Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Иванов В. В.
заведующий кафедрой теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Нурмухаметов Р. К.
главный специалист Газпромбанка (г. Москва),
кандидат экономических наук, доцент


Развитие инфраструктуры финансового рынка Российской Федерации
Повышение эффективности функционирования различных сегментов национальной экономики непосредственно связано с развитием инфраструктуры. Это в полной мере относится и к финансовым рынкам. В статье анализируются основополагающие принципы развития институтов инфраструктуры финансовых рынков, разработанные международными финансовыми организациями. Сделан вывод о том, что создаваемая в России нормативно-правовая база способствует созданию в институтах инфраструктуры условий, обеспечивающих эффективность и стабильность функционирования национального финансового рынка
Ключевые слова: финансовые рынки, финансовые институты, институты инфраструктуры финансового рынка, платёжные системы, финансовые риски
УДК 336.76   Стр: 206 - 209

Развитие инфраструктуры современных финансовых рынков направлено на решение наиболее значимых задач, связанных со снижением рисков функционирования институтов, упрощением финансовых сделок, обеспечением непрерывности проведения межбанковских платежей, повышением надёжности системы расчётов по долговым ценным бумагам, обеспечением расчётов по принципу «платёж против платежа», «поставка против платежа» и ряда других. В «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» указывается, что для обеспечения эффективности инфраструктуры финансового рынка предстоит, прежде всего: унифицировать регулирование всех сегментов организованного финансового рынка; создать нормативно-правовые и организационные условия для консолидации биржевой, расчётно-депозитарной инфраструктуры; обеспечить чёткие правовые рамки формирования и капитализации клиринговой организации российского финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента; поднять на принципиально новый уровень предоставление услуг по учёту прав собственности на ценные бумаги и финансовые инструменты, в том числе путём внедрения качественных требований к деятельности учётных институтов [3].
В 2011–2013 гг. были приняты законы о клиринге и клиринговой деятельности, об организованных торгах, центральном депозитарии. В ноябре 2012 г. НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НКО ЗАО НРД), созданный на базе объединения двух расчётных депозитариев (Национальный депозитарный центр и Депозитарно-клиринговая компания), получил статус центрального депозитария. Это означает, что депозитарная система России включается в международную сеть, в мировую систему циркуляции капитала.
Почему так важно развивать инфраструктуру? В документе «Принципы для инфраструктур финансового рынка», разработанном Комитетом по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов1 и Техническим комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам2 (апрель 2012 г.), отмечается, что инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности и экономическому росту, но в то же время и концентрирует риски [7]. В отсутствие надлежащего управления инфраструктурные институты могут являться источниками финансовых шоков, таких как диспропорции ликвидности и кредитные потери, или каналом распространения этих шоков на внутренние и международные финансовые рынки.
Во всём мире наблюдается интенсивное преобразование инфраструктурных основ финансовых рынков. Глобализация финансовых рынков, усиление взаимозависимости национальных рынков и существующих элементов финансовой инфраструктуры, увеличение трансграничных переводов ценных бумаг и необходимость снижения трансграничных транзакций, присутствие на национальных рынках всё большего количества иностранных инвесторов, обеспокоенных сохранностью своих активов, — всё это усиливает значение инфраструктуры рынка ценных бумаг. Поэтому ключевой проблемой стало снижение рисков деятельности различных институтов финансового рынка. Для управления этими рисками Комитет по платёжным и расчётным системам (КПРС) и Технический комитет Международной организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) на протяжении ряда лет разрабатывали международные стандарты управления риском для платёжных систем, которые являются системно значимыми. Речь идет о таких инфраструктурных институтах, как центральный депозитарий по ценным бумагам, система расчётов по ценным бумагам (подтверждение, клиринг и расчёты), центральный контрагент.
В 2001 г. КПРС опубликовал «Ключевые принципы для системно значимых платёжных систем», содержавшие 10 принципов построения надёжной и эффективной структуры и деятельности системно значимых платёжных систем [5]. Эти принципы во многом были основаны на «Докладе Комитета по схемам межбанковских зачётов центральных банков стран Группы десяти» (также известного как «Доклад Ламфалусси»). В том же году КПРС совместно с Техническим комитетом ИОСКО опубликовал «Рекомендации для систем расчетов по ценным бумагам». Затем были опубликованы Рекомендации для центральных контрагентов, для торговых репозиториев, о кредитовании ценными бумагами, о центральных депозитариях ценных бумаг, о расчётных циклах.
В ноябре 2006 г. был принят Европейский Кодекс поведения по клирингу и расчётам [4], который является добровольно принятым обязательством подписавших его организаций. Он имеет отношение к послеторговым операциям по акциям в Европе и включает предоставление следующих услуг: услуги клиринга и клиринга через центрального контрагента, предоставляемые клиринговыми домами, центральными контрагентами и потенциально также центральными депозитариями ценных бумаг; услуги по расчётам и хранению, предоставляемые организациями, которые предлагают услуги центрального депозитария для эмитентов. И как результат интеграционных усилий в мае 2012 г. было подписано рамочное соглашение Европейским Центральным Банком и центральными депозитариями стран, входящих в зону евро, о создании европейской системы расчётов по ценным бумагам TARGET2-Securities (Т2С) [6]. Оно должно способствовать преодолению сложности и раздробленности нынешней европейской рыночной инфраструктуры, состоящей из более 30 различных систем расчётов по ценным бумагам. В связи с имеющимися сложностями запуск системы будет осуществлён в 2015–2016 гг. Разработанные КПРС и Техническим комитетом принципы представлены в табл. 1. (далее «институты инфраструктуры финансового рынка» — ИФР).
Таблица 1
Общая применимость принципов к конкретным типам ИФР
Источник: Письмо Банка России от 29.06.2012 ¹ 94-Т «О документе Комитета по платёжным и расчётным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка».

Главными целями принципов построения ИФР являются повышение безопасности и эффективности проведения платежей, клиринга, расчётов и учёта, а в более широком плане — ограничение системного риска, повышение уровня прозрачности и укрепление финансовой стабильности.
Данные принципы разрабатывались и предназначены для применения ко всем системно значимым платёжным системам: центральному депозитарию, центральному контрагенту, системе расчётов по ценным бумагам, торговому репозиторию. Предполагается, что в случае, если какой-либо национальный орган считает, что вышеназванные институты, относящиеся к его юрисдикции, не являются системно значимыми и рассматриваемые принципы к ним не применимы, то он должен обнародовать наименование ИФР и дать ясное и полное обоснование своего заключения. Это нужно для того, чтобы любой инвестор, национальный или иностранный, ясно видел, на каких принципах построен тот или иной инфраструктурный институт и заранее просчитать риски.
Перечисленные выше принципы построения инфраструктур, конечно, в той или иной степени, можно применять и к другим институтам инфраструктуры: депозитариям, реестродержателям, биржам, брокерским фирмам, крупным банкам.
Рассмотрим некоторые принципы эффективной и безопасной работы ИФР и способы их реализации.
Важным принципом функционирования любых инфраструктурных институтов является наличие системы управления, обеспечивающей эффективность и стабильность работы организации. Каковы же рекомендации Комитета по платёжным и расчётным системам и Технического комитета по реализации этого принципа? Следует отметить, что в данном документе отражены, как общие современные подходы к структуре, органам управления ИФР, так и выделены особенности управления инфраструктурными финансовыми организациями. Управление, как отмечается в документе, представляет собой комплекс отношений между владельцами ИФР, советом директоров (или другим аналогичным органом управления), правлением и другими заинтересованными сторонами, включая участников, компетентные органы и другие стороны (такие как косвенные участники, клиенты участников, другие взаимосвязанные ИФР и рынок в целом).
На что обращено особое внимание? Во-первых, в случае, если ИФР входит в состав более крупной организации, она должна уделять особое внимание прозрачности своей системы управления. Кроме того, важно, чтобы решения материнской или другой аффилированной организации не ущемляли интересы ИФР. Во-вторых, ИФР должна иметь систему управления риском. Если ИФР оказывает услуги, которые связаны с определённым уровнем и видами рисков вследствие исполнения её функции по проведению платежей, клиринга, расчётов и учёта, и потенциально порождает значительные дополнительные риски, то ИФР должна иметь адекватные средства управления такими дополнительными рисками. Эти средства могут включать отделение дополнительных услуг, которые ИФР оказывает на законном основании, помимо своей функции по проведению платежей, клиринга, расчётов и учёта, либо принятие эквивалентных мер. В-третьих, особая роль в ИФР отводится совету директоров. Конечно, во всех хозяйственных единицах совет директоров выполняет разнообразные функции, которые обычно сформулированы в Уставах организаций и конкретизированы в Положениях о совете директоров. Здесь нужно учитывать, что таким институтам, как центральный депозитарий, центральный контрагент, торговый репозиторий, клиринговая организация, как правило, предоставлены монопольные права на оказание услуг. Это значит, что клиенты лишены права выбора поставщика услуг, и поэтому требуется представление их интересов в структурах собственности и управления.
Как отмечается в «Принципах для инфраструктур финансового рынка», система управления, определяющая порядок работы совета директоров и правления, должна быть обеспечена чёткими и подробными документами. Эти документы должны содержать следующие вопросы: 1) роль и состав совета директоров и его комитетов; 2) структура руководства высшего звена; 3) иерархия отчетности правления и совета директоров; 4) структура собственности; 5) внутренняя политика управления; 6) системы управления риском и внутреннего контроля; 7) порядок назначения членов совета директоров и руководителей высшего звена; 8) процедуры обеспечения ответственности за исполнение.
Система управления должна точно распределять обязанности и ответственность, особенно между правлением и советом директоров, и обеспечивать достаточную независимость ключевых подразделений, таких как подразделения управления риском, внутреннего контроля и аудита.
Как сформировать эффективный совет директоров? Здесь необходимо выделить два момента. Первый касается вопроса сбалансированности состава совета, в первую очередь, с точки зрения его независимости и профессионализма. Известно, что члены совета директоров подразделяются на исполнительных (представители менеджмента) и внешних директоров, которые в свою очередь подразделяются на зависимых (как правило, это представители акционеров) и независимых. Независимый директор — это член совета директоров, неаффилированный ни с крупными акционерами, ни с менеджментом компании, ни с её различными контрагентами. В Рекомендациях советуют иметь в составе совета директоров ИФР независимых директоров, подчёркивая, что основной особенностью независимости является способность выносить объективное и независимое суждение, исходя из учёта всей существенной информации и мнений, без влияния со стороны администрации, внешних сторон или интересов. При этом ИФР должна публично заявить, каких членов совета директоров она считает независимыми. Второй момент связан с представительством клиентов в Совете директоров, в различных комитетах при совете директоров или при исполнительном органе. В достаточно большом количестве центральных депозитариев их собственниками являются сами пользователи услуг. И совет директоров, естественно, представляет их интересы, как собственников, так и пользователей. Но есть и центральные депозитарии, где собственником является государство, или и государство, и биржа, или биржа и пользователи. Совет директоров крупных предприятий, как правило, формирует несколько комитетов: комитет по аудиту, комитет по рискам, комитет по стратегии, комитет по вознаграждениям и т.д. В этом плане КПРС и Технический комитет рекомендуют учитывать интересы всех заинтересованных сторон, в том числе прямых и косвенных участников, в процессе принятия решений, включая решения, связанные с архитектурой, правилами и общей бизнес-стратегией.
Если взять НКО ЗАО НРД, то его основным акционером является ОАО «Московская биржа». Однако в состав Наблюдательного совета вошли представители крупнейших инфраструктурных институтов и банков. Наблюдательный совет создал следующие комиссии: по назначениям и вознаграждениям, по аудиту, по бюджету, по технической политике и развитию технологий. Кроме того, и это особенность этого инфраструктурного института, Наблюдательный совет создал также пользовательские комитеты при Председателе Правления (пользователей услуг; по расчётно-депозитарной деятельности и тарифам; по качеству и рискам; по взаимодействию с участниками учётной системы) и три комитета при Правлении (комитет по рискам, тендерный комитет и комитет по продуктам и проектам).
ИФР, как и любой финансовый институт, должна иметь политику риск-менеджмента, процедуры и системы управления риском, позволяющие выявлять, количественно оценивать, контролировать и управлять рисками, возникающими в ИФР или порождаемыми ею. Управление рисками, как составная часть управления организацией, не является чем-то новым для российских компаний. Многие из них внедряют комплексные системы управления рисками, не уступающие передовым мировым практикам. Однако многим предстоит ещё выстроить систему управления рисками, отвечающую международным требованиям.
Рассмотрим главные элементы системы управления рисками применительно к инфраструктурным институтам.
Первое. Система управления риском должна включать политику толерантности к риску ИФР, обязанности и порядок отчетности о решениях в области управления риском, а также порядок принятия решений в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
Второе. Совет директоров должен осуществлять постоянный мониторинг профиля риска ИФР, чтобы обеспечить его соответствие бизнес-стратегии и политике толерантности к риску.
Третье. Необходимо, чтобы персонал подразделения ИФР по управлению риском обладал достаточными самостоятельностью, полномочиями, ресурсами и контактами с членами совета директоров, обеспечивая соответствие операций ИФР принципам управления риском, установленным советом.
Четвертое. Для количественного измерения, агрегирования и управления рисками ИФР необходимо использовать различные модели, например, такие как модели систем управления кредитным риском, залоговым обеспечением, гарантийными депозитами и риском ликвидности. Процесс обоснования моделей должен быть независим от разработки и применения моделей и их методик, а адекватность и эффективность процесса их обоснования должны подвергаться независимой оценке. Обоснование должно включать: оценку концептуальной надежности моделей (в том числе поддержку экспериментальных доказательств), процесс постоянного мониторинга, предусматривающий подтверждение правильности процессов и выбранных ориентиров, анализ результатов, в том числе обратное тестирование.
ИФР должна определить спектр рисков, которые возникают в самой ИФР, и рисков, которым она непосредственно подвергается со стороны и подвергает своих участников, клиентов участников и другие организации. Она должна выявить риски, существенно влияющие на её способность осуществлять деятельность или оказывать услуги в соответствии с ожиданиями. Как правило, к ним относятся правовой риск, кредитный риск, риск ликвидности и операционный риск. Также ИФР должна устанавливать, как различные риски соотносятся и взаимодействуют друг с другом.
В документе Комитета отмечается, что ИФР должна предоставлять участникам и другим организациям надлежащие стимулы и соответствующую информацию для управления их рисками и ограничения их рисков по отношению к ИФР. Как это предполагается сделать? Существует несколько способов обеспечения ИФР таких стимулов. Например, ИФР может подвергать денежным штрафам участников, которые несвоевременно проводят расчёты по ценным бумагам или не возвращают суточный кредит к концу операционного дня. Другим примером является заключение соглашений о распределении убытков пропорционально рискам, которым они подвергают ИФР. Такие меры способствуют снижению морального риска, порождаемого формулами, согласно которым убытки распределяются между участниками поровну, или другими формулами, по которым убытки не распределяются пропорционально риску.
Важная роль отводится информационным системам и системе контроля рисков для своевременного получения ИФР информации, необходимой для применения принципов и процедур управления риском. Информационные системы должны также позволять ИФР контролировать свои кредитные риски и риски ликвидности, общие кредитные лимиты и лимиты ликвидности и соотношения между этими рисками и лимитами.
Рассмотрим, как построена система управления рисками в деятельности НКО ЗАО НРД, которая осуществляет функции центрального депозитария и клиринговую деятельность. Данная система опирается на Устав организации, «Требования к деятельности центрального депозитария в части управления рисками и внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам центрального депозитария» [2]. В соответствии с названными «Требованиями» выделены следующие риски: а) банковский; б) операционный (риск возникновения расходов (убытков) в связи с осуществлением им своей деятельности); в) регуляторный (риск возникновения расходов (убытков) в результате несоответствия деятельности центрального депозитария требованиям законов, а также устава и внутренних документов центрального депозитария); г) риск потери деловой репутации центрального депозитария (риск возникновения расходов (убытков) центрального депозитария в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления об операционной устойчивости центрального депозитария, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в целом); д) стратегический (риск возникновения расходов (убытков) центрального депозитария в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития центрального депозитария.
Что касается клиринговой деятельности НКО ЗАО НРД, то здесь также имеется своя система управления рисками. Для снижения рисков исполнение обязательств по сделкам Участников клиринга осуществляется в порядке, при котором перечисление ценных бумаг по торговым счетам депо и денежных средств по денежным торговым счетам производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на указанных счетах достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения обязательств по сделкам, то есть на условиях «поставка против платежа».
В систему мер снижения рисков незапланированной приостановки деятельности включены: а) план действий по обеспечению непрерывности осуществления всех видов деятельности в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств; б) наличие независимых альтернативных источников электропитания, способных поддерживать функционирование систем Клиринговой организации до возобновления подачи электроэнергии, либо до перемещения в резервный операционный центр; в) наличие систем резервного копирования данных; г) удаленное хранение резервных копий в защищенных хранилищах.
Для снижение операционных рисков при осуществлении клиринга предусмотрены:
● процедура разграничения прав доступа при вводе и обработке данных, которая устанавливает порядок, снижающий риск несанкционированных, либо ошибочных действий работников соответствующих подразделений, и предусматривает осуществление следующих мероприятий:
● обеспечение возможности доступа к данным ограниченного круга лиц, являющихся непосредственными исполнителями, обеспечивающими осуществление клиринговой деятельности;
● обеспечение возможности доступа к данным только с определенных автоматизированных рабочих мест;
● обеспечение возможности доступа к данным только в пределах полномочий;
● процедура защиты данных от потери, разрушения, либо случайного уничтожения, а также восстановления данных после компьютерных сбоев устанавливает порядок действий, предусматривающий регулярное резервное копирование информации и обеспечение исправного функционирования резервного оборудования;
● процедура контроля за вводом данных устанавливает порядок действий, предусматривающий осуществление двойного ввода для обеспечения соответствия введенной информации исходному документу и разграничению полномочий по вводу и окончательному подтверждению операций;
● в рамках процедур информационной безопасности сотрудники соответствующих подразделений обеспечивают конфиденциальность информации, в том числе о проводимых Участником клиринга операциях по соответствующим счетам, объемах операций и соблюдением Участниками клиринга своих обязательств, а также иные сведения, ставшие им известными в связи с осуществлением клиринговой деятельности.
При осуществлении клиринговой деятельности основными источниками риска ликвидности являются: а) резкий отток средств со счетов клиентов; б) нехватка мгновенной ликвидности в случае необходимости покрытия убытков, причиненных недобросовестным участником клиринга. Для минимизации риска ликвидности Клиринговой организацией предпринимаются следующие меры: размещение денежных средств клиентов в активы, удовлетворяющие требованиям инвестиционной декларации Клиринговой организации; привлечение дополнительных источников ликвидности, включая открытые кредитные линии в Банке России, ломбардные кредиты Банка России под залог ценных бумаг в собственном облигационном портфеле Клиринговой организации.
Для минимизации рисков потерь Участников клиринга в результате мошеннических, противоправных действий со стороны третьих лиц, технологических сбоев, ошибок персонала, НРД использует систему страхования своей финансовой ответственности перед Участниками клиринга. В рамках договора с российской компанией-страховщиком застрахованы виды деятельности, осуществляемые НКО ЗАО НРД в соответствии с имеющимися лицензиями, учредительными документами и договорами.


Литература
1. Письмо Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платёжным и расчётным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132828/
2. Приказ ФСФР РФ от 02.10.2012 № 12-82/пз-н «Об утверждении Требований к деятельности центрального депозитария в части управления рисками и внутреннего контроля, а также к отдельным внутренним документам центрального депозитария». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136928/
3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р). — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12064654/
4. www.aecsd.com
5. www.cbr.ru
6. www.finmarkets.com
7. www.nbrb.by

1 Банк международных расчётов (БМР) (Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований. Создан в 1930 г., местонахождение — Базель (Швейцария).
БМР, с одной стороны, имеет структуру акционерной компании, а с другой — учреждён как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и пользуется привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих функций. Банк не является субъектом ни швейцарского федерального кредитного законодательства, ни положений швейцарского законодательства о компаниях. В настоящее время членами этого Банка являются 60 стран. Цели Банка международных расчётов: содействие сотрудничеству между центральными банками; обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций; выполнение роли доверенного лица или агента по проведению международных расчётов своих членов.
В рамках БМР функционируют Базельский комитет по банковскому надзору, Комитет по международной финансовой системе, Комитет по платёжным и расчётным системам, Комитет по рынкам, Форум финансовой стабильности, Международная ассоциация органов страхового надзора и Международная ассоциация органов по страхованию вкладов.
2 Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) организована в 1977 г., местонахождение — Монреаль (Канада). В своей деятельности преследует следующие цели: объединение усилий для оптимального регулирования фондовых рынков как на национальном, так и на международном уровнях; обмен информацией о своей деятельности для обеспечения развития национальных рынков; взаимодействие при установлении стандартов эффективного надзора за международными сделками с ценными бумагами; взаимопомощь для обеспечения целостности рынков путем адекватного применения надзорных стандартов и мер взыскания против их нарушений.
Исполнительный комитет ИОСКО образовал два специализированных комитета:
1. Технический комитет — для рассмотрения основных вопросов, относящихся к международным сделкам с ценными бумагами, и координации практических мер по этим проблемам.
2. Комитет развивающихся рынков — обеспечивает развитие и повышение эффективности функционирования рынков ценных бумаг, находящихся в стадии формирования; устанавливает принципы организации и минимальные стандарты функционирования: проводит подготовку программ повышения квалификации персонала и упрощения доступа к биржевой информации и трансферта биржевых технологий.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия