Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Аронов Г. З.
доцент кафедры менеджмента Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
кандидат педагогических наук


Подходы к оценке качества и доступности социальных услуг сферы физической культуры в рамках реализации муниципальной социальной политики
В статье рассматриваются аспекты формирования социальных услуг сферы физической культуры в рамках реализации муниципальной социальной политики. Сформированы подходы к оценке качества и доступности муниципальных социальных услуг сферы физической культуры на основе применения социологических методов
Ключевые слова: сфера физической культуры, муниципальная социальная политика, качество и доступность услуг, социальные услуги физической культуры
УДК 796.062   Стр: 360 - 363

Деятельность организаций сферы физической культуры, имеющая различные общественно-значимые функции (содействие условиям для укрепления здоровья, медицинская и социально-психологическая реабилитация, создание условий для отдыха, снижение депривационных процессов) посредством оказания комплекса основных и сопутствующих услуг, является фактором повышения качества жизни граждан.
Исходя из гипотезы об общественной полезности услуг физической культуры, представляется целесообразным разделять процесс оказания данных услуг на две группы:
● услуги организаций сферы физической культуры в процессах инвестирования в человеческий капитал;
● услуги организаций сферы физической культуры в процессах реализации мероприятий социальной защиты населения.
В социальном государстве оба эти направления являются императивами национальной политики. Таким образом, процесс оказания услуг физической культуры влияет одновременно на состояние таких сфер, как: экономическая (влияние на воспроизводство человеческих ресурсов, снижение расходов на здравоохранение, повышение производительности труда) и социальная (удовлетворение потребностей населения в услугах физической культуры, создание условий социальной стабильности), что позволяет рассматривать данные услуги как социально-экономическую категорию, ориентируясь на тесную взаимосвязь экономической и социальной природы услуг сферы физической культуры.
В целом взаимосвязь экономических и социальных свойств услуг физической культуры, выполняющих социально-экономические функции, ориентирована на повышение качества жизни населения, что предполагает создание организационно-экономических механизмов обеспечения доступности этих услуг для всех групп граждан.
Основной целевой ориентацией деятельности разноуровневых органов управления социально-экономическим развитием народного хозяйства является повышение качества жизни населения, в котором имеется рост потребления услуг физической культуры различными группами граждан, вне зависимости от их уровня доходов и социального статуса, выступает основным фактором улучшения здоровья людей, изменения неблагоприятных демографических тенденций, снижения числа обращений населения в медицинские организация для лечения заболеваний.
Одним из главных направлений развития процессов оказания услуг физической культуры является организация здорового досуга населения, особенно детей, инвалидов, пенсионеров, что в существенной степени зависит от обеспечения территориальной и ценовой доступности организаций сферы физической культуры (спортивных клубов, бассейнов, спортивных площадок), а также от уровня адекватности сущностного представления понятия «социальные услуги сферы физической культуры» их реальному функциональному назначению.
Автором под социальными услугами сферы физической культуры понимаются бесплатные или льготные услуги, предоставляемые в процессе деятельности разноуровневых органов управления организациями социальный сферы, спортивных организаций с целью восстановления нарушенных социально-экономических, медико-экологических и психолого-педагогических прав групп граждан посредством создания благоприятных условий (материальных, правовых, организационных, технических) для удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой.
Можно выделить такие основные виды социальных услуг сферы физической культуры, как: общие физкультурно-оздоровительные услуги, выражающиеся в организации общей физической подготовки для взрослых и детей (например, посещение спортивных клубов, бассейна); медико-реабилитационные услуги, оказываемые средствами физической культуры в комплексном лечении различных заболеваний (физиотерапия, лечебная физкультура); консультационные услуги, предоставляемые посредством разработки и выдачи индивидуальных и групповых рекомендаций по режиму занятий физической культурой, а также обучение населения навыкам физической культуры; образовательные услуги, оказываемые посредством проведения дополнительных занятий в учебных заведениях, организациях социального обслуживания.
Социальные услуги организаций сферы физической культуры выступают одним из факторов социальной защиты низкодоходных групп граждан. Особенности социальных услуг сферы физической культуры состоят в том, что они предоставляются только с участием разноуровневых органов власти и на основе государственного или муниципального финансирования.
В процессе оказания социальных услуг сферы физической культуры федеральные, региональные и муниципальные органы управления развитием социальной сферы должны осуществлять следующие виды деятельности: создавать условия для развития физической культуры на территории и формировать культуру занятий спортом посредством популяризации; решать проблемы финансирования мероприятий в сфере физической культуры; содержать физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, находящиеся в собственности территории; способствовать внедрению инновационных технологий в сферу физической культуры; активно развивать организационно-экономические механизмы взаимодействия с организациями, функционирующими в сфере физической культуры; поддерживать физкультурно-оздоровительные организации, способствовать развитию их инфраструктурного комплекса; поощрять меценатство и благотворительность в сфере физической культуры.
Предоставление низкодоходным группам граждан социальных услуг сферы физической культуры может быть только бесплатным и гарантированным на законодательной основе. Они должны финансироваться из бюджетных и (или) благотворительных средств. Не должно исключаться и субсидиарное финансирование (часть расходов может быть компенсирована за счет бюджетных или благотворительных средств).
Особая роль в развитии физической культуры принадлежит муниципальным органам управления. На муниципальном уровне, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должна разрабатываться и реализовываться первичная политика в сфере физической культуры. В Федеральном законе № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что муниципальные органы власти должны определять основные задачи и направления развития физической культуры и спорта с учетом местных условиий и возможностей, принимать и реализовывать местные программы развития физической культуры и спорта, заниматься популяризацией физической культуры среди различных групп населения, а также организовывать физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан.
Муниципальная социальная политика развития сферы физической культуры (МСПСФК) представляет собой деятельность властей и других заинтересованных субъектов, направленную на создание условий для активного занятия населения физической культурой на муниципальном уровне, формирования и реализации организационно-экономического и нормативно-правового механизма, обеспечивающего удовлетворение потребностей отдельных групп граждан (ПСУфк) в потреблении физкультурных услуг, с учетом традиций, обычаев и социально-экономического развития муниципального образования.
Целью МСПСФК является создание эффективно функционирующей системы предоставления доступных и качественных социальных и иных услуг в организациях сферы физической культуры различным группам граждан (ПСУфк) муниципального образования. Достижение данной цели определяет последовательность комплексных действий.
Так, начальным этапом формирования и осуществления муниципальной социальной политики развития сферы физической культуры выступают такие меры муниципального образования, как: оценка уровней количественного и качественного предоставления населению услуг физической культуры и определение основных направлений развития физической культуры, учитывающих особенности муниципального образования (наличие спортивных сооружений на территории, социальных групп граждан, занимающихся физической культурой и спортом); формирование расходной части бюджета муниципального образования для финансирования предоставляемых на безвозмездной основе населению услуг физической культуры и определение возможности привлечения иных финансовых источников; составление комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности мероприятий, реализуемых в рамках МСПСФК.
Следующим этапом муниципальной социальной политики развития сферы физической культуры выступают организационно-экономические меры муниципалитета по: отнесению физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к тем объектам инфраструктуры, которые используются для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с различными группами граждан (ПСУфк); разработке и внедрению эффективно функционирующей системы регулирования процесса предоставления населению физкультурно-оздоровительных услуг; определению направлений и созданию механизма взаимодействия органов муниципального управления с организациями, оказывающими услуги физической культуры; составлению предложений по участию в региональных программах развития физической культуры; разработке предложений по внедрению физической культуры в процессы труда, учебы и отдыха различных групп граждан.
Объектами муниципальной социальной политики в развитии сферы физической культуры выступают: группы граждан муниципального образования, нуждающиеся в социальных услугах физической культуры (ПСУфк); объекты физкультурно-оздоровительной инфраструктуры для осуществления возможности муниципального образования удовлетворять весь комплекс потребностей граждан в социальных услугах физической культуры.
В качестве субъектов МСПСФК выступают: государственные органы управления, определяющие основные приоритеты и направления политики социально-экономического развития административно-территориальных образований; муниципальные органы власти, занимающиеся непосредственной разработкой и реализацией развития организаций сферы физической культуры; муниципальные учреждения, оказывающие основные и сопутствующие социальные услуги физической культуры (учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания, спортивные организации); частные субъекты хозяйствования, оказывающие услуги физической культуры; инвесторы, участвующие в развитии инфраструктурных объектов физической культуры на территории муниципального образования; некоммерческие организации, реализующие инвестиционные проекты в сфере физической культуры; неправительственные организации, средства массовой информации, тренеры, преподаватели, научные работники, спонсоры, волонтеры.
Формируемая стратегия осуществления муниципальной социальной политики повышения результативности развития сферы физической культуры тесно связана с созданием, развитием и модернизацией спортивно-физкультурной инфраструктуры на территории муниципального образования, включает в себя реализацию инвестиционных проектов по обновлению объектов инфраструктуры физической культуры муниципального образования, отвечающих современным требованиям и являющихся доступными для всего населения. Обязательным условием при этом является оптимальное соотношение частных объектов инфраструктуры и государственных, муниципальных организаций, что позволит удовлетворить спрос граждан с различным уровнем доходов. В соответствии с существующей нормативно-правовой регламентацией органы местного самоуправления содержат принадлежащие им физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и эксплуатируют их.
Стратегия осуществления муниципальной политики по повышению качества и доступности услуг организаций физической культуры имеет целевую ориентацию на:
● развитие системы детских спортивных школ в муниципальном образовании, физкультурно-спортивное воспитание обучающихся в учреждениях образования, их максимальное вовлечение в занятия физической культурой, совершенствование процесса подготовки тренерских кадров, предполагающее формирование и внедрение современных и перспективных учебных программ и программ повышения квалификации;
● повышение уровня инновационности лечебной и адаптационной физической культуры в муниципальных учреждениях здравоохранения;
● снижение уровня наркомании, алкоголизма, нивелирование криминальных процессов, рост духовности социума, формирование эстетического уровня индивидуума посредством вовлечения его в процессы влияния физической культуры на личность;
● оказание услуг таким гражданам, как инвалиды, пенсионеры, с ограниченными возможностями посредством развития адаптивной физической культуры, создания новых и модернизации имеющихся объектов инфраструктуры, предоставления им специализированных материально-технических средств, методических материалов по освоению необходимых упражнений и заданий в области физической культуры;
● консультирование населения по повышению уровня физической культуры и соблюдению здорового образа жизни (выбор спортивной секции, рекомендации для занятий, как в организациях, так и в домашних условиях, разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления);
● профессиональную подготовку и повышение квалификации работников, их профессионального мастерства в сфере физической культуры с учетом особенностей оказываемых услуг и муниципального заказа на обучение, привлечение специалистов, разработку и внедрение современных методик преподавания физической культуры;
● формирование устойчивого интереса у различных групп граждан к физической культуре и спорту на основе организационных мероприятий по информированию населения муниципального образования о качестве и доступности предоставления услуг, проведения рекламных и агитационных мер.
Организационный механизм осуществления стратегии целевой ориентированности муниципальной социальной политики развития сферы физической культуры использует совокупность взаимосвязанных и взаимообусловливающих организационных факторов и элементов, определяющих порядок, методы, правила разработки и реализации МСПСФК с целью закрепления за субъектами социальной политики определенных функций и обеспечения их взаимодействия, а также разработки плана мероприятий в рамках осуществляемой политики.
Основными технологическими элементами организационного механизма реализации стратегии целевой ориентированности муниципальной политики развития сферы физической культуры выступают: нормативно-правовая регламентация деятельности организаций физической культуры; информационное обеспечение проводимой политики в области роста объёмов оказываемых услуг физической культуры, их качества и доступности; бюджетное финансирование организаций физической культуры; участие в инвестиционных проектах по созданию и модернизации инфраструктурных объектов, основных фондов, разработке и внедрению технологических, информационных и организационных новшеств; осуществление мониторинга и контроля за деятельностью организаций физической культуры и принятие необходимых организационно-экономических мер по повышению эффективности используемых ресурсов; формирование целевых социально-экономических и научно-технических программ; осуществление муниципального заказа на оказание группам граждан (ПСУфк) услуг физической культуры, социальной рекламы.
Важным вопросом является определение общих методических подходов к оценке качества и доступности социальных услуг, оказываемых в рамках МСПСФ, т.е. определение степени удовлетворенности населения качеством и доступностью рассматриваемого вида услуг.
Количественные и качественные характеристики целевой ориентации реализуемой стратегии осуществления муниципальной социальной политики развития организаций сферы физической культуры могут быть выражены степенью удовлетворённости различных групп граждан (ПСУфк) муниципального образования качеством и доступностью услуг организаций физической культуры.
Для определения количественных и качественных характеристик целевой ориентации стратегии осуществления муниципальной социальной политики развития организаций сферы физической культуры на достижение планируемых социальных результатов деятельности муниципального образования автором использованы такие методы оценок, как:
— количественное установление степени удовлетворенности населения социальными услугами сферы физической культуры;
— определение результативности осуществления стратегии МСПСФК по критерию «доля жалоб на социальные услуги организаций сферы физической культуры»;
— оценка общего уровня удовлетворенности потребителей качеством и доступностью социальных услуг сферы физической культуры.
Количественная оценка степени удовлетворенности населения социальными услугами организаций сферы физической культуры может быть представлена соотношением поданных заявлений на получение услуг физической культуры и количеством потребителей, получивших данную услугу:
(1)
где Iуобщ — усреднённый уровень удовлетворенности предоставляемыми социальными услугами организациями сферы физической культуры муниципального образования; М — общее количество оказываемых в муниципальном образовании социальных услуг сферы физической культуры; Iуi — коэффициент удовлетворения потребности в конкретной (i-й) социальной услуге в сфере физической культуры:
(2)
где kiок — количество потребителей, получивших i-ю услугу;
kiпод — количество потребителей, подавших заявку на i-ю услугу.
Метод количественной оценки рассматривает (оценивает) только доступность социальных услуг сферы физической культуры, не предоставляя возможности оценить качество оказываемых услуг. Кроме того, такой метод не позволяет установить причинно-следственные связи в условиях низкой доступности услуг. Метод количественной оценки удовлетворённости населения муниципального образования социальными услугами организаций физической культуры целесообразно использовать в качестве первого этапа оценки результативности осуществления стратегии целевой ориентированности муниципальной социальной политики по повышению социальной результативности развития организаций физической культуры. Наиболее доступной методикой является оценка по критерию «доля жалоб на социальные услуги сферы физической культуры».
При оценке результативности стратегии учитываются жалобы, поступившие в государственные и местные исполнительные органы от потребителей на действия государственных служащих и сотрудников организаций, на материально-техническое и иное обеспечение процессов предоставления услуг.
Оценка результатов стратегии целевой ориентированности осуществляемой муниципальной социальной политики по развитию организаций физической культуры по критерию «доля жалоб на социальные услуги организаций физической культуры» производиться по формуле:
(3)
где Nж общ — общая усредненная оценка результативности осуществляемой стратегии целевой ориентированности МСПСФК по критерию «доля жалоб на социальные услуги организаций физической культуры»; Nжi — оценка результативности стратегии целевой ориентированности МСПСФК по критерию «доля жалоб на социальную услугу» для каждой (i-й) оказываемой услуги организациями физической культуры.
Жалобы на i-ю услугу могут быть двух видов — жалобы на качество услуги и жалобы на доступность услуги. Результативность стратегии целевой ориентированности МСПСФК при этом определяется по формулам (4) и (5):
Pжi = Qжi + Rжi , (4)
где Pжi — результативность стратегии целевой ориентированности МСПСФК по критерию «доля жалоб на i-ю социальную услугу организаций физической культуры муниципального образования»; Qжкi — результативность стратегии целевой ориентированности МСПСФК по критерию «доля жалоб на качество i-й услуги организация физической культуры»:
Qжкi =qi × (1 – жкi / чi) , (5)
где qi — весовой коэффициент (по экспертной оценке с участием автора и опросу обслуживаемого контингента); жкi — количество жалоб потребителей по качеству i-й оказанной социальной услуги в организациях сферы физической культуры муниципального образования; чi — общее количество потребителей, получивших i-ю социальную услугу организации физической культуры муниципального образования.
Результативность стратегии целевой ориентированности МСПСФК по критерию «доля жалоб на доступность i-й оказанной социальной услуги организациям физической культуры (Rждi) определяется по формуле:
Rждi = ri × (1 — ждi / чi) , (6)
где ri — весовой коэффициент (по экспертной оценке и опросу обслуживаемого контингента) (для каждой i-й услуги должно соблюдаться равенство qi + ri = 1); ждi — количество жалоб потребителей на недоступность услуги; чi — общее количество потребителей, получивших i-ю социальную услугу.
Автором был проведен опрос отдельных представителей групп граждан (100 чел.), имеющих право на социальные услуги. Они сталкиваются со следующими проблемами в процессе получения этих услуг:
— требование оплаты за получение со стороны ответственных должностных лиц (проблема коррупционности);
— отсутствие информации о праве получения услуги (проблема информированности);
— несоответствие услуг стандартам (проблема качества услуг);
— невозможность получения услуги в силу отсутствия инфраструктуры, большой очереди и т.д. (проблема доступности услуг).
На основе перечисленных исследований нами была разработана оценка результата стратегии целевой ориентированности осуществляемой МСПСФК по степени удовлетворенности потребителей социальными услугами организаций сферы физической культуры», которая основывается на анализе заполняемых карточек оценки оказанной услуги (табл. 1).

Таблица 1
Данные для оценки качества и доступности услуг сферы физической культуры
Наименование предоставляемой услугиУровень коррупционности услуги (высокий/низкий)Уровень информированности об услуге (высокий/ низкий)Уровень качества услуги хорошо / удовлетворительноУровень доступности услуги высокий / низкий
Услуга 1высокийвысокийхорошонизкий
Услуга 2низкийнизкийудовлетворительновысокий
Услуга 3низкийвысокийхорошонизкий
...............
Услуга Nнизкийнизкийудовлетворительновысокий

Примечание. Наряду с данными для оценки потребителем качества и доступности оказываемой социальной услуги организациям физической культуры в карточке оценки указывается: фамилия, имя, отчество потребителя; наименование организации, осуществляющей прием и выдачу документов и оказавшей услугу; даты приема документов и установленный срок оказания услуги (дата), а также фактического оказания услуги (выдача документов), либо отказа в предоставлении (указываются причины непредоставления услуги).
Качество и доступность оказания социальных услуг организациями сферы физической культуры определяется на основе данных социологических опросов потребителей услуг (проводимых независимыми экспертами муниципальных органов, субъектами хозяйствования, оказывающими услуги).
Заполнение и обработка карточек оказания социальных услуг (по рекомендациям вышеназванных экспертов) должны проводиться с соблюдением ряда обязательных условий:
● анализ проводится в отношении не менее чем 50% видов социальных услуг организаций сферы физической культуры, оказываемых в муниципальном образовании, определяемых уполномоченным органом методом выборки;
● опрос охватывает не менее 70% от общего числа потребителей социальной услуги (при общем количестве пользователей услуг более 1000 в год);
Оценка качества и доступности оказания социальных услуг сферы физической культуры (Sуд) определяется равенством и неравенством величин по формуле:
(7)
где M — общее количество оказываемых в муниципальном образовании социальных услуг организациями сферы физической культуры; N — количество видов социальных услуг организаций физической культуры, принимавших участие в экспертной оценке по показателям (критериям) табл. 2.
Степень удовлетворенности или неудовлетворённости потребителей (Sj) одним (j-м) конкретным показателем качества (уровень коррупционности услуги, уровень информированности об услуге, уровень качества, доступности услуги) оказываемой социальной услуги организациями сферы физической культуры рассчитывается по следующей формуле:
Sj = aj + 0,5 × bj , (8)
где aj — степень удовлетворенности по показателю «хорошо», 0,5 — весовой коэффициент (по экспертной оценке), демонстрирующий «сравнительную ценность» показателей «хорошо» и «удовлетворительно».
Величина aj определяется по формуле:
aj = cj / nj, (8а)
где cj — количество карточек оказания социальных услуг организаций сферы физической культуры по оцениваемому виду социальной услуги, в которых отмечен показатель «хорошо»; nj- общее количество заполненных карточек по оцениваемому виду социальных услуг сферы физической культуры.
Величина bj определяется по формуле:
bj = dj / nj, (8б)
где dj — количество карточек по оцениваемому виду социальной услуги сферы физической культуры, в которых отмечен показатель «удовлетворительно».
Состав выбранных показателей качества социальной услуги является открытым и может изменяться или дополняться с учетом особенностей конкретного муниципального образования (например, оценкой транспортной доступности услуги, что может быть актуально для муниципального образования с большим разбросом микрорайонов). Однако это обстоятельство не влияет на общность и применимость предлагаемой методики инвариантной оценки по количеству и составу компонент.
Итогом оценки результативности стратегии целевой ориентированности осуществления муниципальной социальной политики на повышение результативности развития организаций сферы физической культуры выступает сводная таблица, учитывающая весь состав экспертно установленных показателей результативности социальной политики муниципального образования.
Эта комплексная оценка результативности стратегии целевой ориентированности осуществления МСПСФК позволяет органам управления муниципального образования развитием организаций физической культуры: выявить основные проблемы, возникающие в процессе реализации стратегии целевой ориентированности осуществления МСПСФК; определить причины возникающих проблем — неразвитость муниципальной инфраструктуры сферы физической культуры, недостаточность финансирования, ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, принимающими решение в рамках муниципальной социальной политики; своевременно внести изменения в план мероприятий по реализации стратегии целевой ориентированности осуществления МСПСФК.
В процессе установления экспертной оценки результативности стратегии целевой ориентации МСПСФК не исключаются случаи, когда по большинству частных показателей комплексная оценка будет низкой. В этом случае перед муниципальным образованием должна стоять задача, решение которой заключается не только в корректировке, но и в изменении элементов стратегии целевой ориентированности МСПСФК. Основной причиной низкой результативности осуществления стратегии МСПСФК является недостаточность финансово-технического обеспечения реализации стратегии муниципального образования.


Литература
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Горшков В.Е., Какузин В.А., Починкин А.В. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие. — Малаховка: МОГИФК, 2003.
5. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — №2. — С. 29–31.
6. Галкин В.В. Экономика физической культуры. — Воронеж.: Изд-во Моск. Академии экономики и права, 2000.
7. Зотов В.Б. Система муниципального управления. — СПб.: Питер. 2008. — С. 248.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия