». На первом этапе реализации программы (до 2015 г.) предполагается создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом; создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства; создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации.
В декабре 2013 г. в городском Правительстве был создан Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. В его ведении находится Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей». В числе задач комитета: социальная и культурная адаптация мигрантов; профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов, обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Комитет разрабатывает и проводит мероприятия по противодействию формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку; содействует повышению роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры культурных и учебных центров; осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализации мероприятий; участвует в разработке и реализации мер, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга; содействует в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости.
Государственные программы. Существует ряд специальных программ по данным проблемам: 1. Программа «Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы», разработанная Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга на основании Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года и в соответствии с государственной миграционной политикой. Цель программы — добиваться приоритетного принципа использования национальных трудовых ресурсов и снижать социальную напряженность между трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга. 2. Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы» (программа «Толерантность») курируется Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Ее цель — воспитание правильного и доброжелательного восприятия этнического и культурного многообразия нашей страны, привитие общероссийской гражданской идентичности.
В январе 2010 г. в Петербурге начал работу один из первых в России центров временного содержания нелегальных мигрантов, рассчитанный на единовременное пребывание 180 человек, в том числе семей с детьми. С апреля 2014 года в аэропорту Пулково работает зона миграционного контроля. Мигрантов встречают и опрашивают, направляют к представителям комитета по труду, в зоне контроля предоставляют возможность оформить медицинские полисы.
Проблемой адаптации мигрантов всегда занимались национально-культурные общества. В Постановлении Совета Федерации Федерального собрания РФ от 21 мая 2014 г. №  195-СФ «О вопросах миграционной политики в РФ и деятельности федеральной миграционной службы» (ФМС) говорится о необходимости продолжить работу по адаптации мигрантов в России и их интеграции в российское общество, расширить взаимодействие с национальными объединениями (диаспорами) и землячествами иностранных граждан.
Национальные диаспоры внесли большой вклад в развитие Санкт-Петербурга и сегодня принимают активное участие в его общественной и культурной жизни. Сейчас в городе действуют Санкт-Петербургский Дом Национальностей, Ассоциация национально- культурных общественных организаций Санкт-Петербурга «Лига наций», Научный центр «Петрополь», писательская организация «Многонациональный Петербург» и сотрудничающие с ними национально-культурные автономии и Национально-культурные объединения, общим числом больше 70. Общее число национальных обществ превысило 200. [22] Среди них национально-культурные объединения народов, исповедующих ислам: Азербайджанская, Башкирская, Татарская национально-культурные автономии (НКА), Киргизская НКА в муниципальном округе Оккервиль; Казахская НКА «Байконур»; «Узбекская НКА «Узбегим»; Ингушский культурный центр «Таргим»; Казахское общество «Ата-Мекен»; Санкт-Петербургское Общественное объединение «Башкортостан»; «Карачаевская община Санкт-Петербурга «Алан»; НКА карачаевцев «Эльбрусоид на Неве»; Социально-культурный центр туркмен «Месген»; Общество туркменской культуры «Мекан»; общество дружбы российского и таджикского народов «Сомониен»; общественное объединение таджикистанцев «Аджам»; общество соотечественников Узбекистана «УМИД»; Автономная некоммерческая организация «Культурный центр народов Кавказа»; Санкт-Петербургская общественная организация содействия развитию профессионального и творческого потенциала молодежи «Содружество молодежи Дагестана».
Имеет представительство в Санкт-Петербурге и Общероссийская общественная организация «Федерация мигрантов России» (учреждена в 2007 г.), которая объединяет представителей диаспор более 74 стран дальнего и ближнего зарубежья и призвана оказывать содействие и помощь мигрантам в изучении русского языка и получении образования, сохранении исторических и культурных ценностей, с учетом традиций коренных народов РФ, развитию бизнеса, создании адаптационных центров и формировании легальной жизнедеятельности мигрантов.
Национальные объединения проводят мероприятия по адаптации мигрантов. 6 июня 2014 г. в Доме национальностей состоялся круглый стол «Многонациональный Санкт-Петербург в объективе СМИ. Вопросы межнациональных отношений и миграционной политики. Информационное противодействие проявлениям терроризма и экстремизма», инициаторами которого выступили Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики и Комитет по печати и взаимодействию со СМИ. В целях поддержания постоянного общественного диалога, на базе Дома национальностей было решено организовать постоянную работу «Этно-пресс-клуба».
Образовательные учреждения также активно участвуют в процессе адаптации мигрантов. У большинства прибывающих в Россию есть проблемы со знанием русского языка, так как они выросли уже на постсоветском пространстве и не изучали этот язык в школах. С 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон № 74-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»«,[36] согласно которому вместо предоставлявшихся ранее квот вводится патентная система, предполагающая обязательный экзамен по русскому языку, истории и законодательству России. По прогнозам ФМС, всего в России 3,5 млн мигрантов должны будут сдать тесты в 2015 г. [33] Санкт-Петербургский государственный университет среди других четырех российских университетов получил право принимать комплексный экзамен у трудовых мигрантов, желающих получить работу в России [23]. Срок действия сертификата о сдаче экзамена — 5 лет, его стоимость составляет 3000 рублей для получения патента на работу и 5300 рублей — для получения гражданства. Как следствие мигранты стали покидать Россию. По словам главы Федерации мигрантов России Мухаммеда Амина «Сегодня планируют уезжать после нового года более 25% мигрантов и перевести свою деятельность в другие страны» [3].
Первые бесплатные 60-часовые языковые курсы для мигрантов с выдачей свидетельств появились в Санкт-Петербурге в рамках программы «Толерантность». Параллельно в городе работают десятки общественных курсов. Так, организация «Дети Петербурга» бесплатно учит иностранных детей русскому языку и помогает им адаптироваться в школе. Организуются занятия и при национально-культурных центрах [37]. В средней школе № 138 на Полюстровском проспекте совместно с СПбГУ создан адаптационный центр для детей-кавказцев, помогающий в овладении учебной программой на русском языке, здесь работают этнопсихологии. Татарская воскресная школа (мактаб) работает при Санкт-Петербургском Фонде возрождения ислама на Фонтанке, 78. В школе № 294 на ул. Коломенской работает ингушская воскресная школа. В 2009 г. Создан Межрегиональный центр образования мигрантов государств-участников СНГ при Институте образования взрослых РАО, обучающий русскому языку, истории, культуре.
Адаптации детей мигрантов и развитию их коммуникативных способностей в инокультурной среде посвящен проект «Содействие социально-культурной интеграции детей-мигрантов в Санкт-Петербурге», в котором участвуют дети трудовых мигрантов из Средней Азии и регионов Северного Кавказа РФ и дети, выросшие в Санкт-Петербурге. Дети знакомились с культурными ценностями города, посещая экскурсии, дискуссии, тренинги, театральные спектакли, достигнув положительных результатов [39].
Свой вклад в обучение осуществила и Русская православная церковь (РПЦ), издав с Российским православным университетом (РПУ) новый учебник для мигрантов «Русский язык, история и основы законодательства России» под редакцией председателя Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества Всеволода Чаплина [30].

Деятельность религиозных организаций в адаптации мигрантов.
Религиозные организации Санкт-Петербурга осуществляют социальное партнерство с государством в рамках федеральных и региональных целевых программ, в том числе и в совместной работе с мигрантами. В сентябре 2014 года руководители религиозных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняли участие в международной конференции «Регулирование трудовых потоков из стран Среднеазиатского региона. Проблемы и пути решения», дав свои рекомендации по работе с мигрантами. Указав на необходимость всесторонней помощи государства в адаптации мигрантов, муфтий Равиль-хазрат Панчеев отметил, что самостоятельная адаптация мигрантов в стихийно создаваемых мусульманских общинах может приводить к формированию экстремистских формирований. Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга обсуждает вопросы адаптации мигрантов, в частности, в контексте терпимости людей разных религий друг к другу. Так, например, на конференции «Духовный мир традиционных конфессий», организованной 20 ноября 2014 Рабочей группой по межнациональным и конфессиональным вопросам Общественного Совета при ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где муфтий Р. Панчеев выступил с докладом «Ислам — религия мира».
В деле адаптации мигрантов, в сохранении духовной и культурной идентичности народов России участвуют не только мусульманские, но и христианские религиозные организации. Территориальными органами ФМС России заключено 129 соглашений о сотрудничестве в сфере интеграции с религиозными организациями: 80 — с православными, 42 — с мусульманскими, 3 — с буддистскими, 2 — с иудейскими организациями, 2 — с объединениями Армянской апостольской церкви. Кроме того, религиозными организациями открыто 37 курсов для мигрантов: 31 — организациями РПЦ, 6 — духовными управлениями мусульман.[10]
В 2011 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Управлением ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Санкт-Петербургской Епархией РПЦ с целью совместной разработки, организации и проведения встреч, бесед, круглых столов по социальной и культурной адаптации прибывающих в регион мигрантов. Также планировалась разработка и подготовка печатных изданий с целью ознакомления мигрантов с законодательством Российской Федерации, православными традициями и нормами поведения, принятыми в российском обществе. РПЦ намерена издать специальную редакцию Библии для трудовых мигрантов из ближнего зарубежья [26].
Центр помощи эмигрантам и социально необеспеченным людям собирается создать и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ). По словам настоятеля храма армянской церкви г. Всеволожска о. Аршака, «мы объединили усилия, чтобы создать такой центр» [31]. На круглом столе в Правительстве Ленинградской области 9 сентября 2014 г. пастор ЕЛЦИ Иван Лаптев рассказал, что их церковь с 2008 г. занимается служением мигрантам, оказывающимся в кризисных ситуациях из-за отсутствия элементарных средств к существованию по причине недобросовестности работодателей, не выплачивающих зарплату. Во-первых, это гуманитарная помощь материальными средствами, одеждой, продуктами питания, предметами первой необходимости. Волонтеры посещают мигрантов, проживающих зачастую с маленькими детьми, многодетными семьями, и оказывают им материальную поддержку. Во-вторых, направление юридической помощи, когда юристы оказывают консультации, как перейти в легальный статус из нелегального. Здесь церковь и общественные религиозные организации выступают посредником для того, чтобы вернуть в поле законных правоотношений, способствуя профилактике преступности в среде мигрантов и уменьшению негативного отношения местного населения к мигрантам, вызванного такими преступлениями. В-третьих, проводятся мероприятия по социализации в форме просветительских бесед и встреч, напрямую способствующих установлению дружеских отношений и нормального социального климата в районах Ленинградской области [26].
Помощь мигрантам также обсуждается и в других протестантских церквах. Так, на Малом Соборе Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), состоявшемся в 2013 г. в Санкт-Петербурге, пастор Ольга Голикова выступила с предложением создать центры социальной адаптации мигрантов с изучением русского языка и основ российской культуры, отметив, что «подобного рода курсы мы можем организовать на наших площадках уже сейчас» [21].
Есть мнение, что с ростом количества мигрантов из традиционно мусульманских регионов, проблемой их адаптации должны заниматься, в первую очередь духовные лидеры мусульман. Более того, перед угрозой салафизма, ваххабизма и религиозного экстремизма просветительские программы должны стать первостепенной задачей для духовенства всех конфессий [38]. Однако в мусульманских организациях Санкт-Петербурга сложилась сложная ситуация, которая в какой-то степени является отражением общероссийской ситуации — отсутствия у мусульман России единого лидера и единого центра управления. Сегодня на территории страны существуют следующие влиятельные мусульманские структуры: Совет муфтиев и Духовное управление мусульман РФ (ДУМ РФ) в Москве (ранее ДУМ Европейской части России — ДУМЕР), которыми руководит муфтий Равиль Гайнутдин, Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) в Уфе, которое возглавляет шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Черкесске под председательством Исмаила Бердиева. Этим централизованным объединениям подчиняются мусульманские общины, расположенные по всей стране. По их собственным подсчетам, московскому Совету муфтиев подконтрольны более 2000 общин, уфимскому ЦДУМу — более 1500, а Северокавказскому центру — более 3500. Есть огромное количество муфтиятов в России, которые не взаимодействуют друг с другом. Есть города, в которых два или даже три муфтия.
В Петербурге Соборная мечеть на Кронверкском проспекте и квартальная мечеть в Приморском районе, на углу Парашютной и Репищевой улиц подконтрольны централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России», под председательством муфтия Равиля Панчеева, избранного после смерти в декабре 2012 г. его отца, муфтия Жафяра Пончаева, возглавлявшего Соборную мечеть более тридцати лет и вошедшего в топ-500 самых влиятельных мусульман планеты. Остальные мусульманские организации, зарегистрированные в городе, входят в состав «конкурирующего» СМР (Москва). Общины живут каждая сама по себе и конкурируют друг с другом [13].
Важно понять, что для значительной части мигрантов из Центральной Азии и Кавказского региона ислам и исламская обрядность являются частью повседневности, для них совершение намаза является такой же потребностью, как питье воды и принятие пищи. На местах своей работы (как правило, на рынках) они стремятся организовать мусалля — молельные комнаты для ежедневного совершения пятикратных намазов, вмещающее до 50 человек. Там имеются небольшая библиотека с исламской литературой, раздевалка, а перед входом в мусаллю устраивается тахаратхана — помещение для омовений. Также мигранты, работающие на рынках, стремятся решить проблему с питанием в соответствии с предписаниями Ислама, организуя халяль-кафе, пункты по продаже мяса-халяль, а также продуктовые киоски и магазинчики [32]. Руководители мусульманских организаций пытаются контролировать процесс создания и функционирования молельных комнат, магазинов с продуктами халяль.
Количество мусульман в пятимиллионном Санкт-Петербурге определяется в пределах 700–800 тыс. человек. Однако не представляется возможным посчитать раздельно петербуржцев, исповедующих ислам, и мигрантов, собирающихся к Соборной мечети по пятницам и на праздники. Их количество, доходящее до нескольких десятков тысяч, беспокоит горожан. Проблема неодобрительного отношения к мусульманам не в последнюю очередь основывается на представлениях о трудовых мигрантах-гастарбайтерах из Средней Азии.
Для снижения конфликтности во взаимодействии горожан с трудовыми мигрантами, особенно с представителями культуры ислама, целесообразно провести следующие действия:
Со стороны государства:
— ограничить миграцию, особенно непрофессиональную, привлекать к трудоустройству коренное население России;
— более настойчиво обучать мигрантов русскому языку и основам российской и петербургской культуры;
— создать мигрантам (работающим официально и зарегистрированным в УФМС) условия для нормальной жизни, а также для сохранения ими принципиально важных особенностей организации жизни, в частности, религиозно-культурных традиций;
— при возможности в местах компактного проживания большого количества трудовых мигрантов-мусульман создать молитвенные комнаты и сформировать институт духовенства из представителей диаспор или самих мигрантов, имеющих соответствующее образование и взаимодействующих с руководством ДУМ Санкт-Петербурга и властями (для поддержания культурных ориентиров мигрантов, координации их действий и социального взаимодействия в привычных формах, для помощи в социализации и инкультурации в мегаполисе);
— поддержать ДУМ Санкт-Петербурга в более активном осуществлении адаптации мигрантов из мусульманских стран;
— провести грамотную информационную поддержку ДУМ Санкт-Петербурга (с целью просвещения населения и объяснения мирных основ традиционного ислама, в противовес радикализму и деструктивности групп и течений, нетрадиционных для мусульманской культуры региона), чтобы петербургские мечети стали центрами общественной и культурной жизни как для горожан, исповедующих ислам, так и для иного населения.
Со стороны общества: с понимаем относиться к обычаям и традициям других народов, не вторгаться в эту жизнь без острой необходимости; следить за обеспечением осуществления трудовыми мигрантами деятельности в рамках закона.
Со стороны мигрантов: заключать трудовые договоры и осуществлять трудовую деятельность на территории России и Санкт-Петербурга на легальных условиях; знать и уважать культурные традиции и ценности Санкт-Петербурга и его жителей; стремиться к изучению языка и культуры принимающей стороны; совершать обряды в специально отведенных местах с соблюдением предписанных санитарных мер; в соответствии с нормами исламского поведения.


Все ссылки на ресурсы Интернет действительны на 25.12.2014.

Литература
1. Алексеева А. Миграционные процессы: подходы Франции и России // Европейский Университет в Санкт-Петербурге. — 13.10.2014. –URL: http://eu.spb.ru/index/news-archive/2014/14184-2014-oct-13-11-17-40.
2. Будер А. Мигранты: сначала сертификат — потом работа // Балт-Инфо. — 07.11.2012. — URL: http://www.baltinfo.ru/2012/11/07/Migranty-snachala-sertifikat---potom-rabota-315578.
3. Гастарбайтеры начали покидать Россию из-за курса рубля и экзамена // Интерфакс. — 19.12.2014. — URL: http://www.interfax.ru/russia/414238.
4. ГУВД Петербурга: На долю мигрантов приходится 9 процентов всех преступлений в городе // МИГРАНТ. ФЕРГАНА. РУ. — 02.04.2014. — URL: http://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle/гувд-петербурга-на-долю-мигрантов-при.html.
5 Демографическая ситуация // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленобласти. — 22.12.2014. — URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/9e901880406832ceb618f7367ccd0f13/01dem_g.pdf.
6. Депутаты просят вывести на улицы Санкт-Петербурга народные дружины против мигрантов-нелегалов // ИА REGNUM. — 20.02.2013. — URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1627419.html#ixzz2h1NsQ3LZ.
7. Добриков П.В. Миграционные процессы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 1990–2005 гг.: Влияние этнических групп иммигрантов на социальную стабильность в регионе: диссертация ... канд. соц.наук: 22.00.04. — СПб., 2006.
8. Зайончковская Ж. Миграция в современной России // Российский совет по международным делам. 16.04.2013. URL: http://russiancouncil.ru/ru/inner/?id_4=1714.
9. Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2014 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/263.htm
10. Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями // Администрация Президента РФ. — 24.04.2014. — URL: http://state.kremlin.ru/council/17/news/20861.
11. Кириллова А.И. Взаимодействие культур: интеграция, ассимиляция и воспитательная роль общества // NB: Проблемы политики и общества. — 2013. — № 1. — С.53–152. — URL: http://e-notabene.ru/pr/article_319.html.
12. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/#.
13. Кто управляет мусульманами в Петербурге // Online812. — 20.02.2013. — URL: http://www.online812.ru/2013/02/20/001.
14 Мигрант-Фергана.Ру — информационный веб-сайт, посвященный проблемам мигрантов на территории России. Издается редакцией Международного информационного агентства «Фергана». http://migrant.ferghana.ru.
15. Мигранты в Санкт-Петербурге // Smart Way. — URL: http://smway.ru/migrantyi-v-sankt-peterburge.
16. Миграционные процессы: подходы России и Франции. Перекрёстный взгляд. Международная научно-практическая конференция // Демоскоп Weekly. — 2014. — № 613–614. — 06-19.10.2014. — URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0613/nauka02.php.
17. Нерусский Петербург: кем пугают националисты // Мой район. — 24.11.2011.
18. О Программе «Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы (с изменениями на 28 апреля 2014 года) — режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/822401633.
19. Около половины мигрантов в России работают в Москве и Петербурге // Интерфакс. 28.11.2014. URL: http://www.interfax.ru/russia/409966.
20. Официальные статистические данные ФМС // Официальный сайт ФМС России. — URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/2161.
21. Пастор Ольга Голикова: «Мы уже сейчас готовы открыть несколько центров социальной адаптации мигрантов» // ЦРО «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)». — URL: http://cef.ru/deyatelnost/confess/?id=276.
22. Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения: Учебное пособие / В.А. Дмитриев, В.А. Кузнецов, С.М. Оленников, Л.В. Никифорова. — СПб., 2011.
23. Право принимать экзамен у трудовых мигрантов получили пять вузов // ИТАР-ТАСС. — 25.12.2014. — URL: http://itar-tass.com/obschestvo/1672312.
24. Программа «Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы. Принята Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 г. № 1229 (с изменениями от 19 авг. 2013 г.).
25. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 гг. (Программа «Толерантность») (с изменениями на 12 мая 2012 года). Принята Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. № 1256.
26. Работа с мигрантами // Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / Под ред. А.В. Гайдукова. — СПб., 2014. — С. 82–84.
27. Рекомендации по организации работы в сфере социальной и культурной адаптации мигрантов для органов местного самоуправления Ленинградской области / Сост. В.А. Барабохина, Ю.Ю. Ивашкина. — СПб.: Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, 2014 (на правах рукописи).
28. Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / Под ред. А.В. Гайдукова. — СПб., 2014.
29. Росстат: максимальный уровень безработицы в регионах РФ опустился до 22,5% // РЦБ.РФ. — 22.12.2014. — URL: http://www.rcb.ru/news/270132.
30. РПЦ подготовила учебник для мигрантов // Известия. — 11.12.2014. — URL: http://izvestia.ru/news/580608.
31. Социальные и культурные проекты — благоприятная среда для межконфессионального взаимодействия / Д. Шкурлятьева // Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии. — 31.07.2014. — URL: http://www.elci.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2045&Itemid=427.
32. Старостин А. Политика ДУМ России по социокультурной адаптации мигрантов //Ислам в Содружестве Независимых Государств– 2012. — № 2 (7). — С. 37–52. То же // ИД Медина. — URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?4694.
33. Старостин А. Чтобы сдать историю и право России, мигрантам без курсов не обойтись //Информационно-аналитический портал ИсламРФ.ру. — 22.12.2014. — URL: http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/35280.
34. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (19 декабря 2012 года N 1666).
35. Утверждена программа «Миграция» // Официальный сайт Правительства СПб. — 27.11.2012. — URL: http://gov.spb.ru/press/government_meeting/26433.
36. Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская Газета. — № 6364. — 23.04.2014. — URL: http://www.rg.ru/2014/04/23/inostrantsy-dok.html.
37. Черенева В. Операция «Миграция» // Интернет-портал «Российской газеты». — 29.07.2014. — URL: http://www.rg.ru/2014/07/29/reg-szfo/nelegaly.html.
38. Чолхан Т. Лики невежества // Аналитический Портал «Modus Agendi». — 14.03.2013. — URL: http://modus-agendi.org/articles/1565.
39. Якимов А.Н. Содействие социально-культурной интеграции детей-мигрантов в Санкт-Петербурге // Миграция и антропоток на евразийском пространстве. — 2014. — Вып.2. — С.48–51.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия