| | Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004 | | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | | Чекалин В. С. заведующий кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор
почетный работник ЖКХ РФ Сергеева В. Г. соискатель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Быстрый рост населения и его сосредоточение в городах - важнейшие тенденции наступившего столетия. Если в 1800 году только 2% населения мира проживало в городских поселениях, в 1950 году - 30%, то в 2000 году - уже 47%. Ожидается, что к 2008 году каждый второй житель планеты будет проживать на городских территориях, а к 2030 году доля горожан в мире достигнет 60% [6].
Соответственно увеличивается и концентрация в городах различных отходов, прежде всего твердых бытовых отходов, требующих своевременного удаления от мест проживания населения и безопасной утилизации.
Развитым европейским странам удалось решить эту проблему - путем организации эффективной системы санитарной очистки, создания специальной отрасли экономики, которая создает условия для повышения экономического, экологического и социального потенциала городов и их окружения.
В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня развитых европейских стран [6]. Однако концентрация твердых бытовых отходов в крупных городах России в последнее время резко возрасла, особенно в 13 городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Волгограде, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, а также в 20 городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек.
О размерах твердых отходов в ряде этих городов можно судить по следующей таблице:
Таблица 1
Образование твердых отходов в крупных городах РоссииГород | Кол-во отходов, тыс. т в год | Численность населения, тыс.чел. | Годовые отходы, т на 1 чел. |
---|
Москва | 2 500 | 10 101,5 | 0,25 | Санкт-Петербург | 1 000 | 4 669,4 | 0,21 | Новосибирск | 400 | 1 425,6 | 0,28 | Омск | 260 | 1 133,9 | 0,23 | Челябинск | 200 | 1 078,3 | 0,19 | Ростов-на-Дону | 400 | 1 070,2 | 0,37 | Источник: по данным Internet и материалам переписи населения в 2002 году.
При этом объем отходов увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации уменьшаются. Соответственно доставка отходов от мест их образования до пунктов утилизации требует все больше времени и средств. Проблему только удорожания процесса транспортировки отходов путем тарифов не решить, особенно за счет потребителей. Как показывает практика, повышение тарифов приводит и к полному отказу со стороны малообеспеченных категорий населения платить за сбор и транспортировку отходов.
В России, как и в других странах, крайне необходимо внедрять инновационные технологии и совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов.
Пока они, в основном, просто собираются для "захоронения" на полигонах, что ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах, ограничивает возможности использования городских территорий для строительства жилых зданий и т.д. Под полигоны по захоронению твердых бытовых отходов в России ежегодно отчуждается около 0,1 тыс. квадратных километров пригодных для использования земель, не считая земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками [3]. Ежегодное отчуждение земель составляет 0,0006% площади страны.
Кроме того, совместное захоронение различных видов отходов приводит к образованию опасных соединений, которые оказывают неблагоприятное воздействие на экологию территории и состояние здоровья населения.
Проблемы, связанные с увеличением количества отходов и их влиянием на окружающую среду, создают большие трудности при разработке и реализации территориальной политики. Этими проблемами в России традиционно занимались городские власти. Но в последнее время в связи с передачей ответственности за решение значительной части городских проблем, в том числе и экологических, местным властям, ситуация изменяется, что находит выражение в передаче им финансовых ресурсов для выполнения новых обязанностей.
По действующим с 1995 года и новым, вступающим в силу с 1 января 2006 года, законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на местный уровень переданы вопросы организации "сбора и вывоза бытовых отходов и мусора", а также "утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов" [1,2]. Однако для последовательного решения проблемы должен ставиться и вопрос о выделении в экономическом комплексе городов специальной системы санитарной очистки.
Такая система предполагает осуществление комплекса организационно-экономических и технико-технологических мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и утилизации отходов, образующихся на определенной территории, с целью сохранения здоровья населения и общего благоустройства.
Кроме деятельности по сбору, временному хранению, транспортировке, обезвреживанию и утилизации отходов в систему санитарной очистки населенных мест должны входить мероприятия, направленные на минимизацию масштабов процесса образования отходов, на организацию рециклинга (recycling - повторное использование), и переработки вторичных ресурсов.
Управление процессом формирования этой системы - теперь одна из ответственных задач управления всем социально-экономическим комплексом города, в рамках которого должна учитываться тесная взаимосвязь системы санитарной очистки со всеми отраслями городского хозяйства и ее влияние на экономический, экологический и социальный потенциалы территории. Это требует и уточнения характеристик названных потенциалов.
Первый, экономический, потенциал определяется совокупностью экономических показателей территории, от которых зависит развитие производственно-хозяйственного комплекса - в данном случае крупного города, обеспеченность его энергией, трудовыми ресурсами и т.д. Второй, экологический, определяют показатели состояния окружающей среды, оценки возможностей увеличения нагрузки на нее за счет расширения производственно-хозяйственной деятельности. Третий, социальный, потенциал определяется совокупностью показателей качества жизни населения, оценками возможности обеспечить нормальную жизнедеятельность горожан и при расширении производственно-хозяйственной деятельности в городе.
Управление системой санитарной очистки города с учетом этих показателей и оценок должно решать следующий комплекс задач:
- по улучшению обеспеченности города сырьевыми ресурсами за счет использования вторичных ресурсов;
- по повышению качества использования городских территории за счет уменьшения площадей несанкционированных свалок и увеличения плотности захоронения отходов на официальных полигонах;
- по сохранению природных ресурсов за счет использования вторичного сырья и материалов;
- по снижению уровня загрязнения воздушного, водного бассейна и земли;
- по улучшению состояния здоровья населения за счет уменьшения уровня загрязнения окружающей среды;
- по повышению уровня доходов населения, в том числе за счет дополнительных источников средств от сдачи вторичного сырья.
В настоящее время в России понятие "санитарная очистка" предусматривает лишь выполнение гигиенических требований, предъявляемых к устройству и эксплуатации установок и сооружений, предназначенных для сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и утилизации твердых и жидких бытовых и промышленных отходов. Необходима более широкая трактовка этого понятия применительно к территории города, при которой оно должно включать и реализацию специальных программ по соответствующей работе с населением, руководителями жилищно-эксплуатационных организаций и специалистами, занимающимися вопросами сбора отходов, руководителями и специалистами предприятий по транспортировке отходов, руководителями и специалистами мусороперерабатывающих предприятий, руководителями и специалистами фирм, занимающихся сбором вторичного сырья, представителями органов власти, потенциальными инвесторами.
Для каждой группы участников процесса санитарной очистки должны быть разработаны мероприятия, выполнение которых позволит повысить эффективность функционирования системы и улучшить экономические, экологические и социальные характеристики территории.
При этом одной из важнейших задач санитарной очистки территории является выделение из общей массы отходов фракций, подлежащих повторному использованию или переработке. Неиспользуемые отходы - это "миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает" [3]. На свалках современных российских городов можно найти и большое количество драгоценных металлов. На территории Москвы, например, ежегодно скапливается около 20 тыс. т брошенной техники, из которой, по оценкам, можно извлекать до 28 т золота и 60 т серебра [5].
Необходимо активно использовать и фактор конкуренции городов за лучшие условия работы и проживания, за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни горожан и перспективы развития территории.
При этом, чтобы сделать город привлекательным для проживания и временного пребывания, должны анализироваться и внутренние, и внешние факторы, влияющие на потенциал и перспективы развития территории.
Таблица 2
Группировка внешних и внутренних факторов, влияющих на потенциал городаВнешние факторы | Внутренние факторы |
---|
Географическое положение.
Климатические условия
Политическая обстановка в стране и мире
Макроэкономическая ситуация в стране и мире | Состояние ресурсов территории (сырьевых, кадровых и прочих).
Наличие финансовых средств.
Состояние хозяйственного климата.
Состояние инфраструктуры (в том числе системы санитарной очистки).
Управляемость системой |
Одним из важнейших внутренних факторов является состояние системы санитарной очистки, поскольку она оказывает влияние на состояние водного и воздушного бассейна, городских земель, здоровья населения, характер и размеры сырьевой базы города.
Конкурентные возможности города напрямую зависят от улучшения городской среды, в том числе от упорядочения обращения с отходами. В частности, от этого зависит и состояние туристической привлекательности городов.
Конкурентные преимущества городов определяет и такой фактор, как разработка маршрутов и мониторинг движения специализированных транспортных средств, перевозящих бытовые и промышленные отходы.
Важным внутренним фактором в конкуренции является использование отдельных фракций твердых бытовых отходов в качестве биотоплива для получения энергии, что может стать и одним из путей решения проблемы энергодефицита в городе.
Не меньшее значение имеет реорганизация полигонов, в том числе с целью повышения качества водных ресурсов городов (поскольку вредные вещества из отходов просачиваются в подземные воды и смываются дождями в озера и реки). |
| |
|
|