Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Макарова Е. П.
доцент кафедры управления и экономики агробизнеса
Российского университета дружбы народов (г. Москва),
кандидат экономических наук


Управление развитием постинтенсивного инновационного сельского хозяйства в Нидерландах
Статья посвящена анализу системы управления развитием инновационного сельского хозяйства в Нидерландах в условиях, когда интенсификация сельского хозяйства, достигшая к концу ХХ века высочайшего уровня, привела к большим негативным последствиям. Обострение кризисных явлений ускорило принятие правительством страны решения о достижении к 2030 году устойчивого сельского хозяйства и сельского развития на основе развития инноваций второго и третьего порядка и системных инноваций. Выделены основные вехи аграрной политики и характерные особенности инновационной сельскохозяйственной системы Нидерландов
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная система, аграрная экономика, системные инновации, инновационные проекты, аграрная политика, Нидерланды
УДК 33.07; ББК 65.050   Стр: 409 - 413

Перед сельским хозяйством Российской Федерации поставлена задача перейти на инновационный путь развития. В разработанной «Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» констатируется, что «в настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической, технологической базы АПК на качественно новой основе, перед необходимостью перехода к качественно новому инновационному типу развития». В связи с этим представляет интерес опыт зарубежных стран по инновационному развитию аграрного сектора, в частности, опыт Нидерландов.
Как известно, сельское хозяйство Нидерландов является высокопродуктивным благодаря государственной политике, в которой система создания и внедрения инноваций занимает центральное место с 1960-х. Так, урожай основных сельскохозяйственных культур (картофеля, сахарной свеклы, овощных культур, зерновых и цветочных растений), а также продуктивность животноводства одни из самых высоких в мире, а по финансовой стоимости сельское хозяйство Нидерландов занимает второе, после США, место как чистый экспортер. По заявлению министра сельского хозяйства Нидерландов Шарон Дайксма общий годовой сельскохозяйственный экспорт (молочные продукты, мясо свиней и птицы, овощи, цветы и декоративные растения) составил 75,4 млрд евро в 2012 году, что на 3,2 млрд выше, чем в 2011 г. [1].
Нидерланды имеют мировую репутацию по многим видам продукции аграрного сектора и международной торговли. Достаточно сказать, что ежегодно ученые и специалисты передают на рынок около 1800 новых сортов и гибридов, отличающихся высокой продуктивностью, высоким качеством, устойчивостью к неблагоприятным условиям среды. Высокий генетический потенциал голландских сортов используется во всем мире, Так, в США 70% всех сортов овощных культур имеют голландскую генетику. В России выращивают многие голландские сорта и гибриды, также широко используют их и в селекции.
Успехи в аграрном секторе Нидерландами достигнуты благодаря:
— наличию высокоплодородных почв и умеренному климату;
— сильной господдержке инновационного развития сельского хозяйства;
— высокому уровню сельскохозяйственного менеджмента;
— высокоэффективному государственному, научному и образовательному обеспечению инновационного развития сельского хозяйства, широкому сотрудничеству всех заинтересованных партнеров в рамках инновационных сельскохозяйственных систем;
— наличию дешевого природного газа для тепличного хозяйства и производства минеральных удобрений;
— доступу на рынок ЕС.
Аграрная политика Нидерландов, направленная на инновационное развитие отрасли, разрабатывалась в соответствии с приоритетами политики Европейского Союза. В ЕС было выделено 5 проблем: занятость, инновации, образование, социальный аспект и климат/энергия. Разработана программа «Горизонт 2020» и выделено 80 млрд евро на науку и инновации. Правительство Нидерландов определило следующие восемь факторов, диктующих необходимость изменений в агропродовольственном и сельском секторах страны: изменение климата; загрязнение внешней среды; трудности в экономике и торговле; возобновляемость ресурсов; социальные и демографические изменения (старение основной части нации и мигранты); здоровье; сельская экономика и региональное развитие; наука и технологии.
Решение этих проблем в Нидерландах связывают с инновациями нового порядка, так называемыми инновациями второго и третьего порядка (системные инновации), которые создают новые правила и генерируют новые парадигмы [2].
Основные вехи инновационной аграрной политики Нидерландов.
1. Интенсификация сельского хозяйства в Нидерландах к концу ХХ века достигла высочайшего уровня. Так, средняя норма применяемых минеральных удобрений, пестицидов, органики, а также плотность скота и птицы, площадь теплиц были самыми высокими в мире. Эта ситуация вызвала высокое загрязнение подземных и поверхностных вод нитратами, тяжелыми металлами, медью, фосфором. В почве от высоких доз навоза произошло насыщение ее фосфором, выросла кислотность почв. Стала наблюдаться гибель лесов из-за аммиака, выделяемого животноводческими комплексами. Эти негативные процессы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства в 1950–1980-е годы, стали известными уже в 1960-е годы, однако реальные меры по защите окружающей среды начали применять только с середины 1980-х, что было обусловлено жесткими требованиями общественности.
Кроме того, изменилась ситуация на рынке продовольствия. В частности, стал расти спрос на здоровую пищу, производимую по новым технологиям, таким как органическое земледелие и органическое животноводство, к тому же менее агрессивным по отношению к окружающей среде.
Следует отметить, что правительство Нидерландов своевременно ответило на вызов времени. В частности, оно ограничило использование удобрений, пестицидов, концентрацию животноводства, использование энергии в тепличных хозяйствах. Ряд других мер был принят в соответствии с изменением общей сельскохозяйственной политики ЕС. Существующая аграрная политика Нидерландов была заложена в начале 2000-х.
2. В Нидерландах в 2001 г. был разработан политический план: развивать устойчивое сельское хозяйство, безопасное для окружающей среды путем разработки и использования инноваций (the 4th National Environmental Policy Plan (NEP-4), 2001). Этот процесс включает взаимодействие и одновременно усиление (укрепление) технологических, экономических и социально-экономических изменений и был назван переходящим процессом к устойчивому энергетическому балансу, устойчивой базе природных ресурсов и, в конечном счете, к устойчивому сельскохозяйственному сектору. Концепция новой модели сельского хозяйства была опубликована (Sustainable Agriculture 2003–2006). Технология органического земледелия была разработана по заказу правительства Нидерландов в институте Louis Bolk Institute [3].
Кроме того, в Нидерландах достигнуто соглашение с частным бизнесом о создании высокоэффективного производства органического продовольствия с поставкой его на международные рынки (совместная программа Market Development Organic Agriculture»). В настоящее время на эту сферу выделяется 10% от всех бюджетных средств Министерства сельского хозяйства Нидерландов. Это совершенно новая в мире модель сельскохозяйственного производства. Следует отметить, что данную инновацию предложили не ученые, а сельхозпроизводители. На первом этапе они даже объединились с целью совместного продвижения органического продовольствия. Объединение в ассоциации, кроме того, позволяет фермерам «громко» заявить о своих проблемах, чтобы быть услышанными.
3. Знаковым событием для дальнейшего развития сельского хозяйства является публикация в 2005 г. Министерством сельского хозяйства, природы и качества продовольствия своего виденья будущего сельского хозяйства («Going for Agriculture»). Новые модели сельского хозяйства были обсуждены с участием политических лидеров, представителей общественности, частного бизнеса и фермеров.
4. Использование системного подхода: стимулирование инновационных систем.
С целью планомерного перевода развития сельского хозяйства на новую инновационную модель Правительство инициировало несколько программ. Так, программа «TransForum» — это площадка, где сельхозпроизводители, неправительственные организации, официальные лица и ученые встречаются для обмена знаниями и обсуждения вопросов создания инноваций для развития устойчивого сельского хозяйства.
Еще одна программа — «Taskforce Multifunctional Agriculture». В этой совместной программе правительства и частного бизнеса решаются вопросы развития многофункционального сельского хозяйства, развития социальной сферы в сельской местности. При этом во внимание принимается мнение местных представителей бизнеса и администрации. Это свидетельствует о новой, не линейной модели развития, когда роль науки ограничена.
5. Переход на системные инновации. Правительство в 2004 г. определило главный научный сельскохозяйственный центр — университет Вагенингена [4] и заказало разработку нескольких системных инноваций, которые могут стать базой для создания новых моделей сельскохозяйственного развития. При этом использованы два противоположных подхода: первый — это путь от будущего к практике, второй — от практики к будущему. В первом варианте системная инновация должна стать моделью перспективного будущего сельского хозяйства, которая бы опиралась на существующую практику. Во втором случае — от частного к общему и направлена только на реальные системные инновации.
Под системными инновациями мы понимаем, комплексные инновации, которые могут иметь форму и реализоваться только в крупном масштабе и в кооперации со всеми участниками инновационного процесса: фермерами, фермерскими объединениями, национальным и региональным правительством, другими участниками продовольственной цепочки, а также социальными структурами.
В рамках заказа Правительства была разработана программа, включающая создание нескольких вариантов трех системных инноваций (далее проект), которые определят как будет выглядеть сельское хозяйство к 2030 году: во внутреннем кольце городов будет развиваться молочное животноводство, тепличное хозяйство, цветоводство, а также сфера услуг. Внешний круг, с большей площадью, будет использован для производства зеленой продукции, свежего молока, крупномасштабного производства сельскохозяйственной продукции для рынка, а в сельской местности будут развиты крупные сельскохозяйственные кластеры, где на 25% площади интенсивным методом и на 75% будут производить высококачественную продукцию для разных рынков, в том числе и для экспорта.
Организация инновационного процесса в Нидерландах, по существу сводится к следующему. Новые идеи разрабатываются в научных лабораториях университетов, институтов, частных фирм, кооперативов, а также в бизнес-инкубаторах. Технологический трансферт с помощью организации контактов между научными учреждениями и предпринимателями, кооперации и сотрудничества осуществляют посреднические фирмы, брокеры и другие заинтересованные структуры. Таким образом, в стране действует инновационная система, которая имеет следующие особенности.
1. Роль государства — государство создает институциональные предпосылки для стимулирования и поддержания инновационной системы, частично осуществляет финансирование, определяет стратегические задачи и видение будущего сельского хозяйства.
Финансирование инновационной деятельности в Нидерландах осуществляет отраслевое министерство и, главным образом, частный сектор. Самые тщательные усилия осуществляются по совместному (государство и частный бизнес) финансированию проектов. Частные фонды формируются за счет фермерских налогов и контрибуций. Постепенно осуществляется переход на заказные исследования, на прямые инновации. Правительство финансирует ряд инновационных программ, например, программу «Продовольствие и цветы», в разработке которой принимает большое количество участников. Плодоовощеводство и цветоводство, органическое сельское хозяйство и биоэкономика являются стратегическими направлениями инноватизации.
Для стимулирования инноваций государство распределяет ваучеры среди частных ферм, которые они могут использовать для покупки «ноу-хау» у частных фирм, имеющих научные подразделения, и у государственных научных учреждений.
2. Роль науки. Научные учреждения (институты и центры), созданные на базе или с помощью университета Вагенингена проводят прикладные и полевые исследования, являясь, таким образом, инновационными центрами, они находятся под непосредственным влиянием правительства, коммерческого бизнеса, и некоммерческих организаций. Научные проекты разрабатываются совместно с несколькими другими институтами, в том числе зарубежными.
Отметим некоторые из них. Центр развития инноваций (СDI) — работает над процессами инноватизации путем создания инноваций, распространения (в том числе через брокеров инноваций) знаний и поддержкой развития базы для изменений.
Центральный ветеринарный институт (СVI) разрабатывает высокоэффективные средства защиты животных и человека в Нидерландах.
Центр исследований продовольствия и биоресурсов (FBR) разрабатывает инновативные, устойчивые, ориентированные на рынок технологии по производству здорового продовольствия и обеспечения свежими продуктами сети производства и снабжения, биоочистки, биохимикатов и биоматериалов.
Институт аграрной экономики (LEI) проводит экономическую экспертизу в области продовольствия, сельского хозяйства и внешней среды.
Центр по животноводству (Livestock Research) осуществляет фундаментальные, инновативные исследования и разрабатывает практические решения для развития устойчивого и прибыльного животноводства.
Центр прикладных исследований по растениеводству (Applied Plant Research (PPO) проводит совместно с партнерами из различных сельскохозяйственных подотраслей науки и правительством аналитическую работу по выявлению узких мест в сельскохозяйственном менеджменте и передает их в другие научные учреждения для создания инноваций по их решению.
Международный научный центр по растениям Plant Research International (PRI) изучает растения как потенциальные источники продовольствия, сырья и энергии.
Организация RIKILT исследует проблему безопасности продовольствия, является национальной и европейской лабораторией по определению качества.
Кроме того, в Нидерландах имеется крупный Центр по инновационным исследованиям в области продовольствия и технологий в содружестве с 1500 компаниями — это мировой центр создания новых видов продовольствия, ингредиентов, новых продуктов. Правительство уделяет этому направлению большое внимание.
3. Производство, частный сектор. Нельзя отрицать, что в Нидерландах инноваторами часто становятся «обычные» специалисты и фермеры. Так, селекцию новых сортов, в частности, картофеля, семена которого Нидерланды экспортируют более чем в 55 стран, выводят на своих полях несколько фермеров, которые являются членами кооперативов. В Нидерландах шесть крупных кооперативов по производству и маркетингу сельскохозяйственной продукции [5]. Обычно при кооперативах созданы научные лаборатории и подразделения по коммерциализации продукции. Некоторые образцы сельскохозяйственной техники и оборудования также созданы небольшими группами голландских специалистов.
Очевидно, что использование или адаптация инноваций на практике — процесс неоднородный, одни производители более склонны применять новые идеи, другие — более консервативны. П. Дидерен с соавторами [6] приводит следующую классификацию фермеров по результатам проведенного опроса, в результате которого в соответствии с ответами, фермеров разделили на четыре группы (см. диаграмму 1):
а) инноваторы (фермеры, которые первыми используют инновации): из 1075 опрошенных фермеров инноваторами оказалось 29 (3%);
б) ранние адаптеры — фермеры, составляющие четвертую часть всех потенциальных адаптеров (107 — 10%);
в) поздние адаптеры — фермеры, использующие инновации, но не входящие в первую четверть потенциальных адаптеров (259- 24%);
г) не адаптеры — не использующие инновации фермеры, составляли основную часть опрошенных фермеров — 680 фермеров (63% опрошенных).
Опрос проводился на основании внедрения следующих инноваций: автоматическая система учета урожая в теплице; система логистики, измеряющая автоматически рост растений, сорт, транспорт и упаковку; использование ультразвука как способа, уничтожающего вредителей в теплице; интегрированная система, направленная на улучшение экологии за счет переработки отходов при производстве свинины и разведении рыбы, которые затем используются при выращивания водных растений для фармацевтической промышленности; система сушки куриного помета для приготовления удобрения.
Диаграмма 1. Результаты опроса фермеров об использовании инноваций
(составлено автором по Diederen et all., 2003).
Диаграмма показывает, что отношение сельхозтоваропроизводителей к инновациям весьма консервативное даже в Нидерландах (более 63% не стремятся адаптировать инновации).
Анализ причин показал, что основные факторы в разнице использования инноваций следующие: размер ферм, рыночные возможности, платежеспособность и возраст фермера. Так, ранние адаптеры и инноваторы, как правило, не отличаются структурой своих ферм, но различаются своим поведением. Инноваторы характеризуются тем, что ищут инновации и часто вовлечены в процесс развития инноваций.
Также важно отметить, что в Нидерландах относительно давно существуют неформальные объединения фермеров в так называемые «группы изучения». Это система, в которой фермеры с одинаковыми интересами делятся своими достижениями друг с другом, а также нанимают одного или более консультантов [7]. Консультанты осуществляют анализ хозяйственной деятельности ферм, дают рекомендации по производственным вопросам и маркетингу, способствуют инноватизации фермерского хозяйств.
Некоторые авторы считают, что для стимулирования инноваций получение знаний (learning) от коллег — сельхозпроизводителей, от сельхозпроизводителей из других регионов и даже от производственников извне сельскохозяйственного сектора имеет ключевое значение. Более того, некоторые организации требуют от научных учреждений устанавливать новые, более тесные связи с сельхозпроизводителями, а также улучшить механизм сельскохозяйственных закупок [8].
4. Внедренческие службы. В Нидерландах информационная служба AKIS и консультативная служба распространения знаний частично приватизированы и, по мнению ряда авторов, недостаточно активно работают в инновационном процессе. Поэтому в этой сфере начинают участвовать, как государственные, так и всевозможные частные организации, отдельные консультанты и брокерские фирмы [9].
5. Существенную роль как двигателя инноватизации сельского хозяйства играют всевозможные брокерские и другие посреднические службы. Брокеры как отдельный механизм от службы внедрения и распространения знаний возникли сравнительно недавно в инновационной системе сельского хозяйства. При этом нет единого мнения о том, что значит брокер инноваций в сельском хозяйстве. Так, под данным термином может скрываться организация или орган, который действует как агент или брокер между двумя и более партнерами на любом этапе инновационного процесса. Такая посредническая деятельность охватывает помощь в обеспечении информации о потенциальных партнерах, оценку сделки между партнерами, создание удовлетворяющих все стороны условий для поддержки инновации, включая финансирование, либо другие организации вплоть до действующих как сетевая команда (коллектив), нацеленная не только на организацию или применение инновации, но и на стимулирование других организаций на инноватизацию [10]. Таким образом, центр экономического сельскохозяйственного развития переносится с традиционного линейного научно-технического процесса, заключающегося в выдаче наукой новых технологий, к организации сети или системы, включающей ученых, фермеров, предпринимателей и другие организации, вовлеченных в процесс создания, распространения, адаптации и использования.
6. Участие местных сообществ. На процесс создания, распространения, адаптации и использования инноваций оказывает влияние местное сообщество. Так, общество требует, чтобы сельскохозяйственные инновации соблюдали баланс между новой практикой и альтернативными механизмами — рынком, трудовыми ресурсами, землепользованием и распределением дохода.
Установлено, что инновации более успешны, если они основываются на местных ресурсах, имеют местную или региональную сеть, связаны с региональной экономикой и планируемыми целями. Поэтому политическая и организационная поддержка инноватизации, согласно территориальным принципам, помогает снять когнитивные, психологические и межиндустриальные барьеры, поможет установить региональное инновационное партнерство. В конечном счете, стимулируется создание многопартнерской кооперации, владеющей в различных формах территориальным капиталом для создания инноваций.
На примере созданной инновационной платформы IDM (Innovation Platform Sustainable Meierij можно понять, как это достигается. IDM совместно с местной мульти-сетью распространения знаний Regiowaarde (Knowlege Network Regions Value) формирует коллективную организацию, которая способствует взаимодействию между природными ресурсами и динамичной региональной экономикой. Платформа разрабатывает конкурентоспособный проект, учитывающий три аспекта устойчивости: люди; сельская среда; IDM также обеспечивает площадку для обсуждения проблем регионального развития, диверсификации, возрождения, «ребрендинга» сельских территорий.
Другая инновационная платформа, созданная в регионе Het Groene Woud, также объединила частных и общественных партнеров для работы в альянсе. Задача — создать товаропроводящую систему для местных качественных продуктов и услуг.
Выявлены три важных аспекта территориального взаимодействия при инноватизации:
— кооперация предпринимателей из бизнеса и сельскохозяйственного сектора;
— учет социальных ценностей (название территории, фирм, брендов);
— идентификация региона, как преимущество для инноваций.
Таким образом, интенсификация сельского хозяйства Нидерландов, достигшая к концу ХХ века высочайшего уровня, привела к большим негативным последствиям. Обострение кризисных явлений ускорило принятие правительством страны решения о развитии к 2030 году устойчивого сельского хозяйства и сельского развития на основе развития инноваций второго и третьего порядка и системных инноваций. Создается новая, инновационная экономика сельского хозяйства, благодаря стимулированию инновационных сельскохозяйственных систем и инновационных платформ.
В Нидерландах в принятии решений по разработке инноваций и их финансированию участвуют представители местных университетов, фермеры, предприниматели, городские группы, ученые, специалисты службы сельскохозяйственных знаний и инноваций (AKIS), местные власти, различные коалиции и партнерства. Привлечение местных университетов в инновационную сеть является жизненно важным фактором. Кооперация ученых с заинтересованными бизнесменами и профессиональными организациями, участие в распространении перспективных научных результатов усиливает интеллектуальные возможности инновационной сети. Разработка нескольких системных инноваций, которые могут стать новыми моделями сельского хозяйства, осуществлена по заказу государства. Осуществляется региональное системное инновационное преобразование сельского хозяйства и сельского развития. Данная тенденция является для такой небольшой по размерам страны особенно интересной.
Инновации более успешны, если они основываются на местных ресурсах, имеют местную или региональную сеть, связаны с региональной экономикой и планируемыми целями. Поэтому политическая и организационная поддержка инноватизации, согласно территориальным принципам, помогает снять когнитивные, психологические и межиндустриальные барьеры, поможет установить региональное инновационное партнерство. В конечном счете, стимулируется создание поли-партнерской кооперации, владеющей в различных формах территориальным капиталом для создания инноваций.
Выявлены 4 движущих фактора инноваций в сельском хозяйстве — государство, бизнес, наука и общественное мнение.
Очевидно, что предпринимаемые правительством меры по развитию новых моделей сельскохозяйственного развития были своевременны и могут сохранить этой стране ведущие позиции в мире.


Литература
1. Сайт Правительства Нидерландов: Сельскохозяйственный экспорт вырос до 75 миллиардов [Режим доступа: URL: http://www.government.nl/news/2013/01/17/agricultural-exports-rise-to-75-billion.html]
2. Brunori, G., Rand, S. and Proost, J. (2007): Towards a conceptual framework for agricultural and rural innovation policies. WP1 report: Review of relevant conceptual frameworks and theoretical underpinnings. IN-SIGHT project, contract no. FP6-2005-SSA 44510.
3. Технология органического земледелия Институт Louis Bolk Institute [Режим доступа: URL: www: louisbolk.Org].
4. Сайт университета н. Вагенингена [Режим доступа: URL: http://www.wageningenur.nl/en/Research-Results.htm Результаты исследований]
5. Baamonde Noche, E., 2005. Agricultural cooperatives in the EU. [Режим доступа: URL: www.pellervo.fi/viestinta]
6. Diederen P., Hans van Meijl, Arjan Wolters &Katarzyna Bijak. Innovation Adoption in Agriculture: Innovators, Early Adopters and Laggards. Cahiers d’йconomie et sociologie rurales, n 67, 2003
7. Proost, J. and Van Weperen, W. (2006): Creating space for change - Farmers’ learning groups in The Netherlands, in: COMPAS Magazine for Endogenous Development, July, no.20, pp. 18-19.
8. Klerkx, L., Gildemacher, P. (2012). The role of innovation brokers in agricultural innovation systems. In: World Bank (2012), Agricultural Innovation Systems: An Investment Sourcebook, pp. 211-230. World Bank, Washington DC
9. Klerkx, L. and Leeuwis, C. (2008): Matching demand and supply in the agricultural knowledge infrastructure - Experiences with innovation intermediaries, in: Food Policy, forthcoming; accepted October 2007.
10. Макарова Е.П. Классификация инновационных брокеров // Горизонты экономики. - 2013. - № 6. - С. 57-63.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия