| | Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Вагизова В. И. заведующий кафедрой банковского дела
Института экономики и финансов Казанского федерального университета,
доктор экономических наук, профессор Терентьева К. Л. ассистент кафедры банковского дела
Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета Хакимова Л. И. ассистент кафедры банковского дела
Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета
| |
| |
| В статье анализируется агропромышленный сектор экономики Поволжья, проблемы его развития в условиях вступления Российской Федерации в ВТО. Рассмотрено влияние трансграничного финансово-промышленного регионального кластера на экономический потенциал сельского хозяйства. Рассматривается функционирование сельскохозяйственных кластеров Китайской Народной Республики и каналы финансирования агропромышленного комплекса Китая. Предложены меры по развитию трансграничного финансово-промышленного кластера Поволжья | Ключевые слова: агропромышленный комплекс, ВТО, конкурентоспособность сельского хозяйства, трансграничный финансово-промышленный региональный кластер, финансовые услуги, банковский сектор | УДК 336.71 Стр: 247 - 251 | По вопросу государственного регулирования сельского хозяйства можно выделить две крайние точки зрения. Первая исходит из необходимости всеобъемлющей поддержки сельскохозяйственного производства, которое стимулирует развитие сельской отрасли экономики. Другая позиция заключается в том, что поддержка должна ограничиваться помощью государства с целью развития сельской местности.
В России после начала перехода к рыночной экономике долгое время придерживались третьего подхода — государство отказалось не только от поддержки сельскохозяйственного производства, но и от развития сельской местности, которая составляет большую часть территории страны. Это привело к запустению, депопуляции деревни и глубочайшему кризису сельского хозяйства [3, с. 37].
Решение проблем, связанных с уровнем развития агропромышленного комплекса в стране, особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО. В рамках этой международной организации действует Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет в целом особенности регулирования торговли и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в данном секторе. Однако для каждой страны предусмотрены индивидуальные показатели развития в рамках участия в ВТО. Так, согласно табл.1, допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России должен составлять к 2018 г. 4,4 млрд долларов. При этом реальный уровень поддержки сельского хозяйства в последние годы не превышает 4,5 млрд долларов. Решение проблем дальнейшего развития российского АПК может быть обеспечено путем создания сельскохозяйственного кластера.
Кластеры — это географические сосредоточения фирм, поставщиков, связанных отраслей и специализированных институтов, которые играют особую роль в отдельных странах, регионах, городах и муниципальных образованиях. Кластеры являются характерной особенностью любой хорошо развитой экономики, а формирование кластеров — существенная составляющая экономического развития АПК.
Конкурентное преимущество агропромышленного комплекса может быть обеспечено при условии правильного сочетания видов деятельности, связанных с АПК на кластерной основе, в том числе за счет применения информационных технологий [8, с. 38].
Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий строится на основе сочетания территориального и межотраслевого принципов управления, позволяющего стимулировать интеграционные процессы в экономике. При успешном функционировании сельскохозяйственного кластера формируется синергетический эффект от взаимодействия участников как в интегрированном объединении. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|