| | Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Бедерак Д. А. аспирант кафедры мировой экономики
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург)
| |
| | В статье проведен анализ неравномерного социально-экономического развития стран-членов МЕРКОСУР. Исследована практика применения финансовых инструментов (наднационального перераспределительного фонда) в асимметричных объединениях развивающихся стран на примере Южноамериканского общего рынка. Рассмотрены результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР | Ключевые слова: асимметричная региональная интеграция, Меркосур, Фонд структурной конвергенции | УДК 339.924; ББК 65.5 Стр: 148 - 151 | Южноамериканский общий рынок был создан в 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На рубеже веков, в период экономического кризиса в Латинской Америке, существование МЕРКОСУР оказалось под угрозой из-за всплеска протекционистских настроений в странах-членах. После преодоления спада региональный блок вновь стал активно развиваться. В июле 2012 г. членство Парагвая было приостановлено ввиду нарушения демократических принципов в стране, однако блок пополнился новым членом в лице Венесуэлы. С 07.12.2012 г. начат процесс вступления в МЕРКОСУР Боливии.
Объединение Южного конуса является таможенным союзом, хотя сохраняется таможенный контроль на внутренних границах. Единый таможенный тариф охватывает не все тарифные линии стран-участниц [1, с. 145–150]. В целом, интеграция благоприятно сказалась на развитии торговли между странами-членами. Накануне подписания Асунсьонского соглашения в 1990 г. доля взаимного экспорта Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая не превышала 9%, а взаимного импорта — 15%. В 1998 г. зафиксирован пик обоих показателей — 25,0% и 21,2%, соответственно. С начала 2000-х гг. доля внутриблоковой торговли в МЕРКОСУР стала снижаться. По итогам 2011 г. на экспорт внутри объединения пришлось 15,2%, на импорт — 16,0%. Отметим, что по интенсивности внутрирегиональной торговли МЕРКОСУР уступает ЕС (более 60%), НАФТА (около 40%) и АСЕАН (около 25%). Наибольшее внешнеторговое значение партнеры по интеграции имеют для Парагвая (50% экспорта и 41,7% импорта в 2011 г.), а наименьшее — для Бразилии (10,9% и 8,9%, соответственно) [2, 3].
Инвестиционные потоки в МЕРКОСУР регулируют два соглашения: Буэнос-Айресовский протокол/Buenos Aires Protocol (касается инвестиций из третьих стран) и Колонийский протокол/Colonia Protocol (касается инвестиций из стран-членов МЕРКОСУР). Оба документа приняты в 1994 г., но до сих пор не ратифицированы ни одной из сторон. Взаимные инвестиции в объединении остаются на крайне низком уровне: около 1,5% от общего объема ПИИ, поступивших в 2000-е годы. [4]. Причем в малых странах объединения в накопленных ПИИ доля Аргентины и Бразилии является значительной (более 30% в Уругвае и более 40% в Парагвае в 2011 г.). В то же время для самих Аргентины и Бразилии основными зарубежными инвесторами являются США и Испания. При этом добавим, что в Аргентине на бразильские ПИИ приходится около 7% накопленных иностранных инвестиций [5].
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) представляет собой ассиметричную региональную интеграцию типа «Юг-плюс» — «Юг-минус», т.е. объединяет догоняющие страны, имеющие разные уровни экономического развития. На протяжении более чем двадцати лет существования блока явным аутсайдером выглядит Парагвай. Причем, в абсолютном выражении ВВП на душу населения Парагвая рос, однако относительно среднего показателя объединения произошло снижение с 57,2% в 1991 г. до 34,8% в 2012 г. Впрочем, после окончательного присоединения Боливии Парагвай лишится звания наименее развитой страны интеграционной группировки. Среднедушевой ВВП в Боливии в 1991–2012 гг. составлял около 20–30% от среднего значения по МЕРКОСУР. В остальных странах-членах данный показатель равен или превосходит среднее значение по объединению (рис.1). | | | Рис. 1. Динамика ВВП на д.н. в МЕРКОСУР в 1991–2012 гг. (долл. США)
Составлено автором по [6] | Структура экономики стран-членов МЕРКОСУР относительно однородна. На сельское хозяйство приходится порядка 5–10% ВВП. Ожидаемо более высокий вклад первичный сектор имеет в Боливии (12–17% ВВП) и Парагвае (15–20% ВВП). В промышленности объединения создается около 30–40% добавленной стоимости, причем лидером является Венесуэла, где на индустриальный сектор приходится более половины ВВП. Сфера услуг доминирует в экономике всех стран-членов южноамериканского блока, кроме, соответственно, Венесуэлы [6].
Макроэкономическая ситуация в странах МЕРКОСУР отличается нестабильностью. Наибольшее влияние на их развитие за последние 20 лет оказали кризис конца 1990- х — начала 2000-х гг. и мировой экономический кризис 2008 г. В целом страны блока страдают от высокой инфляции и достаточно высокой безработицы, долговое бремя приемлемое. Социально-экономические показатели стран-членов МЕРКОСУР также довольно разнородны. По итогам 2012 г. Аргентина вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития (45-е место в мире из 187; ИЧР — 0,811). Три страны имеют высокий уровень человеческого развития: Уругвай (51-е место; 0,792), Венесуэла (71-е место; 0,748), Бразилия (85-е место; 0,730). Наконец, аутсайдеры блока Боливия (108-е место; 0,675) и Парагвай (111-е место; 0,669) отнесены к странам со средним уровнем человеческого развития [7].
Отметим, что в МЕРКОСУР помимо дивергенции уровня экономического развития стран-участниц присутствует асимметрия масштабов. Крупнейшей страной объединения является Бразилия, на которую приходится более 60% территории блока, 68% населения и 70% ВВП. На две малые страны интеграции — Парагвай и Уругвай — в сумме приходится около 4% территории, 3,5% населения и 2,3% ВВП (таблица 1).
Таблица 1
Асимметрия масштабов в МЕРКОСУРСтрана | Территория | Население | ВВП |
---|
млн км2 | % | млн чел. | % | млрд долл. | % |
---|
Аргентина | 2,74 | 19,93 | 41,09 | 14,15 | 474,87 | 14,79 | Боливия | 1,08 | 7,89 | 10,49 | 3,62 | 270,35 | 0,84 | Бразилия | 8,46 | 61,60 | 198,66 | 68,44 | 2252,66 | 70,14 | Венесуэла | 0,88 | 6,42 | 29,95 | 10,32 | 382,42 | 11,91 | Парагвай | 0,39 | 2,89 | 6,69 | 2,30 | 25,5 | 0,79 | Уругвай | 0,18 | 1,27 | 3,39 | 1,17 | 49,06 | 1,53 | Составлено автором по [6]
Несмотря на наличие серьезных дисбалансов в МЕРКОСУР, активное обсуждение проблемы дивергенции началось лишь в 2003 г. во время председательства Парагвая в объединении. До этого времени малые страны блока получали только временные изъятия из общих решений [8]. В 2003 г. Парагваю удалось добиться особого статуса при переговорах с третьими странами, изменения методики определения страны происхождения товара, а также вместе с Уругваем — исключений из Единого таможенного тарифа и пониженных ставок импортной пошлины на капитальные, телекоммуникационные, сырьевые товары, информационные технологии и др. [9].
В декабре 2004 г. страны-члены Южного конуса приняли решение о создании Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM). Фонд формируется за счет ежегодных взносов стран-членов общей суммой в 100 млн долл., из которых Бразилия должна предоставить 70,0 млн долл., Аргентина — 27,0, Уругвай — 2,0 и Парагвай — 1,0 млн долл. Кроме того, страны могут добровольно делать дополнительные вложения, а также принимаются средства от третьих сторон и международных организаций. Согласно постановлению Совета общего рынка №18/05, в первый год работы FOCEM в 2006 г. страны перечислили 50% обязательных платежей (50 млн долл.), в 2007 г. — 75% (75 млн долл.) [10]. С 2008 г. Фонд структурной конвергенции ежегодно пополнялся на 100 млн долл., причем в 2011–2013 гг. Бразилия добровольно внесла сверх обязательств 691,0 млн долл. [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Доходная часть FOCEM в 2012 г. достигла максимума в 729,5 млн долл., а в 2013 г. составила 685,7 млн долл. В 2013 г. Венесуэла, став полноправным членом объединения, направила в Фонд 27 млн долл. [16, 17].
Целью Фонда установили финансирование программ поддержки структурной конвергенции, роста конкурентоспособности и содействия социальному сплочению, особенно в малых странах и наименее развитых регионах, для улучшения институциональной среды и усиления интеграционного процесса [18]. Собранные средства распределены между четырьмя программами. Программа I «Структурная конвергенция» призвана способствовать развитию и структурной перестройке малых стран и наименее развитых регионов через проекты в сферах транспортного сообщения; электроэнергетики; водоснабжения и канализации; создания и распространения ископаемого топлива и биотоплива. В рамках Программы II «Развитие конкурентоспособности» финансируются НИОКР, модернизация производства, интеграция технологических цепочек, совершенствование систем контроля качества. Программа III «Социальное сплочение» призвана ускорить социальный прогресс, особенно в приграничных зонах, включая программы в интересах всего объединения в сферах здравоохранения, занятости и снижения бедности. Наконец, Программа IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» поддерживает прогресс наднациональных институтов МЕРКОСУР. В первые четыре года работы FOCEM предполагалось основную часть средств направить на Программу I, а на Программу IV выделять не более 0,5% бюджета [10].
Распределение финансовых ресурсов происходит по системе квот: Бразилия и Аргентина могут получить по 10% ассигнований, а основными бенефициарами являются Парагвай (48%) и Уругвай (32%) [10]. Для получения средств государственные органы власти страны-члена МЕРКОСУР представляют в свое Национальное техническое подразделение проект, соответствующий одной из перечисленных выше Программ, на сумму не менее 500 тыс. долл. (ограничение не действует для Программы IV). Базовыми требованиями к этим планам являются оптимизация использования природных ресурсов, снижение воздействия на окружающую среду, сохранение географической, экономической, социальной и культурной специфики места реализации. Ежегодно Комиссия постоянных представителей МЕРКОСУР утверждает норму социально-экономической отдачи для всех проектов (в 2008-2012 гг. — 6,25%, в 2013 г. — 5,5%) [12,13,14,15,16,17]. Отметим, что государство должно финансировать не менее 15% запланированной стоимости, при этом возможно участие в одном проекте нескольких стран одновременно. Национальные технические подразделения осуществляют первичный отбор проектов и их передачу в Комиссию постоянных представителей МЕРКОСУР для оценки на соответствие вышеописанным критериям. В течение 30 дней Комиссия передает все документы в Технический совет FOCEM, который совместно со Специальной экспертной группой готовит отчет о целесообразности и устойчивости проектов, а также о возможности их реализации с технической и финансовой точек зрения. Данный отчет вместе с меморандумом Комиссии постоянных представителей передается в исполнительный орган власти МЕРКОСУР, Группу общего рынка, которая представляет проекты Совету общего рынка для одобрения их финансирования. На Секретариат МЕРКОСУР возложены обязанности по подписанию всех документов со странами-бенефициарами. Среди прочего подписывается финансовое соглашение, в котором указывается краткая суть и обоснование проекта, бенефициары, распределение финансовых обязательств, ответственная сторона. Контроль за реализацией проектов осуществляют Национальные технические подразделения и Технический совет Фонда [19]. Результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006-2013 гг. представлены в табл.2.
Таблица 2
Функциональное и географическое распределение средств Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006–2013 гг.Страна | МЕРКОСУР | Аргентина | Бразилия | Парагвай | Уругвай |
---|
Программа | проекты | млн долл. | проекты | млн долл. | проекты | млн долл. | проекты | млн долл. | проекты | млн долл. |
---|
Программа I | 19 | 466,7 | 1 | 23,7 | 3 | 11,5 | 10 | 256,0 | 6 | 175,5 | Программа II | 12 | 56,2 | 4 | 8,2 | 4 | 11,9 | 6 | 18,6 | 4 | 17,5 | Программа III | 8 | 47,2 | 1 | 5,2 | 1 | 17,0 | 3 | 20,8 | 3 | 4,2 | Программа IV | 4 | 0,7 | — | — | — | — | — | — | — | — | Всего | 43 | 570,8 | 6 | 37,1 | 8 | 40,4 | 19 | 295,4 | 13 | 197,2 |
Примечания:
для каждой страны участие в многонациональных проектах учтено отдельно;
для Аргентины проект «Национальный университет им. Артуро Хауретче в партидо Флоренсио Варела — «полюс» местного и регионального развития», относящийся одновременно к Программе II и Программе III, учтен в числе проектов по Программе II.
Составлено автором по [20]
В 2006–2013 гг. одобрено 43 проекта на общую сумму 1,4 млрд долл. (включая будущее финансирование ряда проектов в 2014–2017 гг.). Фонд структурной конвергенции выделяет 69,7% необходимых средств (964,8 млн долл.), остальное покрывают страны-члены. В период 2007–2013 гг. из FOCEM потрачено 570,8 млн долл.
Наибольшее число проектов (19 или 44,2% от общего числа) реализуется по Программе I «Структурная конвергенция». Лидерство данной Программы по объему полученных денежных ресурсов также бесспорно: 466,7 млн долл., что составляет 81,2% всех ассигнований из Фонда. Развитие физической инфраструктуры в регионе является безусловным приоритетом FOCEM. Средства Программы I почти в равных долях распределены между 12 проектами по развитию транспортной сети и 3 проектами в сфере электроэнергетики. На 4 проекта по развитию систем водоснабжения и канализации приходится 8,6% финансирования «Структурной конвергенции». Отметим, что в рамках рассматриваемой программы реализуются 3 мегапроекта с объемом фондирования более 50 млн долл.: «Строительство линии электропередач 500 кВ Итайпу — г. Вилья Хайес, подстанции Вилья Хайес и расширение правобережной подстанции Итайпу» (получатель средств — Парагвай, 100 млн долл.); «Соединение линий электропередач 500 мВт Уругвай-Бразилия» (реципиенты — Бразилия и Уругвай, 83,1 млн долл.) и «Восстановление и асфальтирование участка дороги Консепсьон — Пуэрто Валлеми» (бенефициар — Парагвай, 75,3 млн долл.). На счету Программы II «Развитие конкурентоспособности» 12 проектов с объемом финансирования из Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР 56,2 млн долл. (9,8% выделенных Фондом в 2006–2013 гг. средств). По этому направлению реализовано два многонациональных проекта: в 2007–2011 гг. — «Программа действий «МЕРКОСУР, свободный от ящура и лихорадки (PAMA)» с участием Боливии; в 2011–2013 гг. — «Исследования, образование и биотехнологии для здоровья». В рамках Программы III «Социальное сплочение» насчитывается 8 проектов, на которые из FOCEM выделено 47,2 млн долл. (8,3% отчислений FOCEM). В свою очередь 4 проекта Программы IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» получили 0,12% ассигнований из Фонда или 0,7 млн долл.
В географическом разрезе крупнейшим бенефициаром Фонда структурной конвергенции, как и задумывалось, является Парагвай, получивший в 2006–2013 гг. 51,8% финансовых ресурсов. В свою очередь, в Уругвай направлено 34,6%, а в Бразилию и Аргентину — 7,1% и 6,5% соответственно. Во всех странах, кроме Бразилии, наибольшее число и суммы проектов относятся к Программе I. В Бразилии же единственный проект Программы «Социальное сплочение» — «Создание Библиотеки UNILA и Института повышения квалификации МЕРКОСУР, Федерального университета латиноамериканской интеграции» с объемом финансирования в 17 млн долл. составляет 42% полученных страной ассигнований из FOCEM.
Обратимся к результатам работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР. Из 43 одобренных проектов к 2013 г. завершены 31, в том числе все проекты Программы IV, многонациональный проект PAMA и мегапроект на гидроэлектростанции Итайпу. Многие исследователи отмечают «скромный» бюджет Фонда, который вряд ли может способствовать ощутимому выравниванию уровней экономического развития стран-членов блока. Действительно, выделенные FOCEM средства составляют менее 0,01% совокупного ВВП Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В свою очередь, полученные ассигнования даже в малых странах объединения не превышают 0,5% ВВП, а для Аргентины и Бразилии помощь из Фонда вообще ничтожно мала (табл.3).
Таблица 3
Объем полученных странами-членами МЕРКОСУР средств Фонда структурной конвергенции в 2008–2012 гг., % ВВП страныСтрана | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|
Аргентина | 0,0003% | 0,0002% | 0,0008% | 0,003% | 0,004% | Бразилия | 0,00008% | 0,0005% | 0,0005% | 0,0005% | 0,0002% | Парагвай | 0,2% | 0,1% | 0,1% | 0,4% | 0,3% | Уругвай | 0,002% | 0,001% | 0,001% | 0,1% | 0,2% | Составлено автором по [6,20].
В ситуации крайней ограниченности ресурсов некоторые специалисты предлагают усилить концентрацию средств и направить их в регионы, обладающие высоким экспортным потенциалом и слаборазвитой инфраструктурой. Коллектив авторов из Университета Антверпена при апробации собственной методики пришел к выводу о необходимости выбора Парагвая в качестве единственного бенефициара FOCEM [21]. Однако даже при сохранении существующей системы распределения финансовых ресурсов, по мнению экспертов ПРОООН, Фонд структурной конвергенции может оказать положительное влияние на развитие человеческого капитала в странах-членах МЕРКОСУР через повышение занятости населения [22]. Помимо этого, FOCEM вносит вклад в улучшение условий жизни населения и бизнес-среды через развитие инфраструктуры. Ярким подтверждением этого является мегапроект в Парагвае по строительству 347-километровой линии электропередач от ГЭС Итайпу. Парагвай не испытывает дефицита электроэнергии, однако система распределения электричества находится в плачевном состоянии вследствие многолетнего недоинвестирования. В результате в 2010 г. в столичном округе произошел блэкаут. Пользователями новой ЛЭП будут около трети домохозяйств в стране, половина коммерческих фирм, более 20% промышленных предприятий и более 18% государственных потребителей [23, 24].
Подведем итоги. В МЕРКОСУР наблюдаются различные типы асимметрии. По уровню социально-экономического развития явными аутсайдерами выглядят Парагвай и проходящая процесс присоединения Боливия. Именно по инициативе Парагвая создан Фонд структурной конвергенции. Малые страны Южного конуса являются основными бенефициарами FOCEM, а приоритетом финансирования — структурная конвергенция на основе развития физической инфраструктуры региона. Фонд является важным шагом в решении насущных проблем объединения, однако современный уровень финансирования не позволяет ожидать решения проблем отсталости стран-членов блока только за счет данного инструмента. |
| |
|
|