| | Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации в период июня-сентября 1994 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, права потребителей и отечественных товаропроизводителей, алкогольная продукция, Продовольственная комиссия Правительства РФ, ветеринарный надзор в Российской Федерации, сельское хозяйство - органы управления | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 360 - 366 | Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 847-р [66] в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» [22] (утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. № 192 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. № 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»« [42] в связи с принятием Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [25; 18; 19; 7; 17; 10]. — М.Б.) была создана Межведомственная комиссия по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции под председательством первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации — директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности и определен ее персональный состав.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 886-р [67] был частично изменен персональный состав Продовольственной комиссии Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1281 [60] (утратило силу [59; 36; 11; 71]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 706 «Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации» [54; 8] в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979–I «О ветеринарии» [2; 38; 1] было утверждено (с последующими дополнением и изменениями [8]. — М.Б.) Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации.
Утвержденным Положением, в частности, определялось, что органами государственного ветеринарного надзора являются следующие органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации:
● Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ с непосредственно ему подчиненными Всероссийским научно-исследовательским институтом контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов, центральными научно-производственной и радиологической лабораториями, зональными управлениями государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте;
● управления ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
● управления (отделы) ветеринарии в составе администраций районов и городов;
● станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов;
● участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты;
● пограничные и транспортные ветеринарные контрольные пункты, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства.
Также данным Положением был обозначен круг должностных лиц Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, основные направления и содержание их работы и их ответственность, также были определены: порядок осуществления государственного ветеринарного надзора, права и обязанности должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. № 813 «О правительственной комиссии по вопросам социального развития села» [40] предписывалось считать целесообразным поручить рассмотрение вопросов социального развития села Совету по аграрной политике при Правительстве Российской Федерации. В связи с этим была упразднена правительственная комиссия, образованная постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 227 «О Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села» [31]. Вследствие этого постановление Совета Министров — Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 227 «О Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села» [31], касавшееся образования правительственной комиссии по вопросам социального развития села и утверждения положения о комиссии и ее составе, и распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 495-р [65], касавшееся изменения состава правительственной комиссии по вопросам социального развития села, были признаны утратившими силу.
Распоряжением Правительства РФ от 9 июля 1994 г. № 1077-р [68; 70] для рассмотрения вопросов, связанных с преобразованием в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, в соответствии с установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. № 179 «Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе» [50; 5; 43] порядком была образована федеральная согласительная комиссия под руководством заместителя председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом (председатель комиссии) и заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ (заместитель председателя комиссии), а также был определен ее персональный состав (с последующим частичным изменением [70]. — М.Б.).
Данным распоряжением было предписано включать в состав комиссии при рассмотрении материалов по преобразованию федеральных предприятий, организаций и объединений уполномоченных представителей трудовых коллективов и администраций преобразуемых предприятий, организаций и их объединений.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 июля 1994 г. № 200-I СФ был принят «Регламент Совета Федерации первого созыва» (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Совета Федерации от 24 октября 1994 года № 219-I СФ [12], постановлением от 8 февраля 1995 года № 352-I СФ [13], постановлением от 2 марта 1995 года № 386-I СФ [4], постановлением от 2 марта 1995 года № 389-I СФ [3], постановлением от 22 марта 1995 года № 399-I СФ [14]) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1473 [78]) [78, с. 215 — 311] с последующими изменениями и дополнениями [15; 21; 20; 16]. Статьей 17 главы 3 «Комитеты и комиссии Совета Федерации» части первой «Органы и общий порядок работы Совета Федерации» данного Регламента было предусмотрено образование на срок полномочий палаты в числе постоянно действующих органов палаты Комитета Совета Федерации по аграрной политике. [78, с. 226] Статьей 26 Регламента было определено, что Комитет Совета Федерации по аграрной политике:
а) осуществляет подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам в области аграрной политики;
б) готовит предложения и заключения по вопросам своего ведения;
в) организует проведение парламентских слушаний по вопросам своего ведения;
г) готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения. [78, с. 232]
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 915 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции» [55] было утверждено Положение о Межведомственной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции.
Утвержденным Положением было определено, что Межведомственная комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции (Комиссия) является коллегиальным органом, способствующим осуществлению государственной политики в сфере обеспечения государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции. Комиссия организует свою работу во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с учреждениями, предприятиями, организациями, их объединениями, действующими в сфере ведения этих органов. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
● разработка мер по осуществлению государственной политики по обеспечению государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции и контролю за их реализацией;
● координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции;
● разработка и осуществление комплекса мер, обеспечивающих защиту прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции;
● подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательных и других нормативных актов по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и противодействию нарушениям в этой сфере.
Положением также были определены: перечень основных функций и направлений работы Комиссии; порядок планирования и осуществления деятельности Комиссии; периодичность проведения заседаний; порядок принятия и оформления решений, степень их обязательности; а также случаи внесения Комиссией предложений в Правительство Российской Федерации по вопросам, требующим решений последнего.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на аппарат федерального органа исполнительной власти, руководитель которого возглавляет Комиссию.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [56] было утверждено действовавшее (с последующим дополнением [41]) до 11 сентября 1998 г. [57; 58; 48] Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Согласно данному Положению Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Министерство) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и координацию деятельности в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства и утвержденным Положением.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия было призвано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Положением также был определен круг следующих основных задач Министерства сельского хозяйства и продовольствия:
1) разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки, производства ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры;
2) формирование рыночных отношений и развитие предпринимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции, развития организованных продовольственных и технических оптовых рынков;
3) проведение аграрных и земельных преобразований;
4) подготовка предложений по созданию организационно-экономических, финансовых и правовых условий функционирования в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
5) содействие интеграции науки, образования и производства, организация подготовки кадров, технической и технологической оснащенности сельскохозяйственного производства, пищевых и перерабатывающих предприятий;
6) разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия в соответствии с возложенными на него задачами выполняло функции, определенные утвержденным Положением (с последующим дополнением [41]. — М.Б.).
Положением были также определены следующие права Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, предоставленные ему для осуществления своих задач и функций.
1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, территориальных сельскохозяйственных органов управления, предприятий, организаций и учреждений информацию, необходимую Министерству;
2) вносить предложения о создании и ликвидации федеральных предприятий, организаций и учреждений в установленном порядке;
3) привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научно-исследовательские организации, органы исполнительной власти, специалистов предприятий, организаций и учреждений.
Также Положением было определено, что Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.
Кроме того, Положением был определен следующий круг вопросов, отнесенных непосредственно к компетенции Министра сельского хозяйства и продовольствия.
1) осуществление руководства деятельностью Министерства, несение персональной ответственности за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределение обязанностей между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства;
2) утверждение в пределах установленных численности и фонда оплаты труда структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства, а также сметы расходов на содержание центрального аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований;
3) утверждение положений о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
4) утверждение в пределах выделенных бюджетных ассигнований структуры государственных сельскохозяйственных служб при Министерстве, а также положений о них в установленном порядке;
5) назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей государственных сельскохозяйственных служб при Министерстве;
6) издание приказов, распоряжений, указаний, инструкций по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти).
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ образовывалась коллегия, в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов Министерства, ученых, представителей других организаций.
Персональный состав членов коллегии (кроме лиц, входящих в состав по должности) утверждался Правительством Российской Федерации.
Решения коллегии оформлялись протоколами и реализовывались при необходимости приказами Министра.
Финансирование центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществлялось за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ являлось юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [35] (частично утратило силу [30; 29; 75; 76]. — М.Б.) в целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения, руководствуясь посланием Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)», в частности, для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти было предписано принять предложение Министерства экономики РФ и Комитета РФ по торговле о создании Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка из заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей территориальных органов регулирования торговли. Руководителем указанной Комиссии был назначен председатель Комитета РФ по торговле.
Также данным постановлением Комитету РФ по торговле было поручено до 1 октября 1994 г. представить на утверждение в Правительство РФ проект Положения о Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка и ее персональный состав (результатом выполнения данного поручения явилось постановление Правительства от 17 ноября 1994 г. № 1277 «О Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка» [34] (утратило силу [30; 29; 75; 76]. — М.Б.), которым были утверждены Положение о Межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка и ее состав (с последующим изменением [49] (утратило силу [30; 29; 75; 76])). — М.Б.). Позднее данные положения — пункт 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [35] — были признаны утратившими силу [30; 29; 75; 76].
Постановлением Правительства от 19 августа 1994 г. № 971 «Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [51] (утратило силу [23; 52; 24; 53]. — М.Б.) было утверждено Положение о Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписывалось оказывать содействие органам Государственной хлебной инспекции при Правительстве в выполнении ими задач по контролю качества, сохранности и рациональному использованию зерна и продуктов его переработки федерального и регионального фондов.
Данным Положением было определено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве (Росгосхлебинспекция), образованная во исполнение Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4973–I «О зерне» [37; 27; 39; 45; 26; 9], является федеральным государственным учреждением, осуществляющим контроль за качеством, сохранностью и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, сырья для комбикормового производства и комбикормов (зерно и продукты его переработки).
В своей деятельности Росгосхлебинспекция была призвана руководствоваться Конституцией и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, утвержденным Положением, государственными стандартами и другими нормативными актами.
Положением было определено, что Росгосхлебинспекция, ее территориальные (региональные) органы в субъектах РФ, хлебоинспекционные пункты в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях и центральная республиканская лаборатория образуют единую систему Государственной хлебной инспекции при Правительстве.
Положением было установлено, что Росгосхлебинспекция осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные (региональные) органы в субъектах РФ и хлебоинспекционные пункты в морских и речных портах, на железнодорожных пограничных станциях, а также через центральную республиканскую лабораторию Росгосхлебинспекции.
Основными задачами Росгосхлебинспекции согласно Положению явились:
● контроль за качеством, обеспечением сохранности и сокращением потерь зерна и продуктов его переработки, федерального и региональных фондов зерна, государственного резерва зерна;
● контроль за выполнением норм выхода и качества продукции из зерна федерального и региональных фондов на мукомольных, крупяных и комбикормовых предприятиях;
● контроль за рациональным использованием зерна федерального и региональных фондов по назначению на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях;
● разработка предложений для формирования государственной политики по вопросам повышения качества зерна и продуктов его переработки;
● решение в пределах своей компетенции спорных вопросов по качеству зерна и продуктов его переработки, используемых внутри страны и при внешнеторговых операциях;
● проведение обязательного государственного инспектирования качества зерна и продуктов его переработки, поставляемых на экспорт, в районы Крайнего Севера, военным и приравненным к ним категориям потребителей, а также поступающих по импорту, с выдачей соответствующих сертификатов;
● контроль за соблюдением государственных стандартов на зерно, продукты его переработки и методы оценки их качества при торгово-закупочных операциях, хранении и переработке;
● разработка и установление по поручениям Правительства совместно с Госстандартом и Минсельхозпродом России, госзаказчиком федерального фонда зерна и Российским союзом потребителей временных норм качества на зерно и маслосемена, предъявляемых при формировании федерального и региональных фондов зерна;
● изучение качества зерна нового урожая, составление его товарно-технологических характеристик, подготовка соответствующих рекомендаций производителям зерна, государственным и региональным заказчикам о возможностях рынка зерна;
● разработка совместно с Минэкономики России и госзаказчиком федерального фонда зерна предложений по объемам и структуре предполагаемой закупки за рубежом зерна в федеральный фонд;
● лицензирование деятельности предприятий, связанных с заготовкой, хранением и переработкой хлебопродуктов федерального фонда зерна, а также региональных фондов зерна — по поручениям исполнительных органов субъектов Российской Федерации;
● контроль, при необходимости, наличия документа, удостоверяющего безопасность перемещаемых партий зерна и продуктов его переработки.
Положением были также определены перечень функций и основных направлений деятельности Росгосхлебинспекции, порядок ее осуществления, права и ответственность работников, специфика руководства и компетенция начальника Росгосхлебинспекции, порядок финансирования расходов на содержание центрального аппарата, территориальных (региональных) органов и центральной республиканской лаборатории, юридический статус Росгосхлебинспекции.
Распоряжением Правительства от 8 сентября 1994 г. № 1440-р [69] было принято предложение Минсельхозпрода России о включении в состав Совета по аграрной политике при Правительстве РФ, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1993 г. № 1235 «Об утверждении состава Совета по аграрной политике при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [64] (утратило силу [61; 62; 32; 72; 63; 6; 33; 28; 74; 47; 77; 44; 46; 73]. — М.Б.), заместителя председателя Лиги кооператоров и предпринимателей России. |
| |
|
|