Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Балыхин М. Г.
проректор по инновациям и развитию Московского государственного университета дизайна и технологии,
кандидат экономических наук, доцент


Направления и механизм передачи технологий в высшей школе России и за рубежом
Передача технологий, разрабатываемых в университете, и создание на их основе инновационных продуктов является важнейшей предпосылкой для успешного развития вуза как центра инноваций, включенного в инновационные системы региона, страны и мира. Основой механизма передачи технологий университета является центр передачи (трансфера) технологий, действующий по трем основным направлениям: лицензирование и передача патентных прав; создание инновационных компаний, осуществляющих конвертацию технологий вуза в инновационные продукты; привлечение всех видов финансирования в развитие технологий. В результате функционального анализа инновационных инфраструктур российских и иностранных вузов в статье выделены основные функции центров передачи технологий и определены особенности их функционирования в России и за рубежом
Ключевые слова: центр передачи технологий, трансфер технологий, инновационная инфраструктура вуза, коммерциализация интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, университет, высшее учебное заведение
УДК 338.28; ББК 65.05   Стр: 349 - 352

Россия входит в первую десятку стран мира по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки, однако, по оценке отечественных исследователей [9], подтвержденных аналитическими данными Минобрнауки Российской Федерации, доля затрат на НИОКР во внутреннем валовом продукте страны невелика и составляет 1,25% (для сравнения, в Швеции — 3,62%, в Германии и США — примерно по 2,8%). С целью сократить разрыв и обеспечить переход России к инновационному развитию поставлена задача увеличения к 2015 году объема внутренних затрат на НИОКР до 1,77% внутреннего валового продукта, в том числе за счет ресурсов высших образовательных учреждений, доля которых в указанных затратах должна составить 11,4% [11]. Достижение поставленных целей инновационного развития возможно только при условии, что результаты исследований и разработок конвертируются в инновационные продукты, способные конкурировать на международных рынках.
К настоящему времени на государственном уровне Российской Федерации предпринят ряд усилий по созданию условий для формирования механизмов передачи технологий с целью конвертации вузовских исследований и разработок в инновационную продукцию. В сфере законодательства это, прежде всего, принятие Федерального закона № 217 от 02.08.2009, разрешившего государственным вузам создавать малые инновационные предприятия (МИП). В сфере формирования инновационной инфраструктуры это шаги по поддержке создания в учебных и научных учреждениях центров по передаче технологий в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принятой в 2003 году. И наконец, в области финансирования — это выделение больших объемов государственных средств на исследования и разработки в рамках Федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2006–2013 и 2014–2020 годы.
Анализ зарубежных и отечественных разработок в исследуемой области показывает важность формирования в высшем учебном заведении управленческой структуры, решающей полный комплекс задач по передаче технологий. Организация и спектр решаемых задач в этой области зависят от особенностей национального законодательства, уровня развития самоуправления вузов, а также от местных традиций [2, 3, 4]. Такими управленческими структурами могут быть подразделения вузов на правах отделов или управлений, равно как и самостоятельные хозяйствующие субъекты с частичным или полным участием университета [2, 6, 8]. Передача технологий в высшей школе проводится по трем основным направлениям [2, 5, 9, 12]:
— лицензирование и передача патентных прав на технологии, оформленные как интеллектуальная собственность вуза и (или) его сотрудников;
— создание технологических компаний (внедренческих организаций) на базе технологий вуза;
— привлечение финансирования в развитие технологий на базе вуза (контракты, гранты).
Для осуществления деятельности по указанным направлениям в вузе должна быть сформирована инновационная инфраструктура, призванная обеспечить условия для коммерциализации интеллектуальной деятельности путем создания и поддержания каналов связи между наукой и бизнесом. Анализ инновационной инфраструктуры отечественных и ряда зарубежных университетов показал, что типичная инновационная инфраструктура вуза включает четыре основных блока: блок разработки инновационных технологий, блок бизнес продвижения (коммерциализации), блок инфраструктурного и технического обеспечения, блок координации и управления.
В блок разработки инновационных технологий входят вузовские лаборатории, кафедры, научные подразделения, отдельные исследователи, участвующие в создании интеллектуальной собственности, которая должна быть коммерциализирована. В блок бизнес продвижения входят малые инновационные предприятия, учреждаемые вузом, его подразделениями или отдельными сотрудниками для создания и продвижения на рынке инновационных продуктов на основе разработанных технологий, а также научно-образовательные центры (НОЦ). Блок инфраструктурного и технического обеспечения включает технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и другие структуры, призванные создать условия для разработки и внедрения инновационных продуктов. И, наконец, блок координации и управления включает, как правило, профильный орган административного управления вуза, ответственный за реализацию инновационной политики, и специально формируемый орган управления всем комплексом мероприятий по передаче технологий и коммерциализации интеллектуальной деятельности. Такой орган управления формируется в виде центра (офиса) передачи (трансфера) технологий. Мы будем использовать в данной работе наименование «Центр передачи технологий» (ЦПТ).

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Alexandre Ardichvili, Richard Cardozo, Anthony Strauss. Effectiveness of university technology transfer: An organizational population ecology view of a maturing supplier industry. Journal of Technology Transfer. — 2011; 36 (2):173–202.
2. Anne S. York, Mark J. Ahn. University technology transfer office success factors: a comparative case study — Int. J. of Technology Transfer and Commercialisation 2012 — Vol. 11, No.1/2 pp. 26–50.
3. Claudia Curi, Cinzia Daraio, Patrick Llerena.University technology transfer: how (in)efficient are French universities? Cambridge Journal of Economics Camb. J. Econ. (2012) 36 (3): 629–654.
4. Josй L. Gonzбlez-Pernнa, jGraciela Kuechle, Iсaki Peсa-Legazkue. An Assessment of the Determinants of University Technology Transfer // Economic Development Quarterly January 9, 2013.
5. Pattravadee Ploykitikoon, Tugrul U. Daim. Technology transfer strategy: review of successful research centres in the USA and Taiwan // Int. J. of Technology, Policy and Management 2010 — Vol. 10, No.3 pp. 227–238.
6. Trosow, Samuel; McNally, Michael B.; Briggs, Laura E.; Hoffman, Cameron; Ball, Cassandra D.; Jacobs, Adam; and Moran, Bridget, Technology Transfer and Innovation Policy at Canadian Universities: Opportunities and Social Costs (2012). FIMS Library and Information Science Publications. Paper 23. http://ir.lib.uwo.ca/fimspub/23.
7. Дьяченко О.Г., Карев С.А. Развитие инновационной инфраструктуры МГУ им. М.В. Ломоносова. Проблема коммерциализации ВУЗовских технологий. Центр трансфера технологий МГУ им. М.В. Ломоносова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ctt.msu.ru/inno_info.
8. Опыт инноваций в Оксфордском университете: от высоких технологий до общепита. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.msun.ru/ru/news.
9. Погребова Е.С., Платонова Е.Е. Зарубежный опыт коммерциализации научно–исследовательских разработок высшей школы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/category/visshie_shkoli.
10. Положение о Центре трансфера технологий Московского государственного университета им. М.В. Ломоносов. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/157/17434.php.
11. Путин поручил увеличить затраты на научные исследования до 1,77% ВВП: Аналитический обзор агентства «РИА Новости» от 07.05 2012г. //Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/science/20120507/643496470.html.
12. Шульгин Д.Б. Трансфер университетских технологий. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия