Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Шавшуков В. М.
профессор кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Антикризисная политика монетарных властей (1994–2014)
С начала 80-х гг. ХХ века сформировалась глобальная финансово-экономическая среда и система, одним из признаков которой стали кризисы глобальных финансов. Их колыбель — национальная экономика (Мексика-94, Южная Корея-97, США-08); классическая природа — разбалансированность внутреннего рынка. В условиях глобальной экономики «волны финансового цунами» захлестывают и другие экономики. Антикризисные действия монетарных властей имели характер комбинации кейнсианских и монетаристских рецептов. К первым отнесем национализацию, покупку государством (или региональными финансовыми институтами — ЕЦБ) проблемных активов, поддержание занятости и спроса, социальные программы, государственные расходы на High-tech. Ко вторым — налоговые льготы, уменьшение учетных и процентных ставов, недопущение инфляции за счет регулирования денежной массы
Ключевые слова: кризис в Мексике 1994 г., странах ЮВА 1997 г., дефолт в России 1998–1999 гг., глобальный кризис 2008–2009 гг., кризис Еврозоны, закономерности кризисов глобальных финансов, антикризисные действия монетарных властей и G20
УДК 339.7; ББК 65.5   Стр: 88 - 94

Мировая наука достаточно всесторонне, комплексно проанализировала причины возникновения, механизмы распространения, последствия и антикризисные действия монетарных властей первых кризисов глобальных финансов в Мексике [1; 2; 3], странах ЮВА [4; 5; 6, c.128–169; 7–10], России [11; 12; 13; 6, c.170–207; 14], глобальной экономике 2008–2009 гг. [15–22] Исследования показали, что если мексиканский кризис пришел с валютного рынка, то в странах ЮВА его причины связаны с промышленным перепроизводством. Российский кризис 1998 г. явил себя как долговой, банковский. Глобальный кризис 2008–2009 гг. рассмотрен в науке, главным образом, на уровне анализа краха ипотечного рынка США и антикризисных действий монетарных властей.
Настоящая статья сфокусирована на анализе антикризисных мер монетарных властей в ходе кризисов глобальных финансов (1994–2014). Исследование опирается на систематизацию закономерностей первых кризисов глобальной экономики, анализе новых явлений и глубинной природы глобального кризиса и посткризисной рецессии в странах ЕС.
Комплекс методов анализа (сбор информации, анализ и синтез, выдвижение гипотезы) позволил разграничить поверхностные причины и глубинную природу кризисов глобальных финансов, выявить общее и особенное в антикризисной политике монетарных властей.

1. Кризис в Мексике 1994–1995 гг.
В 1988–1994 гг. мексиканское правительство, встав на путь модернизации экономики, стало интенсивно привлекать иностранные инвестиции. Но разбалансированность торгового баланса (дефицит в 1994 г. составил 8,2% ВВП) и финансового счета привели к девальвации песо на 27%, выводу из страны иностранного капитала, кризису банковской системы.
Монетарные власти предприняли срочные антикризисные меры: повысили процентные ставки по гособлигациям, перевели большую часть внутренних краткосрочных (до 1 года) обязательств в облигации, индексированные к доллару США. Однако действия ЦБ и Министерства финансов Мексики только усилили кризисные процессы. Индексация задолженности привела к росту госдолга и снизило эффект от девальвации (с 5,5 песо до 6 за доллар США), сократились валютные резервы с 6,15 до 3,8 млрд долл. Экстренные меры ЦБ Мексики и ФРС по поддержанию песо были также безуспешны. В 1995 г. принимается программа среднесрочных мер: создается Совет по малому и среднему бизнесу, проводится реструктуризация их долга, США выделяет кредит на 20 млрд долл., принимаются программы увеличения доли государства в банковской отрасли, открытия новых рабочих мест, приватизации на воздушном и железнодорожном транспорте, в телекоммуникации, распределении газа, космической связи.
Осенью 1995 г. спад производства стал замедляться, но решающим фактором преодоления кризиса становится внешний фактор — присоединение к НАФТА, согласно которому создается режим свободной торговли, движения капитала и рабочей силы, упрощаются внешнеторговые процедуры. Обнуление таможенных пошлин, либерализация законодательных ограничений на деятельность американских и канадских банков в Мексике, инвестиционная привлекательность, защита имущественных и интеллектуальных прав инвесторов привели к росту объемов торговли в 1993–2012 гг. на 506%, экспорт Мексики вырос на 25%, дополнительный прирост ВВП по состоянию на 2003 г. составил 0,8%, а ВВП на душу населения вырос с 1996 по 2009 г. в 2,06 раза. [23]

2. Кризис в странах ЮВА 1997–1998 гг.
Летом и осенью 1997 г. в странах ЮВА произошло резкое и мощное давление на валютном рынке. В Таиланде и Индонезии это привело не просто к сокращению валютных резервов и изменению валютной политики. Правительства отказались от искусственного поддержания национальных валют и перевели девизы в свободное рыночное плавание. В Южной Корее снижение курса вон привело к обвальному падению котировок акций. Потребовалась срочная финансовая помощь со стороны МВФ в размере 15 млрд долл.
Общими причинами кризиса стали: инфляционное давление (вздутие цен на собственность и акции вызвало внутренний дефицит); искусственное удержание курсов валют; непрозрачность финансового сектора; практика рискованного кредитования правительств; кризис доверия по отношению к банкам; недооцененность рисков зарубежными инвесторами и рейтинговыми агентствами; переоцененность доходности местных финансовых активов; дефицитность платежных балансов.
Выход из кризиса осуществлялся по двум направлениям. Первое — по программе МВФ и Всемирного банка, выделивших странам региона 40 млрд долл. на политическую и экономическую реструктуризацию. Индонезия, Филиппины и Таиланд приняли рекомендации бреттонвудских институтов. Малайзия выбрала путь усиления государственного регулирования финансового сектора. Второе направление преодоления кризиса осуществлялось в рамках договоренностей по АСЕАН: укрепление экономического, финансового и торгового партнерства, сотрудничества в сфере IT, создания региональной компьютерной информационной сети, развития трудовых ресурсов.

3. Дефолт и кризис в России 1998–1999 гг.
17 августа 1998 г. Правительство РФ и ЦБ в совместном заявлении объявили о дефолте по внешним обязательствам в иностранной валюте. Ядром финансового кризиса стала банковская система. Отказ государства по своим обязательствам на рынке ГКО, введение моратория на исполнение резидентами внешних обязательств капитального характера, девальвация рубля привели к замораживанию 60% банковских активов (22% по государственным бумагам и 40% по проблемным кредитам), которые на фоне совокупной внешней задолженности в размере 30 млрд долл. привели системообразующие банки к потере ликвидности и дефолту.
Глубокий и многофакторный банковский кризис потребовал анализа различных сценариев выхода из него. В их числе рассматривались национализация банков, спасение ведущих банков с помощью стабилизационных кредитов ЦБ, регионализация банков, выплата внешних долгов, реструктуризация долгов, обмен долга на акции. ЦБ пошел по пути санации проблемных банков с помощью Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и различных схем реструктуризации долга.
Выход из кризиса банковской системы осуществлял ЦБ. Его оперативные антикризисные меры были профессиональны и своевременны (многосторонний банковский клиринг, перевод депозитов восьми коммерческих банков в Сберегательный банк РФ, выдача ломбардных и стабилизационных кредитов, уменьшение нормативов обязательного резервирования). Одновременно ЦБ приступил к разработке программы реструктуризации банковской системы. Базовыми ее направлениями стали увеличение капитальной базы до 5 млн евро (для повышения кредитоспособности), переход с 1 января 2004 г. на МСБУ, увеличение прозрачности кредитных институтов (консолидированный баланс, получение международных рейтингов, обеспечение рыночного входа в ОАО и прав миноритарных акционеров), поворот к кредитованию основных средств предприятий (с помощью политики снижения процентных ставок и синдицированного займа, а также создания Кредитных бюро), восстановление доверия к коммерческим банкам (путем создания Фонда страхования вкладов), создание конкурентной среды (путем, в частности, постепенного выхода ЦБ из капитала Сбербанка РФ, ВЭБ, Внешторгбанка, российских заграничных банков).

4. Закономерности первых кризисов глобальных финансов
Первые кризисы глобальных финансов (Мексика-1994, ЮВА-1997, Россия, Чехия, страны Балтики-1998, Турция-1999, Аргентина, Бразилия — 1999–2000) носили, скорее, региональный, нежели глобальный характер. Вместе с тем, это была «проба глобального пера», коридоры распространения кризисов были широки и достаточно далеки. Волны кризиса 1997 г. стран ЮВА быстро докатились до финансовых рынков России. Слабая банковская система пошатнулась, но устояла. В этот период отрабатывались закономерности глобального кризиса, которые в полной мере проявились в кризисе 2008–2009 гг.
Общие причины кризисов 1990-х гг. сводились к тому, что они всегда носили внутренний характер, при этом внешний фактор (действия ТНК, ТНБ, паевых фондов) усугублял макроэкономическую ситуацию. На кризис работало инфляционное давление (рост внутренних цен на акции и собственность вызывал внутренний дефицит) и дефицитность платежных балансов. Искусственное удержание центральными банками курса валют в рамках валютного коридора и привязки к валютному якорю не обеспечивали стабильности курса и приводили к девальвации. Непрозрачность финансового сектора, практика рискованного кредитования правительств, кризис доверия к национальным банкам приводили к недооцененности рисков зарубежными инвесторами и рейтинговыми агентствами и переоцененности доходности локальных финансовых активов. В этих условиях «глобальный инвестор», выполняя свои обязательства перед инвесторами и акционерами, вынужден был выводить активы, номинированные в национальной валюте, что обрушивало стабильность ее курса и способствовало девальвации.
Наряду с общими причинам кризисов, в каждой стране были специфические. Так, в России в 1998 г. внутренние слабости банковского сектора — дефицит свободного капитала, низкая ликвидность и надежность, плохое управление активами и пассивами, валютными и процентными рисками — привели к краху банковской системы.

5. Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.
Глубинная природа кризиса. Одной из основных причин кризиса можно полагать переход к новому технологическому укладу, основанному на информационных, «нано», «био», «зеленых», «голубых», энергосберегающих технологиях, генной инженерии, альтернативных источниках энергии, других инновационных технологиях, которые являют собой технологический ответ на потребности общества и экономики. Также кризис можно считать реакцией на ключевые актуальные проблемы цивилизации — продовольственную, экологическую, ядерную и энергетическую безопасность человечества.
Мировая экономика утратила прежние источники роста (средние слои населения Запада и развивающиеся рынки). Снижение темпов экономического роста — это конфликт технологий ХХ и XXI вв. Переход к новой экономике труден, он сопровождается структурными изменениями, переливами капитала. Тонким индикатором изменений являются фондовые индексы.
Подтверждением тому служит статистическая динамика фондовых рынков США в 2000–2009 гг., показывающая корреляцию индексов DJIA и Nasdaq Composite равную 0,95. Это свидетельствует, во-первых, о синхронности движения на всех фазах цикла во всех секторах экономики США — традиционном и высокотехнологичном. Эта ситуация подтверждает тезис о том, что High-tech еще не стал инвестиционно привлекательным для основного, прежде всего, консервативного инвестора. При этом переход к новому технологическому укладу не нашел отражения на фондовом рынке и не является в настоящее время экономически оправданным.
Поэтому есть определенные основания утверждать, что природа кризиса носит двойственный характер: во-первых, кризис элементов национальных и мировой финансовой системы; во-вторых, кризис монетаристской модели «смешанной экономики», основанной на технологиях второй половины ХХ века.
Причины глобального кризиса 2008–2009 гг. Если природа процессов отражает глубинные фундаментальные явления, то их причины носят поверхностный характер. Природа и причины могут совпадать по времени и пространстве. Ипотечный кризис в США, спровоцировавший кризис финансового, строительного и промышленного рынков в США, затем ЕС, Японии, развивающихся стран, стал непосредственной причиной глобального кризиса. Он трагически совпал во времени и пространстве (экономика США наиболее выдвинута к завершению перехода к новому технологическому укладу) с кризисными процессами конфликта старой и новой экономики.
Кризисная реакция глобальной экономики. Глобализированная мировая экономика мгновенно отреагировала на кризисные процессы в экономике США. Произошло сокращение экспорта стран БРИК в ЕС и США. Уменьшился экспорт ЕС и Японии в США. Сократился экспорт инвестиционных товаров в Китай и Индию. Произошла потеря ликвидности ведущих финансовых институтов зоны ЕС, Великобритании, Швейцарии, Японии, БРИК в среднем на 10–30%, произошло падение мирового промышленного производства на 10–35% и сокращение ВВП на 1–10%. Во всех странах наблюдался рост безработицы на 6–15% (в среднем 10%). Фондовые индексы отреагировали падением на 10–40%. Произошел рост государственного внутреннего и внешнего долга к ВВП от 60% (США, Германия, Канада) до 170% (Япония). Большинство стран не избежали роста дефицита государственного бюджета до 10% ВВП. ТНК и ТНБ приступили к выводу активов с рынков инвестирования. Произошло бегство ЦБ, бизнеса и рынков в «долларовую» гавань и падение курсов евро, фунта стерлингов, иены, швейцарского франка, юаня, рубля, рупий, реала по отношению к доллару США. И, наконец, на развитых рынках сформировалась опасная тенденция дефляции, а на развивающихся — инфляции.
Антикризисные действия G20 в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.: причина солидарных действий, направления антикризисных мер.
В глобальной экономике мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. впервые в истории потребовал солидарных действий правительств и монетарных властей G20, производящих 90% ВВП мира.
Страны-члены МВФ направили на спасение финансового сектора мировой экономики 11,4 трлн долл, в том числе: в виде капитала 1,56 трлн долл., гарантий 4,64 трлндолл, за счет приобретения активов 5,21 трлн долл Развитые страны направили на антикризисные программы 9,2 трлн долл, развивающиеся –1,6 трлн долл., G20 — 2% ВВП, в том числе: 4,6 трлн долл. на государственные гарантии по долговым обязательствам; 2,5 трлн долл. на поддержание ликвидности национальных банковских систем; 1,9 трлн долл. на приобретение проблемных активов; 1,1 трлн долл. — на укрепление капитальной базы. [24] Центральные банки G7 (на основе базового соглашения 1985 г.) согласовали валютные интервенции на рынке Forex для поддержки доллара США, ибо данная валюта остается в настоящее время безальтернативно резервной в международной ликвидности и золотовалютных резервах, а также де-факто основной (44%) в международных расчетах. Точно также на Саммите министров финансов G7 и ЕЦБ 18 марта 2011 г. были согласованы совместные действия на международном валютном рынке по поддержке иены после двойной трагедии в Японии — наводнения и аварии на АЭС в Фукусиме. [25]
Для монетарных властей финансового центра и финансовой периферии главным в солидарных действиях стало обеспечение финансовой и экономической стабильности. В данном случае не имеется в виду некий конкретный финансовый центр, например, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Цюрих. Мы делим глобальные финансы на «финансовый центр» и «финансовую периферию»: к первому относим финансовые центры Запада, ко второй — финансовые рынки развивающихся стран.
Направления антикризисных мер были согласованы на саммитах G20 в Нью-Йорке и Лондоне и представляли комбинацию из кейнсианских и монетаристских рецептов. В реализации антикризисных мер можно выделить несколько направлений их реализации.
Первое направление. Государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры национальных экономик (строительство и ремонт дорог, жилья, школ), государственная поддержка рынка труда.
Второе направление. Стимулирование потребительского спроса за счет субсидий, налоговых льгот, снижения базовых процентных ставок по кредитам и банковским депозитам (для стимулирования, с одной стороны, трат и покупок, с другой — сокращения сбережений); стимулирование спроса на ключевых рынках; стимулирование внутреннего спроса;
Третье направление. Реформирование (модернизация) системы глобальных финансов, включая институты и инструменты. На саммитах G20 была достигнута важная договоренность об увеличении ресурсов МВФ (от 430 до 739,0 млрд долл. [26]. Согласовано также воздержании от протекционистской политики со стороны государств и от выплаты сверхбонусов высшим менеджерам в ТНК и ТНБ.
Четвертое направление. Помощь финансовым институтам и избранным промышленным компаниям (с большими размерами долей рынка, весом в национальной экономике, но с проблемами в менеджменте, выявленными в условиях кризиса и плохими прогнозами на посткризисный период). В рамках этого направления планировалась поддержка Центральным Банком ликвидности национальных финансовых институтов, включая вхождение государства в капитал; национализация. Под национализацию попали американские ипотечные компании Freddie Mac, Fannie Mae, бельгийский банк Fortis). Была реализована продажа банков-банкротов (Merrill Lynch покупает Bank of America, соответ­ственно: Wachovia — Citigroup, Washington Mutual Inc — JPMorgan Chase, Lehman Brothers — Barclays Plc, HBOS Plc — Loyds Bank, Bradford & Bingley — Banco Santander). Осуществлялись также такие меры, как выкуп государством плохих долгов; государственные субсидии, кредиты промышленным компаниям; приобретение государством пакетов акций промышленных компаний; снижение процентных ставок. Процентные ставки в результате этой политики упали в Японии до 0,1%, в США и Швейцарии — до 0,25%, в Англии — до 0,5%, в Еврозоне — до 1,3%, а Австралии — до 3,25%, в России — до 10% [27–30]. Практиковалось подавление инфляции; проведение опасной, но спасительной для выхода из кризиса дефляционной политики.
Пятое направление. Стимулирование перехода к экономике высоких технологий и энергосбережения, способной ускорить выход из кризиса и сформировать новый технологический тип мировой экономики.
Национализация, покупка государством проблемных активов, поддержание занятости и спроса, социальные программы, госрасходы на High-tech — это примеры классических кейнсианских рецептов. Налоговые льготы, использование учетных и процентных ставок, недопущение инфляции за счет регулирования денежной массы можно рассматривать как инструменты монетаристской политики.

6. Вялотекущая рецессия: новые явления и новые закономерности глобальных финансов (2010–2013)
В 2012–2013 гг. мировая экономика еще находилась в тисках последствий глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. Несмотря на беспрецедентное антикризисное регулирование монетарных властей G20, в первое десятилетие ХХI века накопились различные риски и противоречия, которые препятствуют окончательному выходу из кризиса.
В указанный период в мире сложились крупные дисбалансы между развитыми и развивающимися экономиками, США и остальным миром, субцивилизациями. США — самая эффективная и гибкая с точки зрения диверсификации национальная экономика. ЕС — более социально ориентированная экономика, поэтому менее эффективная и гибкая экономическая система с более высоким налоговым бременем. Китай — менее социально направленная экономика, но эффективная с точки зрения баланса цены рабочей силы, производительности труда и качества продукции.
США после Второй мировой войны использовали статус мировой резервной валюты, получая не только «эмиссионный доход» от выпуска долларов США в размере 500 млрд долл. [31], но и «дополнительный доход» от эмиссии казначейских обязательств, а также АДР. Все это позволяет США использовать эти доходы для дополнительных выгод населению, обеспечения более высокого качества жизни по сравнению с остальным миром. И это сопровождается при трех устойчивых дефицитах — торгового, платежного и бюджетного.
Великобритания, потеряв статус мировой державы в 30-е гг. ХХ века, также сумела извлечь выгоды из глобализации, создав в 70–80-е гг. ХХ века чрезвычайно привлекательный для инвесторов мировой финансовый центр евровалют, сделок, капитала, и обеспечила, тем самым, высокие стандарты потребления и качества жизни.
Страны с устойчивым профицитом государственного бюджета (КНР, Индия, нефтедобывающие экономики) значительно уступают по уровню жизни США Великобритании, в целом странам ОЭСР.
Научный и практический интерес представляют антикризисные действия ФРС и Казначейства США. Они носили как экстренный, так и долговременный характер. К действенным мерам первого направления отнесем сокращение денег в обращении. В 2009–2011 гг. ежегодно выпускалось 5,8–6,4 млрд банкнот против 9,1 млрд в 2007 г. В 2012 г. Казначейство увеличило выпуск денег до 8,4 млрд, что отразило, с одной стороны, рост спроса на них и выход из рецессии, с другой — превращение денежной массы в сильный инструмент регулирования экономики.
К действиям отложенного эффекта относится программа «количественного смягчения» (QE3), действующая с 2008 г., согласно которой ФРС ежемесячно покупал казначейские облигации и ипотечные бумаги на сумму 85 млрд долл. В соответствии с этой программой, ФРС платит банкам второго уровня за резервы по ставке IROR 0,25%. В условиях низких кредитных ставок банки увеличили резервы в ФРС, а резервная система повысила ликвидность и подготовилась к экономическому росту. Резервы, обладая мгновенной ликвидностью, легко меняются на валюту, а последняя становится сильным инструментом регулирования деловой активности и инфляции. Таким образом, ставка IROR, величина резервов, краткосрочный госдолг и валюта стали сильными финансовыми инструментами монетарной политики США в кризисный период.
10 июля 2013 г. Комитет открытого рынка ФРС (Federal open market committee — FOMC) подтвердил сохранение количественного параметра ежемесячной покупки казначейских облигаций и ипотечных бумаг на сумму 85 млрд долл. с целью выйти на уровень безработицы 7% в середине 2014 г. [32, p.1]
Вторая волна рисков, как ни парадоксально этот тезис выглядит, стала результатом антикризисных программ G20 и их эффектов. Для стимулирования экономического роста (предложения со стороны бизнеса и спроса населения) ФРС США провела дополнительную эмиссию доллара, а Казначейство приняло программы фискального стимулирования. Дополнительная эмиссия США в 2012 г. составила М1 58 млрд долл. и М2 на сумму74 млрд долл., [33], а фискальное стимулирование в 2012 г. оценивается в 70 млрд долл.[34, P.22,66]
В целом действия монетарных властей G20 впервые в истории были солидарными и одновекторными — поддержание ликвидности системооборазующих банков, ведущих товаропроизводителей, совокупного спроса населения, сохранения рабочих мест, недопущения инфляции. Антикризисные программы в 2010 г. дали эффект: острая фаза рецессии была пройдена, падение производства и занятости остановлены. ЦБ мира удалось удержать рост инфляции путем дополнительной эмиссии. Но данный инструмент регулирования денежной массы опасен из-за риска потери контроля за ликвидностью.
Серьезнейший риск в посткризисный период представлял рост уровня инфляции. ЦБ ведущих экономик мира сумели ее не допустить. По итогам 2012 г. инфляция составила в США 1,583%, ЕС — около 2, в Великобритании — 2,20, в Германии — 2,152, в Японии — 0,166% [35–39] поскольку сохранили контроль над денежным мультипликатором (ДМ) в диапазоне 6–10% (MM = M/NR, где MM — Money Multiplayer; M — Мoney (M1+M2); NR — Norms of Reserves (provisions)). В группе БРИКС уровень инфляции был выше: в Индии — 12,98, в России 6,708%, в Бразилии — 4,968, в Китае — 2,800%. [40–43] Эти экономики менее эффективно создают деньги: в РФ ДМ в лучшие докризисные годы был не выше 3%, в Китае 6%.
С 2008 г. мировая экономика еще не восстановилась, не вышла на докризисные объемы кредитования. При этом возникла новая проблема — рынки потеряли рыночные ценовые ориентиры. Стимулирующие действия правительств исказили картину многих товарных цен, прежде всего по энергоносителям. В мировой экономике скопилась излишняя ликвидность. Глобальный инвестор вкладывает в нефть. Но рост цен и удержание их в течение 2012 г. в среднем на уровне 110 долл. за баррель марки Брент (в первом полугодии 2013 г. диапазон составил 98,38–108,82 долл. За баррель) не являлось следствием роста объемов промышленного производства, а было результатом искусственной поддержки банков, а значит финансовых рынков со стороны ЦБ мира.
Важным фактором для выхода мировой экономики из рецессии является преодоление кризиса в США и вступление в фазу роста. В 2013 г. продолжали действовать 3 антикризисные программы: «Количественного смягчения QEЗ», «Спонсирования предприятий-должников» (Government-sponsored enterprise debt securities), «Спонсирования федеральных агентств и предприятий» путем выкупа ипотечных бумаг (Federal agency and Government-sponsored enterprise mortgage securities). По второй и третьей программам предоставляются кредиты: предприятиям для погашения кредиторской задолженности в 2012 г было выделено 80 млрд долл. (в 2011 г. 108 млрд долл), а для выкупа «плохих долгов» по ипотечным бумагам в 2012 г. 950 млрд долл. (в 2011 г. 848 млрд долл). [44, P.346]
Несмотря на продолжение государственных инъекций в экономику, рынки как регулятор начинают работать. С 1 мая по 11 июля 2013 г. все важные индексы-индикаторы рынка выросли: DJIA и S&P на 4%, Nasdaq — на 6%, индекс малого бизнеса Russell 2000 на 10%. Их рост отражает усиление экономики, подкрепленное исторической статистикой. Существует корреляция роста ставок по 10-летним казначейским облигациям и увеличением годовой прибыли компаний из списка S&P. Так, за период с 1962 по 2003 гг. рост ставок на 3,8 процентных пункта создал условия для роста прибыли на 10,8%. [45] За IQ 2013 г. рост ставок составил всего 1,01% пункта, но это означает, что в семи из десяти случаев через год произойдет рост прибыли.
Видимо, 2013 г. стал переломным для экономики США: важнейший макроэкономический показатель уровня безработицы упал за год с 7,8–7,9% до 7%. В результате 18 декабря 2013 г. ФРС принял принципиальное решение о начале постепенного свертывания программы «Количественного смягчения» (QE): с января 2014 г. ФРС будет выкупать по 40 млрд долл. US T-bills и 35 млрд долл. ипотечных облигаций, т.е. на 10 млрд долл. меньше. Регулятор выбрал сокращение QE (снижение объема ежемесячного выкупа активов), а не ужесточение монетарной политики (т.е. повышение базовой процентной ставки, которая находится в диапазоне 0–0,25%). Рынок отреагировал незначительной коррекцией и не спровоцировал взрывного роста доходности 10-летних US Treasuries и долговых обязательств на развивающихся рынках.
Таким образом, программа QE выполнила свою задачу — способствовала переходу к экономическому росту. В 2014 г. она будет постепенно сворачиваться. От ее продолжения рисков больше, чем выгод. При этом темпы роста занятости будут с большой вероятностью меньше темпов прироста ВВП. Полагаем, что 2% роста ВВП это хороший показатель для переходного периода к новому технологическому укладу.
Если сокращение программы QE воспринято рынком адекватно, то «Правило П.Волкера» (Paul Volker Role. P.Volker, экс-главы ФРС) о запрете «торговых операций за счет собственных средств банков» не нашло поддержку у банкиров. Закон вступил в действие 21.07.2010 г. Согласно ему создан с большими полномочиями Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council FSOC). Совет вправе требовать увеличения капитала и ликвидности, ограничения роста крупных финансовых институтов (если они создают угрозу финансовой системе) и совершенствования системы управления рисками. Закон предусматривает меры по снижению банковских рисков, защите потребительских финансовых услуг, регулированию деятельности системообразующих банков.
Правило П. Волкера, являющееся частью закона, отделяет инвестиционно-банковские услуги, частный капитал и хедж-фонды финансовых учреждений от потребительского кредитования. Правило запрещает банкам, использующим гарантии Правительства, инвестировать средства вкладчиков в хедж-фонды и фонды прямых инвестиций в объеме, превышающим 3% от их капитала первого уровня (Tier I Capital), а также владеть более чем 3% капитала таких фондов. Полагаем, что возвращение в том или ином виде закона Гласса-Стигалла (Glass-Steagall Act) уменьшит рисковые операции и оздоровит финансовый рынок США.
Итак, будущее посткризисной мировой экономики, вероятность второй волны кризиса зависят от преодоления дисбалансов (включая, что очень важно, балансы домашних хозяйств), сохранения искусственной поддержки мировой экономики со стороны ЦБ G20 и правительств. Чем быстрей рынки вернут функцию регулятора мировых цен, чем раньше в США, Великобритании, странах ОЭСР осознают необходимость ухода от сверхпотребления на фоне торгового и бюджетного дефицитов, тем быстрей мировая экономика преодолеет последствия кризиса, обретет новые источники экономического роста.

7. ЕС — колыбель затянувшейся рецессии и по-прежнему возможной второй волны кризиса
Государственный совокупный долг романских стран еще до кризиса был выше пороговых значений 60%/ВВП. Но эти страны не сократили потребление, а правительства — бюджетные расходы.
В результате в 2008–2012 гг. Греция, не справившись с долговым бременем, постоянно находилась на пороге финансового банкротства. Перед правительствами юга Европы возникла альтернатива: либо дефолт, финансовый крах, банкротство монетарных властей, запуск маховика второй волны глобального кризиса, либо плавный уход от дисбалансов и постепенный выход из кризиса.
Все эти годы рынки со спрэдом 400–3250 базисных пункта кредитовали Грецию, Испанию, Португалию и Италию. Но кредитные возможности рынков и риски на пределе, поскольку романские страны обслуживать долги на рыночных условиях уже не могут, а способность ФРГ кредитовать Европейский центральный банк (ЕЦБ) также ограничена.
Поскольку рынки исчерпали свой ресурсный потенциал, то монетарные власти ЕС сделали четыре беспрецедентных шага, использовав по нарастающей различные финансовые инструменты.
Первый шаг был сделан в 2008 г. на рынке денег. Романским странам были предоставлены кредиты на общую сумму 1,2 трлн евро. Эффект был отрицательный. Рынки отреагировали ростом спрэдов с 80 базисных пунктов (б.п.) в июле 2007 г. (12 мес., над Libor, евро) до 120 б.п. в октябре 2008 г. [46]
Второй шаг был предпринят, прежде всего, усилиями центральных банков ЕС на рынке государственных долговых обязательств. Можно описать хронологию антикризисных действий монетарных властей ЕС: 4 июля 2009 г. начала действовать программа покупки государственных облигаций проблемных стран; 10 мая 2010 г. центральные банки ЕС приступили к покупке ценных бумаг в рамках Программы рынка ценных бумаг (SMP); 6 октября 2011 г. стартовала новая программа покупки облигаций (CBPP2). Реакция рынков была негативной. Спрэды по суверенным долгам Бельгии выросли со 150 б.п. в октябре 2011 г. (срок погашения 10 лет, Index — доходность суверенных облигаций Германии, б.п.) до 200 б.п. в июле 2012 г., соответственно во Франции с 90 до 200, Италии 380 против 420, Греции 2100 против 2800. [47–49; 50, P.23]
Третий шаг — в «бой» брошен последний резерв ЕС — кредитор последней инстанции ЕЦБ. Осенью 2012 г. ЕЦБ приступил к покупке государственных облигаций проблемных стран. Теперь ликвидность этих бумаг стала зависеть от ЕЦБ, а не от рынков и национальных центральных банков. Инвесторы и рейтинговые агентства позитивно восприняли эти действия регулятора ЕС. Доходность по суверенным долгам стабилизировалась и дифференцировалась по сегментам глобального финансового рынка: Германия, Франция, Бельгия, Великобритания, США, Япония (диапазон 0–2% годовых); Испания, Бразилия, Китай (3–5% годовых), Португалия, Россия (5–10% годовых), наконец, Греция — 15% и более [51, C.10].
Представленная дифференциация обусловлена множеством макроэкономических факторов: темпами роста ВВП, уровнем инфляции и безработицы, дефицитом/профицитом торгового баланса, платежного баланса, госбюджета, отношением госдолга к ВВП, в конечном итоге — суверенным кредитным рейтингом.
Четвертый шаг был сделан на рубеже 2012–2013 гг.: в сентябре 2012 г. вице-президент ЕЦБ предложил создать Единый банковский союз. Речь идет, конечно, не о союзе 6000 существующих кредитных институтов, а системообразующих банках, что предполагает единые нормативы ЕЦБ, процедуры контроля, страховые фонды на 60 млрд евро и российский аналог 1998 г. АРКО. В декабре идею поддержал Исполком ЕЦБ, а в феврале 2013 г. был согласован план поэтапного формирования Банковского Союза и Фонда. [52–54] Однако в Европейской Комиссии план столкнулся с серьезными юридическими проблемами. [55, Р.2].
Для окончательного спасения ЕС и евро нужен и пятый шаг — создание единого бюджета стран Евро зоны. Но это вопрос потери странами-членами ЕС финансового суверенитета. Отказу от финансовой независимости страны-члены ЕС предпочтут скорее всего создание ТАФТА (TAFTA — Trans Atlantic Free Trade Agreement), переговоры о котором ведутся в Вашингтоне с июля 2013 г.
Итак, будущее ЕС и евро зависит от темпов экономического роста. Но ЕС все еще находится в рецессии. Проблемы экономического роста ЕС не решены не из-за госдолга романских стран. Последнее обстоятельство — поверхностные причины кризисы. Его природа обусловлена двумя обстоятельствами.
Во-первых, трудностями перехода европейской экономики на рельсы нового технологического уклада, новой экономики XXI века. ФРГ и Франция, обремененные проблемами спасения еврозоны и евро, не выполняют роль лидера «новой технологической волны». С этой точки зрения, европейская экономика может стать лишь пятой после США, Китая, Японии, и Южной Кореи в XXI веке.
Во-вторых, в ЕС не преодолен разрыв по качеству жизни между югом и севером Европы. Его основа составляет существенные различия в уровне производительности труда, менеджмента, квалификации рабочей силы, профессиональном образовании. Это подрывает стоимость евро, созданную на юге и севере, провоцирует политиков и профсоюзы романских стран к лозунгу установления единой часовой оплаты и одинаковой системы социального вспомоществования.

Заключение.
Кризисы глобальной экономики (1994–2014 гг.) обогатили теорию и практику антикризисной политики монетарных властей новыми явлениями и закономерностями. Выделим некоторые из них.
1. Колыбель кризисных процессов находилась в национальной экономике. На кризис работали инфляционный пресс, дефицитность платежных балансов, привязка к валютному якорю, недостаточность международной ликвидности ЦБ, слабость банковской системы. Уход глобальных инвесторов усугублял экономическую ситуацию.
2. Мировой кризис 2008–2009 гг. впервые продемонстрировал поистине глобальные масштабы, солидарные и одновекторные антикризисные действия G20. Кризис остро поставил вопросы новой архитектуры глобальных финансов и источников роста мировой экономики. Их решение лежит на двух уровнях анализа: поверхностные причины кризиса (ипотечный крах в США) и его глубинная природа (переход к новому технологическому укладу).
3. Вялотекущая рецессия развитых экономик 2009–2013 гг. выявила крупные диспропорции в мировой экономике и позволила отточить тактические инструменты антикризисных действий монетарных властей. В 2012 г. ФРС и ЕЦБ применили мощнейшие инструменты — дополнительную эмиссию доллара и приобретение госдолга проблемных экономик ЕС. Впервые стало очевидно, что антикризисные программы регуляторов могут дезориентировать рынки. В-третьих, к национальным экономическим дисбалансам (торговый, бюджетный, платежный дефициты) добавились внутрирегиональные (ЕС) и глобальные (между США, странами ОЭСР и остальным миром).
4. Антикризисные меры носили комбинацию кейнсианских и монетаристских рецептов. К первым отнесем национализацию, покупку государством (или региональными финансовыми институтами — ЕЦБ) проблемных активов, поддержание занятости и спроса, социальные программы, государственные расходы на High-tech. Ко вторым — налоговые льготы, уменьшение учетных и процентных ставов, недопущение инфляции за счет регулирования денежной массы.
5. В антикризисное политике монетарных властей прослеживается общее и особенное. Общим в политике правительств и ЦБ стали: повышение процентных ставок по гособлигациям, девальвация, реструктуризация долга и спонсирование компаний национального масштаба, кредиты со стороны ЦБ и МВФ, государственные инвестиции в инфраструктурные проекты, решение кризисных проблем и поиска механизмов экономического роста за счет региональных объединений (ЕС, АСЕАН, НАФТА). К особенному отнесем реструктуризацию долга малых и средних предприятий, приватизацию инфраструктурных отраслей, перевод госдолга в доллары США (Мексика); увеличение доли государства (или усиление регулирования) в банковском секторе и реструктуризация банковской системы (Малайзия, Россия, США); стимулирование перехода к новому технологическому типу экономики (США, Франция, Россия, Южная Корея).
6. На рубеже веков необходимо решение цивилизационных проблем человечества (экология, продовольствие, питьевая вода, альтернативные источники энергии, бедность) и осуществление перехода к новому технологическому типу производства, основанному на генной инженерии, информационных, нано — и прочих зеленых, голубых технологиях. С этим связано нахождение новых источников развития мировой экономики.


Литература
1. Осокина Н. Мексиканский экономический кризис 1994 г. // Обозреватель-Observer. — 1998. — № 10. — с.105.
2. Obstfeld M. The logic of currency crises // Cahiers Economiques et Monetaires. — 1994. — № 43. — P.189–213.
3. Ozkan F.G., Sutherland A. Policy Measures to avoid a currency crises // Economic Journal. — 1995. — № 105. — P. 510–519.
4. Меньшиков С. Азиатский финансовый кризис и мировая экономика // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 2. — С.40–44.
5. Burnside C., Eichenbaum M., Rebelo S. Prospective Deficits and Asian Currency Crisis // World Bank Working Paper. — 2000. — № 2174 (in the Agriculture Land, Commodity prices, Market series).
6. Шавшуков В.М. Формирование российского сегмента глобальных финансов. — СПб., 2001. — 368 с.
7. Allen F., Gale F. Bubbles and Crises // Economic Journal. — 2000. — № 110. — P. 236–255.
8. Demirguc-Kunt, Detragiache, Asly & Enrica. The Determinants of Banking Crises in Devеloping and Developed countries // IMF Staff Papers. — 1998. — Vol.45. — № 1. — P.81–109.
9. Hunter W., Kaufman G., Kruger T. The Asian financial crises, origins, implications and solutions . — Boston: Glumer Academic, 1999.
10. Krugman P. What happened in Asia? — http://www.hartford-hwp.com/archives/50/010.html (дата обращения: 27.06.2013).
11. Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б. Развилка новейшей истории России. — СПб.: Норма, 2011. — 168 с.
12. Заключение временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 г. // URL: www.glazev.ru (дата обращения: 27.01.2013).
13. Лунтовский Г.А. Зайцева З.З. Процедурные проблемы банкротства российских коммерческих банков // Экономические науки. — 1999. — № 1. — С. 76 –77.
14. Шохин А.Н., Журавлев С.Н. Финансово-экономический кризис, причины и меры по выходу // Экономические науки. — 1999. — № 1. — С. 15–26.
15. Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? — СПб.: Питер, 2009. — 176 с.
16. Кризис альтернативы будущего: Антология / Под ред. А. Бузгалина, П. Линке. — М.: Культурная Революция, 2010. — 368 с.
17. Мировой финансовой кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. — М.: Экономика, 2010. –208 с.
18. Льюис М. Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 288 с.
19. Мировая финансовая система после кризиса: оценка и прогнозы. — М.: Маросейка, 2009. — 220 с.
20. Сорос Дж. Первая волна мирового финансового кризиса: промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 272 с.
21. Роговский Е.А., Васильев В. С. Глобальная экономика и фактор Гринспена // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2008. — № 11.
22. Стиглиц Дж. О международной валютно-финансовой системе: уроки глобального кризиса — Доклад финансовой комиссии ООН. — М.: Международные отношения, 2012. — 328 с.
23. NAFTA at ten: Lessons from recent studies. CRS report. www.fpc.state.gov/documents/orgnization/34486.pdf
24. Всемирная расплата за кризис // Финмаркет. 03.09.2009. URL: www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=1241109&rid=1; www.hm-treasurygov.uk/int-g7-intervention.htm (дата обращения: 27.01.2013).
25. Treasury of UK. URL:www.hm-treasurygov.uk/int-g7-intervention.htm (дата обращения: 27.06.2013).
26. IMF. Annual Report 2012. — P.20. URL :www.IMF.org/externak/russian/pubs/ft/2012/ar12rus.pdf (дата обращения: 27.06.2013).
27. ECB http://www.ecb.int/stats/monetary/rates/html/index.en.html (дата обращения: 27.06.2013).
28. Board of Governors of the Federal Reserve System. URL: http://www.federalreserve.gov./releases/h6/current/default/htm (дата обращения: 27.01.2013).
29. ECB. Central Bank Exit Strategies. The Process Begins. URL: www.ecb.int/paym/groups/pdf/fxcg/exit_strat_march_2010_botm.pdf?8a4d02aada243b0bcd47cb2cae62ac57 (дата обращения: 27.01.2013).
30. ECB.URL: http://www.ecb.int/press/key/date/2012/html/sp120907.en.html; www.ecb.int/press/key/date/2012/html/sp121008_1.en.html; www.ecb.int/press/key/date/2013/html/sp130212.en.html (дата обращения: 27.01.2013).
31. Глазьев С.Ю. Военно-политическая гегемония США во многом держится за счет эмиссии доллара в качестве мировой резервной валюты и присвоения глобального сеньоража, размер которого составляет около полутриллиона долларов в год...URL:http://www.glazev.ru/econom_polit/25/ (дата обращения: 27.01.2013).
32. Yarding R. Slowing of Fed`s QE3 remains in balance //Financial Times. 2013. July 11.
33. Board of Governors of the Federal Reserve System. Financial Statement, 2011 and Auditors. — http://www.federalreserve.gov/releases/h6/current/h6.htm) 9(дата обращения: 27.01.2013).
34. Fiscal Year 2013. Mid-session Review. Budget of United States Government // http://www.omb.gov
35. Bank of England. Main Publications. URL: www.bankofengland.co.uk/publications/PublishingImages/inflationreport/cpimktfeb13large.gif; www.bankofengland.co.uk/publications/Pages/main/default.aspx (дата обращения: 27.01.2013).
36. Board of Governors of the Federal Reserve System. Financial Statement, 2011 and Auditors. –www.federalreserve.gov/releases/h6/current/h6.htm)
37. Board of Governors of the Federal Reserve System (trends and forecast). URL: www.federalreserve.gov/monetarypolicy/fomcminutes20121212ep.htm (дата обращение: 27.01.2013).
38. Board of Governors of the Federal Reserve System. URL: http://www.federalreserve.gov/newsevents/press/monetary/fomcminutes20121212.pdf (дата обращения: 27.01.2013).
39. United States Department of the Treasury. URL: http://treasury.gov/resourse-center/data-chart-center/monitoring-the economy/Documents/monthly%20ECONOMIC%20DATA%TABLES.pdf (дата обращения: 27.06.2013).
40. International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2012. URL: www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/download.aspx (дата обращения: 27.06.2013).
41. Информационные материалы Министерства Экономического Развития РФ. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013–2015 годы. URL: www.economy.gov.ru/minec/activity/sectio ns/macro/prognoz/doc20121214_02) (дата обращения: 27.01.2013).
42. Макроэкономические данные Китая. URL: http://news.xinhua08.com/zt/jjsj/201302/#f-0382 (дата обращения: 27.06.2013).
43. Министерство финансов Индии. URL: http://finmin.nic.in/stats_data/nsdp_sdds/index.html (дата обращения: 27.01.2013).
44. 99th Annual Report of Board of Directors of the Federal Reserve System. — Washington, DC, May 2013. — P.346. Режим доступа: www.federalreserve.gov/publications/annual-report/files/2012 — annual report, pdf (Дата обращения 25.07.2013)
45. USA Today. 07.11.2013. — P. 6A–7A.
46. ECB. Central Bank Exit Strategies. The Process Begins. URL: http://www.ecb.int/paym/groups/pdf/fxcg/exit_strat_march_2010_botm.pdf?8a4d02aada243b0bcd47cb2cae62ac57 (дата обращения: 27.01.2013).
47. European Commission on Enterprise and Industry and Finance. URL: www.ec.europa.eu/enterprise/policies/finance/data/enterprise-finance-index/access-to-finance-indicators/loans/index_en.htm (дата обращения: 27.01.2013).
48. ECB: Financial Stability Review. URL: www.ecb.int/pub/fsr/shared/pdf/iii3financialstabilityreview201206en.pdf?2c9941d09e56638c0669816c854ad384) (дата обращения: 27.01.2013).
49. ECB: Financial markets and global financial institutions. URL: www.ecb.int/pub/fsr/shared/pdf/3financialstabilityreview201212en.pdf?a9a4207de2e406c98f944fbd4a842268 (дата обращения: 27.01.2013).
50. Financial Times. 2013. July 11.
51. География кризиса // Коммерсантъ. — 2013, 12 марта.
52. ECB. URL: www.ecb.int/press/key/date/2013/html/sp130212.en.html (дата обращения: 27.01.2013).
53. ECB. URL: www.ecb.int/press/key/date/2012/html/sp121008_1.en.html (дата обращения: 27.01.2013).
54. ECB. URL: www.ecb.int/press/key/date/2012/html/sp120907.en.html (дата обращения: 27.01.2013).
55. Peel Q., Barker A. Berlin hits at banking Union Plan –Financial Times.2013. July 11.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия