Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Амосова Г. М.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

Основные этапы развития международных гостиничных сетей
В статье исследуются основные тенденции развития ведущих международных гостиничных сетей мира с конца XIX века до настоящего времени, рассматриваются факторы, которые повлияли на формирование данной отрасли экономики. Особое внимание уделено особенностям функционирования гостиничных сетей в США и странах Западной Европы
Ключевые слова: международные гостиничные сети, географическая экспансия, франчайзинг, стандарты обслуживания
УДК 334.726   Стр: 383 - 385

Первые гостиницы возникли еще за 2 тыс. лет до н.э. в Древней Ассирии. С тех пор облик средств размещения сильно изменился и спектр предлагаемых услуг в них значительно расширился. Отели в современном понимании стали открываться уже в конце XIX века. Основной особенностью развития гостиничного бизнеса стало активное распространение сетевых форм. В ходе анализа тенденций деятельности международных гостиничных сетей можно условно обозначить 4 основных этапа их развития:
1. Формирование первых национальных гостиничных сетей (конец XIX в. — до начало II Мировой войны);
2. Экспансия американских компаний на международный рынок гостиничных услуг в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями (после окончания II Мировой войны — до 70-х гг. XX в.)
3. Выход европейских компаний на международный уровень (70-е и 80-е годы XX в.)
4. Постепенное снижение доли американских гостиничных сетей на мировом рынке гостиничных услуг и появление на международной арене азиатских, австралийских и латиноамериканских компаний (90-е годы XX в. по настоящее время).
Начало первого этапа относится к концу XIX в., когда после индустриализации общества, появления новых видов транспорта (пароходов и железных дорог), ростом доходов населения и развитием массового туризма гостиничное хозяйство значительно изменилось. Появляется устойчивый спрос на качественное размещение и высокий уровень обслуживания. В это же время стали формироваться первые национальные гостиничные сети в США, Канаде и государствах Западной Европы. Так, например, железнодорожная компания «Canadian Pacific» строила гостиницы вдоль своей железной дороги, тем самым добиваясь загруженности и своих поездов и средств размещения. Надо отметить, что и по сей день ей принадлежат роскошные гостиницы в крупнейших канадских городах [1, с. 143]. Однако стоит отметить, что первые формы кооперации в гостиничном хозяйстве часто были представлены в виде синдикатов, концернов, отраслевых ассоциаций и значительно отличались по масштабам своих операций и номерному фонду от современных сетей. Тем не менее, уже на рубеже веков постепенно создавались сетевые формы гостиничных объединений, цель которых заключалась в повышении эффективности функционирования отелей за счет преимуществ, получаемых от стратегического сотрудничества [2, с. 15].
Интересно отметить, что всемирно известная международная гостиничная сеть «Hilton» была основа в 1919 г. в городе Сиско, штат Техас (США). Уже через 6 лет основатель компании Конрад Хилтон покупает еще одни отель в Далласе, и называет его своим именем. Купив несколько малых гостиниц, г-н Хилтон стал пионером по внедрению в каждом номере ванных комнат, зеркал в полный рост, телефонных аппаратов и радиоточек, став образцом для всей гостиничной отрасли на 40 лет вперед [3]. Он стремился максимально стандартизировать набор предлагаемых услуг в его отелях. Также необходимо отметить, что основатель компании изначально хотел присоединять к своей сети по одному новому отелю в год. Однако через несколько десятилетий его компания легко перевыполняла данный план. Позже данная идея привела к внедрению и распространению системы франчайзинга. В то же время в Европе была основана гостиничная сеть Ritz-Carlton. В данной сети все отели были уникальны и не похожи друг на друга. Эта сеть была рассчитана, прежде всего, на богатых постояльцев и предлагала высокий уровень обслуживания. При открытии новой гостиницы в сети Ritz-Carlton оставался принцип его размещения в центре крупного города. Нужно добавить, что в Западной Европе большая часть гостиниц, которые стали впоследствии частью гостиничных сетей, были единичными объектами недвижимости, имевшими богатую историю и принадлежавшими известным владельцам.
С развитием гостиничной отрасли в ней происходили соответствующие институциональные изменения. Постепенно появлялись институты, которые содействовали классификации гостиниц и стандартизации предлагаемого ими набора услуг, который уже в начале XX в. рассматривались, как экономическая необходимость. Так при увеличении числа гостиниц, принадлежащих одной компании для повышения эффективности работы было просто необходимо стандартизировать процессы, чтобы осуществить передачу наиболее удачных решений. Необходимо упомянуть Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский «Союз хозяев гостиниц». А в 1928 г. была основана международная корпорация «The Leading Hotels of the World» («Ведущие отели мира»). Лучшие гостиницы мира и сегодня хотят быть членом данной организации, так как это повышает престиж отеля.
Однако в первую половину XX в. гостиничные сети не стремились расширить свое географическое присутствие за рубежом, они лишь укрепляли свои позиции на внутренних рынках. А период расцвета международных гостиничных сетей пришелся на послевоенный период, когда они значительно расширили свой номерной фонд и географическое присутствие. Именно после 1945 г., после окончания Второй Мировой войны начинается второй этап развития сетей. Также нужно отметить невероятный скачок в объеме пассажирских авиаперевозок и начало регулярных трансатлантических полетов. Авиационная индустрия определила гостиничный бум во всем мире. Кроме того к этому времени США стали лидерами в мировой экономике. Доля этой страны в мировом валовом продукте достигала 45% [4, с. 148]. Кроме того, США удалось задать основную траекторию развития гостиничной отрасли на последующие десятилетия. Основные концепции функционирования сетевыми отелями были впервые внедрены именно американскими компаниями.
Крупнейшие гостиничные сети из США, получив достаточный опыт работы на внутреннем рынке, стали открывать свои первые отели в других странах мира. Одна из первых международных гостиничных цепей «Hilton» была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Pan American». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. В 1949 г. был построен первый отель «Hilton» за пределами США [5]. Например, отель «Hilton» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля данной сети в Нью-Йорке. Важно подчеркнуть, что именно в это время сформировалась концепция развития международных гостиничных сетей. Кроме того, базовый принцип данной концепции заключался в использовании имиджа созданного гостиничным брендом для продвижения новых средств размещения на зарубежных рынках [6, с. 25].
Это не единственный пример успешного сотрудничест­ва авиакомпаний и гостиничных сетей. Данная тенденция была весьма характерна для международной гостиничной отрасли вплоть до 1980-х г. [2, с. 24]. Уже упомянутая компания «Pan American» в 1946 г. основала новое подразделение «InterContinental Hotels» для обеспечения своих пассажиров и сотрудников средствами размещения в разных точках мира. Сегодня «InterContinental Hotels Group» — ведущая международная гостиничная сеть мира с наибольшим размером номерного фонда, который достигает почти 650 тыс. комнат. Можно добавить, что сотрудничество гостиничных сетей и авиакомпаний позволило им стать глобальными транснациональными компаниями. На сегодняшний момент компания «Hilton» имеет более 3,5 тыс. отелей в 78 странах мира, а к сети «InterContinental Hotels Group» относится свыше 4,4 тыс. гостиниц, которые расположены в 100 странах мира [7].
Кроме возможности расширения географической репрезентативности международные гостиничные сети позаимствовали у крупнейших авиаперевозчиков электронные системы бронирования. К концу 1950-х годов в среднем для резервирования места на полет было необходимо привлечь более 10 сотрудников и затратить более 3 часов их рабочего времени. В связи с резко возросшим пассажиропотоком необходимо было создать новые системы бронирования. В 1964 г. авиакомпания «American Airlines» совместно с «IBM» запустила программу «Ciber» [4, c.150]. Теперь процедура бронирования занимала несколько секунд, а ошибка составляла менее 1%. Данная программа позволяла оформить до 20 тыс. продаж в день. К 1970-м годам успех от внедрения новых технологий привел к тому, что подобными системами бронирования стали пользоваться и туристические агентства, и гостиницы по всему миру.
Безусловно, к этому периоду относится возникновение новых правовых институтов, давших новый толчок к развитию и расширению международных гостиничных сетей, а именно франчайзинга. Он имел важную роль в изменении внешней среды развития международных гостиничных сетей [8, p.134]. В 1965 г. компания «Hilton» стала применять франчайзинг как возможность расширения географической репрезентативности сначала на территории США, а затем и на рынках других стран.
Начало третьего этапа развития гостиничных сетей можно отнести к 1970 году. Именно до этого времени продлилось единоличное доминирование американских гостиничных сетей. В тот период Западная Европа демонстрировала высокие темпы экономического развития. Стал активно развиваться международный туризм и в европейских странах, таких как Италия, Франция, Испания, Германия. Нужно отметить, что если в 1950 г. США занимала первое место по числу иностранных туристических прибытий, то уже к 1970 году она была смещена европейскими странами на 5 место по данному показателю. Безусловно возросший туристический поток стимулировал бурное развитие гостиничного сектора в Западной Европе. Уже в 1978 г. 8 из 10 международных гостиничных сетей принадлежали американцам [2, с.26]. То есть в конце 1970-х годов происходило значительное проникновение новых игроков на рынок гостиничных услуг, причем за счет появления неамериканских компаний.
Однако по-прежнему гостиничные сети из США имели огромное влияние на мировом рынке. Приход в 1962 г. компании «Hilton» в Голландию привел к значительным изменениям на рынке гостиничных услуг данной страны [9, p.270]. Во многих локальных отелях стали активно внедряться стандарты обслуживания американской компании. Кроме того, приход такого сильного конкурента на рынок Голландии привел к созданию гостиничной сети «Golden Tulip Hotels» совместно с авиакомпанией KLM. Достаточно быстро данная компания смогла выйти на международный уровень. Нужно отметить успех французской компании «Accor». Благодаря активному использованию договоров франчайзинга ей удалось быстро увеличить число гостиниц и заметно расширить географическое присутствие. В 1978 г. она управляла 45 отелями, а в 2010 г. — уже 4200 в 90 странах мира [10].
Кроме того, важно подчеркнуть, что в 1970-80-е гг. при относительном насыщении рынка гостиничных услуг в США и Западной Европе стало все четче проявляться сегментация в данной отрасли. Стали появляться конгресс-отели, отели при аэропортах, курортные гостиницы, гостиницы-казино, молодежные гостиницы.
Наконец, последний, четвертый этап развития гостиничных сетей относится уже к 1990-м годам. В это время в связи с быстрым экономическим ростом Восточной Азии, а именно Китая, можно отметить значительное увеличение пассажиропотока из данного региона. Также стали появляться первые азиатские гостиничные сети. К 2010 г. в рейтинге крупнейших гостиничных сетей мира 9 из первых 50 компаний представляют Китай. Однако хотелось отметить, что на данном этапе эти сети, прежде всего, сосредоточены на экспансию в азиатском регионе. Кроме того, за последние годы на рынок гостиничных услуг стали выходить участники из Австралии, Латинской Америки и Африки. Однако американским компаниям по-прежнему удается удерживать лидерство. Так, на 2009 год, согласно специальному докладу журнала «Hotels», на долю американских гостиничных сетей приходилось 49,5% мирового рынка. Их ближайшие конкуренты — это компании из Европы, их доля составляла 25%. Далее следуют международные гостиничные сети из Азии. А затем с большим отставанием расположились компании из Латинской Америки, Австралии и Африки соответственно.
Хочется добавить, что в настоящее время для гостиничной индустрии характерно все большее укрупнение ведущих международных гостиничных сетей. Компании хотят создавать портфели брендов гостиничных сетей, чтобы удовлетворять потребности разных категорий потребителей. Так, компания «Hilton» включает в себя 9 известных гостиничных брендов: Hilton, Conrad Hotels & Resorts, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hampton Inn, Hampton Inn & Suites, Hilton Garden Inn, Hilton Grand Vacations, Homewood Suites by Hilton и The Waldorf Astoria Collection. А французская компания «Accor» владеет брендами от эконом до люкс класса: Formule 1, Ibis, Novotel, Mercure, Pullman и Sofitel.
Необходимо добавить, что в ходе исследования развития гостиничных сетей мира автором были выделены важнейшие аспекты функционирования гостиничных сетей, а именно: необходимость накопления опыта присутствия на внутреннем рынке до международной экспансии, стремление к наибольшей географической репрезентативности, а также разработка и внедрение стандартов предоставляемых услуг для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов.
В заключение хочется отметить перспективы развития данного сектора экономики. Международный туризм будет активно развиваться в ближайшие десятилетия. Ведь на сегодня лишь 13,5% населения земли путешествуют [11]. Значит, и потребность в международных гостиничных сетях будет увеличиваться.


Литература
1. Данилов С.Ю. История Канады. - М.: Весь Мир, 2006 - 256 с.
2. Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. - 384 с.
3. Данные о Hilton Hotels Corporation URL http://www.prohotel.ru/catalog-8948/0/ (дата обращения 15.04.2011)
4. География туризма: учебник / Колл. авторов под. ред. А.Ю. Александровой. - 3-е изд., испр. - М.: КНОРУС, 2010. - 592 c.
5. Гладенко. Рождение сети отелей «Хилтон». URL http://www.biztimes.ru/index.php?artid=322 (дата обращения 15.04.2009)
6. Смирнова М. Формирование гостиничной сети: концепции, методика, практика // Гостиничное дело. - 2005. - Ноябрь. - С. 25-30.
7. Special Report: Hotels’ 325. Hotels Magazine. October 2010, URL http:// www.hotelsmag.com (дата обращения 01.05.2011)
8. Ingram P.L. The rise of hotel chains in the United States. 1896-1980. Garland Publishing: N.Y., London, 1996
9. Go F.M., Pine R. Globalization strategy in the hotel industry. Routledge: London, N.Y., 1995
10. Accor in Brief. Accor worldwide. URL http://www.accor.com/fileadmin/user_upload/Contenus_Accor/Commun/pdf/EN/accor_in_brief.pdf (дата обращения 12.05.2011)
11. Показатель рассчитан автором на основе данных Всемирной Туристической Организации (URL http:// www.unwto.org) и аналитических материалов ЦРУ США (URL http:// https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html) (дата обращения 02.05.2011)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия