Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Бедерак Д. А.
аспирант кафедры мировой экономики
Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург)


Особенности использования финансовых инструментов выравнивания уровней экономического развития в МЕРКОСУР
В статье проведен анализ неравномерного социально-экономического развития стран-членов МЕРКОСУР. Исследована практика применения финансовых инструментов (наднационального перераспределительного фонда) в асимметричных объединениях развивающихся стран на примере Южноамериканского общего рынка. Рассмотрены результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР
Ключевые слова: асимметричная региональная интеграция, Меркосур, Фонд структурной конвергенции
УДК 339.924; ББК 65.5   Стр: 148 - 151

Южноамериканский общий рынок был создан в 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На рубеже веков, в период экономического кризиса в Латинской Америке, существование МЕРКОСУР оказалось под угрозой из-за всплеска протекционистских настроений в странах-членах. После преодоления спада региональный блок вновь стал активно развиваться. В июле 2012 г. членство Парагвая было приостановлено ввиду нарушения демократических принципов в стране, однако блок пополнился новым членом в лице Венесуэлы. С 07.12.2012 г. начат процесс вступления в МЕРКОСУР Боливии.
Объединение Южного конуса является таможенным союзом, хотя сохраняется таможенный контроль на внутренних границах. Единый таможенный тариф охватывает не все тарифные линии стран-участниц [1, с. 145–150]. В целом, интеграция благоприятно сказалась на развитии торговли между странами-членами. Накануне подписания Асунсьонского соглашения в 1990 г. доля взаимного экспорта Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая не превышала 9%, а взаимного импорта — 15%. В 1998 г. зафиксирован пик обоих показателей — 25,0% и 21,2%, соответственно. С начала 2000-х гг. доля внутриблоковой торговли в МЕРКОСУР стала снижаться. По итогам 2011 г. на экспорт внутри объединения пришлось 15,2%, на импорт — 16,0%. Отметим, что по интенсивности внутрирегиональной торговли МЕРКОСУР уступает ЕС (более 60%), НАФТА (около 40%) и АСЕАН (около 25%). Наибольшее внешнеторговое значение партнеры по интеграции имеют для Парагвая (50% экспорта и 41,7% импорта в 2011 г.), а наименьшее — для Бразилии (10,9% и 8,9%, соответственно) [2, 3].
Инвестиционные потоки в МЕРКОСУР регулируют два соглашения: Буэнос-Айресовский протокол/Buenos Aires Protocol (касается инвестиций из третьих стран) и Колонийский протокол/Colonia Protocol (касается инвестиций из стран-членов МЕРКОСУР). Оба документа приняты в 1994 г., но до сих пор не ратифицированы ни одной из сторон. Взаимные инвестиции в объединении остаются на крайне низком уровне: около 1,5% от общего объема ПИИ, поступивших в 2000-е годы. [4]. Причем в малых странах объединения в накопленных ПИИ доля Аргентины и Бразилии является значительной (более 30% в Уругвае и более 40% в Парагвае в 2011 г.). В то же время для самих Аргентины и Бразилии основными зарубежными инвесторами являются США и Испания. При этом добавим, что в Аргентине на бразильские ПИИ приходится около 7% накопленных иностранных инвестиций [5].
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) представляет собой ассиметричную региональную интеграцию типа «Юг-плюс» — «Юг-минус», т.е. объединяет догоняющие страны, имеющие разные уровни экономического развития. На протяжении более чем двадцати лет существования блока явным аутсайдером выглядит Парагвай. Причем, в абсолютном выражении ВВП на душу населения Парагвая рос, однако относительно среднего показателя объединения произошло снижение с 57,2% в 1991 г. до 34,8% в 2012 г. Впрочем, после окончательного присоединения Боливии Парагвай лишится звания наименее развитой страны интеграционной группировки. Среднедушевой ВВП в Боливии в 1991–2012 гг. составлял около 20–30% от среднего значения по МЕРКОСУР. В остальных странах-членах данный показатель равен или превосходит среднее значение по объединению (рис.1).
Рис. 1. Динамика ВВП на д.н. в МЕРКОСУР в 1991–2012 гг. (долл. США)
Составлено автором по [6]

Структура экономики стран-членов МЕРКОСУР относительно однородна. На сельское хозяйство приходится порядка 5–10% ВВП. Ожидаемо более высокий вклад первичный сектор имеет в Боливии (12–17% ВВП) и Парагвае (15–20% ВВП). В промышленности объединения создается около 30–40% добавленной стоимости, причем лидером является Венесуэла, где на индустриальный сектор приходится более половины ВВП. Сфера услуг доминирует в экономике всех стран-членов южноамериканского блока, кроме, соответственно, Венесуэлы [6].
Макроэкономическая ситуация в странах МЕРКОСУР отличается нестабильностью. Наибольшее влияние на их развитие за последние 20 лет оказали кризис конца 1990- х — начала 2000-х гг. и мировой экономический кризис 2008 г. В целом страны блока страдают от высокой инфляции и достаточно высокой безработицы, долговое бремя приемлемое. Социально-экономические показатели стран-членов МЕРКОСУР также довольно разнородны. По итогам 2012 г. Аргентина вошла в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития (45-е место в мире из 187; ИЧР — 0,811). Три страны имеют высокий уровень человеческого развития: Уругвай (51-е место; 0,792), Венесуэла (71-е место; 0,748), Бразилия (85-е место; 0,730). Наконец, аутсайдеры блока Боливия (108-е место; 0,675) и Парагвай (111-е место; 0,669) отнесены к странам со средним уровнем человеческого развития [7].
Отметим, что в МЕРКОСУР помимо дивергенции уровня экономического развития стран-участниц присутствует асимметрия масштабов. Крупнейшей страной объединения является Бразилия, на которую приходится более 60% территории блока, 68% населения и 70% ВВП. На две малые страны инте­грации — Парагвай и Уругвай — в сумме приходится около 4% территории, 3,5% населения и 2,3% ВВП (таблица 1).

Таблица 1
Асимметрия масштабов в МЕРКОСУР
СтранаТерриторияНаселениеВВП
млн км2%млн чел.%млрд долл.%
Аргентина2,7419,9341,0914,15474,8714,79
Боливия1,087,8910,493,62270,350,84
Бразилия8,4661,60198,6668,442252,6670,14
Венесуэла0,886,4229,9510,32382,4211,91
Парагвай0,392,896,692,3025,50,79
Уругвай0,181,273,391,1749,061,53
Составлено автором по [6]

Несмотря на наличие серьезных дисбалансов в МЕРКОСУР, активное обсуждение проблемы дивергенции началось лишь в 2003 г. во время председательства Парагвая в объединении. До этого времени малые страны блока получали только временные изъятия из общих решений [8]. В 2003 г. Парагваю удалось добиться особого статуса при переговорах с третьими странами, изменения методики определения страны происхождения товара, а также вместе с Уругваем — исключений из Единого таможенного тарифа и пониженных ставок импортной пошлины на капитальные, телекоммуникационные, сырьевые товары, информационные технологии и др. [9].
В декабре 2004 г. страны-члены Южного конуса приняли решение о создании Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM). Фонд формируется за счет ежегодных взносов стран-членов общей суммой в 100 млн долл., из которых Бразилия должна предоставить 70,0 млн долл., Аргентина — 27,0, Уругвай — 2,0 и Парагвай — 1,0 млн долл. Кроме того, страны могут добровольно делать дополнительные вложения, а также принимаются средства от третьих сторон и международных организаций. Согласно постановлению Совета общего рынка №18/05, в первый год работы FOCEM в 2006 г. страны перечислили 50% обязательных платежей (50 млн долл.), в 2007 г. — 75% (75 млн долл.) [10]. С 2008 г. Фонд структурной конвергенции ежегодно пополнялся на 100 млн долл., причем в 2011–2013 гг. Бразилия добровольно внесла сверх обязательств 691,0 млн долл. [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Доходная часть FOCEM в 2012 г. достигла максимума в 729,5 млн долл., а в 2013 г. составила 685,7 млн долл. В 2013 г. Венесуэла, став полноправным членом объединения, направила в Фонд 27 млн долл. [16, 17].
Целью Фонда установили финансирование программ поддержки структурной конвергенции, роста конкурентоспособности и содействия социальному сплочению, особенно в малых странах и наименее развитых регионах, для улучшения институциональной среды и усиления интеграционного процесса [18]. Собранные средства распределены между четырьмя программами. Программа I «Структурная конвергенция» призвана способствовать развитию и структурной перестройке малых стран и наименее развитых регионов через проекты в сферах транспортного сообщения; электроэнергетики; водоснабжения и канализации; создания и распространения ископаемого топлива и биотоплива. В рамках Программы II «Развитие конкурентоспособности» финансируются НИОКР, модернизация производства, интеграция технологических цепочек, совершенствование систем контроля качества. Программа III «Социальное сплочение» призвана ускорить социальный прогресс, особенно в приграничных зонах, включая программы в интересах всего объединения в сферах здравоохранения, занятости и снижения бедности. Наконец, Программа IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» поддерживает прогресс наднациональных институтов МЕРКОСУР. В первые четыре года работы FOCEM предполагалось основную часть средств направить на Программу I, а на Программу IV выделять не более 0,5% бюджета [10].
Распределение финансовых ресурсов происходит по системе квот: Бразилия и Аргентина могут получить по 10% ассигнований, а основными бенефициарами являются Парагвай (48%) и Уругвай (32%) [10]. Для получения средств государственные органы власти страны-члена МЕРКОСУР представляют в свое Национальное техническое подразделение проект, соответствующий одной из перечисленных выше Программ, на сумму не менее 500 тыс. долл. (ограничение не действует для Программы IV). Базовыми требованиями к этим планам являются оптимизация использования природных ресурсов, снижение воздействия на окружающую среду, сохранение географической, экономической, социальной и культурной специфики места реализации. Ежегодно Комиссия постоянных представителей МЕРКОСУР утверждает норму социально-экономической отдачи для всех проектов (в 2008-2012 гг. — 6,25%, в 2013 г. — 5,5%) [12,13,14,15,16,17]. Отметим, что государство должно финансировать не менее 15% запланированной стоимости, при этом возможно участие в одном проекте нескольких стран одновременно. Национальные технические подразделения осуществляют первичный отбор проектов и их передачу в Комиссию постоянных представителей МЕРКОСУР для оценки на соответствие вышеописанным критериям. В течение 30 дней Комиссия передает все документы в Технический совет FOCEM, который совместно со Специальной экспертной группой готовит отчет о целесообразности и устойчивости проектов, а также о возможности их реализации с технической и финансовой точек зрения. Данный отчет вместе с меморандумом Комиссии постоянных представителей передается в исполнительный орган власти МЕРКОСУР, Группу общего рынка, которая представляет проекты Совету общего рынка для одобрения их финансирования. На Секретариат МЕРКОСУР возложены обязанности по подписанию всех документов со странами-бенефициарами. Среди прочего подписывается финансовое соглашение, в котором указывается краткая суть и обоснование проекта, бенефициары, распределение финансовых обязательств, ответственная сторона. Контроль за реализацией проектов осуществляют Национальные технические подразделения и Технический совет Фонда [19]. Результаты работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006-2013 гг. представлены в табл.2.

Таблица 2
Функциональное и географическое распределение средств Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР в 2006–2013 гг.
СтранаМЕРКОСУРАргентинаБразилияПарагвайУругвай
Программапроектымлн долл.проектымлн долл.проектымлн долл.проектымлн долл.проектымлн долл.
Программа I19466,7123,7311,510256,06175,5
Программа II1256,248,2411,9618,6417,5
Программа III847,215,2117,0320,834,2
Программа IV40,7
Всего43570,8637,1840,419295,413197,2

Примечания:
для каждой страны участие в многонациональных проектах учтено отдельно;
для Аргентины проект «Национальный университет им. Артуро Хауретче в партидо Флоренсио Варела — «полюс» местного и регионального развития», относящийся одновременно к Программе II и Программе III, учтен в числе проектов по Программе II.
Составлено автором по [20]

В 2006–2013 гг. одобрено 43 проекта на общую сумму 1,4 млрд долл. (включая будущее финансирование ряда проектов в 2014–2017 гг.). Фонд структурной конвергенции выделяет 69,7% необходимых средств (964,8 млн долл.), остальное покрывают страны-члены. В период 2007–2013 гг. из FOCEM потрачено 570,8 млн долл.
Наибольшее число проектов (19 или 44,2% от общего числа) реализуется по Программе I «Структурная конвергенция». Лидерство данной Программы по объему полученных денежных ресурсов также бесспорно: 466,7 млн долл., что составляет 81,2% всех ассигнований из Фонда. Развитие физической инфраструктуры в регионе является безусловным приоритетом FOCEM. Средства Программы I почти в равных долях распределены между 12 проектами по развитию транспортной сети и 3 проектами в сфере электроэнергетики. На 4 проекта по развитию систем водоснабжения и канализации приходится 8,6% финансирования «Структурной конвергенции». Отметим, что в рамках рассматриваемой программы реализуются 3 мегапроекта с объемом фондирования более 50 млн долл.: «Строительство линии электропередач 500 кВ Итайпу — г. Вилья Хайес, подстанции Вилья Хайес и расширение правобережной подстанции Итайпу» (получатель средств — Парагвай, 100 млн долл.); «Соединение линий электропередач 500 мВт Уругвай-Бразилия» (реципиенты — Бразилия и Уругвай, 83,1 млн долл.) и «Восстановление и асфальтирование участка дороги Консепсьон — Пуэрто Валлеми» (бенефициар — Парагвай, 75,3 млн долл.). На счету Программы II «Развитие конкурентоспособности» 12 проектов с объемом финансирования из Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР 56,2 млн долл. (9,8% выделенных Фондом в 2006–2013 гг. средств). По этому направлению реализовано два многонациональных проекта: в 2007–2011 гг. — «Программа действий «МЕРКОСУР, свободный от ящура и лихорадки (PAMA)» с участием Боливии; в 2011–2013 гг. — «Исследования, образование и биотехнологии для здоровья». В рамках Программы III «Социальное сплочение» насчитывается 8 проектов, на которые из FOCEM выделено 47,2 млн долл. (8,3% отчислений FOCEM). В свою очередь 4 проекта Программы IV «Усиление институциональной структуры и интеграционного процесса» получили 0,12% ассигнований из Фонда или 0,7 млн долл.
В географическом разрезе крупнейшим бенефициаром Фонда структурной конвергенции, как и задумывалось, является Парагвай, получивший в 2006–2013 гг. 51,8% финансовых ресурсов. В свою очередь, в Уругвай направлено 34,6%, а в Бразилию и Аргентину — 7,1% и 6,5% соответственно. Во всех странах, кроме Бразилии, наибольшее число и суммы проектов относятся к Программе I. В Бразилии же единственный проект Программы «Социальное сплочение» — «Создание Библиотеки UNILA и Института повышения квалификации МЕРКОСУР, Федерального университета латиноамериканской интеграции» с объемом финансирования в 17 млн долл. составляет 42% полученных страной ассигнований из FOCEM.
Обратимся к результатам работы Фонда структурной конвергенции МЕРКОСУР. Из 43 одобренных проектов к 2013 г. завершены 31, в том числе все проекты Программы IV, многонациональный проект PAMA и мегапроект на гидроэлектростанции Итайпу. Многие исследователи отмечают «скромный» бюджет Фонда, который вряд ли может способствовать ощутимому выравниванию уровней экономического развития стран-членов блока. Действительно, выделенные FOCEM средства составляют менее 0,01% совокупного ВВП Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. В свою очередь, полученные ассигнования даже в малых странах объединения не превышают 0,5% ВВП, а для Аргентины и Бразилии помощь из Фонда вообще ничтожно мала (табл.3).

Таблица 3
Объем полученных странами-членами МЕРКОСУР средств Фонда структурной конвергенции в 2008–2012 гг., % ВВП страны
Страна20082009201020112012
Аргентина0,0003%0,0002%0,0008%0,003%0,004%
Бразилия0,00008%0,0005%0,0005%0,0005%0,0002%
Парагвай0,2%0,1%0,1%0,4%0,3%
Уругвай0,002%0,001%0,001%0,1%0,2%
Составлено автором по [6,20].

В ситуации крайней ограниченности ресурсов некоторые специалисты предлагают усилить концентрацию средств и направить их в регионы, обладающие высоким экспортным потенциалом и слаборазвитой инфраструктурой. Коллектив авторов из Университета Антверпена при апробации собственной методики пришел к выводу о необходимости выбора Парагвая в качестве единственного бенефициара FOCEM [21]. Однако даже при сохранении существующей системы распределения финансовых ресурсов, по мнению экспертов ПРОООН, Фонд структурной конвергенции может оказать положительное влияние на развитие человеческого капитала в странах-членах МЕРКОСУР через повышение занятости населения [22]. Помимо этого, FOCEM вносит вклад в улучшение условий жизни населения и бизнес-среды через развитие инфраструктуры. Ярким подтверждением этого является мегапроект в Парагвае по строительству 347-километровой линии электропередач от ГЭС Итайпу. Парагвай не испытывает дефицита электроэнергии, однако система распределения электричества находится в плачевном состоянии вследствие многолетнего недоинвестирования. В результате в 2010 г. в столичном округе произошел блэкаут. Пользователями новой ЛЭП будут около трети домохозяйств в стране, половина коммерческих фирм, более 20% промышленных предприятий и более 18% государственных потребителей [23, 24].
Подведем итоги. В МЕРКОСУР наблюдаются различные типы асимметрии. По уровню социально-экономического развития явными аутсайдерами выглядят Парагвай и проходящая процесс присоединения Боливия. Именно по инициативе Парагвая создан Фонд структурной конвергенции. Малые страны Южного конуса являются основными бенефициарами FOCEM, а приоритетом финансирования — структурная конвергенция на основе развития физической инфраструктуры региона. Фонд является важным шагом в решении насущных проблем объединения, однако современный уровень финансирования не позволяет ожидать решения проблем отсталости стран-членов блока только за счет данного инструмента.


Литература
1. Шеров-Игнатьев, В.Г. Таможенные союзы в интегрирующемся мире. — СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2012. — 228 с.
2. International Trade Statistics 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2001_e/stats2001_e.pdf (дата обращения: 11.09.2013)
3. International Trade Statistics 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf (дата обращения: 11.09.2013)
4. Regional Integration and Foreign Direct Investment in Developing and Transition Economies // UNCTAD Note. — 2012. — TD/B/C.II/MEM.4/2 [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ciimem4d2_en.pdf (дата обращения: 14.09.2013)
5. Intracen Investment Map [Сайт]. URL: www.investmentmap.org (дата обращения: 14.09.2013)
6. World Bank [Сайт]. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 06.08.2013)
7. Доклад о человеческом развитии 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_RU.pdf (дата обращения: 14.08.2013)
8. Berrettoni, D., Lucangeli, J. MERCOSUR: Asymmetries and the MERCOSUR Structural Fund (FOCEM) [Электронный ресурс]. URL: http://www.iadb.org/intal/intalcdi/integracion_comercio/i_INTAL_IYT_34_2012_Berrettoni_Lucangeli.pdf (дата обращения: 11.06.2013)
9. MERCOSUR Report №13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencespo.fr/opalc/sites/sciencespo.fr.opalc/files/i_mercosur_report_13[1].pdf (дата обращения: 11.06.2013)
10. MERCOSUR/CMC/ Dec. № 18/05 Integracion y funcionamiemto del Fondo para la convergencia estrectural y fortalecimiento de la estructura institucional del MERCOSUR [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercosur.int/msweb/Normas/normas_web/Decisiones/ES/CMC_2005-06-19_NOR-DEC_18_ES_Fondos%20Estructurales.PDF (дата обращения: 16.08.2013)
11. MERCOSUR/CMC/Dec. № 28/06 Primer presupuesto del FOCEM [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/1E84D47EA8B0565183257BD0005DAC4B/$File/DEC_028-2006_ES_PrimerPresupuestoFOCEM.pdf (дата обращения: 19.08.2013)
12. MERCOSUR/CMC/Dec. № 44/07 Presupuesto del FOCEM para el ano 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/F3586991CF09B99A83257BD0005DA260/$File/DEC_044-2007_ES_%20Presupuesto%20FOCEM%202008.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
13. MERCOSUR/CMC/Dec. № 51/08 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/9AB69023E096BDF283257BD0005DF329/$File/DEC_051-2008_ES_Presupuesto%20FOCEM%202009.pdf (дата обращения: 19.08.2013)
14. MERCOSUR/CMC/Dec. № 16/09 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/4F40076F1BF676B383257BD0005E25A6/$File/DEC_016-2009_ES_Presupuesto%20FOCEM%202010.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
15. MERCOSUR/CMC/Dec. № 50/10 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/1477651221C3BF4083257BD0005E440D/$File/DEC_050-2010_ES_Presupuesto%20FOCEM%202011.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
16. MERCOSUR/CMC/Dec. № 05/12 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Actualizaciуn del presupuesto 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/24DBD7BCB611A8FE83257BD0005E586E/$File/DEC_005-2012_ES_Actualiz%20Presupuesto%20FOCEM%202012.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
17. MERCOSUR/CMC/Dec. № 48/12 Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR Presupuesto 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/97B4F2E8658925C583257BD0005EA327/$File/DEC_048-2012_ES_Anteproyecto%20de%20Presupuesto%20FOCEM%202013.pdf (дата обращения: 20.08.2013)
18. MERCOSUL/CMC/Dec. № 45/04 Fundo para a Convergencia Estrutural do MERCOSUL [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercosur.int/msweb/Normas/normas_web/Decisiones/PT/DEC_045_04_Fundo%20Estrutural_Ata_02_04.PDF (дата обращения: 16.08.2013)
19. MERCOSUR/CMC/Dec. № 24/05Reglamento del Fondo para la convergencia structural del MERCOSUR [Электронный ресурс]. URL: http://gd.mercosur.int/SAM%5CGestDoc%5Cpubweb.nsf/5A999ED0A74944A883257BD0005ED9E3/$File/DEC_024-2005_ES_Reglamento%20del%20FOCEM.pdf (дата обращения: 16.08.2013)
20. Fondo para la Convergencia Estructural del MERCOSUR [Сайт]. URL: http://www.mercosur.int/focem/ (дата обращения: 19.08.2013)
21. Calfat, G., Flфres, R.G., Rivas, A., Granato, M. Policymaking in Asymmetric Regional Integration: a Methodology for Allocating Cohesion Fund Resources [Электронный ресурс]. URL: http://www.ua.ac.be/download.aspx?c=.IOB&n=83953&ct=77447&e=237748 (дата обращения: 12.06.2013)
22. Regional Integration and Human Development: a Pathway for Africa [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.org/library/PDF/RegIntegAndHumanDev_Africa_web.pdf (дата обращения: 06.09.2013)
23. Administracion Nacional de Electricidad — Paraguay [Сайт]. URL: www.ande.gov.py (дата обращения: 16.09.2013)
24. Convenio FOCEM № 03/10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mercosur.int/focem/archivo.php?a=k41118k819k416c2k9kck6kbk416c21315121ck8k6171216c213k7k9d113k415k4ka18k41cd1k612k9c2d2d5cfd3d2c2kc17k4kc1318c2d4d013k7k9k40a2&x=bfbf05e&y=keke0ac (дата обращения: 21.08.2013)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия