| | Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации во второй половине декабря 1993 года, а также вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в соответствие с положениями Конституции в период января — февраля 1994 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, Продовольственная комиссия, Конституция Российской Федерации, органы исполнительной власти, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, потребительская кооперация, российско-американская комиссия по агробизнесу и сельскому развитию | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 423 - 428 | Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1281 «Об утверждении Положения о Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [65 1441 (утратило силу [64; 27; 8; 83]. — М.Б.); 76; 79 (утратило силу [64; 27; 8; 83]. — М.Б.)] были утверждены Положение о Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации и ее состав (с последующими изменениями [76; 79 (утратило силу [64; 27; 8; 83]. — М.Б.)]. — М.Б.) под председательством Заместителя Председателя Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны. При этом пункт 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [45] в части утверждения состава Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации был признан утратившим силу.
Положением было определено, что Продовольственная комиссия Совета Министров — Правительства Российской Федерации (Комиссия) образована постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 г. № 151 «О Продовольственной комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [45] для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения в сфере обеспечения населения продовольствием, формирования и использования федеральных продовольственных фондов.
Основными задачами Комиссии явились:
● анализ положения дел с обеспечением населения Российской Федерации продовольствием и ходом формирования федеральных продовольственных фондов;
● координация деятельности Министерства экономики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности, Комитета Российской Федерации по рыболовству, Комитета Российской Федерации по торговле, Центросоюза Российской Федерации, акционерного общества «Росконтракт», акционерного общества «Росхлебопродукт» и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации в решении неотложных вопросов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в федеральные продовольственные фонды в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях, а также в государствах — участниках СНГ и по импорту, выделения продовольственных товаров потребителям из федеральных продовольственных фондов, закладки продовольствия в государственные резервы Российской Федерации и его использования;
● рассмотрение предложений министерств и ведомств Российской Федерации, правительств республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти краев, областей и автономных образований о поставках продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды;
● контроль за реализацией решений Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам государственных закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, закладки продовольствия в государственные резервы Российской Федерации, рационального использования выделяемых на эти цели бюджетных средств, товарно-сырьевых ресурсов и иностранной валюты, предусмотренной на оплату импорта зерна, продовольствия и пищевого сырья.
Кроме того, в Положении были обозначен функции и основные направления деятельности Комиссии; порядок подготовки, организации и осуществления работы Комиссии; а также общие принципы реализации решений, принимаемых Комиссией.
Указом Президента Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [38] в связи с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и необходимостью приведения в соответствие с ее положениями структуры исполнительной власти Российской Федерации было объявлено о преобразовании Совета Министров — Правительства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Председателю Совета Министров — Правительства Российской Федерации поручалось в 2-недельный срок представить предложения по:
● изменению персонального состава Правительства Российской Федерации, имея в виду существенное сокращение численного состава Правительства Российской Федерации;
● преобразованию части государственных комитетов Российской Федерации в Министерства Российской Федерации;
● сокращению количества министерств, государственных комитетов и иных ведомств Российской Федерации, предусматривая в первую очередь ликвидацию министерств, государственных комитетов и иных ведомств, дублирующих функции друг друга и предназначенных для управления сферами, не отнесенными Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [52] с последующими изменениями и дополнениями [25; 42; 9; 42; 6; 42; 5; 42; 39; 31 (утратил силу [40]. — М.Б.); 57; 42; 20; 42; 10; 42; 15; 22; 42; 39; 30; 42; 19; 42; 61; 88; 42; 2; 4; 89; 90; 2; 4; 14; 2; 4; 42; 54; 42; 55; 42; 21; 42; 39; 58; 42; 12; 13; 56; 42; 28; 42; 39; 50; 42; 39; 41; 48; 42; 39; 42; 39; 39] в связи с принятием Конституции Российской Федерации и в целях упорядочения структуры федеральных органов исполнительной власти была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.
Также данным Указом было установлено, что государственный комитеты Российской Федерации и комитеты Российской Федерации обладают равным статусом; федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства Российской Федерации, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с данным Указом Министерство сельского хозяйства Российской Федерации было преобразовано в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с передачей ему функций ликвидированного Комитета Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности.
Кроме того, данным Указом функции Государственного комитета Российской Федерации по машиностроению и сервисному обслуживанию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности передавались Комитету Российской Федерации по машиностроению.
Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Правительству Российской Федерации и не входящие в утвержденную данным Указом структуру федеральных органов исполнительной власти, подлежали ликвидации (см. также Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 171 «О первоочередных изменениях в составе Правительства Российской Федерации» [29]. — М.Б.). При этом организация и осуществление ликвидационных процедур возлагались на Правительство Российской Федерации, которому в этой связи было поручено:
● в 2-недельный срок утвердить составы ликвидационных комиссий и решить вопрос о расходах, связанных с осуществлением ликвидационных процедур (см. также распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 января 1994 г. № 43-р [66]. — М.Б.);
● в месячный срок решить вопрос об имуществе ликвидируемых федеральных органов исполнительной власти;
● в 3-месячный срок завершить ликвидационные процедуры.
Кроме того, Правительству Российской Федерации было, в частности, поручено:
● привести функции федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и данным Указом, в первую очередь обратив внимание на вопросы взаимодействия Правительства Российской Федерации и этих органов с Федеральным Собранием, Советом безопасности Российской Федерации, а также на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации (см. также распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 148-р [68], от 1 июня 1994 г. № 831-р [75], от 2 декабря 1994 г. № 1903-р [77]; от 31 марта 1994 г. № 416-р [72]; от 12 февраля 1994 г. № 161-р [69; 78; 49], от 9 марта 1994 г. № 298-р [70] (утратило силу [49]), от 26 марта 1994 г. № 384-р [71] (утратило силу [49]), от 25 мая 1994 г. № 777-р [73] (утратило силу [49]). — М. Б.);
● в месячный срок утвердить предельную численность работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, фонд оплаты труда и другие условия обеспечения деятельности этих органов и их работников, исходя из требований экономии государственных средств и необходимости сокращения общей численности работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечить высвобождающимся государственным служащим гарантии, установленные законодательством Российской Федерации (см. также постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 272 «Вопросы центрального аппарата отдельных федеральных органов исполнительной власти» [3], от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» [53; 46] и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 161-р [69; 78; 49], от 9 марта 1994 г. № 298-р [70] (утратило силу [49]), от 26 марта 1994 г. № 384-р [71] (утратило силу [49]), от 25 мая 1994 г. № 777-р [73] (утратило силу [49]). — М.Б.);
● в первоочередном порядке внести в Федеральное Собрание предложения об изменении законодательных актов Российской Федерации в целях преобразования государственных комитетов Российской Федерации в иные федеральные органы исполнительной власти (см. также распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 161-р [69; 78; 49], от 9 марта 1994 г. № 298-р [70] (утратило силу [49]), от 26 марта 1994 г. № 384-р [71] (утратило силу [49]), от 25 мая 1994 г. № 777-р [73] (утратило силу [49]). — М.Б.);
● в месячный срок привести ранее принятые решения в соответствие с настоящим Указом (см. также распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 161-р [69; 78; 49], от 9 марта 1994 г. № 298-р [70] (утратило силу [49]), от 26 марта 1994 г. № 384-р [71] (утратило силу [49]), от 25 мая 1994 г. № 777-р [73] (утратило силу [49]). — М.Б.).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 1994 г. № 52-р [67] на основании статьи 114 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [52 1169] с последующими изменениями и дополнениями [25; 42; 9; 42; 6; 42; 5; 42; 39; 31 (утратил силу [40]. — М.Б.); 57; 42; 20; 42; 10; 42; 15; 22; 42; 39; 30; 42; 19; 42; 61; 88; 42; 2; 4; 89; 90; 2; 4; 14; 2; 4; 42; 54; 42; 55; 42; 21; 42; 39; 58; 42; 12; 13; 56; 42; 28; 42; 39; 50; 42; 39; 41; 48; 42; 39; 42; 39; 39] и учитывая необходимость должного правового обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Институту законодательства и сравнительного правоведения было поручено в месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации.
Данным распоряжением при разработке проекта указанного закона предписывалось учесть положения действовавшего в тот период Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4174–I «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» [51; 33; 36] (утратил силу [37; 11]. — М.Б.), регламентировавшие деятельность Правительства и практику его применения.
Постановлением Правительства от 24 января 1994 г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» [1; 43; 34; 59; 60] в целях содействия деятельности потребительской кооперации Российской Федерации по наращиванию объемов закупок и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, улучшению обеспечения сельского населения товарами и услугами предписывалось, в частности, признать необходимым, что взаимоотношения Правительства с Центросоюзом Российской Федерации, начиная с 1994 года строятся в соответствии с ежегодно заключаемым между ними соглашением (см. также распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 1994 г. № 790-р [74] и постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 760 «О реализации некоторых вопросов Соглашения о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации на 1994 год» [47; 60]. — М.Б.).
Министерству экономики, Министерству финансов поручалось с участием других заинтересованных министерств, ведомств и представителей Центросоюза в месячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект указанного соглашения на 1994 год. Проект данного Соглашения о взаимоотношениях Правительства с Центросоюзом на 1994 год был одобрен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1994 г. № 790-р [74]. Подписание Соглашения было поручено Заместителю Председателя Правительства по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны. Практика заключения ежегодных соглашений сохранена и в настоящее время (см. также распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 1225-р [80], от 2 февраля 1996 г. № 134-р [81], от 9 марта 1998 г. № 338-р [82], от 1 сентября 1999 г. № 1355-р [84], от 2 июня 2000 г. № 755-р [85], от 15 марта 2001 г. № 361-р [86], от 25 сентября 2003 г. № 1395-р [87]. — М.Б.).
Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. № 122 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об учреждении Смешанной российско-американской комиссии по агробизнесу и сельскому развитию» [23] предписывалось одобрить представленный Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами и предварительно проработанный с Американской Стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об учреждении Смешанной российско-американской комиссии по агробизнесу и сельскому развитию. Первому заместителю председателя Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации было поручено по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации Соглашение, предусмотренное данным постановлением, с разрешением вносить в проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Кроме того, данным постановлением был утвержден состав российской части Смешанной российско-американской комиссии по агробизнесу и сельскому развитию.
Постановлением Правительства от 24 февраля 1994 г. № 139 «О Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [16] (утратило силу [17; 62; 18; 63]. — М.Б.) во исполнение Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973–I «О зерне» [32; 26; 35; 44; 24; 7] была образована Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации. Данным постановлением на Государственную хлебную инспекцию возлагалось осуществление контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. |
| |
|
|