Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Чекалин В. С.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор
почетный работник ЖКХ РФ

Сергеева В. Г.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ГОРОДАХ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Быстрый рост населения и его сосредоточение в городах - важнейшие тенденции наступившего столетия. Если в 1800 году только 2% населения мира проживало в городских поселениях, в 1950 году - 30%, то в 2000 году - уже 47%. Ожидается, что к 2008 году каждый второй житель планеты будет проживать на городских территориях, а к 2030 году доля горожан в мире достигнет 60% [6].
Соответственно увеличивается и концентрация в городах различных отходов, прежде всего твердых бытовых отходов, требующих своевременного удаления от мест проживания населения и безопасной утилизации.
Развитым европейским странам удалось решить эту проблему - путем организации эффективной системы санитарной очистки, создания специальной отрасли экономики, которая создает условия для повышения экономического, экологического и социального потенциала городов и их окружения.
В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня развитых европейских стран [6]. Однако концентрация твердых бытовых отходов в крупных городах России в последнее время резко возрасла, особенно в 13 городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Волгограде, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, а также в 20 городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек.
О размерах твердых отходов в ряде этих городов можно судить по следующей таблице:

Таблица 1
Образование твердых отходов в крупных городах России
ГородКол-во отходов, тыс. т в годЧисленность населения, тыс.чел.Годовые отходы, т на 1 чел.
Москва2 50010 101,50,25
Санкт-Петербург1 0004 669,40,21
Новосибирск4001 425,60,28
Омск2601 133,90,23
Челябинск2001 078,30,19
Ростов-на-Дону4001 070,20,37
Источник: по данным Internet и материалам переписи населения в 2002 году.

При этом объем отходов увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации уменьшаются. Соответственно доставка отходов от мест их образования до пунктов утилизации требует все больше времени и средств. Проблему только удорожания процесса транспортировки отходов путем тарифов не решить, особенно за счет потребителей. Как показывает практика, повышение тарифов приводит и к полному отказу со стороны малообеспеченных категорий населения платить за сбор и транспортировку отходов.
В России, как и в других странах, крайне необходимо внедрять инновационные технологии и совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов.
Пока они, в основном, просто собираются для "захоронения" на полигонах, что ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах, ограничивает возможности использования городских территорий для строительства жилых зданий и т.д. Под полигоны по захоронению твердых бытовых отходов в России ежегодно отчуждается около 0,1 тыс. квадратных километров пригодных для использования земель, не считая земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками [3]. Ежегодное отчуждение земель составляет 0,0006% площади страны.
Кроме того, совместное захоронение различных видов отходов приводит к образованию опасных соединений, которые оказывают неблагоприятное воздействие на экологию территории и состояние здоровья населения.
Проблемы, связанные с увеличением количества отходов и их влиянием на окружающую среду, создают большие трудности при разработке и реализации территориальной политики. Этими проблемами в России традиционно занимались городские власти. Но в последнее время в связи с передачей ответственности за решение значительной части городских проблем, в том числе и экологических, местным властям, ситуация изменяется, что находит выражение в передаче им финансовых ресурсов для выполнения новых обязанностей.
По действующим с 1995 года и новым, вступающим в силу с 1 января 2006 года, законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на местный уровень переданы вопросы организации "сбора и вывоза бытовых отходов и мусора", а также "утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов" [1,2]. Однако для последовательного решения проблемы должен ставиться и вопрос о выделении в экономическом комплексе городов специальной системы санитарной очистки.
Такая система предполагает осуществление комплекса организационно-экономических и технико-технологических мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации отходов, образующихся на определенной территории, с целью сохранения здоровья населения и общего благоустройства.
Кроме деятельности по сбору, временному хранению, транспортировке, обезвреживанию и утилизации отходов в систему санитарной очистки населенных мест должны входить мероприятия, направленные на минимизацию масштабов процесса образования отходов, на организацию рециклинга (recycling - повторное использование), и переработки вторичных ресурсов.
Управление процессом формирования этой системы - теперь одна из ответственных задач управления всем социально-экономическим комплексом города, в рамках которого должна учитываться тесная взаимосвязь системы санитарной очистки со всеми отраслями городского хозяйства и ее влияние на экономический, экологический и социальный потенциалы территории. Это требует и уточнения характеристик названных потенциалов.
Первый, экономический, потенциал определяется совокупностью экономических показателей территории, от которых зависит развитие производственно-хозяйственного комплекса - в данном случае крупного города, обеспеченность его энергией, трудовыми ресурсами и т.д. Второй, экологический, определяют показатели состояния окружающей среды, оценки возможностей увеличения нагрузки на нее за счет расширения производственно-хозяйственной деятельности. Третий, социальный, потенциал определяется совокупностью показателей качества жизни населения, оценками возможности обеспечить нормальную жизнедеятельность горожан и при расширении производственно-хозяйственной деятельности в городе.
Управление системой санитарной очистки города с учетом этих показателей и оценок должно решать следующий комплекс задач:
- по улучшению обеспеченности города сырьевыми ресурсами за счет использования вторичных ресурсов;
- по повышению качества использования городских территории за счет уменьшения площадей несанкционированных свалок и увеличения плотности захоронения отходов на официальных полигонах;
- по сохранению природных ресурсов за счет использования вторичного сырья и материалов;
- по снижению уровня загрязнения воздушного, водного бассейна и земли;
- по улучшению состояния здоровья населения за счет уменьшения уровня загрязнения окружающей среды;
- по повышению уровня доходов населения, в том числе за счет дополнительных источников средств от сдачи вторичного сырья.
В настоящее время в России понятие "санитарная очистка" предусматривает лишь выполнение гигиенических требований, предъявляемых к устройству и эксплуатации установок и сооружений, предназначенных для сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и утилизации твердых и жидких бытовых и промышленных отходов. Необходима более широкая трактовка этого понятия применительно к территории города, при которой оно должно включать и реализацию специальных программ по соответствующей работе с населением, руководителями жилищно-эксплуатационных организаций и специалистами, занимающимися вопросами сбора отходов, руководителями и специалистами предприятий по транспортировке отходов, руководителями и специалистами мусороперерабатывающих предприятий, руководителями и специалистами фирм, занимающихся сбором вторичного сырья, представителями органов власти, потенциальными инвесторами.
Для каждой группы участников процесса санитарной очистки должны быть разработаны мероприятия, выполнение которых позволит повысить эффективность функционирования системы и улучшить экономические, экологические и социальные характеристики территории.
При этом одной из важнейших задач санитарной очистки территории является выделение из общей массы отходов фракций, подлежащих повторному использованию или переработке. Неиспользуемые отходы - это "миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает" [3]. На свалках современных российских городов можно найти и большое количество драгоценных металлов. На территории Москвы, например, ежегодно скапливается около 20 тыс. т брошенной техники, из которой, по оценкам, можно извлекать до 28 т золота и 60 т серебра [5].
Необходимо активно использовать и фактор конкуренции городов за лучшие условия работы и проживания, за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни горожан и перспективы развития территории.
При этом, чтобы сделать город привлекательным для проживания и временного пребывания, должны анализироваться и внутренние, и внешние факторы, влияющие на потенциал и перспективы развития территории.

Таблица 2
Группировка внешних и внутренних факторов, влияющих на потенциал города
Внешние факторыВнутренние факторы
Географическое положение.
Климатические условия
Политическая обстановка в стране и мире
Макроэкономическая ситуация в стране и мире
Состояние ресурсов территории (сырьевых, кадровых и прочих).
Наличие финансовых средств.
Состояние хозяйственного климата.
Состояние инфраструктуры (в том числе системы санитарной очистки).
Управляемость системой

Одним из важнейших внутренних факторов является состояние системы санитарной очистки, поскольку она оказывает влияние на состояние водного и воздушного бассейна, городских земель, здоровья населения, характер и размеры сырьевой базы города.
Конкурентные возможности города напрямую зависят от улучшения городской среды, в том числе от упорядочения обращения с отходами. В частности, от этого зависит и состояние туристической привлекательности городов.
Конкурентные преимущества городов определяет и такой фактор, как разработка маршрутов и мониторинг движения специализированных транспортных средств, перевозящих бытовые и промышленные отходы.
Важным внутренним фактором в конкуренции является использование отдельных фракций твердых бытовых отходов в качестве биотоплива для получения энергии, что может стать и одним из путей решения проблемы энергодефицита в городе.
Не меньшее значение имеет реорганизация полигонов, в том числе с целью повышения качества водных ресурсов городов (поскольку вредные вещества из отходов просачиваются в подземные воды и смываются дождями в озера и реки).


Литература
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон РФ от 28.08.1995. N154-ФЗ.// Российская газета. - 1995. - 1 сент.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон РФ от 24.09.2003. N131-ФЗ.// Российская газета. - 2003. - 8 окт.
3. О Федеральной целевой программе "Отходы". Постановление Правительства РФ N1098 от 13.09.1996.//Российская газета. - 1996. - 25 сент.
4. Овчарова Л. Бедность в России. //Демоскоп-weekly. - 2001. - N11-12.
5. Тучкова А. В Москве золото можно добывать на помойках.//Независимая газета. - 2002. - 5 дек.
6. Щербакова Е. Россия - страна горожан.//Демоскоп-weekly. - 2001. - N33-34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия