Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Амонов М. О.
аспирант кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Совершенствование процесса государственного регулирования и поддержки предпринимательства
В статье представлен анализ процесса формирования государственного регулирования и поддержки предпринимательства. Определяются его приоритетные направления, формы, масштабы, характер экономических и социальных проблем
Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, поддержка предпринимательства
УДК 338.2:005.591.6; ББК 65.9(2)-56   Стр: 373 - 374

В вопросах управления экономикой государство располагает различными политическими, правовыми и социально-экономическими инструментами. Однако какой из инструментов является преобладающим, зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации, менталитета общества, уровня жизни и других показателей. В первую очередь государство регулирует предпринимательство посредством законодательства. Со стороны государственного законодательного органа (например, Сенат, Парламент, Дума) принимаются законы касательно социально-экономической жизни общества, в законах определяются правила поведения в предпринимательстве и их эффективное практическое исполнение. Осуществление экономических мероприятий будет осуществляться в рамках данных законов. Также исполнение государственных законов строго контролируется, любые действия по нарушению закона пресекаются или караются через судебную систему.
Законодательство предопределяет правовые основы экономической деятельности. Государство не только разрабатывает законы, но и обеспечивает их практическое применение. Вмешательство государства в экономику отражается посредством текущей политики. Экономическая политика требует комплексности намеченных целей и инструментов их достижения. Каждое государство имеет законодательную и исполнительную власть, которая проводит экономическую политику страны согласно концепции развития экономики и в рамках конституции государства. Степень вмешательства государства в экономику, сила влияния и характер управления для каждой отдельно взятой страны зависит от выбора пути экономического развития.
Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя макроэкономическими путями (рис. 1):
● регулирование посредством рыночного инструмента;
● регулирование с участием государства.
Под государственным регулированием экономики понимается ряд государственных мероприятий и экономическая политика, воздействующая на сферу производства и услуг. Это воздействие направлено на экономический рост и повышение отечественного производства.
Цель государства в современной рыночной экономике — не столько скорректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.
В современных условиях государственное регулирование предпринимательства непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.
Приоритетные направления, формы, масштабы государственного регулирования предпринимательства определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране на конкретный период. В силу ряда исторических причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), а также в Японии, Ю. Корее, в быстроразвивающихся странах Латинской Америки и арабского Востока. Все эти страны имеют смешанную экономику, где налицо рыночные и государственные регуляторы, свободное сосуществование различных форм собственности, индикативное планирование, активная социальная политика государства.
Рис. 1. Процесс государственного регулирования и поддержка предпринимательства

В целом такая экономика называется социально ориентированной моделью рыночного хозяйства, или социальной рыночной экономикой. Движение в сторону такой экономики становится общемировой тенденцией.
Государственное регулирование экономики в США, Канаде и Австралии является более либеральным, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, таких как Вторая мировая война, возникновение и распад стран социалистического строя. Частный капитал в этих странах обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственное регулирование и поддержка предпринимательства здесь играет существенную роль, особенно в периоды ухудшения рыночной конъюнктуры при высоких показателях безработицы и инфляции.
Наряду с государственным регулированием требуется серьезная мотивация, чтобы обеспечивать стабильность и рост производства в микроэкономической сфере, поддержание общеэкономического равновесия, перераспределение доходов, что ведет к обеспечению социального равновесия.
Государственное регулирование должно осуществляться по следующим направлениям:
1) обеспечение равновесия валового спроса и предложения;
2) обеспечение бесперебойности дохода и товарного процесса;
3) удержание на нужном уровне денежного агрегата (проведение монетарной политики);
4) предотвращение обесценивания национальной валюты;
5) проведение выгодной экспортно-импортной деятельности (А. Смит «Полное преимущество», Д. Рикардо «Теория политического преимущества», Хашер-Олин «Теория внешней торговой деятельности»);
6) защита конкурентоспособной среды, т.е. защита отечественного предпринимателя от внешних конкурентов и ограничение монополии в отечественной экономике;
7) осуществление политики стимулирования и ограничения с помощью налоговых льгот и создание условий для развития всех сфер экономики;
8) проведение политики удержания стабильной экономики при смене экономических циклов.
Исходя из вышеперечисленных положений, становиться очевидным, что государственное регулирование восполняет рыночные недостатки и способствует быстрому развитию экономики. Но вмешательство государства в рыночную экономику должно быть осторожным. Например, такие директивы, как принуждающее планирование, искусственное распределение товаров и административный контроль за ценами ведут к разрушению нормальной работы рыночного механизма.
Саморегулирующая функция экономики позволяет, в основном, использовать экономические методы. Однако это не только не отрицает использования административных методов, но даже их предполагает. В целом, в регулировании рыночной экономики трудно различить административные и экономические методы регулирования предпринимательства, они используются вместе и взаимодополняют друг друга.
Экономические методы включают в себя, как положительные, так и отрицательные стороны. Например, импорт дорогих новых технологий может привести к росту безработицы, что приведет к обострению социальных проблем. Любые государственные решения, связанные с рынком, требуют глубокого обдумывания, исследований и учета всех возможных результатов т.к. ошибки могут привести к значительным ущербам, к потере доверия, к ухудшению экономического положения населения.
Что касается структуры собственности в различных отраслях экономики, то государство играет большую роль, прежде всего, в области автомобилестроения, черной металлургии, производства военной авиакосмической техники, электроники, химии, нефти и газа. Известно, что данные отрасли являются высоко затратными и требующими огромных инвестиций. Наряду с этим частные компании, не получив ожидаемого дохода, испытывают трудности в обеспечении производства. Социальная же важность этих отраслей очень велика.
Решения, связанные с государственным регулированием находятся в компетенции министерства экономики и финансов. Помимо финансовой и бюджетной экономической политики используется механизм бюджетного регулирования. В бюджетных расходах приоритетными направлениями обычно являются социальное обеспечение и культура, медицина и здравоохранение, создание рабочих мест, национальная оборона и социальные расходы. Также государство осуществляет крупные научно-исследовательские работы и различные программы. Это дает возможность компаниям создавать современные технологии, средства связи, новые технологичные материалы, биотехнологии, электронику и многое другое.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности имеет особое значение. Здесь основной акцент делается на экспорт и повышение уровня конкурентоспособности отечественных товаров, что должно осуществляться комплексно, т.е. кроме процесса продажи контролируется и производство товаров. Здесь государственная деятельность является цельной и включает в себя финансово-кредитный и административный ресурс.
Равновесное состояние рынка труда также может быть поддержано государственным сектором. Конкуренция между государственными и частными компаниями позволяет сохранить заработную плату рабочих на должном уровне, а это, в свою очередь мотивирует к повышению профессиональных качеств. Минимальный размер оплаты труда также регулируется государством.
В заключание можно сказать, что государство выполняет важную функцию в поддержании равновесия и устойчивости рыночных отношений и в развитии предпринимательской деятельности.


Литература
1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. — 1997. — № 6. — С. 4.
2. Алексеев А.А. Государственное регулирование экономических отношений при переходе к новой экономике: дисс. ... канд. экон. наук. — Улан-Удэ, 2010. — 180 с.
3. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. — М.: РАГС, 2010. — 616 с.
4. Матненко Н.Н. Государственное регулирование предпринимательства и обеспечение его эффективности в условиях кризиса: дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2010. — 192 с.
5. Рахматов М.А. Государство и предпринимательство: поиски оптимального взаимодействия. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 200 с.
6. Пивоваров Н.А. Государственное регулирование процесса формирования «Новой экономики»: дисс. ... канд. экон. наук. — Улан-Удэ, 2006. — 155 с.
7. Амонов М.О. Государственное регулирование предпринимательства в условиях рынка // Известия С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. — 2012. — № 3 (75). — С. 72–76.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия