Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Войтоловский Н. В.
заведующий кафедрой экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Белозерова Н. П.
доцент кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Фомина Ю. И.
аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Региональный подход к инновационному развитию малых предпринимательских промышленных структур
(на примере Санкт-Петербурга)
В статье рассмотрены особенности регионального подхода к инновационному развитию малых предпринимательских структур. Представлена взаимосвязь законодательно определенных приоритетных направлений развития экономики региона и развития малых предприятий города Санкт-Петербурга. Определена роль малого бизнеса в решении проблем экономического развития региона, приведены практические примеры создания и функционирования региональных интегрированных структур
Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности, инновации, предпринимательство, интегрированные структуры, малое предприятие
ББК 65.29   Стр: 367 - 370

Малые промышленные предприятия в России играют большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен.
Вопросам управления малыми промышленными предприятиями, а также инновационным формам взаимодействия малого бизнеса и других хозяйствующих субъектов посвящены научные исследования и разработки ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов. Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что особенности деятельности малых промышленных предприятий требуют более значительного внимания и конкретного представления в процессе работы над повышением эффективности системы управления, как их инновационной деятельностью, так и инвестиционной, соответствующей современному этапу развития экономики.
Учитывая зарубежный опыт, необходимо отметить, что наиболее эффективным фактором для развития малого бизнеса является грамотно выстроенная стратегия экономического и социального развития именного региона, так как в ней конкретизируются стратегические направления и приоритеты, в которых возможно определение места и роли как крупных, так и малых промышленных предприятий. Поэтому, с нашей точки зрения, логично исследовать возможности повышения эффективности деятельности малого промышленного бизнеса с учетом концепции социально-экономического развития региона. Таким примером может послужить Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Данная Стратегия включает в себя ряд положений, которые направлены на инновационно-техническое развитие именно малых промышленных структур.
Санкт-Петербург на сегодняшний день занимает одно из первых мест в России по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий, которые функционируют в сфере обрабатывающего производства, а также в строительной отрасли региона. Одним из основных факторов обеспечения стратегической конкурентоспособности и необходимым условием устойчивого развития промышленности Санкт-Петербурга является наличие в городе значительного инновационного потенциала. Санкт-Петербург сегодня это один из крупнейших научных, образовательных и производственных центров России. В городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют свыше 350 научных организаций. В Санкт-Петербурге расположены более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 12 государственных научных центров.
Санкт-Петербург является одним из крупнейших инновационных центров Российской Федерации. Как показывают данные рейтинга «Innovation Cities Global Index 2012-2013», подготовленного Международным инновационным агентством «2thinkNow» (Австралия), Санкт-Петербург занимает 84 место в рейтинге инновационных городов мира. Поэтому в Стратегии социально-экономического развития получили отражение определенные приоритетные направления, в частности, для малого предпринимательства — это внедрение и реализация инновационных технологий в области обрабатывающих производств, а также в сферах радиологии, информационных технологий, текстильных и швейных производств. Кроме того, законодательно на региональном уровне определены приоритетные отрасли и рынки развития экономики Санкт-Петербурга (табл.1)

Таблица 1
Приоритетные отрасли и рынки развития в соответ­ствии с законодательством Санкт-Петербурга
ОтрасльПриоритетные рынки
радиоэлектроника и приборостроение– телекоммуникационное оборудование, навигационные системы, производство гаджетов, телерадиоаппаратуры, приборов медицинского назначения, изготовление образовательных мультимедийных систем, оборудования техники безопасности
фармацевтика– производство нанофармакологии, осуществление процессов фармакогенетики,
– производство препаратов на инновационной основе, разработка новых способов по доставке медицинского оборудования и лекарственных препаратов
текстильное и швейное производство– разработка технологий автоматического дизайна и пошива изделий, внедрение инновационных способов осуществления дизайнерских разработок.
автомобилестроение и производство автокомпонентов– разработка новых концепций в автомобилестроении, внедрение новых технологических линий сборки
энергомашиностроение– разработка альтернативных программ в области энергетики и повышения эффективности в данной сфере
электротехника– разработка электросетевых технологий и Smartgrid
металлургия и металообработка– развитие направления материаловедения, литейного производства
Источник [1].

Исходя из направлений, представленных в табл.1, возможно определить наиболее перспективные ниши в развитии малого бизнеса Санкт-Петербурга.
Наиболее наукоемкой сферой деятельности и основным потребителем инноваций является промышленность. В структуре затрат на технологические инновации в целом по Санкт-Петербургу треть составляют затраты промышленных предприятий. Из общего объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг более 76% обеспечивает промышленность, поэтому именно привлечение малого бизнеса в сферу технологических инноваций региона, станет для него определяющим в своем развитии.
Следует также отметить, что динамика основных финансово-экономических показателей по разным видам экономической деятельности региона в последние годы является разнонаправленной. В целом достаточно устойчиво развиваются отрасли, входящие в группу высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности, где и должны находить свое развитие малые предприятия.
При этом деятельность малых предприятий планируется направить, прежде всего, на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию промышленного комплекса региона в целом. Исходя из этого основными задачами, стоящими перед малым бизнесом являются:
— снижение дефицита квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих специальностей путем передачи на аутсорсинг малым предприятиям определенных бизнес процессов хозяйствующих субъектов;
— преодоление технологического отставания в ряде секторов промышленного комплекса на основе внедрения инновационных технологий;
— повышение производительности труда и эффективности производства в целом;
— активное продвижение промышленной продукции на рынках сбыта.
Решение подобных задач может быть осуществлено только на основе инновационного развития исследуемых экономических субъектов. Как показывает зарубежный и российский опыт, наиболее эффективно подобное развитие получается на базе объединения хозяйствующих структур в кластеры, бизнес-инкубаторы и технопарки, где есть наиболее широкий спектр различных возможностей для конкретных предприятий региона. В Санкт-Петербурге технологическую и организационную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности формируют созданные за счет средств регионального бюджета объекты особой экономической зоны, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, центр прототипирования. При этом, на сегодняшний день наблюдается положительная тенденция доходов, получаемых от финансово-хозяйственной деятельности бизнес-инкубаторов, например, бизнес-инкубатора «Северо-Запад». Как показывают данные отчетности интегрированной структуры, по состоянию на 01.01.2014 резидентами бизнес-инкубатора являются 80 малых и средних предприятий, в которых работает 632 сотрудника, объем инвестиций в проекты резидентов составил 250,4 млн рублей, объем выручки резидентов — 615,4 млн рублей в 2013 году.
Кроме того, в регионе в соответствии с положениями государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в области высоких технологий» реализуется также проект создания технопарка в сфере высоких технологий (ИТ-парк). Сроки реализации проекта создания ИТ-парка — 2007–2017 гг. В рамках этого проекта ИТ-парк представляет собой комплексно застроенную территорию, включающую в себя помимо развитой деловой инфраструктуры, учебных центров, а также бизнес-инкубатора, гостиницы, удобные автомобильные парковки, различные социальные объекты, а также торговые площади, где особое место должна занять финансово-хозяйственная деятельность именно малых предприятий.
Воплощением теоретических исследований в области повышения эффективности развития предпринимательских структур стала разработка по созданию в Санкт-Петербурге бизнес-инккубатора «Ингрия». Бизнес-инкубатор «Ингрия» создается на принципах государственно-частного партнерства при поддержке Правительства Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Началом проекта стало создание управляющей компании ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» в июле 2007 г. На сегодняшний день общий объем инвестиций в создание технопарка «Ингрия» составляет 30 млрд руб., из которых 64% — частные инвестиции, 36% — вложения государства. Бизнес-инкубатор «Ингрия» осуществляет организационную и финансовую поддержку в содействии малым предприятиям и компаниям в процессе коммерциализации инновационных идей (модель формирования подобной структуры представлена на рис. 1).
Целью создания подобной интегрированной структуры определено — реализация новых рабочих места в наукоемких, интеллектуальных отраслях экономики, а также предоставление более широких возможностей для разработки и выпуска инновационной продукции в различных отраслях региона. Для её достижения в первую очередь необходимо:
1. Достигнуть синергетического эффекта от использования ресурсов разных компаний и научных организаций, совместно находящихся в технопарке.
2. Создать экосистему для ускоренного взаимодействия между компаниями сектора высоких технологий и сокращения сроков практического применения инновационной продукции.
Исходя из этого, были определены и основные направления деятельности бизнес-инубатора:
— инкубирование компаний, воплощающих в жизнь инновационные идеи;
— поддержка в становлении и развитии малых технологических компаний;
— создание экосистемы, где малые инновационные компании и крупные транснациональные предприятия могут найти сферы взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной продукции;
— создание партнерской сети с развитыми формальными и технологическими связями с университетами, научно-исследовательскими институтами, организациями, осуществляющими НИР и ОКР.
Эффективность проведения подобных мероприятий можно оценить с точки зрения системы показателей-индикаторов, которая может включать: коэффициент обновления основных фондов; коэффициент оптимизации себестоимости продукции в результате нововведений; показатель валового дохода, полученного в результате инноваций; показатель наличия нематериальных активов, влияющих на стоимость бизнеса; показатель темпа снижения энергоемкости продукции в обрабатывающих производствах; показатель количества зданий, построенных в ИТ-парке и др.
Таким образом, рассмотренные примеры, решаемые цели и задачи бизнес-инкубаторов и технопарков еще раз подтверждают необходимость совершенствования системы управления малыми промышленными предприятиями на основе теории оптимизации процессов взаимодействия между малым бизнесом и другими хозяйствующими субъектами в региональных интегрированных структурах.
Рис. 1. Модель формирования бизнес-инкубатора


Литература
1. О Генеральном плане Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга // Законодательство Санкт-Петербурга /Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга // http://gov.spb.ru/
2. Информационный вестник Бизнес-инкубатора «Ингрия», декабрь 2013: Итоги года // www.ingria-startup.ru
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2013.
4. Территориальный орган ФСГС по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Официальная статистика. — СПб. http://petrostat.gks.ru/
5. О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. //http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157188

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия