Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Ахунов А. М.
доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат филологических наук


Организация хаджа в Республике Татарстан и вопросы его финансирования
В статье говорится о формах организации хаджа мусульман Республики Татарстан, начиная с 1992 г., с момента создания независимого Духовного управления мусульман Татарстана до настоящего времени. Уделяется внимание финансовой стороне вопроса: стоимости путевки в хадж, факторам, влияющим на ее стоимость, дается статистика примерной прибыли по последним годам
Ключевые слова: Ислам в Татарстане, хадж, Духовное управление мусульман Татарстана, Республика Татарстан, экономика ислама
УДК 348:297; ББК 67.4+Х2(0)416   Стр: 278 - 280

Первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 гг. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар, — говорят, что он один из больших людей того народа, со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж» [1, с.82].
Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 г., но исламизировалась гораздо раньше. В X–XII вв. ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 г. русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920 г.
Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае — на кораблях морем. В советское время совершить хадж удавалось лишь единицам мусульман из всего СССР. Например, в 1955 г. из огромной многомиллионной страны в хадж направилось всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыло 58 089 паломников, а из Египта — 34 618.
Когда в СССР началась перестройка и рухнул «железный занавес», многие мусульмане захотели совершить хадж, но помешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 г. первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1 500 человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.
Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом Советского государства, привели к созданию в августе 1992 г. в Казани независимого от Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) Духовного управления мусульман в Республике Татарстан (ДУМ РТ) [2, с.250]. С этого момента начался отчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992 г., еще до образования ДУМ РТ, был впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани [3, с.59].
После признания легитимности вновь созданного ДУМ РТ, процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государства. Например, для проведения хаджа 1993 г. по договоренности с президентом Татарстана Духовное управление заказало два самолета ТУ-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершило 300 татарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. руб. (ок. 400 долларов США). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. руб. [4]. В следующем, 1994 г. многие российские мусульмане, в т.ч. и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил свои личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ [5].
К слову сказать, благотворительные путевки будут распределяться и в последующие годы, но уже в гораздо меньших объемах. Например, в 1999 г. королем Фахдом было выделено на Россию 750 бесплатных путевок в хадж для неимущих, что привело к различным злоупотреблениям со стороны распределителей подарка. Особую остроту это получило в условиях экономического кризиса и троекратного обесценивания рубля по отношению к доллару. Если до августовского кризиса 1998 г. поездка в хадж обходилась в среднем в 1500–1600 долларов США, то в сезон 1999 г. операторы вынуждены были снизить цену до минимальных 900 долларов США с обслуживанием по принципу «ниже низшего» [6].
Экономический кризис 1998 г. сделал востребованными уже подзабытые виды перемещения до святых мест — автобусом или комбинированный: самолет и автобус. Еще в 1996 г. председатель ижевского клуба «Хадж» Ф. Махиянов предлагал организовать железнодорожный хадж, взяв за отправную точку Казань, как крупный транспортный узел. По его замыслу мусульмане соседних областей и республик могли добираться из Казани до Астрахани на специальном хадж-поезде, а далее — на воздушном, водном или автомобильном транспорте в Мекку и Медину. На каждой крупной станции и переезде он планировал разместить ларьки (позже, минимаркеты) «Хадж», для обеспечения всем необходимым мусульманских паломников, а также рекламные стенды с информацией о жизни местных татар [7]. Конечно, подобный наивный, противоречащий законам логистики проект не был востребован, но его появление говорило о том, что проблема организации хаджа в Татарстане существует.
Недостаток финансов у населения после кризиса 1998 г. также вынудил искать новые формы в деле организации хаджа из Республики Татарстан. С октября 2001 г. при ДУМ РТ начала действовать программа помощи в организации хаджа «Идель-хадж». Она предусматривала финансирование на условиях по­степенного накопления средств, подготовку и обучение групп паломников в местном исламском университете, а также полное организационное обслуживание (виза, трансфер, авиаперелет, проживание, медицинская страховка). В реализации программы приняли участие страховая компания «Наско-Татарстан», «Татфондбанк» и туристическая компания «Идель» [8].
Изначально задуманная накопительная система финансирования хаджа приобрела конкретные формы в 2008 г. Была предложена программа, согласно которой любой желающий совершить хадж должен откладывать ежемесячно по 1 тыс. рублей в течение 5 лет. «Идель-хадж» самостоятельно выбирает инвестиционную компанию, которая вкладывает средства в халяльные инвестиционные проекты (недвижимость, ценные бумаги предприятий разрешённых отраслей экономики), а затем оплачивает участие паломника в хадже.
Данная программа была разработана в соответствии с действующим законодательством РФ с соблюдением исламских норм и традиций в качестве противовеса финансированию хаджа со стороны зарубежных благотворительных организаций и фондов. В 2002 г. программа получила одобрение Совета муфтиев России и поддержку Координационного совета по хаджу при Правительстве России, а ее руководитель — генеральный директор страховой компании «Наско-Татарстан» Р. Гатауллин вместе с муфтием Г. Исхаковым в 2002 г. был избран членом Совета по делам хаджа при правительстве РФ. В этом же году вопросы по непосредственной организации хаджа в РТ перешли к специально созданному при муфтияте отделу по делам хаджа во главе с заместителем муфтия А. Мингалеевым. В 2003 г. преобразован в департамент «Идель-хадж».
По мере развития «Идель-хадж» начал организовывать хадж для мусульман Татарстана и более чем 30 регионов России, где были открыты специальные представительства. Эти регионы стали основными центрами по организации логистики и отправке паломников из Сибири, Поволжья и Центральной части России. «Идель-хадж» брал на себя следующие задачи: организация обучения руководителей групп, медиков и самих хаджиев, разрабатывала маршруты, отвечала за организацию питания и проживания паломников в Мекке и Медине, координировал действия с государственными органами власти в ходе подготовки к паломничеству в святые для мусульман места, налаживал контакты с хадж-миссией РФ и другими туроператорами, которые занимаются отправкой хаджиев, проводил международные конференции по вопросам хаджа с участием мировых туроператоров.
По мере развития были разработаны программы для желающих совершить умру — обряд малого хаджа, в январе 2010 г. во время визита в Казань лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса, была достигнута договорённость об открытии маршрута в Иерусалим с целью посещения третей святыни Ислама — мечети «ал-Акса», разработаны и действуют маршруты для отдыха мусульман в Турции [9].
Всего по линии «Идель-хадж» совершили хадж в 2002 г. — 114 чел, в 2003 — 175 чел., в 2004 г. — 178 чел., в 2005 г. — 509 чел., в 2006 г. — 583 чел., в 2007 г. — 1538 чел., в 2008 г. — 2192 чел, в 2009 г. — 3477 чел. Приблизительная цена одной путевки в хадж в зависимости от программы (всего их 5) в 2011 г. составляла от 75 до 150 тыс. руб. По мнению экспертов в области туристического бизнеса при условии получения 10–15% прибыли с каждой путевки, «Идель-хадж» мог зарабатывать до 30 млн руб. в год. А чистая прибыль в 2009–2010 гг. колебалась в районе 1 млн руб. в год, что нельзя назвать большой цифрой [10].
С начала 2011 г. «Идель-хадж» работал с ДУМ РТ на основе специального соглашения об аккредитации хадж-оператора. Со сменой муфтия в апреле 2011 г. в Духовном управлении мусульман Татарстана, «Идель-хадж» потерял поддержку, при ДУМ РТ был создан свой оператор, забравший все квоты, предназначенные для мусульман Татарстана. Окончательный удар по «Идель-хадж» был нанесен в июле 2012 г. после покушения на муфтия ДУМ РТ И. Файзова и убийства начальника образовательного отдела муфтията В. Якупова. Председатель совета директоров компании «Идель-хадж» Р. Гатауллин попал под подозрение и был задержан сотрудниками правоохранительных органов [11].
В настоящее время все вопросы организации хаджа контролирует «дочка» ДУМ РТ — ООО «Татарский деловой мир» (бренд «ДУМ РТ ХАДЖ»), — единственный официально аккредитованный хадж-оператор по Республике Татарстан. Согласно предложению на 28 февраля 2014 г. цена на организацию обряда хаджа составила 155 тыс. руб.


Литература
1. Халидов А.Б. Сообщение арабской хроники XII в. О посольстве Булгара в Багдад // Марджани: наследие и современность. Матер. междунар. науч. конф. — Казань, 1998. — С.82–84.
2. Ахунов А.М. Объединительный съезд мусульман Татарстана 1998 г.: предпосылки, решения, результаты // Филология и культура. Philology and Culture, 2013. — № 4 (34). — С.25–254.
3. Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е гг. — Казань: Иман, 2005. — 144 с.
4. 25 мая начнется хадж мусульман Татарстана в Мекку // Postfactum.Ru. 13.05.1993.
5. Делегация мусульманского сообщества России выезжает на паломничество в Саудовскую Аравию по приглашению короля Фахда // РИА «Новости». — 25.01.1994.
6. Супонина Е. Взятка за паломничество // Время MN. 23.03.1999.
7. Махиянов Ф. Возможен хадж железнодорожный? // Татарские края. 16.10.1996.
8. Республика Татарстан. Разработана программа страхования, позволяющая накопить денег на паломничество в Мекку // Regions.ru. 11.09.2002.
9. Аббас обсудит вопросы расширения паломнических связей с Татарстаном // Vz.ru. 28.01.2010.
10. Как «Идель Хадж» продавала «воздух» // Islam-today. 18.07.2012.
11. Задержаны четверо подозреваемых в покушении на муфтия РТ и убийстве его бывшего зама // Бизнес-онлайн. 20.07.2012.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия