Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Коваленко Н. И.
аспирант кафедры финансов
Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана


Распределение финансовых ресурсов между уровнями экономической системы Украины
В статье определены сущностные характеристики уровней экономической системы Украины. Рассмотрены формирование и распределение финансовых ресурсов между ними, показаны их взаимосвязи. Дан анализ ключевых показателей, характеризующих состояние каждого уровня, субъекта
Ключевые слова: Украина, финансовые ресурсы, государственный бюджет, уровни экономической системы
УДК 336; ББК 65.26   Стр: 361 - 364

Для формирования системного представления о финансовых ресурсах государства крайне необходимым является исследование их распределения между уровнями экономической системы. Данный вопрос еще более актуален на фоне усиления роли государства в процессах бюджетного регулирования в период смены экономических фаз развития страны, происходящих колебаний экономической стабильности. Распределение ресурсов дает возможность определить приоритеты государственной политики и их соотношение с законодательно закреплёнными функциями государства.
Согласно одному из распространённых подходов, финансовые ресурсы в государстве аккумулируются на следующих уровнях его экономической системы:
● на микроуровне, то есть в рамках домохозяйств. Источником их формирования могут быть как ресурсы сферы государственных финансов, так и ресурсы предприятий. Говоря иначе, они аккумулируются в результате создания валового внутреннего продукта, и его перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы представлены в виде доходов населения, накоплений (депозитов и вложений в банковскую систему) и др.
● на мезоуровне — у субъектов предпринимательской деятельности финансовые ресурсы являются результатом распределения новосозданного в экономике валового внутреннего продукта. Они имеют вид капитала предприятий, их прибыли, капитальных вложений и др.
● на макроуровне — финансовые ресурсы образуются посредством распределения, перераспределения и централизации валового внутреннего продукта и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов [1, 5].
Следует отметить, что между субъектами экономики существуют определённые взаимосвязи. Например, все они являются плательщиками налогов, которые аккумулируются на государственном уровне (в соответствующем бюджете). В тоже время, некоторые субъекты экономики получают из бюджета социальные трансферты (население), дотации, субсидии и субвенции (предприятия). Кроме того, в государственном секторе используются ресурсы, владельцами которых являются субъекты микроуровня (трудовые и природные ресурсы) и мезоуровня (изготовленные товары и предоставляемые услуги). Таким образом, финансовые ресурсы одного уровня могут распределяться между другими уровнями. Например, депозиты домохозяйств (или другие виды вложений), посредники (банковские учреждения, кредитные общества, различные финансовые фонды) используются для передачи их тем субъектам экономики, кто в них нуждается, тем самым «вливая» их в экономическую систему страны. Предприятия и государственный сектор могут осуществлять инвестиции, развивая тем самым приоритетные сферы экономики, или удовлетворяя общественные потребности. Находясь в такой взаимосвязи и эффективно распределяя финансовые ресурсы, экономика страны имеет потенциал к дальнейшему качественному развитию.
Микроуровень. Представлен такими субъектами как домохозяйства, которые являются главными поставщиками экономических ресурсов в экономике в обмен на определённое вознаграждение (в виде заработной платы, прибыли и смешанного дохода, ренты, процентов от капитала). Так, показатель доходов населения за последние пять лет вырос на 66,4% и составил 1407,2 млрд грн. в 2012 году (примечательно, что рост доходов наблюдался даже в кризисном для экономики страны 2009 году — 5,8%). С учётом ценового фактора реальные доходы населения в 2012 году выросли на 9,7% (в 2008 году — на 7,6%; в 2009 году наблюдалось падение на 10%).
С другой стороны, предприятие выплачивает это вознаграждение наемному работнику, что отражается в показателе оплаты труда, который за 2008–2012 года вырос на 52,6% и составил до 728,1 млрд грн. Такой рост был поддержан повышением социальных гарантий: в то числе ростом минимальной заработной платы (в 2012 году — 14%), и, как следствие, реальной заработной платы (на 14,4%). Еще один источник дохода домохозяйств — прибыль, смешанный доход, который за последние пять лет вырос на 62% до 212,4 млрд грн.
Домохозяйства связаны также и с государственным бюджетом, так как они являются плательщиками налога с доходов физических лиц и получателями социальных трансфертов от государства (пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия при рождении ребенка, пособия по инвалидности и др.). Так, поступления в Сводный бюджет от этого налога за 2008–2012 года выросли в 1,5 раза до 68,1 млрд грн. При этом ставка налога не была постоянной: до 2004 года действовала прогрессивная шкала (10–40% в зависимости от суммы дохода), с 01.2004 — 13%, с 01.2007 — 15%. На сегодняшний день новая редакция Налогового кодекса предусматривает ставку 15–17% в зависимости от суммы дохода [7].

Таблица 1
Финансовые ресурсы микроуровня
Показатели / Период2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Доходы населения, млн грн.845 641894 2861 101 1751 266 7531 407 197
темп роста реальных доходов населения, % к предыдущему году107,690117,1108109,7
Оплата труда наёмных работников, млн грн.470 464451 343540 651629 472718 159
темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году106,390,8110,2108,7114,4
темп роста минимальной заработной платы, % к предыдущему году123,8120,8138,1108,4114,0
Прибыль и смешанный доход, млн грн.131 139129 760160 025200 230212 420
Налог с доходов физических лиц, млн грн.45 89644 48551 02960 22568 092
Сбережения, млн грн.52 01180 377161 867123 123104 560
депозиты домохозяйств (остатки средств на конец периода), млн грн.217 860214 098275 093310 390369 246
склонность домохозяйств к сбережениям, %8,212,119,112,49,6
Источник: [8, 9, 10, 11]; расчеты автора.

Следует отметить, что часть доходов направляется населением на потребление (покупка товаров и услуг, выплату доходов от собственности, уплата налогов, взносы на социальное страхование и т.д.), а оставшаяся часть, в условиях открытой экономики, переходит в форму сбережений (наличные средства, вклады в банках (депозиты), ценные бумаги) [6, c.122]. Тем самым создается дополнительный свободный финансовый ресурс, который может быть использован другими субъектами экономики для своих целей (включает развитие производства). Сбережения населения Украины за 2008–2012 года выросли в 2 раза до 104,6 млрд грн., в том числе депозиты — на 69,5%. Склонность домохозяйств к сбережениям выросла за указанный период и составила 9,6% в 2012 году. Причём в кризисный и посткризисные года наблюдался высокий показатель склонности к сбережениям, что объясняется тревожными ожиданиями домохозяйств по поводу будущей экономической ситуации в Украине и в мире в целом.
На современном этапе развития экономики необходимой является оптимизация системы перераспределения финансовых ресурсов, которые находятся у населения: если государство чересчур вмешивается в перераспределение доли населения в валовом внутреннем продукте, это подрывает стимулы к труду и снижает темпы экономического роста [3, c. 214]. Такой подход к государственной политике в сфере распределения финансовых ресурсов требует контроля на высоком уровне, как в бюджетной сфере (особенно за целевым и эффективным использованием ресурсов), так и в сфере налогообложения (необходима чёткая экономическая обоснованность существующих и новых налогов, а также действенная система реализации их регуляторного влияния, в том числе и для обеспечения социальной справедливости в обществе).
Мезоуровень. Представлен предприятиями различных форм собственности, которые осуществляют на свой риск деятельность по производству продукции (предоставление услуг) с целью получения прибыли или других выгод [5, с. 179]. Результаты деятельности предприятий призваны удовлетворять потребности домохозяйств и других участников экономики (взаимодействие происходит через рынок продуктов). В обмен на эти товары (услуги) предприятие на рынке потребления получает деньги (выручку) от других субъектов экономики (покупателей) для приобретения экономических ресурсов с целью осуществления дальнейшего процесса производства (предоставления услуг); осуществления инвестиций или других целей.
Прибыль предприятий показывает, насколько верно был оценен рыночный спрос на продукцию, определена товарная номенклатура, объем производства, ценовая политика, сегменты рынка реализации продукции. Этот показатель достаточно адекватно отображает общую экономическую ситуацию в стране: отрицательная прибыль в 2009 году и замедление её роста до 0,8% в 2012 году при падении валового внутреннего продукта на 14,8% и замедлении роста до 0,2% соответственно. В тоже время рентабельность операционной деятельности предприятий выросла с 3,9% в 2008 году до 5% в 2012 году, что свидетельствует о превышении показателя финансового результата над расходами операционной деятельности предприятий. Также наблюдаем рост в 2008–2011 годах таких важных показателей для предприятий как оборотные активы (в 1,5 раза до 2584,2 млрд грн.) и собственный капитал (в 1,4 раза до 1586,3 млрд грн.). Однако предприятия не только производят товары (предоставляют услуги), но также инвестируют средства в обновление своих основных фондов, покупку ценных бумаг других участников рынка и внедрение в деятельность достижений научно-технического прогресса. Так, за 2008–2012 года капитальные инвестиции за счет собственных ресурсов предприятий и организаций снизились на 3,2% и составили 156,1 млрд грн. в 2012 году, при этом их доля в общей сумме капитальных инвестиций составляла за все года около 60%, что говорит о превалирующем значении данного источника инвестиций для экономики.
Сектор предприятий является наибольшим плательщиком налогов в стране. От него в бюджет поступают: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор, ввозную пошлину и др. За период 2008–2012 года поступления в Сводный бюджет Украины налога на добавленную стоимость выросли на 50,8% до 138,8 млрд грн., налога на прибыль — на 16,6% до 55,8 млрд грн., акцизного сбора — на 3% до 38,4 млрд грн. (единственный из перечисленных налогов, который продолжал свой рост даже в кризисном 2009 году). При этом аналитический показатель налоговой нагрузки на предприятия продолжает расти (с 18% в 2008 году до 21,2% в 2012 году). При этом ставка налога на добавленную стоимость остается стабильной (20%, с 01.01.2014 — 17%), ставка налога на прибыль поэтапно снижается (до 2011 года — 25%, с 01.01.2011 — 23%, с 01.01.2012 — 21%), а ставки акцизных сборов периодически повышаются (особенно на табак и табачные изделия, транспортные средства). В то же время возросла налоговая нагрузка на экономику в целом — с 24% в 2008 году до 25,6% в 2012 году. Вероятно, что последовательное снижение основных налоговых ставок приведет к снижению налоговой нагрузки на предприятия и экономику в целом, что позволит освободить определённую сумму финансовых ресурсов для инвестирования и расширения деятельности.
На сегодняшний день для предприятий Украины, конечно, существует ряд проблем: низкая прибыльность деятельности, высокая налоговая нагрузка, неполноценное использование инвестиционных возможностей экономики, недостаточная государственная поддержка приоритетных ее сфер и др. В долгосрочной перспективе необходимо обратить внимание на решение указанных проблем. Предприятия должны иметь в распоряжении достаточное количество финансовых ресурсов не только для осуществления своей основной деятельности, но и для осуществления инвестиций с целью расширения производства товаров (предоставления услуг) и его перевода на инновационную основу. В то же время, предприятие должно находиться в благоприятных экономических условиях: разумный баланс в регулировании между рынком, государством, другими участниками и собственно рыночными институтами. Также стоит акцентировать внимание на создание хороших условий в налоговой сфере (снижение налоговой нагрузки). В таких условиях сектор предприятий не только будет успешно функционировать, но и создавать привлекательный инвестиционный образ государства в целом.

Таблица 2
Финансовые ресурсы мезоуровня
Показатель / Период2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Прибыль предприятий, млн грн.-45 01158 334122 210101 885
рентабельность операционной деятельности предприятий, %3,93,345,95
Оборотные активы (по состоянию на 31.12.), млн грн.1 665 3201 893 9292 229 8922 584 163
Собственный капитал, млн грн.1 133 6041 269 5381 426 7121 586 285
Капитальные инвестиции (за счёт собственных средств предприятий и организаций), млн грн.161 277127 435114 964152 279156 149
в % к общему объему капитальных инвестиций59,366,160,858,659,2
Налог на добавленную стоимость, млн грн.92 08384 59786 316130 094138 827
Налог на прибыль предприятий, млн грн.47 85733 04840 35955 09755 793
Акцизный сбор, млн грн.12 78321 62428 31633 91938 429
Налоговая нагрузка на предприятия, %18,018,118,420,521,2
Источник: [8, 9, 10]; расчеты автора.

Макроуровень. Представлен государственным сектором, который наделён правами регулятора социально-экономического развития общества для выполнения законодательно определённых и закрепленных функций [5, с. 172]. Как уже отмечалось выше, государство получает от других субъектов экономики налоговые платежи, аккумулируя их в государственном бюджете и распределяя их потом для финансирования заранее определённых статей расходов. По отношению к домохозяйствам осуществляются трансфертные платежи (социальные выплаты). Относительно предприятий государство осуществляет выплату дотаций, субвенций и субсидий в целях компенсации определённых расходов, связанных с их деятельностью (в основном это касается предприятий, обеспечивающих общественные потребности). Так, финансовые ресурсы макроуровня будем рассматривать в рамках основных составляющих Сводного бюджета. Налоговые поступления за 2008–2012 года выросли на 58,7% до 360,6 млрд грн.; неналоговые поступления — на 33,8% до 80,9 млрд грн. В тоже время падение продемонстрировали доходы от операций с капиталом — 55,5% до 3 млрд грн. и доходы от целевых фондов — на 75,3% до 0,8 млрд грн. Поскольку с развитием рыночной экономики, государство стало активным участником финансовых рынков и на сегодняшний день выступает в роли предпринимателя, потребителя, инвестора, банкира, заемщика и экспортера капитала [4, с. 74], то следует обратить внимание на показатель капитальных расходов Сводного бюджета. За пять последних лет данный показатель снизился на 1,2% до 40,7 млрд грн., а его доля в валовом внутреннем продукте упала до 2,9%. Такая ситуация может свидетельствовать о недостаточно развитом государственном инвестировании в экономику, что означает новые перспективы для развития государственных финансов в будущем.
Для макроуровня также характерно наличие внебюджетных ресурсов, средства которых предназначены для финансирования определённых мероприятий (важно то, что расходы чётко закрепляются за определёнными видами доходов). К таким субъектам относят: Пенсионный фонд Украины (поступления за 2008–2012 года выросли на 50,6% до 222,6 млрд грн.); Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности (1,5 раза до 10 млрд грн.); Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на 51,7% до 6,2 млрд грн.). Поступления в Фонд социального страхования на случай безработицы за период 2008–2011 года выросли в 1,7 раза до 8,7 млрд грн. Таким образом, ресурсы внебюджетных фондов имеют возрастающую тенденцию, что свидетельствует о расширении функций этих фондов и эффективность их деятельности в рамках обеспечения общественных потребностей.
Рациональное использование финансовых ресурсов страны является объективным требованием для решения стратегических задач государства поразвитию экономики и общества в целом. Важно, чтобы использование существующего ресурсного потенциала было системным, имело в основе адекватный организационно-управленческий механизм [2].
Финансовые ресурсы государства являются материальной базой для всех субъектов экономики. Для дальнейшего эффективного развития системы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов необходимо также учитывать интересы всех субъектов, поддерживая на должном уровне дееспособности все свои структурные и динамические параметры.

Таблица 3
Финансовые ресурсы макроуровня
Показатель / Период2008 год2009 год2010 год2011 год2012 год
Бюджетные ресурсы (Сводный бюджет), млн грн.
налоговые поступления227 165208 073234 448334 692360 567
неналоговые поступления60 49558 43673 83759 76080 923
доходы от операций с капиталом6 7023 6533 1432 3482 986
целевые фонды3 3472 1602 7731 029826
Капитальные расходы, млн грн.41 17920 05230 64841 75440 683
доля в валовом внутреннем продукте, %4,32,22,83,22,9
Внебюджетные ресурсы (поступления), млн грн.
Пенсионный фонд Украины147 800148 373183 563197 554222 632
Фонд социального страхования по временной утрате трудоспо-собности6 8287 9708 56010 048
Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы5 0596 1507 4578 734
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний4 0843 1524 1515 5166 194
Источник: [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]; расчеты автора.


Литература
1. Василик О.Д. Государственные финансы: учебник. - Киев: Центр учеб. литературы, 2004. - 608 с.
2. Григоровский О.В. Финансовые ресурсы государства, проблемы и пути улучшения их использования. - URL: http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Economics/ 68203.doc.htm/
3. Орлюк О.П. Финансовое право: науч. пособие. - Юринком Интер, 2003. - С. 528.
4. Романенко О.Р., Огородник. С.Я. Финансы: науч.-метод. пособ. для самост. изуч. дисциплины. - К.: КНЕУ, 2006. - С. 312.
5. Федосов В.М., Юрий С.И. Теория финансов: учебник. - Киев: ЦУЛ, 2010. - С. 576.
6. Финансы: науч.-метод. пособ. для самост. изуч. дисциплины. - 2-е изд. - К.: КНЕУ, 2003. - С.380.
7. Налоговый кодекс Украины. - URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2755-17/
8. Национальные счета Украины: Статистический сборник. - 2012.
9. Отчеты об исполнении Государственного бюджета Украины. - URL: http://www.minfin.gov.ua/
10. Официальный сайт Государственной службы статистики Украины. - URL: http://ukrstat.gov.ua/
11. Официальный сайт Национального банка Украины. - URL: http://www.bank.gov.ua/
12. Официальный сайт Пенсионного фонда Украины. - URL: http://www.pfu.gov.ua/
13. Официальный сайт Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. - URL: http://www.fse.gov.ua/
14. Официальный сайт Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. - URL: http://www.dcz.gov.ua/
15. Официальный сайт Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - URL: http://www.social.org.ua/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия