Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Быкова О. Н.
проректор по учебно-методической работе
Российской государственной академии интеллектуальной собственности (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор

Профатилов Д. А.
начальник департамента учебно-методической работы и организации научной деятельности
Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский),
аспирант Российской государственной академии интеллектуальной собственности (г. Москва)


Инструменты реализации инновационных проектов
В статье рассматриваются проблемы реализации инновационных проектов в Российской Федерации, в том числе в образовательных и научных организациях. Предлагается классификация основных инструментов их реализации, рассматриваются современные финансовые инструменты, предлагается структура реализации инновационных проектов через инструментарий
Ключевые слова: инновации, инновационный проект, инвестиции, инструменты реализации инновационных проектов, краудфандинг
УДК 330.354; ББК 65.290-2   Стр: 38 - 41

Любой инновационный проект направлен на получение нового, не разработанного ранее результата, и одним из основополагающих факторов, влияющих на реализацию проекта, является государственная политика, направленная на поддержку и развитие инновационного климата страны. Но в реальности государственная политика, при всей ее важности, это всего лишь составная часть общей модели реализации инновационных проектов, и даже при идеальных макроэкономических условиях и отлаженных инновационных процессах не все проекты добиваются положительного экономического эффекта. Для получения искомого результата необходима четко выстроенная линия (система) управления проектом на всех стадиях.
Один из исследователей данного вопроса Л.А. Горюнова, считает, что процесс управления основывается в первую очередь на использовании различных инструментов, которые представляют собой определенную совокупность способов, методов и приемов. В зависимости от применения конкретного метода управления различают правовые, организационные, и экономические инструменты (типы инструментов). Каждый тип инструментов управления имеет определенную область применения и технологии реализации тех или иных действий [1, с. 67].
В общем смысле понятие «инструмент» можно трактовать как средство воздействия на объект преобразования и его создания. Таким образом, с позиции проектов понятие «инструмент» определяется как средство, направленное на реализацию проектов. В отечественной литературе понятие «инструменты» — применительно к реализации инновационных проектов — не распространено. Орлова Н.В. считает, что определенность цели действия любого инструмента и его общая целевая направленность в большей степени могут повлиять на желаемое изменение условий социально-экономического развития общества, интеллектуализацию производства, на количественную и качественную стороны производственных сил [2, с. 47].
По нашему мнению, на сегодняшний день в Российской Федерации в сфере реализации инновационных проектов основной и первоочередный упор делается именно на финансовые инструменты. Бесспорно, инновационный проект не может осуществляться без инвестиций в тех или иных формах. Инвестиции требуются для достижения следующих целей:
— приобретения лицензий, ноу-хау, вложения в испытания и доработку технологии, подготовку необходимой проектной документации;
— приобретения комплекта оборудования для изготовления инновационного продукта, в некоторых случаях — модернизации существующего оборудования;
— проведения строительно-монтажных работ по сооружению новых, либо реконструкции, модернизации имеющихся объектов;
— создания необходимой инфраструктуры;
— проведения маркетинговых исследований, освоения рынка, организации рекламной кампании, создания в необходимых случаях сети пунктов продаж и технического обслуживания инновационных продуктов;
— подготовки кадров, обучения персонала.
Но финансовые инструменты, при всей своей значимости, так же, как и государственные, должны работать в комплексе инструментариев.
Основываясь на анализе российских вузов и научных организаций, мы отмечаем отсутствие в структуре специализированных кафедр и лабораторий, реализующих по государственному заданию инновационные проекты, НИР и НИОКР, квалифицированных менеджеров, отвечающих не за научную составляющую проекта, а за обеспечение и управление ресурсами, необходимыми для реализации проекта. В реальности, ведущие ученые и авторы инновационных идей, как правило, становятся руководителями лабораторий, реализующих инновационные проекты. Но в призме государственного финансирования данных проектов, требующих постоянной работы ненаучного характера (формирование конкурсных заявок, заполнение документации, отчетность, проведение процедуры государственных закупок и т.п.), данные ученые становятся заложниками ситуации. С одной стороны, им необходимо финансирование для реализации проекта, но с другой, чтобы выполнить все необходимые условия для получения данного финансирования, исследователи снижают темпы собственно научной работы, так как на нее не остается времени.
Также в случае поиска дополнительных (внешних) источников финансирования руководители проектов сталкиваются с дополнительными проблемами ввиду отсутствия взаимопонимания между инвесторами и учеными. Инвесторы в данном случае хотят видеть планируемый коммерческий эффект от реализации инновационного проекта, а ученый может лишь определить, насколько данный результат является инновационным и перспективным в научном плане. В венчурном бизнесе, к примеру, существует неписаное правило: какой бы ни была перспективной идея инновационного проекта, отсутствие хорошей команды значительно увеличивает риски реализации данной идеи и тем самым снижает инвестиционный потенциал всего проекта.
Дефицит специалистов и менеджеров по управлению проектами в вузах и научных организациях видится нам одной из важнейших проблем в реализации инновационных проектов. Бесспорно, создание технопарков, принятие законов о создании вузами малых инновационных предприятий, все эти инструменты отчасти решают поставленную выше проблему, но полностью она может быть разрешена лишь с применением в совокупности всех инструментов реализации инновационных проектов.
Существует большое количество работ [1, 3, 4, 5, 6, 7], описывающих современный инструментарий, направленный на реализацию инновационных проектов, но общего подхода к формированию структуры инструментов на сегодняшний день нет. Авторы-исследователи рассматривают инструменты лишь с какой-то позиции: государство, финансы и т.д. Поэтому, мы предполагаем, что для формирования общей группы средств, направленных на достижение поставленной цели проекта, необходимо обобщить (объединить) все инструменты реализации проектов, в нашем случае инновационных (рис. 1).
Данная классификация инструментов включает в себя следующие позиции:
1. Государственные инструменты реализации инновационных проектов:
— финансово-налоговые инструменты — налоговые льготы для инновационных компаний, прямая финансовая их поддержка государством на уровне федерального, регионального и местного бюджетов;
— законодательно-правовые инструменты — нормативные акты, направленные на развитие инновационного процесса;
— программно-стратегические инструменты — федеральные целевые программы, направленные на развитие инновационного процесса на макро — и мезоуровнях, стратегии инновационного развития, государственный заказ.
2. Кадровые инструменты:
— квалифицированные менеджеры, отвечающие за обеспечение и реализацию инновационного проекта. Данный инструмент является одним из определяющих факторов успешной реализации инновационного проекта, так как при неправильном подходе к управлению проектом в целом могут возникнуть проблемы с финансированием, техническим обеспечением и сроком реализации проекта.
— квалифицированные кадры (разработчики, ученые и пр.), непосредственно участвующие в реализации инновационного проекта — также определяющий фактор, основанный на идее, что «инвестиции вкладываются не в компанию, а в людей». Без ключевых кадров, идеи и работа которых составляют стержень инновационного проекта, невозможно довести его до конца.
Рис. 1. Классификация инструментов реализации инновационных проектов (авторская разработка)

3. Организационно-структурные инструменты. При реализации данных инструментов наблюдается прямая связь с государственными инструментами в части получения налоговых льгот, государственного заказа, софинансирования и регулирования деятельности инновационных компаний:
— малые инновационные предприятия (МИП), созданные по закону № 217-ФЗ от 02.08.2009 — данный инструмент активно внедряется в вузах нашей страны и основан на том, что вузы имеют право быть учредителями малых инновационных предприятий, включая в уставной капитал результаты интеллектуальной деятельности (РИД), состоящие на их балансе. Таким образом, благодаря этому закону открыт практический путь для коммерциализации результатов, полученных в ходе проведения НИР и НИОКР университетами и учреждениями науки. В настоящее время в России зарегистрировано более 1600 малых инновационных компаний. Причем следует отметить, что это составляет пока около 1% от числа малых предприятий. Из участвующих в реализации закона вузов только четырем процентам были перечислены денежные средства из прибыли малых предприятий, что говорит о невысоком уровне доведения разработок до коммерчески эффективного продукта [8]. Также существует проблема созданных «на бумаге» малых инновационных предприятий. В большинстве случаев при конкурсном финансировании проектов и НИОКР вузам ставится условие создания малого инновационного предприятия. Но данное финансирование при его получении, как правило, направляется на другие нужды университетов, а МИПы создаются только для выполнения индикаторного показателя перед заказчиком, которым выступает государство. Очевидно, что при реализации подобного сценария нельзя говорить о коммерчески успешных инновационных проектах и оправдании вложенных государственных средств. Также в целях формирования благоприятных условий для деятельности создаваемых хозяйственных обществ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677, утверждающее правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества образовательных и научных организаций. Оно предусматривает следующие условия аренды для малых инновационных предприятий:
а) первый год аренды — 40% размера арендной платы;
б) во второй год аренды — 60% размера арендной платы;
в) в третий год аренды — 80% размера арендной платы;
г) в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы.
— технопарки — имущественный комплекс, объединяющий научно-исследовательские институты, учебные заведения, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты, созданные с целью кооперирования специалистов общего профиля деятельности для проведения исследований, участия в процессе внедрения результатов исследований и т.д.;
— кластеры — сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных организаций, поставщиков продукции и комплектующих, консалтинговых компаний, научно-исследовательских институтов, вузов и др., взаимодополняющих друг друга и повышающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;
— особые экономические зоны — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Отличается льготными экономическими условиями для отечественных или иностранных производителей.
4. Материально-технические инструменты — направлены на обеспечение инновационных компаний современным измерительным и аналитическим оборудованием и включают в себя:
— лизинг — одна из форм приобретения основных средств в целях модернизации производства, повышения его эффективности с минимизацией затрат;
— центры коллективного пользования оборудованием — структуры, также создаваемые в вузах и научных организациях; направлены на выполнение сторонних заказов и хоздоговорных НИОКР на оборудовании данных организаций. Данный подход позволяет малым инновационным компаниям получать необходимые результаты, не закупая дорогостоящее научно-измерительное оборудование. Вузы и научные организации также заинтересованы в таких работах, так как за их счет окупаются вложенные в оборудование средства.
5. Финансовые инструменты — наиболее широко представленная группа с различными типами инструментов. Выбор методов и источников финансирования инновационных проектов зависит от многих факторов: от опыта работы предприятия на рынке, от его текущего финансового состояния и тенденций развития, от доступности источников финансирования, от способности предприятия найти внешний источник финансового обеспечения, представить инновационный проект с требуемыми документами, привлекательными условиями финансирования, включая стоимость привлекаемого капитала и структуру сделки [9].
В предложенной классификации указаны наиболее используемые и распространенные финансовые инструменты, которые можно разделить на две группы (рис. 2).
Рис. 2. Финансовые инструменты реализации инновационных проектов (авторская разработка)

Подгруппа «инструменты, предполагающие получение прибыли третьим лицом» — наиболее распространенная. Такие финансовые источники предполагают, что инвестор, вкладывая средства в инновационный проект, в будущем, в случае успешной его реализации, ожидает получить прибыль от текущей деятельности компании, от эмиссии ценных бумаг или от продажи своей части по условиям во много раз превышающим изначальные вложения. Данные инструменты, не считая инвестиционных кредитов, выдаваемых под залог какого-либо имущества, считаются высокорисковыми, и в случае неуспешной реализации инновационного проекта инвестор теряет свои вложения.
Вторая представленная на схеме подгруппа состоит из инструментов, которые не предполагают извлечения прибыли третьим лицом от деятельности компании, реализующей инновационный проект. К их числу относятся средства федеральных, региональных и местных бюджетов, а также и средства фондов поддержки научных исследований и малых инновационных предприятий (РФФИ, РНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.). Такие источники финансирования приобретаются за счет участия компаний и отдельных научных групп в конкурсах. Субсидии и гранты победителям конкурса предоставляются на безвозмездной основе, но в некоторых случаях предполагается софинансирование проекта за счет собственных средств исполнителей проекта.
Кардинально новыми инструментами реализации инновационных проектов являются краудфандинг и краудинвестинг.
Краудфандинг (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование) — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов) [10].
Краудинвестинг (от англ. crowd — толпа, investing — инвестирование) — это коллективное сотрудничество людей (инвесторов), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы проинвестировать проекты других людей или организаций (реципиентов) с целью получения прибыли [11].
Оценивая предложенную классификацию инновационных проектов, можно предположить, что каждый из представленных инструментов является в той или иной степени средством, направленным на реализацию проекта. Бесспорно, степень важности указанных инструментов несопоставима друг с другом. Так финансовые, государственные и кадровые инструменты применяются ко всем инновационным проектам.
Использование организационно-структурных и материально-технических инструментов зависит от характера проекта и ожидаемого положительного эффекта. Таким образом, целесообразно сформировать структуру реализации инновационных проектов через инструментарий, при которой инновационный проект в период его реализации подвергается влиянию от представленных инструментов (рис. 3).
Рис. 3. Структура реализации инновационных проектов через инструментарий (авторская разработка)

Первостепенное влияние на инновационный проект оказывают кадровые инструменты, далее следует симбиоз организационно-структурных, государственных и финансовых инструментов, и на завершающей стадии возможно рассмотрение влияние на проект материально-технических инструментов.
Ключевой в данной структуре, по нашему мнению, является трехсторонняя связь организационно-структурных, финансовых и государственных инструментов, при которых последние частично формируют структуру первых двух, и их совместное влияние на инновационный проект является одним из залогов успеха его реализации.
Не бесспорным является и тот факт, что исходя из поставленных целей и задач проектов, необходимо делать правильный выбор уже конкретных инструментов из укрупненных групп. К примеру, если проект реализуется в вузе и предметом данного проекта является результат интеллектуальной деятельности, состоящий на балансе данного вуза, то целесообразна реализация проекта при помощи инструмента создания малого инновационного предприятия по закону №217-ФЗ от 02.08.2009 г. Такой же подход применяется к финансовым инструментам, так как в большинстве случаев, как указывалось ранее, инновационный проект имеет смешанное финансирование, и, при возможности выбора, необходим анализ наиболее эффективных и выгодных источников финансирования.
Таким образом, при выборе финансовых инструментов, инновационные компании в первую очередь должны ориентироваться на группу инструментов, не предполагающих получение прибыли третьим лицом, так как с их помощью имеется возможность получения как минимум первичного инновационного результата и построения более точных планов дальнейшего развития проекта. Также при использовании данной группы инструментов и в целях получения результата, привлечение инвестиций, предполагающих получение прибыли третьим лицом, будет проходить на более выгодных для компании, реализующей инновационный проект условиях, так как он уже прошел стадию становления и имеет более реальные оценки в части планируемой коммерческой выгоды.


Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках Программы стратегического развития КамГУ им. Витуса Беринга на 2012–2016 гг.

Литература
1. Горюнова Л. Инновационная система региона. Инструменты и механизмы управления. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. — 202 с.
2. Орлова Н.В. Инструменты обеспечения инновационного развития экономики России. — Саратов: Наука, 2010. — 141 с.
3. Дягилев А.А. Подходы к развитию инновационного сектора рыбохозяйственного комплекса за счет венчурного капитала. — М.: Современная экономика и право, 2007. — 72 с.
4. Управление инновациями: маркетинго-ориентированный подход / Кокурин Д.И., Назин, К.Н., Тогоев А.М., Устинова Л.Н. — М.: Б. и., 2009. — 497 с.
5. Кокурин Д.И., Шепелев В.М. Инновации в России: Институциональный анализ (проблемы собственности, рынка и налогового стимулирования) / Рос. агентство по патентам и товар. знакам, Информ.-изд. центр. — М. : ИНИЦ Роспатента, 2002. — 397 с.
6. Минаев Э.С., Нижегородцев Р.М. Инновационный менеджмент. — М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. — 326 с.
7. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты / Рос. акад. наук, Ин-т экономики. — Москва : URSS ЛИБРОКОМ, 2009. — 326 с.
8. Дрыганова Е., Суворинов А. О состоянии малого инновационного предпринимательства в университетах и научных учреждениях страны // Инновации. — 2012. — №9 (167).
9. Андреев В. Формирование стратегии финансирования инновационных проектов: дисс.... к.э.н. — М.: Финансовый ун-т при Прав-ве РФ, 2011.
10. Электронная энциклопедия Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Краудфандинг (дата обращения 16 июля 2014 г.).
11. Электронная энциклопедия Википедия // http://de.wikipedia.org/wiki/Crowdinvesting (дата обращения 16 июля 2014 г.).
12. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140486. Дата обращения 11.08.14.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677 // http://www.rg.ru/2011/08/22/arenda-site-dok.html. Дата обращения: 11.08.14.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия