| | Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Ветитнев А. М. заведующий кафедрой менеджмента Сочинского государственного университета,
доктор экономических наук Торгашева А. А. аспирант Сочинского государственного университета
| |
| | В статье представлена методика оценки влияния туризма на экономику региона на основе целей поездки и расходов туристов. Рассчитан вклад лечебно-оздоровительного туризма в ВРП Краснодарского края за 2007–2012 годы. Отмечено прогрессирующее снижение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона | Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, экономический эффект туризма | УДК 338.486.3; ББК (У)65.433 Стр: 352 - 355 | Хотя туризм считается по уровню влияния на экономику одним из лидирующих секторов [1], в России его возможности используются еще явно недостаточно. В сравнительном отчете Мирового экономического форума [2] за 2013 год Россия занимает по уровню развития туризма только 63 место, причем по состоянию государственного регулирования и туристской политике — 123. Прямой эффект от туризма составляет всего 1,5% от ВВП страны [3]. Это указывает на необходимость принятия мер по регулированию и стимулированию туризма на научной основе, с учетом его влияния на экономические процессы, как на федеральном, так и региональном уровне.
Целью настоящей работы была разработка методики оценки вклада определенного вида туризма в экономику региона и апробация этой методики для оценки эффекта лечебно-оздоровительного туризма на валовой региональный продукт (ВРП) Краснодарского края.
Объектом данного исследования являлись туристы из различных регионов страны, посетившие федеральные курорты Краснодарского края (Сочи, Анапу, Геленджик). Предметом исследования были расходы туристов лечебного профиля. Выборочный опрос туристов проводился летом 2012 г. Было опрошено 1100 человек, из них 400 — в г. Сочи, 350 — в г. Анапе, 350 — в г. Геленджике. Исследование проводилось методом интервью с использованием специально составленной анкеты на автовокзалах, железнодорожных вокзалах и в аэропортах городов-курортов, что позволило собрать данные о полных туристских расходах и общем представлении о качестве проведенного отдыха. Основные результаты исследования представлены нами ранее [4]. В данной статье использованы для расчетов некоторые показатели, характеризующие расходы туристов лечебно-оздоровительного профиля. Расчет численности туристов с разной целью поездки и уровень их расходов в 2007–2011 гг. вычислялся на основании предоставленных авторам результатов многолетних исследований научной группы Г.М. Романовой [5; 6], за что авторы выражают им глубокую благодарность.
В работе были использованы также данные Росстата и Краснодарского территориального управления государственной статистики.
Для оценки экономического эффекта туризма на региональную экономику обычно исходят из следующих положений.
Основными критериями оценки эффекта от туризма на экономику региона /страны принято считать изменение (прирост) валового внутреннего продукта, генерирование рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет [7]. Этот эффект возникает в связи с расходами туристов в месте пребывания. Туристские расходы, поступая в экономику региона через предприятия, предоставляющие услуги и товары туристам, оказывают прямой и косвенный эффекты [7; 8].
Прямой эффект связан с доходами отраслей, непосредственно участвующих в формировании туристского продукта (турфирмы, средства размещения, предприятия общественного питания, транспорта, сферы культуры и спорта и т.д.). Косвенный эффект возникает от генерирования экономической активности различных секторов экономики от средств, поступивших в результате прямого туристского потребления. Суммирование прямого и косвенного эффекта позволяет вычислить совокупный эффект воздействия туризма на экономику.
В основе определения косвенного эффекта лежит теория мультипликатора, под которым понимают численный коэффициент, показывающий, во сколько раз изменятся показатели экономики при росте инвестиций (расходов) в анализируемой сфере деятельности [9]. Теория предполагает, что увеличение одного из компонентов автономных расходов приводит к увеличению доходов в экономике территории, причем на большую, чем первоначальные затраты, величину. Разработку теории мультипликации связывают с трудами известного экономиста Д.М. Кейнса [10], который предложил следующую формулу коэффициента мультипликации: | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|