Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ильинова О. В.
преподаватель кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента
Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И.И. Иванова


Совершенствование отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
В статье рассматриваются проблемы мотивации и стимулирования труда в агропромышленном производстве, излагается разработанная автором концепция совершенствования отраслевой тарифной системы в сельском хозяйстве на основе отраслевой двумерной тарифной сетки и механизма установления тарифной ставки первого разряда
Ключевые слова: стимулирование труда, трудовая мотивация, отраслевая тарифная сетка, «вилки» тарифных коэффициентов, закон Бугера-Вебера, тарифная ставка первого разряда, воспроизводство рабочей силы
УДК 331.221.123; ББК 65.245   Стр: 404 - 407

Процесс зарплатообразования в России окончательно не сформировался. С отменой ЕТС заработная плата регулируется многоступенчатым механизмом в системе социального партнерства, все больше возрастает роль отраслевых тарифных соглашений. Однако принципы организации оплаты труда на предприятиях, не присоединившихся к таким соглашениям, существенно отличаются, что приводит к значительной дифференциации уровней заработной платы работников соответствующих категорий и подрывает трудовую мотивацию. Экономисты едины во мнении, что на данном этапе развития отраслевой системы оплаты труда в России важно добиться единства ее организации посредством создания и введения отраслевых тарифных систем.
В сельскохозяйственной отрасли к настоящему моменту сформировалась значительная зависимость от ЕТС, которая даже после ее отмены все еще продолжает оставаться базой исчисления основной заработной платы. О несовершенстве организации ЕТС говорилось множество раз. Оно проявлялось в неоднократном сглаживании тарифных коэффициентов, вследствие политики государства по сокращению разрыва между МРОТ и величиной прожиточного минимума, которое таким образом пыталось сократить расходы на оплату труда работников бюджетной сферы. Существенное сокращение диапазона тарифной сетки с 10,7 в 1992 г. до 4,5 в 2000 г. привело к уравнительности оплаты труда работников высшей и низшей квалификации, а при низком уровне ставки 1 разряда еще и к тому, что работники до 5 разряда получают заработную плату ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, как воспроизводственная, так и стимулирующая функция заработной платы ставятся под сомнение, а трудовая мотивация продолжает снижаться.
Критике подвергалась и сама возможность применения ЕТС в сельскохозяйственной отрасли. Разработанная для работников бюджетной сферы, тарифная сетка не учитывала специфики и особенностей сельскохозяйственного производства. В связи с этим многие экономисты указывали на необходимость возврата к 6-разрядным тарифным сеткам, действовавшим в колхозах и совхозах еще в советский период, в связи с относительной простотой и широким распространением, которое они получили на практике [6, 7]. Однако следует принимать во внимание, что данные тарифные сетки предполагают тарификацию отдельных видов работ, а не отдельных категорий сотрудников, чего требуют современные условия хозяйствования и возросшее «качество» персонала, не заинтересованного в выполнении трудовых обязанностей, оплата которых не соответствует его квалификации.
Одним из этапов создания тарифной сетки является определение и обоснование количества тарифных разрядов. По данному вопросу среди ученых единого мнения не сложилось. Ряд экономистов, в целях безболезненного перехода на новые принципы оплаты труда, предлагает оставить количество разрядов по ЕТС-18 [3], другие говорят о необходимости их сокращения в связи со сложностью «вписать все категории сотрудников в такую сетку, исходя из уровня квалификации и сложности выполняемой работы» [7].
Важно при этом также учитывать недостатки предыдущего опыта организации оплаты труда. Так, существенным недостатком заработной платы в советский период являлось отсутствие каких-либо санкций за невыполнение трудовых обязанностей и нормативов. В связи с этим, нами предложена двумерная тарифная сетка, предполагающая перемещение по квалификационным разрядам с помощью «повышающих» и «понижающих» квалификационных коэффициентов, исчисляемых в процентном отношении от основного — «базового». Дифференциация заработной платы в пределах тарифного разряда предполагает их сокращение до 10. Базовые тарифные коэффициенты целесообразно исчислять в соответствии с повышающейся интенсивностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы. При определении базовых тарифных коэффициентов нами использовался метод постоянного относительного (1,25) и прогрессивного абсолютного изменения тарифных коэффициентов, при исходном диапазоне тарифной сетки 1:7,45, что позволит обеспечить достойное соотношение уровня оплаты труда работников высшей и низшей категории, и будет мотивировать персонал к повышению своей квалификации (табл. 1).

Таблица 1
Рекомендуемые тарифные разряды и базовые коэффициенты для категорий работников сельскохозяйственных организаций
Тарифные разрядыТарифные коэффициентыКатегории работников
рабочие растениеводстварабочие животноводствамеханизаторы, водители автомобилейБригадирыСпециалистыначальники цеховглавные специалистыруководители предприятий
11,001,00       
21,251,251,25      
31,561,561,561,56     
41,95 1,951,95 1,95   
52,44  2,442,442,44   
63,05  3,053,053,053,05  
73,81   3,81 3,813,81 
84,77     4,774,774,77
95,96      5,965,96
107,45       7,45

Использование «вилок» тарифных коэффициентов будет повышать ответственность работника за возложенные на него функции, способствовать усилению материальной заинтересованности и стимулировать не только к повышению своей квалификации, но и к повышению трудовых характеристик в ее пределах. Однако данные меры не возымеют действия, если не будет выполняться один из важнейших принципов эффективной системы материального стимулирования — «ощутимость стимула», который предполагает, что работник будет стремиться повышать свои трудовые показатели, только если данный стимул будет для него действительно значим. Поэтому для определения «повышающих» и «понижающих»квалификационных коэффициентов мы предлагаем использовать закон социальной психофизики Бугера-Вебера об ощутимости восприятия внешнего раздражителя, в качестве которого в нашем случае будет выступать материальный стимул. Согласно данному закону, заметное изменения ощущения восприятия, при изменении интенсивности внешнего раздражителя происходит при увеличении его исходного значения на некоторую постоянную величину, характеризующую дифференциальный порог восприятия. [2] Исходя из этого, коэффициент Вебера будет определяться как отношение изменения уровня заработной платы, которое работник будет ощущать как значимое к размеру исходного ее уровня [4]:
ΔЗn/Зn = k , (1)
где ΔЗn — изменение заработной платы, необходимое для обнаружения ощутимого различия в стимулировании;
Зn — величина заработной платы;
k — константа, значение которой зависит от вида ощущений.
Таким образом, при определении понижающих и повышающих коэффициентов в пределах разряда, необходимо использовать зарплатный дифференциальный порог, который по последним исследованиям ученых, занимающихся проблемами прикладной социологии, составляет 10% [4], т.е. относительное изменение тарифных коэффициентов по квалификационным группам составит 1,1. Двумерная тарифная сетка с квалификационными коэффициентами, вычисленными на основе дифференциального порога представлена в таблице 2.

Таблица 2
Отраслевая двумерная тарифная сетка
Квалификационные
разряды
Тарифные разряды
12345678910
Межразрядные и квалификационные коэффициенты
понижающий1,141,421,782,222,773,474,335,426,77
базовый1,001,251,561,952,443,053,814,775,967,45
повышающий1,101,381,722,152,693,364,205,256,568,20


Характеристика изменения тарифных коэффициентов предлагаемой отраслевой тарифной сетки не предполагает «пересечения» коэффициентов квалификационных групп по разрядам, поскольку в противном случае возможны ситуации, когда работник более высокого разряда, но отнесенный к низшей квалификационной группе будет получать меньшее вознаграждение, чем работник высшей квалификационной группы, но с меньшим разрядом. На практике подобные ситуации приводят к тому, что персонал будет стремиться к росту «внутри разряда», а перемещение по службе его не будет интересовать. Во избежание подобных ситуаций, нами предусмотрено такое изменение тарифных коэффициентов, при котором происходит плавное прогрессивное абсолютное возрастание тарифных коэффициентов от высшей квалификационной группы одного разряда к низшей квалификационной группе следующего разряда.
Очевидно, что предлагаемая двумерная тарифная сетка обладает гораздо более глубокой дифференциацией по сравнению с действующей ЕТС, но в то же время специфика определения диапазона тарифных коэффициентов и их взаимосвязи способствует более плавному перемещению по тарифным разрядам и обеспечивает зависимость заработной платы от индивидуальных результатов труда.
Существенное значение при формировании отраслевой тарифной системы имеет разработка механизма установления тарифной ставки 1-го разряда, поскольку данная величина будет во многом определять общий уровень оплаты труда в отрасли и при этом должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы работников соответствующей квалификации. Широкое распространение в качестве основы установления тарифной ставки 1-го разряда получил минимальный размер оплаты труда.
Вводимый государством с целью защиты интересов работников с низким уровнем доходов от произвола работодателей и обеспечения достойного уровня оплаты, способного удовлетворить минимальные жизненные потребности трудящегося, этот социальный ориентир совершенно не выполняет отведенную ему роль. Во-первых, за весь период с начала проведения рыночных преобразований уровень минимальной заработной платы так и не превысил среднего уровня прожиточного минимума по РФ, не говоря о том, что в некоторых регионах уровень жизни существенно превышает средние по России стандарты жизни. Это объясняется тем, что правительство, являясь монопольным работодателем для работников бюджетной сферы, стремилось существенно сдерживать рост заработной платы, устанавливая минимальную границу оплаты труда, исходя из возможностей государственного бюджета, а не в силу объективных причин. Подобная практика в условиях рыночных отношений совершенно не оправдана, поскольку цена рабочей силы, не может определяться возможностями потребителя товара, которым выступает государство. Ведь цены на образование, здравоохранение, прочие услуги и товары, которые вошли в перечень необходимых трат граждан в связи со слабым развитием социальной политики, а также цены на прочие товары, необходимые для жизни и восстановления сил не определяются возможностями потребительского бюджета работника. Подобное положение вещей противоречит социальной справедливости.
Во-вторых, последние изменения в трудовом законодательстве существенно изменили порядок определения минимальной заработной платы. Если до 2007 г. МРОТ представлял собой месячную заработную плату неквалифицированного рабочего, т.е. оплату по тарифу без учета компенсаций и надбавок, то теперь в расчет включаются все выплаты по оплате труда [8,9]. Принятие федерального закона № 54-ФЗ от 20.04.2007 привело ко множеству противоречий в трудовом законодательстве и существенно усложнило методическую основу определения минимальной заработной платы. К примеру, включение в нее доплат и надбавок за особые условия труда, по сути означает, что у работника, занятого на работах с условиями труда, отличающимися от нормальных и работника в нормальных условиях труда, одинаковые гарантии по заработной плате, то есть на практике данные работники могут получать одинаковый уровень вознаграждения. Включение районных коэффициентов также сопряжено с рядом трудностей, поскольку данные выплаты исчисляются исходя из заработка работника, в который, по новому законодательству, они уже должны быть включены, таким образом, происходит «двойной счет». Особенно важно исключить из определения МРОТ социальные выплаты, по причине того, что такие выплаты как компенсация транспортных расходов, использование личного автотранспорта и т.д. вообще не являются элементами заработной платы, поскольку возмещают затраты работника.
На наш взгляд, стимулирующие и компенсирующие выплаты и уж тем более премии, не являются гарантированными выплатами работнику и поэтому не могут учитываться при определении МРОТ. Минимальный размер оплаты труда должен регулировать только уровень тарифной части заработка с тем, чтобы работник низшей квалификации, не получающий выплат компенсирующего и стимулирующего характера, а также не достигший определенных показателей премирования получал данный гарантированный минимум. В связи с этим, необходимо устранить из механизма определения минимальной заработной платы доплаты, надбавки и прочие выплаты.
Понятно, что в том виде, в каком существует сейчас МРОТ, данный социальный стандарт не может выступать основой установления тарифной ставки 1-го разряда.
В связи с этим механизм установления тарифной ставки 1-го разряда должен предусматривать как повышение реального содержания минимальной заработной платы, посредством ее индексирования на региональный индекс потребительских цен, а также предполагать сокращение разрыва между прожиточным минимумом и заработной платой работника низшей квалификации, которое должно обеспечить достойный уровень жизни и производиться с учетом развития отрасли. В качестве такого показателя, экономически обоснованным представляется использование регионального индекса роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли, который в целях обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы, должен быть скорректирован на поправочный коэффициент 0,8. В соответствии с этим, тарифная ставка 1-го разряда может быть определена следующим образом:
ТС1р = МРОТрег + МРОТрег×(ИПЦрег + 0,8×ИПТсх) , (2)
где ТС1р — тарифная ставка 1-го разряда;
МРОТрег — региональный уровень МРОТ;
ИПЦрег — индекс роста потребительских цен в регионе;
ИПТсх — индекс роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли.
Суть предлагаемого механизма заключается в том, что повышение тарифной ставки 1-го разряда происходит с использованием ретроспективного механизма индексации на уровень индекса потребительских цен и скорректированный индекс производительности труда за предшествующий период. Как следствие, это приведет к повышению средней заработной платы по отрасли. Анализ статистических данных за 2002–2012 гг. позволяет сделать вывод, что при росте тарифной ставки 1-го разряда на 1 руб., средняя заработная плата увеличится на 0,98 руб. В свою очередь, повышение средней заработной платы повлечет за собой повышение производительности труда, причем на 1% роста средней заработной платы приходится 1,06 % роста индекса производительности труда. Результат прогнозирования величины тарифной ставки 1-го разряда при введении предложенных мероприятий представлен в табл. 3.
В соответствии с прогнозируемыми значениями тарифной ставки 1 разряда рассчитаны тарифные ставки предлагаемой отраслевой двумерной тарифной сетки (таблица 4).
Использование предложенного механизма установления тарифной ставки 1-го разряда приведет к значительному росту средней заработной платы в сельскохозяйственной отрасли, которая к 2016 г. составит 19953,68 руб., обеспечит превышение заработной платой работника низшей квалификации уровня регионального прожиточного минимума на 4% уже к 2015 году, а к 2016 на 8%, а также обеспечит воспроизводство рабочей силы и усилит зависимость размера вознаграждения от индивидуальных результатов труда.

Таблица 3
Прогнозирование изменения величины тарифной ставки 1 разряда, средней заработной платы и производительности труда в сельскохозяйственных организациях Курской области
Наименование показателяГоды
2012*2013201420152016
Индекс роста потребительских цен в Курской области(средний показатель за предшествующие 5 лет), %105,8109,84109,84109,84109,84
Индекс роста производительности труда, %121,98106,95105,31105,34105,81
Тарифная ставка 1 разряда, руб.46115689,056565,167490,858547,81
Повышение тарифной ставки 1 разряда, руб.1078,05876,11925,691056,96
Средняя заработная плата по отрасли, руб.16095,6017173,6518010,6818917,8619953,68
Рост средней заработной платы к предыдущему году, %106,70105,01105,04105,48
Величина прожиточного минимума на одного трудоспособного в месяц, руб.56605988,286577,537224,767935,67
Соотношение тарифной ставки 1 разряда с величинойпрожиточного минимума, %819599,8103,68107,71
* фактические данные [5]
Таблица 4
Проектируемые тарифные ставки в соответствии с прогнозом изменения тарифной ставки 1 разряда, в рублях


Литература
1. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений // Вопросы экономики. — 2009. — №4. — С. 91–103.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. — 1998.
3. Ильин А.Е., Ильина Г.В. Перспективы отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — №6(45). — С.183–186.
4. Ильясов Ф.Н. Тарифная сетка, система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 6. — С. 128–135.
5. Курская область в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2013. — 70 с.
6. Линевич А., Голубев А. Формирование механизма отраслевой системы оплаты труда // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2006. — №3. — С.23–28.
7. Маркарянц А. Принципы построения тарифной системы в сельхозпредприятиях // АПК: экономика и управление. — 2006. — №12. — С. 41–43.
8. Ракоти В. Повышение МРОТ: варианты, последствия // Человек и труд. — 2009. — №5. — С.43–45.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в действующей редакции от 01.09.2013) // Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия