Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Газизуллин Т. Н.
начальник отдела менеджмента качества образования и кластерного взаимодействия
Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Казань),
кандидат экономических наук


Качество образовательного процесса как инновационная составляющая конкурентоспособности вуза в условиях модернизации экономики России
В статье обозначены параметры качества образовательного процесса (понятие, содержание), опирающиеся на инновационную систему мышления. Определяются направления реализации и формирование новой модели экономического поведения человека, становящейся инновационной составляющей конкурентоспособности вуза в условиях модернизации современной экономики России
Ключевые слова: качество образования, инновационное мышление, вуз
ББК Ч34(2)к1я77-1   Стр: 370 - 371

Ведущими мировыми экономистами, учёными-теоретиками и практиками, специалистами даны всевозможные концептуальные определения термина «качество»: «пригодность для определённой цели и использования» (Дж. Джуран), «обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования, проектирования, производства и обслуживания, в результате которых определяется степень соответствия произведенной продукции или услуги ожиданиям потребителя» (А. Фейгенбаум), «согласованность с требованиями» (Ф. Кросби).
В нынешних условиях для формирования сильного экономического базиса России, способного составить достойную конкуренцию экономикам мировых стран, «качество» и «образование» должны быть неразрывно связаны между собой, выступая в роли движущего механизма, создающего фундаментальную основу для успешного и инновационного совершенствования всех приоритетных направлений, входящих в Программу развития Российской Федерации до 2020 года, включая и систему высшего образования. В свою очередь, современное понимание качества образования, его соответствие мировому уровню должно опираться на инновационную систему мышления, предопределяющую создание национальной инновационной системы.
Проблема нового мышления приобретает особое значение, ибо, как подчёркивал выдающийся учёный, академик, лауреат Нобелевской премии А.А. Гинзбург, главный двигатель экономики — это мыслящие люди.
Как известно, мышление, по определению К. Маркса, есть способность человека системно анализировать, в том числе экономические явления и процессы, оперировать отражающими их сущность понятиями, категориями, законами. Экономическое мышление, как и мышление, вообще, является активным познавательным процессом, определённым чередованием умственных операций. Чтобы его осуществить, надо знать, чем, как и ради какой цели, во имя каких интересов совершается «акция».
Специфика же инновационного мышления выражается в том, что оно базируется на интеграции различных областей знаний, на их современных достижениях, что обеспечивает более глубокий уровень познания. Это позволяет охватить шире и раскрыть глубже содержание новых процессов и явлений (на структурном уровне), подходить к ним с новых позиций и находить новые решения, предсказывать тенденции их развития.
Реализация инновационного мышления означает изменение в экономическом поведении человека, формирование новой модели поведения.
Суть мышления, как отражательного процесса, едина, но ее явление многообразно соответственно специфике изучаемого объекта. Поэтому существует мышление экономическое, техниче­ское, врачебное, педагогическое, экологическое, психологическое и т.д. У каждого из них свой алгоритм познания, инструментарий анализа, своя теоретическая модель.
Формирование теоретической модели социально-экономиче­ских процессов требует соблюдения определенных условий диалектической логики, как-то: предмет следует исследовать всесторонне, учитывая все его связи; изучать предмет в противоречивом развитии; доказательство достоверности выводов практикой.
Экономическое мышление, как и мышление вообще, есть активный познавательный процесс, определенное чередование умственных операций. Чтобы его осуществить надо знать чем, как и ради какой цели, во имя каких интересов совершается «акция». Отсюда структурными элементами современного, т.е. инновационного мышления, выступают:
1. Научно-понятийный аппарат, отражающий, прежде всего, особенности инновационного процесса;
2. Умение последовательно и системно размышлять, делать выводы, опираясь на соответствующие инновационным отношениям понятия, категории и законы;
3. Нацеленность на творческие, конструктивные изменения и новации, на их свершения как ведущий фактор успешной деятельности экономического агента [6, С.41];
4. Ориентированность на высокий конечный результат, его оптимум, т.е. на обеспечение эко- социо-гуманитарной направленности общественно-экономической деятельности, на достижение эко-социо-гуманитарной результативности. Эко-социо-гуманитарность становится составляющей системы инновационного мышления.
5. Интеллект и знания человека, выполняющие роль как источника, так и мультипликатора новаций. Информация, информационный обмен обеспечивают, в данном случае, согласованность действий хозяйствующих субъектов.
Характеристика инновационного мышления будет неполной, если мы не обратимся к новизне методологии, на которой оно основывается. Специфика новой методологии выражается в том, что она базируется на интеграции различных областей знания, на их современных достижениях, что обеспечивает более высокий уровень познания. Это позволяет охватить шире и раскрыть глубже содержание новых явлений и процессов (на структурном уровне), подходить к ним с новых позиций и находить новые решения, предсказывать тенденции их развития. Новую методологию называют «качественной» [5, С.50]
Реализация инновационного мышления означает изменение в экономическом поведении человека, формирование новой модели поведения.
Современная действительность внесла серьезные изменения в систему ценностей и приоритетов в социально-экономической жизни общества. Главным фактором производства и главным ресурсом, количественным и качественным составляющим национального богатства становится интеллектуальный капитал, интеллект и знания человека, новые технологии и организационный капитал, человеческие ресурсы и структурный капитал.
Качественные изменения произойдут во всех сферах общественной жизни, как-то: в науке, образовании и производстве; в структуре собственности, экономики, факторов экономического роста; во взаимоотношениях государства и бизнеса, законотворчестве и нормативных актах и т.д.
Аналитики содержания и структуры формирующейся национальной инновационной системы, известные ученые-экономисты Л.С. Бляхман [4], и другие выделяют в ней систему качественных изменений и новаций. Приведем некоторые из них.
В науке это выражается в интеграции различных областей знания в единую производительную силу и переходе от вещественных (натуральных) экспериментов к исследованию компьютерных моделей.
В технике осуществляется переход от воздействия средств труда на поверхностные свойства предмета труда к воздействию на его физическую, атомно-молекулярную и генную структуру.
В сфере производства — автоматизированные переналаживаемые комплексы вытесняют огромные цеха с массивными станками и конвейерными линиями. Если раньше производилась массовая, стандартная продукция и на неизвестных покупателей, то теперь она создается многопрофильно, небольшими партиями и на конкретных потребителей.
Серьезные изменения происходят в структуре экономики, в частности, в соотношении материального производства и сферы услуг в пользу последней, ценность которой резко возрастает. Она становится преобладающим заказчиком рабочей силы и создателем ВВП.
В структуре факторов экономического роста трансформация выражается в расширении состава, изменении их роли и места в социально-экономическом развитии общества. Приоритетную роль начинает выполнять информация, ресурсы которой составляют важную часть богатства страны.
Взаимоотношения государства и бизнеса все более упорядочиваются, принимают партнерский характер. Создание частно-государственной коалиции при сохранении верховенства государства остается обязательным условием, гарантом успешной модернизации экономики на инновационной основе.
Становление национальной инновационной системы немыслимо без организации непрерывного всеобщего образования, его дальнейшего совершенствования, без формирования у деловой части населения инновационного мышления.
На сегодняшний день, вопрос об улучшении качества предоставления образовательных услуг их непосредственным потребителям — учащимся школ, студентам среднего профессионального и высшего образования, является очень актуальным и востребованным.
Само понятие «образование», в широком смысле этого слова, подразумевает процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности...» [9]. Древнегрече­ский философ и математик Пифагор, в свою очередь, отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его» [10].
Именно поэтому, все основные моральные, этические и интеллектуальные качества закладываются, а, впоследствии, формируются и развиваются представителями педагогического сообщества учебных заведений всех форм и видов образования.
Немаловажную роль, в данном случае, играет наличие в учреждениях высшего образования чётко выстроенной системы двусторонней коммуникации «студент-преподаватель», призванных обеспечить всестороннее и целостное общение участников образовательного процесса с педагогами.
Так, одним из критериев оценки качества в высших учебных заведениях России уже давно является форма социологического опроса обучающихся в виде анкетирования, предназначенная для выявления и устранения неэффективных методов обучения, внедрения в образовательные программы современных методик преподавания, с учётом пожеланий и предложений самих студентов.
Другой важной составляющей, при реализации образовательного процесса, является развитая инновационная инфраструктура, способная обеспечить получение качественного продукта «образование» путём применения механизма коммерциализации интеллектуальной деятельности (участие в грантовых и конкурсных мероприятиях для привлечения финансирования конкретных научных или образовательных проектов, создание малых инновационных предприятий на базе вузов и получение лицензии или патента на изобретения или технологии вуза или его сотрудников) при тесном взаимодействии компаний и организаций различных секторов экономики — государственного, частного и научно-образовательного.
Ну и, наконец, третьим важным фактором, влияющим на совершенствование системы качества преподавания в вузах, является непосредственное привлечение работодателей к разработке и корректировке основных образовательных программ студентов и выпускников отдельного взятого высшего учебного заведения, по тем направлениям подготовки и специальностям, в которых заинтересованы они сами.
Таким образом, говоря о качестве образовательного процесса как об инновационной составляющей конкурентоспособности той или иной организации высшего образования в условиях модернизации современной экономики России, акцент, прежде всего, следует делать на восприятии, осознании и реализации инновационных идей, становящихся основными (доминирующими) факторами экономического роста, социально-экономического развития общества.


Литература
1. Качество как социально-экономическая категория // http://www.studopedia.ru. Дата обращения 12.09.2014.
2. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. — 2012. — 30 января.
3. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. — 2012, 13 февраля.
4. Бляхман Л.С. Три цвета экономического времени: свершения и проблемы российской экономики. — СПБ.: ИПЦ СПГУТД, 2011. — 247 с.
5. Рязанов В.Т. Политическая экономия: из прошлого в будущее // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С.47–55.
6. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф. Структурообразующие элементы формирования современного экономического мышления // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С.40–42.
7. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф, Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление — непреложное условие модернизации современной экономики России //Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3. — С.25–26.
8. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / Под ред. А.А. Дынкина; ИМЭМО РАН. — М.: Магистр. 2011. — 480 с.
9. George F. Kneller. Introduction to the Philosophy of Education. New York: John Wiley and Sons, 1971. P. 20—21 // https://ru.wikipedia.org
10. iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps13/7.pdf с.70 // https://ru.wikipedia.org Дата обращения 5.09.2014.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия